Самадхи
Самадхи ( пали и санскрит : समाधि ) в индуизме , буддизме , джайнизме , сикхизме и школах йоги — это состояние медитативного сознания. Во многих индийских религиозных традициях развитие самадхи с помощью различных методов медитации имеет важное значение для достижения духовного освобождения (известного по-разному как нирвана , мокша ). [1]
В буддизме это последний из восьми элементов Благородного Восьмеричного Пути . [Интернет 1] В традиции Аштанга-йоги это восьмая и последняя ступень, указанная в « Йога-сутрах Патанджали » . [2] [3] В джайнской медитации самадхи считается одной из последних стадий практики перед освобождением. [4]
В старейших буддийских сутрах , на которые опираются некоторые современные западные учителя Тхеравады , это относится к развитию исследующего и просветленного ума , невозмутимого и внимательного. В йогических традициях и буддийской комментаторской традиции, на которую опираются бирманское движение Випассана и тайская лесная традиция , оно интерпретируется как медитативное погружение или транс, достигаемый практикой дхьяны . [5]
Определения
[ редактировать ]Самадхи может относиться к широкому кругу состояний. [6] [7] [8] Общепринятое понимание рассматривает самадхи как медитативное погружение: [6]
- Сарбакер: самадхи – это медитативное погружение или созерцание. [5]
- Динер, Эрхард и Фишер-Шрайбер: самадхи — это недуалистическое состояние сознания , в котором сознание переживающего субъекта становится единым с наблюдающим объектом. [9]
- Шивананда: «Когда ум полностью поглощен одним объектом медитации, это называется самадхи». [примечание 1]
В буддийском контексте более тонкое понимание рассматривает самадхи как состояние усиленного осознания и исследования телесных и ментальных объектов или переживаний:
- Догэн : «Будда говорит: «Когда вы, монахи, объединяете свои умы, ум находится в самадхи. Поскольку ум находится в самадхи, вы знаете характеристики создания и разрушения различных явлений в мире [...] Когда ты обретаешь самадхи, ум не рассеивается, как охраняют дамбу те, кто защищается от наводнений » . [10]
- Ричард Шенкман: «Термин самадхи в основном означает «неотвлеченность » . [11] Его можно рассматривать как «исключительное сосредоточение внимания на одном объекте». [12] но также и как «более широкое состояние осознания, в котором ум остается устойчивым и неподвижным, но при этом осознает широкий спектр явлений вокруг объекта медитации». [12] Согласно Шенкману, родственный термин cittas ' ekaggata можно перевести как «однонаправленность», фиксацию на одном объекте, но также и как «объединение ума», при котором ум становится очень спокойным, но не сливается с объектом внимания. и, таким образом, способен наблюдать и понимать меняющийся поток опыта. [12]
- Дэн Лустхаус : « Самадхи обеспечивает методологию и контекст, в рамках которых следует изучать опыт [...] Самадхи посредством тренировки, сосредоточения/собирания, очищения и успокоения ума [...] способствует окончательному познанию вещей ( джанатти ) и видят ( пассати ) такими, какие они есть ( татхата ). [13]
- Керен Арбель: « Самадхи изображается [в буддийских сутрах] как широкое поле осознания, знающее, но недискурсивное [...] стабильный, проницательный и сосредоточенный ум». [6]
- Тилманн Веттер утверждает, что вторая, третья и четвертая дхьяны в буддизме, самма-самадхи , «правильное самадхи», основаны на «спонтанном осознании» (сати) и невозмутимости, которые совершенствуются в четвертой дхьяне . [14]
В индуизме самадхи также трактуется как отождествление с Абсолютом:
- Парамаханса Йогананда : Беззвучное состояние одышки. Состояние блаженного сверхсознания , в котором йог осознает тождество индивидуализированной Души и Космического Духа. [15]
Этимология
[ редактировать ]санскрит
[ редактировать ]этого термина различные интерпретации этимологии Возможны : с корнем сам («объединять») или сама («тот же, уравненный, сближение двух различных вещей»). Согласно Дэну Люстхаусу , самадхи означает либо привлечение к сознанию самскары («скрытые латентности»), либо медитативную концентрацию на объекте медитации: [16]
- Сэм , «собрать вместе»; адхи , «поместить, оплодотворить, дать, получить»: объединение когнитивных состояний», «выведение скрытых скрытых состояний или самскар на первый план», так что «неясное и скрытое становится ясным объектом познания». », «матка, из которой рождается прозрение». [16]
- сама , «то же самое, уравненное, сближение двух различных вещей, основанное на некоторой общности»; адхи , «высший, лучший, наиболее умело достигнутый»: «искусное объединение ума и объекта», «умственная невозмутимость, способствующая и получаемая в результате внимания, совершенно сфокусированного на своем объекте». «[S]иногда рассматривается как синоним экачитты , «однонаправленного ума», то есть ума ( читты ), полностью сфокусированного на своем объекте и единого ( эка ) со своим объектом». [16]
Этимологии сам - а - дха включают:
- сам-а-дха ': «собирать» или «собирать вместе», что предполагает концентрацию или объединение ума»; обычно переводится [в буддизме] как «концентрация». [17]
- сам - а - дха : «держаться вместе, концентрироваться». [18]
- Сэм , «полностью»; ā , «возвращение к предмету»; дха , «поддерживать вместе: «полностью собраться»; «напряжение, возникающее между двумя полюсами существования (объектом и мыслью), сводится к нулю». [19]
- Сэм , «вместе» или «интегрированный»; ā , «в сторону»; дха , «получать, удерживать»: обрести интеграцию, или целостность, или истину ( самапатти );
- Сэм , «вместе»; ā , «к»; основа от дадхати , «ставит, помещает»: помещение или соединение;
Конкретные интерпретации индуизма и йоги включают:
- Сэм , «идеальный» или «полный»; дхи , «сознание»: «все различия между человеком, который является субъективным медитирующим, актом медитации и объектом медитации сливаются в единство» (Стивен Стерджесс); [20]
- Сэм , «с»; адхи , «Господь»: Союз с Господом (Стивен Стерджесс); [18]
- сама , « невозмутимый »; дхи , « буддхи или интеллект»: невозмутимый интеллект, неразличающий интеллект ( Садхгуру ); [21]
- сама , «баланс»; ади , «оригинал»: «состояние, равное первоначальному состоянию, то есть состоянию, которое преобладало до нашего появления»; «первоначальный баланс» ( Камлеш Д. Патель . [22]
китайский
[ редактировать ]Общие китайские термины для самадхи включают транслитерацию санмей (三昧) и санмоди (三摩地 или 三摩提), а также буквальный перевод этого термина как дин (定 «фиксация»). В переводах Кумарадживы обычно используется санмей (三昧), а в переводах Сюаньцзана обычно используется дин (定 «фиксация»). Китайский буддийский канон включает их, а также другие переводы и транслитерации этого термина.
