Никая
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Никая ( निकाय ) — палийское слово, означающее «объем». Оно часто используется, как санскритское слово агама ( आगम ), для обозначения «собрания», «сборки», «класса» или «группы» как на пахи, так и на санскрите. [1] Чаще всего он используется в отношении палийских буддийских текстов Трипитаки , а именно тех, которые содержатся в Сутта-Питаке . Оно также используется для обозначения монашеских родословных, где его иногда переводят как «монашеское братство».
Термин Никайя- буддизм иногда используется в современной науке для обозначения буддизма ранних буддийских школ .
Текстовые коллекции
[ редактировать ]В Палийском каноне , в частности, в «Корзине дискурсов» или Сутта-Питаке , значение никаи примерно эквивалентно английскому сборнику и используется для описания группировок дискурсов по теме, длине или другим категориям. Например, Сутта-Питака разбита на пять никай:
- Дигха Никайя , собрание длинных (панийский: дигха ) бесед.
- Маджхима Никая , сборник бесед средней длины ( мадджхима )
- Самьютта Никая , собрание тематически связанных ( самьютта ) бесед.
- Ангуттара Никайя , «постепенный сборник» (дискурсы, сгруппированные по перечислению содержания)
- Кхуддака Никая , «незначительная коллекция»
В других ранних буддийских школах альтернативный термин агама вместо никаи использовался для описания Сутра-Питаки . немахаянская Таким образом , часть санскритской Сутры Питаки называется буддистами Махаяны «Агамами». Агамы сохранились по большей части только в классическом тибетском и китайском переводах. Они тесно связаны с пахи-никаями. [2]
Монашеские подразделения
[ редактировать ]Среди народов Тхеравады Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки никайя также используется как термин для обозначения монашеского подразделения или линии передачи; эти группировки также иногда называют «монашескими братствами» или «братствами». Никаи могут возникать среди монашеских группировок в результате королевского или государственного покровительства (например, Дхаммаюттика-никая в Таиланде), из-за национального происхождения их линии посвящения ( Сиам-никая в Шри-Ланке ), из-за различий в интерпретации монашеский кодекс или из-за других факторов (например, Амарапура-никая в Шри-Ланке, которая возникла как реакция на кастовые ограничения внутри Сиамской никаи). Эти разделения не достигают уровня формирования отдельных сект внутри традиции Тхеравады, поскольку они обычно не следуют различным доктринам или монашеским кодексам, и эти разделения не распространяются на мирян.
В Бирме монашеские ордена никаи возникли в ответ на относительную консервативность интерпретации Виная и иерархическую структуру внутри никаи. С 1980 года не было разрешено никаких новых никай, и сегодня в Бирме существует девять юридически признанных монашеских орденов в соответствии с Законом об организациях Сангхи 1990 года. [3] Крупнейшим из них является Тудхамма Никайя , основанная в 1800-х годах во времена династии Конбаунг .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рис Дэвидс и Стид (1921-25), с. 352, запись о «Никае» в [1] (получено 6 ноября 2007 г.).
- ^ Поттер, Карл Х. (1996). Буддизм Абхидхармы до 150 г. н. э. — Том 7 Энциклопедии индийской философии . Мотилал Банарсидасс. п. 24. ISBN 9788120808959 .
- ^ Гаттер, Питер (2001). «Закон и религия в Бирме» (PDF) . Правовые вопросы журнала Бирмы (8). Юридический совет Бирмы: 10. Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Рис Дэвидс, Т.В. и Уильям Стед (редакторы) (1921–5). Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Общая онлайновая поисковая система PED доступна по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .