Jump to content

Мозговая деятельность и медитация

Выделенная область показывает переднюю поясную извилину — область мозга, активируемую во время медитации.

Медитация и ее влияние на активность мозга и центральную нервную систему стали предметом совместных исследований в области нейробиологии , психологии и нейробиологии во второй половине 20-го века. Исследования медитации были направлены на определение и характеристику различных практик. Воздействие медитации на мозг можно разделить на две категории: изменения состояния и изменения черт характера, соответственно изменения в деятельности мозга во время медитации и изменения, являющиеся результатом длительной практики.

Медитация осознанности , буддийский подход к медитации, найденный в дзэн и випассане , часто изучается. [1] [2] Джон Кабат-Зинн описывает медитацию осознанности как полное, непредвзятое внимание к текущему моменту. [3]

Изменения в состоянии мозга

[ редактировать ]

Электроэнцефалография

[ редактировать ]

Электроэнцефалография (ЭЭГ) использовалась во многих исследованиях в качестве основного метода оценки медитирующего мозга. В электроэнцефалографии используются электрические электроды, размещенные по всей коже головы, для измерения коллективной электрической активности коры головного мозга . В частности, ЭЭГ измеряет электрические поля больших групп нейронов. Преимущество ЭЭГ заключается в превосходном временном разрешении и позволяет измерять совокупную активность частей или всей коры вплоть до миллисекундного масштаба. В отличие от других методов визуализации, ЭЭГ не имеет хорошего пространственного разрешения и более уместна для оценки текущей спонтанной активности коры. Эта спонтанная активность подразделяется на четыре основные классификации в зависимости от частоты активности: от низкочастотных дельта-волн (< 4 Гц), обычно встречающихся во время сна, до бета-волн (13–30 Гц), связанных с бодрствующим и бдительным мозгом. Между этими двумя крайностями находятся тета-волны (4–8 Гц) и альфа-волны (8–12 Гц). [4]

Многие исследования медитации осознанности, оцененные в обзоре Кана и Полиха в 2006 году, связывают низкочастотные альфа-волны, а также тета-волны с медитацией. [5] В гораздо более старых исследованиях сообщается о более конкретных результатах, таких как снижение альфа-блокировки и повышение специфической тета-активности лобных долей. [6] Альфа-блокировка — это явление, при котором активный мозг, обычно демонстрирующий активность бета-волн, не может так легко переключиться на активность альфа-волн, часто участвующую в воспроизведении воспоминаний. Эти результаты позволяют предположить, что в медитативном состоянии человек более расслаблен, но сохраняет четкое осознание. Однако две большие и всеобъемлющие обзорные работы указывают на плохой контроль и статистический анализ в этих ранних исследованиях и отмечают, что можно только с уверенностью сказать, что существует повышенная активность альфа- и тета-волн. [5] [7]

Статуя медитирующего Амитабхи .

Нейровизуализация

[ редактировать ]

Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) — еще один широко используемый метод изучения изменений состояния медитирующего мозга. фМРТ обнаруживает незначительное увеличение притока крови к областям мозга с более высокой метаболической активностью. Таким образом, эти области повышенной метаболической активности указывают на то, какие области мозга в настоящее время используются для обработки любых представленных стимулов. В отличие от ЭЭГ, преимуществом фМРТ является ее пространственное разрешение и способность создавать подробные пространственные карты активности мозга. Однако он страдает временным разрешением и не может точно измерить прогрессирующую активность, как ЭЭГ.

