Jump to content

Династия Пхагмодрупа

(Перенаправлено из «Династия Пхагмодрупа »)
Династия Пхагмодрупа
лодка для свиней
Памудлупа
1354–1618
Династия Пхагмодрупа в 1354 году.
Династия Пхагмодрупа в 1354 году.
Капитал Недонг
Общие языки тибетский
Религия
Тибетский буддизм
Правительство Буддийская теократия
Монарх  
• 1354-1364
Тай Ситу Чангчуб Гьялцен (первый)
• ок. 1600–1618 гг.
Мипхам Сонам ​​Вангчук (последний)
История  
• Учредил
1354
• Упразднено
1618
Предшественник
Преемник
Тибет под властью Юаня
Цангпа
Сегодня часть Китай

Пхагмодрупа Династия или Пагмодру ( тиб .: Корабль-свинья , Уайли : phag mo gru pa , IPA: [pʰʌ́kmoʈʰupa] ; Китайский : 帕木竹巴 ) — династический режим, который правил Тибетом или его частями с 1354 года до начала 17 века. Он был основан Тай Ситу Чангчубом Гьялценом из семьи Ланг ( Wylie : rlangs ) в конце династии Юань . Династия имела непреходящее значение в истории Тибета; оно создало автономное королевство после правления Юаня , возродило национальную культуру и приняло новое законодательство, которое просуществовало до 1950-х годов. Тем не менее, у Пхагмодрупы была бурная история из-за внутренней семейной вражды и сильного локализма среди благородных родов и феодальных владений. Его власть отступила после 1435 года и была уменьшена до У (Восточно-Центральный Тибет) в 16 веке из-за возвышения министерской семьи Ринпунгпа . Он потерпел поражение от конкурирующей династии Цангпа в 1613 и 1620 годах и был формально заменен режимом Ганден Пходранг, основанным Пятым Далай-ламой в 1642 году. В том же году Гуши-хан из Хошута официально передал старые владения Сакья , Ринпунг и Пхагмодрупа — «Великой Пятой». [ 1 ]

Основание Пхагмодрупы

[ редактировать ]

Основатель Чангчуб Гьялцен происходил из монашеского княжества Пхагмодру («переправа для свиней»), которое было основано как отшельник в 1158 году известным Кагью ученым Пхагмо Друпа Дордже Гьялпо . [ 2 ] Он был расположен в районе Недонг к юго-востоку от Лхасы . Через некоторое время после смерти основателя в 1170 году некоторые из его учеников встретились и организовали настоящий монастырь , названный Данса Тил [ де ] (Wylie: gdan sa mthil , 1198). [ 3 ] Пхагмодру превратился в большое и богатое поместье вокруг монастыря, которым управляли члены семьи Ланг. Они поддерживали вариант Дагпо Кагью школы буддизма , известный как Пхагдру Кагью . Когда в середине 13 века в Тибете было установлено монгольское правление, Пхагмодру стал уделом Хулагу-хана (ум. 1266), образовав один из тринадцати мириархий (подразделений) Центрального Тибета. К концу 13 века для мириархии настали тяжелые времена, и она потеряла территории. Его состояние было восстановлено Чангчубом Гьялценом, который стал правителем феодального владения в 1322 году. Ему удалось победить различных местных противников в то время, когда династия Юань, правитель Тибета, находилась в упадке. Режим Сакья с центром в Цанге (Западно-Центральный Тибет) до сих пор управлял Тибетом от имени монголов. [ 4 ] Однако Тай Ситу Чангчуб Гьялцен сменил Сакью в период 1354–1358 годов, воссоздав тем самым автономное тибетское государство. [ 5 ]

Монгольский правитель Тогон Темур был охвачен внутренними проблемами и поэтому предпочел подтвердить приобретения Чангчуба Гьялцена и даровал титулы даракаче и тай ситу ему (великий наставник). Династия Мин не предприняла никаких попыток восстановить жесткий контроль над Тибетом, который когда-то осуществляли монголы. В 1372 году император Хуну даровал титул Гуандин Гоши преемнику Чанчуба Гьялцена Джамьянгу Шакья Гьялцену (годы правления 1364–1373) вместе с нефритовой печатью. [ 6 ]

