История Ляо
История Ляо | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | История Ляо | ||
Упрощенный китайский | История Ляо | ||
|
«История Ляо» , или Ляо Ши ( Ляо Шу ), — китайская историческая книга, официально составленная возглавляемой династией монголами Юань (1271–1368) под руководством историка Токтоа (Туотуо) и завершенная в 1344 году. . [ 1 ] Основываясь на первоисточниках киданей и других предыдущих официальных китайских записях, он подробно описывает киданей , племенную жизнь и традиции киданей, а также официальные истории династии Ляо и ее преемницы, династии Западная Ляо . [ 1 ]
Основные источники
[ редактировать ]История Ляо 1344 года составлена с использованием более старых источников, в основном:
- Шилу 實錄 (Истинные записи), завершенные во времена династии Ляо (916–1125) под руководством Елю Яня (耶律儼), больше не сохранились;
- проект Ляо Ши возглавляемой чжурчжэнями, , составленный во времена династии Цзинь, под руководством чиновника по имени Чэнь Дажэнь (陳大任), никогда не публиковавшийся и больше не сохранившийся;
- и несколько других источников, таких как Цзыжи Тунцзянь (1080-е гг.), Цидань Го Чжи и другие описания киданей в предыдущих династических историях ( Вэй Шу , Суй Шу , ...).
« Ляо Ши» состоит из 116 томов. [ 1 ] в том числе 30 томов «Имперских летописей», 32 тома «Записей об учреждениях», 8 томов «Таблиц», 48 томов «Биографий и описаний» и 1 тома «Глоссария национального языка» 國語解 Гоийцзе ( киданьский язык ), [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] который представляет собой список слов киданьского языка, записанных китайскими иероглифами . Его можно найти в главе 116 ( 遼史/卷116 ).
Создание и надежность
[ редактировать ]Многие китайские ученые того времени утверждали, что неханьская , «варварская» династия Ляо не заслуживает собственной официальной истории, а скорее утверждали, что истории Ляо должны быть дополнением к истории Сун , которая была этнически ханьским китайцем . [ 1 ] Это было частью более крупного спора между двором Юань и китайскими учеными-литераторами, в котором китайская политическая теория, согласно которой только одна династия могла считаться законной одновременно, противоречила убеждениям монголов в обратном. [ 5 ] Из-за этого спора между двумя разными политическими культурами Ляо Ши , а также истории одновременных династий Цзинь и Сун не были официально составлены до 1343–1344 годов, когда прокитайский главный советник Токтоа взял на себя - Снова проект истории юаней. В своей окончательной форме этот проект уступил желанию суда Юаня относиться к Ляо, Цзинь и Сун как к одинаково законным династиям. Составление « Ляо Ши» было завершено за один год. [ 1 ] имперскими историками, хотя и без какой-либо, кроме самой минимальной, корректуры. [ 1 ] Из-за этого « Ляо Ши» и две другие истории до Юань известны своими техническими ошибками, отсутствием точности, непоследовательностью в расшифровке некитайских терминов и имен, а также дублированием тем. Ученые Цин Цянь Дасинь и Чжао И отметили несоответствия в истории Ляо в своих работах «Исследование расхождений в двадцати двух стандартных историях» (廿二史劄記) и «Критические заметки о двадцати двух историях» (二十二史劄記). . [ 6 ] Тем не менее, Ляо Ши предоставляет большой объем знаний о племенной политике и традициях империи Киданей. Елю Яня Поскольку Шилу Чэнь Дарена и Ляо Ши были потеряны, [ 1 ] Токтоа «Ляо Ши» - единственное сохранившееся историческое свидетельство династии Ляо в китайском стиле.
Издания
[ редактировать ]Работа по сопоставлению и пунктуации выполнялась несколько раз, [ 7 ] на примере издания Qianlong, издания Nanjian, издания Beijian, издания Baina и издания Daoguang.
В настоящее время широко используется издание Zhonghua Shuju Press под редакцией Ляо Ши под руководством специалистов по киданьским исследованиям Фэн Цзяшэна и Чэнь Шу и основанное на издании Baina. Эта версия Zhonghua Shuju Press и ее аннотации также ссылаются на другие исторические источники, такие как. как Цефу Юаньгуй , Цзыжи Тунцзянь , Сюй Цзыжи Тунцзянь Чанбянь , Цзю и Синь Таншу , Цзю и Синь Удай Ши , Сун Ши , Цзинь Ши , Цидань Го Чжи и Ляо Вэньхуэй . [ 7 ] [ 8 ]
«История Ляо» была переведена на маньчжурский язык как ᡩᠠᡳᠯᡳᠶᠣᠣ
ᡤᡠᡵᡠᠨ ᡳ
ᠰᡠᡩᡠᡵᡳ (Уайли: Пустыня Дайлиу и Судури , Мёллендорф : Пустыня Даилиу и Судури ).
из династии Цин Император Цяньлун ошибочно отождествил киданей и их язык с солонами , что побудило его использовать язык солонов для «исправления» транскрипции китайских иероглифов киданейских имен в «Истории Ляо» в его «Императорском Ляо Цзинь Юань, три истории национального языка». Объяснение» (欽定遼金元三史國語解 Циньдин Ляо Цзинь Юань санши гоюйцзе). [ 9 ]
«Исправления» Цяньлуна в конечном итоге усугубили ошибки и еще больше ухудшили транскрипцию некоторых иностранных слов. [ 10 ] Маршалл Брумхолл писал: « Эта работа была настолько ненаучной, что кьен-лунские издания историй Ляо, Кин и Юань практически бесполезны. [ 11 ] Эмиль Бретшнайдер продемонстрировал, насколько неверны этимологии в издании Цяньлун. [ 12 ]
Содержание
[ редактировать ]Летопись представлена в томах 1–30, начиная с основателя Абаодзи (Тайдзу) в томах 1–2. В 30-м томе рассказывается о Елюй Даши , который бежал и основал государство Кара-Китай, также известное как Западный Ляо, после распада династии Ляо. Биран описывает 30-й том текста как один из важнейших источников по истории Кара-Хитая. [ 13 ]
Трактаты представлены в томах 31–62. Административное деление Ляо описано в томах с 37 по 41 под названием «География» (地理), организованных пятью контурами первичного уровня (道). Официальные должности (百官) описаны в томах 45–48. Стэнден дает английский перевод некоторых официальных сообщений в глоссарии. [ 14 ]
Тома 63–70 представляют собой таблицы, включающие происхождение правящего клана Елю , а также других кланов в томе 63, племен (部族) в томе 69 и вассальных государств (屬國) в томе 70.
Известные фигуры, включенные в раздел «Биографии», включают Хань Яньхуэй , канцлера Ляо ханьского происхождения в томе 74; Генерал Чжао Яньшоу из Позднего Тан, который также служил Ляо в томе 76; и Ван Цзичжун 王繼忠, который помог заключить Чаньюаньский договор 1004–1005 годов в томе 81. [ 15 ]
Наследие
[ редактировать ]Споры о наследии Ляо как законной династии продолжились после завершения работы над текстом. Примерно во время публикации Ян Вэйчжэнь заявил, что только Сун была законной династией, а Ляо и Цзинь были узурпаторами. [ 16 ] Он продолжал спорить по этому поводу и написал эссе под названием «О законном наследовании». Ученый династии Мин Ван Чжу 王洙 написал альтернативную историю песни под названием «Проверенная история песни» 宋史質, в которой государства Ляо и Цзинь были отнесены к трактатам об иностранных государствах. Однако сам текст Ван Чу подвергся критике со стороны ученых Цин, которые рассматривали его как преднамеренное искажение истории. [ 17 ] Кроме того, текст «Великий очерк исторических записей» ученого эпохи династии Мин Шао Цзинбана 邵經邦 (1491–1561) дал Ляо и Цзинь статус инопланетных узурпаторов.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сюй Элина-Цянь, стр.22
- ^ Уилкинсон, Эндимион Портер (2000). История Китая: Учебное пособие . Том. 52 Гарвардского института Йенчинга, Кембридж, Массачусетс: серия монографий Гарвардского института Йенчинга (иллюстрированное, исправленное издание). Азиатский центр Гарвардского университета. п. 864. ИСБН 0674002490 . ISSN 0073-084X . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ стр. 123-125 Ховорт, Х.Х. 1881. «Северные рубежи Китая. Часть V. Китаи или кидани». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии 13 (2). Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии: 121–82. https://www.jstor.org/stable/25196875 .
- ^ Хеминг Йонг; Цзин Пэн (14 августа 2008 г.). Китайская лексикография: история с 1046 г. до н.э. по 1911 г. н.э.: История с 1046 г. до н.э. по 1911 г. н.э. ОУП Оксфорд. стр. 382–. ISBN 978-0-19-156167-2 .
- ^ Хок-лам Чан, стр.73
- ^ Чан (2014) , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Сюй Элина-Цянь, стр. 22–23.
- ^ История династии Ляо, Туото, Книжная компания Чжунхуа, 1974.
- ^ Кроссли, Памела Кайл; Равски, Эвелин С. (июнь 1993 г.). «Профиль маньчжурского языка в истории Цин». Гарвардский журнал азиатских исследований . 53 (1). Гарвардский институт Йенчин: 99. doi : 10.2307/2719468 . JSTOR 2719468 .
- ^ Бретшнайдер, Э. (1876). Сообщения о средневековой географии и истории Центральной и Западной Азии . Трюбнер и компания. стр. 5–6 . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ Маршалл Брумхолл (1910). Ислам в Китае: забытая проблема . Морган и Скотт, Лимитед. стр. 93–94 .
- ^ Э. Бретшнайдер (15 октября 2013 г.). Средневековые исследования по восточноазиатским источникам: фрагменты к познанию географии и истории Центральной и Западной Азии XIII-XVII веков . Рутледж. стр. 182–. ISBN 978-1-136-38021-1 .
- ^ Биран (2005) , с. 4.
- ^ Стенден (2007) , стр. 241–247.
- ^ Стенден (2007) , стр. 158–166.
- ^ Чан (2014) , с. 89.
- ^ Чан (2014) , стр. 98–100.
Источники
[ редактировать ]- Биран, Михал (2005). Империя Кара-Китая в евразийской истории: между Китаем и исламским миром . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Чан, Хок-лам (2014). «Официальная история Китая при дворе Юань: Сборник историй Ляо, Цинь и Сун». Китай под властью монголов . Принстон: Издательство Принстонского университета.
- Марсоне, Пьер. Степь и империя: формирование династии киданей (Ляо) , Париж, Les Belles Lettres, 2011.
- Хок-лам Чан. Китай и монголы: история и легенды времен Юаня и Мин . Брукфилд, Вирджиния: Ashgate Publishing, 1999.
- Ляо Ши (LS) История Ляо и др. Пекин: Zhonghua Shuju Zhonghua Book Company, 1974.
- Стэнден, Наоми (2007). Безграничная лояльность: пересечение границы в провинции Ляо, Китай . Гонолулу: Издательство Гавайского университета.
- Сюй Элина-Цянь, Историческое развитие додинастических киданей , Хельсинкский университет, 2005. 273 страницы. 2.1 Введение в источники о додинастических киданях (стр. 19–23) > Ляо ши, стр. 22–23.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История Ляо 《遼史》 Китайский текст с соответствующей английской лексикой.