Великая пирамида Чолулы
Расположение | Чолула де Ривадабия , Пуэбла , ![]() |
---|---|
Область | Пуэбла |
Координаты | 19 ° 03'27 "N 98 ° 18'07" W / 19,05750 ° N 98,30194 ° W |
История | |
Периоды | От классики к постклассике |
Примечания к сайту | |
Архитектура | |
Архитектурные стили | Склон-борд |
Архитектурные детали | Количество храмов: 1 |
Ответственный орган: Национальный институт антропологии и истории. |
Великая пирамида Чолула , также известная как Тлачихуалтепетль ( на языке науатль означает «построенная гора»), представляет собой комплекс, расположенный в Чолуле , Пуэбла , Мексика . Это крупнейший археологический памятник пирамиды (храма) в мире, а также самая большая по объему пирамида, известная сегодня в мире. [1] [2] Пирамида сырцового кирпича из имеет высоту 25 метров (82 фута). [3] над окружающей равниной, которая значительно короче Великой пирамиды Гизы высотой 146,6 метра (481 фут), но намного шире, размером300 на 315 метров (984 на 1033 фута) в окончательном виде, [3] по сравнению с размерами основания Великой пирамиды 230,3 на 230,3 метра (756 на 756 футов). [4] Пирамида – это храм, который традиционно считается посвященным богу Кетцалькоатлю . [5] Архитектурный , хотя стиль здания был тесно связан со стилем Теотиуакана в Мексиканской долине влияние побережья Мексиканского залива также очевидно, особенно Эль-Тахина . [6]
Местоположение и этимология
[ редактировать ]Археологическая зона Чолула расположена в 6,4 км (4 милях) к западу от города Пуэбла . [7] в городе Чолула . Пирамида расположена в Сан-Андрес-Чолула, муниципалитет Пуэбла, и отмечает район в центре города, где начинается этот муниципалитет. Город разделен на два муниципалитета: Сан-Андрес и Сан-Педро . Это разделение возникло во время завоевания города тольтеками-чичимеками в двенадцатом веке. Это оттеснило бывшую доминирующую этническую группу Ольмека-Шикаланка к югу от города. [8] Эти люди сохранили пирамиду в качестве своего основного религиозного центра, но недавно доминирующие тольтеки-чичимеки основали новый храм Кетцалькоатля на месте монастыря Сан-Габриэль сейчас. Люди тольтеков-чичимеков, поселившиеся в этом районе примерно в двенадцатом веке нашей эры, назвали Чолулу Тлачихуалтепетль , что означает «искусственный холм». [9]
Название «чолула» происходит от древнего » на языке науатль слова « хололлан , что означает «место убежища». [7]
История
[ редактировать ]Великая пирамида была важным религиозным и мифическим центром во времена, предшествовавшие вторжению. [10] В течение тысячи лет до испанского вторжения последовательные этапы строительства постепенно увеличивали основную часть пирамиды, пока она не стала крупнейшей по объему в Мексике. [10]
Классический
[ редактировать ]
Храмово-пирамидный комплекс строился в четыре этапа, начиная с 3 века до нашей эры по 9 век нашей эры, и был посвящен божеству Кетцалькоатлю . Он имеет основание 300 на 315 метров (984 на 1033 фута) и высоту 25 м (82 фута). Согласно Книге рекордов Гиннеса , это фактически самая большая пирамида , а также самый большой памятник, когда-либо построенный где-либо в мире, общий объем которого оценивается более чем в 4,45 миллиона кубических метров, что больше, чем у более высокой Великой пирамиды. Гизы в Египте , что составляет около 2,5 миллионов кубических метров. [11] Керамика Чолулы была тесно связана с керамикой Теотиуакана, и оба памятника, похоже, пришли в упадок одновременно. [12] Постклассические науа называли пирамиду Тлачихуалтепетль или «рукотворная гора», что означает, что они считали, что сооружение было построено руками человека, а не священных существ. [13]
На пике своего развития Чолула была второй по численности населения в Мексике: около 100 000 человек проживали на этом месте. [14] Хотя древний город Чолула оставался заселенным, жители покинули Великую пирамиду в 8 веке, поскольку в городе резко сократилось население. [7] Даже после сокращения населения Великая пирамида сохранила свое религиозное значение. [10]
Когда-то это место называлось Чололан, что означает «место тех, кто бежал», что является явной отсылкой к событиям, описанным в тексте Аналес де Куаухтинчан, где группа толтеков-чичимека прибывает и захватывает город после бегства из своей предыдущей столицы. толлан-ксикокотитлан . [15]
Постклассический и колониальный
[ редактировать ]В «Истории толтеков-чичимеков» , кодексе из региона Чолула, рассказывается, что владыка ольмеков-шикаланков с титулом Акияч Амапане жил в Великой пирамиде. [16] В XII веке, после того как тольтеки - чичимеки захватили город, религиозный акцент сместился с пирамиды на новый храм. [9] Даже в постклассический период, спустя долгое время после того, как местные жители покинули пирамиду, они продолжали хоронить своих умерших вокруг сооружения, демонстрируя его непреходящую важность. [17] К моменту прибытия испанцев пирамида заросла, и к 19 веку она все еще оставалась нетронутой, и видна была только церковь, построенная в 16 веке. [18]
Современная история
[ редактировать ]Архитектор Игнасио Маркина начал исследовательское прокладывание туннелей внутри пирамиды в 1931 году. [19] К 1954 году общая длина туннелей составила примерно 8,0 километров (5 миль). [19]
Сегодня пирамида на первый взгляд выглядит как естественный холм. [1] Это Iglesia de Nuestra Señora de los Remedios (Церковь Богоматери Лекарственных средств), также известная как Santuario de la Virgen de los Remedios (Святилище Богородицы Лекарственных средств), построенная испанцами в колониальные времена (1594 г.). ) на вершине храма. Церковь является основным местом паломничества , а также используется для проведения многих местных обрядов. Многие древние памятники в Латинской Америке находятся под католическими памятниками из-за практики католической церкви разрушать местные религиозные объекты.
Из-за исторического и религиозного значения церкви, которая является памятником архитектуры, пирамида в целом не раскапывалась и не реставрировалась, как меньшие, но более известные пирамиды в Теотиуакане . Внутри пирамиды находится около пяти миль (8 км) туннелей, раскопанных археологами .
