Jump to content

Истоки политического порядка

Первое издание
опубл. Фаррар, Штраус и Жиру (США)

«Истоки политического порядка: от дочеловеческих времен до Французской революции» — книга политического экономиста Фрэнсиса Фукуямы , вышедшая в 2011 году . Основной тезис книги охватывает три основных компонента, которые порождают стабильный политический порядок в государстве: государство должно быть современным и сильным, подчиняться верховенству закона, управляющего государством, и быть подотчетным. Эта теория аргументируется применением сравнительной политической истории для разработки теории стабильности политической системы . Книга охватывает несколько регионов (Китай, Индия, Папуа-Новая Гвинея, а также Западную и Восточную Европу отдельно) и использует тематические исследования политических событий в этих регионах. Охват широк и включает от древней истории до раннего Нового времени . [1] Фукуяма ссылается на мнение Амартии Сена о том, что демократия остается политическим состоянием по умолчанию. [2] Хотя это и не является общепринятой формой правления, даже автократические лидеры сохраняют видимость демократии для легитимизации своего правления и использования средств массовой информации для демонстрации своей роли демократических лидеров. Однако ситуация в Ираке и Афганистане бросает вызов этому предположению, поскольку не существует возврата к демократии по умолчанию после смещения действующих правительств или лидеров.

Серия книг

[ редактировать ]

Книга является первой из двух книг о развитии политического порядка . Эта книга рассказывает о своих истоках до Французской революции . Следующая книга « Политический порядок и политический распад: от промышленной революции до наших дней» , опубликованная в сентябре 2014 года, начинается с Французской революции и доводит анализ до наших дней. [3]

Почему государства и институты терпят неудачу

[ редактировать ]

Книга представляет собой попытку понять, почему современное государственное строительство и создание институтов в таких странах, как Афганистан, Ирак, Сомали, Гаити, Тимор-Лешти, Сьерра-Леоне и Либерия, не оправдали ожиданий. [4]

После вторжения в Ирак в 2003 году администрация США, казалось, была искренне удивлена, когда само иракское государство рухнуло в оргии грабежей и гражданского конфликта. [5]

Книга посвящена тому, как «добраться до Дании», другими словами, создать стабильное, мирное, процветающее, инклюзивное и честное общество. [6] Фукуяма указывает, что на момент написания девяносто современных «примитивных» обществ были вовлечены в войну. [7] предполагая, что политический порядок предпочтительнее примитивных социальных структур, если мы хотим достичь стабильности. Автор описывает, как провалились попытки превратить страны за пределами западного мира в демократии западного типа, и что эта книга была попыткой выяснить, почему, пытаясь найти истинные истоки политического порядка, прослеживая историю Китая, Индии, Европа и некоторые мусульманские страны с точки зрения трёх составляющих. [8]

Цели и аналитическая основа

[ редактировать ]

Поскольку цель книги — понять, как развиваются институты и государства в разных странах, она также является книгой по сравнительно-историческим исследованиям .

Это продолжение книги Сэмюэля П. Хантингтона « Политический порядок в изменяющихся обществах » и по объему схоже с книгой Джареда Даймонда « Ружья, микробы и сталь» . [9] Фукуяма признает, что, разрабатывая предисловие к переизданию Сэмюэля П. Хантингтона, классической книги [10] он чувствовал необходимость серьезного обновления содержания, учитывая, что мир стал свидетелем важного развития от распада Советского Союза и коммунизма как идеологии до подъема Восточной Азии. [11] [ нужна страница ] Разрабатывая предисловие к сочинению Хантингтона, Фукуяма считал необходимым вернуться в историю и взглянуть на истоки политического развития и упадка. Развивая концепцию Сэмюэля П. Хантингтона для анализа политического порядка в обществе и применяя ее к проблемам демократии, Фукуяма задал два вопроса; во-первых, почему некоторые общества выбрали демократический путь и достигли стабильного политического порядка, в то время как некоторые не смогли пройти определенный этап на пути к демократии и застряли в автократии? Второе направление концепции было сосредоточено на вопросе о том, сможет ли демократия реагировать и адаптироваться к новым угрозам и вызовам, с которыми она сталкивается. Фукуяма также признался, что у него нет проницательности антрополога, экономиста или биолога, но его более широкий взгляд на историю множества стран во времени и пространстве выявил политические модели, которые могут быть недоступны экспертам в упомянутых выше областях. [2] Задача, которую он поставил перед собой, была слишком обширной, чтобы ее можно было охватить в одном томе, особенно в условиях, когда такие цивилизации, как китайская, индийская, [12] или мусульмане были вовлечены. Эти общества имели сложную структуру власти, которая опиралась на культурные и социальные ценности, развивавшиеся на протяжении веков. [13] The Guardian был весьма критичен в своем обзоре. [14] заявляя, что

