Jump to content

Ньяя Сутры

(Перенаправлено с Аксапады Гаутамы )

Средство исправления знаний согласно древним Ньяясутрам.

Ньяя -сутры — это древний индийский санскритский текст, составленный Акшападой Гаутамой , и основополагающий текст школы индуистской ньяя философии . [1] [2] Дата составления текста и биография его автора неизвестны, но оцениваются по-разному между VI веком до нашей эры и II веком нашей эры. [3] [4] Текст мог быть написан более чем одним автором в течение определенного периода времени. [3] Текст состоит из пяти книг по две главы в каждой книге, в общей сложности 528 афористических сутр о правилах разума, логики, эпистемологии и метафизики. [5] [6] [7]

Ньяя-сутры – это индуистский текст, [примечание 1] отличается сосредоточением внимания на знаниях и логике и отсутствием упоминания о ведических ритуалах. [9] Первая книга построена как общее введение и содержание шестнадцати категорий знаний. [3] Вторая книга посвящена прамане (эпистемологии), третья книга — о прамее или объектах познания, а в остальных книгах обсуждается природа знания. [3] Он заложил основу традиции ньяя эмпирической теории достоверности и истины, противостоящей некритическим обращениям к интуиции или авторитету Священных Писаний. [10]

Ньяя-сутры охватывают широкий круг тем, включая Тарка-видья, науку дебатов, или Вада-видья, науку дискуссий. [11] Ньяя -сутры связаны с системой вайшешики эпистемологической и метафизической , но расширяют ее . [12] Более поздние комментарии расширяли, разъясняли и обсуждали Ньяя-сутры, более ранние из сохранившихся комментариев были написаны Пакшиласвамином Ватсияяной (5–6 века н.э.), за ними следовали Ньяяварттика Уддьотакары ( Вачаспати 6–7 века н.э.), Мишры ( «Татпарьятика» 9 век н.э.). , Удаяны « Татпарьяпаришуддхи » (10 век н.э.) и Джаянты » « Ньяяманджари (10 век н.э.). [13] [14] [15]

Автор и хронология

[ редактировать ]

Ньяя -сутры приписываются Гаутаме, который был, по крайней мере, основным автором. [3] По словам Карла Поттера, это имя было очень распространенным индейским именем. [16] а автора также почтительно называют Готама, Диргхатапас и Аксапада Гаутама. [3] Мало что известно о Гаутаме и о том, в каком веке он жил. Научные оценки, основанные на текстовом анализе, варьируются от VI века до нашей эры, что делает его современником Гаутамы Будды (Сиддхартха Гаутама) и Махавиры, до II века нашей эры. . [3] Некоторые ученые поддерживают теорию о том, что загадочный текст Ньяя-сутры со временем расширялся несколькими авторами. [3] с самым ранним слоем примерно середины первого тысячелетия до нашей эры, составленным Гаутамой. [16] Самым ранним слоем, вероятно, будут Книги 1 и 5 текста, а Книги 3 и 4 могли быть добавлены последними, но это не точно. [16]

Можно довольно уверенно подвести итог ситуации, сказав, что мы не имеем ни малейшего представления о том, кто написал Ньяясутры и когда он жил.

- Карл Поттер, Энциклопедия индийской философии. [16]

Вполне вероятно, утверждает Джинин Фаулер, что ньяя и наука разума уходят корнями в ведическую эпоху; оно развивалось в древней индийской традиции, которая включала «диалектические турниры в залах царей и школах ведических философов», и Гаутама был тем, кто дистиллировал и систематизировал это ранее существовавшее знание в сутры или афористические сборники, называемые ньяясутрами . [17]

Школа индуизма Ньяя оказала влияние на все другие школы индуистской философии , а также на буддизм. Несмотря на различия, эти ученые учились друг с другом и обсуждали идеи, причем тибетские записи свидетельствуют о том, что буддийские ученые годами жили вместе с учеными индуистской ньяи, чтобы овладеть искусством рассуждения и логики. [5] Это сотрудничество позволило ученым отнести сохранившуюся в настоящее время версию Ньяясутры к конечной дате (завершенной ранее) примерно ко 2-му веку нашей эры, поскольку один из самых известных и признанных буддийских ученых той эпохи, Нагарджуна , прямо утверждает: , «Сутра 4.2.25 направлена ​​против системы Мадхьямики» буддизма. [16] Другие древние буддийские тексты подтверждают, что Ньяясутры существовали до них, и этот текст считается основным текстом старой школы ньяя индуизма. [18]

Структура

[ редактировать ]

Реальность – это истина ( прама ),
и что правда, так это,
независимо от того, знаем ли мы, что это так,
или знают об этой истине.

- Акшапада Гаутама в Ньяя Сутре. [19]

Текст написан в жанре сутры . Сутра — это санскритское слово, которое означает «нитка, нить» и представляет собой сжатое руководство по знаниям в конкретной области или школе. [20] [21] Каждая сутра — это любое короткое правило, подобное теореме, изложенной в несколько слов или слогов, вокруг которого могут быть сплетены «учения о ритуалах, философии, грамматике или любой области знаний». [20] [22] Сутры были составлены для того, чтобы их запоминали, использовали в качестве справочных материалов, а также помогали преподавать и передавать идеи от одного поколения к другому. [21] [23]

Ньяясутра разделена на пять книг, каждая из которых разделена на две главы. Структура текста, как утверждает Поттер, представляет собой расположение аник или уроков, разбитых на ежедневные порции, каждая часть состоит из ряда сутр или афоризмов . [18] Архитектура текста также разделена и объединена в пракараны или темы, которые более поздние комментаторы, такие как Ватьсияна и Вачаспати Мишра, использовали для составления своих бхасья , древних текстов, дошедших до наших дней. [18] Сохранилось несколько рукописей Ньяясутры с небольшой разницей в количестве сутр, из которых Чоукхамбы . часто изучается издание [18]

