Эколого-эволюционная теория
Эколого-эволюционная теория (ЭЭТ) — социологическая теория социокультурной эволюции , которая пытается объяснить происхождение и изменения общества и культуры . [1] [2] Ключевые элементы сосредоточены на важности окружающей среды и технологических изменений . [3] EET был описан как теория социальной стратификации , поскольку она анализирует, как стратификация менялась с течением времени в разных обществах. [4] Это также рассматривалось как синтез структурного функционализма и теории конфликта . [4] предложенная Герхардом Ленски Эта теория, , возможно, лучше всего сформулирована в его книге «Эколого-эволюционная теория: принципы и приложения» (2005). [2] [5] Говорят, что его основные сотрудники, Жан Ленски и Патрик Нолан, также внесли свой вклад в EET. [5] [6]
Теория
[ редактировать ]Ленски отмечает, что общество и культура развиваются посредством символов, что делает этот процесс гораздо более быстрым, сознательным и целенаправленным по сравнению с биологической эволюцией . Однако, как и в случае биологического выживания наиболее приспособленных , в социокультурной эволюции происходит процесс межсоциетального отбора, при котором менее приспособленные социокультурные системы вымирают, заменяясь более эффективными. [2] Проводя другую аналогию с биологической эволюцией, Ленски утверждает, что выживающие социокультурные системы делают это в первую очередь благодаря своему уровню технологического прогресса, который в противном случае «слеп и бесцелен, как результат биологического процесса естественного отбора, и столь же безразличен к человеческие убеждения и ценности». Таким образом, Ленски не утверждает, что выжившие общества морально превосходят побеждённые — просто они более эффективны в технологическом прогрессе . Это, в свою очередь, помогает этим обществам выживать и развиваться. [7] Таким образом, технологии можно сравнить с генами общества, наделяющими его новыми способностями, поскольку новые технологии позволяют ему делать то, что оно не могло делать раньше. [6]
Технология — это фактор, важность которого Ленский подчеркивает превыше всех других, и он различает общества по их технологическому уровню на охотников-собирателей , простое и сложное садоводство , аграрные общества и индустриальные общества . [5] В то же время характеристики общества выходят за рамки технологий и касаются его демографических и генетических характеристик; культура, в том числе материальная; социальные организации и институты. [6] Природная среда также играет роль, как и географическое положение в целом; поскольку изолированные общества имеют меньше шансов получить выгоду от взаимодействия с другими. [8] [9]
Теория Ленски сосредоточена на материальной инфраструктуре общества (рост населения и экономические отношения), и поэтому ее называют материалистической . [2] [10] Он основан на классических теориях Томаса Мальтуса и Герберта Спенсера, рассматривающих общество и культуру как продукты природы (человеческие существа), подчиняющиеся естественным законам . [11] Ленски утверждает, что люди часто действуют против интересов общества, которые он приписывает эгоизму и индивидуализму, которые сами по себе являются продуктами различного жизненного опыта. [12] Он отмечает, что разные общества выживают благодаря своим стратегиям существования, которые позволяют им черпать ресурсы (энергию) из окружающей среды; эти стратегии определяются технологиями, которыми обладают эти общества, а сами они в значительной степени определяются демографией (население и его рост) и экономическими системами ( разделение труда ). [13] Технология, определяемая им как «информация о способах использования ресурсов окружающей среды для удовлетворения человеческих потребностей и желаний», является важнейшим элементом социокультурной системы. [14]