«Фукуяма заимствует фразу из современной социальной науки, чтобы объяснить, что его действительно интересует: как попасть в Данию (то есть в стабильное, процветающее, динамичное общество, в котором теперь даже есть лучший в мире ресторан). Но историю, которую он предлагает здесь, не дает ответа. Сама по себе эта книга — « Гамлет без принца». [14]

Фукуяма развивает свою аргументацию в отношении истории Китая, Индии и Ближнего Востока, прежде чем сосредоточиться на том, как европейские страны развивались в различных направлениях. [15]

От дочеловеческих истоков к государствам

[ редактировать ]

От охотничьих групп шимпанзе к племенам

[ редактировать ]

В поисках истоков политического порядка Фукуяма сначала рассматривает социальный порядок среди шимпанзе, отмечает, что первичной социальной группой была воинственная охотничья группа, а не семья, и утверждает то же самое в отношении людей. Люди пошли дальше: чтобы выжить, они сформировали племена , чьи армии превосходили охотничьи группы по своей численности. [16] [17] [18] [19]

Фукуяма использует недавние работы в области социобиологии и другие источники, чтобы показать, что общительность, построенная на родственном отборе и взаимном альтруизме, является исходным социальным состоянием человека по умолчанию, а не каким-либо изолированным, досоциальным человеком (как предполагали Гоббс и Руссо ). [20] [21] По мнению Фукуюмы, люди не вступают в политическую жизнь благодаря сознательному рациональному решению, вместо этого эта общественная организация приходит к ним естественным путем. Он полагает, что Гоббс и Локк заблуждаются, когда утверждают, что люди развили способность к сотрудничеству только в результате изобретения государства . Это происходит потому, что шимпанзе, генетически связанные с человеком, вступают в родственные отношения, основанные на сотрудничестве. [22] и поэтому Гоббс и Локк, должно быть, предполагают, что люди когда-то были общительны, потеряли этот инстинкт, а затем восстановили его благодаря государству. [23]

Вызов племен на пути к государству

[ редактировать ]

Следующим шагом для человеческих обществ стал выход за пределы трайбализма и «тирании кузенов», объединение племен в более крупные коалиции. [15] по отношению к государствам, опять же из-за преимущества более крупных армий. Это было сделано с помощью религии . [24] Это произошло потому, что по мере того, как группы росли в размерах, поддержание сотрудничества становилось все труднее, поскольку личное взаимодействие с большей частью общества становилось все труднее. Религия предлагала способ объединить социальную силу, скрепляющую общество. [25] Например, Фукуяма приводит Мухаммеда в качестве примера того, кого Вебер называет « харизматическим лидером », поскольку он использовал идею уммы ( сообщества верующих) для объединения территории, которой он правил. [26]

Задача преодоления трайбализма частично сохраняется и сегодня во многих частях мира за пределами западной цивилизации, например, в Афганистане и Сомали. [19]

Ограничения на брак и наследование как стратегия борьбы с коррупцией

[ редактировать ]

Лояльность племени или семье, а не государству, приводит к коррупции и ослаблению государства. Для преодоления коррупции использовались различные стратегии. Одной из таких стратегий были ограничения на брак среди правящего официального класса, чтобы гарантировать, что лояльность не будет зависеть от семьи или племени. [11] [ нужна страница ]

Мандаринам или ученым-чиновникам , которые функционировали как правящий класс традиционного Китая, не разрешалось передавать земли, данные им императором, своим собственным детям, и им было ограничено в том, на ком они могли жениться. [27]