Структура Ньяясутры.
Книга Глава Количество сутр Темы [24] [25]
1 1 41 Тематика и формулировка цели текста. Четыре надежных инструмента правильного познания. Определения. Характер аргумента и характер процесса достоверного доказательства.
2 20 Как анализировать противоположные взгляды, представляет свою теорию пятичленных аргументов, правильные выводы - это те, в которых противоречий не существует, теорию ошибочных методов рассуждения, что такое придирка и как ее избежать.
2 1 69 Представляет свою теорию сомнения. Обсуждает эпистемологию, когда восприятие, умозаключение и сравнение ненадежны и надежны. Теория о том, что достоверность показаний зависит от достоверности источника. Согласно теории, согласно которой свидетельства в Ведах являются источником знаний, а несоответствия — это либо дефекты, либо выбор в тексте, лучший способ понять Веды — разделить их на три части: предписания, описания и повторения.
2 71 Инструменты познания четырехчастны, Путаница, вызванная самонадеянностью и предрассудками, Звук — это невечная теория, Теория трех значений слов (вьякти, акрити и джати).
3 1 73 представляет свою теорию тела, за которой следует теория органов чувств и их роли в правильном и неправильном познании, утверждает, что душа не является ни органом чувств, ни внутренним органом.
2 72 представляет свою теорию души (самости, атмана), что сущностью человека и источником суждений является душа, утверждает свою теорию «суд невечен», представляет теорию Кармы
4 1 68 Представляет свою теорию дефектов, затем свою теорию о том, что «все имеет причину и последствия», и свою теорию «некоторые вещи вечны, некоторые невечны». Определяет и описывает Фрукты, Боль, Релиз.
2 50 Представленные правильные знания необходимы и достаточны для устранения дефектов. Необходимо знать как целое, так и часть. Устанавливает, что внешний мир существует, а явления так же реальны, как и объекты. Опровергает теорию «все ложно». Представлены способы получения и поддержания правильных знаний. Необходимо искать и общаться с теми, кто обладает знаниями.
5 1 43 24 бесполезных возражения, как избежать ошибок и дать релевантные возражения
2 24 22 способа проиграть спор

Содержание

[ редактировать ]
Первые десять сутр текста на санскрите.

Первая сутра 1.1.1 текста утверждает его объем и следующие шестнадцать категорий знаний как средство достижения компетентности в любой области интересов: [18]

Совершенство достигается правильным знанием об истинной природе шестнадцати категорий: средства правильного знания ( прамана ); объект правильного знания ( прамея ); сомнение ( самсайя ); цель ( прайоджана ); знакомый пример ( дрштанта ); устоявшийся принцип ( сиддханта ); члены вывода ( avayava ); рассуждение ( тарка ); установление или результаты ( нирная ); обсуждение ( вада ); софистические диспуты ( джалпа ); придирки ( витанда ); заблуждения ( хетвабхаса ); придирки ( чала ); бесполезные возражения ( джати ); и методы проигрыша в споре ( ниграхастхана ).

- Ньяясутра, 1.1.1 [18] [26] [27]

Эти шестнадцать категорий охватывают многие разделы текста. Стих 1.1.2 Ньяя- сутры заявляет, что цель текста - изучить и описать достижение освобождения души от неправильного знания, ошибок и печали посредством применения вышеуказанных шестнадцати категорий совершенствования знания. [18] [28] [29]

Средства достижения достоверных знаний

[ редактировать ]

Ньяя-сутры утверждают, что «все знания не являются действительными по своей сути», что «большая часть знаний недействительна, пока не доказана» и «истина существует независимо от того, знаем мы ее, люди, или нет». [30] Однако, утверждает Фаулер, в тексте принимается основа, согласно которой «некоторые знания самоочевидны» и являются аксиомами в каждой области знаний, которые не могут быть ни доказаны, ни нуждаются в доказательстве, например «Я сознаю», «Я думаю» и «душа». существует». [30] [31] Более того, в тексте представлен тезис о том, что знание не самораскрывается, для получения знаний необходимо приложить усилия, и это систематический процесс, который дает возможность усвоить правильные знания и отказаться от неправильных знаний. [30] [32]

Ньяя - сутры утверждают, а затем обсуждают четыре надежных способа получения знания ( прамана ), а именно: восприятие, умозаключение, сравнение и достоверное свидетельство. [33] [24]

Пратьякша: восприятие

[ редактировать ]

Ньяясутры утверждают, что восприятие является основным средством обретения истинного знания. [30] Согласно тексту, все остальные эпистемические методы прямо или косвенно основаны на восприятии, и все, что претендует на звание «истинного знания», должно быть подтверждено или подтверждаемо восприятием. [30] Это называется доктриной конвергенции, и эта доктрина включает в себя прямое или подразумеваемое восприятие. [32] Гаутама определяет восприятие как знание, возникающее в результате контакта одного или нескольких чувств с объектом или явлением. [30] [34] Гаутама посвящает множество сутр обсуждению как объекта, так и субъекта в процессе восприятия, а также тех случаев, когда чувства могут быть ненадежными. Неустойчивое зрение или другие чувства ( авьябхичара ) могут быть источником сомнений или ложных знаний, как и предвзятое или предвзятое состояние ума, говорится в Ньяясутрах. [30] [34] [32]

В тексте утверждается, что Пратьякша ведет к Лаукике или обычному знанию, когда пять чувств непосредственно и ясно воспринимают реальность, и это истинно определенное знание согласно тексту. [30] [32] Он определяет неопределенное знание как знание, в котором есть сомнение, и в тексте приводится пример того, как вечером мы видим далекий неподвижный объект и задаемся вопросом, столб ли это или человек, стоящий вдалеке. В некоторых из этих случаев, утверждает Ньяясутра, правильное знание формулируется по принципу совокупного доказательства. [30] Манас (ум) в тексте считается внутренним чувством, и он может привести как к правильному, так и к неправильному знанию в зависимости от того, как он включает, исключает или интегрирует информацию. [30] Эти идеи собраны в последующих главах текста в трактат «Апрама» (Теория ошибок). [30] [32]

Анумана: вывод

[ редактировать ]

Умозаключение – это знание, которому предшествует восприятие.
и бывает трех видов:
априорно, апостериорно и обычно наблюдается.

