Династия Пхагмодрупа
Династия Пхагмодрупа лодка для свиней Памудлупа | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1354–1618 | |||||||||
Капитал | Недонг | ||||||||
Общие языки | тибетский | ||||||||
Религия | Тибетский буддизм | ||||||||
Правительство | Буддийская теократия | ||||||||
Монарх | |||||||||
• 1354-1364 | Тай Ситу Чангчуб Гьялцен (первый) | ||||||||
• ок. 1600–1618 гг. | Мипхам Сонам Вангчук (последний) | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 1354 | ||||||||
• Упразднено | 1618 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Китай |
История Тибета |
---|
См. также |
Азиатский портал • китайский портал |
Пхагмодрупа Династия или Пагмодру ( тиб .: Корабль-свинья , Уайли : phag mo gru pa , IPA: [pʰʌ́kmoʈʰupa] ; Китайский : 帕木竹巴 ) — династический режим, который правил Тибетом или его частями с 1354 года до начала 17 века. Он был основан Тай Ситу Чангчубом Гьялценом из семьи Ланг ( Wylie : rlangs ) в конце династии Юань . Династия имела непреходящее значение в истории Тибета; оно создало автономное королевство после правления Юаня , возродило национальную культуру и приняло новое законодательство, которое просуществовало до 1950-х годов. Тем не менее, у Пхагмодрупы была бурная история из-за внутренней семейной вражды и сильного локализма среди благородных родов и феодальных владений. Его власть отступила после 1435 года и была уменьшена до У (Восточно-Центральный Тибет) в 16 веке из-за возвышения министерской семьи Ринпунгпа . Он потерпел поражение от конкурирующей династии Цангпа в 1613 и 1620 годах и был формально заменен режимом Ганден Пходранг, основанным Пятым Далай-ламой в 1642 году. В том же году Гуши-хан из Хошута официально передал старые владения Сакья , Ринпунг и Пхагмодрупа — «Великой Пятой». [ 1 ]
История
[ редактировать ]Основание Пхагмодрупы
[ редактировать ]Основатель Чангчуб Гьялцен происходил из монашеского княжества Пхагмодру («переправа для свиней»), которое было основано как отшельник в 1158 году известным Кагью ученым Пхагмо Друпа Дордже Гьялпо . [ 2 ] Он был расположен в районе Недонг к юго-востоку от Лхасы . Через некоторое время после смерти основателя в 1170 году некоторые из его учеников встретились и организовали настоящий монастырь , названный Данса Тил (Wylie: gdan sa mthil , 1198). [ 3 ] Пхагмодру превратился в большое и богатое поместье вокруг монастыря, которым управляли члены семьи Ланг. Они поддерживали вариант Дагпо Кагью школы буддизма , известный как Пхагдру Кагью . Когда в середине 13 века в Тибете было установлено монгольское правление, Пхагмодру стал уделом Хулагу-хана (ум. 1266), образовав один из тринадцати мириархий (подразделений) Центрального Тибета. К концу 13 века для мириархии настали тяжелые времена, и она потеряла территории. Его состояние было восстановлено Чангчубом Гьялценом, который стал правителем феодального владения в 1322 году. Ему удалось победить различных местных противников в то время, когда династия Юань, правитель Тибета, находилась в упадке. Режим Сакья с центром в Цанге (Западно-Центральный Тибет) до сих пор управлял Тибетом от имени монголов. [ 4 ] Однако Тай Ситу Чангчуб Гьялцен сменил Сакью в период 1354–1358 годов, воссоздав тем самым автономное тибетское государство. [ 5 ]
Монгольский правитель Тогон Темур был охвачен внутренними проблемами и поэтому предпочел подтвердить приобретения Чангчуба Гьялцена и даровал титулы даракаче и тай ситу ему (великий наставник). Династия Мин не предприняла никаких попыток восстановить жесткий контроль над Тибетом, который когда-то осуществляли монголы. В 1372 году император Хуну даровал титул Гуандин Гоши преемнику Чанчуба Гьялцена Джамьянгу Шакья Гьялцену (годы правления 1364–1373) вместе с нефритовой печатью. [ 6 ]
