Мозговая деятельность и медитация
Медитация и ее влияние на активность мозга и центральную нервную систему стали предметом совместных исследований в области нейробиологии , психологии и нейробиологии во второй половине 20-го века. Исследования медитации были направлены на определение и характеристику различных практик. Воздействие медитации на мозг можно разделить на две категории: изменения состояния и изменения черт характера, соответственно изменения в деятельности мозга во время медитации и изменения, являющиеся результатом длительной практики.
Медитация осознанности , буддийский подход к медитации, найденный в дзэн и випассане , часто изучается. [1] [2] Джон Кабат-Зинн описывает медитацию осознанности как полное, непредвзятое внимание к текущему моменту. [3]
Изменения в состоянии мозга
[ редактировать ]Электроэнцефалография
[ редактировать ]Электроэнцефалография (ЭЭГ) использовалась во многих исследованиях в качестве основного метода оценки медитирующего мозга. В электроэнцефалографии используются электрические электроды, размещенные по всей коже головы, для измерения коллективной электрической активности коры головного мозга . В частности, ЭЭГ измеряет электрические поля больших групп нейронов. Преимущество ЭЭГ заключается в превосходном временном разрешении и позволяет измерять совокупную активность частей или всей коры вплоть до миллисекундного масштаба. В отличие от других методов визуализации, ЭЭГ не имеет хорошего пространственного разрешения и более уместна для оценки текущей спонтанной активности коры. Эта спонтанная активность подразделяется на четыре основные классификации в зависимости от частоты активности: от низкочастотных дельта-волн (< 4 Гц), обычно встречающихся во время сна, до бета-волн (13–30 Гц), связанных с бодрствующим и бдительным мозгом. Между этими двумя крайностями находятся тета-волны (4–8 Гц) и альфа-волны (8–12 Гц). [4]
Многие исследования медитации осознанности, оцененные в обзоре Кана и Полиха в 2006 году, связывают низкочастотные альфа-волны, а также тета-волны с медитацией. [5] В гораздо более старых исследованиях сообщается о более конкретных результатах, таких как снижение альфа-блокировки и повышение специфической тета-активности лобных долей. [6] Альфа-блокировка — это явление, при котором активный мозг, обычно демонстрирующий активность бета-волн, не может так легко переключиться на активность альфа-волн, часто участвующую в воспроизведении воспоминаний. Эти результаты позволяют предположить, что в медитативном состоянии человек более расслаблен, но сохраняет четкое осознание. Однако две большие и всеобъемлющие обзорные работы указывают на плохой контроль и статистический анализ в этих ранних исследованиях и отмечают, что можно только с уверенностью сказать, что существует повышенная активность альфа- и тета-волн. [5] [7]
Нейровизуализация
[ редактировать ]Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) — еще один широко используемый метод изучения изменений состояния медитирующего мозга. фМРТ обнаруживает незначительное увеличение притока крови к областям мозга с более высокой метаболической активностью. Таким образом, эти области повышенной метаболической активности указывают на то, какие области мозга в настоящее время используются для обработки любых представленных стимулов. В отличие от ЭЭГ, преимуществом фМРТ является ее пространственное разрешение и способность создавать подробные пространственные карты активности мозга. Однако он страдает временным разрешением и не может точно измерить прогрессирующую активность, как ЭЭГ.
Топографические находки
[ редактировать ]Будучи относительно новой технологией, фМРТ лишь недавно стала использоваться для оценки изменений состояния мозга во время медитации. Исследования показали повышенную активность передней поясной извилины , лобной коры и префронтальной коры , особенно в дорсально-медиальной префронтальной области во время медитации Випассана. [8] Аналогичным образом, было показано, что во время дзен-медитации активность поясной извилины и лобной коры увеличивается. [9] Оба исследования отмечают возможность того, что эти результаты могут указывать на некоторое состояние повышенного произвольного контроля над вниманием во время медитации осознанности. В обзорных работах Кана и Кьезы говорится, что эти результаты указывают на постоянство воздействия медитации на эти области мозга, ссылаясь на множество других исследований, охватывающих другие медитативные дисциплины, но упоминается необходимость дальнейших исследований с лучшим контролем. [5] [7]
Исследование медитации и эмоций
[ редактировать ]В обзоре Кана также отмечаются данные, описывающие повышенное эмоциональное состояние медитирующих. Более сложное исследование, проведенное в 2008 году Лутцем и др., было сосредоточено на эмоциональных реакциях во время медитации. [10] Это исследование включало создание состояния «медитации сострадания» новичками и опытными медитаторами и тестирование реакции медитирующих на эмоционально заряженные звуки. Результаты фМРТ показали повышенную активность в поясной коре, а также в миндалевидном теле , височно-теменном соединении и правой задней верхней височной борозде в ответ на эмоциональные звуки. Авторы этого исследования считают, что это указывает на большую чувствительность к эмоциональному выражению и положительным эмоциям благодаря активации нейронных цепей. [10]
Изменения в мозге вследствие длительной практики
[ редактировать ]Электроэнцефалография