Пирамида
[ редактировать ]
Пирамида состоит из шести наложенных друг на друга структур, по одной на каждую доминировавшую в ней этническую группу. Однако только три из них были изучены достаточно глубоко. [20] Сама пирамида является лишь небольшой частью большой археологической зоны Чолулы, площадь которой оценивается в 154 гектара (0,59 квадратных миль). [21] Строительство пирамиды началось в доклассический период и с течением времени перестраивалось более шести раз до окончательных размеров 300 на 315 метров с каждой стороны у основания и 25 метров в высоту. Общая площадь основания составляет 94 500 квадратных метров (1 016 669 квадратных футов), что почти вдвое больше основания Великой пирамиды фараона Хуфу в Гизе площадью 53 108 квадратных метров (571 356 футов квадратных ) . В Тлачихуалтепетле находится самое большое основание пирамиды в Америке.
На самом раннем этапе строительства характерна талуд-таблеро архитектура , характерная для региона, которая стала прочно ассоциироваться с великим мегаполисом Теотиуаканом . [5] В некоторых пирамидальных конструкциях были захоронения со скелетами, найденными в разных положениях, со множеством подношений, особенно керамики. На последней стадии строительства есть лестница на западной стороне, ведущая к храму наверху, обращенному к Истакциуатлю. В колониальный период пирамида была сильно повреждена на своей северной стороне, чтобы построить Пуэблу- Реаль . Запад был поврежден позже при прокладке железнодорожной линии. [22]
История раскопок
[ редактировать ]Первое исследование территории пирамиды было проведено Адольфом Банделье , американским археологом швейцарского происхождения, интересовавшимся Мексикой. Он прибыл в Чолулу в 1881 году и опубликовал свои выводы об этом месте в 1884 году. Большая часть работы Банделье заключалась в раскопках различных захоронений на территории вокруг пирамиды, в основном в сборе черепов, что было стандартной практикой в то время. [ нужна ссылка ] Многие из них оказались в запасниках музеев США.
Банделье также провел первые точные измерения конструкции, добился некоторого прогресса в ее строительстве и работал над домашними постройками, совпадающими с пирамидой. Он сделал первые точные полевые записи на этом месте и самый ранний план этого места. Банделье также проявил интерес к двум близлежащим курганам, называемым Серро-де-Акозак и Серро-де-ла-Крус, которые в то время были полностью покрыты растительностью. [23]
Пирамиду раскапывали в два этапа. Первый начался в 1931 году и закончился в 1950-е годы. Раскопки возобновились в 1966 году и официально завершились в 1970 году публикацией отчетов различных ученых, работавших над проектом Чолула. [24]
Исследование самой пирамиды началось в 1931 году под руководством архитектора Игнасио Маркина, который вырыл туннели для исследования подземных сооружений. Это было время политической нестабильности в Мексике, в основном из-за войны Кристеро . Однако решение о раскопках сооружения было принято из-за успеха раскопок Теотиуакана Мануэля Гамио в 1920-х годах. [25] Проект был передан Маркине из-за его опыта работы с Гамио в Теотиуакане.
Хотя заслуга принадлежит Маркине, он провел на этом месте мало времени. Большую часть работы на самом деле выполнил Марино Гомес, смотритель участка, который руководил рытьем туннелей. Эти туннели позволили составить карту и смоделировать последовательные слои пирамиды. [26] У пирамиды не было очевидного входа из-за ее ветхого состояния, но археологи решили начать прокладку туннелей с северной стороны, где колониальное строительство повредило ее. С этой стороны виднелись остатки стен и других построек.
Методы прокладки туннелей основывались на опыте различных членов команды в Теотиуакане и Тенаюке . Эти методы были основаны на добыче полезных ископаемых, даже с использованием небольших гусениц и миниатюрных угольных вагонов для вывоза мусора. Их примеры находятся в музее этого места. Основание пирамиды было построено из высушенного на солнце сырцового кирпича, в который для лучшего уплотнения были добавлены керамика, обсидиан и гравий. Этот прочный фундамент позволил экскаваторам создавать только « ложные арки », подобные тем, что встречаются в постройках майя, а не добавлять балки и другие опоры.
Первые два туннеля были построены так, чтобы пересекать центр: один с севера на юг, а другой с востока на запад. Когда туннели достигли основания, они следовали контуру сооружения, и в конечном итоге различные туннели образовали подземный лабиринт. К 1939 году здесь было четыре километра туннелей, а к 1951 году было добавлено еще два. [27] Туннели демонстрируют реальную ценность пирамиды, которую не видно на поверхности. [28]
Во время первого раунда раскопок Эдуардо Ногера вырыл в этом районе шестнадцать ям, чтобы извлечь керамические материалы и установить временную шкалу. Результаты этих исследований были опубликованы в 1954 году под названием La Ceramica arqueológica de Cholula . Изделия варьировались от глиняных фигурок, сделанных, когда поселение было всего лишь деревней, до доклассических фигур. К последним относятся фигуры, которые определенно представляют собой обнаженных женщин со сложными прическами. Фигуры более поздних периодов, например, совпадающих с Тулой и Теотиуаканом, как правило, изображают богов и жрецов. Также были найдены различные музыкальные инструменты, например, флейты, а также инструменты для изготовления текстиля, аматной бумаги и топоров. Одной из главных находок стал церемониальный скипетр , вырезанный из кости, с изображениями, связанными с концепцией жизни и смерти как двойственности. [29]
Первый этап раскопок завершился в 1950-х годах. Второй раунд раскопок проходил с 1966 по 1974 год под названием Проекто Чолула. Частично этому способствовали реконструированные пирамиды в Мексике, которые стали туристическими достопримечательностями. Этот проект спонсировался как федеральным правительством, так и правительством штата, которые также хотели сделать Чолулу достопримечательностью. Со времени работы Маркины в областях археологии и антропологии произошли изменения, в основном сосредоточенные на более междисциплинарном подходе.
Первым человеком, ответственным за это место, был Мигель Месмахер в 1966 году. Всего через шесть месяцев работы Месмахер опубликовал предварительный отчет в 1967 году. Одной из главных находок за это время была находка Edificio I (Здание I). Помимо раскопок основных сооружений пирамиды, Мессмахер, Эдуардо Матос Моктесума и другие участники проекта работали над более междисциплинарными задачами, такими как определение сельскохозяйственных моделей территории, разработка керамики и систем распределения воды. Однако это привело их к конфликту со спонсорами проекта, а также с INAH , которая выступала за более ограниченный подход, направленный на реконструкцию пирамиды. [30]
В 1967 году INAH решила заменить Мессмахера Игнасио Маркина на посту руководителя группы, проводившей раскопки, что побудило большинство молодых исследователей покинуть проект. Хотя основное внимание было снова сосредоточено на самой пирамиде, проект не утратил своего междисциплинарного характера, сохранив экспертов в таких областях, как геология, ботаника и палеозоология.
