Битва при Цзиньяне
Битва при Цзиньяне | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть весенне-осеннего периода. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Дом Чжи Дом Вэй (до 453 г. до н.э.) Дом Хань (до 453 г. до н.э.) | Дом Чжао Дом Вэй (453 г. до н.э.) Дом Хань (453 г. до н.э.) | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Чжи Яо | Чжао Сянцзы |
Битва при Цзиньяне ( китайский : 晉陽之戰 ) произошла в современном Тайюане между элитными семьями государства Цзинь , домом Чжао и домом Чжи (智) в весенний и осенний период Китая. Другие дома Вэй и Хань сначала участвовали в битве в союзе с Чжи, но позже перешли на сторону Чжао, чтобы уничтожить дом Чжи. Это событие стало катализатором трехразделения Цзинь в 434 г. до н.э., образования трех государств Чжао, Вэй и Хань и начала периода Воюющих царств . Это первое сражение, описанное в династии Сун сборнике истории Цзыжи Тунцзянь .
Фон
[ редактировать ]К 490 г. до н.э., после разрушения домов Фань (范) и Чжунхан (中行), контроль над государством Цзинь, тогда крупнейшим государством в Китае, оспаривался четырьмя элитными семьями: Чжи, Вэй, Чжао и Хань. . Имея на своем счету многочисленные военные победы, Чжи Яо (или Чжи Бо Яо 智伯瑤) из дома Чжи оказывал наибольшее влияние при дворе Цзинь — все решения государства должны были проходить через него. Он также контролировал большую часть территории внутри государства. Правящий герцог Цзинь, герцог Ай , был бессилен его сдержать. [2] Итак, Чжи Яо в своей гордости стал требовать земли у трёх других домов. Дома Вэй и Хань неохотно подчинились, чтобы избежать гнева Чжи, но Чжао Сянцзы (趙襄子) отказался уступить Чжи территории Линь (藺) и Гаоланг (皋狼), оба в современном Лиши . [3] Чжи в отместку заключил тайный союз с домами Вэй и Хань, чтобы напасть на Чжао.
Чжао Сянцзы подозревал нападение со стороны Чжи, поскольку он слышал, что Чжи трижды отправлял послов к Ханю и Вэю, но ни разу к Чжао. Отвергнув предложения переехать в Чжанцзы или Ханьдань из-за беспокойства о тамошних людях, [4] Чжао Сянцзы спросил своего министра Чжан Мэнтаня (張孟談), где он мог подготовить свою защиту, и Чжан Мэнтан предложил Цзиньян, потому что Цзиньян управлялся хорошо на протяжении нескольких поколений. Чжао согласился и вызвал Яньлин Шэна (延陵生), чтобы тот возглавил армейские экипажи и кавалерию вперед в Цзиньян, а сам Чжао последовал за ним позже. Оказавшись в Цзиньяне, Чжао Сянцзы, следуя предложению Чжан Мэнтаня, отдал приказ пополнить зернохранилища и сокровищницы, отремонтировать стены, изготовить стрелы и переплавить медные столбы на металл. Благодаря прошлому управлению сокровищницы, зернохранилища и арсеналы были заполнены за три дня, а стены отремонтированы за пять. [5] Таким образом, весь Цзиньян был подготовлен к войне.
Боевой
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2016 г. ) |
Когда три армии Чжи, Вэя и Ханя достигли Цзиньяна в 455 г. до н.э., они осадили город, но в течение трех месяцев не могли его взять. Они разошлись веером и окружили город, а год спустя [6] перенаправил поток реки Фен, чтобы затопить город. Все здания высотой ниже трех этажей были затоплены, и жители Цзиньяна были вынуждены жить в гнездах над водой и подвешивать чайники к лесам, чтобы готовить.
К третьему году запасы Чжао закончились, начались болезни, и население было вынуждено поедать детей друг друга. [7] Хотя простые люди продолжали твердо защищаться, [8] Лояльность министров суда начала колебаться. [9] Чжао Сянцзы спросил Чжан Мэнтаня: «Наша провизия закончилась, наши силы и ресурсы истощены, чиновники голодают и болеют, и я боюсь, что мы не сможем больше продержаться. Я собираюсь сдать город, но кому из трех стоит ли мне сдаваться?" [10] Чжан Мэнтан, очень встревоженный, убедил Чжао не сдаваться, а вместо этого отправил его на переговоры с домами Вэя и Ханя.
Домам Вэй и Хань было обещано равное разделение территорий Чжао после победы в битве, однако лидеры Вэй и Хань были обеспокоены, поскольку они понимали, что они тоже будут завоеваны, если Чжао падет перед Чжи. Министр Чжи Яо, Си Ци (郤疵), предупредил Чжи, что два дома собираются восстать, поскольку «люди и лошади [Цзиньяна] пожирают друг друга, и город скоро падет, однако лорды Хань и Вэй не выказывает никаких признаков радости, а вместо этого беспокоится. Если это не признаки бунта, то что это такое?» [11] Чжи не обратил на Си Ци никакого внимания и вместо этого рассказал лордам Хань и Вэй о подозрениях Си. Си Цзиньпин, зная, что его предупреждение осталось без внимания, покинул поле боя, отправившись в государство Ци в качестве посланника.
Действительно, когда Чжан Мэнтан тайно встретился с Вэй Хуань-цзы и Хань Канцзы (韓康子), которые признались, что тайно планировали мятеж против Чжи. Все трое обсудили свои планы и договорились о дате их реализации. Чжан Мэнтан вернулся в Цзиньян, чтобы доложить Чжао Сянцзы, и Чжао в радости и опасении несколько раз поклонился Чжану в знак большого почтения.
Один из членов клана Чжи Яо, Чжи Го (智過), случайно заметил лидеров Вэй и Хань после тайной встречи и предупредил Чжи Яо о возможности восстания, судя по их отсутствию сдержанности, как раньше. Чжи снова решил довериться двум своим союзникам, сказав: «Поскольку я был так добр к ним, они наверняка не нападут и не обманут меня. Наши войска окружили Цзиньян в течение трех лет. Теперь, когда город готов к падению в любой момент, и мы собираемся насладиться добычей, какая у них причина передумать?» [12] Чжи рассказал Вэю и Ханю, что сказал Чжи Го, и они оба научились быть осторожными, когда на следующий день увидели Чжи Го. Чжи Го, видя перемену в их внешности, настоял на том, чтобы Чжи Яо казнили обоих. Чжи Яо не хотел об этом слышать, и Чжи Го предложил другой план, чтобы купить их дружбу: подкупить влиятельных министров Чжао Цзя (趙葭) из Вэй и Дуань Гуй (段規) из Хань с передачей земель Чжао. Чжи Яо отклонил это предложение, потому что земли Чжао уже собирались разделить на три части, и он не хотел получать менее одной трети возможной добычи. Поскольку Чжи Яо не слушал, Чжи Го оставил его и в качестве меры предосторожности сменил фамилию на Фу (輔).
Услышав это, Чжан Мэнтан призвал Чжао Сянцзы немедленно принять меры, чтобы Чжи Яо не передумал. [13] Затем Чжао отправил Чжан Мэнтаня в лагеря Вэй и Хань, предупредив их о времени последней атаки. В ночь на 8 мая 453 года до н.э. [1] Войска Чжао убили людей, охранявших плотины реки Фэнь, и позволили реке затопить армии Чжи. Когда армии Чжи погрузились в хаос, пытаясь остановить воду, армии Вэй и Хань атаковали Чжи с боков, и Чжао повел своих солдат в лобовую атаку. Вместе они нанесли тяжелое поражение армии Чжи Яо и взяли его в плен.
Чжао Сянцзы злился на Чжи Яо, потому что Чжи часто унижал его в прошлом, поэтому он казнил Чжи и превратил его череп в чашу для вина . [14] Никого в доме Чжи не пощадили, кроме семьи Чжи Го, которая уже сменила фамилии и сбежала. Территории Чжи были поровну распределены между тремя победителями.
Последствия
[ редактировать ]После ликвидации дома Чжи контроль над государством Цзинь перешел к оставшимся трем семьям, их власть не контролировалась никем в штате. В 434 г. до н.э., после смерти герцога Ая, три семьи аннексировали все земли Цзинь, оставив только столичные поместья Цзян и Цюво следующему герцогу Цзинь . В 403 г. до н. э. лорды Вэй, Чжао и Хань отправились к королю Чжоу Вэйли в Лояне и стали самостоятельными маркизами, основав три государства Чжао, Вэй и Хань, положив начало периоду Воюющих царств. по определению Сыма Гуана . Большинство историков, говоря об этих трех государствах, называют их «Три Цзинь» (三晉). Государство Цзинь продолжало существовать с крошечным участком территории до 376 г. до н.э., когда остальная территория была разделена Тремя Цзинь.
Мыслитель легалист - Хань Фейзи позднего периода Воюющих царств использовал эту битву как пример неудачи из-за жадности и извращенности, одного из «Десяти недостатков», которых не должно быть у правителя. [15] Он рассудил, что, поскольку Чжи Яо слишком любил прибыль, он открыл себя для разрушения государства и собственной кончины.
Государственный деятель династии Сун Сыма Гуан в своей книге «Цычжи Тунцзянь » приписывает неудачу Чжи Яо недостатку добродетели по сравнению с его талантами, что привело к катастрофе. [16]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сыма Цянь, том 43 : «В 1-й день восьмого месяца три государства ликвидировали дом Чжи и разделили его земли». 23-й день третьего месяца 453 г. до н. э. по китайскому календарю соответствует 8 мая по григорианскому календарю. календарь .
- ^ Сыма Цянь, том 39 : Все дела династии Цзинь контролировались хозяином, и герцогу Цзинь Ай не разрешалось иметь никакого контроля. Тогда у Чжибо были Фань и Чжунсин, и он был самым сильным.
- ^ Лю том 18. [ постоянная мертвая ссылка ] . Полученный Чжан Го Цэ имел Цай территории (蔡) и Гаоланг, но Цай не был ни рядом с Гаолан, ни в Чжао. Более поздние составители, такие как Сыма Гуан, предположили, что «Цай» должно было быть «Лин».
- ↑ Сыма Гуан , том 1 : Сянцзы собирался выйти и сказал: «Куда мне пойти?» Его последователи сказали: «Старший сын рядом, и город густой и полный, Сянцзы сказал: «Люди дали». приложили все усилия, чтобы прикончить его, а затем убили их. Чтобы охранять его, кто со мной?» Последователь сказал: «Склад в Ханьдане прочный». Сянцзы сказал: «Если я воспользуюсь благословениями людей, чтобы спастись». их, а затем убить их за это, кто со мной?»
- ^ Уотсон 58.
- ^ Сыма Цянь, том 43: Троецарствие напало на Цзиньян, и когда им было больше года, они перенаправили реку Фен, чтобы затопить город.
- ^ Сыма Цянь, том 43: В городе висит котел, в котором можно готовить, и ребенок, которого можно есть.
- ^ Сыма Гуан, том 1: Шэнь Цзао родил кротов, и люди не собирались восставать.
- ^ Сыма Цянь, том 43: У всех министров есть внешние намерения, и этикет приносит пользу только другим.
- ^ Уотсон 59.
- ^ Сыма Гуан, том 1: Люди и лошади поедают друг друга, и город вот-вот падет, но короли Хань и Вэй не стремятся к радости, а беспокоятся: что правильно, а что нет?
- ^ Уотсон 60–61
- ^ Лю, том 18, комментарий Бао Бяо (Bao Biao): Я боюсь, что Чжибо будет тронут своим решением отпустить прошлое.
- ^ Сыма Цянь, том 86 : Чжао Сянцзы больше всего возмущался дядей Чжи и нарисовал его голову как сосуд для питья.
- ^ Уотсон 56
- ^ Сыма Гуан, том 1: Когда Чжибо умирает, талант побеждает добродетель.
Ссылки
[ редактировать ]- Сыма Гуан, Цзыжи Тунцзянь
- Сыма Цянь, Записи великого историка
- Лю Сян и др., Чжан Го Цэ
- Уотсон, Бертон (2003). Хан Фейцзы: Основные сочинения . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-12969-6 .