Тибет под властью Юаня
Тибет под властью Юаня | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1270 –1354 гг. | |||||||||
Капитал | Дригунг Гомпа (1240–1264) Монастырь Сакья (1268–1354 гг.) | ||||||||
Правительство | Теократия Шакья-ламы Под управлением Бюро по делам буддизма и Тибета. | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | в. 1270 | ||||||||
• Упразднено | 1354 | ||||||||
|
История Тибета |
---|
См. также |
Азиатский портал • Китайский портал |
Тибет под властью Юаня относится к правлению монгольской над династии Юань Тибетом примерно с 1270 по 1354 год. [1] [2] Во время правления династии Юань в Тибете регион находился под структурным, военным и административным контролем. [примечание 1] династией Юань, возглавляемой монголами. В истории Тибета монгольское правление было установлено после того, как Сакья Пандита получил власть в Тибете от монголов в 1244 году, после монгольского завоевания Тибета в 1240 году под предводительством монгольского генерала с титулом Дорд Дархан . [3] Ее еще называют династией Сакья ( тиб .: ས་སྐྱ་ , Уайли : са Скья , китайский : династия Сакья ; пиньинь : Саджиа Вангчао ) в честь излюбленной школы Сакья в тибетском буддизме .
Регион сохранил определенную политическую автономию при Сакья- ламе , который был де-юре главой Тибета и духовным лидером Монгольской империи. Однако административное и военное управление Тибетом оставалось под эгидой юаньского правительственного агентства, известного как Бюро по делам буддизма и Тибета или Сюаньчжэн Юань , административного департамента высшего уровня, отдельного от других юаньских провинций , но все еще находящегося под управлением юаньского правительства. династия. Тибет сохранял номинальную власть над религиозными и политическими делами, в то время как династия Юань управляла структурной и административной властью. [4] власть над регионом, подкрепленная редким военным вмешательством. При императоре Юане это существовало как « диархическая структура», с властью преимущественно в пользу монголов. [5] Одной из целей отдела был выбор дпон-чена , обычно назначаемого ламой и утверждаемого юаньским императором в Даду (современный Пекин). [5]
У Тибета сложились особые и тесные отношения с монголами. Традиционные отношения тибетского священника и покровителя сосуществовали с политическим подчинением Тибета династии Юань. [6] Соглашение о взаимоотношениях жреца и покровителя было взаимовыгодным: тибетцы сохранили автономию и получили защиту от вторжений, в то время как монголы династии Юань получили дополнительную легитимность для своих правителей и приняли глубокие буддийские философские учения и моральные принципы. [7] Ламы также стали эффективными регентами, через которых монголы управляли Тибетом. [8]
История
[ редактировать ]Завоевание Тибета
[ редактировать ]Тибет был захвачен Монгольской империей в 1240 и 1244 годах. Первое вторжение было совершено принцем Кёденом или Годаном, внуком Чингисхана и сыном Угедей-хана . Второе вторжение Мункэ-хана привело к тому, что весь регион попал под власть монголов. Хубилай-хан включил этот регион в состав своей более поздней династии Юань, но оставил правовую систему нетронутой. [9] Дрогон Чогьял Пхагпа , сакья-лама, стал религиозным учителем Хубилая, который сделал его номинальным главой региона.
Обзор монгольского правления
[ редактировать ]Хотя Юань сохранял административное правление в Тибете, мнение ученых о точной природе этого правила оспаривается: согласно разным источникам, он считается прямым субъектом, косвенной частью династии Юань или «автономным» регионом вне прямого правления Юань. , но подчиняясь Великой Монгольской империи . [10] [11] [12] [13] [ нужна страница ] Хотя современных эквивалентов не осталось, отношения аналогичны отношениям Британской империи и британского владычества в Индии. [5]
Это правило было описано в монгольской хронике «Десять похвальных законов», в которой описываются «два порядка», один порядок, основанный на религиозном, и один порядок, основанный на светском. Религиозное основано на Сутрах и Дхарани, светское – на мире и спокойствии. Сакья-лама отвечает за религиозный порядок, император Юань — за светский. Религия и государство стали зависимы друг от друга, каждое со своими функциями. [14] но воля Императора через дпон-чен имела фактическое преимущество. [5] По мнению американского историка Морриса Россаби , Хубилай-хан действительно начал устанавливать монгольский суверенитет над Тибетом в 1268 году. [15]
Благодаря своему влиянию на юаньских правителей тибетские ламы приобрели значительное влияние в различных монгольских кланах. Помимо Хубилая, существовали, например, четкие линии влияния между разбросанными областями Тибета и монгольским Ильханатом, базирующимся в Персии . [16] Успех Хубилая в смене Мункэ на посту Великого хана означал, что после 1260 года Пхагпа и Дом Сакья будут иметь только большее влияние. Пхагпа стал главой всех буддийских монахов в империи Юань . Тибет также будет обладать довольно высокой степенью автономии по сравнению с другими частями империи Юань, хотя дальнейшие экспедиции имели место в 1267, 1277, 1281 и 1290/91 годах. [17]
Юань правит через Дом Сакья
[ редактировать ]Хубилай Хан
[ редактировать ]Дрогон Чогьял Пхагпа был духовным наставником и гуру Хубилай-хана . В 1260 году Хубилай назначил Чогьяла Пхагпу « Гоши », или государственным наставником, в 1260 году, в год, когда он стал каганом . Пхагпа был первым, кто «инициировал политическую теологию отношений между государством и религией в тибето-монгольском буддийском мире». [18] [19] При поддержке Хубилай-хана Чогьял Пхагпа утвердил себя и свою секту как выдающегося духовного лидера в Тибете и во всей Монгольской империи . В 1265 году Дрогон Чогьял Пхагпа вернулся в Тибет и впервые предпринял попытку навязать гегемонию Сакья, назначив Шакья Бзанг-по, давнего слугу и союзника Сакья, как монголы одобрили дпон-чена , или великого администратора. , над Тибетом в 1267 году. В 1268 году была проведена перепись, и Тибет был разделен на тринадцать мириархий . Сохраняя административный контроль через дпон-чен , отношения Хубилая с Сакья-ламой стали известны в тибетской традиции как отношения покровителя и священника . Впоследствии у каждого юаньского императора был лама в качестве духовного наставника. [20]
По словам Россаби, Хубилай установил систему, в которой сакья-лама был « Императорским наставником » или Диши (первоначально «Государственным наставником» или Гуши ), который проживал в Китае и руководил всеми буддистами империи, а тибетец по имени Дпон -чен (Пончен) или «гражданский администратор» жил в Тибете, чтобы управлять им. [21] Тем не менее, эта система также привела к конфликтам между лидерами Сакья и дпон-ченами . [22]
Хубилай-хан поручил Чогьялу Пхагпе разработать новую систему письма , чтобы унифицировать письменность многоязычной Монгольской империи . Чогьял Пхагпа, в свою очередь, модифицировал традиционное тибетское письмо и породил новый набор символов, названный письмом Пхагспа , который был завершен в 1268 году. Хубилай-хан решил использовать письмо Пхагспа в качестве официальной системы письма империи, в том числе, когда он стал императором Китай в 1271 году вместо китайских иероглифов и уйгурского письма . Однако он столкнулся с серьезным сопротивлением и трудностями при попытке продвижения этого сценария и так и не достиг своей первоначальной цели. В результате этим шрифтом было написано лишь небольшое количество текстов, а большинство по-прежнему было написано китайскими идеограммами или уйгурским алфавитом. [23] Этот сценарий вышел из употребления после падения династии Юань в 1368 году. [19] [24] Этот сценарий, хотя и не получил широкого распространения, использовался около столетия и, как полагают, повлиял на развитие современного корейского письма. [25]
Бунт
[ редактировать ]Гегемония сакья в Тибете продолжалась до середины четырнадцатого века, хотя ей было брошено восстание секты Дрикунг Кагью при поддержке Дува. [26] Чагатайского ханства в 1285 году. Восстание было подавлено в 1290 году, когда сакья и юаньская армия под командованием Темура Буги , внук Хубилая, сжег монастырь Дригунг и убил 10 000 человек. [27]
Упадок юаня
[ редактировать ]Между 1346 и 1354 годами династия Юань ослабевала из-за восстаний в основных китайских провинциях. Когда Юань пришел в упадок, в Тибете Тай Ситу Чангчуб Гьялцен сверг Сакья и основал династию Пхагмодрупа , правители которой принадлежали к секте Кагью . Преемственность сакья-лам в Тибете прекратилась в 1358 году, когда центральный Тибет целиком перешел под контроль секты Кагью и независимость Тибета была восстановлена, продлившись почти 400 лет. [28] «К 1370-м годам границы между школами буддизма стали четкими». [29] Тем не менее, основатель Пхагмодрупы избегал прямого сопротивления двору Юань до его падения в 1368 году, когда его преемник Джамьянг Шакья Гьялцен решил открыть отношения с династией Мин , основанной этническим Хань .
См. также
[ редактировать ]- Отношения покровителя и священника
- Бюро по делам буддизма и Тибета
- Танско-тибетские отношения
- Сун-тибетские отношения
- Минско-тибетские отношения
- Тибет под властью Цин
- Династия Юань во Внутренней Азии
- Монголия под властью Юаня
- Маньчжурия под властью Юаня
- Корея под властью Юаня
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ученые спорят, распространялся ли административный контроль на полный политический контроль, управляла ли династия Юань напрямую Тибетом и насколько правление Юаня в Тибете было отделено от правления Юаня в остальной части Китая. Однако принято считать, что династия Юань имела административный контроль над регионом.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дуглас, Эд (2021). Гималаи: история человечества . WW Нортон. п. 891. ИСБН 9780393542004 .
