пульке
Тип | Ферментированный алкогольный напиток |
---|---|
Страна происхождения | Мексика , ( Мезоамерика ) |
Представлено | Древний, до 200 г. н.э. |
Алкоголь по объему | 2–7% |
Доказательство (США) | 4–14° |
Цвет | Молочно-белый |
Ингредиенты | Сок агавы американской |
Сопутствующие товары | Мескаль , баканора , райчилла , текила |
Пульке ( Испанский: ['pulke] ; Классический науатль : метоктли [1] ), иногда известный как октли или вино из агавы , [2] — алкогольный напиток , приготовленный из сброженного сока растения агавы (агавы) . Это традиционное блюдо центральной Мексики , где его производят на протяжении тысячелетий. [3] [4] Имеет цвет молока, довольно вязкую консистенцию и кисловатый дрожжевой вкус. [5]
История напитка уходит корнями в мезоамериканский период, когда он считался священным и его употребление было ограничено определенными классами людей. [6] После испанского завоевания Империи ацтеков напиток стал светским, и его потребление выросло. [7] Потребление пульке достигло своего пика в конце 19 века. [8] В 20 веке напиток пришел в упадок, в основном из-за конкуренции со стороны пива , которое стало более распространенным с прибытием европейских иммигрантов, однако пульке остается популярным во многих частях Центральной Мексики, и были предприняты некоторые попытки возродить его. популярность напитка в других странах благодаря туризму. [7] Подобные напитки существуют и в других странах Латинской Америки, например, гуаранго в Эквадоре (см. миске ).
Описание
[ редактировать ]жидкость молочного цвета Пульке представляет собой несколько вязкую , образующую легкую пену. Его получают путем ферментации сока некоторых видов растений агавы (агавы). Напротив, мескаль изготавливается из приготовленной сердцевины некоторых растений агавы, а текила изготавливается полностью или в основном из голубой агавы . Для производства пульке лучше всего использовать около шести сортов магеи. [5] [6] Название пульке происходит от языка науатль . Первоначальное название напитка было iztāc Octoberli [ˈistaːk ˈokt͡ɬi] (белый пульке), термин пульке, вероятно, был ошибочно получен испанцами от октли полиуки [ˈokt͡ɬi poˈliwki] , что означало «испорченный пульке». [9]
Это один из двух типов ферментированного напитка агавы, известного в Мексике во время контактов с европейцами: пульке готовится из сока, взятого из стебля, а другой - из обжаренных в яме стеблей и оснований листьев. [10]
Магуи
[ редактировать ]Растение магуи, также называемое на английском языке «вековым растением», родом из Мексики. Лучше всего он растет в холодном и сухом климате скалистого центрального нагорья к северу и востоку от Мехико , особенно в штатах Идальго и Тласкала . Магуей выращивают по крайней мере с 200 г. н.э. в Туле , Тулансинго и Теотиуакане , а дикорастущие растения используются гораздо дольше. Исторически растение имело ряд применений. Из толстых листьев можно извлечь волокна для изготовления веревки или ткани, их шипы можно использовать в качестве игл или пробойников, а мембрану, покрывающую листья, можно использовать в качестве бумаги или для приготовления пищи. [7] [11] Название магей было дано испанцами, которые переняли его от таино . Это до сих пор его распространенное название на испанском языке, а «Агава» является его научным родовым или техническим названием. Название науатле растения на — метл . [12]
Процесс производства пульке сложен и требует гибели растения магуи. [13] По мере того, как растение приближается к зрелости, центр начинает набухать и удлиняться, поскольку растение собирает накопленный сахар, чтобы выпустить вверх единственный цветочный стебель, высота которого может достигать 20 футов. Однако у растений, предназначенных для производства пульке, этот цветонос отрезают, оставляя вдавленную поверхность диаметром 12–18 дюймов. В этом центре собирается сок магуи, известный как агуамиэль (медовая вода). [14] Растению магуи требуется 12 лет, чтобы созреть и начать производить сок для пульке. [15]
История
[ редактировать ]Мифологическое происхождение