буддизм
[ редактировать ]Переводы самадхи | |
---|---|
Английский | концентрация; медитативное сознание; 'объединить' |
санскрит | Самадхи ( ИАСТ : самадхи ) |
Есть | самадхи |
бирманский | Честность ( MLCTS : самардхи ) |
китайский | самадхи или самадхи или концентрация ( Пиньинь : санмей или санмоде или Цин ) |
японский | самадхи ( Ромаджи : санмай ) |
кхмерский | Медитация ( UNGEGN : самати ) |
корейский | самадхи ( RR : саммаэ ) |
тибетский | тинг нге 'дзин ( Уайли : подумай об имени ) |
тайский | медитировать ( RTGS : самати ) |
вьетнамский | определенный ( Имя сценария : 定 ) |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
буддизм |
---|
Самма-самадхи и дхьяна
[ редактировать ]объект концентрации | разработка |
---|---|
четыре джханы | приятное пребывание ( сукха -вихарайа ) в этой жизни ( дицхадхамма ) |
восприятие ( саннья ) света ( алока ) | знание ( ньяна ) и видение ( дассана ) |
возникновение, исчезновение, угасание чувств ( ведана ), восприятий ( саннья ) и мыслей ( витакка ) | внимательность ( сати ) и ясное понимание ( сампаджання ) |
и исчезновение пяти совокупностей цепляния ( pañc'upādāna khandha - возникновение ) | исчезновение ( кхая ) загрязнений ( асава ) [Арахатство] |
Самма-самадхи , «правильное самадхи », — последний из восьми элементов Благородного Восьмеричного Пути . [Интернет 1] Когда развито самадхи , вещи понимаются такими, какие они есть на самом деле. [23]
Самма-самадхи интерпретируется как дхьяна , которая традиционно интерпретируется как однонаправленная концентрация. Тем не менее, в стандартной формуле дхьяны самадхи упоминается только во второй дхьяне , чтобы уступить место состоянию невозмутимости и внимательности , в котором человек сохраняет доступ к чувствам осознанным образом, избегая первичных реакций на чувственные впечатления. [24] [25]
Истоки практики дхьяны являются предметом споров. [26] [27] По мнению Крэнгла, развитие медитативных практик в древней Индии было сложным взаимодействием ведических и неведических традиций. [28] По мнению Бронкхорста, четыре рупа-джханы могут быть оригинальным вкладом Будды в религиозный ландшафт Индии, который сформировал альтернативу болезненным аскетическим практикам джайнов, в то время как арупа-джхана была заимствована из небуддийских аскетических традиций. [26] Александр Винн утверждает, что дхьяна была включена в брахманические практики в Никаях, приписываемых Аларе Каламе и Уддаке Рамапутте. Эти практики были объединены с осознанностью и проницательностью и получили новую интерпретацию. [27] Калупахана также утверждает, что Будда «вернулся к медитативным практикам», которым он научился у Алары Каламы и Уддаки Рамапутты. [29]
Рупар -джханы
[ редактировать ]Таблица: Рупа джхана |
В сутрах в джхану входят, когда человек «садится, скрестив ноги, и устанавливает осознанность». Согласно буддийской традиции, это может быть подкреплено анапанасати , осознанностью дыхания, основной медитативной практикой, которую можно найти почти во всех школах буддизма. Суттапитака рупа - и Агамы описывают четыре стадии джханы . Рупа нейтрально относится к материальному царству, в отличие от царства кама (вожделение, желание) и царства арупа (нематериального царства). [33] Хотя в традиции Тхеравады джханы интерпретируются как описание углубляющейся концентрации и однонаправленности, первоначально джханы , похоже, описывают развитие от исследования тела и ума и отказа от нездоровых состояний к совершенному невозмутимости и бдительности. [34] понимание, которое сохраняется в Дзэн и Дзогчен. [35] [34] Стандартное описание джхан с традиционными и альтернативными интерпретациями следующее: [34] [примечание 2]
- Первая джхана :
- Отделенный ( вивиччева ) от стремления к чувственным удовольствиям, отделенный ( вивикча ) от [других] нездоровых состояний ( акусалехи дхаммехи , нездоровые дхаммы) [36] бхикшу сукха вступает и пребывает в первой джхане , которая представляет собой [умственный] пити («восторг», «радость») и [телесный] ( «удовольствие»), «рожденный вивекой » (традиционно «уединением»); альтернативно, «дискриминация» (дхаммы) [37] [примечание 3] ), сопровождаемый витарка-вичара (традиционно первоначальное и устойчивое внимание к медитативному объекту; альтернативно, первоначальное исследование и последующее исследование). [40] [41] [42] дхамм ( осквернений [43] и здоровые мысли [44] [примечание 4] ); также: «дискурсивная мысль» [примечание 5] ).
- Вторая джхана :
- Опять же, с успокоением витарка-вичара , монах входит и пребывает во второй джхане , которая представляет собой [умственное] пити и [телесное] сукху, «рожденное самадхи » ( samadhi-ji ; трад. рожденное «концентрацией»); альтернатива «знающее, но недискурсивное [...] осознание», [6] «выведение скрытых скрытых состояний или самскар на полное обозрение» [52] [примечание 6] ), и имеет сампасадану («неподвижность», [53] «внутреннее спокойствие» [50] [примечание 7] ) и экаггата (объединение ума, [53] осознанность) без витарка-вичара ;
- Третья джхана :
- С угасанием пити монах пребывает в упеккхе (невозмутимости, «аффективной отстраненности»). [50] [примечание 8] ), сато (внимательный) и [с] сампаджання («полное знание», [54] «проницательное осознание» [55] ). [Все еще] испытывая сукху телом, он входит и пребывает в третьей джхане , из-за чего благородные провозглашают: «Пребывая в [телесном] наслаждении, человек становится невозмутимым и внимательным».
- Четвертая джхана :
- С отказом от [стремления] сукхи («удовольствия») и [отвращения к] дуккха («боль» [56] [55] ) и с предшествующим исчезновением [внутреннего движения между] соманасса («радость», [57] ) и доманасса («недовольство» [57] ), монах вступает и пребывает в четвертой джхане , которая называется адуккхам асухам («ни-болезненно-ни-приятно», [56] «свобода от удовольствия и боли» [58] ) и имеет упеккха - сати - парисуддхи (полную чистоту невозмутимости и внимательности). [примечание 9]
Арупы
[ редактировать ]К схеме джханы добавляются четыре медитативных состояния, называемые в ранних текстах арупами или аятанами . Иногда они упоминаются последовательно после первых четырех джхан , и поэтому более поздние экзегеты стали рассматривать их как джханы. Нематериальное связано с йогической медитацией или получено из нее и направлено более конкретно на концентрацию, тогда как собственно джханы связаны с развитием ума. Состояние полного пребывания в пустоте достигается, когда восьмая джхана преодолевается . Четыре арупы :
- пятая джхана: бесконечное пространство (пали акасананькаятана , санскр. акашанантьяятана ),
- шестая джхана: бесконечное сознание (пали viññānancayatana , санскр. vijnanantyayatana ),
- седьмая джхана: бесконечное небытие (пали акинчаньяятана , санскр. акимчаньяятана ),
- восьмая джхана: ни восприятие, ни невосприятие (пали невасаннянасанньяятана , санскр. наивасамджнянасамджняятана ).
Хотя «Измерение Небытия» и «Измерение Ни Восприятия, ни Невосприятия» включены в список девяти джхан, приписываемых Будде, они не включены в Благородный Восьмеричный Путь . Благородный путь номер восемь — это «Самма Самадхи» (Правильное сосредоточение), и только первые четыре Джханы считаются «Правильным сосредоточением». Когда упоминаются все джханы, акцент делается на «Прекращении чувств и восприятий», а не на «Измерении ни восприятия, ни невосприятия».
Тхеравада
[ редактировать ]Самадхи как концентрация
[ редактировать ]Согласно Гунаратане , термин « самадхи » происходит от корня « сам-а-дха », что означает «собирать» или «собирать вместе», и поэтому обычно переводится как «концентрация». В ранних буддийских текстах самадхи также связано с термином саматха (пребывание в покое). В комментаторской традиции самадхи определяется как экаггата , однонаправленность ума ( Cittass'ekaggatā ). [17]
Буддхагоса определяет самадхи как «центрирование сознания и сознания, равномерно и правильно сопутствующего одному объекту [...] состояние, в силу которого сознание и его спутники остаются равномерно и правильно на одном объекте, не отвлекаясь и не рассеиваясь». [60] Согласно Буддхагхосе, палийские тексты Тхеравады упоминают достижения самадхи четыре :
- Мгновенная концентрация ( ханикасамадхи ): стабилизация ума, возникающая во время медитации саматхи .
- Предварительная концентрация ( парикаммасамадхи ): возникает в результате первоначальных попыток медитирующего сосредоточиться на объекте медитации.
- Концентрация доступа ( upacārasamādhi ): возникает, когда пять препятствий рассеяны, когда присутствует джхана , и с появлением «двойного знака» ( patibhaganimitta ).
- Концентрация поглощения ( аппанасамадхи ): полное погружение ума в медитацию на объекте и стабилизацию всех четырех джхан .
