Jump to content

Сотериология

(Перенаправлено с Сотериологического )

Сотериология ( / s ˌ t ɪr i ˈ ɒ l ə i / ; греческий : σωτηρία sōtēria « спасение » от σωτήρ sōtēr «спаситель, хранитель» и λόγος logos «изучение» или «слово» [1] ) – это изучение доктрин спасения религиозных . Теория спасения занимает особое место во многих религиях. [2] В академической области религиоведения сотериология понимается учеными как представляющая ключевую тему ряда различных религий и часто изучается в сравнительном контексте; то есть сравнение различных представлений о том, что такое спасение и как оно достигается.

Буддизм посвящен прежде всего освобождению от духкхи или страдания путем освобождения от сансары , цикла принудительного перерождения, путем достижения нирваны . Буддизм подчеркивает важность практики медитации человека в этом процессе и его последующего освобождения от сансары , в которой предстоит просветление .

Таким образом, фундаментальная причина того, что точная идентификация этих двух видов цепляния за идентичность – личного и феноменального – считается столь важной, опять-таки сотериологична. Сначала раскрыв свое цепляние, а затем работая над ним, мы обретаем способность наконец отпустить эту единственную причину всех наших несчастий и страданий. [3]

Однако Чистой Земли традиции буддизма Махаяны обычно сосредоточены на спасительной природе Небесного Будды Амитабхи . [4] В буддийской эсхатологии Махаяны считается, что в настоящее время мы живем в Последний День Закона , период в 10 000 лет, когда развращенная природа людей означает, что к учениям Будды не прислушиваются. [ нужна ссылка ] До этой эпохи бодхисаттва Амитабха дал 48 обетов, включая обет принять всех разумных существ, которые взывали к нему, позволить им найти прибежище в его Чистой земле и научить их чистой дхарме . Поэтому считается неэффективным доверять личным медитативным и даже монашеским практикам, а доверять только изначальному обету Амитабхи. [5]

христианство

[ редактировать ]
Икона « Лествицы Божественного восхождения» (шаги к обожению , описанные Иоанном Лествичником ), изображающая монахов, поднимающихся (и падающих) по лестнице к Иисусу.

В христианстве спасение, также называемое «освобождением» или « искуплением », — это спасение людей от греха и его последствий. [6] [7] Различные взгляды на спасение являются одними из основных линий, разделяющих различные христианские конфессии , являясь предметом разногласий между восточным православием , римским католицизмом и протестантизмом , а также внутри протестантизма, особенно в кальвинистско-арминианских дебатах . Эти строки включают в себя противоречивые определения порочности , предопределения , искупления и, что особенно важно, оправдания . Христианская сотериология варьируется от исключительного спасения [8] : стр.123 концепции всеобщего примирения . [9]

Христология играет ключевую роль в дебатах о сотериологии. В католической традиции Церковь претендует на сотериологический авторитет. Мартин Лютер отверг сотериологический авторитет церкви . На этом фоне роль божественности Христа занимает настолько центральное место в богословии Серена Кьеркегора , что обеспечивает основу для утверждения о спасительной силе Христа, и поэтому в этом образе мышления христология предшествует сотериологии. В спорах о древних авторитетах божественность Христа и власть над спасением связаны между собой богословскими понятиями. [10] [11]

Эпикурейская философия

[ редактировать ]

Спустя более века после основания Сада, школы, в которой Эпикур преподавал философию, некоторые люди в римском мире называли Эпикура своим Спасителем. Самой выдающейся душой, спасенной Эпикуром, была римская императрица Помпея Плотина . [ нужна ссылка ] Лукреций , автор De Rerum Natura , также изображает спасительную силу философии и своего учёного Эпикура, используя литературные приёмы, такие как «притча о разбитом кувшине» (где учёному приписывают помощь смертным в получении удовольствия), поэзию, и образы. [ нужна ссылка ]

Спасение Эпикура не имеет никакого потустороннего подтекста. Судя по его «Основным учениям» и «Письму к Менекею» , он избавляет своих учеников от сверхъестественных страхов и чрезмерных желаний неестественного и дает своим ученикам ясные этические ориентиры, ведущие к счастью. Лукреций говорит, что Эпикур установил границы пределов природы. Его последователи во времена Римской империи превратили Эпикура в культурного героя и почитали его как основателя своей школы и как первого, кто разработал полностью натуралистическую космологию, освободившую смертных от всех основанных на страхе суеверий. [ нужна ссылка ]

Сотериология обсуждается в индуизме через принцип мокши , также называемый нирваной или кайвальей . «В Индии, — писал Мирча Элиаде , — метафизическое знание всегда имеет сотериологическую цель». Мокша означает свободу от сансары , цикла смерти и перерождения. Существуют различные принципы и практики, которые могут привести к состоянию мокши, включая Веды и Тантры, которые являются основными писаниями для руководства, а также многие другие, такие как Упанишады , Пураны и другие. [ нужна ссылка ]

Мусульмане верят, что каждый несет ответственность за свои действия. Таким образом, хотя мусульмане верят, что Адам и Хава (Ева), родители человечества, совершили грех, вкусив от запретного дерева, и таким образом не повиновались Богу, они считают, что человечество не несет ответственности за такое действие. Они верят, что Бог ( Аллах ) справедлив и справедлив и у него следует просить прощения, чтобы не быть наказанным за невыполнение того, что просил от них Бог, и за то, что они слушали сатану. [12] Мусульмане верят, что они, как и все остальные, подвержены ошибкам и поэтому им необходимо постоянно и постоянно искать покаяния.

Мухаммад сказал: «Клянусь Аллахом, я ищу прощения у Аллаха и обращаюсь к Нему с покаянием более семидесяти раз в день». (Передал аль-Бухари, № 6307) Бог хочет, чтобы его рабы покаялись и прощали их, он радуется этому, как сказал Мухаммад: «Когда человек раскаивается, Аллах радуется больше, чем тот из вас, кто нашел своего верблюда после того, как потерял это в пустыне». (Согласовано. Передал аль-Бухари, № 6309) Исламская традиция обычно считает, что войти в Джанна (Рай) относительно легко. В Коране Бог говорит: «Если вы избежите великих грехов, которые вам были запрещены, Мы уничтожим ваши мелкие проступки и пропустим вас через вход чести [Рай]». [13]

Однако, по прямому следствию этих принципов и убеждений, природа человека духовно и морально испорчена и поэтому нуждается в спасении от самого себя. Обретение признательности, прощения и радости в Аллахе — единственная (или лучшая) практика, которая поможет спастись от этой ужасной судьбы коррупции и бессмысленности. ат-Тахрим 66:8

Джайнизм

[ редактировать ]
Иллюстрация Гунастанов

В джайнизме сотериологической концепцией является мокша , конечная гунастхана . Джайнская теория объясняет мокшу иначе, чем аналогичный термин, встречающийся в индуизме. [14] Мокша – блаженное состояние существования души, полностью свободной от кармического рабства, свободной от сансары , цикла рождений и смертей. Это высшее состояние существования души, даже выше, чем у богов, живущих на небесах. В состоянии мокши душа наслаждается бесконечным блаженством, бесконечным знанием и бесконечным восприятием. Это состояние достигается через реализацию себя и достижение состояния полного отсутствия желаний и непривязанности.

В современном иудаизме искупление ( еврейское геула ) – это Божье собирание народа Израиля из различных изгнаний. [15] Это включает в себя окончательное искупление из нынешнего изгнания . [16] Иудаизм не постулирует необходимость личного спасения, аналогично христианству; Евреи не верят в первородный грех . [17] Вместо этого иудаизм придает большее значение индивидуальной морали, определенной в Законе и воплощенной в Торе — учении, данном Моисею Богом на горе Синай и иногда подразумеваемом как обобщенное в Декалоге ( библейский иврит עֲשֶׂרֶת הַדְּבָרִים, ʿĂsereṯ haDəḇārīm , букв. «Десять слов»). Таннаитский . мудрец Гилель Старший учил, что Закон можно свести к единой максиме, широко известной как Золотое правило : «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему» [18]

В иудаизме спасение тесно связано с идеей искупления , или спасения от состояний и обстоятельств, разрушающих ценность человеческого существования. Бог, как творец вселенной, является источником всякого спасения человечества (при условии, что человек почитает Бога, соблюдая Его заповеди). Итак, искупление и/или спасение зависит от человека. Более того, иудаизм подчеркивает, что спасение нельзя получить через кого-либо еще, взывая к божеству или веря в какую-либо внешнюю силу или влияние. [18]

Некоторые отрывки еврейских религиозных текстов утверждают, что загробная жизнь не существует ни для добра, ни для зла. Например, автор Книги Экклезиаста сообщает читателю: «Мертвые ничего не знают. Им нет награды, и даже память о них теряется». [19] На протяжении многих столетий раввины и еврейские миряне часто спорили с такими отрывками.

Тайные религии

[ редактировать ]

В мистериальных религиях спасение было не столько мирским и коллективным, сколько мистической верой, связанной с продолжением выживания отдельной души после смерти. [20] Некоторые боги-спасители, связанные с этой темой, являются богами умирания и восстания , часто связанными с сезонным циклом, например Осирис , Таммус , Адонис и Дионис . Комплекс сотериологических представлений был также особенностью культа Кибелы и Аттиса . [21]

На сходство тем и архетипов религий античности и позднего христианства указывалось многими авторами, в том числе отцами раннехристианской церкви. Один просмотр [ нужна ссылка ] заключается в том, что раннее христианство заимствовало эти мифы и мотивы из современных эллинистических мистических религий, которые обладали такими идеями, как божества жизни-смерти-возрождения и сексуальные отношения между богами и людьми. Хотя теория мифа о Христе не принимается основными историками, ее сторонники пытаются установить причинно-следственные связи с культами Митры , Диониса и Осириса, среди других. [22] [23]

Сикхизм выступает за стремление к спасению посредством дисциплинированной личной медитации на Наам Джапо (имя) и послании Бога, призванной привести человека в союз с Богом. Но душевное состояние человека должно быть отстранено от этого мира, с пониманием того, что этот мир — временное жилище и его душа должна оставаться нетронутой болью, наслаждением, жадностью, эмоциональной привязанностью, похвалой, клеветой и, прежде всего, эгоистической гордость. Таким образом, их мысли и дела становятся нормальными или чистыми, и они сливаются с Богом или достигают единения с Богом, подобно тому, как капля воды, падающая с небес, сливается с океаном. [24] [25]

Стать просветленным человеком – это то, что во многих даосских верованиях считается спасением.

Некоторых даосских бессмертных считали умершими людьми, души которых достигли высшей физической формы. [26] Просвещенных людей иногда называли чжэнжэнь , и их считали живым воплощением сверхъестественных качеств веры. [27] [23]

Другие религии

[ редактировать ]

Синто и Тенрикё также подчеркивают важность стремления к хорошей жизни путем развития добродетели или добродетельного поведения. [ нужна ссылка ]

В эпоху [ временные рамки? ] которые по-прежнему считали спасение прежде всего коллективным , основанным на религии семьи, клана или государства, а не возникающей областью индивидуальности. [ нужны разъяснения ] (популяризированный буддизмом и мистериальными религиями, такими как митраизм ) и эллинистические культы правителей, существовавшие примерно с 300 г. до н.э., иногда способствовали почитанию царя как спасителя своего народа. Яркими примерами были Птолемей I Сотер из Египта и Селевкиды Антиох I Сотер и Деметрий I Сотер . В египетском контексте обожествление правителя строилось на традиционных религиозных идеях фараонов . [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «сотериология» , определение из онлайн-словаря Мерриам-Вебстера , в котором в качестве основы ошибочно используется именительный падеж среднего рода соответствующего прилагательного σωτήριον.
  2. ^ Стетлер, Эмили (2014), «Сотериология» , Лиминг, Дэвид А. (редактор), Энциклопедия психологии и религии , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 1688–1689, doi : 10.1007/978-1-4614 -6086-2_654 , ISBN  978-1-4614-6085-5 , получено 11 января 2023 г.
  3. ^ Бруннхёльцль, Карл (2004). Центр освещенного солнцем неба: Мадхьямака в традиции Кагью . Института Нитарты Серия . Снежный лев. п. 131. ИСБН  978-1559392181 .
  4. ^ Олсон, Карл (2005). Различные пути буддизма: повествовательно-историческое введение . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. п. 185 . ISBN  0813535611 . Проверено 9 июня 2016 г.
  5. ^ Синран, «Гимны об оскорблении сомнения в изначальном обете» .
  6. ^ «Спасение души; избавление от греха и его последствий» OED 2-е изд. 1989.
  7. ^ Уилфред Грейвс-младший, В поисках целостности: переживание Божьего спасения для всего человека (Шиппенсбург, Пенсильвания: Destiny Image, 2011), 9, 22, 74-5.
  8. ^ Ньюман, Джей. Основы религиозной толерантности. Университет Торонто Пресс, 1982. ISBN   0-8020-5591-5
  9. ^ Парри, Робин А. Всеобщее спасение? Текущие дебаты. Вм. Издательство Б. Эрдманс, 2004. ISBN   0-8028-2764-0
  10. ^ Оксфордский справочник по философии процессов и организационным исследованиям. (2014). Великобритания: ОУП Оксфорд.
  11. ^ Гувенс, DJ (1996). Кьеркегор как религиозный мыслитель. Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета.
  12. ^ В главе Аз-Зумар (Группы), в стихе 7 Корана: «Ни один носитель бремени не должен нести бремя другого» [39:7]. Таким образом, покаяние в Исламе означает прощение плохих решений, принятых рукой. В исламе, чтобы покаяться, человек должен признаться Аллаху в своем непослушании, почувствовать сожаление о своем поведении, быть готовым больше не делать того же и, наконец, попросить покаяния через молитву. Ему/ей не нужно идти поговорить с кем-то, чтобы заслужить покаяние, просто во время молитвы он/она обращается к своему Богу, Аллаху (молится), прося Его прощения. Аллах сказал в Коране: «О вы, кто верует! Обратитесь к Аллаху с искренним раскаянием! Возможно, ваш Господь искупит ваши проступки и введет вас в Сады, под которыми текут реки (Рай)». ат-Тахрим 66:8 Мусульмане верят, что Бог милостив, и поэтому от верующих ожидается, что они будут постоянно искать прощения, чтобы их проступки могли быть прощены. «Скажи: О мои рабы, которые согрешили против самих себя (совершив злые дела)! Не отчаивайтесь в милости Аллаха, воистину, Аллах прощает всех. Воистину, Он Прощающий, Милосердный». аль-Зумар 39:53 , а также: «А тот, кто сам совершает зло или причиняет вред, но потом ищет прощения у Аллаха, тот найдет Аллаха Прощающего, Милосердного» ан-Ниса 4:110 .
  13. ^ Ан'Ниса 4:31
  14. ^ Кристофер Ки Чаппл (2006). Джайнизм и экология: ненасилие в паутине жизни . Мотилал Банарсидасс. стр. 90–92. ISBN  978-81-208-2045-6 .
  15. ^ «Реб в сети» . Колель: Центр либерального еврейского обучения для взрослых. Архивировано из оригинала 21 июля 2015 года . Проверено 1 ноября 2010 г.
  16. ^ Спасение, иудаизм. [1] По состоянию на 4 мая 2013 г.
  17. ^ «Как еврей достигает спасения?» [2] Доступ: 4 мая 2013 г.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Малекар, Иезекииль Исаак. «Говорящее дерево: концепция спасения в иудаизме». Таймс оф Индия. [3] Доступ: 4 мая 2013 г.
  19. ^ Экклезиаст 9:5
  20. ^ «Теологии имманентности/Сотериология» . pagantheologies.pbworks.com .
  21. ^ Джулия Сфамени Гаспарро. Сотериология и мистические аспекты в культе Кибелы и Аттиса .
  22. ^ «POCM Языческое происхождение мифа о Христе» . pocm.info .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Женжэнь» . Энциклопедия.com . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 г. Проверено 27 июня 2024 г.
  24. ^ Сингх, Джаградж (2009). Полное руководство по сикхизму . Книги Юнистар. п. 266. ИСБН  9788171427543 .
  25. ^ «Сагар Мах Бунд Океан в капле» . Сикхский научно-исследовательский институт . 20 февраля 2019 года . Проверено 16 декабря 2023 г.
  26. ^ «сиань» . Британская энциклопедия . Проверено 21 февраля 2023 г.
  27. ^ «женжэнь» . Британская энциклопедия . Проверено 23 апреля 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джон Макинтайр , Форма сотериологии: исследования доктрины смерти Христа , T&T Clark, 1992.
  • Кумар, Сантош (2019). Спасение: В свете Креста и Полумесяца . Идея Пресс. ISBN  9781647604974 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d68c7234a8add823333251c82da41f55__1719610920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/55/d68c7234a8add823333251c82da41f55.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soteriology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)