Проект начал сосредотачиваться на южной стороне пирамиды, раскапывая остатки площадей и зданий, составлявших большой комплекс. Однако было трудно связать эти структуры с теми, что находились внутри пирамиды. Внутренние дворики были раскопаны слоями еще в классический период (200–800 гг. Н.э.) и в начале постклассического периода, во время оккупации ольмеков Ксикалланкас. Позднее эти сооружения были реконструированы. Наиболее важными элементами, обнаруженными за это время, были Алтарный двор и Здание F (Здание F). [31] К официальному завершению проекта в 1974 году интерес к пирамиде снова угас, поскольку ее нельзя было реконструировать полностью, как и другие крупные пирамиды в Мексике. Проект был заброшен, оставив лишь фрагментарные сведения о нем. [32]
Несмотря на доиспанское значение этого места, эта пирамида относительно неизвестна и неизучена, особенно по сравнению с другими пирамидами в Мексике, такими как Теотиуакан , Чичен-Ица и Монте-Альбан . Для этого существует ряд возможных причин. Во-первых, его существование не было подробно описано в публикации правительства Мексики для Международного конгресса американистов 1928 года в Нью-Йорке. Во всем произведении есть лишь одно краткое упоминание о пирамиде. Однако к этому времени только Банделье проделал какие-либо работы на сайте. [25]
Из всей работы, проделанной с 1930-х по 1950-е годы, была только одна презентация — на XXVII Международном конгрессе американистов Мексики в 1939 году. [33] В 1951 году Маркина включил Чолулу в работу под названием Arquitectura prehispánica вместе с информацией из различных крупных объектов страны. Однако в 1950-х годах интерес к месту Чолула угас. Одной из причин этого было то, что в то время было обычным делом реконструировать основные здания, особенно пирамиды, хотя эти реконструкции часто были преувеличены. С пирамидой Чолула такая реконструкция невозможна. [34]
Большинство существующих публикаций представляют собой технические полевые отчеты с небольшим обобщением собранных данных. По этой причине на сегодняшний день он не сыграл существенной роли в понимании Мезоамерики. Из-за состояния поверхности и большого количества артефактов прямо под поверхностью невозможно восстановить последнюю ступень пирамиды такой, какой она была. [35]
Элементы
[ редактировать ]В результате раскопок внутри пирамиды было обнаружено около восьми километров туннелей, два из которых начались в 1931 году, чтобы доказать, что холм был археологической находкой. Внутри были обнаружены алтари с подношениями, полы, стены и захороненные человеческие останки примерно 900 года нашей эры. Сегодня для публики открыто только около 800 метров этих туннелей, которые превратились в хорошо освещенные арочные проходы. Посетители входят с северной стороны через центр пирамиды и выходят с южной стороны. Есть несколько указателей, объясняющих конструкции внутри, но в одной секции можно увидеть главные лестницы одной из пирамид, девять этажей которой были раскопаны снизу вверх. Есть также две знаменитые фрески. Один называется «Чапулины» и состоит из изображений кузнечиков с черным черепом посередине. А другой — «Бебедоры», на котором изображены различные фигуры, пьющие из сосудов, которые чаще всего используются для приготовления пульке . Вокруг пирамиды находится ряд других построек и патио, образующих массивный комплекс. Патио Алтарей был главным входом в пирамиду и назван в честь различных алтарей, окружающих главный двор.
Первоначальные раскопки в конечном итоге показали, что основной доступ к пирамиде находился с западной стороны, что подтвердили последние раскопки. Оба также показали, что обычно были незначительные доступы в северо-восточном и юго-западном углах. [28]
Здание А или Ла Конехера
[ редактировать ]Здание А — самая ранняя версия пирамиды, также называемая «Ла Конехера». [19] Эта структура была обнаружена в 1950-х годах, ближе к концу первого раунда раскопок. Это относительно простая структура, построенная до Теотиуакана, с глинобитным ядром. [19] [36] Однако он был найден не непосредственно под другими слоями Пирамиды, а под структурой, известной как Edificio Rojo (Красное здание) в северо-восточном углу. Это делает самую старую пирамиду на этом месте «сдвинутой от центра» по отношению к более поздним пирамидам. Он был построен из глинобитного камня с основанием площадью около десяти квадратных метров. Стена из талуда увенчана карнизом высотой 57 см. Над этим двухэтажное помещение выходило на юг. С одной стороны Ла Конехера восемь закругленных ступенек из земли с каменным ядром ведут к западной стороне строения, в коридор. Это имеет некоторое сходство с округлой пирамидой Куикуилько . Судя по керамике, найденной вместе с ним, сооружение было датировано примерно 200 г. до н. э., то есть современником таких мест, как Сакатенко и Эль-Арболильо в долине Мехико. Основание, карниз и камера Ла Конехеры были расписаны. Черная краска остается на основе. На карнизе в северо-западном углу были нарисованы белые квадраты на черном фоне. Следователи предположили, что этот узор повторился и на остальной части карниза. И внешняя, и внутренняя стены камеры были несколько раз окрашены в красный цвет без каких-либо рисунков. [36] [37]
Здание Б или Пирамида расписных черепов
[ редактировать ]Здание Б , или Пирамида расписных черепов, располагалось в нескольких метрах от Ла-Конехера. Более поздние расширения этой пирамиды в конечном итоге охватили Ла-Конехеру и построенное над ней Эдифисио Рохо. Пирамида Расписных Черепов была построена между 200 и 350 годами нашей эры и состояла из семи ступенчатых уровней с глинобитным ядром. Он был отделан саманом и камнем и отшлифован землей, смешанной с известью, чтобы создать поверхность для живописи. [38] Архитектура важна благодаря своей структуре талуд-таблеро и стенам, украшенным фресками. Эта структура была построена в два этапа. Первым была создана прямоугольная платформа размером 113 на 107 метров. На вершине находится двухэтажное строение высотой восемнадцать метров с лестницей на западе. Это сооружение построено из сырцового кирпича, из которого в местах с лестницами использовался камень и глина. Маркина определил, что эта структура имела ориентацию с востока на запад, подобно Пирамиде Солнца, что совпадает с цивилизацией Теотиуакана, а более поздние исследования керамики отнесли ее к Теотиуакану II. [39] Изучены только фрески двух верхних этажей этой пирамиды: талудов и таблерос северной стороны, а также северо-восточного угла. Талуд имеет следы черного цвета, а двухметровые таблерос состоят из фриза шириной 46 см с двойной рамкой или каймой, выступающей из фриза. Это характерно для архитектуры Чолулы. Эти таблеро обычно имеют один цвет в качестве основы, но с полосами других цветов сверху, например желтого, красного и синего. Северная сторона слева полностью очищена от краски, но справа остались цветные пятна. На самом верхнем этаже нарисованы девять черепов, а на нижнем — семь. [38] Первоначально считалось, что эти черепа представляют собой головы кузнечиков, обращенных вперед, но более поздние исследования показали, что они изображают сильно стилизованные человеческие черепа. [39] Эти черепа смотрят вперед и окрашены в желтый и красный цвета на черном фоне. Над черепами расположены декоративные маркеры в виде стрелок, указывающие направление сцены. Те, что слева, указывают на восток, а те, что справа, — на запад. По бокам стилизованные крылья красного, зеленого и охристого цветов. [38]