Согласно Буддхагхоше в его влиятельном стандартном труде «Висуддхимагга» , самадхи является «непосредственной причиной» достижения мудрости . [61] Висуддхимагга описывает 40 различных объектов для медитации, которые упоминаются во всем палийском каноне, но явно перечислены в Висуддхимагге, такие как внимательность к дыханию ( анапанасати ) и любящая доброта ( метта ). [62]
Критика
[ редактировать ]Хотя традиция Тхеравады интерпретирует дхьяну как однонаправленную концентрацию, эта интерпретация стала предметом споров. По мнению Ричарда Гомбрича, последовательность четырех рупа-джхан описывает два разных когнитивных состояния: «Я знаю, что это спорно, но мне кажется, что третья и четвертая джханы совершенно не похожи на вторую». [25] [примечание 10]
Александр Винн утверждает, что схема дхьяны плохо изучена. [63] По мнению Винна, слова, выражающие привитие осознанности, такие как сати , сампаджано и упеккха , неправильно переводятся или понимаются как особые факторы медитативных состояний. [63] тогда как они относятся к определенному способу восприятия объектов чувств. [63] [примечание 11] [примечание 12]
Некоторые западные учителя (Таниссаро Бхиккху, Ли Бразингтон, Ричард Шенкман) проводят различие между джханой, «ориентированной на сутту» , и , ориентированной на « Висуддхимаггу » джханой . [65] [ нужна полная цитата ] Таниссаро Бхиккху неоднократно утверждал, что Палийский канон и Висуддхимагга дают разные описания джхан, считая описание Висуддхимагги неверным. [65] [ нужна ссылка ] Керен Арбель провела обширное исследование джхан и современной критики комментаторской интерпретации. Основываясь на этом исследовании и на своем собственном опыте работы старшим преподавателем медитации, она дает реконструированное описание первоначального значения дхьян . Она утверждает, что четыре джханы являются результатом как успокоения ума, так и развития понимания природы опыта, и их нельзя рассматривать в суттах не как две отдельные и отдельные техники медитации, а как неотъемлемые измерения единого процесса, которыйприводит к пробуждению. Она заключает, что «четвертая джхана является оптимальным эмпирическим событием для полного разобусловливания нездоровых тенденций ума и трансформации глубоких эпистемологических структур. Это происходит потому, что человек воплощает и реализует пробужденное осознание опыта». [66]
Махаяна
[ редактировать ]Индийская Махаяна
[ редактировать ]Самые ранние дошедшие до нас тексты индийской махаяны делают упор на аскетические практики, проживание в лесу и состояния медитативного единства, то есть самадхи . Эти практики, похоже, занимали центральное место в ранней Махаяне еще и потому, что они «могли дать доступ к свежим откровениям и вдохновению». [67]
Индийские традиции Махаяны относятся к многочисленным формам самадхи , например, в разделе 21 Махавьютпатти записано 118 различных форм самадхи. [68] и Самадхираджа-сутра имеет своей главной темой самадхи , называемое « самадхи , которое проявляется как идентичность сущностной природы всех дхарм » ( сарва-дхарма-свабхава-самата-випанчита-самадхи ). [69] [примечание 13]
Вимоксамукха
[ редактировать ]Буддийские палийские тексты описывают три вида самадхи , которые комментаторская традиция называет «вратами освобождения » ( вимокшамукха ): [примечание 14]
- Беззнаковость-самадхи ( Са : анимитта -самадхи ) ( Пи : анимитто самадхи ) или безотчетность-концентрация ( Са : алакшана-самадхи )
- Бесцельность-самадхи ( Са : апранихита-самадхи ) ( Пи : аппанихито самадхи )
- Пустота-самадхи ( Са : шуньята -самадхи ) ( Пи : суннято самадхи )
По мнению Полака, это альтернативные описания четырех дхьян, описывающие когнитивные аспекты вместо телесных. [70] По мнению Полака, на заключительных стадиях дхьяны не происходит никакого представления опыта и не схватываются никакие знаки ( анимитта самадхи ), а это означает, что сосредоточенное внимание не может быть направлено ( аппанихита самадхи ) на эти знаки, а только восприятие остается шесть чувств без понятия «я» ( сунната самадхи ). [70]
В китайской буддийской традиции они называются «три двери освобождения» ( sān jiětuō mén , 三解脫門 ): [71] Эти три не всегда цитируются в одном и том же порядке. Нагарджуна , буддийский ученый Мадхьямаки , в своей « Маха-праджняпарамита-шастре » перечислял апранихиту перед анимиттой в своем первом объяснении этих «трех самадхи », но в более поздних списках и объяснениях в той же работе вернулся к более общему порядку. Другие, такие как Тхич Нхат Хан , буддийский учитель Тхиен , считают апранихиту третьей после шуньяты и анимитты . [71] [72] Нагарджуна относит эти три вида самадхи к качествам бодхисаттвы . [71]
Беззнаковость самадхи
[ редактировать ]Согласно Нагарджуне, самадхи без знаков — это самадхи , в котором человек осознает, что все дхармы свободны от знаков ( анимитта ). [71] По словам Тич Нят Хана, «знаки» относятся к видимости или форме, сравнивая самадхи без знаков с тем, чтобы не обмануться видимостью, например, с дихотомией бытия и небытия. [73]
Бесцельность-самадхи
[ редактировать ]«Бесцельность», также переводится как «непривязанность» или «отсутствие желаний» ( китайское wúyuàn 無願 , букв. « нежелание » , или wúzuò 無作 , букв. « невозникновение » ), буквально означает «не ставить ничего впереди». . По мнению Дэна Люстхауса, бесцельность-самадхи характеризуется отсутствием целей или планов на будущее и отсутствием стремления к объектам восприятия. [примечание 15] Согласно Нагарджуне, бесцельность-самадхи — это самадхи , в котором человек не ищет какого-либо существования ( бхава ), отпускает цели или желания ( пранидхана ) в отношении обусловленных явлений и не производит три яда (а именно: страсть, агрессию, и невежество) по отношению к ним в будущем. [71]
Пустота-самадхи
[ редактировать ]Согласно Нагарджуне, пустота-самадхи — это самадхи , в котором человек осознает, что истинная природа всех дхарм абсолютно пуста ( атьянташунья ), и что пять совокупностей не являются самостью ( анатман ), не принадлежат самости ( анатмья ). и пусты ( шунья ) без собственной природы . [71]
Это было
[ редактировать ]Индийская дхьяна переводится как «чан» на китайском языке и «дзен» на японском языке. Идеологически традиция дзэн делает упор на праджню и внезапное прозрение , но в реальной практике праджня и самадхи, или внезапное прозрение и постепенное совершенствование, сочетаются друг с другом. [74] [75] В частности, некоторые линии передачи в школе дзэн Риндзай делают упор на внезапное прозрение, в то время как школа дзэн Сото уделяет больше внимания сикантадза , тренировке осознания потока мыслей, позволяющей им возникать и исчезать без вмешательства. Исторически многие традиционные японские искусства развивались или совершенствовались для достижения самадхи , включая понимание благовоний (香道, кодо ), аранжировку цветов (華道, кадо ), чайную церемонию (茶道, садо ), каллиграфию (書道, сёдо ) и боевые искусства. например, стрельба из лука (弓道, кюдо ). Японский иероглиф 道 означает путь или путь и указывает на то, что дисциплинированная практика в искусстве — это путь к самадхи . [ нужна ссылка ]
индуизм
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
Йога-сутры Патанджали.
[ редактировать ]Самадхи — восьмая часть Йога-сутр, следующая за шестой и седьмой частями дхараны и дхьяны соответственно.
Он не встает
[ редактировать ]Согласно Таймни, дхарана , дхьяна и самадхи образуют градуированную серию: [76]
- Дхарана – В дхаране ум учится сосредотачиваться на одном объекте мысли. Объект сосредоточения называется пратьяйей . В дхаране йог учится предотвращать вмешательство других мыслей в сосредоточение внимания на пратьяе .
- Дхьяна . Со временем и с практикой йогин учится поддерживать осознание только пратьяи , тем самым дхарана трансформируется в дхьяну . В дхьяне йогин приходит к осознанию тройственности воспринимающего (йогина), воспринимаемого ( пратьяи ) и акта восприятия. Новый элемент, добавленный к практике дхьяны и отличающий ее от дхараны , заключается в том, что йог учится минимизировать воспринимающий элемент этой тройственности. Таким образом, дхьяна — это постепенная минимизация воспринимающего или слияние наблюдателя с наблюдаемым ( пратьяя ).
- Самадхи . Когда йогин может: (1) поддерживать сосредоточенность на пратьяе в течение длительного периода времени и (2) минимизировать свое самосознание во время практики, тогда дхьяна превращается в самадхи. Таким образом, йогин сливается с пратьяей . Патанджали сравнивает это с размещением прозрачного драгоценного камня на цветной поверхности: драгоценный камень принимает цвет поверхности. Аналогично, в самадхи сознание йогина сливается с объектом мысли, пратьяей . Пратьяя подобна цветной поверхности, а сознание йогина — прозрачному драгоценному камню.