Рабам -мамлюкам , правящему классу средневекового Египта и видному элементу Османской империи, было указано, на каких рабах жениться, в то время как их дети не могли наследовать от них. [28] Первоначально янычар принуждали к целомудрию и запрещали иметь семью. [29] [30]

В Западной Европе Папа Григорий VII (с 1073 по 1085 годы) расправлялся с женатыми католическими священниками , и им тоже было запрещено иметь семью. [31]

Испанским администраторам в Южной Америке было запрещено жениться на местных женщинах и устанавливать семейные связи на территориях, на которые они были отправлены. [32]

Три компонента политического порядка

[ редактировать ]
Три компонента/столпа стабильного государства по Фукуяме
По мнению Фукуямы, происхождение политического порядка зависит от трех компонентов. Состояния со всеми тремя компонентами более стабильны и показаны посередине.

В книге развивается идея развития трех составляющих современного политического порядка, а именно: [1]

  1. Государственное здание
  2. Верховенство закона
  3. Подотчетное правительство

Китай , Индия , исламский мир и Европа развивали эти три компонента политической организации в разном порядке, разными способами и в разной степени. Дания и Соединенное Королевство первыми достигли современного баланса трех компонентов в одном пакете, а в девятнадцатом веке за ними последовали другие, такие как Нидерланды и Швеция. [33]

Китай описывается как первое современное государство при династии Цинь . [34] по данному определению, поскольку он создал образованную мандаринскую бюрократию, хотя Хьюсон возражает против этого вывода, утверждая, что мандаринская бюрократия не была характерно современной. [16] Циньский Китай прибегал к крайнему насилию, чтобы запугать свое население (особенно под влиянием легализма). [35] ), но имел слабое верховенство закона, и император не нес ответственности перед кем-либо. [6]

Индия противопоставляется Китаю. Индия не могла применять крайнюю силу к своему населению из-за традиционной власти -брахманов касты жрецов , которая протестовала против насилия над населением и войны против соседних государств, отказываясь выполнять родовые ритуалы для лидеров раджи . Власть брахманов ослабила власть государства над своим народом и фактически заставила его лидеров подотчетность перед населением Индии через класс жрецов. [6] [36] Примером влияния религии на ранних индийских правителей, который приводит Фукуяма, является Ашока (304–232 гг. до н. э.) из династии Маурьев , который под влиянием буддизма (а не брахманизма) пожалел о своих завоеваниях в войне Калинга. Он поклялся положить конец своей империи, и в конечном итоге вся политическая система рухнула. [37]

мусульманские государства

[ редактировать ]

Некоторые мусульманские государства разработали практику импорта рабов в качестве правящего класса, как, например, мамлюки империи , процесс , Египта и янычары Османской который начался примерно в 8 веке. Поскольку эти рабы правящего класса не были связаны ни с семьей, ни с каким-либо племенем, а зависели только от государства, это обеспечивало их лояльность по отношению к государству. [15] [38] Более поздним примером может служить практика Османской империи 16-го века по поиску умных христианских детей для высоких государственных или военных должностей, которые были отрезаны от своей семьи для их обучения. [39]

В Европе XI века вместо того, чтобы государство имело преимущество, как в Китае, или брахманы имели преимущество, как в Индии, существовал конфликт власти между государством и церковью, спор об инвестициях между Папой Григорием VII и Генрихом IV. Император Священной Римской империи . [40]

Папская партия начала поиск источников права, чтобы укрепить свои аргументы в пользу универсальной юрисдикции церкви. Они заново открыли Кодекс Юстиниана, Corpus Iuris Civilis , в библиотеке недалеко от Болоньи на севере Италии в 1072 году, что позже привело к созданию студенческого сообщества, получившего название «universitas», сначала в Болонье, а вскоре после этого в Париже, Оксфорде, Гейдельберге, Кракове и других городах. и Копенгаген, изучающий кодекс и заменяющий партикуляристский закон Салика. [41] Законы давали Григорию право отлучить Генриха IV, который был вынужден идти в Каноссу из Германии в Италию, стоять босиком. [42] в снегу три дня [43] возле Каноссы и на коленях попросить прощения у папы. [44] положил Вормский конкордат конец борьбе между папами и императорами в 1122 году. Он создал баланс между королевской властью и религиозными традициями, невиданный больше нигде. [6]