[ редактировать ]Пульке пьют уже по меньшей мере 2000 лет, и его происхождение является предметом различных историй и мифов. Большинство из них связаны с Маяуэль , богиней магуэев. Считалось, что агуамиэль, собравшаяся в центре растения, была ее кровью. Другие божества, такие как Центзон Тоточтин (400 кроликов), связаны с ним, олицетворяя действие напитка, и являются детьми Маяуэля. [6] [7] В другой версии с участием Маяуэль она изображена как смертная женщина, которая научилась собирать агуамиэль, но некто по имени Пантекатль [panˈtekat͡ɬ] открыл, как делать пульке. [12]
Согласно другой истории, пульке был обнаружен тлакуачем [ t͡ɬaˈkʷat͡ʃe] ( опоссум ), который использовал свои человеческие руки, чтобы копаться в магуе и извлекать естественно ферментирующий сок. Он стал первым пьяным. Считалось, что Тлакуаче определяет течение рек. Реки, которые он прокладывал, обычно были прямыми, за исключением тех случаев, когда он был пьян. Затем они следуют извилистой тропой Тлакуаша от кантины к кантине. [ нужна ссылка ]
Другая версия связывает открытие агуамиэля с Империей Тольтеков , когда дворянин по имени Папанцин пытался заставить императора жениться на его дочери Шочитль . Он отправил ее в столицу с подношением агуамиэля , меда агавы. Император и принцесса поженились, и их сына назвали Меконецином [меконецином] (сыном магуэя). [16] В других версиях истории Шочитлю приписывают открытие пульке. [7]
Доиспанский период
[ редактировать ]Магуей была одним из самых священных и важных растений в древней Мексике. Он занимал привилегированное место в мифологии, религиозных ритуалах и экономике Мезоамерики. Пульке появляется во многих графических изображениях доколониальных времен, начиная с резьбы по камню примерно 200 г. н.э. Первой крупной работой с участием пульке является большая фреска под названием «Пьющие пульке», раскопанная в 1968 году у пирамиды Чолула , Пуэбла . Наиболее вероятным способом открытия агуамиэля и ферментированного пульке стало наблюдение за грызунами, которые грызут и царапают растение, чтобы выпить сочащийся сок. Ферментация агуамиэля может происходить внутри самого растения. [17]
У коренных народов центральных горных районов Мексики употребление пульке осуществлялось только определенными людьми и при определенных условиях. Это был ритуальный напиток, который употребляли во время определенных фестивалей, например, праздника богини Маяуэля и бога Мишкоатля . Его пили священники и жертвоприношения, чтобы увеличить энтузиазм священников и облегчить страдания жертвы. [6] кодексах, таких как Кодекс Борбоникуса, есть много упоминаний В ацтекских об использовании пульке знатью и духовенством для празднования побед. Среди простолюдинов это разрешалось только пожилым людям и беременным женщинам. [18] Производство пульке было ритуальным, а пивовары были суеверными. Они воздерживались от секса в период ферментации, потому что считали, что половой акт испортит процесс. [13]
Колониальный период
[ редактировать ]После завоевания пульке потерял свой священный характер, и его начали пить как местные жители, так и испанцы. [7] Первоначально испанцы не издавали никаких законов относительно его использования. Он стал прибыльным источником налоговых поступлений, но к 1672 году пьянство в общественных местах стало настолько серьезной проблемой, что правительство вице-короля приняло правила по ограничению его потребления. максимум 36 « пулькерий В Мехико было разрешено », которые должны были располагаться на открытых площадках, не иметь дверей и закрываться с заходом солнца. Еда, музыка, танцы и смешение полов были запрещены. Однако пульке продолжал играть важную роль в социально-экономической истории Мексики в колониальные времена и в первые годы независимости . В этот период это был четвертый по величине источник налоговых поступлений. [19] В конце 17 века иезуиты начали масштабное производство напитка для финансирования своих учебных заведений. Таким образом, производство пульке превратилось из домашнего напитка в коммерческое. [7]