Самадхи в Йога-сутрах
[ редактировать ]Самадхи – это единство с объектом медитации. Нет различия между актом медитации и объектом медитации. Самадхи бывает двух видов: с опорой на объект медитации и без нее: [77] [Интернет 2] [Интернет 3]
- Сампраджнята самадхи (также называемый савикальпа самадхи и сабиджа самадхи , [Интернет 4] [примечание 16] ) относится к самадхи с поддержкой объекта медитации. [Интернет 2] [примечание 17] В Сутре 1:17 Патанджали говорит нам, что сампраджнята самадхи состоит из четырех стадий: «Полное высокое сознание (сампраджнята самадхи) – это то, что сопровождается витаркой (размышлением), вичара (размышлением), анандой (экстазом) и асмитой (ощущением «Я»-ность)». [81] [82] [примечание 18]
- Первые два, размышление и размышление, составляют основу различных типов самапатти : [81] [82]
- Савитарка , «совещательная»: [81] [примечание 19] Ум, читта , концентрируется на грубом объекте медитации, объекте с проявленной видимостью, воспринимаемой нашими органами чувств, например, на пламени лампы, кончике носа или образе божества. [Интернет 2] [84] Концептуализация ( викальпа ) все еще имеет место в форме восприятия, слова и знания объекта медитации. [81] Когда размышление заканчивается, это называется нирвитарка самапатти , когда ум выходит за пределы когнитивного восприятия и сознание напрямую сталкивается с истинной реальностью. [85] [86] [примечание 20]
- Савичара , «отражающий»: [84] ум, читта , сосредоточен на тонком объекте медитации, который не воспринимается органами чувств, но достигается посредством умозаключения, [Интернет 2] [84] такие как чувства, процесс познания, ум, Я-есть-ность, [примечание 21] чакры прана , внутреннее дыхание ( ) , нади , интеллект ( буддхи ). [84] Успокоение размышлений называется нирвичара самапатти . [84] [примечание 22]
- Последние два объединения, сананда самадхи и сасмита , являются соответственно состоянием медитации и объектом савичара самадхи :
- Ананда , «с блаженством»: также известное как «высшее блаженство» или «с экстазом», это состояние подчеркивает еще более тонкое состояние блаженства в медитации; Ананда свободна от витарки и вичары. [Интернет 2]
- Асмита , «с эгоизмом»: читта концентрируется на ощущении или ощущении «Я-есть». [Интернет 2]
- Асампраджнята самадхи (также называемое нирвикальпа самадхи и нирбиджа самадхи ) [Интернет 3] относится к самадхи без поддержки объекта медитации, [Интернет 2] что ведет к познанию пуруши или сознания, тончайшего элемента. [84] [примечание 23]
Сампраджнята самадхи
[ редактировать ]Согласно Парамахансе Йогананде , в этом состоянии человек отпускает эго и осознает Дух за пределами творения. Тогда душа способна поглотить огонь Духа-Мудрости, который «поджаривает» или уничтожает семена привязанных к телу склонностей. Душа как медитирующий, ее состояние медитации и Дух как объект медитации — все становятся одним целым. Отдельная волна души, медитирующей в океане Духа, сливается с Духом. Душа не теряет своей идентичности, а лишь расширяется в Дух. В савикальпа самадхи ум осознает только Дух внутри; оно не осознает внешний мир. Тело находится в состоянии, подобном трансу, но сознание полностью воспринимает его блаженный опыт внутри. [88]
Астронавт Аполлона-14 Эдгар Митчелл , основатель Института ноэтических наук , сравнил опыт наблюдения Земли из космоса, также известный как эффект обзора , с савикальпа самадхи . [89]
Ананда и Асмита
[ редактировать ]По словам Яна Уичера, статус ананды и асмиты в системе Патанджали является предметом споров. [90] По мнению Мэле, первые две составляющие — размышление и размышление — составляют основу различных типов самапатти . [81] По словам Фейерштейна:
«Радость» и «Я-есть» [...] следует рассматривать как сопутствующие явления всякого познавательного [экстаза]. Объяснения классических комментаторов по этому вопросу кажутся чуждыми иерархии [экстатических] состояний Патанджали, и кажется маловероятным, что ананда и асмита должны составлять независимые уровни самадхи . [90]
Ян Уичер не согласен с Фейерштейном, рассматривая ананду и асмиту как более поздние стадии нирвичара-самапатти . [90] Уичер ссылается на Вачаспати Мишру (900–980 гг. н.э.), основателя Бхамати Адвайта Веданты , который предлагает восемь типов самапатти : [91]
- Савитарка-самапатти и нирвитарка-самапатти , оба с грубыми объектами в качестве объектов поддержки;
- Савичара-самапатти и нирвичара-самапатти , оба с тонкими объектами в качестве объектов поддержки;
- Сананда-самапатти и Нирананда-самапатти , в которых органы чувств являются объектами поддержки.
- Сасмита-самапатти и нирасмита-самапатти , оба с чувством «Я есмь» в качестве поддержки.
Виджнана Бикшу (ок. 1550–1600) предлагает шестиэтапную модель, явно отвергая модель Вачаспати Мишры. Виджняна Бикшу рассматривает радость ( ананду ) как состояние, которое возникает, когда ум выходит за пределы стадии вичара . [82] Уичер соглашается, что ананда не является отдельной стадией самадхи . [82] Согласно Уичеру, собственная точка зрения Патанджали, по-видимому, заключается в том, что нирвичара-самадхи — это высшая форма познавательного экстаза. [82]
По словам Сарасвати Бурмана, « Бабаджи испытывают блаженные ощущения однажды объяснил, что когда люди во время садханы , на грубом уровне дыхание одинаково в обеих ноздрях, а на тонком уровне праны поток в ида и пингала нади уравновешен. Это называется сушумна. дыхание, потому что остаточная прана сушумы, кундалини , течет в сушумна нади, вызывая доминирование саттва -гуны . «Это создает ощущение покоя. Этот покой и есть ананда». В сананда самадхи переживание этой ананды, этого саттвического потока, не запятнано никакими другими вритти или мыслями, за исключением осознания удовольствия от получения этого блаженства». [92]
Асампраджнята самадхи
[ редактировать ]По мнению Мэле, асампраджнята самадхи (также называемый нирвикальпа самадхи и нирбиджа самадхи ) [Интернет 3] ведет к познанию пуруши или сознания, тончайшего элемента. [84] Генрих Циммер отличает нирвикальпа самадхи от других состояний следующим образом:
Нирвикальпа самадхи , с другой стороны, погружение без самосознания, представляет собой слияние умственной деятельности ( читтавритти ) с Самостью до такой степени или таким образом, что различение ( викальпа ) познающего, акт познания, и познаваемый объект растворяется — как волны исчезают в воде, и как пена исчезает в море. [93]
Свами Шивананда описывает нирбиджа самадхи (букв. «самадхи» без семян) следующим образом:
«Без семян или самскар [...] Все семена или впечатления сгорают в огне знания [...] все самскары и васаны, вызывающие перерождения, полностью высвобождаются. Все вритти или умственные модификации, возникающие из-за Озеро ума оказывается под контролем. Пять омрачений, а именно: авидья (невежество), асмита (эгоизм), рага-двеша (любовь и ненависть) и абхинивеша (цепляние за жизнь), уничтожаются и узы кармы уничтожаются [. ..] Оно дает Мокшу (освобождение от колеса рождений и смертей). С приходом знания Самости невежество исчезает. С исчезновением первопричины, а именно, невежества, эгоизма и т. д. также. пропадать". [Интернет 3]
Просто самадхи
[ редактировать ]Рамана Махарши различал кевала нирвикальпа самадхи и сахаджа нирвикальпа самадхи : [94] [Интернет 5] [Интернет 6]
Сахаджа самадхи — это состояние, в котором уровень молчания внутри субъекта поддерживается наряду (одновременно) с полным использованием человеческих способностей. [94]
Кевала нирвикальпа самадхи временна, [Интернет 5] [Интернет 6] тогда как сахаджа нирвикальпа самадхи — это непрерывное состояние на протяжении всей повседневной деятельности. [94] Это состояние кажется по своей сути более сложным, чем самадхи , поскольку оно включает в себя несколько аспектов жизни, а именно внешнюю активность, внутреннее спокойствие и отношения между ними. [94] Это также кажется более продвинутым состоянием, поскольку оно наступает после освоения самадхи . [94] [примечание 24] [примечание 25]
Сахаджа является одним из четырех ключевых слов Натх -сампрадаи наряду со Швеччачарой , Сама и Самарасой . Сахаджа -медитация и поклонение были распространены в тантрических традициях, общих для индуизма и буддизма в Бенгалии еще в VIII–IX веках.
