Пять сильных сторон
Переводы Панкабалани | |
---|---|
Английский | пять сил, пять сильных сторон |
санскрит | Панчабалани (панчабалани) |
Есть | Панкабалани |
китайский | пять сил ( Пиньинь : wu lì ) |
индонезийский | пять полномочий |
японский | пять сил ( Ромаджи : горики ) |
кхмерский | Заканчивать (называется незнакомец) |
корейский | Пять Сил ( RR : олеог ) |
тибетский | Пять сил называются ( Уайли : стобс Ингаи Мин Ла ) |
тайский | Бенджафон (по-английски) |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
Дхармы, ведущие к пробуждению |
---|
![]() |
Пять сильных сторон ( санскрит , пали : панкабала ) в буддизме — это вера , энергия , внимательность , концентрация и мудрость . Они являются одним из семи наборов Бодхипакхиядхаммы («качеств, способствующих просветлению»). Им соответствуют пять духовных способностей , которые также являются частью Бодхипакхиядхаммы.
Значение
[ редактировать ]Панча (санскрит, пали) означает «пять». [ 1 ] Бала (санскрит, пали) означает «власть», «сила», «сила». [ 2 ]
Пять сильных сторон:
- Вера/Убеждение ( саддха бала)
- Энергия/Усилие/Настойчивость ( вирия бала)
- Внимательность ( сати бала)
- Концентрация ( самадхи бала)
- Мудрость/проницательность ( паннья бала )
В традиции Аббидхаммы пять сил рассматриваются как противоядия от недоброжелательности ( вьяпада ), лени и апатии ( стйана-миддха ), невнимательности ( апрамада ) или чувственного желания ( камаччанда ), отвлечения или беспокойства и беспокойства. ( ауддхатья-каукртйа ) и скептическое сомнение ( вичикитса ). [ 3 ]
В SN 48.43 Будда заявляет, что пять сил — это пять духовных способностей , и наоборот. Он использует метафору ручья, проходящего мимо острова в середине течения; остров создает два потока, но потоки также можно рассматривать как один и тот же. [ 4 ] В палийских комментариях отмечается, что эти пять качеств являются «способностями», когда они используются для контроля своих сфер влияния, и «силами», когда их непоколебимо противостоят противостоящие силы. [ 5 ]
Интерпретация
[ редактировать ]По мнению Ле Си Минь Тунга, вера здесь означает не слепое доверие, а использование интеллекта для тщательного обдумывания своих действий. Мы должны верить в Просветление, потому что, когда мы достигнем Просветления , больше не будет заблуждений и замешательства. Также должна присутствовать вера в стремлении достичь Правильного Воззрения ( samma-diṭṭhi ) или «правильного понимания», одного из факторов Благородного Восьмеричного Пути . Правильное понимание включает в себя знание того, что правильно, а что неправильно, а также природы себя и мира. Наконец, мы также должны верить в контроль и успокоение шести корней ощущений (глаз, ушей, носа, языка, тела и ума). [ 6 ] По мнению Тить Нат Хана , веру также можно понимать как уверенность в себе. Веру можно применять не только к идеям, но и к практике. [ 7 ]
По словам Ле Си Минь Тунга, энергия — это стремление продвигаться вперед по пути обучения. Когда мы верим в буддийские учения, мы обязуемся осуществить то, во что верим. Если есть только вера, нет никакой выгоды. Поскольку путь обучения полон препятствий, нам нужны терпение и сила, чтобы продолжать идти по этому пути. Чем больше мы узнаем, тем больше нас будут интересовать предметы. Чем больше усилий мы приложим, тем меньше будем уставать. Это настойчивость. [ 6 ] Тит Нат Хан утверждает, что настойчивость — это усердие в поддержании повседневной практики. [ 7 ]
По мнению Ле Си Минь Тунга, осознанность — это накопление и сохранение внутри нас. Нам нужно быть внимательными, совершая добрые дела, например помогая и жертвуя другим то, что мы можем. Мы могли бы пожертвовать деньги и имущество бедным или дать учения, которые помогут людям избавиться от страданий и достичь Просветления . Нам также необходимо укреплять осознанность, чтобы сохранять то, что мы узнали, сохранять ясный ум и не терять из виду правильный путь. На практике Тит Нат Хан считает, что осознанность предполагает избегание событий, которые вызывают в нас негативные семена/чувства. Мы должны осознанно потреблять информацию и не позволять негативным мыслям загрязнять наш разум. [ 7 ]
Согласно Ле Си Минь Тунгу, концентрация – это спокойствие ума. Цель состоит в том, чтобы сосредоточиться на Дхарме и использовать ум для практики. Существует три типа самадхи:
- устранение всех умственных препятствий;
- устранение умственных препятствий дает большую заслугу;
- эта заслуга должна принести пользу всем живым существам, помогая им достичь освобождения.