Пьянство в искусстве
[ редактировать ]Кастовая система расовой иерархии была создана в Испанской Америке для того , чтобы элиты классифицировали людей на группы на основе фенотипа и воспринимаемого социального класса и придавали им характеристики, которые предположительно были присущи их группе. Часто художники изображали касты смешанной расы. В этой форме мексиканского искусства касты изображались в обстановке, типичной для их социальной группы. Изображение пульке использовалось, чтобы показать поляризацию между различными кастами. До испанской колонизации Америки пульке использовался для религиозных церемоний в Мезоамерике , но после испанского завоевания употребление пульке утратило свое ритуальное значение. [20] [21]
На некоторых картинах касты изображалось употребление пульке. [22] Некоторые художники-касты изображали разные касты, безопасно потребляющие и продающие пульке. [23] Другие художники-каста изображали коренных американцев в состоянии алкогольного опьянения на улицах и выведенных из строя, что в результате требовало, чтобы их семьи сопровождали их домой. [24] На одном из своих изображений 1828 года итальянский литограф Клаудио Линати изобразил двух женщин из числа коренных народов, участвующих в споре возле пулькерии.
Постколониальный период
[ редактировать ]Производство пульке резко возросло после обретения независимости, когда прекратилось регулирование производителей пульке и усилился мексиканский национализм. [12] С тех пор и до 1860-х годов гасиенды пульке множились, особенно в штатах Идальго и Тласкала. В 1866 году начала работу первая железная дорога между Веракрусом и Мехико, проходившая через Идальго. Эта линия вскоре стала известна как «Поезд Пульке», потому что она ежедневно доставляла напитки в столицу. Производство и легкая доставка напитка сделали Идальго богатым и породили «аристократию пульке», состоящую из самых влиятельных семей того времени: Торрес Адалид, Пимента-и-Фагоага, Маседо и другие. На пике своего развития насчитывалось около 300 гасиенд пульке. Некоторые до сих пор остаются на равнинах Апана и Земпоалы , в Идальго. [7] [8] [11] Пик популярности пульке пришелся на конец 19 века, когда им наслаждались как богатые, так и бедные люди. [15]
Изображения тлакичерос , пулькериас и пульке гасиенд были предметом фотографов позднего Порфириато , в том числе фотографов К. Б. Уэйта , Хьюго Бреме и Сергея Эйзенштейна . Тлакичеро «был , пожалуй, самым широко известным и успешным из изображений мексиканских типов». [26]
Еще в 1953 году Идальго и Тласкала все еще получали 30 и 50% своих общих доходов от пульке соответственно. С тех пор этот показатель уменьшился, поскольку ирригация, дороги и другая инфраструктура сделали возможными другие, более прибыльные предприятия. [27]
Отклонить
[ редактировать ]Несмотря на свою прежнюю популярность, пульке составляет лишь 10% алкогольных напитков, потребляемых сегодня в Мексике. [8] Пульке по-прежнему потребляют в Мексике, в основном в центральных высокогорьях и преимущественно в сельских и бедных районах. Оно приобрело общий оттенок чего-то для низшего класса, в то время как потребление пива европейского типа процветало на протяжении всего 20 века. [28]
Сложный и деликатный процесс ферментации пульке всегда ограничивал распространение продукта, так как он не хранится долго и не перемешивается во время снижения скорости транспортировки. С доиспанских времен его потребление в основном ограничивалось центральными высокогорьями Мексики. [28]
Упадок пульке начался в первом десятилетии 20-го века, когда Мексиканская революция привела к снижению его производства. [7] В 1930-х годах правительство Ласаро Карденаса провело кампанию против пульке в рамках усилий по сокращению потребления алкоголя в целом. Но наиболее решающим фактором упадка пульке стало появление пива. [15] [28]
