Чонмаге

Чонмагэ , ( 丁髷 ) — это тип традиционной японской стрижки которую носят мужчины. Чаще всего его связывают с периодом Эдо (1603–1868) и самураями , а в последнее время и с сумо борцами . Первоначально это был метод использования волос для удержания самурайского шлема кабуто на голове в бою, и он стал символом статуса в японском обществе.
периода Эдо В традиционном чонмаге макушка бреется. Оставшиеся волосы были смазаны маслом и воском, а затем завязаны в небольшой хвост, сложенный на макушке в характерный пучок.
История
[ редактировать ]
Истоки чоммаге можно проследить до периода Хэйан . В этот период аристократы носили специальные шапкообразные короны как часть своей официальной одежды. Чтобы закрепить корону на месте, волосы завязывали на затылке. [ нужна ссылка ]
Между 1580-ми годами (к концу периода Воюющих царств , 1467–1615) и 1630-ми годами (начало периода Эдо , 1603–1867) японское культурное отношение к мужским волосам изменилось; если в предшествующую милитаристскую эпоху густые волосы и борода ценились как признак мужественности, то в наступивший мирный период ситуация постепенно изменилась, пока борода и небритая макушка не стали рассматриваться как варварство и сопротивление миру. Это стало результатом двухвековой гражданской войны. [1] : 217 Это изменение также было осуществлено во время японского вторжения в Чосон (1592–1598), когда некоторые японские командиры заставляли подчиненных корейцев побрить головы до этой прически, как метод преобразования их идентичности в японскую. [1] : 222
Бритая макушка ( сакаяки ) стала обязательной для классов самураев в начале периода Эдо, а к 1660-м годам всем мужчинам, как простым людям, так и самураям, было запрещено носить бороды, при этом сакаяки считались обязательными. Стиль чонмаге ( «пучок волос») зависел от социального статуса владельца, причем стиль самурая был более выраженным, чем у ремесленников или торговцев . [2] Ронинам , самураям, не служившим лорду, не требовалось брить головы. Это стало простым способом идентифицировать таких мужчин. [1] : 211
Во время Реставрации Мэйдзи практика классов самураев, считавшаяся феодальной и непригодной для современного времени после окончания сакоку в 1853 году, привела к появлению ряда указов, направленных на «модернизацию» внешнего вида японских мужчин высшего сословия. [2] Согласно указу Дампацурей 1871 года, изданному императором Мэйдзи в начале эпохи Мэйдзи , мужчины самураев были вынуждены коротко стричься. [3] [4] фактически отказавшись от чонмаге . [5] : 149
Сумо
[ редактировать ]
В современной Японии единственными носителями чонмаге являются борцы сумо и актеры кабуки . [6] Учитывая уникальность стиля в наше время, Японская ассоциация сумо нанимает специалистов-парикмахеров, называемых токояма, для стрижки и подготовки волос борцов сумо.
Стиль сумо чонмаге немного отличается тем, что макушка больше не бреется. Однако волосы в этой области можно проредить или выбрить на макушке, что называется накадзори , чтобы пучок лежал более аккуратно. [7] Это делается примерно раз в три месяца. [7]
Все профессиональные борцы сумо носят чонмаге , как только их волосы становятся достаточно длинными. Борцы сумо со статусом сэкитори обязаны в определенных случаях, например, во время хонбасё , носить волосы в более сложной форме пучка, называемого ойчо , где конец пучка растягивается, образуя полукруг, напоминающий гинкго. лист . [8] [9]
Чонмаге имеет такое символическое значение в сумо, что его отрезание является центральным элементом церемонии выхода борца на пенсию. Высокопоставленным лицам и другим важным людям в жизни борца предлагается сделать один снимок, а последний сделает его тренер. Для большинства борцов, которые никогда не достигали ранга сэкитори , церемония выхода на пенсию будет единственным разом, когда он будет носить более сложный Оичомагэ . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Список причесок
- Цзи или тодзи , традиционный китайский пучок волос.
- Oseledets
- Очередь , китайская прическа времен династии Цин, также подразумевающая выбритую макушку.
- сикх
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Тоби, Рон П. (2019). Взаимодействие с другими: «Япония» и ее альтер-эго, 1550–1850 гг . Библиотека японоведов Брилла. БРИЛЛ. ISBN 978-9004393516 .
- ^ Перейти обратно: а б Номикос Вапорис, Константин (2019). Самураи: Энциклопедия культурных воинов Японии . США: Издательство Bloomsbury. стр. 124–127. ISBN 9781440842719 .
- ^ Эриксон, Джоан Э.; Мэтсон, Джим (2004). «Уроки последнего самурая» (PDF) . Образование об Азии . 9 (2): 13–30.
- ^ Мейдмент, Ричард А.; Голдблатт, Дэвид С.; Митчелл, Джереми (1998). Управление в Азиатско-Тихоокеанском регионе . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-17276-9 .
- ^ Скотт Пейт, Алан (9 мая 2017 г.). Канбан: традиционные вывески магазинов Японии . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691176475 .
В 1871 году указ Дампацурей обязал всех самураев отрезать пучки волос — традиционный источник идентичности и гордости.
- ^ «Немногие хорошие люди, которые поддерживают пучок сумо, вымирающий вид» . Асахи Симбун . 18.11.2020 . Проверено 9 апреля 2023 г.
Из-за снижения заказов на самурайские фильмы и телевизионные драмы, мотоюи теперь покупают только борцы сумо и актеры кабуки.
- ^ Перейти обратно: а б НАСТОЯЩИЙ СЕКРЕТ ПУЧКА РИКИСИ (веб-видео). Сумо Прайм Тайм . 07.04.2023 . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Ганнинг, Джон (14 сентября 2018 г.). «Сумо 101: Пучок волос» . Джапан Таймс . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Парикмахер японской элиты борьбы сумо (веб-видео). Большая Большая История. 07.11.2019 . Проверено 9 апреля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чой, На-Ён (2006). «Символика причесок в Корее и Японии». Азиатское фольклористика . 65 (1): 69–86. JSTOR 30030374 .
- Магео, Жаннетт (сентябрь 1999 г.). «Волосы: их сила и значение в азиатских культурах: Волосы: их сила и значение в азиатских культурах». Американский антрополог . 101 (3): 676–677. дои : 10.1525/aa.1999.101.3.676 . S2CID 161624655 .
- Джо, Ки-Ю; Юнг, Ён (2001). «Исследование изменений мужских причесок Японии – от древних к современным». Журнал исследований моды и текстиля (на корейском языке). 3 (4): 337–343.
- Ито, Сэй (1961). «Любимый пучок». Японский ежеквартальный журнал . 8 : 473.
- О'Брайен, Сюзанна Г. (10 ноября 2008 г.). «Волосы: история и политика повседневной жизни в Японии девятнадцатого века». Журнал азиатских исследований . 67 (4): 1309. doi : 10.1017/S0021911808001794 . S2CID 145239880 .
- Чжо, Ли (2015). «Метаморфозы образа косички в современном японском и китайском языках» . Нанкайский журнал . 1 : 8. Архивировано из оригинала 07 марта 2023 г. Проверено 2 декабря 2019 г.
- Пфлугфельдер, Грегори М. (3 декабря 2012 г.). «Национальное государство, возрастно-гендерная система и восстановление эротического желания в Японии девятнадцатого века» . Журнал азиатских исследований . 71 (4): 963–974. дои : 10.1017/S0021911812001222 .
- Стилфрид Р. «Парикмахерское дело» . База данных метаданных старых японских фотографий периода Бакумацу-Мэйдзи .