Католические лидеры стали подотчетны духовенству и папе, который исторически часто возражал против насилия и войн, как это делали их коллеги в Индии, но в Европе духовенство не ослабляло государства так сильно, как брамины в Индии. Папское заступничество против войн между католическими странами также привело к выживанию небольших государств в Европе, подобных Индии, но в отличие от того, что произошло в Китае. Существование небольших государств, которым церковь запрещала набор массовых армий, ведущих войны с большими потерями, как это было в Китае, в сочетании с существованием независимых университетских ученых, привело к военным инновациям на суше и на море, чтобы расширить возможности меньшего количества солдат. эффективно вести войны, а затем дало этим относительно небольшим странам военное преимущество, достаточно большое, чтобы завоевать колонии в остальном мире. Западная Европа начала брать лучшее от обоих миров. В Англии появление общего права также укрепило верховенство закона. После реформации лютеранский священник Н. Ф. С. Грундтвиг в Дании выступал за всеобщую грамотность, поскольку считал, что каждый христианин должен читать Библию, и открыл школы по всей стране, что привело к избирательному праву в 1849 году. [45] В Дании это привело к тому, что государство постепенно стало более подотчетным перед населением в целом, поскольку теперь они могли голосовать и читать. В Англии и Дании наконец был достигнут баланс между тремя компонентами политического порядка. [6] [46]

Баланс между компонентами

[ редактировать ]

Успешная современная либеральная демократия уравновешивает все три компонента для достижения стабильности. [47]

В Китае к власти первым пришло сильное современное государство, которое подчинило себе всех потенциальных агентов, которые могли потребовать два других компонента. В Китае класс жрецов не превратился в организованную независимую религию, поскольку жрецы находились на службе императора. Таким образом, императорские династии неоднократно терпели крах. [48] [6]

В Индии брахманы объединились в сильную высшую касту Индии, и каста воинов/государства была привлечена к ответственности в соответствии с верховенством закона в интерпретации брахманов. Поскольку это ограничение ослабило государство, попытки объединить Индию под одним правлением продлились недолго. [49] [6]