Европейские пивовары-иммигранты в начале 20-го века вели собственную кампанию против местного пульке, утверждая, что производители пульке использовали муньеку (куклу), текстильный мешок с фекалиями человека или животных, который помещали в агуамиэль , чтобы ускорить процесс ферментации. Некоторые производители пульке утверждают, что мунека — это полностью миф, но современные историки предполагают, что такое действительно случалось, хотя и редко. [29] Производители пива продвигали идею о том, что пульке обычно готовят таким образом, обычно из уст в уста и инсинуациями. Это было сделано для того, чтобы воспрепятствовать продажам пульке и способствовать потреблению пива, которое, по их утверждениям, было «строго гигиеничным и современным». [28] [30]
Частично из-за этой стратегии на пульке теперь обычно смотрели свысока, и его употребляло относительно небольшое количество людей, а пиво, сваренное в Мексике, было повсеместным и чрезвычайно популярным. [28] [30] Популярность Пульке невысока и продолжает падать. До 1992 года около 20 грузовиков приезжали каждые три дня в Сочимилько (на юге Мехико) для доставки пульке, но к 2007 году их количество сократилось до одного или двух. В этом районе осталось всего пять пулькерий, а раньше их было 18. [5] Аналогичная ситуация и в большинстве других частей Мексики. Остальные пулькерии представляют собой очень маленькие заведения, продающие продукцию мелких производителей. [7]
В штате Идальго, где выращивается большая часть магуи, поля этого растения исчезают, и его место занимает ячмень. Большинство растений магуи здесь служат пограничными маркерами между владениями. Многие из этих растений долго не живут, так как часто подвергаются вандализму. Каждую неделю около 10 000 растений калечат, отрезая нижние листья для изготовления барбакоа или полностью уничтожая их в поисках съедобных белых личинок или муравьиных яиц, которые могут в них обитать. [7]
В недавней серии туристических шоу PBS рассказывается о пульке и говорится, что он снова стал очень популярным напитком и что существует ретро-движение, побуждающее молодых людей, стремящихся утвердить свое мексиканское наследие, пить этот напиток в больших количествах. Он стал модным напитком среди молодежи и людей, вернувшихся к своим корням. Запрет на употребление алкоголя женщинами также был снят, и теперь нормой стали совместные пулькерии. [ нужна ссылка ]
Также теперь распространены ароматизированные сиропы, приправы и т. д. Одна пулькерия представлена в специальном предложении, состоящем из 48 отдельных вкусов. [ нужна ссылка ]
Производство
[ редактировать ]Процесс производства долгий и деликатный. [15] Растению магуи требуется 12 лет созревания, прежде чем можно будет извлечь сок, или агуамиэль , но хорошее растение может плодоносить до одного года. [6] Этот агуамиэль можно пить в чистом виде, но он становится алкогольным только после процесса ферментации, который может начаться в самом растении. [7] Эту жидкость собирают с растения два раза в день, получая около пяти или шести литров в день. Сегодня эту жидкость собирают стальным черпаком, но раньше в качестве трубки для высасывания сока использовалась продолговатая тыква. Между сборами листья растения наклоняют к центру, где собирается сок, чтобы не допустить попадания насекомых и грязи. Этот центр регулярно очищают, чтобы поддерживать активное производство сока на заводе. Большинство растений агуамиэля производят агуамиэль в течение четырех-шести месяцев, прежде чем окончательно погибнут. [6] [14] Некоторые растения могут дать до 600 л пульке. [31]
Собранный сок помещают в 50-литровые бочки и развозят с поля в чаны для брожения. Эти чаны, называемые тинас , расположены в специальном здании, называемом тинакал . Это слово происходит от испанского tina и языка науатль calli , что означает дом из чанов. Когда гасиенды пульке достигли своего пика в конце 19 века, жизнь гасиенд вращалась вокруг этих тинакалов . Обычно это был прямоугольный каменный сарай с деревянной крышей. Верхние части стен открывались для циркуляции воздуха, а фасады иногда украшались местным орнаментом или другими изображениями, связанными с изготовлением пульке. Одним из популярных мотивов было открытие Шочитлем пульке. Другими популярными элементами были изображения покровительницы гасиенды и Девы Гваделупской . Внутри находились чаны, обтянутые коровьей кожей, натянутые на деревянные рамы, выстроенные в ряд вдоль стен. В более крупных тинакалах было три или четыре ряда чанов. Сегодня бидоны изготавливаются из дуба, пластика или стекловолокна и вмещают около 1000 литров каждая. [7] [14]
