Политический порядок и политический упадок
Политический порядок и политический упадок: от промышленной революции к глобализации демократии — книга американского политолога Фрэнсиса Фукуямы , вышедшая в 2014 году . Книга следует за книгой Фукуямы 2011 года « Истоки политического порядка» , написанной с целью пролить свет на политические институты и их развитие в различных регионах. [ 1 ]
Спустя двадцать лет после его ключевого эссе 1989 года «Конец истории?» Фукуяма по-прежнему привержен либерально-демократическому государству как идеальной форме правления по сравнению с такими альтернативами, как китайское, российское или исламистское правительства. [ 2 ] Однако он предостерегает от внутренних сил, ведущих к застою и политическому упадку внутри либеральных демократий, что угрожает будущему этой формы правления. [ 3 ]
Три компонента политического порядка
[ редактировать ]Три компонента
[ редактировать ]Фукуяма подчеркивает важность трёх столпов современного государства, описанных в первом томе серии « Истоки политического порядка» :
- Государство (исполнительная способность осуществлять власть).
- Верховенство закона (против верховенства закона)
- Демократическая ответственность.
Другими словами, в идеальной системе мощное и эффективное государство находится под контролем народа и закона, который может связывать само государство. [ 4 ] Важно отметить, что Фукуяма различает эффективное государство и большое государство. [ 3 ] Первое касается просто компетентности, и оно может присутствовать в государствах с низким уровнем благосостояния (Сингапур) или с высоким уровнем благосостояния (Нидерланды). [ 3 ]
В разных регионах и странах эти три института развивались, если вообще развивались, в разное время. [ 2 ] Китай, например, на раннем этапе создал сильное государство, но так и не развил в полной мере верховенство закона или политическую подотчетность. В начале своей истории в Индии были созданы институты, подобные верховенству закона, но не были сильными государствами. Идеальное современное государство, по замыслу Фукуямы, должно иметь все три института в хрупком балансе. Лишь в некоторых частях Европы, в конце XVIII века, все три института объединились в то, что мы сейчас признаем как современное либерально-демократическое государство.
Разработка трех компонентов
[ редактировать ]«Истоки политического порядка» , первая книга серии, описывает три важных института и их развитие. Политический порядок и политический упадок начинается с того места, на котором остановилась первая книга, и фокусируется на событиях в различных странах от Французской революции до наших дней. [ 2 ] В книге прослеживается развитие этих институтов в Китае, Японии, Пруссии, Латинской Америке и Соединенных Штатах, а затем предостерегается от упадка институтов.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Фукуяма описывает, что в ранних США было слабое государство, где товары и должности раздавались на основе коррупции и собственности. [ 2 ] отчасти потому, что демократия укоренилась без сильного государства, способного эффективно управлять. [ 3 ] Например, до принятия Закона Пендлтона 1883 года все политические должности распределялись на основе патронажа. [ 5 ]
Однако с конца 19-го века до середины 20-го века Прогрессивное движение и « Новый курс» преобразовали американское государство и сделали его намного сильнее и эффективнее. [ 2 ] Ученые, администраторы и политики выступали за создание агентств, управляемых экспертами, выбранными на основе заслуг и образования, а не политических хакеров, и в конечном итоге создали их. [ 5 ] Продуктами этой трансформации стали работоспособная бюрократия, налоговая система и федеральная инфраструктура. [ 3 ]
Эта смена правительства отражает «социальную революцию, вызванную индустриализацией, которая мобилизовала множество новых политических игроков, не заинтересованных в старой клиентелистской системе». [ 2 ] Американский пример показывает, что демократии могут создавать сильные государства, но Фукуяма утверждает, что этот процесс со временем потребует больших усилий со стороны влиятельных игроков, не связанных со старой родовой политической системой. [ 2 ]
Другие тематические исследования
[ редактировать ]Проблема, с которой когда-то сталкивалась Америка, теперь наблюдается в некоторых частях Африки, где демократия ослабляет возможности и авторитет правительства, подвергая его слишком большому количеству конфликтов. [ 3 ] Напротив, страны Восточной Азии, такие как Япония и Южная Корея, с традицией сильного центрального правительства означали, что авторитарное государство могло пережить усиление демократии. Фукуяма также утверждает, что война иногда является серьезным потрясением для устоявшихся систем, приводящим к институциональным трансформациям. [ 3 ] Он утверждает, что две мировые войны, хотя и были ужасными, расширили возможности государства и сделали его пригодным для большей демократии после войны. [ 3 ] Дисфункциональная политика в Латинской Америке, утверждает Фукуяма, частично обусловлена меньшим количеством войн и, как следствие, более слабыми государствами. [ 3 ]
Идеи книги иллюстрируются в первом и втором томах на примере различных случаев:
- Дания - используется как пример идеального государства с компетентным государством, верховенством закона и подотчетностью посредством демократических выборов.
- Нигерия - используется в качестве примера сильно коррумпированного государства, которое стало примером эксплуатации природных ресурсов его лидерами.
- Греция и Италия - используются в качестве примеров сильно коррумпированных государств с повсеместным патронажем и клиентелизмом местных систем.
- Китай – пример сильного государства, способного организоваться в такой форме не раз, тысячи лет назад и в наши дни. Несмотря на некоторые недостатки в верховенстве закона и подотчетности, Фукуяма утверждает, что последовательность приобретения Китаем институтов является правильной с точки зрения развития, поскольку сильное государство предшествовало демократизации. [ 3 ]
Фукуяма скептически относится к трансплантации институтов, заявляя, что «Мы должны… . . остерегайтесь иностранцев, несущих дары учреждений». Хотя западные институты и модели развития оказались успешными в своих обществах, «каждое общество должно адаптировать их к своим условиям и опираться на местные традиции». [ 4 ]
Клиентелизм и покровительство
[ редактировать ]Фукуяма утверждает, что патронажное поведение коренится в следующих биологических корнях:
- Взаимный альтруизм.