Топографические находки

[ редактировать ]

Будучи относительно новой технологией, фМРТ лишь недавно стала использоваться для оценки изменений состояния мозга во время медитации. Исследования показали повышенную активность передней поясной извилины , лобной коры и префронтальной коры , особенно в дорсально-медиальной префронтальной области во время медитации Випассана. [8] Аналогичным образом, было показано, что во время дзен-медитации активность поясной извилины и лобной коры увеличивается. [9] Оба исследования отмечают возможность того, что эти результаты могут указывать на некоторое состояние повышенного произвольного контроля над вниманием во время медитации осознанности. В обзорных работах Кана и Кьезы говорится, что эти результаты указывают на постоянство воздействия медитации на эти области мозга, ссылаясь на множество других исследований, охватывающих другие медитативные дисциплины, но упоминается необходимость дальнейших исследований с лучшим контролем. [5] [7]

Исследование медитации и эмоций

[ редактировать ]

В обзоре Кана также отмечаются данные, описывающие повышенное эмоциональное состояние медитирующих. Более сложное исследование, проведенное в 2008 году Лутцем и др., было сосредоточено на эмоциональных реакциях во время медитации. [10] Это исследование включало создание состояния «медитации сострадания» новичками и опытными медитаторами и тестирование реакции медитирующих на эмоционально заряженные звуки. Результаты фМРТ показали повышенную активность в поясной коре, а также в миндалевидном теле , височно-теменном соединении и правой задней верхней височной борозде в ответ на эмоциональные звуки. Авторы этого исследования считают, что это указывает на большую чувствительность к эмоциональному выражению и положительным эмоциям благодаря активации нейронных цепей. [10]

Изменения в мозге вследствие длительной практики

[ редактировать ]

Электроэнцефалография

[ редактировать ]

Подобно исследованиям изменений состояния функций мозга, более старые исследования делают более конкретные утверждения об изменениях характеристик у медитирующих по сравнению с не медитирующими. Было указано, что изменения альфа-волны являются признаком, а также состоянием и феноменом. Исследования сообщили об увеличении определенных частот, выраженных в альфа-диапазоне, увеличении мощности альфа-диапазона и общем замедлении (снижении частоты) активности ЭЭГ у опытных медитирующих по сравнению с менее опытными медитирующими во время медитации. [6] [11] Феномен альфа-блокировки, наблюдаемый как изменение состояния функции мозга, также был исследован как возможное изменение характера. Одно исследование, в котором изучались различные методы медитации, пыталось показать, что на альфа-блокировку влияет длительная практика медитации путем проверки реакции на слуховые стимулы. [12] Однако в обзорных работах отмечаются противоречивые результаты, а также отсутствие повторных результатов в этом и других исследованиях. Далее они отмечают, что, как и в случае с наблюдениями за изменениями состояния мозга, об изменениях характеристик мозга можно сделать только общие утверждения: некоторые изменения в электроэнцефалографическом профиле существуют, но с некоторой непоследовательностью. [5] [13] Также важно отметить, что эти изменения характеристик наблюдались во время медитации, и хотя это действительно указывает на то, что электроэнцефалографический профиль практикующего изменяется в результате практики медитации, эти исследования ЭЭГ еще не показали изменений в немедитирующем мозге, даже у опытных людей. медитирующие.

Красная область мозга показывает гиппокамп , который, как показали опытные медитирующие, проявляет повышенную активность во время медитации.

Нейровизуализация

[ редактировать ]

Изменения характеристик мозга также наблюдались в исследованиях нейровизуализации, чаще всего с использованием фМРТ. В метаанализе 21 исследования нейровизуализации было обнаружено, что восемь областей мозга последовательно изменяются, включая области, ключевые для метаосознания (лобнополярная кора/ зона Бродмана 10 ), экстероцептивное и интероцептивное осознание тела ( сенсорная кора и островковая кора ), память. консолидация и реконсолидация ( гиппокамп ), саморегуляция и эмоциональная регуляция ( передняя поясная извилина и орбитофронтальная кора ), а также внутри- и межполушарная коммуникация (верхний продольный пучок; мозолистое тело ) [14] Эти изменения отличались увеличением плотности областей серого вещества и проводящих путей белого вещества в мозгу людей, которые медитируют, по сравнению с людьми, которые этого не делают. Из всех областей, в которых сообщалось о результатах, большее количество структурных изменений было обнаружено в левом полушарии.