Одним из наиболее важных открытий между 1932 и 1936 годами стал Алтарь скульптурных черепов, о котором официально сообщил археолог Эдуардо Ногера в 1937 году. Это здание расположено на одном из нижних уровней северо-восточного внутреннего дворика, пристроенного к основанию Пирамида расписных черепов. Однако архитектурные аспекты этого алтаря соответствуют классическому периоду Поста. Алтарь расположен на платформе и обращен на восток, перед которым находится лестница, по которой можно подняться на платформу. По этой причине его считают алтарем моместли , который размещают на церемониальных платформах. Он имеет квадратное основание, северная, южная и западная стороны которого выполнены из талуда и поднимаются к украшенной части, увенчанной карнизом. Подъездная лестница имеет параллельные балки, завершающиеся дадо — элементом, встречающимся в Тенаюке и других районах Мексики. Название происходит от трех человеческих черепов, сделанных из глины, с выпученными глазами и покрытых лепниной вместе с остальной конструкцией. Эта декоративная особенность связана с функцией алтаря, который, как полагают, является мавзолей . В нем находятся останки мужчины и женщины. Женский скелет сопровождается погребальным инвентарем, связанным с домашней жизнью, таким как комалы , костяные иглы, веретена и горшки. Мужской скелет, вероятно, принадлежал известному воину. Его погребальный инвентарь гораздо богаче: ритуальные сосуды, элегантная ваза с разноцветным узором, обсидиановые наконечники стрел и музыкальный инструмент, называемый омексикауацтли. Также была найдена челюстная кость собаки ксолоитцкуинтли . Доиспанские люди считали собак проводниками в подземный мир. Функция этого мавзолея заключалась, скорее всего, в увековечении памяти воина-мужчины. [40] Он имеет два уровня. Одна представляет собой пирамидальную платформу, а другая представляет собой сооружение талуд-таблеро с двойным карнизом и гребнем из самана, украшенное переплетенными орнаментами в барельефе, окрашенными в красный, желтый и зеленый цвета. Талуд, как и нижняя часть стола, окрашены в черный цвет, а некоторые мелкие детали окрашены охрой. На северной стороне показаны только челюсть и глаз черепа, а также некоторые стрелы и другие эффекты, видимые на пирамиде, с которой он связан. На западной стороне находятся два черепа. Можно сохранить около половины оригинала, чтобы увидеть его открытый рот и белые зубы. Фигура обведена охрой и черным цветом. Другой череп содержит лишь следы этих цветов. Нижний карниз с северной стороны разделен горизонтальными полосами, черными сверху и красными снизу. Внутренний карниз имеет двойные полосы зеленого и красного цвета. На крайнем западе картины изображены черепа. [41]
Здание C или Пирамида девяти этажей
[ редактировать ]Здание C или Пирамида девяти этажей было построено над зданием B между 350 и 450 годами нашей эры и по объему больше, чем Пирамида Луны в Теотиуакане. [19] [41] Эта последняя фаза представляла собой радиальную пирамиду с лестницами, поднимающимися по всем четырем сторонам конструкции. [19] Пирамида девяти этажей была построена на основе самой старой конструкции с использованием самана для расширения до пирамиды с основанием 190 квадратных метров и высотой 34 метра. Вместо поверхности из земли и извести эта пирамида была отделана камнем и штукатуркой, которая более прочна. Его архитектурный стиль отличается от предыдущего. Он состоит из девяти этажей, в которых есть только талуд, покрытый лепниной. Каждый этаж наверху меньше нижнего, оставляя пространство в два метра. Входные лестницы находились в юго-восточном углу, а лестницы на трех других служили выходами. Эти стены были выкрашены в черный цвет, а лепнина — в белый цвет. [42] [41] Со Ступенчатой пирамидой связан Алтарь Ягуара, расположенный в юго-восточном углу. Исследованы западная и южная стороны двух уровней алтаря. Есть свидетельства того, что этот алтарь был покрыт украшениями. На западной стороне первого уровня есть следы черной, красной, зеленой и охристой краски. В нижней части южной стены имеются фрагменты красного, черного и охристого цветов. Выше находится хорошо сохранившийся участок размером 3,15 м на 53 см с черно-зеленым фоном с красными полосами. Есть также профили ягуара и двух змей. (глава 4 135)
Заключительный этап охватывал здание C, похоронив его внутри глинобитного ядра. [19] Облицовка этого этапа обрушилась, создав впечатление естественного холма. [19]
Другие элементы
[ редактировать ]В первой публикации Маркины об этом месте в 1939 году отмечается существование Северо-восточной площади, что для того времени было необычной находкой. На этой площади находятся три пирамидальных сооружения в Талуд-Таблеро, но в крайне плохом состоянии. Однако одной важной находкой было то, что их основания были выкрашены черным квадратом, отдаленно напоминающим ниши Эль-Тахина . [28]
Двор Алтарей