Административное продление

[ редактировать ]

Новый режим правил из своего дворца в Недонге в долине Ярлунг . Чангчуб Гьялцен не носил королевских титулов, но предпочитал титул дези (sde srid), что означает регент, а именно в честь древних царей Тибета (600–842), чью славу он хотел возродить. [ 7 ] Новый регент реорганизовал старую монголо-сакьяскую администрацию, разделив территорию на подразделения ( де или дзонгчен ), в подчинении которых находились дзонг ( рдзонг ), округа. Их возглавляли дзонгпоны , которые управляли из городов-крепостей (также называемых дзонг ) и совмещали гражданские и военные функции; они были выбраны из числа близких последователей Чангчуба Гьялцена и изначально не передавались по наследству. Он отменил монгольские законы и обычаи в пользу традиционных тибетских, которые были гораздо менее суровыми. Три столетия спустя его законы были пересмотрены Пятым Далай-ламой и Сангье Гьяцо , а затем оставались в силе до вторжения в Тибет маоистского Китая. Династия в первую очередь владела властью над Центральным Тибетом ( Ю и Цанг ). [ 8 ]

После 1373 года правители периодически отправляли официальные дани императорам династии Мин в Китае и получили от них титул Чанхуаван (китайский: 闡化王, принц, проповедующий буддизм ) в 1406 году. [ 9 ] Суд Мин официально учредил ряд префектур (都司) и округов (寨) в Центральном Тибете. Китайский военный комиссар I был назначен в Хэчжоу недалеко от границы в 1374 году. Император даровал ему общую управляющую власть над До-Кхамом ( Восточный Тибет ) и Ю-Цангом (Центральный Тибет). Однако в тибетских хрониках и документах нет никаких следов этой должности. Тибетские источники показывают, что титулы и печати, присланные китайскими властями, ценились Пхагмодрупами как придающие им престиж. [ 10 ] но что Мин не вводил никаких постановлений, налогов или законов. [ 11 ] Император явно предпочитал официально назначать тибетцев правителями, а не пытаться посылать чиновников или военачальников. Только существенные вопросы, например, право собственности на монастырь Сакья , должны были решаться императором. [ 12 ] В целом, как утверждает Мартин Слободник, «Пхаг-мо-гру не представляла собой важного союзника или опасного врага династии Мин в ее политике во Внутренней Азии. Количество информации об этих отношениях, доступной в китайских и тибетских источниках, отражает Дело в том, что никогда это не представляло приоритета ни для китайской, ни для тибетской стороны. В отношениях с Китаем Тибет был лишь одним из многочисленных периферийных регионов». [ 13 ]

Период политической стабильности

[ редактировать ]

Первыми правителями были ламы, не вступавшие в брак, и наследование до 1481 года осуществлялось через побочных родственников. Династия разделилась на три ветви или, скорее, функционеров: правящего Дези , духовных учителей ( чен-нга ) монастырей Данса Тхил и Цетанг и хранителя семьи ( дунгю дсинпа ), который произвел на свет детей, продолжающих линию Ланга. [ 14 ] В то время как первые четыре правителя отказались принять королевские титулы, удовлетворившись достоинством дези , пятый правитель Дракпа Гьялцен присвоил себе королевские титулы гонгма (высший, высший) и чогьял . С 1354 по 1435 год правителям удавалось поддерживать баланс между различными феодальными владениями. В частности, 47-летнее правление Дракпы Гьялцена (1385–1432) запомнилось в целом мирным и процветающим. Ранняя эпоха Пхагмодрупы известна своей продуктивностью в культурном отношении, и ее даже назвали «золотым веком». [ 15 ] Был большой интерес к возрождению славы древнего Тибетского царства, и многие предположительно древние тексты были «заново открыты» учеными священнослужителями. Монастыри приобретали все большее влияние на жизнь тибетцев. В этот период вошли работы буддийского реформатора Дже Цонкапы , основателя секты Гелуг , и его младшего родственника Гедуна Друба , посмертно считающегося первым Далай-ламой . [ 16 ] Правителями в первом веке династии были следующие:

  1. Тай Ситу Чангчуб Гьялцен ( Уайли : ta'i si tu byang chub rgyal mtshan ) (1302–1364, годы правления 1354–1364)
  2. Дези Шакья Гьялцен ( Уайли : sde srid sh'akya rgyal mtshan , ZYPY : Сагья Гьяинкаин ) (1340–1373, годы правления 1364–1373) племянник
  3. Дези Дракпа Чангчуб ( Уайли : sde srid grags of Byang Chub ) (1356–1386, годы правления 1373–1381), племянник
  4. Дези Сонам ​​Дракпа ( Уайли : Со Шрид Бсод Намс Грагс Па ) (1359–1408, годы правления 1381–1385) брат
  5. Гонгма Дракпа Гьялцен ( Уайли : gong ma grags pa rgyal mtshan ) (1374–1432, годы правления 1385–1432) двоюродный брат
  6. Гонгма Дракпа Джунгне ( Уайли : гонг ма грагс Бюнг Гнаса ) (1414–1445, годы правления 1432–1445), племянник

Возобновление политической раздробленности

[ редактировать ]

В конце концов семья Пхагмодрупа была парализована внутренними разногласиями в семье Ланг. Короткая гражданская война 1434 года ослабила их позиции. Могущественные феодалы воспользовались возможностью увеличить свою власть, в частности семья Ринпунгпа, которая стала доминировать в Цанге. В 1481 году одному из их потомков, Доньо Дордже , удалось свергнуть короля Кунгу Лекпу (годы правления 1448–1481). [ 17 ] Ринпунгпа имел тенденцию общаться с буддийской сектой Кармапы , в то время как Пхагмодрупа часто (но не исключительно) отдавал предпочтение конкурирующей секте Гелуг. В политическом ландшафте того периода правителям было важно найти союзы с могущественными монастырями и сектами. Внучатый племянник Кунга Лекпы Нгаванг Таши Дракпа (годы правления 1499–1554, 1556/57–1564) сумел отбросить Ринпунгпу из района Лхасы в 1517–1518 годах. [ 18 ] Он был последним действующим королем династии, поддерживая хорошие отношения со Вторым и Третьим Далай-ламами но его влияние в основном ограничивалось Ю. , Когда он состарился, в семье начались новые распри, и за его смертью в 1564 году последовало долгое междуцарствие. В конце концов, в 1576 году на все более пустой трон был возведен его внук Нгаванг Дракпа Гьялцен. Несмотря на то, что он в значительной степени был бессилен, он сохранял определенное значение в качестве координатора, вокруг которого балансировали различные благородные и духовные фракции Восточно-Центрального Тибета. [ 19 ] В то же время в Цанге возникла новая могущественная династия. Это были Цангпа (1565–1642), которые свергли Ринпунгпа и увеличили свои территории в различных частях Тибета. Как и Ринпунгпа, они вступили в союз с сектой Кармапы . [ 20 ]

История Пхагмодрупы после смерти Нгаванга Дракпа Гьялцена в 1603/04 году очень неясна, поскольку к настоящему времени их полностью затмили другие политические фракции. Они потерпели поражение от Цангпа в 1613 году и снова в 1620 году, а последний правитель был изгнан из Лхасы в 1635 году. [ 21 ] После победы над Цангпой в 1642 году Пятый Далай-лама установил дружеские отношения с последним титулярным правителем линии. Однако через несколько лет после смерти последнего в 1671 году Недонг был передан постороннему человеку, и семья Ланг канула в безвестность. [ 22 ] Несмотря на свою бесславную последующую историю, династия имеет хорошую репутацию в традиционной историографии. В истории, переведенной Саратом Чандрой Дасом в 1905 году, говорится: «Во время правления династии Пхаг[мо]ду весь Тибет наслаждался миром и процветанием. Люди разбогатели деньгами и скотом. преследуемая иностранным вторжением, хотя некоторые мелкие драки и ссоры с некоторыми из недовольных и хищных министров время от времени нарушали мир в стране, тем не менее, в целом династия была полезна для Тибета». [ 23 ]

