Картика (нож)
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Картика или дригуг ( санскрит : kartari ; тибетский : гри-гуг , Уайли : гри-гуг , [ 1 ] или Картрика в Непале [ 2 ] ) — небольшой ручной ритуальный нож для снятия кожи в форме полумесяца, используемый в тантрических церемониях буддизма Ваджраяны . Картари считается «одним из наиболее существенных атрибутов гневных тантрических божеств ». [ 3 ] Его широко называют «ножом дакини » . [ 1 ] Его форма похожа на инуитский улу или женский нож, который используется для многих вещей, включая чистку шкур.
Хотя в иконографии и духовной практике Ваджраяны картику обычно держат в правой руке дакини , иногда можно увидеть, как ее держат эзотерические мужские божества. [ 4 ] такие как некоторые формы Ямантаки . [ 5 ] Он также часто встречается в иконографии тибетской буддийской духовной практики Чод .
Иконография
[ редактировать ]Что касается иконографии,
Нож дакини имеет плоское заостренное лезвие из синего железа с изогнутым крючком на внешнем конце, что позволяет снимать кожу, резать, царапать и выдергивать. Его граненая или восьмигранная рукоять прикреплена к верхнему краю клинка либо листовидным золотым оправой, либо широко раскрытым устьем золотой макары , а вершина рукояти скреплена полуваджрой . [ 4 ]
Точно так же, как колокольчик и ваджра обычно являются парными ритуальными предметами в духовной практике и иконографии Ваджраяны (один держат в правой руке, а другой одновременно — в левой), картика обычно выступает в паре с капалой (черепом-черепом) . чаша), символизирующая союз мудрости (картика) и метода (капала). [ 6 ]
Форма картики или дригуг с серповидной формой и крючком на конце заимствована из формы традиционного индийского ножа мясника. [ 3 ]
Изображения Ваджрайогини обычно содержат картику как один из ее атрибутов. В иконографии просветленных дакинь и тантрических женщин- идамов часто можно встретить крючковатый нож-картика в ее правой руке и чашу из черепа в левой, олицетворяющую «неразрывный союз мудрости и искусных средств ». [ 3 ]
Значения
[ редактировать ]Как пишет один автор о значении картики:
Традиционная интерпретация крючка в образах тибетского буддизма — это крючок сострадания. Это крюк, который выдергивает существа из циклов переселения. Крючковатый нож дакини в форме полумесяца с ваджрной ручкой вырывает человека из страданий, рассекает эгоцентричное «я» и направляется алмазной ясностью ваджры. [ 7 ]
Картика символизирует разрыв всех материальных и мирских связей и часто увенчивается ваджрой , которая, как говорят, уничтожает невежество и, таким образом, ведет к просветлению . Другая, более тонкая интерпретация гласит, что « картика представляет собой разделение двух буддийских омрачений: омрачений ( клеша аварана ) и знания ( джнейа аварана ), которые препятствуют пути просветления». [ 3 ] [ 8 ] [ 4 ] Картика также используется, чтобы преодолеть человеческие омрачения и продвинуться по духовному пути, включая «гордость, недостаток веры, недостаток преданности, отвлечение, невнимательность и скуку». [ 4 ]
Галерея
[ редактировать ]-
ваджра картари
-
Ваджрайогини из тханки , держащая Картари в правой руке.
-
Пример миниатюрного картури, который в наше время носят в качестве украшения.
-
Кварцевые картыри на выставке в музее Гиме , 18-19 века.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пиво (2003) , с. 112.
- ^ Хантингтон и Бангдел (2004) , с. 327.
- ^ Jump up to: а б с д Хантингтон и Бангдел (2004) , с. 356.
- ^ Jump up to: а б с д Пиво (2003) , с. 114.
- ^ Анон (2020) .
- ^ Хардервейк (2011) .
- ^ Аллионе (1986) , с. 32.
- ^ Бейер (1973) , с. 111.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Аллионе, Цултрим (1986). Женщины Мудрости . Лондон: Аркана. ISBN 1-85063-044-5 .
- Анон (2020). «О Ямантаки/Ваджрабхайраве » Яматака.орг . Получено 2 июля 2021 г.
- Бир, Роберт (2003). Справочник тибетских буддийских символов . Бостон: Шамбала.
- Бейер, Стивен (1973). Культ Тары: магия и ритуалы в Тибете . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
- Хардервейк, Руди (2011). «Тантрические символы» . Взгляд на буддизм . Проверено 28 сентября 2008 г.
- Хантингтон, Джон; Бангдел, Дина (2004). Круг блаженства: буддийское медитативное искусство, Художественный музей Колумбуса, Колумбус, Огайо . Чикаго: Публикации Сериндии.