В Европе был длительный период, когда императоры и папы конфликтовали, создавая между собой баланс сил, [6] и в конечном итоге привело к ситуации, когда некоторые небольшие государства установили устойчивый баланс между тремя компонентами в Соединенном Королевстве, Дании и Швеции. [33] [6]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Фукуяма, 2011 г. , стр. 312 420.
  2. ^ Jump up to: а б Фукуяма, Фрэнсис (2012). Истоки политического порядка: от дочеловеческих времен до Французской революции . Профиль. ISBN  978-1-84668-257-5 . OCLC   856572737 .
  3. ^ Фрэнсис Фукуяма, Политический порядок и политический упадок: от промышленной революции к глобализации демократии . Фаррар, Штраус и Жиру, 2014 г.
  4. ^ Фукуяма 2011 , Предисловие.
  5. ^ Фукуяма 2011 , стр. 13.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я « Как добраться до конца истории или обзор «Добраться до Дании» . Сланец . Май 2011 года . Проверено 20 марта 2014 г.
  7. ^ Фукуяма 2011 , стр. 73.
  8. ^ Фукуяма 2011 , стр. 312.
  9. ^ «Мир Фукуямы» . Американский консерватор . 6 июня 2011 года . Проверено 20 марта 2014 г.
  10. ^ Бендикс, Рейнхард; Хантингтон, Сэмюэл П. (март 1971 г.). «Политический порядок в меняющихся обществах» . Политология ежеквартально . 86 (1): 168. дои : 10.2307/2147388 . ISSN   0032-3195 . JSTOR   2147388 .
  11. ^ Jump up to: а б Фукуяма, 2011 год .
  12. ^ «Индия - Развитие индийской цивилизации с 1500 г. до н.э. по 1200 г. н.э. | Британника» . www.britanica.com . Проверено 30 сентября 2022 г.
  13. ^ «Сага об Инде и создание Пакистана» . Гудриддс . Проверено 30 сентября 2022 г.
  14. ^ Jump up to: а б Рансимен, Дэвид (12 мая 2011 г.). «Истоки политического порядка Фрэнсиса Фукуямы – обзор» . Хранитель . Проверено 30 сентября 2022 г.
  15. ^ Jump up to: а б с Блэкберн, Роберт (12 мая 2011 г.). « Обзор истоков политического порядка » . Независимый . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 г. Проверено 20 марта 2014 г.
  16. ^ Jump up to: а б « Обзор обзора » . Обзоры в истории . Проверено 20 марта 2014 г.
  17. ^ «Истоки политического порядка Фрэнсиса Фукуямы » . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 3 сентября 2013 года . Проверено 20 марта 2014 г.
  18. ^ "Обзор" . Новый государственный деятель . Проверено 20 марта 2014 г.
  19. ^ Jump up to: а б Берли, Майкл (30 мая 2011 г.). «Плотное исследование глобального политического развития» . Телеграф . Проверено 20 марта 2014 г.
  20. ^ Линд, Майкл (15 апреля 2011 г.). « Обзор теории государства Фрэнсиса Фукуямы » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 марта 2014 г.
  21. ^ Фукуяма 2011 , стр. 439.
  22. ^ Де Ваал, Франс (2007). Политика шимпанзе . Джу Пресс. ISBN  978-0-8018-8656-0 .
  23. ^ Фукуяма 2011 , стр. 34.
  24. ^ Берли, Майкл (30 мая 2011 г.). «Истоки политического порядка Фрэнсиса Фукуямы: обзор: подробное исследование глобального политического развития» . Телеграф . Проверено 7 мая 2024 г. [...] Фукуяма прослеживает эволюцию групп охотников-собирателей в племена, которые с помощью религии превратились в государства, чтобы более эффективно вести войну. [...] В Европе Фукуяма подчеркивает роль Римско-католической церкви в искоренении племенных обычаев, особенно касающихся наследования, а также в установлении верховенства закона и разделения светской и духовной власти - событий, которые задолго предшествовали торговому индивидуализму. которому Маркс, Вебер и Найл Фергюсон приписывают такое большое влияние.
  25. ^ Фукуяма 2011 , стр. 37.
  26. ^ Фукуяма 2011 , стр. 87.
  27. ^ Фукуяма 2011 , стр. 116367.
  28. ^ Фукуяма 2011 , стр. 198.
  29. ^ Фукуяма 2011 , стр. 219.
  30. ^ Фукуяма 2011 , стр. 225.
  31. ^ Фукуяма 2011 , стр. 264.
  32. ^ Фукуяма 2011 , стр. 367.
  33. ^ Jump up to: а б Фукуяма 2011 , стр. 421.
  34. ^ « Хороший, великий и кастрированный обзор» . Экономист . Проверено 20 марта 2014 г.
  35. ^ Фукуяма 2011 , стр. 120.
  36. ^ Фукуяма 2011 , стр. 158-167.
  37. ^ Фукуяма 2011 , стр. 182.
  38. ^ Фукуяма 2011 , стр. 218-219.
  39. ^ Фукуяма 2011 , стр. 190.
  40. ^ Фукуяма 2011 , стр. 266.
  41. ^ Фукуяма 2011 , стр. 268–269.
  42. ^ Фукуяма 2011 , стр. 168.
  43. ^ Фукуяма 2011 , стр. 265.
  44. ^ Фукуяма 2011 , стр. 268.
  45. ^ Фукуяма 2011 , стр. 266–434.
  46. ^ Фукуяма 2011 , стр. 266–269.
  47. ^ Фукуяма 2011 , стр. 6,188.
  48. ^ Фукуяма 2011 , стр. 151.
  49. ^ Фукуяма 2011 , стр. 183.
Библиография
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 251070957c7f47f59aeba7bbcebe51f6__1715097000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/f6/251070957c7f47f59aeba7bbcebe51f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Origins of Political Order - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)