Джамьянг Шакья Гьялцен
Джамьянг Шакья Гьялцен ( тибетский : འཇམ་དབྱངས་ཤ་ཀྱ་རྒྱལ་མཚན , Уайли : aJam dbyangs sha kya rgyal mts'an , 1340–1373) был правителем Центрального Тибета в 1364–1373. Он был членом династии Пхагмодрупа Его время было временем политической стабильности в Центральном Тибете и установления дружественных отношений с династией Мин китайской , которая была главной тибетской державой с 1354 по 1435 год . .
Молодость и восхождение к власти
[ редактировать ]Джамьянг Шакья Гьялцен был старшим сыном Сонама Зангпо, брата основателя режима Пхагмодрупы Тай Ситу Чангчуба Гьялцена . Его матерью была Дамо Ньетума. В девять лет он был принят в монашество послушником. В 1352 году он был возведён в сан юноши-настоятеля кафедры Цетанг . Молодой настоятель был близок к известному ученому Бутону Ринчену Друбу , который хвалил его широкие познания в вопросах религии. По словам Бутона, «если бы перед всеми полями Ярлунга из Гонпо Донгри были посвящены разные мандалы, он мог бы покрыть все эти поля», то есть иметь посвящение во всех мандалах и мог бы обеспечить сакральную защиту полей. [ 1 ] Когда в конце 1364 года умер его дядя Тай Ситу Чангчуб Гьялцен, Джамьянг Шакья Гьялцен сменил его на посту регента (деси) Тибета, но при этом сохранил свою религиозную позицию. Его полномочия в первую очередь распространялись на центральные части Тибета ( У и Цанг ).
Отношения с Юанем и Мин
[ редактировать ]На момент прихода на престол Джамьянга Шакья Гьялцена монгольская династия Юань переживала последние агонии и практически не имела возможности вмешиваться в дела Тибета, как раньше. новый регент получил титул Гушри и титул Недонга , Однако в 1365 году первоначального феодального владения линии Пхагмогруппа, от императора Тогхон Темура . В 1368 году последний лишился императорского престола, и пришла династия Мин к власти в Китае . В Минши, или династических анналах, говорится: «В начале пятого года Хунву [1372] [командир] гарнизона Хэчжоу сказал, что в стране Памужуба [Пхагмодрупа] в Ю и Цанге жил монах по имени Чжанъян. Шаджиа Цзяньцан [Джамьянг Шакья Гьялцен], которому во времена Юаня был дарован титул Гуаньдин Гоши, и которому были поручены варвары, теперь Шанчжу Цзяньцанг [Чангчуб Гьялцен, другой человек, чем предшественник регента], вождь Догана [До Кхама], сражался против Гуань Уэра. Если бы его послали уговорить его, Доган наверняка стал бы подданным Китайской империи. Император принял этот совет, снова назначил этого монаха Гуандина Гоши и отправил его. к нему посланы, чтобы передать ему нефритовую печать и цветной шелк». [ 2 ] Следует ли принимать эту информацию за чистую монету и подразумевает ли она введение правления Мин, является спорным между западными и тибетскими историками, с одной стороны, и китайцами , с другой; в любом случае, правительство Пхагмодрупы сохранило свою собственную администрацию и политическую сеть без прямого вмешательства Китая. [ 3 ]
Конец правления
[ редактировать ]Правление Джамьянга Шакья Гьялцена в целом было спокойным. По словам Дебтера Марпо Сармы, ему только однажды пришлось вести войну против врагов в регионе Цанг, которая увенчалась полным успехом. [ 4 ] Другие источники, однако, предполагают, что его контроль над регионом Цанг был неполным и что растущее княжество Гьянце остановило его войска в 1364 и 1369 годах. [ 5 ] В 1373 году регент организовал большой совет в первоначальном феодальном владении династии Недонге. Это событие ознаменовало собой кульминацию господства Пхагмодрупы. Регент умер в конце того же года. Хотя он принял монашеский постриг, у него был сын по имени Дракпа Ринчен. Этот человек не был в линии преемственности; его потомки стали местными вождями Гемо. [ 6 ] Вместо этого покойного регента на короткое время сменил его младший брат Шакья Ринчен, потерявший рассудок после несчастного случая. После этого случая достоинство регента перешло к племяннику по имени Дракпа Чангчуб . [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Джузеппе Туччи , Деб Т'ер Дмар По Гсар Ма . Рим 1971, с. 211.
- ^ Джузеппе Туччи , Тибетские расписные свитки . Рим 1949, Том. II, с. 692.
- ^ Ван Фужэнь и Суо Вэньцин, Основные моменты истории Тибета . Пекин, 1984 г., стр. 48–9; Мартин Слободник, «Отношения между китайской династией Мин и тибетским правящим домом Пхаг-мо-гру в 1368-1434 годах: политические и религиозные аспекты», Азиатско-африканские исследования 13, [1] с. 168.
- ^ Джузеппе Туччи , 1971, с. 212.
- ^ Карл-Хайнц Эвердинг, «Гьянце (rGyal rtse): Расцвет, расцвет и упадок тибетского княжества в 14-16 веках», в Фолькер Кауманнс и Марта Сернеси (редакторы), Тибет пятнадцатого века: культурный расцвет и политические волнения . Лумбини, 2017, с. 41.
- ^ Джузеппе Туччи , 1971, с. 212.
- ^ А. Макдональд, «Преамбула к чтению Ргья-Бод йиг-чан», Asian Journal 1963, стр. 101.
Дальнейшие ссылки
[ редактировать ]- Олаф Чая, Средневековое правление в Тибете: клан Рланги и политическая и религиозная история правящего дома Phag mo gru pa , Vol. I-II, Вена, 2013 г.
- Цепон В.Д. Шакабпа, Тибет. Политическая история . Йель, 1967 год.
- Я Ханьчжан, Биографии тибетских духовных лидеров Панчена Эрдениса . Пекин, 1994 год.