По мнению Ле Си Минь Тунга, мудрость означает наличие ясного ума. Больше нет дискриминации, дифференциации или различения. Различение или дифференциация происходят из-за заблуждения сознания. Затем это заставляет людей гоняться за Тремя Ядами . Например, мы обозначаем объект как хороший или плохой, красивый или безобразный и т. д. Однако эти коннотации являются заблуждениями. Когда мы научимся перестать различать объекты, людей и другие аспекты мира, мы обретем мудрость. [ 6 ] Мудрости можно достичь многими методами, включая медитацию , которая помогает очистить разум и избавиться от заблуждений. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Бодхипакхиядхамма – перечисляет 37 качеств, способствующих Просветлению, включая Пять Сил.
- Пять мудростей
- Указатель статей по буддизму
- Индрия — «факультет», включает расширенное обсуждение Пяти духовных способностей.
- Светский буддизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. Рис Дэвидс и Стед (1921-25), стр. 387, запись для «Pañca», получено 11 марта 2008 г. из «Университета Чикаго» по адресу [1] ; и Монье-Вильямс (1964), например, с. 579, запись «Pañcaka», получено 11 марта 2008 г. из «Кёльнского университета» по адресу http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/scans/MWScan/MWScanpdf/mw0578-paJcAGguri.pdf .
- ^ См. Рис Дэвидс и Стед (1921-25), стр. 482, запись для «Бала», получено 11 марта 2008 г. из «Университета Чикаго» по адресу [2] ; и Монье-Вильямс (1964), с. 722, запись «Бала», получено 11 марта 2008 г. из «Кёльнского университета» по адресу http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/serveimg.pl?file=/scans/. MWScan/MWScanjpg/mw0722-barAsI.jpg .
- ^ Басвелл и Лопес 2013 , с. панкабала.
- ^ Бодхи 2000 , с. 1688-1689.
- ^ Бодхи 2000 , с. 1511.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ле, Си Минь Тунг (4 августа 2011 г.). "Я буду там " Тху Вьен Хоа Сен Получено 1 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Пять духовных сил (плюс одна) | Тит Нат Хан (короткое обучающее видео) | Амара» . amara.org . Проверено 24 апреля 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Бодхи, Бхиккху (2000). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-331-1 . .
- Басуэлл, Роберт Э. младший ; Лопес, Дональд С. младший (2013), Принстонский словарь буддизма , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press , ISBN 978-0-691-15786-3
- Монье-Вильямс, Монье (1899, 1964). Санскритско-английский словарь . Лондон: Издательство Оксфордского университета. Интернет-поисковик MWD доступен в Кёльнском университете по адресу http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/monier/ .
- Рис Дэвидс, Т.В. и Уильям Стед (ред.) (1921–5). Пали-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Интернет-поисковик PED доступен в «Chicago U». по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Путь мудрости. Пять духовных способностей, Эдвард Конзе
- Пять духовных сил, беседа о Дхарме, Сара Деринг
- Индрии из Энциклопедии духовных знаний
- Секрет пяти сил, комикс - Дзен-мастер Тит Нат Хан