После помещения сока в чаны для ферментации добавляют пульке из зрелых семян ( семилла или ксанакстли ), чтобы «запустить» процесс. В отличие от пива, ферментирующим агентом, присутствующим в пульке, является бактерия вида Zymomonas mobilis (син. Thermobacterium mobile). [32] ), а не дрожжи. Ответственные за процесс ферментации хранят свои коммерческие тайны, передавая их от отца к сыну. Ферментация занимает от семи до 14 дней, и этот процесс кажется скорее искусством, чем наукой. На ферментацию пульке может влиять ряд факторов, таких как температура, влажность и качество агуамиэля . [14] готовом пульке обычно достигает 2–7% Содержание алкоголя в (крепость). [33]
Процесс сложный и деликатный, и в любой момент он может пойти не так. По этой причине, а возможно, и в силу его древнего «сакрального» характера, существуют ритуалы и запреты. Могут звучать религиозные песни и молитвы, а внутрь тинакала не допускаются женщины, дети и посторонние люди . [7]
Незадолго до пика брожения пульке быстро отправляют на рынок в бочках. Процесс ферментации непрерывный, поэтому пульке необходимо употребить в течение определенного времени, прежде чем он испортится. [8]
Потребление
[ редактировать ]Большую часть пульке потребляют в барах, называемых пулькериас . В начале 20 века только в Мехико их находилось более 1000. [8] К началу 20 века пулькериасы стали социально принятыми, а некоторые из них стали местами очень элегантными. Но как для богатых, так и для бедных, среди этих заведений выделялись две особенности: странные или запоминающиеся названия и фрески, украшающие стены. Имена включали (в переводе) «Мой офис», «Воспоминания о будущем», «Пей и иди», «Я жду тебя здесь, на углу» и, через дорогу от Национальной палаты депутатов , «The База отдыха тех, кто через улицу». Диего Ривера однажды сказал, что одним из важнейших проявлений мексиканской живописи были фрески, украшавшие фасады и интерьеры пулькериас . Одна из традиций, сохранявшаяся во всех пулькериях в начале 20 века, заключалась в том, чтобы высыпать пол опилками. Традиция того времени заключалась в том, чтобы начать питье пульке с того, что немного пролили его на пол или землю в качестве подношения Матери-Земле. [34] Традиционные пулькерии, как правило, напоминают клубы с закрытым членством, в которых случайные посетители игнорируются или иногда на них пристально смотрят. Частые посещения и обильное употребление напитка способствуют завоеванию признания. [8] Хотя некоторые заведения могут запрещать женщинам, [8] Гораздо чаще заведения предоставляют им отдельную зону отдыха. Смешение полов не допускается. [35] [36] [37] В более сельских районах Идальго и Тласкала, где производится большая часть пульке, пульке свежее и вкуснее. Когда прибыла свежая партия, продавец обычно вывешивает белый флаг над дверью. [8]
Традиционно пульке подают в больших бочках со льдом. [35] и подавался в стаканах, используя хикару , которая представляет собой половину тыквы из калебаса. Бармена зовут хикареро . В пулькерии крузадо , что означает что-то вроде «снизу вверх», является частым приветствием. [8]
Стаканы имеют красочные названия и могут отражать способность покупателя пить пульке. Большие двухлитровые стаканы называются мачетас (цветочные горшки), литровые — каньонес (пушки), полулитровые — чивитос ( козочки), четвертьлитровые — катрины ( денди), восьмые — литровые стаканы. Торнильос (винты ) . Традиционно эти стаканы изготавливаются из зеленоватого стекла, выдутого вручную. [8] Пульке можно пить прямо из бочки или с добавлением ряда добавок, таких как фрукты или орехи. Приготовленный таким образом пульке называется курадо или вяленый. [35]
