Радала

Радала относится к небольшой группе меньшинства в Шри-Ланке в бывших провинциях Королевства Канди , которые являются либо потомками вождей и придворных короля Канди, либо наяков Канди. [ 1 ] или потомки местных старост, назначенных британской колониальной администрацией после восстания Ува в 1818 году. [ 2 ]
Радала часто называют себя аристократией Королевства Канди и утверждают, что этот термин вошел в употребление после того, как трон Королевства Канди перешел к династии Наяк , члены семьи которой составляли королевскую семью королевства. [ 1 ] Британцы называли эту группу вождями , занимавшими высокие государственные посты, такими как Адигар , Диссава и МахаЛекам, назначения которых не были наследственными, и эти люди не могли взойти на трон, как это могла королевская семья Наяков. Эта группа вождей сыграла важную роль в свержении последнего короля Канди, Шри Викрамы Раджасинхи , и подписании Кандианской конвенции в 1815 году, которая передала Королевство Канди британской короне . Джон Д'Ойли в своих трудах не упоминает какую-либо конкретную группу под названием Радала. [ 3 ] Эта группа стала доминировать в национальной политике в эпоху после обретения независимости при бывшем премьер-министре Сириме Бандаранаике, прямом потомке одного из участников Кандианской конвенции. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Кандианское Королевство
[ редактировать ]Потомки кандийских королей от наложниц некоролевской крови гарема, известного как Якададоли, получали назначения при дворе и в провинциях. [ 5 ] [ 6 ] Неравенство в статусе между членами королевской семьи и радалами было небольшим, и радалам приходилось называть себя «рабами» (gettás) только в присутствии короля и простираться ниц только на ритуальных церемониях, чтобы продемонстрировать свой более низкий статус по отношению к королю. Эта практика продолжалась и в британский период, и ее ненавидели как унизительную форму древней тирании, и она была отменена британцами в 1818 году по провозглашению губернатора Роберта Браунригга от 12 ноября 1818 года . Помимо необходимости постоянно полностью одеваться в присутствии короля, Радалам не нужно было вставать со своих мест, как другим простолюдинам, когда мимо них проносили грязное белье короля («Исторические сведения о Цейлоне», Роберт Нокс , Часть II). , глава 2). Им было разрешено использовать свои родовые и военные знаки отличия, мечи, зонтики и украшения, а также носить обувь. Некоторые вожди были просто личными слугами короля. Диявадана Ниламе короля, был личным камердинером ответственным за его купание и одевание.
Традиционные кандианские радала прошлого считали себя исключительной кастой, а не частью касты Говигама . Совсем недавно, в 1953 году, Брайс Райан заметил, что Радала отверг связи с Гови и что статус касты Гови все еще остается относительно низким в деревнях, где существовала Радала («Каста на современном Цейлоне», стр. 99). Требование кандийской элиты Радалы о создании отдельного федерального государства на независимом Цейлоне, представления, сделанные в Комиссии Донохмора, и формирование Кандианской национальной ассамблеи (КНА) уже в 1924 году демонстрируют нежелание кандийской элиты управляться прибыли семьи Говигама из низменных стран сомнительного происхождения, что должно было стать неизбежным результатом ухода британцев.
Радала как община имела значительную власть над троном Канди. Так произошло, когда последний король Канди наякар, Шри Викрема Раджасинха, потерял свой трон вскоре после того, как потерял военную и административную поддержку Радалов из-за его жестокости по отношению к своим подданным, а также из-за его распущенных принудительных связей с их женами и дочерьми.
Британский Радалас
[ редактировать ]
После захвата провинций Канди в 1815 году британцы вскоре создали на территории Канди обширный класс «Новых Радалас», чтобы помочь им в управлении ею. Несмотря на то, что британцы создали класс шри-ланкийских мудалияров в низинах, этот класс также состоял из туземцев, которые, скорее всего, служили британцам, семей Говигама , которые либо сотрудничали с британцами для захвата Канди, либо из разных низших каст. семьи, которые позже присоединились к британскому делу в финансовых целях.
Все они были из англизированных семей и считались столпами англиканской церкви . У них были английские имена, и их детей тоже звали так же. у них был ряд громких сингальских Кроме того, при получении назначения от британцев имен. Некоторые из этих имен принадлежали кандианским семьям, которые прекратили свое существование или были сильно сокращены, а также от предполагаемых предков с сомнительными связями. Новый класс Radala британского производства был немедленно отвергнут оригинальными Kandyan Radalas. Новые радалы британского производства безуспешно пытались переименовать себя в имена известных кандианских радал, таких как Кеппитиполы, Мампитии и Ранараджи. Все эти попытки были отвергнуты британцами из-за опасений дальнейшего инакомыслия со стороны оригинального Канди Радаласа.
Многие из этих семей «Новой Радалы» имели происхождение из нидерландских стран, и многие из них вступали в брак с англизированным классом мудалияр из низинных стран , причем во многих случаях несколько раз с одной семьей, очевидно, стремясь создать некоторую эксклюзивность. Большинство из них были выходцами из провинции Сабарагамува , а не из внутренних частей провинций Канди, которые были менее подвержены британскому влиянию. Эти новые радалы тоже напоминали английских помещиков, и большинство из них получили от британцев крупные земельные гранты за свое рабство. Их резиденции были беспрецедентного размера, построены в 19 веке в британском колониальном стиле и назывались тамильским словом Walauu или Walvoo.
Обычно они занимали должности «Рейт Махаттайя» или местных администраторов и учились у ведущих англиканских священников в англиканских миссионерских школах Колледж С. Томаса , Тринити-колледж (Канди) и средней школе Ратнапура , которые были учреждениями, созданными британцами специально для производства класс лояльных местных администраторов второго уровня. С каждой последующей партией британских государственных служащих и губернаторов, прибывающих в Шри-Ланку, эта поддерживаемая псевдоаристократическая группа старалась все сильнее и сильнее создавать все большую и большую видимость знати и кандианского происхождения.
Однако потомки оригинальных кандианских радал редко вступают в брак с потомками британских радал или каких-либо других говигам, если уж на то пошло. Если кто-то из них это сделает, то эти люди и все их потомки классифицируются потомками первоначального сообщества Радала как изгои низшей касты.
20 век
[ редактировать ]Женитьба в 1910 году на Кандиане «Новая Радала» Молли Дунувила , газетном магнате Д.Р. Виджевардене , женитьба в 1916 году на Медении и, наконец, женитьба SWRD Бандаранаяке в 1940 году на Сиримаво Ратватте, похоже, приглушила некоторые антипатии и создала общий блок политической власти. который правил страной с момента обретения независимости от Великобритании в 1948 году. Однако Радала все еще относительно эндогамны и даже на сегодняшний день лишь изредка женятся на среднестатистическом Говигаме в браке по расчету.
Ниламе
[ редактировать ]Слово Ниламе относилось к судебным чиновникам. Имена чиновников давались в соответствии с их положением в каждой династии. В связи с развитием языка и изменением требований были изменены должности и изменены их названия. В династии Канди при дворе или «Раджа васала» было несколько чиновников. Это были Адигар и Диссава. [ нужна ссылка ]
Группа
[ редактировать ]Банда или Бандара был ребенком королевских наложниц наяков Канди и потомков Пандарамов Десикара, приехавших в Шри-Ланку из Тамил Наду для служения индуистским храмам. Их также считали вторым классом Радалы.
Патти
[ редактировать ]Патти Радала — традиционная каста пастухов феодального прошлого Шри-Ланки. Они были частью феодальной системы землевладения и подкастой касты Радала. Гопаллава, Киридена, Кириэлла, Панабокке, Валгама и многие другие имена, связанные с коровами, распространены в этом третьем классе сообщества Патти Радала. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Роджерс, Джон Д. (июль 2004 г.). «Раннее британское правление и социальная классификация на Ланке» . Современные азиатские исследования . 38 (3): 625–647. дои : 10.1017/S0026749X03001136 . JSTOR 3876684 . S2CID 145188851 . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ «Класс Мудалияр на Цейлоне» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 марта 2014 г. Проверено 22 января 2017 г.
- ^ Джон Д'Ойли (1833). «Очерк конституции Королевства Канди» (PDF) . Труды Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 3 (2). Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 191–252. JSTOR 25581749 . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ Рёзель, Якоб (16 ноября 2018 г.). «Элиты и аристократия в колониальной и постколониальной Шри-Ланке» . Культурные элиты и элитные культуры в Южной Азии . 48 (1–2) . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ Фернандо, А. Денис Н. (1986). «ДРЕВНИЕ КАРТЫ ШРИ-ЛАНКИ — как основной источник информации для изучения НАСЕЛЕННЫХ ПОСЕЛЕНИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ГРАНИЦ». Журнал отделения Королевского азиатского общества Шри-Ланки . 31 : 82–114.
- ^ Вималадхарма, Капила Патхиран (2000). «СЕМЕЙНЫЕ ГЕНЕАЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ДОКОЛОНИАЛЬНОГО КАНДИАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПОЛИТИИ». Журнал Королевского азиатского общества Шри-Ланки . 45 : 93–128.
- ^ https://www.jstor.org/stable/43483605 . «Патти». www.jstor.org .
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь ) ; Отсутствует или пусто|last1=
|url=
( помощь ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
- Райт Арнольд 1907 Впечатления от Цейлона в двадцатом веке
- Ван Сандан Дж. К. Вожди Цейлона