[ редактировать ]Двор Алтарей — комплекс зданий, примыкающих к южной стороне пирамиды. [19] Это была одна из самых важных находок раскопок 1967–1970-х годов, названная так из-за нескольких найденных здесь алтарей. Эдуардо Матос Моктесума начал затрагивать эту область во время раскопок Эдифико I в 1966 и 1967 годах. Структура представляет собой очень большую открытую площадку размером семьдесят на пятьдесят четыре метра, граничащую с самой пирамидой на севере и на восточная и западная стороны расположены двумя сложными приподнятыми платформами, названными экскаваторами Патио Суресте и Гран Плаза Суросте. Эти платформы аналогичны платформам на Северо-восточной площади, но они расположены напротив главной пирамиды, что было сделано для усиления иерархической и ритуальной природы внутреннего дворика. Эта территория, скорее всего, использовалась для больших и зрелищных церемоний, а также для обрядов, связанных с передачей власти. Талуды широкие, что характерно для Чолулы, украшены лепниной, состоящей из Т-образных образований. Таблеро были расписаны водными символами и полосами красного, синего, желтого и черного цветов. Доступ к двум основным платформам и боковой части пирамиды обозначен широкой лестницей. Gran Plaza Suroeste демонстрирует сильное влияние Теотиуакана: четыре комнаты расположены над талудами, окружающими внутренний дворик. В одной из этих комнат находится модель основания пирамиды, которая может представлять собой Гран-пирамиду в миниатюре. [43] Раскопки показали, что эти пристройки были построены как минимум в шесть этапов строительства и окружали центральный двор. [19] По мере того, как происходили новые этапы строительства, новые версии зданий строились поверх ранее существовавшей версии, закрывая нижнюю часть и добавляя новый или измененный фасад, что приводило к уменьшению площади двора за счет постепенного вторжения окружающих построек и добавили несколько метров к исходной высоте платформы. [44] Эти здания были расположены на восточной и западной сторонах ранней платформы шириной 82 метра (270 футов). [19] К задним фасадам этих зданий были построены дополнительные постройки, образующие две широкие боковые площади. [44] Здания, которые можно увидеть сегодня, относятся к последнему этапу строительства двора. [44] Здания на этой южной стороне содержат значительные фрески, в том числе узоры на различных конструкциях, связанных со Зданием 3 (Здание 3-1-А, Здания 3–2 и т. д.). Он также включает в себя единственную фреску с антропоморфными фигурами, называемую «Фреска пьющих». [45]
Структура 4 украшена Т-образными ладами на наклонных гранях . [44] Некоторые части этого украшения до сих пор сохраняют первоначальную окраску с диагональными полосами красного, синего, желтого, черного и бирюзового цвета. [44] В украшении также присутствуют символы, которые могут обозначать звезды. [44]
Алтари
[ редактировать ]Четыре алтаря были раскопаны на заключительном этапе строительства Алтарного двора. [44] Три из них были украшены барельефами , [44] что позволило восстановить некоторые фрагменты истории Чолулы. [46] Центральная часть каждого алтаря осталась пустой, но изначально, возможно, была расписана религиозными рисунками. [44]
Алтарь 1 представляет собой большой вертикальный камень высотой 3,85 метра и шириной 2,12 метра. Когда его нашли, он состоял из двадцати двух частей. Известно, что он был найден на месте, смотрящим на запад, хотя его подношения уже давно были разграблены. Вскоре после этого его база была найдена. Его предназначение неясно, поскольку на нем мало декоративных элементов, что заставляет некоторых предполагать, что он был расписан. Новые исследования показывают сходство между этим камнем и декоративными элементами в Эль-Тахине. [47]
Алтарь 2 является более традиционным для Мезоамерики ритуальным памятником и соответствует алтарному жанру. Это узкий прямоугольный камень, ориентированный на восток, в горизонтальном положении. Он выполнял функцию своего рода постамента, каждая из сторон которого была богато украшена. С одной стороны две пернатые змеи . по всей длине расположены [44] [48]
Алтарь 3, возможно, был самым важным, поскольку он находится рядом с пирамидой. Он обращен на юг и похож на Алтарь 1, поскольку представляет собой вертикальный камень. Его форма представляет собой прямоугольник, увенчанный треугольником. Его украшение состоит из боковой полосы с рельефами, похожими на рельефы Первого Алтаря, то есть в стиле Эль-Тахин. Когда его нашли, он лежал на платформе, что указывает на то, что с объектом что-то произошло, но неизвестно что. [48]
В этом районе были найдены и другие большие каменные скульптуры. Одна из них — голова змеи с геометрическим орнаментом, соответствующим традиции Ниуне в Оахаке. Существует также гигантская человеческая голова с отмеченными краями глаз и рта, напоминающими Шипе, что может соответствовать постольмекской традиции, поскольку подобные фигуры были найдены в Тлашкале. [48]
Настенная работа
[ редактировать ]Живопись и фрески были обнаружены на различных уровнях главной пирамиды, на Эдифисио Рохо, Ла Конехера, Пирамиде расписных черепов, Алтаре расписных черепов, Ступенчатой пирамиде, Алтаре Ягуара, Эдифисио D и Эдифисио F. Исследования различных фрагментов фресок, найденных к настоящему времени в доиспанском городе Чолула, отразили политические, экономические и социальные изменения, произошедшие с течением времени. Они также помогают установить связь Чолулы с остальной частью Мезоамерики. Археологами был обнаружен двадцать один участок с росписью, восемь из которых практически утеряны, а тринадцать все еще существуют на месте. Большинство работ относятся к классическому периоду, за исключением работ Edificio Rojo, относящихся к доклассическому периоду. То, как были нарисованы талуды, табло и другие поверхности, показывает, что с течением времени цвета, используемые в качестве изображений, меняются. Самые старые не имеют изображений, только красный цвет, но после 200 г. н. э. появляются новые цвета, такие как различные оттенки красного, а также зеленый, охра, синий, черный и коричневый. Также начинают появляться человекоподобные фигуры, животные и геометрические фигуры. Однако «Фреска пьющих» — единственная сохранившаяся фреска, на которой изображены человеческие фигуры. На данный момент все обнаруженные фрески были на внешних стенах, за исключением помещения под названием Edificio D (Здание D), фрески которого находятся внутри. Это указывает на то, что большинство фресок были созданы для публики и, вероятно, для обучения и укрепления религиозных и политических символов того времени. Лучше всего сохранившиеся фрески были найдены на слоях внутри главной пирамиды и во дворе Алтарей, двух наиболее важных частях этого места. [49]
Фреска «Пьющие» была обнаружена на глубине почти 7,6 метров (25 футов) и является одной из самых длинных доколумбовых фресок, найденных в Мексике, ее общая длина составляет 57 метров (187 футов). [44] Здание, в котором находится фреска «Пьющие», было случайно обнаружено в 1969 году Пончано Салазаром Ортегоном, когда он исследовал здание 3-1-A. Один из талудов этого здания рухнул, и обнажилась часть фрески позади него. Раскопки этого здания продолжались до 1971 года. На главном фасаде здания, обращенном на восток, в сторону Алтарного двора, находится фреска. Эта работа также спасла один из первых фундаментов Edificio 3. [45] Фундамент представляет собой фриз размером девяносто на 2,25 м в наиболее сохранившихся местах. Он был закрашен небольшим талудом длиной всего шестьдесят см. Возможно, здесь над ним был карниз. Здание соответствует примерно 200 году нашей эры. [50]
