Витарка-Вичара
Переводы Витарка | |
---|---|
Английский | мысль [1] прикладная мысль [2] расследование [3] первоначальный запрос [4] прикладное внимание [2] первоначальное умственное применение [5] первоначальное интеллектуальное следственное намерение [5] отражение [1] |
санскрит | распределение |
Есть | 𑀯𑀺𑀢𑀓𑁆𑀓 |
китайский | Поиск(Т) / Поиск(S) |
японский | искать ( Ромаджи : Джин ) |
корейский | центр ( RR : сим ) |
тибетский | ртог па ( Уайли : rtog pa; ТХЛ : токпа ) |
тайский | Тревожный ( RTGS : виток ) |
вьетнамский | Искать (найти) |
Глоссарий буддизма |
Переводы викарий | |
---|---|
Английский | обследование [1] расследование [3] [4] последующие дискурсивные рассуждения и размышления [5] исследуя то, на чем сосредоточился Витакка [5] |
санскрит | вичара, мысль |
Есть | викарий, 𑀯𑀺𑀘𑀸𑀭 |
китайский | сервопривод(Т) / сервопривод(S) |
японский | ждать ( Ромаджи : ши ) |
корейский | купить ( RR : са ) |
тибетский | суждение ( Уайли : dpyod pa; THL : чопа ) |
тайский | Учитывать ( RTGS : вичан ) |
вьетнамский | Ту (китайско-вьетнамский): исследовать. |
Глоссарий буддизма |
В буддизме витарка ( वितर्कАргумент Пали : 𑀯𑀺𑀢𑀓𑁆𑀓 , латинизировано: витакка ; Тибетский : རྟོག་པ། , Уайли : ртог па , ТХЛ : токпа ), «прикладная мысль», [2] (первоначальное) расследование», [3] [4] и вичара ( мысли и 𑀯𑀺𑀘𑀸𑀭 ; Тибетский : དཔྱོད་པ། , Уайли : dpyod pa , THL : chöpa ), «расследование того, на чем сосредоточился Витакка , [5] являются качествами или элементами первой дхьяны или джханы .
В каноне палийском витакка-вичара образуют одно выражение, обозначающее направление мысли или внимания на объект ( витарка ) и его исследование ( вичара ), [6] [7] [8] [9] [10] «разбить его на функциональные компоненты», чтобы понять его [и] различить множество обусловливающих факторов, вовлеченных в феноменальное событие». [11]
Более поздняя комментаторская традиция Тхеравады, представленная Буддхагхоши » «Висуддхимаггой , интерпретирует витарку и вичару как первоначальное и устойчивое приложение внимания к объекту медитации, кульминацией которого является успокоение ума. По мнению Фокса и Бакнелла, витарка-вичара может также относиться к «нормальному процессу дискурсивного мышления», который успокаивается посредством погружения во вторую джхану . [12] [13]
Этимология
[ редактировать ]Витарка ( санскрит : वितर्क) — «мысли», [14] [2] «прикладная мысль», [15] [2] «прикладное внимание», [2] "расследование," [3] «первоначальное расследование», [4] «первоначальное умственное применение или первоначальное интеллектуальное исследовательское намерение». [5] Его корни:
- वि vi — префикс к глаголам и существительным, которые он выражает;
- तर्क тарка , «рассуждение, исследование». [16]
Витарка может относиться к умственной деятельности, которая проявляется как в обычном сознании, так и на первой стадии дхьяны . [2] По мнению Бусувела и Лопеса, в целом это означает «мысль», «прикладная мысль» или «отвлеченные мысли». [2] По словам Бхиккху Бодхи: «В Суттах слово Виттака часто используется в широком смысле мысли, но в Абхидхамме оно используется в точном техническом смысле, обозначая ментальный фактор, который поднимает ум или направляет его к объекту. " [14]
Вичара ( санскрит : विचार) — «расследование». [3] [4] «последующие дискурсивные рассуждения и размышления, т. е. исследование того, на чем сосредоточилось витакка ». [5] Его корни:
- वि vi — префикс к глаголам и существительным, которые он выражает;
- चर् машина , передвигаться, бродить, получать знания. [17]
Витарка исследует вещи грубо, а вичара исследует точно. [7] [8] [9] [10] По словам Дэна Люстхауса , это
Ментальные факторы в медитации
[ редактировать ]Витарка и вичара — это два фактора ума ( четасика ), присутствующие во время первой дхьяны (пали: джхана ) и отсутствующие в высших джханах. [18] [19] По словам Шенкмана, «предлагаются два различных значения [...] одно указывает на умственную деятельность, такую как мышление, размышление и т. д., а другое относится к умственной деятельности по соединению и поддержанию внимания на объекте медитации». [1]
Расследование
[ редактировать ]По мнению Дэна Люстхауса , витарка-вичара — это аналитическое исследование, форма праджни . Он «предполагает сосредоточение внимания на [чем-то] и последующее разложение этого на функциональные компоненты», чтобы понять это, «различение множества обуславливающих факторов, вовлеченных в феноменальное событие». [11]
По мнению Полака, в Палийском каноне витарка и вичара в основном связаны с размышлениями о чувственных впечатлениях, которые порождают дальнейшие эгоистические мысли и действия. [20] Успокоение этого мышления соответствует буддийской практике отстранения чувств и правильного усилия, достигающей кульминации в невозмутимости и осознанности практики дхьяны . [20] [21]
Ульрих Тимме Краг объясняет витарку (различение) и вичара (дискурсивность) в понимании Йогачарабхуми-шастры следующим образом : различение - это «когнитивная операция, которая отвечает за выяснение того, что воспринимается органами чувств, первоначально называя это именем». в то время как дискурсивность - это «последующая концептуальная операция решения, желателен ли воспринимаемый объект чувств и какой образ действий можно предпринять по отношению к нему». [22]
По мнению Чайсена, «Самадхи с общим исследованием и конкретным углубленным исследованием означает избавление от недобродетельных дхарм , таких как жадное желание и ненависть, оставаться в радости и удовольствии, вызванных не-возникновением, и войти в первую медитацию и полностью пребывать в ней». в нем». [23]
Комментаторская традиция
[ редактировать ]Согласно Стюарту-Фоксу, Абхидхамма отделила витарку от вичары , а была добавлена экаггата к описанию первой джханы (однонаправленность) , чтобы дать равное количество пяти препятствий и пяти противоядий. [24] Комментаторская традиция считает, что качества первой джханы являются противоядиями от пяти помех, а экаггата могла быть добавлена к первой джхане, чтобы дать ровно пять противоядий от пяти помех. [25] [примечание 1]
просто относились к мысли, которая присутствует в начале дхьяны Первоначально термины витарка и вичара , но были переосмыслены развивающейся Абхидхармой и комментаторской традицией. В Тхераваде витарка — это один из умственных факторов, определяющих качество объекта. Это «первоначальное приложение внимания». [2] или разум к своему объекту, [19] в то время как вичара — это устойчивое сосредоточение ума на объекте. [26] Витарка рассматривается в традиции Тхеравады как противоядие от тхина-миддхи (лени и вялости), одного из пяти препятствий . [14]
Нормальный процесс дискурсивного мышления
[ редактировать ]По словам Родерика С. Бакнелла, « витакка-вичара , фактор, который особенно характеризует первую джхану, вероятно, представляет собой не что иное, как нормальный процесс дискурсивного мышления, знакомый, но обычно незамеченный поток мысленных образов и вербализации». [18] [примечание 2]
Мартин Стюарт-Фокс объясняет, ссылаясь на Риса Дэвидса и Стида, что когда витарка-вичара упоминаются в тандеме, они представляют собой одно выражение, «охватывающее все разновидности мышления, включая устойчивое и сфокусированное мышление. медитирующий подавляет посредством концентрации, когда он достигает единства ума и таким образом переходит от первой ко второй джхане ». [12]
Йогачара
[ редактировать ]Термин » в Йогачаре « манас означает как «намеренность», так и «намеренность». [27] или «эгоцентричное мышление», [28] и «различающее мышление» ( викальпа ). Процесс медитации направлен на «недумание», остановку обоих когнитивных процессов. [27]
Витарка Мудра
[ редактировать ]Витарка мудра , « мудра обсуждения», выражает витарку, соединяя кончики большого и указательного пальцев вместе, а остальные пальцы удерживая прямыми. Эта мудра имеет множество вариантов в буддизме Махаяны и также известна как Праджнялинганабхиная и Вьякхьяна мудра («мудра объяснения»).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Стюарт-Фокс далее отмечает, что витарка , будучи дискурсивной мыслью, мало что сделает в качестве противоядия от лени и апатии, отражая несоответствия, внесенные схоластами. [25]
- ^ Бакнелл относится к:
* Мартин Стюарт-Фокс, «Джхана и буддийская схоластика», Журнал Международной ассоциации буддийских исследований 12.2 (1989): 79-110.
