Вирья
Переводы жена | |
---|---|
Английский | усердие, энергия, упорство, энтузиазм, устойчивые усилия |
санскрит | сперма ( IAST : вирья ) |
Есть | Вирия ( Вирия ) |
бирманский | Трудолюбивый ( MLCTS : wə rḭ ja̰ ) |
китайский | Трудолюбие(Т) / Трудолюбие(S), Трудолюбие (Т) / Трудолюбие (S) |
японский | Трудолюбие ( Ромаджи : сёдзин ) |
кхмерский | Власть ( UNGEGN : тамопол ) |
корейский | тяжелая работа , тяжелая работа ( ЧР : хорошо, Чонджин ) |
сингальский | Энергия |
тибетский | упорство་. ( Уайли : бртсон 'гравий; ТХЛ : цёндру ) |
Тагальский | очки |
вьетнамский | Трудолюбие |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() ![]() |
Часть серии о |
52 Четасика |
---|
![]() |
как в буддизме Тхеравады |
Часть серии о |
Парламент |
---|
![]() |
Вирья (санскрит; пали : вирия ) — буддийский термин, обычно переводимый как «энергия», «усердие», «энтузиазм», «усилия» или «героизм». Его можно определить как отношение к радостному занятию полезной деятельностью, и оно побуждает человека совершать полезные или добродетельные действия.
Этимология
[ редактировать ]Вирья буквально означает «состояние сильного человека» или «мужественность». [ 1 ] В ведической литературе этот термин связан с героизмом и мужественностью.
В буддизме . вирья относится к «энергии» практикующего [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] "упорство", [ 4 ] [ 5 ] «настойчивый», [ 6 ] «энергия», «усилие», «усердие», [ 7 ] [ 8 ] или «напряжение», и его неоднократно называют необходимой предпосылкой для достижения освобождения.
Психический фактор
[ редактировать ]В буддийском учении Абхидхармы вирья определяется как:
- Один из шести случайных умственных факторов в Тхераваде Абхидхарме.
- Один из одиннадцати добродетельных умственных факторов Махаяны Абхидхармы.
В этом контексте вирья определяется как готовность с радостью заниматься тем, что полезно; его функция — побудить человека совершить полезные действия. [ 7 ] [ 8 ]
Абхидхарма -самуччая сообщает:
- Что такое вирья ? Это ум, стремящийся быть всегда активным, преданным, непоколебимым, не оглядывающимся назад и неутомимым. Оно совершенствует и реализует то, что способствует положительному. [ 7 ]
В контексте Махаяны Абхидхармы вирья обычно переводится как усердие. [ 7 ]
Палийская литература
[ редактировать ]В буддийской палийской литературе просветлению вирия определяется как важнейший компонент каждого из следующих наборов качеств, способствующих ( бодхи -пакхия-дхамма ):
- пять духовных способностей ( индрия )
- пять сил ( бала )
- десять или шесть «совершенств» ( парамиты )
- семь факторов просветления ( боджханга ). [ 4 ]
Оно также связано с « Правильным усилием » ( самма-ваяма ) Благородного Восьмеричного Пути (палийский: аттхангико магго ; санскр .: аштанга марга ) и с « Четырьмя правильными усилиями » ( самма-ппадхана ).
В Китагири-сутте ( MN 70) Будда наставляет своих последователей:
- ... Для верного ученика, стремящегося постичь Замысел Учителя, естественно, что он ведет себя так: «По своей воле, пусть останутся только моя кожа, сухожилия и кости, а плоть и кровь пусть засохнут на моем теле». , но моя энергия [пали: вирия ] не будет ослаблена до тех пор, пока я не достиг того, чего можно достичь с помощью мужской силы [ пуриша-ттхамена ], мужской энергии [ пуриса-вириена ], и мужественная настойчивость [ пуриша-параккамена ]...» [ 2 ]
Другие характеристики
[ редактировать ]Вирия означает напряженные и постоянные усилия по преодолению неумелых действий ( акусала дхамма ), таких как потакание чувственности, недоброжелательности и вредности (см., например, ахимса и неккхамма ). [ нужна ссылка ]
Вирия также может быть пробуждена сильным чувством самвеги и практикой медитаций на могиле, как описано в Сатипаттхана-сутте .