Темой фрески является пир, на котором изображены персонажи, пьющие, скорее всего, пульке . [44] Некоторые из изображенных фигур носят тканевые тюрбаны и пояса -макстлатли , а большинство из них носят зооморфные маски. [44] Фигуры сидят парами лицом друг к другу, питаясь из поставленных между ними сосудов. [44] Темой фрески является церемония, где участники кажутся расслабленными, выполняя различные действия, включая питье, принесение подношений, служение с рвотой и дефекацией. Фигуры выполнены в виньетках вдоль полосы стены, элементы которой равномерно распределены по ее длине. Ряд элементов, таких как чашки и банки, связаны с употреблением пульке. [51] Флоренсия Мюллер утверждала, что эта фреска является старейшим известным изображением ритуала богов пульке. [44]
В работе отсутствуют детали, но их достаточно, чтобы различить три горизонтальных участка. Те, что выше и ниже, представляют собой линии или границы, обрамляющие основной центральный уровень, на котором расположены пьющие фигуры. Фреска разделена на шесть «стен» (мурос), которые демонстрируют различия в технике и содержании, скорее всего, из-за работы разных художников. Однако все они относятся к ритуальному питью пульке. [52] Эти фигуры в центре затем разделены на две части синей полосой, которую можно увидеть на стенах 3, 4, 5 и 6. Есть также свидетельства того, что фреска несколько раз ретушировалась. Фреска содержит 110 фигур, организованных в пары. Затем пары разделяются изображениями банок. Четверо можно опознать как сидящих женщин, а на некоторых фигурах имеются морщины, свидетельствующие о возрасте. Большинство мужчин на работе изображены сидящими, лицом вперед (но с лицами в профиль), с выпуклым животом, с руками и ногами в разных положениях, большинство с чашками или другими емкостями в руках, чтобы служить или пить. Всего во фреске 168 баночек, чашек и других емкостей разных размеров и цветов. Также есть изображение насекомого и двух собак. Люди обведены черным контуром вместе с рядом других изображений. У большинства кожа окрашена в цвет охры, но у некоторых она коричневая, красная или черная. Следы жидкости имеют белый цвет. У некоторых есть серьги красного или синего цвета. Однако есть некоторые различия в качестве и технике работы. Шестой раздел выполнен более мастерски: люди изображены в масках, окрашенных в красный и черный цвета с добавлением охры. Также можно увидеть собачек и баночки со сложным дизайном. Первая сцена более резкая, с гораздо меньшим количеством деталей, в основном она выполнена охрой. [50]
Другие здания в этой области, такие как более поздние уровни Здания 3 и Здания 4, также украшены фресками, но в основном они состоят из геометрических узоров, линий или полос, а в некоторых местах - звезд. Здание 3-1-А было наложено на Фреску Пьющих на глубине шести метров ниже нынешнего уровня Алтарного двора. Часть, где находится эта фреска, представляет собой длинный талуд с табло с двойным карнизом, подобным тем, что находятся в зданиях 2, 3 и 4. Фреска занимает табло, увенчанное двойным карнизом. Дизайн состоит из диагональных полос разных цветов, таких как красный, зеленый, желтый и синий, очерченных черным и белым. Некоторые разделы содержат звезды. Здание 3-1 было построено на втором уровне здания, содержащего фреску Пьющих, идущего с севера на юг и обращенного на северо-восток, как и старое строение. Это одна из старейших границ площади Суресте, исследованы только две ее части. Его длина составляет шестьдесят метров, но обнажено только около тридцати. Видимая область разделена на три части, разделенные лестницами. Верхняя часть этого здания, куда ведет лестница, имеет невысокий талуд, поддерживающий фриз, увенчанный выступающим карнизом. В этом здании есть фреска на столе размером 71 см на 2,6 метра в длину, но следов росписи на талуде нет. Первая фреска состоит из горизонтальных полос красновато-охристого цвета и красного крючка, окруженного многоточием того же тона на черном фоне. Другие состоят из диагональных полос зеленого и красного цветов, окаймленных и соединенных черными линиями, имитирующими тканый коврик, из-за чего его стали называть «Петатилло» (маленький коврик из пальмовых листьев). Нижние области имеют диагональные линии разных цветов, таких как черный, зеленый, охра и красный, а также некоторые линии белого цвета. В некоторых областях есть красные звезды. Фрески в зданиях 3.2 и 4 аналогичны использованием разноцветных диагональных полос со звездами, нарисованными в некоторых местах. [53]
Корпус Д
[ редактировать ]Здание D расположено на южной стороне Пирамиды Девяти этажей. Он состоит из пирамидальных уровней талуд-таблеро, увенчанных тремя лепными украшениями на востоке и двумя на западе. Уровни представляют собой прямоугольники с закругленными углами, окрашенные в черный цвет с трех сторон и восточную сторону в оранжевый цвет. На фресках на табло нет фигур, а карнизы окрашены в черный цвет. Здание построено на территории, внутренняя часть которой покрыта каменными кусками, покрытыми красной, охристой и зеленой краской поверх черной. Эта территория была засыпана, потому что более поздние постройки вокруг нее оказывали на нее давление и ей угрожала опасность обрушения. [45]
Здание I
[ редактировать ]Здание I было обнаружено в течение короткого шестимесячного периода в начале второго раунда раскопок, в основном Эдуардо Матосом Моктесумой и Пабло Лопесом Вальдесом. Это здание расположено на платформе, прикрепленной к юго-западной стороне пирамиды. Он имеет четыре прохода, общие для Момозтли, и содержит три захоронения. Найденная вместе с ними керамика аналогична керамике, найденной на Алтаре скульптурных черепов, что позволяет датировать это сооружение еще доиспанским периодом Чолулы. Эти две находки показывают, что, пока пирамида находилась в процессе запустения, она не утратила своего ритуального характера. [54]
Корпус F
[ редактировать ]