- Ньяясутры 1.1.5 [35]

Эпистемическое обоснование вывода как надежного источника знаний и теория Ньяи внесли большой вклад в различные школы индийской Даршанапарампары, и другие школы обращались к ученым Ньяи за пониманием правильного знания и неправильного знания посредством вывода. [36] Разделы Ньяясутры, посвященные умозаключениям, превратились в трактат по силлогизму . со временем [36]

Ньяясутра определяет умозаключение как знание, которое следует за другим знанием или вытекает из него. Оно всегда следует за восприятием, утверждает текст и является универсальным отношением или сущностным принципом. Одной из форм вывода является Пурвават , или, как переводит Фаулер, «от причины к следствию или априори». [36] Таким образом, если тропа или дорога мокрая или река вздулась, говорится в тексте, то «шел дождь» является достоверным знанием. [36] Сутры утверждают, что «универсальные отношения» между ними необходимы для правильного и надежного знания, то есть «если во всех случаях А истинно Б, то можно правильно сделать вывод о Б всякий раз, когда воспринимается А». [36] Кроме того, между ними существует причинная связь, независимо от того, знает ли кто-то об этой причине или нет, но выведенное знание не требует знания причины, чтобы оно было действительным знанием, утверждает Ньяясутра. [36] [37] В тексте говорится, что нельзя путать сосуществование как универсальное отношение, и что, хотя дедукция и индукция являются полезными и действительными средствами получения истинного знания, в нем перечислены правила, когда этот метод может привести к ложному знанию. [38]


Упамана: сравнение и аналогия

[ редактировать ]

Слово «упамана» , утверждает Фаулер, представляет собой соединение слов «упа» (подобие) и «мана» (знание). [39] Это средство получения знаний, основанное на «сходстве, сравнении, аналогии», которое считается надежным в ньяе и многих школах индийской даршанапарампары (но не в вайшешике и чарваке или буддизме). [40] [41]

Ньяясутры определяют упаману как знание вещи, основанное на «ее сходстве с другой знакомой вещью». [39] [42] Он отличается от Анумана (вывода) отсутствием прямой или непосредственной причинной связи. Он отличается от Пратьякши (восприятия), утверждает текст, используя лингвистический референт и основу ранее существовавших знаний внутри человека, а также то, что он узнал от своих учителей, друзей, семьи и прошлых знаний, унаследованных от мудрецов в процессе социального сотрудничества. [39] [43] Метод Упамана вторичен, он опирается на восприятие в сочетании с лингвистическим референтом и контекстом. [39] [43] Сравнение не является изолированным средством прамана и иногда работает вместе с эпистемическими методами Анумана и Шабда . [44] В Ньяясутре сравнение — это процесс проникновения или внедрения гипотез, примеров и проверок, ведущий, таким образом, к объективности и правильному знанию о чем-то новом и о том, что человек уже предполагает знать. [45] [46]

Шабда: свидетельства и надежные источники

[ редактировать ]

Шабда (санскрит: शब्द, Слово) в Ньяясутрах означает полагаться на слово, свидетельство надежного источника. [47] [48] Шабда-прамана был признанным и надежным методом познания всеми ортодоксальными школами индуизма, включая Ньяю , утверждая, что человеку необходимо знать множество фактов, и при наличии ограниченных времени и энергии он может изучить только часть этих фактов. и истины непосредственно. [49] [50] Он должен полагаться на других, своих родителей, семью, друзей, учителей, предков и родственных членов общества, чтобы быстро приобретать и делиться знаниями и тем самым обогащать жизнь друг друга. Это средство получения правильного знания либо устное, либо письменное, но через Шабда (слова). [49] [50] В дополнение к словам, как утверждают Ньяясутры, Шабда как средство истинного знания зависит от согласованного соглашения о том, что означают слова, структуры предложений, установления контекста и их значения. [50] Источник должен быть надежным и понятным, а получатель знаний должен иметь возможность понять полученные из него знания. [50] [51]

Надежность источника важна, и законное знание может быть получено только из шабда надежных источников. [49] [48] В школах индийской даршанапарампары ведутся споры о том, можно ли, как и когда объективно установить надежность источника. Гаутама в Ньяясутрах предлагает описание надежного источника. [50] [52] Некоторые школы, такие как Чарвака , утверждают, что это никогда не возможно, и поэтому Шабда в Ведах или где-либо еще никогда не может быть настоящей праманой . В других школах дебаты означают установление надежности. [53]

Теория правильного аргумента

[ редактировать ]

Текст в сутрах 1.1.32 и 1.1.39 представляет теорию правильных аргументов, утверждая, что правильный аргумент должен включать пять компонентов: [54] [55]

  1. пратиджня – предложение или гипотеза (то, что необходимо доказать или решить)
  2. хету – причина (может быть положительной или отрицательной)
  3. удахарана – общее правило (то, что независимо подтверждено или поддается подтверждению)
  4. упаная – применение правила (проверка достоверности или пример к конкретному случаю)
  5. нигамана – вывод (гипотеза либо верна, либо ложна, либо вызывает сомнение)

Текст определяет и афористически обсуждает каждый из них. [54]

Пример правильного аргумента: [56]

  1. На холме пожар
  2. Потому что на холме дым
  3. Всякий раз, когда есть дым, есть огонь
  4. Холм дымный
  5. Поэтому на холме пожар

Теория сомнения как неполного знания

[ редактировать ]

Ньяясутры определяют и обсуждают самсаю (санскрит: संशय, сомнение) в сутрах 1.1.23, 2.1.1–2.1.7, 3.2.1, 4.2.4 и других. [57] Это обсуждение похоже на дискуссии в других школах индуистской философии, расширяет теорию сомнения, представленную Канадой в школе Вайшешика , но не согласуется с теорией сомнения школы Чарвака и, следовательно, «эмпирического знания никогда не существует». [58] [59]