Административное продление
[ редактировать ]Новый режим правил из своего дворца в Недонге в долине Ярлунг . Чангчуб Гьялцен не носил королевских титулов, но предпочитал титул дези (sde srid), что означает регент, а именно в честь древних царей Тибета (600–842), чью славу он хотел возродить. [ 7 ] Новый регент реорганизовал старую монголо-сакьяскую администрацию, разделив территорию на подразделения ( де или дзонгчен ), в подчинении которых находились дзонг ( рдзонг ), округа. Их возглавляли дзонгпоны , которые управляли из городов-крепостей (также называемых дзонг ) и совмещали гражданские и военные функции; они были выбраны из числа близких последователей Чангчуба Гьялцена и изначально не передавались по наследству. Он отменил монгольские законы и обычаи в пользу традиционных тибетских, которые были гораздо менее суровыми. Три столетия спустя его законы были пересмотрены Пятым Далай-ламой и Сангье Гьяцо , а затем оставались в силе до вторжения в Тибет маоистского Китая. Династия в первую очередь владела властью над Центральным Тибетом ( Ю и Цанг ). [ 8 ]
После 1373 года правители периодически отправляли официальные дани императорам династии Мин в Китае и получили от них титул Чанхуаван (китайский: 闡化王, принц, проповедующий буддизм ) в 1406 году. [ 9 ] Суд Мин официально учредил ряд префектур (都司) и округов (寨) в Центральном Тибете. Китайский военный комиссар I был назначен в Хэчжоу недалеко от границы в 1374 году. Император даровал ему общую управляющую власть над До-Кхамом ( Восточный Тибет ) и Ю-Цангом (Центральный Тибет). Однако в тибетских хрониках и документах нет никаких следов этой должности. Тибетские источники показывают, что титулы и печати, присланные китайскими властями, ценились Пхагмодрупами как придающие им престиж. [ 10 ] но что Мин не вводил никаких постановлений, налогов или законов. [ 11 ] Император явно предпочитал официально назначать тибетцев правителями, а не пытаться посылать чиновников или военачальников. Только существенные вопросы, например, право собственности на монастырь Сакья , должны были решаться императором. [ 12 ] В целом, как утверждает Мартин Слободник, «Пхаг-мо-гру не представляла собой важного союзника или опасного врага династии Мин в ее политике во Внутренней Азии. Количество информации об этих отношениях, доступной в китайских и тибетских источниках, отражает Дело в том, что никогда это не представляло приоритета ни для китайской, ни для тибетской стороны. В отношениях с Китаем Тибет был лишь одним из многочисленных периферийных регионов». [ 13 ]
Период политической стабильности
[ редактировать ]Первыми правителями были ламы, не вступавшие в брак, и наследование до 1481 года осуществлялось через побочных родственников. Династия разделилась на три ветви или, скорее, функционеров: правящего Дези , духовных учителей ( чен-нга ) монастырей Данса Тхил и Цетанг и хранителя семьи ( дунгю дсинпа ), который произвел на свет детей, продолжающих линию Ланга. [ 14 ] В то время как первые четыре правителя отказались принять королевские титулы, удовлетворившись достоинством дези , пятый правитель Дракпа Гьялцен присвоил себе королевские титулы гонгма (высший, высший) и чогьял . С 1354 по 1435 год правителям удавалось поддерживать баланс между различными феодальными владениями. В частности, 47-летнее правление Дракпы Гьялцена (1385–1432) запомнилось в целом мирным и процветающим. Ранняя эпоха Пхагмодрупы известна своей продуктивностью в культурном отношении, и ее даже назвали «золотым веком». [ 15 ] Был большой интерес к возрождению славы древнего Тибетского царства, и многие предположительно древние тексты были «заново открыты» учеными священнослужителями. Монастыри приобретали все большее влияние на жизнь тибетцев. В этот период вошли работы буддийского реформатора Дже Цонкапы , основателя секты Гелуг , и его младшего родственника Гедуна Друба , посмертно считающегося первым Далай-ламой . [ 16 ] Правителями в первом веке династии были следующие:
- Тай Ситу Чангчуб Гьялцен ( Уайли : ta'i si tu byang chub rgyal mtshan ) (1302–1364, годы правления 1354–1364)
- Дези Шакья Гьялцен ( Уайли : sde srid sh'akya rgyal mtshan , ZYPY : Сагья Гьяинкаин ) (1340–1373, годы правления 1364–1373) племянник
- Дези Дракпа Чангчуб ( Уайли : sde srid grags of Byang Chub ) (1356–1386, годы правления 1373–1381), племянник
- Дези Сонам Дракпа ( Уайли : Со Шрид Бсод Намс Грагс Па ) (1359–1408, годы правления 1381–1385) брат
- Гонгма Дракпа Гьялцен ( Уайли : gong ma grags pa rgyal mtshan ) (1374–1432, годы правления 1385–1432) двоюродный брат
- Гонгма Дракпа Джунгне ( Уайли : гонг ма грагс Бюнг Гнаса ) (1414–1445, годы правления 1432–1445), племянник
Возобновление политической раздробленности
[ редактировать ]В конце концов семья Пхагмодрупа была парализована внутренними разногласиями в семье Ланг. Короткая гражданская война 1434 года ослабила их позиции. Могущественные феодалы воспользовались возможностью увеличить свою власть, в частности семья Ринпунгпа, которая стала доминировать в Цанге. В 1481 году одному из их потомков, Доньо Дордже , удалось свергнуть короля Кунгу Лекпу (годы правления 1448–1481). [ 17 ] Ринпунгпа имел тенденцию общаться с буддийской сектой Кармапы , в то время как Пхагмодрупа часто (но не исключительно) отдавал предпочтение конкурирующей секте Гелуг. В политическом ландшафте того периода правителям было важно найти союзы с могущественными монастырями и сектами. Внучатый племянник Кунга Лекпы Нгаванг Таши Дракпа (годы правления 1499–1554, 1556/57–1564) сумел отбросить Ринпунгпу из района Лхасы в 1517–1518 годах. [ 18 ] Он был последним действующим королем династии, поддерживая хорошие отношения со Вторым и Третьим Далай-ламами но его влияние в основном ограничивалось Ю. , Когда он состарился, в семье начались новые распри, и за его смертью в 1564 году последовало долгое междуцарствие. В конце концов, в 1576 году на все более пустой трон был возведен его внук Нгаванг Дракпа Гьялцен. Несмотря на то, что он в значительной степени был бессилен, он сохранял определенное значение в качестве координатора, вокруг которого балансировали различные благородные и духовные фракции Восточно-Центрального Тибета. [ 19 ] В то же время в Цанге возникла новая могущественная династия. Это были Цангпа (1565–1642), которые свергли Ринпунгпа и увеличили свои территории в различных частях Тибета. Как и Ринпунгпа, они вступили в союз с сектой Кармапы . [ 20 ]