- ^ Кази, Джигме (2020). Сыны Сиккима: Взлет и падение династии Намгьял в Сиккиме . Идея Пресс. п. 94. ИСБН 9781648059810 .
- ^ Уайли 1977 , с. 110.
- ^ Уайли 1977 , с. 104: «Чтобы уравновесить политическую власть ламы, Хубилай назначил гражданских администраторов в Са-скье для надзора за монгольским регентством».
- ^ Jump up to: а б с д Норбу 2001 , с. 139
- ^ Сперлинг 2004 , с. 30.
- ^ Сергий Л. Кузьмин: «Тибето-монгольская цивилизация», The Tibet Journal , Vol. 37, № 3 (осень 2012 г.), стр. 35–46 (12 страниц), JSTOR .
- ^ Гольдштейн, Мелвин (1997). Снежный лев и дракон: Китай, Тибет и Далай-лама . Издательство Калифорнийского университета. п. 3. ISBN 9780520923256 .
- ^ Широкауэр, Конрад. Краткая история китайской цивилизации. Томсон Уодсворт, (c) 2006, стр. 174.
- ^ Kychanov, E.I. and Melnichenko, B.N. 2005. 'Istoriya Tibeta s Drevnikh Vremen do Nashikh Dnei [The History of Tibet from Ancient Times to the Present Days]. Moscow: Russian Acad. Sci. Publ.
- ^ Смит 1996 .
- ^ Сперлинг 2004 .
- ^ 'Монголы и Тибет. Историческая оценка отношений между Монгольской империей и Тибетом». 2009. ДИИР.
- ^ Франке, Х. 1981. Тибетцы в юаньском Китае. - В: Китай под властью монголов. Принстон.
- ^ Россаби, Моррис (2009). Хубилай-хан: его жизнь и времена . Издательство Калифорнийского университета. п. 144. ИСБН 9780520261327 .
- ^ Анн-Мари Блондо; Катя Баффетрил, ред. (2008), Аутентификация Тибета: ответы на 100 вопросов Китая , University of California Press, стр. 13, ISBN 978-0-520-24464-1
- ^ Дитер Шу , Тибет под властью монголов , в: Майкл Вейерс (редактор), Монголы. Вклад в их историю и культуру , Дармштадт, 1986, стр. 283–289.
- ^ Лэрд 2007 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Ф.В. Моте. Императорский Китай 900-1800 гг . Издательство Гарвардского университета, 1999. стр.501.
- ^ Успенский, В.Л. 1996. Ламаистский Пекин: от Шунь-Чи до Дао-Гуана. –Ориенс (Москва), нет. 4
- ^ Россаби 1989 , с. 144
- ^ Россаби 1989 , с. 221
- ^ Россаби 1989 , с. 158
- ^ Лэрд 2007 , стр. 114–117.
- ^ Лэрд 2007 , стр. 115–116.
- ^ М.Кутлуков, Монгольское правление в Восточном Туркестане. Статья в сборнике Татаро-монголы Азии и Европы. Москва, 1970 г.
- ^ Уайли 1977 .
- ^ Россаби 1983 , с. 194
- ^ Лэрд 2007 , с. 124.
Источники
[ редактировать ]- Лэрд, Томас (2007), История Тибета: беседы с Далай-ламой , Open Road + Grove/Atlantic, ISBN 978-1-55584-672-5
- Норбу, Дава (2001), Тибетская политика Китая , Routledge, ISBN 978-1-136-79793-4
- Петеч, Лучано (1990), Центральный Тибет и монголы: период Юань-Са-ския тибетской истории , Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока, ISBN 978-88-6323-072-7
- Россаби, Моррис (1983), Китай среди равных: Срединное царство и его соседи, 10-14 века , Калифорнийский университет Press, ISBN 978-0-520-04383-1
- Россаби, Моррис (1989). Хубилай-хан: его жизнь и времена . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-06740-1 .
- Россаби, Моррис (2009), Хубилай Хан: его жизнь и времена , Univ of California Press, ISBN 978-0-520-26132-7
- Смит, Уоррен (1996), Тибетская нация: история тибетского национализма и китайско-тибетских отношений , Avalon Publishing, ISBN 978-0-8133-3155-3
- Сперлинг, Эллиот (2004), Тибетско-китайский конфликт: история и полемика , Центр Восток-Запад, Вашингтон, ISBN 978-1-932728-12-5
- Уайли, Террелл В. (июнь 1977 г.), «Первая интерпретация первого монгольского завоевания Тибета», Гарвардский журнал азиатских исследований , 37 (1): 103–133, doi : 10.2307/2718667 , JSTOR 2718667