Теория сомнения, согласно Ньяясутрам, начинается с предпосылки, что сомнение является частью процесса обучения человека и возникает, когда существуют противоречивые возможности в отношении познаваемого объекта. [60] Сомнение – это не ошибка и не отсутствие знаний, а форма неуверенности и борьбы человека с вероятностью, когда он сталкивается с неполной или противоречивой информацией. [60] Это знание, возможно, частично достоверное и частично недействительное, но сомнение — это форма знания, имеющая положительную ценность. [60] Сомнение – это приглашение «приступить к дальнейшему расследованию», утверждается в тексте. Все четыре средства открытия знания (восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство) могут быть полезны в этом исследовании, но, согласно сутрам, сомнение является одновременно психологическим состоянием и средством познания, а не само по себе действительным знанием. [60] [59]

Хетвабхаса, теория ошибок

[ редактировать ]

Ньяясутра определяет ошибку как знание, мнение или вывод о чем-то, что отличается от того, чем оно является на самом деле. [36] Гаутама утверждает в тексте, что ошибка всегда заключается в самом процессе познания, или «субъективном я», а не в объекте. [36] [61] Долг искателя знаний - «проверять достоверность своих знаний» как в предположениях, так и на практике (опыте), но ни объект познания, ни само знание не несут ответственности за ошибки; существует только ищущий знания и его процесс познания. [36] [61] Теория ньяи разделяет идеи теории ошибок со Адвайта Веданта , буддизма и мимамсы , утверждает Рао, и эти школы, вероятно, оказали влияние друг на друга. школами индийской философии [62]

Текст определяет пять видов ошибочных рассуждений ( хетвабхаса ) в сутре 1.2.4 и предостерегает от них, каждый из которых обсуждается в последующих сутрах, утверждая, что они ведут к ложному знанию, в отличие от правильного рассуждения ( хету ), которое ведет к истинному знанию. . [63] Согласно Ньяясутрам, следует избегать пяти заблуждений или ошибок, а также следить за приемами дискуссий ( чала ), используемыми теми, чьей целью не является истинное знание. [63] По словам Ганери, пятью формами ложных рассуждений, выявленными в тексте, являются: [64] [65]

  1. блуждающий или беспорядочный (Ньяясутра 1.2.5) [66]
  2. противоречивое (Ньяясутра 1.2.6) [66]
  3. недоказанное (Ньяясутра 1.2.8) [66]
  4. уравновешенный (Ньяясутра 1.2.7) [66]
  5. несвоевременное (чрезмерное обобщение во времени или снятие, Ньяясутра 1.2.9) [66] [67]

Теория причинности

[ редактировать ]

Ньяясутры посвящают множество разделов причинности и причинным отношениям ( Карана , санскрит: कारण), особенно Книга 4. [68] [69] Причины, с точки зрения ньяи, утверждает Фаулер, являются «предшественниками своих последствий неизменно и безоговорочно». [70] Конкретное следствие производится конкретной причиной (допускается множественность причин). Конкретная причина производит конкретное следствие и никакое другое (множественность следствий или противоречивость следствий не принимаются). Не может быть взаимности по отношению к делу; либо мы неправильно понимаем причину, либо неправильно понимаем следствие. [70] Текст отвергает отдаленные или сверхъестественные причины и отвергает то, что качества являются причинами. Причины непосредственно предшествуют, причины существуют во времени до следствия, и знать что-то — значит понимать следствие и конкретную причину(ы). [70] [71]

В тексте выделяются три типа причин – внутренняя или материальная причина ( Самавайи-карана ), несущая причина ( Асамавайи-карана ) и действующая причина ( Нимитта-карана ). [72] Они, как утверждается, возникают из Дравьи (субстанции), Гуны (качества) и Кармы (действия). [70] [73]

Теория негативов

[ редактировать ]

В тексте заложена теория негативных сущностей, где бытие и небытие, наличие и отсутствие чего-либо считается правильным и полезным знанием. [74] Отсутствие книги на столе или отсутствие определенного цвета в картине имеет место в ее эпистемическом процессе в дополнение к положительно проверяемым характеристикам стола или картины. [74]

Бог в Ньяясутре

[ редактировать ]

Ученые ранней школы ньяя рассматривали гипотезу об Ишваре как о Боге-творце, способном даровать благословения, дары и плоды. [75] [76]

В главе 1 книги 4 Ньяясутры исследуются причины возникновения и разрушения сущностей (жизни, материи) во вселенной. Он рассматривает множество гипотез, в том числе Ишвары . Стихи 19–21 постулируют, что Ишвара существует и является причиной, констатируют следствие постулата, затем представляют противоположные доказательства и из противоречия делают вывод, что постулат недействителен. [77]

Сиддханта-сутра: Бог является причиной с точки зрения плодов действий человека.
Бывшая побочная формула: Нет, поскольку при отсутствии мужского действия образуется фла.
Формула теории: причина того, что она вызвана

Предложение сутры: Ишвара является причиной, поскольку мы видим, что иногда человеческим действиям не хватает плодов (результатов).
Сутра prima facie возражения: Это не так, поскольку, по сути, ни один плод не достигается без действий человека.
Заключение сутры: Не так, поскольку оно находится под его влиянием.

Ньяя Сутра, 4.1.19 – 4.1.21. [77]

Другие ученые школы Ньяя пересмотрели этот вопрос и предложили аргументы в пользу того, что такое Бог ( Ишвара ), а также различные аргументы, доказывающие существование Ишвары . [78] Ученый школы ньяя V века н. э. Прастапада, например, вновь обратился к предпосылке существования Бога. За ним последовал Удаяна , который в своем тексте Ньяякусуманджали интерпретировал «это» в стихе 4.1.21 Ньяя Сутры выше, как «человеческое действие», а «его» как «Ишвару», затем он разработал контраргументы, чтобы доказать существование Ишвара - рассуждение, которое подогревало споры и разногласия по поводу Бога в Нео-Ньяе и других индуистских традициях 2-го тысячелетия нашей эры. [77] [79] [80]

Душа, самость существует, внутренняя свобода

[ редактировать ]

Душа воспринимает все, что приносит боль и удовольствие,
испытывающий все боли и удовольствия,
знающий все боли, удовольствия и их причины,
основа сознания, знания и познания.
Душу (самость) можно познать.

- Ньяясутры в интерпретации Джинин Фаулер, «Перспективы реальности: введение в философию индуизма». [81]

Большая часть третьей книги Ньяясутры посвящена предпосылке и природе Самости (души, атмана ) и ее отношению к знанию, освобождению от печали и внутренней свободе (мокше). [81] [82]

Философия: форма йоги

[ редактировать ]

Сутры с 4.2.42 по 4.2.48 Ньяясутры, как утверждает Стивен Филлипс, утверждают, что «философия - это форма йоги ». [83]

Текст рекомендует йогическую медитацию в тихих местах, таких как лес, пещера или песчаный пляж в сутре 4.2.42, ищущему знания следует очистить свою душу с помощью ямы , ниямы и спиритуализма йоги в сутре 4.2.46. [84] [85] Медитация — это ценная и рекомендуемая практика в тексте, которая широко обсуждается учеными ньяи, последователями Акшьяпады Гаутамы. [86] Ватсьяяна, например, писал в своем комментарии к Ньяясутрам, что медитация – это то, что позволяет уму соприкоснуться с душой, что сопровождается сознательным стремлением постичь истину, и такая медитация является важной практикой для обретения истинного знания. [86]

Ньяясутры утверждают, что нужно изучать средства правильного знания и проводить дискуссии с учеными, искренними и независтливыми собратьями, ищущими знания, говорится в сутрах 4.2.47 и 4.2.48. [84] [85] Согласно Ньяясутрам, необходимо, переводит Филлипс, принимать во внимание «учет личного характера, а также природы убеждений оппонента» при определении характера дискуссий. [87] В некоторых случаях, утверждается в тексте, лучше избегать споров с враждебно настроенными оппонентами и использовать такие методы познания, как «забор используется для защиты роста семян». [84] [85]

Комментарии

[ редактировать ]

Самая ранняя из сохранившихся полных бхасья (обзор и комментарий) к Ньяя-сутрам принадлежит Ватсьяяне. [3] Сам этот комментарий вдохновил многих вторичных и третичных бхашьи . Комментарий Ватьяяны по разным причинам датируется V веком нашей эры. [3] или намного раньше, примерно во 2 веке до нашей эры. [13] Другой часто изучаемый сохранившийся комментарий к тексту принадлежит Вачаспати Мишре примерно из 9 века нашей эры. [3]

Освобождение невозможно без знания истинной природы мира. Чтобы достичь освобождения и познать душу, необходимо принять прибежище практик йоги , потому что без этого знания не достигается знание Реальности.

- Акшапада Гаутама в Ньяясутре [86]

Другие исторические индийские комментарии и произведения, вдохновленные Ньяясутрами и дошедшие до наших дней, включают Ньяя-варттику Уддйотакары VI века, Ньяя-бхасьатику Бхавивикты VI века, еще одну Ньяя-бхашьятику Авиддхакарны VII века, Ньяя-бхусану. Бхасарваджаны 9-го века, Ньяя-манджари ученого 9-го века кашмирского Джаянты Бхатты, Ньяя-пракирнака ученого 10-го века Карнатского Трилоканы и Ньяя-кандали ученого 10-го века бенгальского Шридхары. [13] [14]

В других индийских исторических текстах упоминаются многочисленные другие комментарии, но эти рукописи либо утеряны, либо еще не найдены. Начиная примерно с 11 по 12 века нашей эры, Удаяна написал основной труд, который основывался на теориях разума, найденных в Ньяясутрах, и расширял их. Работа Удаяны заложила основу школы Навья-Ньяя (новая Ньяя). [5] Индуистский ученый Гангеша 13-го или 14-го века объединил Ньяясутры Гаутамы и работу Навья-Ньяя Удаяны, чтобы создать влиятельный текст Таттвачинтамани, который ученые считают шедевром. [5] [88]

О душе индуизма, дебаты об отсутствии души в буддизме

[ редактировать ]

Ньяя-сутры были одной из основ исторических дебатов между предпосылкой индуизма о существовании пуруши (дух, высшая реальность) и атман (самость, душа) и предпосылкой буддизма о существовании пустоты и анатты (отсутствия души). [89] [90] [91] В Ньяя-сутре буддийские предпосылки и аргументы, опровергающие эти предпосылки, встречаются во многих главах. [примечание 2] такие как сутры глав 3.2, 4.1 и 4.2. [92] Текст оказал влияние на эти дебаты: буддийский ученый 2-го века Нагарджуна заявляет, что школа ньяя и буддизм различаются в своих концепциях Самости (Атмана) и своих взглядах на Веды , и рассматривается сутра 4.2.25 Ньяясутры. против системы буддизма Мадхьямика. [16] [примечание 3]

Нагарджуны Мадхьямика-карика нацелена на Ньяя-сутру, среди других индуистских текстов, для его критики и утверждения его доктрины отсутствия «я» и пустоты . В этом тексте и в Виграхавья-вартани он представляет свое доказательство пустотности, бросая вызов Праманам, лежащим в основе Ньяя-сутр. [92] [96] [97] В своей работе Прамана-вихетана Нагарджуна рассматривает каждую из шестнадцати категорий знания Ньяя-сутр Гаутамы, лежащих в основе дискуссии Ньяи о том, «душа существует и природа души в процессе освобождения», и критикует их, используя аргумент, что эти категории реляционны и, следовательно, нереальны. [92] Тексты Нагарджуны, наряду с утверждениями Ньяя-сутры Гаутамы Санджита Садхухана, повлияли на работу Ватьяяны, который назвал учение Нагарджуны о пустотности ошибочным и представил свои аргументы, опровергающие теорию Нагарджуны о том, что «объекты знания нереальны, как сон или форма жонглирования и мираж», но сначала представив свою демонстрацию того, что теория разума и знания в Ньяя-сутрах верна. [92] [98]

тезис Принят буддийский о том, что все вещи отрицательны по своей природе (поскольку природа вещи состоит из ее отличий от других), или индуистский тезис, противоречащий буддийскому тезису, все еще неясен, поскольку ничто не может быть доказано, а существование о душе утверждалось исключительно на основе личных чувств и опыта. [ нужна ссылка ]

О традициях Веданты

[ редактировать ]

Ньяясутры оказали влияние на школы веданты индуистской философии и обеспечили эпистемологические основы. [99] [100] Термины ньяя и мимамса были синонимами, утверждает Хадзиме Накамура в самых ранних Дхармасутрах 1-го тысячелетия до нашей эры. [101] Со временем Ньяя, Мимамса и Веданта стали тремя отдельными и родственными школами. [101]

Переводы

[ редактировать ]
  • Нандалал Синха, Махамахопадхьяя Сатиша Чандра Видьябхушана, Ньяя Сутры Готамы , Священные книги индусов, 1930; Мотилал Банарсидасс, переиздание 1990 г., ISBN   978-81-208-0748-8 ; Переиздание Мунширама Манохарлала, 2003 г., ISBN   978-81-215-1096-7 .
  • Ганганатха Джа, Ньяя-сутры Гаутамы (4 тома), Мотилал Банарсидасс, переиздание 1999 г., ISBN   978-81-208-1264-2 .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Фрэнсис Клуни утверждает: «Ньяя - это традиционная школа индуистской логики. В первые века до нашей эры логики Ньяи взялись за проект описания мира последовательным рациональным способом, не полагаясь на откровение или приверженность какому-либо конкретному божеству. Основная цель Ньяи - это традиционная школа индуистской логики. текст, Ньяя-сутры Гаутамы, можно читать как нейтральный анализ, не поддерживающий и не противостоящий идее Бога». [8]
  2. ^ Ньяясутры 3.2.10–17 представляют аргумент против буддийской «мгновенности всего», в то время как сутры 4.1.37–40 бросают вызов предпосылке буддизма о «пустоте всего», сутры 4.2.6–4.2.11 ставят под сомнение его «все есть «неотделимо от частей», а сутры 4.2.26–37 представляют собой опровержение предпосылок буддизма «отрицание объектов и наблюдаемой реальности». [92]
  3. ^ Как и другие школы индуизма, школа Ньяя придерживается посылки: «Душа существует, и Душа (или я, Атман) является самоочевидной истиной». Буддизм, напротив, придерживается посылки: «Атман не существует, и Ан-атман (или Анатта , не-самость) [93] самоочевидно». [94] Буддисты не верят, что в основе всех людей и живых существ лежит какое-то «вечное, существенное и абсолютное нечто, называемое душой, самостью или атманом». [95]
  1. ^ Клаус К. Клостермайер (1998), Краткая энциклопедия индуизма, Oneworld, ISBN   978-1851681754 , стр. 129.
  2. ^ Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , страницы VII, 33, 129.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , стр. 129.
  4. ^ Б.К. Матилал «Восприятие. Очерк классических индийских теорий познания» (Oxford University Press, 1986), стр. xiv.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , страницы 127–136.
  6. ^ Ганганатха Джа (переиздание 1999 г.), Ньяя-сутры Гаутамы (4 тома), Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-81-208-1264-2
  7. ^ SC Видьябхушан и Н.Л. Синха (1990), Ньяя-сутры Готамы, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120807488
  8. ^ Фрэнсис X Клуни (2001), Индуистский Бог, Христианский Бог: Как разум помогает разрушить границы между религиями, Oxford University Press, ISBN   978-0199738724 , стр. 18.
  9. ^ Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , стр. 129; Цитата: «Сосредоточившись на знании и логике, Сутры Гаутамы не упоминают ведический ритуал».
  10. ^ Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803091 , страницы 3, 1–12.
  11. ^ Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803091 , страницы 191–199, 207–208.
  12. ^ Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , страницы 98, 103–104, 128.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с К.К. Чакрабарти (1999), Классическая индийская философия разума: дуалистическая традиция ньяя, SUNY Press, ISBN   978-0791441718 , страницы 14–15.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803091 , страницы 8–10.
  15. ^ Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803091 , страницы 239.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология , Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803091 , страницы 220–221.
  17. ^ Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , страницы 128–129.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803091 , страницы 221–223.
  19. ^ Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , стр. 130.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Монье Уильямс, Санскритско-английский словарь, Oxford University Press, Статья для Сутры , стр. 1241
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гэвин Флуд (1996), Введение в индуизм, издательство Кембриджского университета, ISBN   978-0521438780 , страницы 54–55.
  22. ^ М. Винтерниц (переиздание 2010 г.), История индийской литературы, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120802643 , страницы 249.
  23. ^ Уайт, Дэвид Гордон (2014). Йога-сутра Патанджали: биография . Издательство Принстонского университета. стр. 194–195. ISBN  978-0691143774 .
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803091 , страницы 222–238.
  25. ^ SC Видьябхушана (1913, переводчик), Ньяя Сутры , Священная книга индусов, Том VIII, Bhuvaneshvar Asrama Press, страницы i – v
  26. ^ SC Видьябхушана (1913, переводчик), Ньяя Сутры , Священная книга индусов, Том VIII, Bhuvaneshvar Asrama Press, стр. 1
  27. ^ Нандалал Синха (1990), Ньяя Сутры Готамы, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120807488 , стр. 1
  28. ^ Чаттопадхьяя, Д. (1986). Индийская философия: популярное введение , Нью-Дели: Народное издательство, ISBN   81-7007-023-6 , стр.163
  29. ^ SC Видьябхушана (1913, переводчик), Ньяя Сутры , Священная книга индусов, Том VIII, Bhuvaneshvar Asrama Press, стр. 2
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , страницы 134-138.
  31. ^ С. Дасгупта (1996), Философия йоги: по отношению к другим системам индийской мысли , Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120809093 , страницы 142–148.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Стивен Филлипс (2014), Эпистемология в классической Индии: источники знаний школы ньяя, Routledge, ISBN   978-1138008816 , Глава 1
  33. ^ Джон А. Граймс, Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке, State University of New York Press, ISBN   978-0791430675 , стр. 238.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803091 , страницы 223–224.
  35. ^ SC Видьябхушан и Н.Л. Синха (1990), Ньяя-сутры Готамы, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120807488 , стр. 4
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , страницы 139-140.
  37. ^ SC Видьябхушан и Н.Л. Синха (1990), Ньяя-сутры Готамы, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120807488 , страницы 55–70.
  38. ^ Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индийской даршанапарампары, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , страницы 142–144.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма , Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , страницы 144–145.
  40. ^ Джон А. Граймс (2006), Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке , State University of New York Press, ISBN   978-0791430675 , стр. 238.
  41. ^ Вильгельм Хальбфасс (1985), Индия и сравнительный метод, Философия Востока и Запада, Том. 35, № 1, страницы 3–15;
    По истории см.: В. С. Совани и В. В. Совани (1920), Летопись Бхандаркарского института восточных исследований, Том. 1, № 2, стр. 87–98.
  42. ^ SC Видьябхушана (1913, переводчик), Ньяя Сутры , Священная книга индусов, Том VIII, Bhuvaneshvar Asrama Press, страницы 3–4
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803091 , страницы 222–227, 406–408.
  44. ^ SC Видьябхушана (1913, переводчик), Ньяя Сутры , Священная книга индусов, Том VIII, Bhuvaneshvar Asrama Press, страницы 35–43
  45. ^ Стивен Филлипс (2014), Эпистемология в классической Индии: источники знаний школы ньяя , Routledge, ISBN   978-1138008816 , Глава 5
  46. ^ С. Дасгупта (2004), История индийской философии , Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120804128 , страницы 354–360.
  47. ^ SC Видьябхушана (1913, переводчик), Ньяя Сутры , Священная книга индусов, Том VIII, Bhuvaneshvar Asrama Press, страницы 4–5
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б
    • Элиотт Дойче (2000), в книге «Философия религии: индийская философия, том 4» (редактор: Рой Перретт), Routledge, ISBN   978-0815336112 , страницы 245–248;
    • Джон А. Граймс (2006), Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке, State University of New York Press, ISBN   978-0791430675 , стр. 238.
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с М. Хирияна (2000), Основы индийской философии, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120813304 , стр. 43.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , страницы 145–146.
  51. ^ Дж. Л. Шоу (2000), Условия понимания значения предложения: Ньяя и Адвайта Веданта, Журнал индийской философии, том 28, выпуск 3, страницы 273–293
  52. ^ SC Видьябхушана (1913, переводчик), Ньяя Сутры , Священная книга индусов, Том VIII, Bhuvaneshvar Asrama Press, страницы 4–5, 37–39, 59–61
  53. ^ П. Биллимория (1988), Шабдапрамана: слово и знание, Исследования классической Индии, том 10, Springer, ISBN   978-94-010-7810-8 , страницы 1–30.
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803091 , стр. 224.
  55. ^ SC Видьябхушан и Н.Л. Синха (1990), Ньяя-сутры Готамы, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120807488 , страницы 13–16.
  56. ^ Джулиан Баггини (2018), Как думает мир
  57. ^ SC Видьябхушан и Н.Л. Синха (1990), Ньяя-сутры Готамы, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120807488 , страницы 10, 29–32, 105, 158.
  58. ^ Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803091 , страницы 170–172.
  59. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дж. Н. Моханти (1970), Ньяя Теория сомнения, феноменология и онтология, Том 37, ISBN   978-9401032544 , страницы 198–219.
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , страницы 132-134.
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б С. Рао (1998), Ошибка восприятия: индийские теории, Гавайский университет Press, ISBN   978-0824819583 , страницы 59–72.
  62. ^ С. Рао (1998), Ошибка восприятия: индийские теории, University of Hawaii Press, ISBN   978-0824819583 , страницы 22–23, 21–44.
  63. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рой Перретт (2001), Индийская философия: логика и философия языка, Routledge, ISBN   978-0815336105 , страница xiv
  64. ^ Дж. Ганери (2003), Философия в классической Индии: введение и анализ, Routledge, ISBN   978-0415240352 , страницы 33–40.
  65. ^ К. Рамасубраманиан (2011), Концепция Хетвабхасы в Ньяя-шастре, в «Доказательстве, вычислениях и действиях» , том 352, Springer Нидерланды, ISBN   978-9400700796 , страницы 355–371.
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и С. К. Видьябхушан и Н. Л. Синха (1990), Ньяя Сутры Готамы, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120807488 , страницы 21–23.
  67. ^ Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803091 , страницы 198–199.
  68. ^ Бимал Кришна Матилал (1975), Причинность в школе Ньяя-Вайшешика, Философия Востока и Запада, Том. 25, № 1, стр. 42–44.
  69. ^ С. Дасгупта (2004), История индийской философии, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120804128 , страницы 319–326.
  70. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , страницы 150–152.
  71. ^ Бимал Кришна Матилал (1975), Причинность в школе Ньяя-Вайшешика, Философия Востока и Запада, Том. 25, № 1, стр. 41–48.
  72. ^ Джон К. Плотт и др. (2000), Глобальная история философии: период святоотеческих сутр, Том 3, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120805507 , страницы 66–67.
  73. ^ Дж. Л. Шоу (2002), Причинность: санкхья, будда и ньяя, Журнал индийской философии, Vol. 30, выпуск 3, страницы 213–270.
  74. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б К.К. Чакрабарти (1978), Теория отрицательных сущностей Ньяя-Вайшешики, Журнал индийской философии, Vol. 6, № 2, стр. 129–144.
  75. ^ Джон Клейтон (2010), Религии, причины и боги: очерки межкультурной философии религии, Cambridge University Press, ISBN   978-0521126274 , стр. 150.
  76. ^ Дж. Оберхаммер (1965), К проблеме доказательства Бога в индийской философии, Нумен, 12: 1–34.
  77. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Оригинальный санскрит: Ньяясутра Ананд Ашрам, санскрит Грантвали, страницы 290–292; Альтернативный архив. Архивировано 7 ноября 2016 г. в Wayback Machine.
    Английский перевод: Фрэнсис X. Клуни (2010), Индуистский Бог, Христианский Бог: Как разум помогает сломать границы, Oxford University Press, ISBN   978-0199738724 , стр. 37.
  78. ^ Фрэнсис X. Клуни (2010), Индуистский Бог, Христианский Бог: Как разум помогает сломать границы, Oxford University Press, ISBN   978-0199738724 , страницы 18–19, 35–39.
  79. ^ Шарма, К. (1997). Критический обзор индийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN   81-208-0365-5 , стр. 209–10.
  80. ^ В. Р. Рао (1987), Избранные доктрины индийской философии, ISBN   81-70990009 , страницы 11–12.
  81. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , стр. 147, с 148–150.
  82. ^ Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803091 , страницы 31–37, 95–96, 228–233.
  83. ^ Стивен Филлипс (2009), Йога, карма и возрождение: краткая история и философия, Columbia University Press, ISBN   978-0231144841 , стр. 281, сноска 40.
  84. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с С. К. Видьябхушана (1913, переводчик), Ньяя Сутры , Священная книга индусов, том VIII, Bhuvaneshvar Asrama Press, страницы 137–139
  85. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803091 , стр. 237.
  86. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1898723943 , стр. 157.
  87. ^ Стивен Филлипс (2009), Йога, карма и возрождение: краткая история и философия, Columbia University Press, ISBN   978-0231144841 , страницы 65–66.
  88. ^ Стивен Филлипс (1992), Обзор: Теория объективности Гададхары, Философия Востока и Запада, Том 42, Выпуск 4, страница 669
  89. ^ П. Билимория и Дж. Н. Моханти (2003), Релятивизм, страдание и за его пределами, Oxford University Press, ISBN   978-0195662078 , страницы i–ix с введением и главой 3.
  90. ^ Дж. Ганери (2012), Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лица, Oxford University Press, ISBN   978-0199652365 , страницы 162–169.
  91. ^ Ганганатха Джа (переиздание 1999 г.), Ньяя-сутры Гаутамы, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120812642 , страницы 198–199.
  92. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Санджит Садхухан (1990), Конфликт между буддистами и философами наяйика, Журнал: Бюллетень тибетологии, Том. BT1990, выпуски 1–3, стр. 39–54.
  93. ^ Анатта , Британская энциклопедия (2013), Цитата: «Анатта в буддизме - учение о том, что у людей нет постоянной, лежащей в основе души. Концепция анатты, или анатмана, является отходом от индуистской веры в атман («самость»). ")"
  94. ^ Джон К. Плотт и др. (2000), Глобальная история философии: осевой век, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120801585 , стр. 63, Цитата: «Буддийские школы отвергают любую концепцию Атмана. Как мы уже заметили, это основное и неистребимое различие между индуизмом и буддизмом».
  95. ^ [a] К.Н. Джаятиллеке (2010), Ранняя буддийская теория познания, ISBN   978-8120806191 , страницы 246–249, начиная с примечания 385;
    [b] Стивен Коллинз (1994), Религия и практический разум (редакторы: Фрэнк Рейнольдс, Дэвид Трейси), State Univ of New York Press, ISBN   978-0791422175 , стр. 64; «Центральное место в буддийской сотериологии занимает доктрина не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Короче говоря, это [буддийское] учение о том, что у людей нет души. , нет себя, нет неизменной сущности.";
    [c] Эдвард Роер (переводчик), «Введение Шанкары» , с. 2, в Google Книгах к Брихад Араньяка Упанишадам , страницы 2–4;
    [d] Кэти Джавоно (2013), Совместима ли буддийская доктрина отсутствия самости со стремлением к нирване? , Философия сейчас
  96. ^ Джон Келли (1997), в Бхартрихари: философ и грамматик (редакторы: Сароджа Бхате, Йоханнес Бронкхорст ), Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120811980 , страницы 179–188.
  97. ^ П. Билимория и Дж. Н. Моханти (2003), Релятивизм, страдание и за его пределами, Oxford University Press, ISBN   978-0195662078 , главы 3 и 20.
  98. ^ Дэвид Бертон (1999) <Оценка пустоты: критическое исследование философии Нагарджуны, Рутледж, ISBN   978-0700710669 , страницы 1–5, 127–138, 151–153, 160–166, 181–195.
  99. ^ CR Prasad (2002), Адвайта-эпистемология и метафизика, Routledge, ISBN   978-0700716043 , страницы 101–110, 129–136.
  100. ^ БНК Шарма (2008), История школы веданты Двайта и ее литературы, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120815759 , страницы 306–311.
  101. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хадзиме Накамура (1989), История ранней философии Веданты, Том 2, ISBN   978-8120806511 , страницы 313–321.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дж. Ганери (2001), Индийская логика: читатель, Routledge, ISBN   978-0700713066
  • Сью Гамильтон, Индийская философия: очень краткое введение (Oxford University Press, 2001) ISBN   0-19-285374-0
  • Б. К. Матилал , Эпистемология, логика и грамматика в индийском философском анализе (Oxford University Press, 2005) ISBN   0-19-566658-5
  • Дж. Н. Моханти, Классическая индийская философия (Rowman & Littlefield, 2000) ISBN   0-8476-8933-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7415194d799fefd7cc7ffed38fd3a55__1707879600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/55/a7415194d799fefd7cc7ffed38fd3a55.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nyāya Sūtras - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)