Ленски далее утверждает, что социокультурные изменения являются эффектом либо взаимодействия с другим обществом и культурой, либо результатом изменения окружающей среды (от естественных, таких как ледниковые периоды, до антропогенных, таких как истощение ресурсов ). [13] Основным способом борьбы людей с изменяющейся окружающей средой является самоусиливающееся развитие технологий, поскольку инновации, как правило, менее распространены, чем копирование решений, изобретенных другими ( культурная диффузия ). [14] [8]
Все общества разделяют две частично конкурирующие цели: максимизация производства и минимизация политических изменений (сохранение власти элитами). Чем выше социальная стратификация , тем более доминирующей является вторая цель. [15] Таким образом, теорию Ленского можно использовать для анализа изменений социального неравенства . [3] Ленски отмечает, что некоторый уровень социального неравенства ожидается во всех обществах, поскольку он связан с различиями в способностях людей и задачах, которые они выбрали для выполнения перед обществом; но он также отмечает, что неравенство во всех обществах всегда было выше идеального, поскольку элиты обычно стараются сохранить свой доминирующий статус. [4] Ленски утверждает, что неравенство достигло своего пика в аграрных или промышленных обществах и с тех пор медленно снижается. [9]
Ленски отмечает, что силы технологических изменений (инноваций) находятся в постоянном конфликте с силами преемственности и стабильности, такими как традиции, консерватизм, противодействие корыстных интересов подрывным технологиям и общая тенденция людей сопротивляться изменениям. [6] [9] Однако он заключает, что обычно технический прогресс преодолевает любые препятствия, заставляя меняться социокультурные системы. [6] Ленски также отмечает, что технологические изменения со временем ускоряются. [8]
Теорию хвалили как «синтез ключевых идей основателей социологии и современной макросоциологии и антропологии». [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Элвелл (2013), стр.92
- ^ Jump up to: а б с д и Элвелл (2013), стр.91
- ^ Jump up to: а б Майкл Г. Вон; Мэтт ДеЛизи; Холли К. Матто (12 августа 2013 г.). Поведение человека: подход «от клетки к обществу» . Джон Уайли и сыновья. п. 313. ИСБН 978-1-118-41625-9 .
- ^ Jump up to: а б с Скотт Сернау (28 апреля 2010 г.). Социальное неравенство в глобальную эпоху . Публикации SAGE. п. 23. ISBN 978-1-4129-7791-3 .
- ^ Jump up to: а б с Роберт Э. Вейр (2007). Класс в Америке: HP . Издательская группа Гринвуд. стр. 452=453. ISBN 978-0-313-33721-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и Джонатан Мичи (3 февраля 2014 г.). Руководство для читателей по общественным наукам . Рутледж. п. 1534. ИСБН 978-1-135-93226-8 .
- ^ Тернер, Стивен П.; Марк В. Рисджорд, ред. (2007). Философия антропологии и социологии: том в справочнике серии «Философия науки» . Северная Голландия. стр. 272–273. ISBN 978-0-08-046664-4 .
- ^ Jump up to: а б с Элвелл (2013), стр.98.
- ^ Jump up to: а б с Элвелл (2013), стр.99–100.
- ^ Элвелл (2013), стр.100
- ^ Элвелл (2013), стр.94
- ^ Элвелл (2103), стр.95
- ^ Jump up to: а б Элвелл (2013), стр.96
- ^ Jump up to: а б Элвелл (2013), стр.97
- ^ Роланд В. Шольц (21 июля 2011 г.). Экологическая грамотность в науке и обществе: от знаний к решениям . Издательство Кембриджского университета. п. 225. ИСБН 978-1-139-50390-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Элвелл, Фрэнк Л. (июнь 2013 г.). Социокультурные системы: принципы структуры и изменений . Издательство Университета Атабаски. ISBN 978-1-927356-20-3 .
- Ленски, Герхард Эммануэль (2005). Эколого-эволюционная теория: принципы и приложения . Плутон Пресс. ISBN 978-1-59451-100-4 .
- Ленски Г. и Патрик Нолан (1984). «Траектории развития: проверка эколого-эволюционной теории», Социальные силы 63 (l)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фрэнк В. Элвелл, Эволюционная теория Ленски
- Фрэнк В. Элвелл, Эколого-эволюционная теория Ленски , слайды презентации
- Мэрион Блют, Эколого-эволюционная теория Ленски: принципы и приложения (обзор) [ постоянная мертвая ссылка ] , Канадский онлайн-журнал социологии. Сентябрь – октябрь 2005 г.