Текстиль Оахаки

В штате Оахака на юге Мексики есть примечательная традиция изготовления прекрасного текстиля , особенно ручной вышивки и тканых изделий, для которых часто используются ткацкие станки . Оахака является домом для нескольких различных групп коренных народов, каждая из которых имеет свои отличительные текстильные традиции.
Наиболее заметно в штате Оахака представлены племена сапотеков , науа и миштеков . Каждая из этих групп коренных народов внесла свой вклад в современные атуэндо или «одежды» в Оахаке сегодня. Текстиль и отдельные предметы одежды и аксессуары могут многое рассказать о культуре, в которой они были произведены. Анализируя текстиль, можно расшифровать технологию, использованную для создания одежды. Многие из используемых инструментов были одинаковыми по всей Мексике, однако некоторые инструменты были более распространены в определенных регионах или деревнях, что привело к большому сходству в вышивке и узорах. Различные предметы одежды, созданные в Оахаке, также различаются в зависимости от взглядов коренных народов на мир и их собственных социальных структур. [1] Например, одежда, похожая на накидку, называемая тильма или лас капа , сделанная из хлопка, была предназначена исключительно для представителей высшего класса. Большинство тканей из хлопка использовалось высшим классом, потому что с этим материалом было гораздо легче работать, чем с обычными листьями растений, что делало урожай роскошным. [2]

Многие древние традиции текстиля и одежды из Мексики со временем исчезли, и одной из причин этого стало изменение климата. [ нужна ссылка ] Поскольку многие из этих старинных традиционных стилей одежды устарели, их часто можно воссоздать или проанализировать только по фрескам и скульптурам, которые изображают ткани и одежду, а также то, как и то, и другое носили. Следовательно, поскольку эти старые ткани и традиционные стили со временем стали менее популярными, они породили современную местную одежду , которую часто можно увидеть сегодня; это современное платье известно как Traje de Tehuana . [3] Одежда древней Мексики до сих пор влияет на современную одежду; некоторые предметы одежды фактически были переданы со временем, в них были внесены небольшие изменения в ткани, используемых материалах, вышивке, узорах и т. д. Влияние старинной одежды на современную одежду очевиден через сходство и цели современных стилей. В древности тильма была частью мужского платья, обычно сделанного из хлопка и носившегося представителями высшего сословия. [2] Однако очевидно, что в современной одежде Ребосо (также называемый Сарапе или Габан) представляет собой шаль, которую носят женщины и на которую сильно повлияла Тильма. Многие ключевые аспекты и характеристики старой одежды служат образцом для узоров и вышивки, которые можно увидеть на современных тканях и одежде.
Строительство
[ редактировать ]
Волокна Оахаки могут быть сплетены вручную из хлопка или шелка местного производства . Традиционные источники красителей включают Purpura pansa у народов Хуаве , Чонтал и Миштеков . Чонталь и масатек также используют кошениль для достижения ярко-красных тонов. [4]
По словам Алехандро де Авила Б., директора-основателя Этноботанического сада в Оахаке, биологическое разнообразие региона дает самое большое в Мексике разнообразие волокон и красителей, а «техническая сложность текстиля Оахаки не имеет аналогов в стране». [5]
К традиционным предметам одежды народов Оахаки относятся уипиль — женская блузка, состоящая из нескольких панелей; сеньидор ; , разновидность пояса у масатеков и паньо , головной убор из Чинантека . В тканях Оахаки ручной работы используются полотняное переплетение , парчовые узоры и марлевое переплетение. [6]
Многое можно сказать о технологии, используемой для создания этого текстиля на основе конечного продукта, когда он будет готов. В древней Мексике ткацкие станки для изготовления одежды использовались . Эти специальные инструменты не позволяли ткать конкретную одежду по ширине, превышающую длину руки. Хотя это означало, что конкретная одежда, которую ткут, была относительно узкой, вырисовывающаяся талия позволяла краям и границам этих частей быть очень аккуратными и прямыми без необходимости последующей дополнительной корректировки. Конструкция этих тканей существенно отличается друг от друга. Многие из созданных тканей и одежды созданы с использованием природных ресурсов, таких как листья растений, хлопок и т. д. Из листьев растений можно производить много волокон, и это хорошо, потому что эти ресурсы естественны и в изобилии. Это также помогает в процессе окрашивания . Многие из ярких цветов, приписываемых традиционной одежде, могут быть достигнуты за счет использования натуральных красителей , которые в конечном итоге создают эффект яркий спектр местной одежды . [2]
Узоры
[ редактировать ]Мексиканский эксперт по текстилю Ирмгард Вейтланер-Джонсон связывает дохристианские духовные традиции с присутствием бабочек в мотивах масатекского текстиля. Она писала: «По сей день мазатеки идентифицируют бабочку как душу, покидающую тело. Они верят, что душам умерших разрешено приходить в этот мир один раз в году в День всех святых и День мертвых, чтобы навестить свою семью. Это период, когда бабочек больше всего в этом районе, и масатеки считают грехом их убийство». [7]
Региональные мотивы, не имеющие конкретного духовного значения или для которых существуют спорные интерпретации, включают класс ступенчатых ладов, известный как xicalcoliuhqui , что на языке науатль означает «скрученный орнамент для украшения тыкв» ; и двойная спираль ильуитль , название которой переводится как «день фиесты». Доколониальная традиция связывает цвет с четырьмя основными направлениями: желтый с востоком, красный с севером, синий и зеленый с западом и белый с югом. Еще одним общим мотивом среди коренных народов региона является прямоугольный орнамент под вырезом уипиль . Никакой конкретный символизм неизвестен, но это частая тема в доколониальных кодексах и сохранившихся исторических тканях, которые до сих пор широко используются. [7]
Другое символическое использование
[ редактировать ]Традиционно женщины Оахаки обматывают красную фаху (тканый пояс ) вокруг талии в качестве защиты от зла . [8]
- Женщины Оахаки на параде в традиционной одежде.
- Ручной ткацкий станок в Оахаке.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сьюзан Келлог, «Плетение прошлого», Oxford University Press, 2005.
- ^ Jump up to: а б с Патрисия Рифф Анавальт , «Atuenos Del México Antiguo» в «Мексиканской археологии», ред. Национальный институт антропологии и истории (Мексика), Мексика, 2005 г., стр. 10-19.
- ^ Мария Тереза Помар, «La Indumentaria Indígena» в «Мексиканской археологии», Национальный институт антропологии и истории (Мексика), Мексика, 2005, стр. 32-39.
- ^ Ирмгард Вейтланер-Джонсон, «Анатомия текстильной традиции» в «Ремеслах Мексики» , ред. Маргарита де Орельяна и Альберто Руй-Санчес, Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Books, 2004, стр. 224.
- ^ Алехандро де Авила Б., «Ткани, защищающие душу» в «Ремеслах Мексики» , ред. Маргарита де Орельяна и Альберто Руй-Санчес, Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Books, 2004, стр. 240.
- ^ Джонсон, стр. 224, 228-231.
- ^ Jump up to: а б Джонсон, с. 227.
- ^ Джонсон, с. 228
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Армитидж, Кэрин П. (2008). Производство шелка и его влияние на семьи и сообщества в Оахаке, Мексика (диссертация). Университет штата Айова . Проверено 26 февраля 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цифровая библиотека Хьюстонского университета - раскрашенные вручную фотографии жителей Оахаки, Мексика, сделанные фотографом Луисом Маркесом в 1930-х годах.