Это означает правильное стремление достичь дхьяны . [ нужна ссылка ]
Вирья также может означать мужество и физическую силу, и ее культивировали буддийские стражи, в том числе монахи Шаолиня . Это означает силу характера и настойчивые усилия ради благополучия других, а также способность защищать Триратну от нападений. [ 9 ]
При отсутствии постоянных усилий в практике медитации возникает жажда, и медитирующий попадает под ее влияние. правильное усилие ( вирьябала Таким образом, требуется ), чтобы преодолеть неумелые умственные факторы и отклонения от дхьяны . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Адхиттхана (решительная решимость)
- Бодхипакхия дхамма (качества, способствующие просветлению)
- Дания (щедрость)
- Пять факультетов
- Пять Сил
- Четыре правильных упражнения
- Ханти (терпение)
- Метта (любящая доброта)
- Некхамма (отречение)
- Благородный Восьмеричный Путь
- Панья (мудрость)
- Пассаддхи (спокойствие)
- Сумка (правда)
- Сису (аналогичная концепция в финской культуре)
- Наблюдение (невозмутимость)
- Вирья (индуизм)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ См., например, статью Монье Уильямса (1899), статья «Vīryà», стр. 1006 : Определяет вирью частично как: «мужественность, доблесть, сила, власть, энергия, RV и т. д. и т. д.; героизм/героинизм, героический поступок, там же; мужественная сила, мужественность, мужественное семя, MBh .; Kāv. и т. д.; ...."
- ^ Jump up to: а б Нанамоли и Бодхи (2001), «Китагири Сутта» (MN 70), стр. 583–84.
- ^
- «Мегия Сутта: Мегия» . www.accesstoinsight.org . Перевод Ирландии, Джон Д., 1998 г. Проверено 22 ноября 2022 г.
- «Паде Сутта: В ноге» . www.accesstoinsight.org . Перевод Уолша, Мориса О'Коннелла. 2009 . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с См., например, статью Буллита (2005), посвященную «вирии», которая определяет этот термин как: « Настойчивость; энергия. Одно из десяти совершенств ( парами ), пяти способностей ( бала ; см. бодхи-пакхия-дхамма ) и пять сильных сторон/доминирующих факторов ( индрия ; см. бодхи-пакхия-дхамма ) ». Проверено 3 февраля 2011 г.
- ^ «Китагири Сутта: В Китагири» . www.accesstoinsight.org . Перевод Таниссаро, бхиккху. 2005 . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ «Гилана Сутта: Болен» . www.accesstoinsight.org . Перевод Пиядасси, Тера. 1999 . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гюнтер (1975), Kindle Locations 578–580.
- ^ Jump up to: а б Кто (2004), с. 25.
- ^ «Цитаты Будды» . BrainyЦитата . Проверено 22 ноября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Буллит, Джон Т. (2005). Словарь палийских и буддийских терминов . Доступно в « Доступе к Insight » (ATI).
- Гриффит, Ральф TH (1896). Риг Веда .
- Гюнтер, Герберт В. и Лесли С. Кавамура (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шеша Гьял-Мтшана «Ожерелье ясного понимания» . Издательство Дхарма. Киндл издание.
- Ирландия, Джон Д. (пер.) (1998). « Мегия Сутта: Мегия » ( Уд . 4.1). Получено 7 февраля 2011 г. из Access to Insight.
- Кунсанг, Эрик Пема (переводчик) (2004). Ворота к знаниям, Том. 1 . Североатлантические книги.
- Монье-Вильямс, Монье (1899; ред. 2008 г.). Санскритско-английский словарь . Оксфорд: Кларендон Пресс. Общая поисковая система для этого словаря доступна на сайте "U. Cologne".
- Нанамоли, Бхиккху (пер.) и Бодхи, Бхиккху (редактор) (2001). Средние беседы Будды: перевод Маджхима Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-072-X .
- Пиядасси, Тера (1999). « Гилана Сутта: III (Факторы Просветления) » ( СН 46.14). Получено 7 февраля 2011 г. из Access to Insight.
- Рис Дэвидс, Т.В. и Уильям Стед (редакторы) (1921–5). Пали-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов .
- Таниссаро, Бхиккху (пер.) (2005). « Китагири Сутта: В Китагири » ( МН 70). Получено 6 февраля 2011 г. из Access to Insight.
- Уолш, Морис О'Коннелл (пер.) (2009). « Паде Сутта: В стопе » ( СН 48.54). Получено 7 февраля 2011 г. из Access to Insight.