История Пхагмодрупы после смерти Нгаванга Дракпа Гьялцена в 1603/04 году очень неясна, поскольку к настоящему времени их полностью затмили другие политические фракции. Они потерпели поражение от Цангпа в 1613 году и снова в 1620 году, а последний правитель был изгнан из Лхасы в 1635 году. [ 21 ] После победы над Цангпой в 1642 году Пятый Далай-лама установил дружеские отношения с последним титулярным правителем линии. Однако через несколько лет после смерти последнего в 1671 году Недонг был передан постороннему человеку, и семья Ланг канула в безвестность. [ 22 ] Несмотря на свою бесславную последующую историю, династия имеет хорошую репутацию в традиционной историографии. В истории, переведенной Саратом Чандрой Дасом в 1905 году, говорится: «Во время правления династии Пхаг[мо]ду весь Тибет наслаждался миром и процветанием. Люди разбогатели деньгами и скотом. преследуемая иностранным вторжением, хотя некоторые мелкие драки и ссоры с некоторыми из недовольных и хищных министров время от времени нарушали мир в стране, тем не менее, в целом династия была полезна для Тибета». [ 23 ]
Последними восемью правителями были:
- Гонгма Кунга Лекпа ( Уайли : гонг ма кун дга' ноги па ) (1433–1483, годы правления 1448–1481) брат
- Гонгма Нгаги Вангпо ( Уайли : гонг ма нгаг ги дбанг по ) (1439–1491, годы правления 1481–1491) племянник
- Цокье Дордже ( Wylie : mTs'o skyes rdo rje ) (1450–1510, годы правления 1491–1499) регент из Ринпунгпа рода
- Гонгма Нгаванг Таши Дракпа ( Уайли : gong ma ngag dbang bkra shis grags pa ) (1488–1564, годы правления 1499–1554, 1556/57–1564), сын Гонгма Нгаги Вангпо
- Гонгма Дроваи Гонпо ( Уайли : гонг ма гро баи мгон по ) (1508–1548, годы правления 1524–1548) сын
- Гонгма Нгаванг Дракпа ( Уайли : gong ma ngag dbang grags pa ) (ум. 1603/04, годы правления 1554–1556/57, 1576–1603/04), сын
- Мипхам Вангюр Гьялпо ( Wylie : mi pham dbang sgyur rgyal po ) (ок. 1589–1613, годы правления 1604–1613) внучатый племянник (?)
- Мипхам Сонам Вангчук Дракпа Намгьял Палзанг ( Wylie : mi pham bsod nams dbang phyug grags pa rnam rgyal pal bzang ) (ум. 1671, р. после 1613 г.), внук Нгаванга Дракпы Гьялцена [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Захируддин Ахмад, Китайско-тибетские отношения в семнадцатом веке . Рим 1970, с. 102.
- ^ Дэвид Снеллгроув и Хью Ричардсон (1986) Культурная история Тибета , Бостон и Лондон: Шамбала, стр, 135-6.
- ^ «Монастырь Денсатил» . Архивировано из оригинала 22 сентября 2014 г. Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ Лучано Петеч (1990) Центральный Тибет и монголы , Рим: ISMEO.
- ^ Дэвид Снеллгроув и Хью Ричардсон, (1986), стр. 152-4.
- ^ Джузеппе Туччи (1949) Тибетские расписные свитки , 2 тома, Рим: La Libreria dello Stato, стр. 22, 692.
- ^ Джузеппе Туччи (1949) с. 23.
- ↑ они действительно обладали властью над тремя регионами Тибета (Ю, Цанг и Кхам - Амдо Однако, согласно Цепону В.Д. Шакбпе (1967) « Тибет: политическая история» , ). Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, стр. 89; и У. Рокхилл (1910) «Далай-ламы Лхасы и их отношения с маньчжурскими императорами Китая, 1644-1908», T'oung pao 11, стр. 7.
- ^ Джузеппе Туччи (1949), стр. 692-4.
- ^ Питер Швигер (2009/10) «Значение титулов Мин, присвоенных правителям Пхаг мо гру: переоценка китайско-тибетских отношений во время династии Мин», The Tibet Journal 34-35, http://www.ltwa.net /library/images/downloads/publication/procedings2009.pdf
- ^ Эллиот Сперлинг (2004) Тибетско-китайский конфликт: история и полемика , Вашингтон: Центр Восток-Запад, с. 27.
- ^ Китайские взгляды на этот вопрос можно найти в Я Ханьчжане (1991) «Биографии Далай-лам» , Пекин: Foreign Language Press, стр. 12–3; Чэньцин Ин (2003) История Тибета , Пекин: China Intercontinental Press, стр. 42–52.
- ^ Мартин Слободник, «Отношения между китайской династией Мин и тибетским правящим домом Пхаг-мо-гру в 1368-1434 годах: политические и религиозные аспекты», Азиатские и африканские исследования 13, [1] с. 168.
