Jump to content

Витарка-Вичара

(Перенаправлено с Витарка-вичара )
Переводы
Витарка
Английский мысль [1]
прикладная мысль [2]
расследование [3]
первоначальный запрос [4]
прикладное внимание [2]
первоначальное умственное применение [5]
первоначальное интеллектуальное следственное намерение [5]
отражение [1]
санскрит распределение
Есть 𑀯𑀺𑀢𑀓𑁆𑀓
китайский Поиск(Т) / Поиск(S)
японский искать
( Ромаджи : Джин )
корейский центр
( RR : сим )
тибетский ртог па
( Уайли : rtog pa;
ТХЛ : токпа
)
тайский Тревожный
( RTGS : виток )
вьетнамский Искать (найти)
Глоссарий буддизма
Переводы
викарий
Английский обследование [1]
расследование [3] [4]
последующие дискурсивные рассуждения и размышления [5]
исследуя то, на чем сосредоточился Витакка [5]
санскрит вичара, мысль
Есть викарий, 𑀯𑀺𑀘𑀸𑀭
китайский сервопривод(Т) / сервопривод(S)
японский ждать
( Ромаджи : ши )
корейский купить
( RR : са )
тибетский суждение
( Уайли : dpyod pa;
THL : чопа
)
тайский Учитывать
( RTGS : вичан )
вьетнамский Ту (китайско-вьетнамский): исследовать.
Глоссарий буддизма
Витарка мудра, Таримская котловина , 9 век.

В буддизме витарка ( वितर्कАргумент Пали : 𑀯𑀺𑀢𑀓𑁆𑀓 , латинизировано: витакка ; Тибетский : རྟོག་པ། , Уайли : ртог па , ТХЛ : токпа ), «прикладная мысль», [2] (первоначальное) расследование», [3] [4] и вичара ( мысли и 𑀯𑀺𑀘𑀸𑀭 ; Тибетский : དཔྱོད་པ། , Уайли : dpyod pa , THL : chöpa ), «расследование того, на чем сосредоточился Витакка , [5] являются качествами или элементами первой дхьяны или джханы .

В каноне палийском витакка-вичара образуют одно выражение, обозначающее направление мысли или внимания на объект ( витарка ) и его исследование ( вичара ), [6] [7] [8] [9] [10] «разбить его на функциональные компоненты», чтобы понять его [и] различить множество обусловливающих факторов, вовлеченных в феноменальное событие». [11]

Более поздняя комментаторская традиция Тхеравады, представленная Буддхагхоши » «Висуддхимаггой , интерпретирует витарку и вичару как первоначальное и устойчивое приложение внимания к объекту медитации, кульминацией которого является успокоение ума. По мнению Фокса и Бакнелла, витарка-вичара может также относиться к «нормальному процессу дискурсивного мышления», который успокаивается посредством погружения во вторую джхану . [12] [13]

Этимология

[ редактировать ]

Витарка ( санскрит : वितर्क) — «мысли», [14] [2] «прикладная мысль», [15] [2] «прикладное внимание», [2] "расследование," [3] «первоначальное расследование», [4] «первоначальное умственное применение или первоначальное интеллектуальное исследовательское намерение». [5] Его корни:

  • वि vi — префикс к глаголам и существительным, которые он выражает;
  • तर्क тарка , «рассуждение, исследование». [16]

Витарка может относиться к умственной деятельности, которая проявляется как в обычном сознании, так и на первой стадии дхьяны . [2] По мнению Бусувела и Лопеса, в целом это означает «мысль», «прикладная мысль» или «отвлеченные мысли». [2] По словам Бхиккху Бодхи: «В Суттах слово Виттака часто используется в широком смысле мысли, но в Абхидхамме оно используется в точном техническом смысле, обозначая ментальный фактор, который поднимает ум или направляет его к объекту. " [14]

Вичара ( санскрит : विचार) — «расследование». [3] [4] «последующие дискурсивные рассуждения и размышления, т. е. исследование того, на чем сосредоточилось витакка ». [5] Его корни:

  • वि vi — префикс к глаголам и существительным, которые он выражает;
  • चर् машина , передвигаться, бродить, получать знания. [17]

Витарка исследует вещи грубо, а вичара исследует точно. [7] [8] [9] [10] По словам Дэна Люстхауса , это

Ментальные факторы в медитации

[ редактировать ]

Витарка и вичара — это два фактора ума ( четасика ), присутствующие во время первой дхьяны (пали: джхана ) и отсутствующие в высших джханах. [18] [19] По словам Шенкмана, «предлагаются два различных значения [...] одно указывает на умственную деятельность, такую ​​как мышление, размышление и т. д., а другое относится к умственной деятельности по соединению и поддержанию внимания на объекте медитации». [1]

Расследование

[ редактировать ]

По мнению Дэна Люстхауса , витарка-вичара — это аналитическое исследование, форма праджни . Он «предполагает сосредоточение внимания на [чем-то] и последующее разложение этого на функциональные компоненты», чтобы понять это, «различение множества обуславливающих факторов, вовлеченных в феноменальное событие». [11]

По мнению Полака, в Палийском каноне витарка и вичара в основном связаны с размышлениями о чувственных впечатлениях, которые порождают дальнейшие эгоистические мысли и действия. [20] Успокоение этого мышления соответствует буддийской практике отстранения чувств и правильного усилия, достигающей кульминации в невозмутимости и осознанности практики дхьяны . [20] [21]

Ульрих Тимме Краг объясняет витарку (различение) и вичара (дискурсивность) в понимании Йогачарабхуми-шастры следующим образом : различение - это «когнитивная операция, которая отвечает за выяснение того, что воспринимается органами чувств, первоначально называя это именем». в то время как дискурсивность - это «последующая концептуальная операция решения, желателен ли воспринимаемый объект чувств и какой образ действий можно предпринять по отношению к нему». [22]

По мнению Чайсена, «Самадхи с общим исследованием и конкретным углубленным исследованием означает избавление от недобродетельных дхарм , таких как жадное желание и ненависть, оставаться в радости и удовольствии, вызванных не-возникновением, и войти в первую медитацию и полностью пребывать в ней». в нем». [23]

Комментаторская традиция

[ редактировать ]

Согласно Стюарту-Фоксу, Абхидхамма отделила витарку от вичары , а была добавлена ​​экаггата к описанию первой джханы (однонаправленность) , чтобы дать равное количество пяти препятствий и пяти противоядий. [24] Комментаторская традиция считает, что качества первой джханы являются противоядиями от пяти помех, а экаггата могла быть добавлена ​​к первой джхане, чтобы дать ровно пять противоядий от пяти помех. [25] [примечание 1]

просто относились к мысли, которая присутствует в начале дхьяны Первоначально термины витарка и вичара , но были переосмыслены развивающейся Абхидхармой и комментаторской традицией. В Тхераваде витарка — это один из умственных факторов, определяющих качество объекта. Это «первоначальное приложение внимания». [2] или разум к своему объекту, [19] в то время как вичара — это устойчивое сосредоточение ума на объекте. [26] Витарка рассматривается в традиции Тхеравады как противоядие от тхина-миддхи (лени и вялости), одного из пяти препятствий . [14]

Нормальный процесс дискурсивного мышления

[ редактировать ]

По словам Родерика С. Бакнелла, « витакка-вичара , фактор, который особенно характеризует первую джхану, вероятно, представляет собой не что иное, как нормальный процесс дискурсивного мышления, знакомый, но обычно незамеченный поток мысленных образов и вербализации». [18] [примечание 2]

Мартин Стюарт-Фокс объясняет, ссылаясь на Риса Дэвидса и Стида, что когда витарка-вичара упоминаются в тандеме, они представляют собой одно выражение, «охватывающее все разновидности мышления, включая устойчивое и сфокусированное мышление. медитирующий подавляет посредством концентрации, когда он достигает единства ума и таким образом переходит от первой ко второй джхане ». [12]

Йогачара

[ редактировать ]

Термин » в Йогачаре « манас означает как «намеренность», так и «намеренность». [27] или «эгоцентричное мышление», [28] и «различающее мышление» ( викальпа ). Процесс медитации направлен на «недумание», остановку обоих когнитивных процессов. [27]

Витарка Мудра

[ редактировать ]

Витарка мудра , « мудра обсуждения», выражает витарку, соединяя кончики большого и указательного пальцев вместе, а остальные пальцы удерживая прямыми. Эта мудра имеет множество вариантов в буддизме Махаяны и также известна как Праджнялинганабхиная и Вьякхьяна мудра («мудра объяснения»).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Стюарт-Фокс далее отмечает, что витарка , будучи дискурсивной мыслью, мало что сделает в качестве противоядия от лени и апатии, отражая несоответствия, внесенные схоластами. [25]
  2. ^ Бакнелл относится к:
    * Мартин Стюарт-Фокс, «Джхана и буддийская схоластика», Журнал Международной ассоциации буддийских исследований 12.2 (1989): 79-110.
    * Пол Гриффитс, «Буддийская джхана: критическое исследование формы», Religion 13 (1983): 55-68.

    См. также Бханте Суджато , «Почему витакка не означает «мышление» в джхане».
  1. ^ Jump up to: а б с д Шенкман 2008 , с. 39.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Басвелл и Лопес 2013 , с. 983.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Уэйман 1997 , с. 48.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Сангпо и теория 2012 , с. 2413.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Люстхаус 2002 , с. 89.
  6. ^ Люстхаус 2002 , с. 89, 116.
  7. ^ Jump up to: а б Рис-Дэвидс и Стид 1921–25 .
  8. ^ Jump up to: а б Гюнтер и Кавамура 1975 , с. Адреса Kindle: 1030–1033.
  9. ^ Jump up to: а б Кунсанг 2004 , с. 30.
  10. ^ Jump up to: а б Берзин 2006 .
  11. ^ Jump up to: а б Люстхаус 2002 , с. 116.
  12. ^ Jump up to: а б Фокс 1989 , с. 82.
  13. ^ Бакнелл 1993 , с. 375-376.
  14. ^ Jump up to: а б с Бхиккху Бодхи 2003 , с. 56-57.
  15. ^ Висуддхимагга (IV, 88)
  16. ^ Санскритский словарь разговорного санскрита, тарка
  17. ^ ВСАпте. Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. п. 1422.
  18. ^ Jump up to: а б Бакнелл 1993 .
  19. ^ Jump up to: а б Киоун 2004 , с. 333.
  20. ^ Jump up to: а б Поляк 2011г .
  21. ^ Доска 2017 .
  22. ^ Ульрих Тимме Краг (редактор), Фонд для практикующих йогу : Буддийский трактат Йогачарабхуми и его адаптация в Индии, Восточной Азии и Тибете, Том 1 , Гарвардский университет, факультет исследований Южной Азии, 2013, стр. 72.
  23. ^ Чен 2017 .
  24. ^ Фокс 1989 , с. 85-87.
  25. ^ Jump up to: а б Фокс 1989 .
  26. ^ Бодхи 2003 , с. 56-57.
  27. ^ Jump up to: а б Чжу 2005 .
  28. ^ Земля 1992 , с. 138-140.

Источники

[ редактировать ]
  • Арбель, Керен (2017), Ранняя буддийская медитация: четыре джханы как реализация прозрения , Routledge, doi : 10.4324/9781315676043 , ISBN  9781317383994
  • Берзин, Александр (2006), Первичные умы и 51 психический фактор
  • Бхиккху Бодхи (2003), Подробное руководство по Абхидхамме , Pariyatti Publishing.
  • Бакнелл, Родерик С. (зима 1993 г.), «Переосмысление джхан», Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 16 (2) {{citation}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  • Басвелл; Лопес (2013), Принстонский словарь буддизма , Princeton University Press
  • Чен, Найчен (2017), Великая Праджня Парамита Сутра, Том 1 , Wheatmark
  • Гюнтер, Герберт В.; Кавамура, Лесли С. (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шес Гьял-Мтшана «Ожерелье ясного понимания» (изд. Kindle), Dharma Publishing
  • Калупахана, Дэвид Дж. (1992), Принципы буддийской психологии , Дели: публикации ri Satguru Publications.
  • Кевон, Дэмиен (2004), Словарь буддизма , Oxford University Press
  • Кунсанг, Эрик Пема (2004), «Ворота к знаниям», Vol. 1 , Североатлантические книги
  • Люстхаус, Дэн (2002), Буддийская феноменология: философское исследование буддизма Йогачара и Чэн Вэй-ши Лунь , Routledge
  • Полак, Гжегож (2011), Пересмотр Джханы: на пути к критической реконструкции ранней буддийской сотериологии , UMCS
  • Рис-Дэвидс, ТВ; Стед, Уильям, ред. (1921–25), Пали-английский словарь Общества палийских текстов , Общество палийских текстов)
  • Сангпо, Гелонг Лодро; Дхаммаджоти, Бхиккху К.Л. (2012), Мотилал Банарсидасс {{citation}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  • Шенкман, Ричард (2008), Опыт самадхи , публикации Шамбалы
  • Уэйман, Алекс (1997), «Введение», Успокоение ума и распознавание реальности: буддийская медитация и средний взгляд, из Лам Рим Чен Мо Цон-кха-па , издательство Motilal Banarsidass Publishers
[ редактировать ]

Махаянская традиция:

Традиция Тхеравады:

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d62c08f611cef21fd69f43cd4c1c704f__1720689240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/4f/d62c08f611cef21fd69f43cd4c1c704f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vitarka-vicāra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)