Jump to content

Эколого-эволюционная теория

Эколого-эволюционная теория (ЭЭТ) — социологическая теория социокультурной эволюции , которая пытается объяснить происхождение и изменения общества и культуры . [1] [2] Ключевые элементы сосредоточены на важности окружающей среды и технологических изменений . [3] EET был описан как теория социальной стратификации , поскольку она анализирует, как стратификация менялась с течением времени в разных обществах. [4] Это также рассматривалось как синтез структурного функционализма и теории конфликта . [4] предложенная Герхардом Ленски Эта теория, , возможно, лучше всего сформулирована в его книге «Эколого-эволюционная теория: принципы и приложения» (2005). [2] [5] Говорят, что его основные сотрудники, Жан Ленски и Патрик Нолан, также внесли свой вклад в EET. [5] [6]

Ленски отмечает, что общество и культура развиваются посредством символов, что делает этот процесс гораздо более быстрым, сознательным и целенаправленным по сравнению с биологической эволюцией . Однако, как и в случае биологического выживания наиболее приспособленных , в социокультурной эволюции происходит процесс межсоциетального отбора, при котором менее приспособленные социокультурные системы вымирают, заменяясь более эффективными. [2] Проводя другую аналогию с биологической эволюцией, Ленски утверждает, что выживающие социокультурные системы делают это в первую очередь благодаря своему уровню технологического прогресса, который в противном случае «слеп и бесцелен, как результат биологического процесса естественного отбора, и столь же безразличен к человеческие убеждения и ценности». Таким образом, Ленски не утверждает, что выжившие общества морально превосходят побеждённые — просто они более эффективны в технологическом прогрессе . Это, в свою очередь, помогает этим обществам выживать и развиваться. [7] Таким образом, технологии можно сравнить с генами общества, наделяющими его новыми способностями, поскольку новые технологии позволяют ему делать то, что оно не могло делать раньше. [6]

Технология — это фактор, важность которого Ленский подчеркивает превыше всех других, и он различает общества по их технологическому уровню на охотников-собирателей , простое и сложное садоводство , аграрные общества и индустриальные общества . [5] В то же время характеристики общества выходят за рамки технологий и касаются его демографических и генетических характеристик; культура, в том числе материальная; социальные организации и институты. [6] Природная среда также играет роль, как и географическое положение в целом; поскольку изолированные общества имеют меньше шансов получить выгоду от взаимодействия с другими. [8] [9]

Теория Ленски сосредоточена на материальной инфраструктуре общества (рост населения и экономические отношения), и поэтому ее называют материалистической . [2] [10] Он основан на классических теориях Томаса Мальтуса и Герберта Спенсера, рассматривающих общество и культуру как продукты природы (человеческие существа), подчиняющиеся естественным законам . [11] Ленски утверждает, что люди часто действуют против интересов общества, которые он приписывает эгоизму и индивидуализму, которые сами по себе являются продуктами различного жизненного опыта. [12] Он отмечает, что разные общества выживают благодаря своим стратегиям существования, которые позволяют им черпать ресурсы (энергию) из окружающей среды; эти стратегии определяются технологиями, которыми обладают эти общества, а сами они в значительной степени определяются демографией (население и его рост) и экономическими системами ( разделение труда ). [13] Технология, определяемая им как «информация о способах использования ресурсов окружающей среды для удовлетворения человеческих потребностей и желаний», является важнейшим элементом социокультурной системы. [14]

Ленски далее утверждает, что социокультурные изменения являются эффектом либо взаимодействия с другим обществом и культурой, либо результатом изменения окружающей среды (от естественных, таких как ледниковые периоды, до антропогенных, таких как истощение ресурсов ). [13] Основным способом борьбы людей с изменяющейся окружающей средой является самоусиливающееся развитие технологий, поскольку инновации, как правило, менее распространены, чем копирование решений, изобретенных другими ( культурная диффузия ). [14] [8]

Все общества разделяют две частично конкурирующие цели: максимизация производства и минимизация политических изменений (сохранение власти элитами). Чем выше социальная стратификация , тем более доминирующей является вторая цель. [15] Таким образом, теорию Ленского можно использовать для анализа изменений социального неравенства . [3] Ленски отмечает, что некоторый уровень социального неравенства ожидается во всех обществах, поскольку он связан с различиями в способностях людей и задачах, которые они выбрали для выполнения перед обществом; но он также отмечает, что неравенство во всех обществах всегда было выше идеального, поскольку элиты обычно стараются сохранить свой доминирующий статус. [4] Ленски утверждает, что неравенство достигло своего пика в аграрных или промышленных обществах и с тех пор медленно снижается. [9]

Ленски отмечает, что силы технологических изменений (инноваций) находятся в постоянном конфликте с силами преемственности и стабильности, такими как традиции, консерватизм, противодействие корыстных интересов подрывным технологиям и общая тенденция людей сопротивляться изменениям. [6] [9] Однако он заключает, что обычно технический прогресс преодолевает любые препятствия, заставляя меняться социокультурные системы. [6] Ленски также отмечает, что технологические изменения со временем ускоряются. [8]

Теорию хвалили как «синтез ключевых идей основателей социологии и современной макросоциологии и антропологии». [2]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Элвелл (2013), стр.92
  2. ^ Jump up to: а б с д и Элвелл (2013), стр.91
  3. ^ Jump up to: а б Майкл Г. Вон; Мэтт ДеЛизи; Холли К. Матто (12 августа 2013 г.). Поведение человека: подход «от клетки к обществу» . Джон Уайли и сыновья. п. 313. ИСБН  978-1-118-41625-9 .
  4. ^ Jump up to: а б с Скотт Сернау (28 апреля 2010 г.). Социальное неравенство в глобальную эпоху . Публикации SAGE. п. 23. ISBN  978-1-4129-7791-3 .
  5. ^ Jump up to: а б с Роберт Э. Вейр (2007). Класс в Америке: HP . Издательская группа Гринвуд. стр. 452=453. ISBN  978-0-313-33721-5 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и Джонатан Мичи (3 февраля 2014 г.). Руководство для читателей по общественным наукам . Рутледж. п. 1534. ИСБН  978-1-135-93226-8 .
  7. ^ Тернер, Стивен П.; Марк В. Рисджорд, ред. (2007). Философия антропологии и социологии: том в справочнике серии «Философия науки» . Северная Голландия. стр. 272–273. ISBN  978-0-08-046664-4 .
  8. ^ Jump up to: а б с Элвелл (2013), стр.98.
  9. ^ Jump up to: а б с Элвелл (2013), стр.99–100.
  10. ^ Элвелл (2013), стр.100
  11. ^ Элвелл (2013), стр.94
  12. ^ Элвелл (2103), стр.95
  13. ^ Jump up to: а б Элвелл (2013), стр.96
  14. ^ Jump up to: а б Элвелл (2013), стр.97
  15. ^ Роланд В. Шольц (21 июля 2011 г.). Экологическая грамотность в науке и обществе: от знаний к решениям . Издательство Кембриджского университета. п. 225. ИСБН  978-1-139-50390-7 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7262cbea1e57046d8f11245388cc3be7__1716586680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/e7/7262cbea1e57046d8f11245388cc3be7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ecological-evolutionary theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)