Пушка (суфизм)
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о Суннитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Фанаа ( араб . فناء fanāʾ ) в суфизме — это «уход» или «уничтожение» (самости ) . [ 1 ] Фана означает «умереть прежде, чем умрешь», концепция, подчеркнутая известными выдающимися персидскими мистиками, такими как Руми . [ 2 ] [ 3 ] Существуют разногласия по поводу того, что именно такое Фана: некоторые суфии определяют ее как абсолютное уничтожение человеческого эго перед Богом, в результате чего личность становится инструментом Божьего плана в мире ( Бакаа ). [ 4 ]
Другие суфии также интерпретируют это как разрушение индивидуального эго и признание фундаментального единства Бога, творения и индивидуального «я». Однако считается, что люди, вошедшие в это просветленное состояние, обретают абсолютное осознание внутреннего единства ( Таухида ) между Аллахом и всем сущим, включая самого человека. Эта вторая интерпретация осуждается многими ортодоксальными мусульманами как еретическая. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]
Просмотры
[ редактировать ]Подобно другим суфийским доктринам, Фана также основана на исламских учениях первой партии. В частности, в Коране сказано: [ 4 ]
«Все в творении претерпевает уничтожение, и остается лик Господень в его величии и щедрости».
- Письмо-Л-Рехман 26-27 [ 6 ]
Фана как Видение
[ редактировать ]Такие мистики, как Аль-Джунайд аль-Багдади , Аль-Газали и Аль-Саррадж, утверждали, что конечной целью суфизма было видение (мушахада) божественного. [ 4 ] [ 7 ]
Фана была определена Абу Насром ас-Сарраджем следующим образом:
Исчезновение атрибутов низшего «я» (нафс), а также отвращение ко всему, что может случиться, и доверие ко всему. [ 7 ]
- Аль-Саррадж, Китаб аль-Лума фи аль-Тассавуф
Аль-Худжвири утверждает следующее:
Однако можно говорить об уничтожении, независимом от уничтожения: в этом случае уничтожение (фана) означает «уничтожение всех воспоминаний о других», а существование (бака) означает «поддержание поминания о Боге» (бака аль-зихр). аль-Хакк) [ 7 ]
- Аль-Худжвири, Кашф аль-Махджуб
Итак, согласно этим ранним суфиям, Фана интерпретировалась как признание воли Бога или отказ от осознания своего «я», заменяя это созерцанием только Бога. [ 7 ]
Однако, по мнению Аль-Худжвири, видение божественного не может произойти без упорного труда со стороны искателя. Такое видение сочетается с «илм аль-якин» или знанием уверенности. Эта станция ведет к «айн аль-йакин» (видению уверенности), а затем к станции « марифа » ( гнозису ), пока человек не достигнет хакк аль-йакин (реальности уверенности), стадии друзей Бог ( Вали Аллах ). Эту стадию Хакк аль-Якин аль-Газали назвал фана кулли и фана фи ат-таухид. [ 7 ] Для Аль-Газали, как и для Аль-Джунайда до него, это означало признание Бога единственным агентом Вселенной. [ 4 ] Однако Фана фи ат-Таухид не означает «слияние», «идентификация», «воплощение» и т. д. [ 7 ] Скорее, для Аль-Газали, Бог не мог быть познан ни посредством спекуляций в манере философов, ни через заявления о союзе, выдвинутые аль-Бистами и аль-Халладжем, скорее, Бога можно было познать через его самораскрытие (хасф). посредством личного процесса наблюдения (мушахада). [ 4 ]
Аль-Саррадж осудил идею воплощения и слияния (юнионистская интерпретация ниже):
Некоторые мистики Багдада заблуждались в своем учении, что, когда они уходят из своих качеств, они обретают качества Бога. Это включает в себя воплощение или приводит к христианской вере в отношении Иисуса. Учение, о котором идет речь, приписывалось некоторым древним, но его истинное значение состоит в том, что, когда человек исходит из своих собственных качеств и входит в качества Бога, он исходит из своей собственной воли, которая является даром ему. от Бога, и входит в волю Божию, зная, что его воля дана ему от Бога и в силу этого дара он отходит от себя и становится всецело преданным Богу, и это одна из ступеней унитаристов. Те, кто заблуждался в этом учении, не заметили, что качества Бога не являются Богом. Сделать тождественным его качествам – значит быть виновным в неверности, ведь Бог не нисходит в душу, а то, что нисходит в душу – это вера в Бога и вера в Его единство (таухид) и благоговение перед мыслью о Нем. [ 7 ]
- Аль-Саррадж, Китаб аль-Лума фи аль-Тассавуф
Эту дальновидную интерпретацию некоторые мыслители квалифицировали как «умеренную форму исламского мистицизма», тогда как следующую интерпретацию считают «экстравагантной формой мистицизма». [ 4 ]
Фана как Союз
[ редактировать ]Другая интерпретация заключается в том, что Фана соединена с Единым или Истиной. [ 4 ] Двумя известными сторонниками этого подхода, утверждавшими, что фана — это полный союз (иттихад), были Аль-Бистами и Аль-Халладж . [ 4 ]
Интерпретация Фаны, приписываемая Джалалуддину Руми , следующая:
Когда Шейх (Халладж) сказал: «Я — Бог» и довел это до конца (до конца), он задушил (победил) всех слепых (скептиков). Когда «Я» человека отрицается (и устраняется) из существования, что тогда остается? Подумай, о отрицатель. [ 8 ]
В своей книге «Айн-уль-Факр» Султан Баху дает свою интерпретацию Фаны:
«Изначально мне было четыре , потом стало трое , потом двое , и когда я вышел из Дои (будучи двумя), я стал одним с Аллахом».
Хосейн Наср настаивает на том, что эта интерпретация является высшей духовной истиной. [ 4 ]
Некоторые ортодоксальные мусульмане критикуют эту точку зрения как еретическую.
Аналогичная концепция в восточных религиях
[ редактировать ]Идею фанаха в суфизме сравнивают с самадхи в индуизме и буддизме . [ 9 ]
Другие сравнивали фана с буддийской концепцией шуньяты «пустота всех вещей» за пределами реальности. Напротив, согласно суфизму, реальностью мира является не пустота, а Бог. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Безвредно, Уильям. Мистики . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2008 г.
- ^ Стоун, Гонка (17 сентября 2008 г.). «Фана: Когда эго уничтожается » Раса Руми Получено 2 мая 2024 г.
- ^ Мистики, Уильям Хармлесс. Издательство Оксфордского университета, США, 2008. Страница 187
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Яран, Кафер. Религиозный опыт мусульман. Центр исследования религиозного опыта Алистера Харди, 2004 г.
- ^ «Фана в суфизме» . Британский.
- ^ 7 известных переводов, перевод с арабского на английский. «Сурат-Л-Рехман 165» .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г Мэтт, Исмаил. «[ru] Концепция фанаинского суфизма». Исламоведение 2 (1978).
- ^ Клинтон Беннетт, Чарльз М. Рэмси Суфии Южной Азии: преданность, отклонение и судьба A&C Black ISBN 978-1-441-15127-8 стр. 23
- ^ Реза Аслан: Нет Бога, кроме Бога: Вера мусульман до наших дней. Издательство CH Beck, 2006, ISBN 3-406-54487-8, с. 235 (английский)