Есть также данные, позволяющие предположить, что медитация играет защитную роль против естественного уменьшения объема серого вещества, связанного со старением. Одно исследование обнаружило доказательства того, что у медитирующих в дзэн наблюдалось более медленное возрастное снижение объема серого вещества головного мозга в скорлупе , которое играет роль в обучении, когнитивной гибкости и обработке внимания. [15] Это может свидетельствовать о большей внимательности у пожилых медитирующих по сравнению с теми, кто не медитирует.

Также было показано, что практикующие долгосрочную медитацию обладают более высокой терпимостью к боли. [16] Этот эффект коррелирует с изменением функции и структуры соматосенсорной коры и повышенной способностью отделять области мозга, связанные с когнитивной оценкой боли ( передняя поясная извилина и дорсолатеральная префронтальная кора ). [17]

Изменения состояния мозга, наблюдаемые у медитирующих, почти исключительно обнаруживаются в исполнительной и ассоциативной коре высшего порядка. [14] Это подтверждает мнение о том, что медитация повышает саморегуляцию и внимательность. Недавние исследования также изучали, как эти изменения могут изменить функциональность и возможности подключения сети режима по умолчанию , которая представляет собой гипотетическую сеть областей мозга, которые активны, когда человек занимается внутренними задачами, такими как мечтания. [18]

Обоснованность выводов

[ редактировать ]

В метаанализе, проведенном Фоксом и др., было указано несколько источников систематической ошибки, которые ставят под сомнение достоверность исследований медитации с использованием нейровизуализации. Фокс и др. предполагает, что предвзятость публикации может привести к завышению значимых результатов. [19] Однако, несмотря на это, Fox et al. обнаружил «последовательные различия в префронтальной коре и областях осознания тела» в «областях, ключевых для метасознания..., экстероцептивного и интероцептивного осознания тела..., консолидации и реконсолидации памяти..., регуляции самости и эмоций... и внутри- и межполушарная коммуникация...» и что изменения были значительными с «умеренным» глобальным медианным размером эффекта и «постоянными и средними различиями в структуре мозга». [19]

Прежде чем можно будет сделать какие-либо однозначные выводы, потребуются дополнительные исследования. [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

Позитивное изображение

[ редактировать ]

Помимо научной литературы, некоторые авторы писали о многообещающих исследованиях медитации в книгах, предназначенных для широкой аудитории. Одна из таких книг, «Мозг Будды» доктора философии Рика Хэнсона, рассказывает о текущих научных исследованиях и исследованиях в области медитации. [20] Хэнсон, нейробиолог и исследователь, объясняет читателям научные исследования простым языком и обсуждает влияние результатов. Главный аргумент Хэнсона заключается в том, что положительные эмоции, такие как любовь, можно усилить посредством медитации нейропластическим способом, и он ссылается на десятки научных исследований, подтверждающих это утверждение. [20] Точка зрения Хэнсона является представителем более широкого популярного движения по изучению и принятию восточных феноменов, включая медитацию, в западном мире.