Нирвикальпака йога
[ редактировать ]Нирвикальпака-йога — термин в философской системе шиваизма , в котором посредством самадхи происходит полное отождествление «Я» и Шивы , при котором исчезают сами понятия имени и формы и только Шива переживается как истинное Я. . В этой системе этот опыт возникает, когда происходит полное прекращение всех мыслеконструктов. [95]
Буддийские влияния
[ редактировать ]Патанджали Описание самадхи напоминает буддийские джханы . [96] [примечание 26] По мнению Цзяньсиня Ли, сампраджнята самадхи можно сравнить с рупа-джханами в буддизме. [97] Эта интерпретация может противоречить мнению Гомбриха и Винна, согласно которым первая и вторая джханы представляют собой концентрацию, тогда как третья и четвертая джханы сочетают концентрацию с осознанностью. [79] По словам Эдди Крэнгла, первая джхана Патанджали напоминает сампраджнята самадхи , в которых оба разделяют применение витарки и вичара . [80]
По словам Дэвида Гордона Уайта , язык Йога-сутр часто ближе к «буддийскому гибридному санскриту, санскриту ранних буддийских писаний Махаяны, чем к классическому санскриту других индуистских писаний». [98] По словам Карела Вернера:
Система Патанджали немыслима без буддизма. Что касается терминологии, то в «Йога-сутрах» многое напоминает нам буддийские формулировки из Палийского канона и, тем более, из «Сарвастивады Абхидхармы» и «Саутрантики ». [99]
Роберт Турман пишет, что на Патанджали повлиял успех буддийской монашеской системы, и он сформулировал свою собственную матрицу для той версии мысли, которую он считал ортодоксальной. [100] Однако «Йога-сутра», особенно четвертый сегмент Кайвалья-пады, содержит несколько полемических стихов, критикующих буддизм, особенно школу Виджнянавады Васубандху. [101]
Хотя Патанджали находился под влиянием буддизма и вобрал в себя буддийскую мысль и терминологию, [102] [103] [104] Термин « нирвикальпа самадхи » необычен в буддийском контексте, хотя некоторые авторы приравнивают нирвикальпа самадхи к бесформенным джханам и/или ниродха самапатти . [105] [106] [107] [97]
Похожий термин, нирвикальпа-гьяна , встречается в буддийской традиции Йогачара и переведен Эдвардом Конзе как «недифференцированное познание». [108] Конзе отмечает, что в Йогачаре только реальный опыт нирвикальпа-гьяны может подтвердить сообщения, данные о ней в писаниях. Он описывает этот термин, используемый в контексте Йогачары, следующим образом:
«Неразборчивое познание» сначала познает нереальность всех объектов, затем осознает, что без них само знание падает на землю, и, наконец, непосредственно созерцает высшую реальность. Прилагаются большие усилия, чтобы сохранить парадоксальную природу этого гнозиса . Хотя без понятий, суждений и различения, это все же не просто бездумие. Это не познание и не непознание; его основой является ни мысль, ни не-мысль... Здесь нет двойственности субъекта и объекта. Познание не отлично от познаваемого, а полностью тождественно ему. [109] [примечание 27]
Другой смысл в буддийском использовании встречается в санскритском выражении нирвикальпаяти ( пали : ниббикаппа ), которое означает «освобождает от неуверенности (или ложного различения)», то есть «различает, тщательно обдумывает». [110]
Бхава самадхи
[ редактировать ]Бхава самадхи — это состояние экстатического сознания, которое иногда может казаться спонтанным переживанием, но обычно считается кульминацией длительных периодов практики преданности. [111] Некоторые группы полагают, что он вызывается присутствием «высших существ». [112] Бхава самадхи переживали выдающиеся деятели духовной истории Индии, в том числе Шри Рамакришна Парамахамса и некоторые из его учеников, Чайтанья Махапрабху и его главный ученик Нитьянанда, Мирабай и многочисленные святые традиции бхакти . [113]
Махасамадхи
[ редактировать ]В индуистских или йогических традициях махасамадхи , «великое» и окончательное самадхи , представляет собой акт сознательного и намеренного выхода из тела в момент смерти. [114] Согласно этому верованию, реализованный и освобожденный ( дживанмукта ) йогин или йогинь, достигший состояния нирвикальпа самадхи, может сознательно выйти из своего тела и достичь освобождения в момент смерти, находясь в глубоком сознательном медитативном состоянии. [115]
Некоторые люди, по словам их последователей, заранее объявили день и время своего махасамадхи . К ним относится Лахири Махасайя, чья смерть 26 сентября 1895 года, по словам Парамахансы Йогананды , имела именно такой характер . [115] [116] Смерть Парамахансы Йогананды 7 марта 1952 года была описана его последователями как вступление в махасамадхи . [117] Дайя Мата, одна из прямых учениц Йогананды, сказала, что Йогананда накануне вечером спросил ее: «Вы понимаете, что это всего лишь вопрос часов, и я уйду с этой земли?» [118]
сикхизм
[ редактировать ]В этом разделе используются тексты из религиозной или религиозной системы без ссылки на вторичные источники , которые их критически анализируют. ( Апрель 2024 г. ) |
В сикхизме это слово используется для обозначения действия, которое человек использует, чтобы вспомнить и сосредоточить свой разум и душу на Вахегуру . [ нужна ссылка ] Шри Гуру Грантх Сахиб сообщает:
- «Помни в медитации Всемогущего Господа, каждое мгновение и каждое мгновение; медитируй на Бога в небесном мире Самадхи». (стр. 508)
- «Я привязан к Богу в небесном самадхи». (стр. 865)
- «Самое достойное самадхи — это сохранять сознание стабильным и сосредоточенным на Нем». (стр. 932)
Термин самадхи относится к состоянию ума, а не к физическому положению тела. Священные Писания объясняют:
- «Я погружен в небесное Самадхи, навсегда с любовью привязан к Господу. Я живу пением Славных Восхвалений Господа» (стр. 1232).
- «День и ночь они восторгаются Господом и наслаждаются им в своих сердцах; они интуитивно погружены в самадхи. ||2||» (стр. 1259)
Сикхские гуру сообщают своим последователям:
- «Некоторые остаются погруженными в самадхи, их умы с любовью сосредоточены на Едином Господе; они размышляют только о Слове Шабада » . (стр. 503) [119]
суфизм
[ редактировать ]Идею Фанаа в суфийском исламе сравнивают с Самадхи. [120]
См. также
[ редактировать ]буддизм
Общий
индуизм
ислам
Джайнизм
Западные традиции
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шивананда: «В Самадхи Нет ни физического, ни ментального сознания. Есть только духовное сознание. Есть только Существование (Сат). Это ваша настоящая Сварупа. Когда вода в бассейне высыхает, отражение солнца в вода также исчезает. Когда ум тает в Брахмане, когда озеро ума высыхает, отражённый Чайтанья (Чидабхаса) также исчезает. Остаётся только Существование». [ нужна ссылка ]
- ^ Керен Арбель ссылается на Маджхима Никая 26, Арияпариесана Сутта, Благородный поиск.
См. также:
* Маджхима Никая 111, Ануппада Сутта.
* AN 05.028, Самадханга Сутта: Факторы концентрации .
См. Йоханссон (1981), Палийские буддийские тексты, объясненные начинающим, для дословного перевода. - ↑ Арбель объясняет, что «вивека» обычно переводится как «отстраненность», «отделение» или «изоляция», но основное значение — «дискриминация». По мнению Арбеля, использование вивичча/вивиччева и вивека в описании первой дхьяны «играет с обоими значениями глагола, а именно, с его значением как проницательности и последующим «уединением» и отпусканием», в соответствии с « распознавание природы опыта», развитое четырьмя сатипаттханами . [37] Сравните Догэна: «Находиться в стороне от всех беспокойств и жить одному в тихом месте называется «наслаждаться безмятежностью и спокойствием».» [38]
Арбель далее утверждает, что вивека напоминает дхамма-вичайю , которая упоминается в боджханге , альтернативном описании дхьян , но является единственным термином боджханга, не упомянутым в стандартном описании дхьяны . [39] Сравните Сутта Нипатха 5.14 Удайаманавапучча (Вопросы Удая): «Чистая невозмутимость и внимательность, которым предшествует исследование принципов – это, я заявляю, и есть освобождение через просветление, разрушение невежества». (Перевод: Суджато) - ^ Стта Нипатха 5:13 Вопросы Удая (перевод Таниссаро): «С восторгом мир скован. Направленной мыслью он исследуется».
Chen 2017 : «Самадхи с общим исследованием и конкретным углубленным исследованием означает избавление от недобродетельных дхарм , таких как жадное желание и ненависть, чтобы оставаться в радости и удовольствии, вызванных невозникновением, и войти в первую медитацию и полностью пребывать в ней».