Одним из ограничений популярности пульке была невозможность хранить его в течение длительного времени или отправлять на большие расстояния. Недавно производители пульке нашли способ сохранять напиток в банках. Однако они признают, что это меняет вкус. Есть надежда, что благодаря этому нововведению пульке сможет вернуть себе утраченный рынок в Мексике и даже добиться успеха в качестве экспортного товара, как, например, текила. [15] Его уже предлагает в Соединенных Штатах компания Boulder Imports, продающая бренд Nectar del Razo. Первоначальным рынком были американцы мексиканского происхождения, но компания сообщает, что продукт пользуется успехом в качестве здорового питания, востребованного спортсменами и бодибилдерами. [38]
Пищевая ценность
[ редактировать ]Существует поговорка, что pulque «sólo le falta un grado para ser carne» – «это лишь немного не похоже на мясо», имея в виду предполагаемую пищевую ценность напитка. [36] Мезоамериканцы позволяли беременным женщинам и пожилым людям употреблять то, что обычно было доступно только священникам и знати. Современный анализ жидкости показал, что она содержит углеводы; витамины С , В-комплекс, D и Е; а также аминокислоты и минералы, такие как железо и фосфор . [8] [15]
Пульке туризм
[ редактировать ]Со времен славы пульке в штате Идальго насчитывается около 250 гасиенд пульке, многие из которых были заброшены или переоборудованы для других целей, например, для скотоводства. Их тинакалы либо исчезли, либо были превращены в складские помещения или помещения для вечеринок. Несколько оставшихся продолжают производить пульке, но используют более современные и санитарные условия. [7] В Тласкале федеральный секретариат по туризму и правительство штата организовали тур под названием «Маршрут Пульке», который включает в себя основные гасиенды, где до сих пор производят этот напиток в этом штате. Это двухдневный маршрут, который начинается от церкви Ла-Барка-де-ла-Фе в Кальпулальпане до гасиенды Сан-Бартоло, которая является основным экспортером консервированного пульке. Эта гасиенда принадлежала Игнасио Торресу Адалиду, которого называли «королем пульке». Сегодня он принадлежит Рикардо дель Разо. Тур также охватывает поля магей, например, вокруг города Гильермо Рамирес. [15]
Эти старые гасиенды сильно различались. Некоторые из них были показными и отличались великолепной архитектурной гармонией, например, Гасиенда Монтесильос в испанском колониальном стиле, первоначально построенная в 17 веке иезуитами, или Гасиенда Сан-Антонио Ометуско, построенная архитектором Антонио Ривасом Меркадо. Однако большинство гасиенд были результатом конструктивного процесса, начавшегося в 16 веке, с использованием смешанных архитектурных стилей и методов Мексики и Европы. Характерной особенностью являются неоготические башни. В гасиенде Сантьяго Тетлапаяк есть фрески, связанные с чарредой и приписываемые художнику Икасе. Zotoluca Hacienda имеет восьмиугольную планировку в неомавританском стиле и была отреставрирована в 1950-х годах. Но центром каждой из этих гасиенд пульке является тинакаль. Они были спланированы и оформлены в соответствии с их важностью. Почти все они имеют интересные архитектурные детали, такие как специально оформленный главный вход, фрески или скульптурные окна. Некоторые из них считаются произведениями искусства, например, тинакаль в отеле Montecillos Hacienda или в отеле San Antonio Ometusco Hacienda, который также имеет элегантный навес, закрывающий отгрузочный док, с литыми железными колоннами и стенами, украшенными фресками, относящимися к истории пульке. . [7]
Популярная культура
[ редактировать ]Осведомленность о пульке резко возросла после выхода в 1966 году фильма « Аппалуза» . В фильме Мэтт Флетчер ( Марлон Брандо ) сидит в кантине и наслаждается пульке.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ю Хуэй; Э. Озгюль Эврануз (17 мая 2012 г.). Справочник по технологии производства ферментированных продуктов питания и напитков на растительной основе . ЦРК Пресс. п. 692. ИСБН 978-1-4398-7069-3 .
