Кубок черепа

Чаша из черепа — это сосуд для питья или миска для еды, сделанный из перевернутой черепной кости человека , отрезанной от остальной части черепа . Использование человеческого черепа для питья в качестве чаши в ритуальном использовании или в качестве трофея сообщается в многочисленных источниках на протяжении всей истории и у различных народов, а среди западных культур чаще всего связано с исторически кочевым культурами Евразийской Степи .
Самая старая чаша из черепа с прямой датировкой. [1] в 14 700 кал BP (12 750 г. до н. э. ) происходит из пещеры Гофа , Сомерсет, Англия . Черепа, используемые в качестве контейнеров, можно отличить от обычных черепов по порезам, полученным в результате удаления плоти, и по ровной губе. [2]
Азия
[ редактировать ]
Самая старая запись в китайских анналах о традиции изготовления чаш из черепа датируется последними годами весеннего и осеннего периода , когда победители битвы при Цзиньяне в 453 году до нашей эры покрыли лаком череп своего врага в чашу для вина. [3] Позже в «Записках великого историка» зафиксирована эта практика среди древних хунну современной Монголии . Лаошан (или Цзичжу), сын вождя хунну Моду Чаньюя , убил царя юэчжи около 162 г. до н.э. и в соответствии с их традицией «сделал из его черепа чашу для питья». [4] Согласно биографии посланника Чжан Цяня в Ханьшу , [5] чаша для питья, сделанная из черепа царя Юэчжи, позже использовалась, когда хунну заключили договор с двумя ханьскими послами во время правления императора Юань Хань (49-33 гг. до н. э.). Чтобы скрепить соглашение, китайские послы вместе с вождями хунну выпили кровь из чаши из черепа.
В Индии и Тибете чаша из черепа известна как капала и используется в буддийских тантрических и индуистских тантрических ритуалах. Череп не принадлежит врагу, и действительно, личность первоначального владельца черепа не имеет значения. Индуистские божества, такие как Кали, иногда изображаются держащими капалу, полную человеческой крови. Многие резные и искусно установленные капалы сохранились, в основном в Тибете.
В 1510 году шах Исмаил I победил и убил в бою Мухаммада Шайбани , основателя империи Шейбанидов на территории современного Узбекистана . Шах приказал расчленить тело своего врага, и части были отправлены в различные районы империи для демонстрации, а его череп был покрыт золотом и превращен в украшенный драгоценными камнями кубок для питья.
В Японии существует анекдот о том, что Ода Нобунага , знаменитый феодал периода Сэнгоку , пил сакэ из черепов своих поверженных врагов -военачальников . [6] [7] Однако в последние годы утверждалось, что это может быть творение. [8] В высоконадежном историческом документе того времени Синчо Коки и вторичном источнике Азаи Сандай Ки черепа Асакура Ёсикаге , Азаи Хисамаса и Нагамаса , которые были превращены в хакудами говорится, что Нобунага представил своим ближайшим вассалам (покрытые лаком и расписанные золотой глиной). и заставил их подавать сакэ на пиру в лунный Новый 1574 год. Однако здесь не говорится, что он пил сакэ, используя черепа в качестве сакадзуки . [8] [9] Неизвестно, каковы были намерения Нобунаги обнаружить черепа, поскольку не сохранилось никаких впечатлений тех, кто их видел. Некоторые говорят, что это произошло просто потому, что он был жестоким, другие полагают, что это было из уважения к его врагам, а не из осквернения мертвых. [8]
Европа
[ редактировать ]Люди мадленской культуры верхнего палеолита Европы, жившие примерно 23 000–13 500 лет назад, производили чашки из черепа, что связано с каннибалистическими практиками. [10]


Согласно Геродота » « Истории и Страбона » «Географии , скифы убивали своих врагов и превращали их черепа в чаши для питья.
Эдуард Шаванн цитирует Ливия, чтобы проиллюстрировать церемониальное использование чаш из черепа бойями , кельтским племенем в Европе, в 216 году до нашей эры. [11]
Согласно « Павла Диакона , Истории Лангобардорума» когда лангобардский король Альбоин победил гепидов , наследственных врагов своего народа, в 567 году нашей эры, он затем убил их нового короля Кунимунда , вылепил из его черепа чашу для питья и забрал его дочь Розамунда в качестве жены. [12]
, что хан Крум из Первого Болгарского царства и другие говорили Феофан Исповедник , Иоанн Зонара , «Хроника Манассии» сделал украшенную драгоценностями чашу из черепа византийского императора Никифора I (811 г. н.э.) после убийства его в битве при Плиска .
Киевской Руси» В «Первой летописи что череп Святослава I киевского сообщается , был превращен в чашу печенежским ханом Курей в 972 году нашей эры. Вероятно, он имел в виду это как комплимент Святославу; источники сообщают, что Курья и его жена пили из черепа и молились о сыне, столь же храбром, как и погибший русский военачальник.
По словам Георгия Акрополитеса, череп Болдуина I Константинопольского царем был превращен в чашу для питья болгарским Калояном (ок. 1205 г.).
По легенде, после того как пират Черная Борода был убит и обезглавлен в 1718 году, из его черепа сделали чашу для питья.
В Британии XIX века поэт лорд Байрон использовал череп, который его садовник нашел в аббатстве Ньюстед, в качестве сосуда для питья. По словам лорда Байрона,
Садовник при раскопках нашел череп, который, вероятно, принадлежал какому-нибудь веселому монаху или монаху аббатства, примерно в то время, когда его демонстрировали . Увидев, что он гигантских размеров и находится в идеальной сохранности, у меня возникла странная мысль, что он будет установлен и установлен как чашка для питья. Поэтому я отправил его в город, и он вернулся с очень блестящим блеском и крапчатым цветом, напоминающим черепаховый панцирь.
Байрон даже написал мрачно-остроумное застольное стихотворение, словно написанное на нем: «Строки, начертанные на чашке, сделанной из черепа». [13] Кубок, наполненный кларетом , раздавался «подражая древним готам » среди Ордена Черепа, основанного Байроном в Ньюстеде, «хотя в его адрес было вырезано много мрачных шуток», вспоминал Байрон Томасу Медвину. . [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Белло, Сильвия М.; Саймон А. Парфитт; Крис Б. Стрингер (февраль 2011 г.). Петралья, Майкл (ред.). «Самые ранние прямо датированные чашки из человеческих черепов» . ПЛОС ОДИН . 6 (2). Публичная научная библиотека: e17026. Бибкод : 2011PLoSO...617026B . дои : 10.1371/journal.pone.0017026 . ПМК 3040189 . ПМИД 21359211 .
- ^ Черепа, найденные в ущелье Чеддер, «использовались как чашки» (веб-видео). Би-би-си. 16 февраля 2011 г.
- ^ Сыма Цянь, том 86 : Чжао Сянцзы больше всего возмущался дядей Чжи и нарисовал его голову как сосуд для питья.
- ^ Шиджи 123.
- ^ Хань Шу , 94Б, с. 3а; Ю Инши, Торговля и расширение в ханьском Китае , 1967:218.
- ^ Уэстон, Марк. Гиганты Японии: жизнь величайших мужчин и женщин Японии . Нью-Йорк: Коданша Интернэшнл. п. 143.
- ^ «Замок Одани — загадочное место разрушения Асаи» (на японском языке, Токио, 14 июля 2009 г.). Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Ватанабэ, Даймон (26 мая 2023 г.). « Каков истинный смысл лакировки Одой Нобунаги черепов Асакура Ёсикаге, Асаи Хисамасы и Нагамасы?]. Yahoo! News (на японском языке). Yahoo! Japan . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Кувата, Тадачика (1997). Нобунага Коки [ Синтё коки (Хроника Нобунаги) ). ] (на японском языке: Синджинбуцу 4-404-02493-2 .
- ^ Марш, Уильям А; Белло, Сильвия (ноябрь 2023 г.). «Каннибализм и захоронения в позднем верхнем палеолите: сочетание археологических и генетических данных» . Четвертичные научные обзоры . 319 : 108309. Бибкод : 2023QSRv..31908309M . doi : 10.1016/j.quascirev.2023.108309 .
- ^ Шаванн, Эдуард. Исторические мемуары . Полет. 5.стр. 185–186.
- ^ Павел Диакон (1907). « История лангобардов » . переводчик: Уильям Дадли Фоулк . Филадельфия : Издательство Пенсильванского университета.
- ^ Ньюстед, 1808 г.
- ^ Томас, Медвин (1824 г.). Беседы лорда Байрона: записано во время резиденции у его светлости . п. 70ф.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бальфур, Генри (1897). «История жизни агхори-факира; с демонстрацией человеческого черепа, использованного им в качестве сосуда для питья, и заметками о аналогичном использовании черепов другими расами» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 26 (26). Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии, Vol. 26: 340–357. дои : 10.2307/2842008 . JSTOR 2842008 .