Здание F датируется предпоследним этапом строительства пирамиды, между 500 и 700 годами нашей эры. Это каменная лестница, состоящая из трех уровней с большими талудами, обращенными на запад. Таблерос украшены мотивом, похожим на плетеную циновку для пальм. Этот эффект был создан путем лепки камней, а затем их размещения в виде мозаики. По этой причине это сооружение также называют зданием Пьедра Лаборада (Обработанный камень). Используя камень, найденный как в талудах, так и в таблеросах, археологи приступили к реконструкции этой структуры с использованием промышленного цемента, в результате чего сооружение было названо пирамидой Толтека в честь использованного бренда. Эту пирамиду с тех пор критиковали за чрезмерную реконструкцию. В результате этого процесса было создано большое количество керамических фигурок и сосудов, которые изучала Флоренс Мюллер и варьируются от доклассического до постклассического периода. Он также потерял большую часть своей окраски, остались только фрагменты красного, охристого, белого и черного цветов. Лучше всего сохранились фрагменты первого уровня на юге и севере, где краска наносилась прямо на камень. Однако различить черепа и улиток до сих пор сложно, поскольку они сильно испортились. [45] [55]
Захоронения
[ редактировать ]В ходе раскопок Великой пирамиды было обнаружено более 400 человеческих захоронений. [17] Большинство этих захоронений относятся к постклассическому периоду, что показывает, что Великая пирамида была важным центром поклонения даже после того, как ее использование в качестве храма было прекращено. [17] Эти захоронения включают в себя ряд человеческих жертвоприношений , о чем свидетельствуют искалеченные части тел и черепа обезглавленных жертв. [17]
Останки восьми человек были найдены под плитами перекрытия Алтарного двора. [17] Среди них были останки нескольких детей, помещенные в керамические горшки. [17] Считалось, что эти дети были посланниками Тлалока (бога дождя) из-за засухи, произошедшей в этом месте. [14] Разрозненные останки по меньшей мере 46 человек были найдены в районе алтаря в центре площади в юго-западном углу пирамиды. [17] Среди этих останков были люди всех возрастов и обоих полов. [17]
Текущая важность
[ редактировать ]Пирамида остается важной для современной Чолулы как религиозное место, археологический памятник и туристическая достопримечательность. В среднем сайт посещают около 220 000 человек в год. [56] Незадолго до прибытия испанцев пирамида считалась посвященной богине дождя по имени Чиукнаукияуитль («Девять дождей»). Ее заменили изображением Богородицы Лекарственных, сохранив дату почитания старой богини дождя 8 сентября, но перенеся ее на этот образ Девы Марии. [57] [58] Испанцы построили церковь этому изображению на вершине пирамиды. В эту церковь несколько раз ударила молния, которую в ранний колониальный период приписывали старой богине. Однако изменение позволило пирамиде сохранить свою священную природу и по сей день. [58] Дева Лекарств является покровительницей города Чолула, и с ней и пирамидой связаны два крупных ежегодных события. Первый - 8 сентября, когда тысячи людей приходят почтить образ, начиная с ночи 7-го числа, когда люди проводят ночь с маленькими фонариками, чтобы поприветствовать образ рано утром восьмого. [59] Другой называется «Бахада», когда изображение спускается с пирамиды, чтобы посетить различные районы города в течение двух недель в мае и июне. [60] Ближе к доиспанским корням пирамиды находится ритуал Кетцалькоатля, который проводится каждый год в день весеннего равноденствия. Это мероприятие может привлечь до 20 000 посетителей, что заставляет власти ограничить доступ к открытым археологическим руинам на южной стороне. [56] [61] Ритуал проводится на пирамиде с поэзией, местными танцами, музыкой и фейерверками. [18]
Площадь пирамиды составляет всего шесть гектаров объекта археологического наследия, площадь которого, как полагают, превышает 154 гектара. Однако 90 гектаров этой земли находятся в частной собственности, и масштабным археологическим исследованиям сопротивляются. [62] [63] Несмотря на важность древнего города и пирамиды для истории центральной Мексики, пирамида не была тщательно изучена и еще не сыграла значительной роли в понимании Мезоамерики. [35]
Пирамида — главная туристическая достопримечательность Чолулы. [18] получив 496 518 посетителей в 2017 году. [64] Изображения этой церкви на вершине пирамиды с Попокатепетлем на заднем плане часто используются в продвижении туризма в Мексике. [20] Это одно из наиболее известных мест в центральной Мексике для иностранных путешественников. [65] Достопримечательность состоит из трех частей: туннелей внутри пирамиды, комплекса на южной стороне и музея-заповедника. Археологи прорыли в пирамиде около восьми километров туннелей, но для публики открыты только 800 метров. [63] Вход в туннель находится на северной стороне и проходит через центр сооружения. [18] Этот тур проходит мимо фрески пьющих, которая является одним из самых известных аспектов этого места. [63] В строениях южной стороны доминирует Алтарный двор. Отделённый от объекта дорогой Камино-Реал, находится музей, в котором находится модель слоев пирамиды, комната, посвященная керамике и другим находкам с этого места, а также воссоздание двух фресок этого места. [66]
Важность пирамиды привела к принятию ряда мер для ее защиты. Археологическую зону патрулирует конный отряд полиции муниципалитета Сан-Андрес. Это делается для того, чтобы автотранспорт не нанес ущерб территории. [63] [67] Доступ к частям сайта ограничен во время таких мероприятий, как Ритуал Кетцалькоатля. Некоторые крупные фейерверки запрещены городом и католической церковью, поскольку они вызывают серьезные вибрации в туннелях пирамиды. [56] Часть земли вокруг пирамиды была куплена властями и превращена в футбольные поля, а также засеяна цветами, чтобы создать буфер между строительством домов и пирамидой. [63]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Коу и Кунц 1962, 2002, с. 120.
- ↑ Гигантская пирамида, спрятанная внутри горы , BBC News , получено 15 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Культура (15 августа 2010 г.). Койпер, Кэтлин (ред.). Доколумбовая Америка: Империи Нового Света . The Rosen Publishing Group, Inc. с. 42. ИСБН 978-1-61530-150-8 . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ «8 крупнейших пирамид в мире (с фотографиями и картой)» . www.touropia.com . Туропия. 9 июня 2010 года . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коу и Кунц 1962, 2002, с. 121.
- ^ Дэвис 1982, 1990, с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б с Соланес Карраро 1991, с. 2.
- ^ «Пуэбла-Сан-Андрес Чолула» . Муниципальная энциклопедия муниципалитетов Мексики (на испанском языке). Мексика: Национальный институт федерализма и развития. 2009. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Соланес Карраро 1991, с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с Соланес Карраро 1991, с. 4.