- ^ Джеймс Финли Вейр Джонстон (1855). Химия обычной жизни . Д. Эпплтон. п. 329 .
- ^ Орфорд, Джим; Натера, Гильермина; Копелло, Алекс; Аткинсон, Кэрол; Мора, Джазмин; Веллеман, Ричард; Крандалл, Ян; Тибурчо, Марсела; Темплтон, Лорна; Уолли, Гвен (2005). Как справиться с проблемами алкоголя и наркотиков: опыт членов семей в трех контрастирующих культурах . Рутледж. п. 48. ИСБН 9781134702732 .
Одним из самых традиционных напитков является пульке, ферментированный из кактуса магуи и производимый в этом регионе на протяжении тысячелетий.
- ^ Лоуренс, Бенджамин Н; Пенья, Кэролайн де ла (2012). Местные продукты встречаются с глобальными продуктами питания: история дегустации . Рутледж. п. 106. ИСБН 978-0415829953 .
на языке науатль) , занимающий центральное место в доколониальных церемониальных и пищевых культурах, Пульке ( октли производился на протяжении тысячелетий.
- ^ Перейти обратно: а б с «Священный напиток ацтеков пульке уступает пиву в Мексике» . Мединдия. 23 ноября 2007 г. Проверено 12 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дель Магуэй, одиночный деревенский мескаль. «Что такое Пульке?» . Архивировано из оригинала 4 июня 2009 года . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Боннефой, Энн (октябрь 2007 г.). «Haciendas pulqueras de Apan y Zempoala» [Pulque haciendas в Апане и Земпоале] (на испанском языке). Архивировано из оригинала 15 ноября 2012 года . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «История пульке (или безумия майя!)» . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ «Эль пульке, напиток богов» [Пульке: Напиток богов] (на испанском языке). Мексиканские рестораны. 13 сентября 2009 г. Проверено 13 сентября 2009 г.
- ^ Таманг, Джьоти Пракаш. Ферментированные продукты и напитки мира . п. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Оливер Вега, Беатрис (апрель – май 1995 г.). «El uso de maguey» [Использование слова Maguey] (на испанском языке). Мехико: Мексика Десконосидо. Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 года . Проверено 13 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Веларде Эстрада, Моника Лопес. «El Descubimiento del Pulque» [Открытие Пульке] (на испанском языке). Мехико: Музей Сумайя. Архивировано из оригинала 18 февраля 2014 года . Проверено 3 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гейтли, Иэн (май 2009 г.). Напиток: культурная история алкоголя . Нью-Йорк: Gotham Books. п. 97. ИСБН 978-1-592-40464-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Де Барриос, Вирджиния Б. (2002). Путеводитель по текиле, мескалю и пульке . Мехико: Minutiae Mexicana SA de CV, стр. 28–31. ISBN 968-7074-46-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Тласкала организует туры по гасиендам пулькерас» [Тласкала организовала туры по пульке гасиендам]. El Universal.mx (на испанском языке). Нотимекс. 4 сентября 2009 года . Проверено 3 апреля 2014 г.
