Дебаты в древней Индии
В течение значительного периода времени в древней Индии существовала очень живая и широко распространенная традиция формальных дебатов . Эти дебаты проводились, иногда при королевском патронаже , для рассмотрения различных религиозных, философских , моральных и доктринальных вопросов. [1] Свод знаний о проведении успешных дебатов назывался вадавидья , и было выпущено несколько руководств, посвященных этой дисциплине. Именно из этих дебатов возникла и развилась индийская традиция логики и смежных исследований. Древность этой традиции можно проследить даже до добуддийского периода. Например, Брхадараньяка Упсанишад в добуддийском тексте « » есть упоминания о царе Джанаке , который не только организовывал и покровительствовал дебатам между мудрецами и священниками, но и участвовал в таких дебатах. [2] Женщины также принимали участие в этих дебатах. Гарги была женщиной-ученым, участвовавшей в дебатах при короля Джанаки дворе .
Хотя дебаты были популярны во времена Упанишад , в тот период не существовало теории дебатов. Такая теория развивалась вместе с распространением учений Будды , Махавиры и других аскетов или религиозных реформаторов. К третьему и второму векам до нашей эры монахи и священники должны были пройти обучение искусству ведения успешных дебатов. Несколько руководств по дебатам были написаны в различных сектантских школах. Но все эти ранние руководства, написанные на санскрите, были утеряны. Однако о характере этих руководств можно судить по буддийским китайским источникам, а также по палийским источникам, таким как «Катаваттху» . [3]
Теория дебатов в Чарака Самхите
[ редактировать ]Самыми ранними доступными трактатами на санскрите, в которых систематически исследуются принципы дебатов, являются, как ни странно, два текста по Аюрведе , а именно Чарака Самхита и Сушрута Самхита . [4] [5]
Это два основополагающих индуистских текста в этой области, сохранившихся со времен древней Индии. Чарака Самхита — объемный труд, содержащий 120 глав, разделенных на восемь частей. В третьей части, называемой «Виманастхана» , наряду с другими темами, такими как подготовка врача, этика медицинской практики, патология , диета и питание, вкус лекарств и т. д., также обсуждаются принципы дискуссии. Соответствующие учения рассматриваются в Чарака-самхите по трем разделам, а именно: 1) Карьябхиниривритти , совокупность ресурсов для выполнения действия, (2) Парикша , стандарт исследования, и (3) Самбхаша-видхи , или вада- видхи , метод дебатов. Затем следует подробное обсуждение этих трех тем. Например, идет обсуждение различных ресурсов, которые необходимо изучить для выполнения действия. Эти ресурсы включают Карану (актера или агента, совершающего действие), Карью (действие), Карья-пхала (эффект), Деша (место действия), Кала (время действия), Правритти (деятельность или усилие, прилагаемое для достижения действия) и т. д. Вторая глава, Парикша , касается стандарта исследования. Этими стандартами являются аптопадеша (достоверное утверждение), пратьякша (восприятие), анумана (вывод), юкти (рассуждение). Обсуждение третьего раздела гораздо более подробное. [4]
Исследование вада-видхи начинается с разделения дебатов на два класса, а именно: анулома самбхаша (мирные дебаты) и вигрихья самбхаша (враждебные дебаты). Затем респонденты классифицируются на высших, равных и низших. Кроме того, собрание, наблюдающее за дебатами, классифицируется как образованное и невежественное. Каждый из них далее классифицируется как дружественный, безразличный или враждебный. Есть предложения относительно того, как вести дебаты, в зависимости от характера респондентов и собрания. Далее в трактате приводится список из 44 пунктов, тщательное знание которых необходимо для успешного проведения дебатов. [4]
Теория дебатов в Ньяясутрах
[ редактировать ]Ньяясутры Чарака содержат более систематическую и улучшенную версию теории дебатов, чем та, что представлена в Самхите . Термин катха (означающий речь или дискурс) является предпочтительным термином для обозначения философских дебатов в литературе ньяя . В Ньяясутрах упоминаются три вида дебатов, а именно: вада , джалпа и витанда . Первая разновидность - между сторонником и его учителем или кем-то с аналогичным статусом. Два других находятся между теми, кто хочет победы. Цель первого — установление истины или принятого учения, цели двух других — победа. Первый соответствует дружественным или близким дебатам Чараки, а два других - его враждебным дебатам. [6]
Вада, честный спор
[ редактировать ]Вада, хорошие или честные дебаты, характеризуются следующими характеристиками:
- Установление (тезиса) и опровержение (контртезиса) должно основываться на адекватных доказательствах или средствах познания (прамана), а также на (правильных) гипотетических или косвенных рассуждениях (тарка).
- Заключение не должно влечь за собой противоречия с каким-либо принципом или общепринятой доктриной (сиддхантой).
- Каждая сторона должна явно использовать хорошо известные пять шагов демонстрации аргумента.
- Они должны четко распознавать тезис, который необходимо защитить, и контртезис, который необходимо опровергнуть.
Джалпа, плохие дебаты
[ редактировать ]Джалпа определяется в Ньяясутре как дискуссия, в которой среди заявленных характеристик первого типа дискуссии применимы только те характеристики, которые кажутся подходящими. Кроме того, спорщик может использовать для утверждения своей позиции и для опровержения тезиса оппонента такие средства, как придирки , неправомерные реплики и любые доводы. Перечислены три вида придирок, двадцать четыре вида незаконных возражений и двадцать два вида доводов.
Витанда, спорные дебаты
[ редактировать ]Третий спор, упомянутый в Ньяясутре, называется витанда, что иногда переводят как спор . Это определяется как дискуссия, в которой не выдвигается контртезис. Иными словами, спорщик здесь пытается обеспечить победу, просто опровергая тезис, выдвинутый другой стороной. Иногда их называют разновидностью плохих дебатов, поскольку единственной целью является победа, как и во втором типе, и допускается использование таких уловок, как придирки и незаконные возражения.
Дебаты в тибетском буддизме
[ редактировать ]Традиции дебатов древней Индии до сих пор практикуются тибетскими буддистами . [7] Монахи спорят друг с другом, чтобы обострить ум и победить заблуждения. Они могут провести годы в университете, изучая дебаты в рамках своего образования и учась быть точными и логичными в своих аргументах. [8]
Дебаты между монахами энергичны и показательны, с формализованными ролями и выражениями. [9] Защитник сидит и дает шаблонные ответы, в то время как претендент стоит и задает вопросы, которые в конце перемежаются хлопком в ладоши. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бимал Кришна Матилал; Джонатан Ганери; Хираман Тивари (1998). Характер логики в Индии (PDF) . СУНИ Пресс. п. 2. ISBN 9780791437407 . Проверено 27 ноября 2016 г.
- ^ Бимал Кришна Матилал; Джонатан Ганери; Хираман Тивари (1998). Характер логики в Индии . СУНИ Пресс. п. 31. ISBN 9780791437407 .
- ^ Бимал Кришна Матилал; Джонатан Ганери; Хираман Тивари (1998). Характер логики в Индии . СУНИ Пресс. п. 32. ISBN 9780791437407 .
- ^ Jump up to: а б с Сатис Чандра Видьябхушана (1920). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Дели: Мотилал Банарсидас. стр. 25–35. ISBN 9788120805651 .
- ^ Карин Прейзенданц (2009). «Логика, дебаты и эпистемология в древнеиндийской медицинской науке» (PDF) . Индийский журнал истории науки . 44 (2): 261–312 . Проверено 27 ноября 2016 г.
- ^ Бимал Кришна Матилал; Джонатан Ганери; Хираман Тивари (1998). Характер логики в Индии . СУНИ Пресс. стр. 100-1 31–59. ISBN 9780791437407 .
- ^ Пердью, Дэвид. «Тибетско-буддийские дебаты» . Азиатское общество . Проверено 7 февраля 2021 г.
Тибетские формы аргументации были заимствованы с небольшими изменениями из индийских логических форм.
- ^ Jump up to: а б Пердью, Дэвид. «Тибетско-буддийские дебаты» . Азиатское общество . Проверено 7 февраля 2021 г.
- ^ Ванкхан, Ригнам (19 сентября 2019 г.). «Дискуссия буддийских мастеров» . Трицикл.org . Трицикл . Проверено 7 февраля 2021 г.
Руки подняты, голоса повышены, хлопают в ладоши, сложены четки, толпы наблюдают.