Сиам Никайя
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2021 г. ) |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() ![]() |
Сиам — монашеский (также Сиямопали и Сиям ) Никая орден в шри-ланкийском буддизме , основанный Упали Тхера из Сияма по инициативе Веливиты Шри Сарананкара Тхеры по возрождению буддизма в Шри-Ланке в середине 18 века. Вначале он располагался преимущественно вокруг города Канди , но теперь распространился и на другие части страны. Он назван «Сиям», потому что возник в Таиланде (ранее известном в Шри-Ланке как «Сиям Дешая», а в Европе как «Королевство Сиам»). Сиям Никая состоит из двух основных подразделений ( Малватта и Асгирия ) и пяти других подразделений внутри этих двух основных подразделений. В главах Мальватта и Асгирия есть два отдельных тероса Маха Наяка, или главных монахов.
История
[ редактировать ]По инициативе Веливиты Шри Сарананкары Теро (1698–1778) тайский монах Упали посетил Королевство Канди в 1753 году во время правления Кирти Шри Раджасинхи Канди (1747–1782) и там совершил упасампаду для группы кандианцев. Буддийский монашеский орден вымирал трижды за предыдущие пятьсот лет и был восстановлен во времена правления Вимала Дхарма Сурия I (1591–1604) и Вимала Дхарма Сурия II (1687–1707). Эти восстановления были недолгими. [ нужна ссылка ]
Хотя жития, написанные на Шри-Ланке, обходят этот вопрос, основание Сиамской Никаи было тесно связано как с аристократической, так и с кастовой политикой той эпохи, включая попытку государственного переворота , которая необычайно хорошо задокументирована из-за взаимодействия колониальные голландцы и король Канди в то время:
[T] Заговор 1760 года ... произошел во время правления Кирти Шри Раджасимхи и вскоре после официального начала Сиям Никаи в 1753 году. Одна группа местной аристократии сговорилась свергнуть короля и посадить на трон сиамского принца. . Говорят, что в число лидеров входили не только ключевые администраторы-миряне... но и некоторые ведущие монахи Сиям Никая. Валивита Саранамкара, основатель Сиям Никая, и его главный ученик... были названы среди заговорщиков. Заговор был раскрыт, сиамский принц был депортирован (при неохотной помощи голландцев), а светские администраторы казнены. [ 1 ]
Venerable Upali Thero
[ редактировать ]Упали Тхера считал, что буддийская сангха в Канди страдает от коррупции, включая практику астрологии , и его усилия были направлены на «очищение» практик монашеского ордена. Также усилиями Упали Тхеры Канди Эсала Перахера была реорганизована в ее нынешнем виде. Ежегодно в Канди проводится праздник, включающий парад, в центре внимания которого находится реликвия зуба Будды . Первоначально эта процессия была посвящена чествованию индуистских божеств , особенно тех, которые включены в буддизм Шри-Ланки . Упали Тхера считал это неуместным в буддийской стране, и его влияние привело к тому, что король заявил, что «отныне боги и люди должны следовать за Буддой». [ нужна ссылка ]
Количество монастырей и монахов Сиям Никая
[ редактировать ](Оценки Министерства Будды Сасаны, Шри-Ланка) [ нужна полная цитата ]
Монастыри | Храмы | Количество монахов |
---|---|---|
Малвату Паршавая (включая Шри Рохану Паршавая ) | 4,923 | 14,944 |
Асгири Паршавая | 565 | 1,383 |
Рангири Дамбулу Паршавая | неизвестный | 200 |
Махавихара Вансика Ванаваса Никайя | 71 | 889 |
Котте Шри Кальяни Саамагри Никая | 85 | 230 |
Уве Сиямопали | 22 | 78 |
Общий | 6018 | 18,780 |
Религиозная власть
[ редактировать ]К середине 18 века упасампада (высшее посвящение в отличие от саманеры или посвящения новичков) снова вымерло в Шри-Ланке. Буддийский орден вымирал трижды за предыдущие пятьсот лет и был восстановлен во времена правления Вимала Дхарма Сурия I (1591–1604) и Вимала Дхарма Сурия II (1687–1707). Эти восстановления были недолгими. По инициативе Веливиты Шри Сарананкара Теро (1698–1778) тайский монах Упали Тхера посетил Канди во время правления короля Кирти Шри Раджасингхе (1747–1782) и вновь восстановил буддийский орден в Шри-Ланке в 1753 году. Он был назван Сиям Никая по мотивам «Королевства Сиам».

Однако в 1764 году, всего через десять лет после восстановления буддийского ордена в Шри-Ланке преподобным Упали, группа внутри недавно созданной Сиям Никайи сговорилась и преуспела в ограничении высшего посвящения Никаи только кастой Радала и Говигама, Ситинамалуве. Дхаммаджоти (Дурава) был последним монахом, не принадлежащим к Говигаме, получившим упасампаду. Это был период, когда буддийские правила Винайи были практически отменены, а некоторые члены буддийской Сангхи в Королевстве Канди владели частной землей, имели жен и детей, жили в частных домах и назывались Ганиннансе. Это был период, когда традиционная знать Кандианского королевства была уничтожена непрерывными войнами с голландскими правителями приморских провинций. В приморских провинциях новый порядок заменил старый. Мандарампура Пувата, текст периода Канди, повествует о вышеупомянутых радикальных изменениях в монашеском ордене и показывает, что это не было единогласным решением всей сангхи. В нем говорится, что тридцать два «старших» члена Сангхи, выступавшие против этого изменения, были сосланы в Джафну лидерами реформы.
Исключительность Говигамы в отношении Сангхи , обеспеченная таким образом в 1764 году, была почти сразу же оспорена другими кастами, которые без покровительства короля Канди или британцев провели свою собственную церемонию упасампады в Тотагамува Вихара в 1772 году. Другая была проведена в Тангалле в 1798 году. Ни одна из этих церемоний не была одобрена Сиам Никайей, которая утверждала, что они не соответствуют правилам Винаи.
Основные места буддийского богослужения в Шри-Ланке, включая Храм Зуба Будды , Пик Адама , Келанию и более 6000 других храмов, теперь находятся под управлением Сиям Никая. Священный Зуб Гаутамы Будды с незапамятных времен считался символом правителей Шри-Ланки. Со временем резиденция королевства была перенесена из Анурадхапуры в Полоннаруву, затем в Дамбадению и другие города. При каждой смене столицы строился новый дворец для хранения Реликвии. Наконец, его привезли в Канди, где он находится и сейчас, в Храме Зуба. Старейшая буддийская секта в Шри-Ланке, Сиам Никайя (основанная 19 июля 1753 года), была хранителем Реликвии Зуба с момента ее основания во времена Кандианского королевства. Сиям Никая традиционно предоставляет Высшее посвящение только кастам Радала и Говигама, причем Ситинамалуве Дхаммаджоти (Дурава) является последним монахом, не принадлежащим к Говигаме, получившим упасампаду. Этот заговор тлел внутри самой Сиям Никаи, и Моратота Дхаммаккандха, Маханаяка Канди, с помощью двух последних кандианских королей телугу сделал жертвами низменную страну Маханаяку Каратоту Дхаммаранму, конфисковав Храм Шри Пады и свита деревни из братства низменной страны и назначение соперника Маханаяки. [ 2 ] (В настоящее время исключением является секта Рангири Дамбулла, которая приветствует все общины, будучи при этом частью Сиям Никая).