- ^ Ленер 1997.
- ^ Дэвис 1982, 1990, с. 93.
- ^ «Туннели Великой пирамиды Чолула, Пуэбла» . Мексиканская археология (на испанском языке). 16 августа 2016 г. Проверено 18 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пирамида Чолула» .
- ^ «Анналы Куаутинчана. История толтеков Чичимека. Книга завоеваний» . pueblooriginarios.com . Проверено 18 ноября 2020 г.
- ^ Соланес Карраро 1991, стр. 2–3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Соланес Карраро 1991, с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ноубл, Джон (2008). Одинокая планета Мексика . Окленд, Калифорния: Публикации Lonely Planet. стр. 226–229 . ISBN 978-1-86450-089-9 . Проверено 11 февраля 2011 г.
Чолула.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Соланес Карраро 1991, с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Кастелен, Барбара (февраль 2004 г.). «Священный город». Деловая Мексика . 14 (2). Мехико: 56–60.
- ^ Рамирес 2003.
- ^ Солис, с. 61.
- ^ Солис, стр. 59–60.
- ^ Солис, с. 60
- ^ Перейти обратно: а б Солис, с. 62.
- ^ Солис, стр. 62–3.
- ^ Солис, стр. 63–4.
- ^ Перейти обратно: а б с Солис, с. 63.
- ^ Солис, стр. 67–8.
- ^ Солис, стр. 70–2.
- ^ Солис, стр. 72–5.
- ^ Солис, с. 77.
- ^ Солис, с. 69.
- ^ Солис, с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б Буллок Крегер, Мегган М (2010). Динамика городского населения в доиндустриальном городе Нового Света: заболеваемость, смертность и иммиграция в постклассическом Чолуле (докторская диссертация). Государственный университет Пенсильвании. Регистрационный номер ААТ 3436082.
- ^ Перейти обратно: а б Солис, стр. 68–9.
- ^ Родригес с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б с Родригес, с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б Солис, стр. 64–5.
- ^ Солис, стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б с Родригес, с. 135.
- ^ Солис, стр. 65–6.
- ^ Солис, стр. 73–5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Соланес Карраро 1991, с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с д Родригес, стр. 136.
- ^ Солис, с. 73.
- ^ Солис, стр. 73–4.
- ^ Перейти обратно: а б с Солис, с. 74.
- ^ Родригес, стр. 133–4
- ^ Перейти обратно: а б Родригес, с. 137.
- ^ Родригес, стр. 136–7.
- ^ Родригес, с. 138.
- ^ Родригес, стр. 152–4.
- ^ Солис, стр. 71–2.
- ^ Солис, стр. 75–7.
- ^ Перейти обратно: а б с Ривас, Франциско (15 марта 2007 г.). «Протеген а Чолула» [Защита Чолулы]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 11.
- ^ «Сан-Педро Чолула – Tradiciones y Leyendas» [Сан-Педро Чолула-Традиции и легенды] (на испанском языке). Чолула, Мексика: Городской совет Сан-Педро-Чолула. 2008–2011 гг. Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Васкес, с. 14
- ^ Васкес, с. 15
- ^ Васкес, с. 18
- ^ «Сан-Педро-Чолула – Ла-Сьюдад» [Сан-Педро-Чолула – Город] (на испанском языке). Чолула, Мексика: Городской совет Сан-Педро-Чолула. 2008–2011 гг. Архивировано из оригинала 7 января 2011 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Ривас, Франциско (10 апреля 2007 г.). «Impiden rescatar Vestigios» [Предотвращение извлечения останков]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 10.
- ^ «Estadística de Visitantes» (на испанском языке). ИНАХ . Архивировано из оригинала 8 июля 2012 года . Проверено 25 марта 2018 г.
- ^ Ибарра, Мариэль (13 июля 2002 г.). «Чолула: Древность в каждом уголке». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 16.
- ^ «Чолула» . Let's Go Publications, Inc. 1960–2011. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ Ривас, Франциско (3 марта 2007 г.). «Наблюдение за Чолулой в канадском стиле». Слово (на испанском языке). Сальтильо, Мексика. п. 12.
Ссылки
[ редактировать ]
- Городской совет Сан-Педро-Чолула (2008–2011 гг.). «Сан-Педро-Чолула – традиции и легенды» (на испанском языке). Чолула, Мексика: Городской совет Сан-Педро-Чолула. Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 г. Проверено 11 февраля 2011 г.
- Коу, Майкл Д .; Кунц, Рекс (2002) [1962]. Мексика: от ольмеков до ацтеков (5-е, исправленное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28346-Х . OCLC 50131575 .
- Дэвис, Найджел (1990) [1982]. Древние королевства Мексики . Серия Pelican Books (переиздание 1990 г.). Хармондсворт, Англия: Penguin Books . ISBN 0-14-022232-4 . ОСЛК 11212208 .
- Ленер, Марк (1997). Полные пирамиды . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05084-8 . ОСЛК 37907456 .
- Рамирес, Клара (29 июня 2003 г.). «Эс Чолула зона вива» [Чолула — жилая зона]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 11.
- Родригес, Дионисио (2007). «Глава IV - Доиспанская фреска Чолулы». В Солис Ольгин, Фелипе (ред.). Чолула: великая пирамида . Мексика: КОНАКУЛЬТА -ИНАХа. ISBN 978-970-678-027-0 .
- Соланес Карраро, Мария дель Кармен (1991). Чолула, Пуэбла . Мексика: Национальный институт антропологии и истории. OCLC 423698194 .
- Солис Ольгин, Фелипе; Веласкес, Вероника (2007). «Глава III – Ученые и археологи в поисках останков древнего города». В Солис Ольгин, Фелипе (ред.). Чолула: великая пирамида . Мексика: КОНАКУЛЬТА -ИНАХа. ISBN 978-970-678-027-0 .
- Кордеро Васкес, Донато (2000). Virgen de los Remedios en Cholula [ Дева лечебных средств в Чолуле ] (на испанском языке). Пуэбла, Мексика: Визуальное впечатление Media IV. ISBN 978-970-94806-6-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Келли, Джойс (2001). Археологический путеводитель по Центральной и Южной Мексике . Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-3349-Х . OCLC 45888934 .
- Соланес Карраро, Мария дель Кармен (1995). «Чолула». Мексиканская археология (на испанском языке). III (13 (май – июнь 1995 г.)). Мексика: Редакционные статьи: 24–30. ISSN 0188-8218 . OCLC 29789840 .