[ редактировать ]Подобно исследованиям изменений состояния функций мозга, более старые исследования делают более конкретные утверждения об изменениях характеристик у медитирующих по сравнению с не медитирующими. Было указано, что изменения альфа-волны являются признаком, а также состоянием и феноменом. Исследования сообщили об увеличении определенных частот, выраженных в альфа-диапазоне, увеличении мощности альфа-диапазона и общем замедлении (снижении частоты) активности ЭЭГ у опытных медитирующих по сравнению с менее опытными медитирующими во время медитации. [6] [11] Феномен альфа-блокировки, наблюдаемый как изменение состояния функции мозга, также был исследован как возможное изменение характера. Одно исследование, в котором изучались различные методы медитации, пыталось показать, что на альфа-блокировку влияет длительная практика медитации путем проверки реакции на слуховые стимулы. [12] Однако в обзорных работах отмечаются противоречивые результаты, а также отсутствие повторных результатов в этом и других исследованиях. Далее они отмечают, что, как и в случае с наблюдениями за изменениями состояния мозга, об изменениях характеристик мозга можно сделать только общие утверждения: некоторые изменения в электроэнцефалографическом профиле существуют, но с некоторой непоследовательностью. [5] [13] Также важно отметить, что эти изменения характеристик наблюдались во время медитации, и хотя это действительно указывает на то, что электроэнцефалографический профиль практикующего изменяется в результате практики медитации, эти исследования ЭЭГ еще не показали изменений в немедитирующем мозге, даже у опытных людей. медитирующие.
Нейровизуализация
[ редактировать ]Изменения характеристик мозга также наблюдались в исследованиях нейровизуализации, чаще всего с использованием фМРТ. В метаанализе 21 исследования нейровизуализации было обнаружено, что восемь областей мозга последовательно изменяются, включая области, ключевые для метаосознания (лобнополярная кора/ зона Бродмана 10 ), экстероцептивное и интероцептивное осознание тела ( сенсорная кора и островковая кора ), память. консолидация и реконсолидация ( гиппокамп ), саморегуляция и эмоциональная регуляция ( передняя поясная извилина и орбитофронтальная кора ), а также внутри- и межполушарная коммуникация (верхний продольный пучок; мозолистое тело ) [14] Эти изменения отличались увеличением плотности областей серого вещества и проводящих путей белого вещества в мозгу людей, которые медитируют, по сравнению с людьми, которые этого не делают. Из всех областей, в которых сообщалось о результатах, большее количество структурных изменений было обнаружено в левом полушарии.
Есть также данные, позволяющие предположить, что медитация играет защитную роль против естественного уменьшения объема серого вещества, связанного со старением. Одно исследование обнаружило доказательства того, что у медитирующих в дзэн наблюдалось более медленное возрастное снижение объема серого вещества головного мозга в скорлупе , которое играет роль в обучении, когнитивной гибкости и обработке внимания. [15] Это может свидетельствовать о большей внимательности у пожилых медитирующих по сравнению с теми, кто не медитирует.
Также было показано, что практикующие долгосрочную медитацию обладают более высокой терпимостью к боли. [16] Этот эффект коррелирует с изменением функции и структуры соматосенсорной коры и повышенной способностью отделять области мозга, связанные с когнитивной оценкой боли ( передняя поясная извилина и дорсолатеральная префронтальная кора ). [17]
Изменения состояния мозга, наблюдаемые у медитирующих, почти исключительно обнаруживаются в исполнительной и ассоциативной коре высшего порядка. [14] Это подтверждает мнение о том, что медитация повышает саморегуляцию и внимательность. Недавние исследования также изучали, как эти изменения могут изменить функциональность и возможности подключения сети режима по умолчанию , которая представляет собой гипотетическую сеть областей мозга, которые активны, когда человек занимается внутренними задачами, такими как мечтания. [18]
Обоснованность выводов
[ редактировать ]В метаанализе, проведенном Фоксом и др., было указано несколько источников систематической ошибки, которые ставят под сомнение достоверность исследований медитации с использованием нейровизуализации. Фокс и др. предполагает, что предвзятость публикации может привести к завышению значимых результатов. [19] Однако, несмотря на это, Fox et al. обнаружил «последовательные различия в префронтальной коре и областях осознания тела» в «областях, ключевых для метасознания..., экстероцептивного и интероцептивного осознания тела..., консолидации и реконсолидации памяти..., регуляции самости и эмоций... и внутри- и межполушарная коммуникация...» и что изменения были значительными с «умеренным» глобальным медианным размером эффекта и «постоянными и средними различиями в структуре мозга». [19]
Прежде чем можно будет сделать какие-либо однозначные выводы, потребуются дополнительные исследования. [ нужна ссылка ]
Популярная литература
[ редактировать ]Позитивное изображение
[ редактировать ]Помимо научной литературы, некоторые авторы писали о многообещающих исследованиях медитации в книгах, предназначенных для широкой аудитории. Одна из таких книг, «Мозг Будды» доктора философии Рика Хэнсона, рассказывает о текущих научных исследованиях и исследованиях в области медитации. [20] Хэнсон, нейробиолог и исследователь, объясняет читателям научные исследования простым языком и обсуждает влияние результатов. Главный аргумент Хэнсона заключается в том, что положительные эмоции, такие как любовь, можно усилить посредством медитации нейропластическим способом, и он ссылается на десятки научных исследований, подтверждающих это утверждение. [20] Точка зрения Хэнсона является представителем более широкого популярного движения по изучению и принятию восточных феноменов, включая медитацию, в западном мире.