Критики, такие как Оуэн Фланаган, доктор философии, считают, что Хэнсон и ему подобные чрезмерно преувеличивают результаты текущих научных исследований. [ нужна ссылка ] В своей книге «Мозг бодхисаттвы: натурализованный буддизм» Фланаган представляет более консервативную точку зрения на текущие научные исследования и предостерегает читателей от кажущихся захватывающими результатов недавних исследований. [21] Фланаган не верит, что современная наука поддерживает идею о том, что положительные эмоции можно усилить так же, как жертвы инсульта могут восстановить способность использовать конечности при использовании. [21] Фланаган признает, что медитация может быть в некотором смысле полезна, но механизм воздействия медитации на мозг все еще неясен. [21] Точно так же Авасти утверждает, что медитация неспецифична для исследований, показывающих в некоторых случаях клиническую эффективность, хотя механизмы остаются неясными. [22] Фланаган и Хэнсон используют многие из одних и тех же научных исследований, чтобы попытаться поддержать свою разную точку зрения, но оба автора признают необходимость и важность будущих исследований, посвященных медитации. Исследования медитации все еще находятся на ранних стадиях, и необходимо получить гораздо больше воспроизводимых результатов, прежде чем научное сообщество сможет подтвердить их эффективность.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мизуно, Коген (1972). Основы буддизма . Токио: Издательская компания Kosei.
  2. ^ Ахир, округ Колумбия (1999). Випассана: универсальная буддийская техника медитации . Нью-Дели: Публикации Шри Сатгуру.
  3. ^ Кабат-Зинн, Джон (1998). Куда бы вы ни пошли, вы там: Медитация осознанности в повседневной жизни . Нью-Йорк: Гиперион.
  4. ^ Кларк, Амели. «Какая частота/Гц подходит для медитации?» . Благовонный перекресток . Проверено 16 августа 2020 г. .
  5. ^ Jump up to: а б с д Кан Б.Р., Полич Дж. (2006). «Состояния и особенности медитации: исследования ЭЭГ, ERP и нейровизуализации». Психологический вестник . 132 (2): 180–211. дои : 10.1037/0033-2909.132.2.180 . ПМИД   16536641 .
  6. ^ Jump up to: а б Касаматсу К.Х., Хираи Т. (1966). «Электроэнцефалографическое исследование дзен-медитации (Дзадзен)». Психиатрия и клинические нейронауки . 20 (4): 315–336. дои : 10.1111/j.1440-1819.1966.tb02646.x . ПМИД   6013341 . S2CID   18861855 .
  7. ^ Jump up to: а б Кьеза А., Серретти А. (2010). «Систематический обзор нейробиологических и клинических особенностей медитации осознанности». Психологическая медицина . 40 (8): 1239–1252. дои : 10.1017/S0033291709991747 . ПМИД   19941676 . S2CID   5818378 .
  8. ^ Холзель Б.К., Отт У., Хемпель Х., Хакл А., Вольф К., Старк Р., Вайтл Д. (2007). «Дифференциальное задействование передней поясной извилины и прилегающей медиальной лобной коры у опытных медитирующих и не медитирующих». Письма по неврологии . 421 (1): 16–21. дои : 10.1016/j.neulet.2007.04.074 . ПМИД   17548160 . S2CID   3195263 .
  9. ^ Паньони Дж., Чекич М., Го Ю (2008). « Мышление о немышлении: нейронные корреляты концептуальной обработки во время медитации Дзен» . ПЛОС ОДИН . 3 (9): е3083. Бибкод : 2008PLoSO...3.3083P . дои : 10.1371/journal.pone.0003083 . ПМК   2518618 . ПМИД   18769538 .
  10. ^ Jump up to: а б Лутц А., Брефчински-Льюис Дж., Джонстон Т., Дэвидсон Р.Дж. (2008). «Регулирование нервной системы эмоций с помощью медитации сострадания: эффекты медитативного опыта» . ПЛОС ОДИН . 3 (3): e1897. Бибкод : 2008PLoSO...3.1897L . дои : 10.1371/journal.pone.0001897 . ПМК   2267490 . ПМИД   18365029 .