Последними восемью правителями были:

  1. Гонгма Кунга Лекпа ( Уайли : гонг ма кун дга' ноги па ) (1433–1483, годы правления 1448–1481) брат
  2. Гонгма Нгаги Вангпо ( Уайли : гонг ма нгаг ги дбанг по ) (1439–1491, годы правления 1481–1491) племянник
  3. Цокье Дордже ( Wylie : mTs'o skyes rdo rje ) (1450–1510, годы правления 1491–1499) регент из Ринпунгпа рода
  4. Гонгма Нгаванг Таши Дракпа ( Уайли : gong ma ngag dbang bkra shis grags pa ) (1488–1564, годы правления 1499–1554, 1556/57–1564), сын Гонгма Нгаги Вангпо
  5. Гонгма Дроваи Гонпо ( Уайли : гонг ма гро баи мгон по ) (1508–1548, годы правления 1524–1548) сын
  6. Гонгма Нгаванг Дракпа ( Уайли : gong ma ngag dbang grags pa ) (ум. 1603/04, годы правления 1554–1556/57, 1576–1603/04), сын
  7. Мипхам Вангюр Гьялпо ( Wylie : mi pham dbang sgyur rgyal po ) (ок. 1589–1613, годы правления 1604–1613) внучатый племянник (?)
  8. Мипхам Сонам ​​Вангчук Дракпа Намгьял Палзанг ( Wylie : mi pham bsod nams dbang phyug grags pa rnam rgyal pal bzang ) (ум. 1671, р. после 1613 г.), внук Нгаванга Дракпы Гьялцена [ 24 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Захируддин Ахмад, Китайско-тибетские отношения в семнадцатом веке . Рим 1970, с. 102.
  2. ^ Дэвид Снеллгроув и Хью Ричардсон (1986) Культурная история Тибета , Бостон и Лондон: Шамбала, стр, 135-6.
  3. ^ «Монастырь Денсатил» . Архивировано из оригинала 22 сентября 2014 г. Проверено 7 октября 2014 г.
  4. ^ Лучано Петеч (1990) Центральный Тибет и монголы , Рим: ISMEO.
  5. ^ Дэвид Снеллгроув и Хью Ричардсон, (1986), стр. 152-4.
  6. ^ Джузеппе Туччи (1949) Тибетские расписные свитки , 2 тома, Рим: La Libreria dello Stato, стр. 22, 692.
  7. ^ Джузеппе Туччи (1949) с. 23.
  8. они действительно обладали властью над тремя регионами Тибета (Ю, Цанг и Кхам - Амдо Однако, согласно Цепону В.Д. Шакбпе (1967) « Тибет: политическая история» , ). Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, стр. 89; и У. Рокхилл (1910) «Далай-ламы Лхасы и их отношения с маньчжурскими императорами Китая, 1644-1908», T'oung pao 11, стр. 7.
  9. ^ Джузеппе Туччи (1949), стр. 692-4.
  10. ^ Питер Швигер (2009/10) «Значение титулов Мин, присвоенных правителям Пхаг мо гру: переоценка китайско-тибетских отношений во время династии Мин», The Tibet Journal 34-35, http://www.ltwa.net /library/images/downloads/publication/procedings2009.pdf
  11. ^ Эллиот Сперлинг (2004) Тибетско-китайский конфликт: история и полемика , Вашингтон: Центр Восток-Запад, с. 27.
  12. ^ Китайские взгляды на этот вопрос можно найти в Я Ханьчжане [] (1991) «Биографии Далай-лам» , Пекин: Foreign Language Press, стр. 12–3; Чэньцин Ин (2003) История Тибета , Пекин: China Intercontinental Press, стр. 42–52.
  13. ^ Мартин Слободник, «Отношения между китайской династией Мин и тибетским правящим домом Пхаг-мо-гру в 1368-1434 годах: политические и религиозные аспекты», Азиатские и африканские исследования 13, [1] с. 168.
  14. ^ Джузеппе Туччи (1949 стр. 28.
  15. ^ Сэм ван Шайк (2011) Тибет: История , Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, стр. 85–113.
  16. ^ Дэвид Снеллгроув и Хью Ричардсон (1986), стр. 153-4, 180-2; Лоран Деше (1997) История Тибета , Париж: Fayard, стр. 120
  17. ^ Джузеппе Туччи (1971) Deb t'er mar po gsar ma: Тибетские хроники bSod nams grags pa , Roma: IsMEO, p. 225-6.
  18. ^ Джузеппе Туччи (1971), стр. 231-2.
  19. ^ Олаф Чая (2013) Средневековое правление в Тибете: Клан Рланги и политическая и религиозная история правящего дома Phag mo gru pa , Том. I-II, Вена: ÖAW, стр.291-2.
  20. ^ Лоран Деше (1997), стр. 122-3, 134-46.
  21. ^ Гюнтер Шулеманн (1958) История Далай-лам , Лейпциг: Харасовиц, стр. 230.
  22. ^ Олаф Чая (2013), стр. 327-42.
  23. ^ Сарат Чандра Дас (1905) «Краткая история дома Пхагду, который правил Тибетом после упадка Сакья до 1432 года», Журнал Азиатского общества Бенгалии 1:8 1905, стр. 207.
  24. ^ Список правителей взят из Ngag-dBang Blo-bZang rGya-mTSHo (1995) «История Тибета» , Университет Индианы, Блумингтон, стр. 126-60; Джузеппе Туччи (1971) Deb t'er dmar po gsar ma. Тибетские хроники, автор: bSod nams grags pa , Roma: IsMEO; Джузеппе Туччи (1949) Тибетские расписные свитки , 2 тома, Рим: La Libreria dello Stato; Олаф Чая (2013), Средневековое правление в Тибете: клан Рланги и политическая и религиозная история правящего дома Phag mo gru pa , Vol. I-II, Вена: ÖAW. Список, сомнительный в некоторых деталях, можно найти в Сарат Чандра Дас , «Вклады в религию, историю и т. д. Тибета», Журнал Азиатского общества Бенгалии , 1881, стр. 242.