Критика
[ редактировать ]Критики, такие как Оуэн Фланаган, доктор философии, считают, что Хэнсон и ему подобные чрезмерно преувеличивают результаты текущих научных исследований. [ нужна ссылка ] В своей книге «Мозг бодхисаттвы: натурализованный буддизм» Фланаган представляет более консервативную точку зрения на текущие научные исследования и предостерегает читателей от кажущихся захватывающими результатов недавних исследований. [21] Фланаган не верит, что современная наука поддерживает идею о том, что положительные эмоции можно усилить так же, как жертвы инсульта могут восстановить способность использовать конечности при использовании. [21] Фланаган признает, что медитация может быть в некотором смысле полезна, но механизм воздействия медитации на мозг все еще неясен. [21] Точно так же Авасти утверждает, что медитация неспецифична для исследований, показывающих в некоторых случаях клиническую эффективность, хотя механизмы остаются неясными. [22] Фланаган и Хэнсон используют многие из одних и тех же научных исследований, чтобы попытаться поддержать свою разную точку зрения, но оба автора признают необходимость и важность будущих исследований, посвященных медитации. Исследования медитации все еще находятся на ранних стадиях, и необходимо получить гораздо больше воспроизводимых результатов, прежде чем научное сообщество сможет подтвердить их эффективность.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мизуно, Коген (1972). Основы буддизма . Токио: Издательская компания Kosei.
- ^ Ахир, округ Колумбия (1999). Випассана: универсальная буддийская техника медитации . Нью-Дели: Публикации Шри Сатгуру.
- ^ Кабат-Зинн, Джон (1998). Куда бы вы ни пошли, вы там: Медитация осознанности в повседневной жизни . Нью-Йорк: Гиперион.
- ^ Кларк, Амели. «Какая частота/Гц подходит для медитации?» . Благовонный перекресток . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д Кан Б.Р., Полич Дж. (2006). «Состояния и особенности медитации: исследования ЭЭГ, ERP и нейровизуализации». Психологический вестник . 132 (2): 180–211. дои : 10.1037/0033-2909.132.2.180 . ПМИД 16536641 .
- ^ Jump up to: а б Касаматсу К.Х., Хираи Т. (1966). «Электроэнцефалографическое исследование дзен-медитации (Дзадзен)». Психиатрия и клинические нейронауки . 20 (4): 315–336. дои : 10.1111/j.1440-1819.1966.tb02646.x . ПМИД 6013341 . S2CID 18861855 .
- ^ Jump up to: а б Кьеза А., Серретти А. (2010). «Систематический обзор нейробиологических и клинических особенностей медитации осознанности». Психологическая медицина . 40 (8): 1239–1252. дои : 10.1017/S0033291709991747 . ПМИД 19941676 . S2CID 5818378 .
- ^ Холзель Б.К., Отт У., Хемпель Х., Хакл А., Вольф К., Старк Р., Вайтл Д. (2007). «Дифференциальное задействование передней поясной извилины и прилегающей медиальной лобной коры у опытных медитирующих и не медитирующих». Письма по неврологии . 421 (1): 16–21. дои : 10.1016/j.neulet.2007.04.074 . ПМИД 17548160 . S2CID 3195263 .
- ^ Паньони Дж., Чекич М., Го Ю (2008). « Мышление о немышлении: нейронные корреляты концептуальной обработки во время медитации Дзен» . ПЛОС ОДИН . 3 (9): е3083. Бибкод : 2008PLoSO...3.3083P . дои : 10.1371/journal.pone.0003083 . ПМК 2518618 . ПМИД 18769538 .