  11. ^ Стигсби Б., Роденберг Дж.К., Мот Х.Б. (1981). «Электроэнцефалографические данные во время мантра-медитации (трансцендентальной медитации). Контролируемое количественное исследование опытных медитирующих». Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология . 51 (4): 434–442. дои : 10.1016/0013-4694(81)90107-3 . ПМИД   6164542 .
  12. ^ Беккер Д.Е., Шапиро Д. (1981). «Физиологические реакции на щелчки во время медитации Дзен, йоги и ТМ». Психофизиология . 18 (6): 694–699. дои : 10.1111/j.1469-8986.1981.tb01846.x . ПМИД   7031742 .
  13. ^ Андерсен Дж (2000). «Медитация встречается с поведенческой медициной: история экспериментальных исследований медитации». Журнал исследований сознания . 7 : 17–73.
  14. ^ Jump up to: а б Фокс, Киран CR; Ниджебур, Саванна; Диксон, Мэтью Л.; Фломан, Джеймс Л.; Элламил, Мелисса; Румак, Сэмюэл П.; Седльмайер, Питер; Кристофф, Калина (июнь 2014 г.). «Связана ли медитация с изменением структуры мозга? Систематический обзор и метаанализ морфометрической нейровизуализации у практикующих медитацию». Неврологические и биоповеденческие обзоры . 43 : 48–73. doi : 10.1016/j.neubiorev.2014.03.016 . ПМИД   24705269 . S2CID   207090878 .
  15. ^ Паньони Дж., Чекич М. (2007). «Влияние возраста на объем серого вещества и эффективность внимания в дзен-медитации». Нейробиология старения . 28 (10): 1623–1627. doi : 10.1016/j.neurobiolaging.2007.06.008 . ПМИД   17655980 . S2CID   16755503 .
  16. ^ Грант, Дж.А.; Рейнвилл, П. (5 января 2009 г.). «Болевая чувствительность и анальгетический эффект состояний осознанности у дзен-медитаторов: перекрестное исследование». Психосоматическая медицина . 71 (1): 106–114. дои : 10.1097/psy.0b013e31818f52ee . ПМИД   19073756 . S2CID   14953679 .
  17. ^ Грант, Джошуа А.; Куртеманш, Жером; Рейнвиль, Пьер (январь 2011 г.). «Неразборчивая ментальная позиция и развязка исполнительной и болевой коры предсказывают низкую болевую чувствительность у медитирующих в дзэн». Боль . 152 (1): 150–156. дои : 10.1016/j.pain.2010.10.006 . ПМИД   21055874 . S2CID   24114284 .
  18. ^ Чан, Джун Хван; Юнг, Ви Хун; Кан, До-Хён; Пён, Мин Су; Квон, Су Джин; Чой, Чи-Хун; Квон, Чон Су (январь 2011 г.). «Увеличенное сетевое подключение в режиме по умолчанию, связанное с медитацией». Письма по неврологии . 487 (3): 358–362. дои : 10.1016/j.neulet.2010.10.056 . ПМИД   21034792 . S2CID   8169221 .
  19. ^ Jump up to: а б Фокс, Киран CR; Ниджебур, Саванна; Диксон, Мэтью Л.; Фломан, Джеймс Л.; Элламил, Мелисса; Румак, Сэмюэл П.; Седльмайер, Питер; Кристофф, Калина (2014). «Связана ли медитация с изменением структуры мозга? Систематический обзор и метаанализ морфометрической нейровизуализации у практикующих медитацию». Неврологические и биоповеденческие обзоры . 43 : 48–73. doi : 10.1016/j.neubiorev.2014.03.016 . ПМИД   24705269 . S2CID   207090878 .
  20. ^ Jump up to: а б Хэнсон, Рик (2009). Мозг Будды: практическая нейронаука счастья, любви и мудрости . Окленд, Калифорния: Публикация New Harbinger, INC. ISBN  978-1572246959 .
  21. ^ Jump up to: а б с Фланаган, Оуэн (2011). Мозг бодхисаттвы: натурализованный буддизм . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  978-0262016049 .
  22. ^ Авасти Б (2013). «Проблемы и перспективы исследования медитации: в поисках определения» . Границы в психологии . 3 : 613. doi : 10.3389/fpsyg.2012.00613 . ПМЦ   3541715 . ПМИД   23335908 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee9a81f37d9287b98c215563bf7f69cb__1709104560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/cb/ee9a81f37d9287b98c215563bf7f69cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Brain activity and meditation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)