- ^ Домингес Арагонес, Эдмундо (20 января 2008 г.). «Шюхтлальцин, Primera Reina Tolteca y Xóchitl, Reina Toltec Descubridora del Pulque» [ Шюхтлальцин, первая королева тольтеков и Эль Соль де Мехико (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 г. Проверено 13 сентября 2009 г.
- ^ Де Барриос, Вирджиния Б. (2002). Путеводитель по текиле, мескалю и пульке . Мехико: Minutiae Mexicana SA de CV, стр. 10–13. ISBN 968-7074-46-9 .
- ^ Де Барриос, Вирджиния Б. (2002). Путеводитель по текиле, мескалю и пульке . Мехико: Minutiae Mexicana SA de CV с. 18. ISBN 968-7074-46-9 .
- ^ Де Барриос, Вирджиния Б. (2002). Путеводитель по текиле, мескалю и пульке . Мехико: Minutiae Mexicana SA de CV, стр. 20–22. ISBN 968-7074-46-9 .
- ^ Уильям Б. Тейлор. Пьянство, убийства и восстания в колониальных мексиканских деревнях . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- ^ Кацев, Илона (2004). Каста Живопись . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 112.
- ^ Бристоль, Джоан. «Ты то, что ты пьешь? Текила, Магуи и мексиканская идентичность» . Университет Джорджа Мейсона . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ Кацев, Илона (2004). Каста Живопись . Нью-Хейвен: Йельский университет. п. 115.
- ^ Кацев, Илона (2004). Каста Живопись . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 120.
- ^ Дебруаз, Оливье. Мексиканская сюита , Остин: Техасский университет Press, 2001. с. 121.
- ^ Дебруаз, Оливье. Мексиканская сюита , с. 122.
- ^ Де Барриос, Вирджиния Б. (2002). Путеводитель по текиле, мескалю и пульке . Мехико: Minutiae Mexicana SA de CV с. 38. ISBN 968-7074-46-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Пивовары стремились принизить пульке» . Эль Универсал . Майами. Телеграфные услуги. 11 января 2007 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2011 года . Проверено 12 сентября 2009 г.
- ^ Джереми М. МакКлэнси; CJK Генри; Джейя Генри; Хелен Макбет (2009). Потребление несъедобного: игнорируемые аспекты выбора продуктов питания . Книги Бергана. стр. 215–221. ISBN 978-1-84545-684-9 .
- ^ Перейти обратно: а б «Это ложь, что экскременты используются для приготовления пульке » . Век Торреона . Торреон, Коауила. 11 января 2007 г. Проверено 12 сентября 2009 г.
- ^ Томпкинс, П. (1976). Тайны мексиканских пирамид. Fitzhenry & Whiteside Limited: Торонто. ISBN 0-06-014324-X
- ^ «Зимомонас мобилизис» . www.uniprot.org .
- ^ Альварес-Риос, Гонсало; Вальехо, Мариана; Фигередо-Урбина, Кармен; Эстремо, Себастьян (2022). Agaves pulqueros из Мексики (Отчет) (на испанском языке). дои : 10.13140/RG.2.2.30667.05928 .
- ^ Де Барриос, Вирджиния Б. (2002). Путеводитель по текиле, мескалю и пульке . Мехико: Minutiae Mexicana SA de CV, стр. 22–23. ISBN 968-7074-46-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хорхе. «Эль Пульке «Ла Бебида де лос Диосес» » [Пульке, Напиток Богов] (на испанском языке). Архивировано из оригинала 9 августа 2009 г. Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Авила, Вирджиния (18 декабря 2008 г.). XIX века « Здесь восстанавливаются пульке-бары » (на испанском языке) . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ «Nuestro Pulque» [Наш Пульке] (на испанском языке). Июнь 2009 года . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ «Нектар дель Разо» . Проверено 11 сентября 2009 г.