- ^ Джузеппе Туччи (1949 стр. 28.
- ^ Сэм ван Шайк (2011) Тибет: История , Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, стр. 85–113.
- ^ Дэвид Снеллгроув и Хью Ричардсон (1986), стр. 153-4, 180-2; Лоран Деше (1997) История Тибета , Париж: Fayard, стр. 120
- ^ Джузеппе Туччи (1971) Deb t'er mar po gsar ma: Тибетские хроники bSod nams grags pa , Roma: IsMEO, p. 225-6.
- ^ Джузеппе Туччи (1971), стр. 231-2.
- ^ Олаф Чая (2013) Средневековое правление в Тибете: Клан Рланги и политическая и религиозная история правящего дома Phag mo gru pa , Том. I-II, Вена: ÖAW, стр.291-2.
- ^ Лоран Деше (1997), стр. 122-3, 134-46.
- ^ Гюнтер Шулеманн (1958) История Далай-лам , Лейпциг: Харасовиц, стр. 230.
- ^ Олаф Чая (2013), стр. 327-42.
- ^ Сарат Чандра Дас (1905) «Краткая история дома Пхагду, который правил Тибетом после упадка Сакья до 1432 года», Журнал Азиатского общества Бенгалии 1:8 1905, стр. 207.
- ^ Список правителей взят из Ngag-dBang Blo-bZang rGya-mTSHo (1995) «История Тибета» , Университет Индианы, Блумингтон, стр. 126-60; Джузеппе Туччи (1971) Deb t'er dmar po gsar ma. Тибетские хроники, автор: bSod nams grags pa , Roma: IsMEO; Джузеппе Туччи (1949) Тибетские расписные свитки , 2 тома, Рим: La Libreria dello Stato; Олаф Чая (2013), Средневековое правление в Тибете: клан Рланги и политическая и религиозная история правящего дома Phag mo gru pa , Vol. I-II, Вена: ÖAW. Список, сомнительный в некоторых деталях, можно найти в Сарат Чандра Дас , «Вклады в религию, историю и т. д. Тибета», Журнал Азиатского общества Бенгалии , 1881, стр. 242.
Источники
[ редактировать ]- Dung-dkar blo-zang 'phrim-las (1991) Слияние религиозного и светского правления в Тибете , Пекин: Foreign Language Press.
- Россаби, Моррис. Китай среди равных: Среднее царство и его соседи, 10-14 века (1983) Univ. из Калифорнии Пресс. ISBN 0-520-04383-9
- Шакапа, Цепон В.Д. (1981) «Возвышение Чангчуба Гьялцена и период Пхагмо Друпа», Бюллетень тибетологии , 1981 Гангток: Институт тибетологии Намгьяла [2]
- Шакапа, Цепон В.Д. (1967) Тибет: политическая история , Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- Соренсен, Пер, и Хазод, Гунтрам (2007) Правители Небесной равнины: церковная и светская гегемония в средневековом Тибете. Исследование Тшала Гунг-Танга . Том I-II. Вена: Издательство Австрийской академии наук.
- Туччи , Джузеппе (1949) Тибетские расписные свитки , 2 тома, Рим: La Libreria dello Stato.
- Туччи , Джузеппе (1971) Deb t'er dmar to gsar ma. Тибетские хроники автора bSod nams grags pa . Рим: IsMEO.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жизнь и освобождение Пхагмодрупы, защитника мигрирующих существ, Такпо Чан Нга Ринпоче
- Династия Пхагмодрупа
- История Тибета
- Тибетские короли
- Бывшие страны в истории Китая
- Бывшие монархии Азии
- 14 век в Тибете.
- 15 век в Тибете.
- 16 век в Тибете.
- 17 век в Тибете.
- 1354 заведения в Тибете
- Штаты и территории, основанные в 1354 году.
- Штаты и территории упразднены в 1642 году.
- 1642 закрытия в Азии