* Пол Гриффитс, «Буддийская джхана: критическое исследование формы», Religion 13 (1983): 55-68.
См. также Бханте Суджато , «Почему витакка не означает «мышление» в джхане».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Шенкман 2008 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Басвелл и Лопес 2013 , с. 983.
- ^ Jump up to: а б с д и Уэйман 1997 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с д и Сангпо и теория 2012 , с. 2413.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Люстхаус 2002 , с. 89.
- ^ Люстхаус 2002 , с. 89, 116.
- ^ Jump up to: а б Рис-Дэвидс и Стид 1921–25 .
- ^ Jump up to: а б Гюнтер и Кавамура 1975 , с. Адреса Kindle: 1030–1033.
- ^ Jump up to: а б Кунсанг 2004 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Берзин 2006 .
- ^ Jump up to: а б Люстхаус 2002 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Фокс 1989 , с. 82.
- ^ Бакнелл 1993 , с. 375-376.
- ^ Jump up to: а б с Бхиккху Бодхи 2003 , с. 56-57.
- ^ Висуддхимагга (IV, 88)
- ^ Санскритский словарь разговорного санскрита, тарка
- ^ ВСАпте. Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. п. 1422.
- ^ Jump up to: а б Бакнелл 1993 .
- ^ Jump up to: а б Киоун 2004 , с. 333.
- ^ Jump up to: а б Поляк 2011г .
- ^ Доска 2017 .
- ^ Ульрих Тимме Краг (редактор), Фонд для практикующих йогу : Буддийский трактат Йогачарабхуми и его адаптация в Индии, Восточной Азии и Тибете, Том 1 , Гарвардский университет, факультет исследований Южной Азии, 2013, стр. 72.
- ^ Чен 2017 .
- ^ Фокс 1989 , с. 85-87.
- ^ Jump up to: а б Фокс 1989 .
- ^ Бодхи 2003 , с. 56-57.
- ^ Jump up to: а б Чжу 2005 .
- ^ Земля 1992 , с. 138-140.
Источники
[ редактировать ]- Арбель, Керен (2017), Ранняя буддийская медитация: четыре джханы как реализация прозрения , Routledge, doi : 10.4324/9781315676043 , ISBN 9781317383994
- Берзин, Александр (2006), Первичные умы и 51 психический фактор
- Бхиккху Бодхи (2003), Подробное руководство по Абхидхамме , Pariyatti Publishing.
- Бакнелл, Родерик С. (зима 1993 г.), «Переосмысление джхан», Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 16 (2)
{{citation}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - Басвелл; Лопес (2013), Принстонский словарь буддизма , Princeton University Press
- Чен, Найчен (2017), Великая Праджня Парамита Сутра, Том 1 , Wheatmark
- Гюнтер, Герберт В.; Кавамура, Лесли С. (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шес Гьял-Мтшана «Ожерелье ясного понимания» (изд. Kindle), Dharma Publishing
- Калупахана, Дэвид Дж. (1992), Принципы буддийской психологии , Дели: публикации ri Satguru Publications.
- Кевон, Дэмиен (2004), Словарь буддизма , Oxford University Press
- Кунсанг, Эрик Пема (2004), «Ворота к знаниям», Vol. 1 , Североатлантические книги
- Люстхаус, Дэн (2002), Буддийская феноменология: философское исследование буддизма Йогачара и Чэн Вэй-ши Лунь , Routledge
- Полак, Гжегож (2011), Пересмотр Джханы: на пути к критической реконструкции ранней буддийской сотериологии , UMCS
- Рис-Дэвидс, ТВ; Стед, Уильям, ред. (1921–25), Пали-английский словарь Общества палийских текстов , Общество палийских текстов)
- Сангпо, Гелонг Лодро; Дхаммаджоти, Бхиккху К.Л. (2012), Мотилал Банарсидасс
{{citation}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - Шенкман, Ричард (2008), Опыт самадхи , публикации Шамбалы
- Уэйман, Алекс (1997), «Введение», Успокоение ума и распознавание реальности: буддийская медитация и средний взгляд, из Лам Рим Чен Мо Цон-кха-па , издательство Motilal Banarsidass Publishers
Внешние ссылки
[ редактировать ]Махаянская традиция:
Традиция Тхеравады: