Jump to content

Тибет под властью Юаня

Тибет под властью Юаня
в. 1270 –1354 гг.
Тибет во времена династии Юань
Тибет во времена династии Юань
Капитал Дригунг Гомпа (1240–1264)
Монастырь Сакья (1268–1354 гг.)
Правительство Теократия Шакья-ламы
Под управлением Бюро по делам буддизма и Тибета.
История  
• Учредил
в. 1270
• Упразднено
1354
Предшественник
Преемник
Монгольская империя
Династия Пхагмодрупа

Тибет под властью Юаня относится к правлению монгольской над династии Юань Тибетом примерно с 1270 по 1354 год. [1] [2] Во время правления династии Юань в Тибете регион находился под структурным, военным и административным контролем. [примечание 1] династией Юань, возглавляемой монголами. В истории Тибета монгольское правление было установлено после того, как Сакья Пандита получил власть в Тибете от монголов в 1244 году, после монгольского завоевания Тибета в 1240 году под предводительством монгольского генерала с титулом Дорд Дархан . [3] Ее еще называют династией Сакья ( тиб .: ས་སྐྱ་ , Уайли : са Скья , китайский : династия Сакья ; пиньинь : Саджиа Вангчао ) в честь излюбленной школы Сакья в тибетском буддизме .

Регион сохранил определенную политическую автономию при Сакья- ламе , который был де-юре главой Тибета и духовным лидером Монгольской империи. Однако административное и военное управление Тибетом оставалось под эгидой юаньского правительственного агентства, известного как Бюро по делам буддизма и Тибета или Сюаньчжэн Юань , административного департамента высшего уровня, отдельного от других юаньских провинций , но все еще находящегося под управлением юаньского правительства. династия. Тибет сохранял номинальную власть над религиозными и политическими делами, в то время как династия Юань управляла структурной и административной властью. [4] власть над регионом, подкрепленная редким военным вмешательством. При императоре Юане это существовало как « диархическая структура», с властью преимущественно в пользу монголов. [5] Одной из целей отдела был выбор дпон-чена , обычно назначаемого ламой и утверждаемого юаньским императором в Даду (современный Пекин). [5]

У Тибета сложились особые и тесные отношения с монголами. Традиционные отношения тибетского священника и покровителя сосуществовали с политическим подчинением Тибета династии Юань. [6] Соглашение о взаимоотношениях жреца и покровителя было взаимовыгодным: тибетцы сохранили автономию и получили защиту от вторжений, в то время как монголы династии Юань получили дополнительную легитимность для своих правителей и приняли глубокие буддийские философские учения и моральные принципы. [7] Ламы также стали эффективными регентами, через которых монголы управляли Тибетом. [8]

Династия Юань ок. 1294

Завоевание Тибета

[ редактировать ]

Тибет был захвачен Монгольской империей в 1240 и 1244 годах. Первое вторжение было совершено принцем Кёденом или Годаном, внуком Чингисхана и сыном Угедей-хана . Второе вторжение Мункэ-хана привело к тому, что весь регион попал под власть монголов. Хубилай-хан включил этот регион в состав своей более поздней династии Юань, но оставил правовую систему нетронутой. [9] Дрогон Чогьял Пхагпа , сакья-лама, стал религиозным учителем Хубилая, который сделал его номинальным главой региона.

Обзор монгольского правления

[ редактировать ]

Хотя Юань сохранял административное правление в Тибете, мнение ученых о точной природе этого правила оспаривается: согласно разным источникам, он считается прямым субъектом, косвенной частью династии Юань или «автономным» регионом вне прямого правления Юань. , но подчиняясь Великой Монгольской империи . [10] [11] [12] [13] [ нужна страница ] Хотя современных эквивалентов не осталось, отношения аналогичны отношениям Британской империи и британского владычества в Индии. [5]

Это правило было описано в монгольской хронике «Десять похвальных законов», в которой описываются «два порядка», один порядок, основанный на религиозном, и один порядок, основанный на светском. Религиозное основано на Сутрах и Дхарани, светское – на мире и спокойствии. Сакья-лама отвечает за религиозный порядок, император Юань — за светский. Религия и государство стали зависимы друг от друга, каждое со своими функциями. [14] но воля Императора через дпон-чен имела фактическое преимущество. [5] По мнению американского историка Морриса Россаби , Хубилай-хан действительно начал устанавливать монгольский суверенитет над Тибетом в 1268 году. [15]

Благодаря своему влиянию на юаньских правителей тибетские ламы приобрели значительное влияние в различных монгольских кланах. Помимо Хубилая, существовали, например, четкие линии влияния между разбросанными областями Тибета и монгольским Ильханатом, базирующимся в Персии . [16] Успех Хубилая в смене Мункэ на посту Великого хана означал, что после 1260 года Пхагпа и Дом Сакья будут иметь только большее влияние. Пхагпа стал главой всех буддийских монахов в империи Юань . Тибет также будет обладать довольно высокой степенью автономии по сравнению с другими частями империи Юань, хотя дальнейшие экспедиции имели место в 1267, 1277, 1281 и 1290/91 годах. [17]

Юань правит через Дом Сакья

[ редактировать ]

Хубилай Хан

[ редактировать ]
Дрогон Чогьял Пхагпа , первый императорский наставник династии Юань.

Дрогон Чогьял Пхагпа был духовным наставником и гуру Хубилай-хана . В 1260 году Хубилай назначил Чогьяла Пхагпу « Гоши », или государственным наставником, в 1260 году, в год, когда он стал каганом . Пхагпа был первым, кто «инициировал политическую теологию отношений между государством и религией в тибето-монгольском буддийском мире». [18] [19] При поддержке Хубилай-хана Чогьял Пхагпа утвердил себя и свою секту как выдающегося духовного лидера в Тибете и во всей Монгольской империи . В 1265 году Дрогон Чогьял Пхагпа вернулся в Тибет и впервые предпринял попытку навязать гегемонию Сакья, назначив Шакья Бзанг-по, давнего слугу и союзника Сакья, как монголы одобрили дпон-чена , или великого администратора. , над Тибетом в 1267 году. В 1268 году была проведена перепись, и Тибет был разделен на тринадцать мириархий . Сохраняя административный контроль через дпон-чен , отношения Хубилая с Сакья-ламой стали известны в тибетской традиции как отношения покровителя и священника . Впоследствии у каждого юаньского императора был лама в качестве духовного наставника. [20]

По словам Россаби, Хубилай установил систему, в которой сакья-лама был « Императорским наставником » или Диши (первоначально «Государственным наставником» или Гуши ), который проживал в Китае и руководил всеми буддистами империи, а тибетец по имени Дпон -чен (Пончен) или «гражданский администратор» жил в Тибете, чтобы управлять им. [21] Тем не менее, эта система также привела к конфликтам между лидерами Сакья и дпон-ченами . [22]

Хубилай-хан поручил Чогьялу Пхагпе разработать новую систему письма , чтобы унифицировать письменность многоязычной Монгольской империи . Чогьял Пхагпа, в свою очередь, модифицировал традиционное тибетское письмо и породил новый набор символов, названный письмом Пхагспа , который был завершен в 1268 году. Хубилай-хан решил использовать письмо Пхагспа в качестве официальной системы письма империи, в том числе, когда он стал императором Китай в 1271 году вместо китайских иероглифов и уйгурского письма . Однако он столкнулся с серьезным сопротивлением и трудностями при попытке продвижения этого сценария и так и не достиг своей первоначальной цели. В результате этим шрифтом было написано лишь небольшое количество текстов, а большинство по-прежнему было написано китайскими идеограммами или уйгурским алфавитом. [23] Этот сценарий вышел из употребления после падения династии Юань в 1368 году. [19] [24] Этот сценарий, хотя и не получил широкого распространения, использовался около столетия и, как полагают, повлиял на развитие современного корейского письма. [25]

Гегемония сакья в Тибете продолжалась до середины четырнадцатого века, хотя ей было брошено восстание секты Дрикунг Кагью при поддержке Дува. [26] Чагатайского ханства в 1285 году. Восстание было подавлено в 1290 году, когда сакья и юаньская армия под командованием Темура Буги [ ж ; ja ] , внук Хубилая, сжег монастырь Дригунг и убил 10 000 человек. [27]

Упадок юаня

[ редактировать ]

Между 1346 и 1354 годами династия Юань ослабевала из-за восстаний в основных китайских провинциях. Когда Юань пришел в упадок, в Тибете Тай Ситу Чангчуб Гьялцен сверг Сакья и основал династию Пхагмодрупа , правители которой принадлежали к секте Кагью . Преемственность сакья-лам в Тибете прекратилась в 1358 году, когда центральный Тибет целиком перешел под контроль секты Кагью и независимость Тибета была восстановлена, продлившись почти 400 лет. [28] «К 1370-м годам границы между школами буддизма стали четкими». [29] Тем не менее, основатель Пхагмодрупы избегал прямого сопротивления двору Юань до его падения в 1368 году, когда его преемник Джамьянг Шакья Гьялцен решил открыть отношения с династией Мин , основанной этническим Хань .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ученые спорят, распространялся ли административный контроль на полный политический контроль, управляла ли династия Юань напрямую Тибетом и насколько правление Юаня в Тибете было отделено от правления Юаня в остальной части Китая. Однако принято считать, что династия Юань имела административный контроль над регионом.
  1. ^ Дуглас, Эд (2021). Гималаи: история человечества . WW Нортон. п. 891. ИСБН  9780393542004 .
  2. ^ Кази, Джигме (2020). Сыны Сиккима: Взлет и падение династии Намгьял в Сиккиме . Идея Пресс. п. 94. ИСБН  9781648059810 .
  3. ^ Уайли 1977 , с. 110.
  4. ^ Уайли 1977 , с. 104: «Чтобы уравновесить политическую власть ламы, Хубилай назначил гражданских администраторов в Са-скье для надзора за монгольским регентством».
  5. ^ Jump up to: а б с д Норбу 2001 , с. 139
  6. ^ Сперлинг 2004 , с. 30.
  7. ^ Сергий Л. Кузьмин: «Тибето-монгольская цивилизация», The Tibet Journal , Vol. 37, № 3 (осень 2012 г.), стр. 35–46 (12 страниц), JSTOR .
  8. ^ Гольдштейн, Мелвин (1997). Снежный лев и дракон: Китай, Тибет и Далай-лама . Издательство Калифорнийского университета. п. 3. ISBN  9780520923256 .
  9. ^ Широкауэр, Конрад. Краткая история китайской цивилизации. Томсон Уодсворт, (c) 2006, стр. 174.
  10. ^ Kychanov, E.I. and Melnichenko, B.N. 2005. 'Istoriya Tibeta s Drevnikh Vremen do Nashikh Dnei [The History of Tibet from Ancient Times to the Present Days]. Moscow: Russian Acad. Sci. Publ.
  11. ^ Смит 1996 .
  12. ^ Сперлинг 2004 .
  13. ^ 'Монголы и Тибет. Историческая оценка отношений между Монгольской империей и Тибетом». 2009. ДИИР.
  14. ^ Франке, Х. 1981. Тибетцы в юаньском Китае. - В: Китай под властью монголов. Принстон.
  15. ^ Россаби, Моррис (2009). Хубилай-хан: его жизнь и времена . Издательство Калифорнийского университета. п. 144. ИСБН  9780520261327 .
  16. ^ Анн-Мари Блондо; Катя Баффетрил, ред. (2008), Аутентификация Тибета: ответы на 100 вопросов Китая , University of California Press, стр. 13, ISBN  978-0-520-24464-1
  17. ^ Дитер Шу , Тибет под властью монголов , в: Майкл Вейерс (редактор), Монголы. Вклад в их историю и культуру , Дармштадт, 1986, стр. 283–289.
  18. ^ Лэрд 2007 , с. 115.
  19. ^ Jump up to: а б Ф.В. Моте. Императорский Китай 900-1800 гг . Издательство Гарвардского университета, 1999. стр.501.
  20. ^ Успенский, В.Л. 1996. Ламаистский Пекин: от Шунь-Чи до Дао-Гуана. –Ориенс (Москва), нет. 4
  21. ^ Россаби 1989 , с. 144
  22. ^ Россаби 1989 , с. 221
  23. ^ Россаби 1989 , с. 158
  24. ^ Лэрд 2007 , стр. 114–117.
  25. ^ Лэрд 2007 , стр. 115–116.
  26. ^ М.Кутлуков, Монгольское правление в Восточном Туркестане. Статья в сборнике Татаро-монголы Азии и Европы. Москва, 1970 г.
  27. ^ Уайли 1977 .
  28. ^ Россаби 1983 , с. 194
  29. ^ Лэрд 2007 , с. 124.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0904398b15b8df3589fa6cb617048b7e__1721172300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/7e/0904398b15b8df3589fa6cb617048b7e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tibet under Yuan rule - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)