Источники

[ редактировать ]
  • Dung-dkar blo-zang 'phrim-las (1991) Слияние религиозного и светского правления в Тибете , Пекин: Foreign Language Press.
  • Россаби, Моррис. Китай среди равных: Среднее царство и его соседи, 10-14 века (1983) Univ. из Калифорнии Пресс. ISBN   0-520-04383-9
  • Шакапа, Цепон В.Д. (1981) «Возвышение Чангчуба Гьялцена и период Пхагмо Друпа», Бюллетень тибетологии , 1981 Гангток: Институт тибетологии Намгьяла [2]
  • Шакапа, Цепон В.Д. (1967) Тибет: политическая история , Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
  • Соренсен, Пер, и Хазод, Гунтрам (2007) Правители Небесной равнины: церковная и светская гегемония в средневековом Тибете. Исследование Тшала Гунг-Танга . Том I-II. Вена: Издательство Австрийской академии наук.
  • Туччи , Джузеппе (1949) Тибетские расписные свитки , 2 тома, Рим: La Libreria dello Stato.
  • Туччи , Джузеппе (1971) Deb t'er dmar to gsar ma. Тибетские хроники автора bSod nams grags pa . Рим: IsMEO.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52c55d083dd5986904f63103fd225de5__1717190340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/e5/52c55d083dd5986904f63103fd225de5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phagmodrupa dynasty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)