Вритти
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Вритти (Врутти) ( санскрит : वृत्ति, Гарвард-Киото : vṛtti, гуджарати : વૃત્તિ), означает «потоки сознания», это также технический термин, используемый в йоге с пятью конкретно определенными «движениями мысли», которые могут как помочь, так и помешать нам; ср. читтавритти.
За пределами йоги сфера применения этой идеи очень широка и относится не только к мыслям и восприятиям, переживаемым во время бодрствования, во сне или во сне, но также к сверхфизическим восприятиям, как и в любом измененном состоянии сознания . Вритти также переводится как «волны» или «рябь» беспокойства на спокойных водах ума. Классическое определение йоги, изложенное в «Йога-сутрах», состоит в том, чтобы остановить рост волн в уме.
Использование в йоге
[ редактировать ]Концепция вритти занимает центральное место в основном определении йоги, данном в сутре 1.2 Йога -сутр Патанджали : «йогаш читта вритти ниродха». И. К. Таймни переводит это как: «Йога — это подавление изменений ума». [ 1 ] Центральное место в определении йоги занимает концепция вритти как особых модификаций ума, заставить замолчать которые и является целью йогических практик. Вьяса заметил, что не все движения мысли следует сдерживать, а только пять, перечисленные в «Йога-сутре».
Свами Вивекананда использует метафору озера, чтобы проиллюстрировать эту концепцию: «[Читта] — это материя ума, а Вритти — это волны и рябь, поднимающиеся в нем, когда на него воздействуют внешние причины. Дна озера мы не можем увидеть, потому что его поверхность покрыта рябью. Только когда рябь утихла и вода спокойна, мы можем увидеть дно. Если вода мутная, дна не будет видно; если вода будет все время волноваться, дна не будет видно. Если вода чистая и волн нет, мы увидим дно. Это дно озера — наше истинное Я; озеро — это Читта, а волны — это Вритти». [ 2 ]
Чтобы остановить волны, мы должны создать волны, поэтому в «Йога-сутрах» (1:5) есть пять вритти, мешающих и помогающих.
Это:
- Прамана - буквально «мера», это движение мысли, когда мы испытываем что-то непосредственно или (путем умозаключения) делаем вывод, на что похож этот опыт, или слышим рассказ о том, на что это похоже, который не искажается при переживании.
- Випарьяя – неправильное восприятие одной вещи за другую, которое подделывается при фактическом переживании. Например, замена сахара солью в рецепте.
- Викальпа – словесная абстракция или воображение без объективного опыта.
- Нидра - континуум бодрствования от отвлечения к забвению и к полному сну без поддержки познания.
- Смртайах – вспоминание как материала опыта, так и его познания. [ 3 ]
По словам Свами Ниранджанананды Сарасвати.
[ редактировать ]В контексте индуизма и йоги вритти относятся к различным тенденциям или психофизическим склонностям, которые дают разуму возможность выражать разнообразные чувства и эмоции . Индуистские тексты описывают самскары как результат прошлых действий и опыта, оставивших отпечаток в уме. [ 4 ] Выражение самскары порождает вритти, которые в совокупности представляют собой поведение, отличающее большинство людей друг от друга: различие в желаниях и отвращениях; в предрасположенностях и комплексах.
Связь с современной наукой
[ редактировать ]Согласно некоторым современным описаниям, вритти активирует железы, отвечающие за особую склонность к секреции соответствующих гормонов . Обычно это делается подсознательно , хотя йоги стараются контролировать и овладевать выражением своих качеств посредством практики асан (поз) и садханы (медитации), ведущих к достижению сиддхи (оккультных сил) и дающих ясный путь для кундалини подняться. [ 5 ]
Вритти не следует рассматривать как ограниченный эзотерическим опытом продвинутых йогов. Местом вритти любви , или премы на санскрите , является сердце ; Местом вритти страха (бхайя) является желудок. Ощущение обморока сердца или «полетания бабочек» соответствует физическому выражению этих психических склонностей. Каждое вритти может иметь отрицательное или положительное выражение. Даже любовь, когда она чрезмерно выражена, приводит к сильному собственничеству. Таким образом, цель йога состоит не в том, чтобы подавить или аннулировать свои вритти, а в том, чтобы найти гармоничный баланс и, в конечном итоге, направить эти тенденции внутрь себя. [ 6 ]
Слово вритти буквально означает вихрь (сознания) или «круговую деятельность без начала и конца».
Вритти тантрических чакр
[ редактировать ]Ниже приведены Вритти, связанные с каждой из тантрических чакр :
- Муладхара : величайшая радость, естественное удовольствие, восторг от контроля над страстью и блаженство от концентрации.
- Свадхистана : привязанность, безжалостность, чувство всеразрушаемости, заблуждение, презрение и подозрительность.
- Манипура : духовное невежество, жажда, зависть, предательство, стыд, страх, отвращение, заблуждение, глупость и печаль.
- Анахата : похотливость, обман, нерешительность, раскаяние, надежда, тревога, тоска, беспристрастность, высокомерие, некомпетентность, дискриминация и неповиновение.
- Вишудха : общение, спокойствие, чистота, мелодичный голос, владение речью и мантрами.
- Аджна : центр духовной энергии между двумя бровями.
- Сахасрара : центр духовной энергии на макушке головы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ И.К. Таймни , Наука йоги: Йога-сутры Патанджали на санскрите , ISBN 978-81-7059-211-2
- ^ Свами Вивекананда. Раджа-йога. Селефаис Пресс (2003).
- ^ Сатиш Арья. Паатанжал Йога Даршан. ПАРИМАЛ ПУБЛИКАЦИЯ ПВТ. ООО. (2017).
- ^ Свами Джнанешвара Бхарати, Уменьшение кармы и источники негативных действий, речи и мыслей , опубликовано Lulu.com
- ^ Шри Шри Анандамурти: «Четыре стадии человеческого прогресса», Ананда Вачанамритам, часть 4 , Публикации Ананда Марга, Калькутта, 1978
- ^ Шри Шри Анандамурти, «Плекси и Микровита», Психология йоги , Публикации Ананда Марги, Калькутта, 1990