Виджнянабхиксу
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
|
|
неортодоксальный | |
|
|
Виджнанабхикшу (также пишется Виджнанабхикшу ) был индуистским философом из Бихара , датируемый по разным причинам 15 или 16 веком. [ 1 ] [ 2 ] известен своими комментариями к различным школам индуистской философии , в частности йоге . к тексту Патанджали о [ 3 ] [ 4 ] Его стипендия заявила, что существует единство между философиями Веданты, йоги и санкхьи. [ 5 ] [ 6 ] и считается, что он оказал значительное влияние на движение неоведанты современной эпохи. [ 7 ]
Философия
[ редактировать ]Виджнянабхиксу написал комментарии в 15 веке к трем различным школам индийской философии: Веданте , Санкхье и Йоге . Он объединил их в платформу недуализма, которая принадлежит как подшколам Веданты Бхедабхеда, так и Адвайта (недуализм). [ 5 ] [ 8 ] По словам Эндрю Николсона, это стало основой Неоведанты. [ 7 ] Его интеграция известна как Авибхага Адвайта («неразличимый недуализм»). Его дополнительный комментарий к « Йога-сутрам» , «Йогаварттика», оказал большое влияние. [ 3 ]
По словам Эндрю Форта, комментарий Виджнянабхиксу - это йогическая адвайта, поскольку его комментарий пронизан санкхья-йогой, находящейся под влиянием Адвайты. Виджнанабхиксу обсуждает, добавляет Форт, духовно освобожденного человека как йогического дживанмукту . [ 6 ] [ 9 ]
Виджнанабхиксу был стойким критиком строгого недуализма Шанкары , который он считал криптобуддийским. Он переосмыслил Брахма-сутры санкхьи , чтобы отразить метафизический дуализм пракрити и пуруши . Он учил, что Брахман, характеризующийся чистым сознанием, является Внутренним Правителем ( антарьямин ) как пракрити , так и пуруши . Он объяснил создание вселенной посредством майи как эволюцию вечно реальной пракрити , утверждая, что мир не иллюзорен. [ 10 ]
Комментарий Виджнанабхиксу «Самкхьяправачанабхашья » к Санкхья-сутрам бросает вызов традиционной интерпретации Санкхья-сутр, утверждая, что, вопреки видимости, Капила действительно верил в существование Бога. [ 11 ]
Влияние
[ редактировать ]Николсон упоминает Виджнанабхиксу как человека, оказавшего большое влияние на индологию XIX века и формирование неоведанты . [ 7 ] По мнению Николсона, уже между двенадцатым и шестнадцатым веками
... некоторые мыслители начали рассматривать как единое целое разнообразные философские учения Упанишад, эпосов, Пуран и школ, известных ретроспективно как «шесть систем» ( саддаршана ) основной индуистской философии. [ 12 ]
Тенденцию «смывания философских различий» отмечал и Микель Берли . [ 13 ] Лоренцен находит истоки особой индуистской идентичности во взаимодействии между мусульманами и индуистами. [ 14 ] и процесс «взаимного самоопределения с контрастирующим другим мусульманином», [ 15 ] который начался задолго до 1800 года. [ 16 ] И индийские, и европейские мыслители, разработавшие термин «индуизм» в XIX веке, находились под влиянием этих философов. [ 12 ]
Работает
[ редактировать ]На английском языке о Виджнянабхикшу написано мало хороших работ, и большинство текстов в его большом корпусе еще предстоит отредактировать и опубликовать на санскрите , не говоря уже о переводе на английский. [ нужна ссылка ]
Основные работы
[ редактировать ]Некоторые основные тексты, приписываемые Виджнанабхиксу, включают: [ 17 ]
- Виджнанамритабхашья («Комментарий к нектару знаний», комментарий к Бадараяны Брахма - сутрам )
- Ишварагитабхашья («Комментарий к Ишвара-Гите»)
- Санкхьясара («Квинтэссенция Санкхьи » )
- Санкхьясутрабхашья («Комментарий к Санкхья -сутрам» Капилы )
- Йогасарасамграха («Сборник квинтэссенции йоги»)
- Йогабхашьяварттика («Объяснение комментария к Йога-сутрам » Вьясы )
английские переводы
[ редактировать ]- Ганганатха Джа, Йогасарасамграха Виджнанабхиксу , Нью-Дели: Parimal Publications, 1995.
- Хосе Перейра, Индуистская теология: читатель , Garden City: Doubleday, 1976. Включает переведенные отрывки из Vijnanamritabhashya и Sankhyasutrabhashya .
- Т. С. Рукмани , Йогаварттика Виджнянабхиксу , Нью-Дели: Мунширам Манохарлал, 1981.
- Нандалал Синха, Философия санкхьи , Нью-Дели: Oriental Books Reprint Corporation, 1979. Содержит полный перевод Санкхьясутрабхашьи Виджнанабхикшу .
- Шив Кумар, Самкхьясара Виджнянабхиксу , Дели: Восточные книжные переплетчики, 1988.
См. также
[ редактировать ]- Объединение индуизма (книга)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Т. С. Рукмани (1978), ВИДЖНАБХИКШУ О БХАВА-ПРАТЬЯЯ И УПАЯ-ПРАТЬЯЯ ЙОГАХ В ЙОГА-СУТРАХ , Журнал индийской философии, Vol. 5, нет. 4 (август 1978 г.), страницы 311–317.
- ^ Эндрю О. Форт (2006), Виджнянабхикшу о двух формах «самадхи» , Международный журнал индуистских исследований, Том. 10, № 3 (декабрь 2006 г.), стр. 271–294.
- ^ Jump up to: а б Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. п. 202. ИСБН 978-1-898723-93-6 .
- ^ Т. С. Рукмани (1988), ТЕОРИЯ ДВОЙНОГО ОТРАЖЕНИЯ ВИДЖНАБХИКШУ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ЙОГИ , Журнал индийской философии, Vol. 16, № 4 (ДЕКАБРЬ 1988 г.), страницы 367–375.
- ^ Jump up to: а б Николсон 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Эдвин Фрэнсис Брайант; Патанджали (2009). Йога-сутры Патанджали: новое издание, перевод и комментарии с идеями традиционных комментаторов . Норт Пойнт Пресс. стр. 190 , 239. ISBN. 978-0-86547-736-0 .
- ^ Jump up to: а б с Николсон 2010 . ошибка sfn: несколько целей (2×): CITEREFNicholson2010 ( справка )
- ^ Борелли, Джон (1978). «Виджнянабхиксу и повторное утверждение веданты о различии в идентичности». Философия Востока и Запада . 28 (4): 425–437. дои : 10.2307/1398647 . JSTOR 1398647 .
- ^ Эндрю О. Форт (1998). Дживанмукти в «Трансформации: воплощенное освобождение в Адвайте и Нео-Веданте» . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 125. ИСБН 978-0-7914-3904-3 .
- ^ Куш, Дениз; Робинсон, Кэтрин А.; Йорк, Майкл, ред. (2008). Энциклопедия индуизма . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. стр. 958–959. ISBN 978-0-7007-1267-0 . ОСЛК 62133001 .
- ^ Николсон, Эндрю Дж. (2010). Объединение индуизма: философия и идентичность в индийской интеллектуальной истории . Издательство Колумбийского университета. стр. 85–87. ISBN 978-0-231-14986-0 .
- ^ Jump up to: а б Николсон 2010 , с. 2. Ошибка SFN: несколько целей (2×): CITEREFNicholson2010 ( справка )
- ^ Берли 2007 , с. 34.
- ^ Лоренцен 2006 , с. 24-33.
- ^ Лоренцен 2006 , с. 27.
- ^ Лоренцен 2006 , с. 26-27.
- ^ Сато, Хироюки (1989). «Теория взаимной проекции Виджнянабхиксу» . Журнал индийских и буддийских исследований . 37 (2). Японская ассоциация исследований Индии и буддизма: 945–943. дои : 10.4259/ibk.37.945 .
Источники
[ редактировать ]- Берли, Микель (2007), Классическая санкхья и йога: индийская метафизика опыта , Тейлор и Фрэнсис
- Лоренцен, Дэвид Н. (2006), Кто изобрел индуизм: очерки религии в истории , Yoda Press, ISBN 9788190227261
- Николсон, Эндрю (2007), «Примирение дуализма и недуализма: три аргумента в «Бхедабхеда Веданта» Виджнянабхикшу», Журнал индийской философии , 35 (3): 2007, стр. 371–403, doi : 10.1007/s10781-007-9016-6 , S2CID 170439037
- Николсон, Эндрю Дж. (2010), Объединение индуизма: философия и идентичность в интеллектуальной истории Индии , издательство Колумбийского университета
- Дэниел П. Шеридан, «Виджнянабхикшу», в книге «Великие мыслители восточного мира» , Ян МакГриди, изд., Нью-Йорк: Харпер Коллинз, 1995, стр. 248–251.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Общая идея Виджняна Бхикшу философии , Сурендранатх Дасгупта, 1940 г.
- Первая глава «Ишварагитабхашьи » Виджнанабхиксу (только санскрит; формат PDF) .