Арбель 2016 , с. 73 : «Таким образом, я предлагаю интерпретировать существование витакки и вичары в первой джхане как благотворные «остатки» предыдущего развития благотворных мыслей. Они обозначают «эхо» » этих благотворных мыслей, которые отражаются в том, кто вступает в первую джхану, как благотворное отношение к переживаемому». - ^ В каноне палийском витакка-вичара образуют одно выражение, которое относится к направлению мысли или внимания на объект ( витарка ) и исследованию его ( вичара ). [42] [45] [46] [47] [48] По мнению Дэна Люстхауса , витарка-вичара — это аналитическое исследование, форма праджни . Он «предполагает сосредоточение внимания на [чем-то] и последующее разложение этого на функциональные компоненты», чтобы понять это, «различение множества обуславливающих факторов, вовлеченных в феноменальное событие». [49] Комментаторская традиция Тхеравады, представленная Буддхагхоши » «Висуддхимаггой , интерпретирует витарку и вичару как начальное и устойчивое приложение внимания к объекту медитации, кульминацией которого является успокоение ума при переходе ко второй дхьяне. [50] [51] По мнению Фокса и Бакнелла, это может также относиться к «нормальному процессу дискурсивного мышления», который успокаивается посредством погружения во вторую джхану . [51] [50]
- ^ Стандартный перевод самадхи — «концентрация»; тем не менее, этот перевод/интерпретация основана на комментаторских интерпретациях, как поясняет ряд современных авторов. [34] Тилманн Веттер отмечает, что самадхи имеет широкий спектр значений, и «концентрация» — лишь одно из них. Веттер утверждает, что вторая, третья и четвертая дхьяны — это самма-самадхи , «правильное самадхи», основанное на «спонтанном осознании» (сати) и невозмутимости, которые совершенствуются в четвертой дхьяне . [14]
- ^ Общий перевод, основанный на комментаторской интерпретации дхьяны как расширяющегося состояния погружения, переводит сампасадану как «внутреннюю уверенность». Однако, как объясняет Бакнелл, это также означает «успокоение», что более уместно в данном контексте. [50] См. также Пассаддхи .
- ^ Упеккха — один из Брахмавихар .
- ^ С четвертой джханой приходит достижение высшего знания ( абхиджня ), то есть исчезновение всех психических одурманивающих веществ ( асава ), а также психических сил. [59] Например, в AN 5.28 Будда утверждает (Таниссаро, 1997):
«Когда монах таким образом развил и преследовал пятифакторную благородную правильную концентрацию, тогда какое бы из шести высших знаний он ни направил свой ум, чтобы познать и осознать, он может засвидетельствовать их сам, когда бы ни появилась возможность... "
«Если он захочет, он обладает множеством сверхъестественных способностей. Будучи одним, он становится многими; будучи многими, он становится одним. Он появляется. Он исчезает. Он беспрепятственно проходит сквозь стены, валы и горы, как будто сквозь пространство. из земли, как если бы это была вода. Он ходит по воде, не погружаясь, как если бы это была сухая земля. Сидя, скрестив ноги, он летит по воздуху, как крылатая птица, он касается и гладит даже солнце и луну, такие могучие. и могущественный, Он оказывает влияние своим телом даже на миры Брахмы. Он может убедиться в этом сам, когда есть возможность...» - ^ Оригинальная публикация: Гомбрич, Ричард (2007), Религиозный опыт раннего буддизма , Библиотека OCHS
- ^ Винн: «Таким образом, выражение сато сампаджано в третьей джхане должно обозначать состояние осознания, отличное от медитативного погружения второй джханы ( четасо экодибхава ). Оно предполагает, что субъект делает что-то отличное от пребывания в медитативном состоянии, т.е. то же самое относится и к слову upek(k)hā : оно не означает абстрактную «невозмутимость», [но] оно означает осознавать что-то. и безразличен к этому [...] Третья и четвёртая джханы , как мне кажется, описывают процесс направления состояний медитативного погружения в сторону осознанного осознания объектов. [64]
- ^ theravadin.wordpress.com: «Таким образом, в этом порядке то, что мы должны понимать под випассаной, вовсе не является синонимом сати, а скорее чем-то, что вырастает из комбинации всех этих факторов, особенно, конечно, двух последних, самма сати. а самма самадхи применяется к безжалостному наблюдению за тем, что возникает (ятхабхута). Можно сказать, випассана — это название практики сати+самадхи применительно к аничча/дуккха/анатте (т. е. порождению мудрости), направленной на шесть. чувственный процесс, включая любую умственную деятельность». По мнению Гомбриха, «более поздняя традиция фальсифицировала джханы, классифицируя их как квинтэссенцию концентрированной, успокаивающей медитации, игнорируя другой – и действительно более высокий – элемент. [25]
- ^ Гомес и Силк: «Это самадхи одновременно является познавательным переживанием пустоты, достижением атрибутов состояния будды и выполнением различных практик или повседневной деятельности бодхисаттвы, включая служение и поклонение стопам бодхисаттвы. Слово самадхи также используется для обозначения самой сутры. Следовательно, мы можем говорить об уравнении сутра = самадхи = шуньята, лежащем в основе текста. В этом смысле название Самадхираджа точно выражает содержание сутры». [69]
- ↑ Тит Нат Хан, Шераб Чодзин Кон, Мелвин МакЛеод (2012), You Are Here: Discovering the Magic of the Present Moment , стр. 104: «Бесцельность — это форма концентрации, одна из трёх практик глубокого видения, рекомендованных Буддой. Два других — это концентрация на отсутствии различающих признаков ( алакшана ) и концентрация на пустоте ( шуньята )».
- ^ Люстхаус 2014 , с. 266: «Сангхаракшита переводит апранихита как «Бесцельность», в то время как Конзе использует слово «Бесжеланное» и пишет в «Буддийской мысли в Индии » (Анн-Арбор: University of Michigan Press , 1967), стр. 67: «Слово а-пра-ни-хита буквально означает, что человек «ничего не ставит впереди» и обозначает того, кто не строит планов на будущее, не возлагает на него надежд, кто бесцелен, ни к чему не направлен, без пристрастия или стремления к объектам восприятия, отвергнутым концентрацией на Беззнаковом [ анимитте ]».
- ^ Семена или самскары не уничтожаются. [Интернет 4]
- ^ По мнению Цзяньсиня Ли Сампраджната, самадхи можно сравнить с рупа-джханами буддизма. [78] Эта интерпретация может противоречить мнению Гомбриха и Винна, согласно которым первая и вторая джханы представляют собой концентрацию, тогда как третья и четвертая джханы сочетают концентрацию с осознанностью. [79] По словам Эдди Крэнгла, первая джхана Патнаджали напоминает сампраджнята самадхи , в которых оба разделяют применение витарки и вичара . [80]
- ^ Йога Сутра 1.17: «Объектное самадхи (сампраджнята) связано с размышлением, размышлением, блаженством и Я-есть-ностью ( асмита ). [83]
- ^ Йога-сутра 1.42: «Совещательное ( савитарка ) самапатти - это самадхи , в котором слова, объекты и знания смешиваются посредством концептуализации». [81]
- ^ Йога Сутра 1.43: «Когда память очищается, ум кажется опустошенным от своей собственной природы, и сияет только объект. Это сверхсознательное ( нирвитарка ) самапатти ». [86]
- ^ Следуя Йога-сутре 1.17, медитация на чувстве «Я есть» в других описаниях также группируется как «сасмита самапатти».
- ^ Йога Сутра 1.44: «Таким образом также объясняются отражающие ( савичара ) и сверхотражающие ( нирвичара ) самапатти , которые основаны на тонких объектах». [84]
- ^ По мнению Цзяньсиня Ли, Асампраджнята Самадхи можно сравнить с арупа-джханами буддизма и Ниродха-самапатти . [78] Крэнгл также отмечает, что сабиджа-асампраджнята самадхи напоминает четыре бесформенные джханы . [80] По мнению Крэнгла, четвертая арупа-джхана - это стадия перехода к «сознанию без семени» Патанджали. [87]
- ^ Сравните Десять Быков из Дзен.
- ^ См. также Муни Садху (2005), Медитация: план практического изучения , стр. 92-93.
- ^ См. также Эдди Крэнгл (1984), Индуистские и буддийские методы достижения самадхи.
- ^ Routledge, издание 2013 г.: примечание 854.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Прагья, Самани Пратибха (2017), Прекша-медитация: история и методы , стр. 82. Кандидатская диссертация, SOAS, Лондонский университет.
- ^ «Восемь конечностей, суть йоги» . Выражения Духа .
- ^ «8 ступеней йоги: самадхи» . Семьи .
- ^ Прагья, Самани Пратибха (2017), Прекша-медитация: история и методы , стр. 82. Кандидатская диссертация, SOAS, Лондонский университет.
- ^ Jump up to: а б Сарбакер 2012 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с д Арбель 2016 , с. 94.
- ^ Веттер 1998 , с. XXV-XXVI, примечание 9.
- ^ Таймни 1961 , с. «42. Савитарка Самадхи – это то, в чем знание».
- ^ Динер, Эрхард и Фишер-Шрайбер 1991 .
- ^ Маэдзуми и Кук (2007) , с. 43.
- ^ Шенкман 2008 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Шенкман 2008 , с. 4.
- ^ Люстхаус 2002 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б Веттер 1988 , с. XXVI, примечание 9.
- ^ Йогананда, Парамаханса (2014). Автобиография йога (13-е изд.). Товарищество самореализации. п. 123. ИСБН 978-0-87612-079-8 .
- ^ Jump up to: а б с Люстхаус 2014 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Хенепола Гунаратана, Джханы в буддийской медитации Тхеравады
- ^ Jump up to: а б Стерджес 2014а .