- Выбор родства.
Фукуяма утверждает, что люди по своей биологической предрасположенности склонны отдавать предпочтение друзьям и семье перед другими, что приводит к патримониализму. [ 6 ] Успешный политический порядок требует институтов, которые могут сдерживать и направлять эти импульсы, тем самым обеспечивая производительность и общественное благо. [ 6 ] Фукуяма утверждает, что в современном мире институты, которые лучше всего достигают этой цели, — это сильное государство в сочетании с верховенством закона и демократической подотчетностью. [ 6 ]
Политический упадок в США
[ редактировать ]В своей книге 1968 года « Политический порядок в меняющихся обществах » Сэмюэл П. Хантингтон использовал термин «политический упадок» для описания нестабильности, которую испытали многие новые независимые страны после Второй мировой войны . [ 5 ] Политические институты – это правила, которые обеспечивают стабильность и предсказуемость в человеческих обществах, а также облегчают сбор платежей. Однако, объясняет Хантингтон, иногда старые политические институты не адаптируются к новым обстоятельствам из-за корысти инсайдеров, когнитивной инерции или конформизма. [ 5 ] Тогда могут иметь место хаотичные, а иногда и жестокие переходы. [ 5 ] Фукуяма утверждает, что, хотя демократические страны теоретически могут реформироваться посредством избирательной политики, они также потенциально подвержены распаду, если институты не адаптируются. [ 5 ]
Проследив, как в США сформировалось современное и эффективное правительство, Фукуяма утверждает, что оно переживает политический упадок. [ 2 ] Когда институциональные структуры, разработанные в предыдущие времена, не могут развиваться вместе с социальными изменениями, происходит институциональный упадок. Эффективное демократическое государство может прийти в упадок, и динамика упадка США рассматривается в последнем разделе книги.
Захват государства, ветократия и судебное разбирательство
[ редактировать ]Фукуяма считает, что этот упадок проявляется в ухудшении качества бюрократии, что приводит к более слабому и менее эффективному государству. [ 4 ] Фукуяма описал американскую политику как систему «судов и партий», в которой правовые и законодательные механизмы ценятся выше, чем компетентное административное правительство. [ 3 ]
Этот фаворитизм в отношении чрезмерных сдержек и противовесов приводит к «ветократии», когда небольшая группа интересов может наложить вето на меру, приносящую пользу общественному благу. [ 4 ] Дисфункциональные политические разногласия приводят к тому, что небольшие сети фиксируют политические результаты посредством процесса «репатримонизации». Группы с особыми интересами захватывают Конгресс, чрезмерно влияют на законодательный процесс, искажают налоги и расходы, вводят противоречивые мандаты бюрократии и используют судебный процесс для оспаривания и отсрочки действий в дорогостоящих разбирательствах. [ 5 ]
В отличие от Франции, Германии или Японии, утверждал Фукуяма, государственный потенциал в Америке появился после верховенства закона и демократической политики, и он всегда был слабее и вызывал недоверие. [ 5 ] В результате многие административные ведомства не обладают той нормотворческой властью и полномочиями, которыми обладают более компетентные бюрократические аппараты. Вместо этого Конгресс позволяет частным сторонам свободно подавать иски в суд, что приводит к немыслимым изменениям в законодательстве и резкому увеличению количества судебных разбирательств. [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ] Юридизация процессов приводит к «неопределенности, процедурной сложности, дублированию, отсутствию окончательности и высоким транзакционным издержкам». [ 8 ]
Последствия
[ редактировать ]Результатом этого процесса, утверждает Фукуяма, является порочный круг. Когда американское государство работает плохо, это усиливает недоверие и уменьшает инвестиции в штат, что затем приводит к еще более худшим результатам. [ 2 ] Тем не менее, в Соединенных Штатах почитание Конституции и отцов-основателей препятствует необходимым государственным реформам. [ 4 ]
Фукуяма опасается, что проблемы Америки могут все чаще становиться характерными для других либеральных демократий, таких как европейские страны, где «рост Европейского Союза и перенос политики из национальных столиц в Брюссель» сделали «европейскую систему в целом… . . во все большей степени напоминать ситуацию в Соединенных Штатах». [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фукуяма, Фрэнсис. «Политический порядок и политический упадок: от промышленной революции к глобализации демократии» . Стэнфорд.edu . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Берман, Шери (11 сентября 2014 г.). «Глобальное предупреждение» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Рансимен, Дэвид. «Политический порядок и политический упадок» Фрэнсиса Фукуямы » . Файнэншл Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д и Грут, Жерар Де (24 октября 2014 г.). «Что делает нации успешными и терпящими неудачи?» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фукуяма, Фрэнсис (8 декабря 2016 г.). «Америка в упадке» . Иностранные дела: Америка и мир . ISSN 0015-7120 . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Полански, Дэвид (2 октября 2014 г.). «Рецензия на книгу Фрэнсиса Фукуямы: «Политический порядок и политический упадок» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Каган, Роберт А. (8 октября 2019 г.). Состязательный легализм: американский образ права (второе изд.). Кембридж, Массачусетс. ISBN 978-0-674-23836-7 . OCLC 1090282556 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Фарханг, Шон (апрель 2009 г.). «Политическое развитие судебных процессов о дискриминации на рабочем месте, 1963–1976» . Исследования американского политического развития . 23 (1): 23–60. дои : 10.1017/S0898588X09000029 . ISSN 0898-588X . S2CID 13922410 .