- ^ Jump up to: а б Лутц А., Брефчински-Льюис Дж., Джонстон Т., Дэвидсон Р.Дж. (2008). «Регулирование нервной системы эмоций с помощью медитации сострадания: эффекты медитативного опыта» . ПЛОС ОДИН . 3 (3): e1897. Бибкод : 2008PLoSO...3.1897L . дои : 10.1371/journal.pone.0001897 . ПМК 2267490 . ПМИД 18365029 .
- ^ Стигсби Б., Роденберг Дж.К., Мот Х.Б. (1981). «Электроэнцефалографические данные во время мантра-медитации (трансцендентальной медитации). Контролируемое количественное исследование опытных медитирующих». Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология . 51 (4): 434–442. дои : 10.1016/0013-4694(81)90107-3 . ПМИД 6164542 .
- ^ Беккер Д.Е., Шапиро Д. (1981). «Физиологические реакции на щелчки во время медитации Дзен, йоги и ТМ». Психофизиология . 18 (6): 694–699. дои : 10.1111/j.1469-8986.1981.tb01846.x . ПМИД 7031742 .
- ^ Андерсен Дж (2000). «Медитация встречается с поведенческой медициной: история экспериментальных исследований медитации». Журнал исследований сознания . 7 : 17–73.
- ^ Jump up to: а б Фокс, Киран CR; Ниджебур, Саванна; Диксон, Мэтью Л.; Фломан, Джеймс Л.; Элламил, Мелисса; Румак, Сэмюэл П.; Седльмайер, Питер; Кристофф, Калина (июнь 2014 г.). «Связана ли медитация с изменением структуры мозга? Систематический обзор и метаанализ морфометрической нейровизуализации у практикующих медитацию». Неврологические и биоповеденческие обзоры . 43 : 48–73. doi : 10.1016/j.neubiorev.2014.03.016 . ПМИД 24705269 . S2CID 207090878 .
- ^ Паньони Дж., Чекич М. (2007). «Влияние возраста на объем серого вещества и эффективность внимания в дзен-медитации». Нейробиология старения . 28 (10): 1623–1627. doi : 10.1016/j.neurobiolaging.2007.06.008 . ПМИД 17655980 . S2CID 16755503 .
- ^ Грант, Дж.А.; Рейнвилл, П. (5 января 2009 г.). «Болевая чувствительность и анальгетический эффект состояний осознанности у дзен-медитаторов: перекрестное исследование». Психосоматическая медицина . 71 (1): 106–114. дои : 10.1097/psy.0b013e31818f52ee . ПМИД 19073756 . S2CID 14953679 .
- ^ Грант, Джошуа А.; Куртеманш, Жером; Рейнвиль, Пьер (январь 2011 г.). «Неразборчивая ментальная позиция и развязка исполнительной и болевой коры предсказывают низкую болевую чувствительность у медитирующих в дзэн». Боль . 152 (1): 150–156. дои : 10.1016/j.pain.2010.10.006 . ПМИД 21055874 . S2CID 24114284 .
- ^ Чан, Джун Хван; Юнг, Ви Хун; Кан, До-Хён; Пён, Мин Су; Квон, Су Джин; Чой, Чи-Хун; Квон, Чон Су (январь 2011 г.). «Увеличенное сетевое подключение в режиме по умолчанию, связанное с медитацией». Письма по неврологии . 487 (3): 358–362. дои : 10.1016/j.neulet.2010.10.056 . ПМИД 21034792 . S2CID 8169221 .
- ^ Jump up to: а б Фокс, Киран CR; Ниджебур, Саванна; Диксон, Мэтью Л.; Фломан, Джеймс Л.; Элламил, Мелисса; Румак, Сэмюэл П.; Седльмайер, Питер; Кристофф, Калина (2014). «Связана ли медитация с изменением структуры мозга? Систематический обзор и метаанализ морфометрической нейровизуализации у практикующих медитацию». Неврологические и биоповеденческие обзоры . 43 : 48–73. doi : 10.1016/j.neubiorev.2014.03.016 . ПМИД 24705269 . S2CID 207090878 .
- ^ Jump up to: а б Хэнсон, Рик (2009). Мозг Будды: практическая нейронаука счастья, любви и мудрости . Окленд, Калифорния: Публикация New Harbinger, INC. ISBN 978-1572246959 .
- ^ Jump up to: а б с Фланаган, Оуэн (2011). Мозг бодхисаттвы: натурализованный буддизм . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0262016049 .
- ^ Авасти Б (2013). «Проблемы и перспективы исследования медитации: в поисках определения» . Границы в психологии . 3 : 613. doi : 10.3389/fpsyg.2012.00613 . ПМЦ 3541715 . ПМИД 23335908 .