- ^ Сиддхешварананда 1998 , с. 144.
- ^ Стерджесс, Стивен (2014). Йога-медитация . Оксфорд, Великобритания: Watkins Publishing Limited. п. 27. ISBN 978-1-78028-644-0 .
- ^ Садхгуру (2012), О мистике и ошибках , Издательство Jaico
- ^ Патель, Камлеш Д. (2018). Путь сердечности: сердечные медитации для духовной трансформации . Ченнаи. п. 33. ISBN 978-9386850560 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шенкман 2008 , с. 14, 15.
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с Винн 2007 , с. 140, примечание 58.
- ^ Jump up to: а б Бронкхорст, 1993 год .
- ^ Jump up to: а б Винн 2007 .
- ^ Крэнгл 1994 , с. 267-274.
- ^ Земля 1994 , с. 24.
- ^ Бодхи, Бхикку (2005). По словам Будды . Сомервилл: Публикации мудрости. стр. 296–8 ( СН 28:1–9). ISBN 978-0-86171-491-9 .
- ^ «Суттантапинаке Айгуттараникайо § 5.1.3.8» . МеттаНет-Ланка (на пали). Архивировано из оригинала 5 ноября 2007 г. Проверено 6 июня 2007 г.
- ^ Бхикку, Таниссаро (1997). «Самадханга Сутта: Факторы концентрации (АН 5.28) » Доступ к Инсайту . Проверено 6 июня 2007 г.
- ^ Фуллер-Сасаки (2008) .
- ^ Jump up to: а б с д Арбель 2016 .
- ^ Поляк 2011 .
- ^ Йоханссон 1981 , стр. 83.
- ^ Jump up to: а б Арбель 2016 , с. 50-51.
- ^ Маэдзуми и Кук (2007) , с. 63.
- ^ Арбель 2016 , с. 106.
- ^ Уэйман 1997 , с. 48.
- ^ Сангпо и общество 2012 , с. 2413.
- ^ Jump up to: а б Люстхаус 2002 , с. 89.
- ^ Чен 2017 , с. «самадхи: спокойное, стабильное и сосредоточенное состояние ума».
- ^ Арбель 2016 , с. 73.
- ^ Рис-Дэвидс и Стед 1921–25 .
- ^ Гюнтер и Кавамура 1975 , с. Адреса Kindle: 1030–1033.
- ^ Кунсанг 2004 , с. 30.
- ^ Берзин 2006 .
- ^ Люстхаус 2002 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с д и Бакнелл 1993 , с. 375-376.
- ^ Jump up to: а б Стюарт-Фокс 1989 , с. 82.
- ^ Люстхаус 2002 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Арбель 2016 , с. 86.
- ^ Арбель 2016 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Люстхаус 2002 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Арбель 2016 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Арбель 2016 , с. 125.
- ^ Йоханссон 1981 , стр. 98.
- ^ Сарбакер 2021 , с. запись: «абхиджна».
- ^ Визм 84–85; ПП.85
- ^ Буддхагхоса и Нанамоли 1999 , стр. 437.
- ^ Буддхагхоса и Нанамоли (1999), стр. 90–91 (II, 27–28, «Кратко о развитии»), 110 и далее. (начиная с III, 104, «перечисление»). Его также можно найти ранее в этом тексте, например, на стр. 18 (I, 39, т. 2) и с. 39 (I, 107).
- ^ Jump up to: а б с Винн 2007 , с. 106.
- ^ Винн 2007 , с. 106-107.
- ^ Jump up to: а б Кто 2008
- ^ Доска 2017 .
- ^ Уильямс 2009 , с. 30.
- ^ Скилтон 2002 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Гомес и Шелк 1989 , с. 15-16.
- ^ Jump up to: а б Полак 2011 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Нагарджуна (2001) .
- ^ Нат Хан, Тич; Нойманн, Рэйчел (2008). Ум Будды, Тело Будды . Прочтите HowYouWant.com. п. 140. ИСБН 978-1427092922 .
БЕСЦЕЛЬНОСТЬ Третья концентрация — это бесцельность, апранихита. Без беспокойства, без беспокойства мы можем наслаждаться каждым моментом нашей жизни. Не пытаться, не прилагать больших усилий, просто быть. Какая радость! Кажется, это противоречит нашему обычному...
- ^ Нат Хан, Тит. «Беседа о Дхарме: Четвертое основание осознанности и три двери освобождения» . Колокол осознанности . Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 3 июля 2021 г.
- ^ Макрей 2003 .
- ^ Хуэй-Нэн и Клири 1998 .
- ^ Таймни 1961 .
- ^ Джонс и Райан 2006 , с. 377.
- ^ Jump up to: а б Цзяньсинь Линд .
- ^ Jump up to: а б Винн 2007 , с. 106; 140, примечание 58.
- ^ Jump up to: а б с Крэнгл 1984 , с. 191.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мэле 2007 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б с д и Уичер 1998 , с. 254.
- ^ Мэле 2007 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мэле 2007 , с. 179.
- ^ Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2007). Энциклопедия индуизма . Энциклопедия мировых религий. Нью-Йорк: факты в архиве. п. 377. ИСБН 978-0-8160-5458-9 .
- ^ Jump up to: а б Мэле 2007 , с. 178.
- ^ Крэнгл 1984 , с. 194.
- ^ Йогананда, Парамаханса: Бог беседует с Арджуной, Бхагавад-гита , новый перевод и комментарий, Товарищество самореализации 2001, ISBN 0-87612-031-1 (мягкая обложка) ISBN 0-87612-030-3 (твердый переплет), I, 10.
- ^ Обзор . Планетарный коллектив, Vimeo.
- ^ Jump up to: а б с Уичер 1998 , с. 253.
- ^ Уичер 1998 , с. 253-254.
- ^ Сарасвати Бурман, доктор философии. (январь 2000 г.). Опыт медитации II . Джулиан Пресс. ISBN 1-57951-038-8 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Циммер 1951 , стр. 436–437.
- ^ Jump up to: а б с д и Форман 1999 , с. 6.
- ^ Сингх 1979 , с. xxxiii.
- ^ Прадхан 2015 , с. 151-152.
- ^ Jump up to: а б Цзяньсинь Ли 2018 .
- ^ Белый 2014 , с. 10.
- ^ Вернер 1994 , с. 27.
- ^ Турман 1984 , с. 34.
- ^ Фаркуар 1920 , с. 132.
- ^ Вернер 1994 , с. 26.
- ^ Белый 2014 , с. 10, 19.
- ^ Роберт Турман, Центральная философия Тибета. Издательство Принстонского университета, 1984, стр. 34.
- ^ Частичная стенограмма семинара под названием «Самопознание посредством буддийской медитации», представленного Джоном Мирдином Рейнольдсом в Фениксе, штат Аризона, 20 октября 2001 г., http://www.vajranatha.com/articles/what-is-meditation. html?showall=1
- ^ Дональд Джей Ротберг, Шон М. Келли (1998), Кен Уилбер в диалоге: беседы с ведущими трансперсональными мыслителями
- ^ Чандрадхара Шарма (1996), Традиция Адвайты в индийской философии: Исследование Адвайты в буддизме, Веданте и Кашмирском Шиваизме, Мотилал Банарсидасс, стр.139: «В буддийских работах, как на пале, так и на санскрите, слова, используемые для нирвикальпа-самадхи — это самнья-ведайита-ниродха и ниродха-самапатти».
- ^ Конзе 1962 , с. 253.
- ^ Конзе 1962 , с. 253, сноска ‡.
- ^ Эдгертон 1953 , с. 304, том 2.
- ^ Свами Шивананда См. здесь , генерал-лейтенант Ханут Сингх, Шри Шри Шри Шивабалайоги Махарадж: Жизнь и духовное служение, стр. 109 Шри Шива Рудра Балайоги «Высший путь», 2010 г., стр. 160 и см. Учения Шри Шивы Рудры Балайоги здесь. Архивировано 2010 г. -03-29 в Wayback Machine .
- ^ Томас Л. Палотас, «Божественная игра, безмолвное учение Шивабалайоги», стр. 87–9,
- ^ Генерал-лейтенант Ханут Сингх, Шри Шри Шри Шивабалайоги Махарадж: Жизнь и духовное служение, стр. 110. и Джестис, Филлис Дж., Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия. АВС-КЛИО. (2004) ISBN 978-1-57607-355-1 стр. 723.
- ^ «Словарь терминологии сиддха-йоги» . Сиддхайога.org. 25 июля 2010 г. Проверено 22 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Блэкман, Сушила (1997). Изящный выход: как умирают великие существа: истории смерти тибетских, индуистских и дзенских мастеров . Нью-Йорк: Уэтерхилл. ISBN 0-8348-0391-7 .
- ^ Йогананда, Парамаханса (1997). Автобиография йога – Глава 36 . Лос-Анджелес: Содружество самореализации. ISBN 0-87612-086-9 .
- ^ «Махасамадхи…» . Общество Йогода Сатсанги Индии . Проверено 11 февраля 2020 г.
- ^ Гольдберг, Филип (2018). Жизнь Йогананды . Калифорния: Hay House, Inc., с. 277. ИСБН 978-1-4019-5218-1 .
- ^ Сингх Хальса, Сант (2015). Сири Гуру Грантх Сахиб Джи . Эспаньола: СикхНет.
- ^ Клинтон Беннетт, Чарльз М. Рэмси Суфии Южной Азии: преданность, отклонение и судьба A&C Black ISBN 978-1-441-15127-8 стр. 23
Источники
[ редактировать ]- Печатные источники
- Нагарджуна (2001). «Глава X — Качества Бодхисаттв» . Махапраджняпарамиташастра . Перевод Мигме, Ани.
- Арбель, Керен (2017), Ранняя буддийская медитация: четыре джханы как реализация прозрения , Тейлор и Фрэнсис, doi : 10.4324/9781315676043 , ISBN 9781317383994
- Арья, Ушарбудх (1986), Йога-сутры Патанджали (изд. Том 1), Хонсдейл, Пенсильвания: Гималайский международный институт, ISBN 0-89389-092-8
- Берзин, Александр (2006), Первичные умы и 51 психический фактор
- Бронкхорст, Йоханнес (1993), Две традиции медитации в Древней Индии , Motilal Banarsidass Publ.
- Бакнелл, Род (1984), «Буддист к освобождению: анализ списка этапов» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 7 (2)
- Бакнелл, Роберт С. (1993), «Переосмысление джхан» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 16 (2): 375–409.
- Чаппл, Кристофер (1984), Введение в «Краткую йога-васиштху» , Государственный университет Нью-Йорка.
- Крэнгл, Эдди (1984), «Сравнение индуистских и буддийских методов достижения самадхи» (PDF) , в Хатче, РА; Феннер, П.Г. (ред.), Под тенью дерева кулиба: австралийские исследования сознания , University Press of America, заархивировано из оригинала (PDF) 1 сентября 2021 г. , получено 27 ноября 2014 г.
- Крэнгл, Эдвард Фицпатрик (1994), Происхождение и развитие ранних индийских созерцательных практик , Harrassowitz Verlag
- Казинс, Л.С. (1996), «Истоки медитации прозрения» (PDF) , в Скорупски, Т. (ред.), Буддийский форум IV, материалы семинара 1994–1996 гг. (стр. 35–58) , Лондон, Великобритания: Школа восточных и африканских исследований
- Фуллер-Сасаки, Рут (2008), Записи Лин-Джи , University of Hawaii Press
- Гомбрич, Ричард Ф. (1997), Как начался буддизм , Мунширам Манохарлал
- Гомес, Луис О.; Силк, Джонатан А. (1989). Исследования литературы великой колесницы: три буддийских текста Махаяны . Анн-Арбор: Университетский институт изучения буддийской литературы и Центр исследований Южной и Юго-Восточной Азии, Мичиганский университет. ISBN 0891480544 .
- Гюнтер, Герберт В.; Кавамура, Лесли С. (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шес Гьял-Мтшана «Ожерелье ясного понимания» (изд. Kindle), Dharma Publishing
- Хуэй-Нэн; Клири, Томас (1998). Сутра Хуэй-нэна, великого мастера дзэн: с комментарием Хуэй-нэна к Алмазной сутре . Бостон. ISBN 9781570623486 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Цзяньсинь Ли (без даты), Сравнительное исследование йоги и индийского буддизма , asianscholarship.org, заархивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
- Йоханссон, Руне Эдвин Андерс (1981), Палийские буддийские тексты: объяснение новичкам , Psychology Press
- Калупахана, Дэвид Дж. (1994), История буддийской философии , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited.
- Кунсанг, Эрик Пема (2004), «Ворота к знаниям», Vol. 1 , Североатлантические книги
- Люстхаус, Дэн (2014), Буддийская феноменология: философское исследование буддизма йогачара и Чэн Вэй-ши Лунь , Routledge
- Маэдзуми, Тайдзан; Кук, Фрэнсис Доджун (2007), «Восемь осознаний просветленного человека»: Хатидаайнингаку Догэна Дзэндзи», в Маэдзуми, Тайдзан; Глассман, Берни (ред.), Туманная луна просветления , Wisdom Publications
- Макрей, Джон Р. (2003). Видеть сквозь дзен: встреча, трансформация и генеалогия в китайском чань-буддизме (1-е изд.). Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-23797-1 . JSTOR 10.1525/j.ctt1pnz84 .
- Полак, Гжегож (2011), Пересмотр Джханы: на пути к критической реконструкции ранней буддийской сотериологии , UMCS
- Рис-Дэвидс, ТВ; Стед, Уильям, ред. (1921–25), Пали-английский словарь Общества палийских текстов , Общество палийских текстов)
- Сангпо, Гелонг Лодро; Дхаммаджоти, Бхиккху К.Л. (2012), Мотилал Банарсидасс
{{citation}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - Сарбакер, Стюарт Рэй (2012), Самадхи: нуминозное и цессативное в индо-тибетской йоге , SUNY Press, ISBN 9780791482810
- Шмитхаузен, Ламберт (1981), О некоторых аспектах описаний или теорий «освобождающего прозрения» и «просветления» в раннем буддизме». В: Исследования джайнизма и буддизма (Мемориал Людвига Альсдорфа), под редакцией Клауса Брюна и Альбрехта Вецлера, Висбаден 1981, 199–250.
- Шенкман, Ричард (2008), Опыт самадхи , публикации Шамбалы
- Сиддхешварананда, Свами (1998), Индуистская мысль и кармелитский мистицизм , Motilal Banarsidass Publ.
- Скилтон, Эндрю (2002). «Состояние или утверждение?: «Самадхи» в некоторых ранних сутрах Махаяны» . Восточный буддист . 34 (2): 51–93. ISSN 0012-8708 . JSTOR 44362317 .
- Стюарт-Фокс, Мартин (1989), «Джана и буддийская схоластика», Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 12 (2)
- Стерджесс, Стивен (2014). Йога-медитация . Оксфорд, Великобритания: Watkins Publishing Limited. ISBN 978-1-78028-644-0 .
- Стерджесс, Стивен (2014a), Книга чакр и тонких тел: врата к высшему сознанию , Watkins Media Limited
- Таймни, И.К. (1961), Наука йоги , Квестовые книги
- Веттер, Тилманн (1988), Идеи и медитативные практики раннего буддизма , BRILL
- Уэйман, Алекс (1997), «Введение», « Успокоение ума и распознавание реальности: буддийская медитация и средний взгляд», из книги Лам Рим Чен Мо Цон-кха-па , издательство Motilal Banarsidass Publishers.
- Уильямс, Пол (2000), Буддийская мысль. Полное введение в индийскую традицию , Рутледж.
- Уильямс, Пол (2009). Буддизм Махаяны: доктринальные основы (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 9780415356534 .
- Винн, Александр (2007), Происхождение буддийской медитации , Routledge
- Веб-источники
- ^ Jump up to: а б доступ к прозрению, правильное сосредоточение, то же самадхи
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Свами Джнанешвара Бхарати, Интеграция более 50 разновидностей йогической медитации
- ^ Jump up to: а б с д Шри Свами Шивананда, Раджа Йога Самадхи
- ^ Jump up to: а б Свами Шивананда, Сампраджнята Самадхи
- ^ Jump up to: а б Дэвид Годман, « I» и «II» – вопрос читателя
- ^ Jump up to: а б Что такое освобождение согласно учению Шри Раманы Махарши?
Внешние ссылки
[ редактировать ] в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( Апрель 2024 г. ) |
- Тхеравада Буддизм
- Сила и самадхи , Сурендранатх Дасгупта, 1940 г.
- Самма Самадхи , автор Аджан Шах
- Самадхи – это чистое наслаждение , Аджан Сучитто
- Самадхи в буддизме , П.А. Паютто.
- Самадхи для освобождения , автор Аджан Анан Акинкано
- Мудрость развивает самадхи , автор: Аджан Маха Бува
- Уроки самадхи , Аджан Ли Дхаммадхаро
- Тибетский буддизм
- «Развитие самадхи» , Лама Гелек Ринпоче.
- индуизм
- Вопрос о важности Самадхи в современной и классической Адвайта Веданте , Майкл Команс (1993)
- Раджа Йога Самадхи , Шри Свами Шивананда (2005)