Золотой век эфиопской музыки
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2022 г. ) |
Золотой век эфиопской музыки — это эпоха эфиопской музыки , которая началась примерно в 1960-1970-х годах, пока режим Дерга постепенно не сократил свое присутствие посредством политически мотивированных преследований и возмездия против музыкантов и компаний, в результате чего многие были добровольно изгнаны в Северную Америку. и Европа. Несколько артистов и музыкальных компаний, а также звукозаписывающих групп начали выпускать свои собственные синглы и альбомы; первыми из них являются Amha Records , Philips Records , Эфиопия Records и Kaifa Records , которые в основном базируются в Аддис-Абебе .
Музыкальная эпоха включала в себя смесь традиционных и народных жанров, а также западных. [ нужна ссылка ] Центральным новшеством стала Алемайеху музыка и музыканты Эшете , Тилахуна Гессессе , Махмуда Ахмеда , Мулату Астатке и других.
После падения Дерга музыкальная индустрия оживилась; в 1998 году организация «Эфиопы восстановлены» в сотрудничестве с Махмудом Ахмедом, Тилахуном Гессессе и Мулату Астатке.
Фон
[ редактировать ]Самое раннее известное появление западной музыки в Эфиопии относится к 1923 году, когда Кеворк Налбандян был нанят правительством Эфиопии для организации первого эфиопского военного марширующего оркестра, позже известного как Оркестр Сил национальной обороны Эфиопии . Группа быстро стала популярной по всей стране, что побудило к созданию новых групп, что еще больше ускорило сочетание музыки западного стиля с традиционными эфиопскими инструментами. [1] Поскольку Эфиопия становилась все более современной под властью императора Хайле Селассие с 1930 по 1974 год, такие средства массовой информации, как радио, телевидение и пластинки, сыграли решающую роль в распространении западной музыки в стране. [2] Записи джаза, блюза и фанка из Америки были популярны из-за их широкого распространения, а радиовещательные станции ограничивали слушателей только иностранной или гибридной эфиопско-западной музыкой. Этот акцент на западную музыку заложил основы жанра этио-джаза Золотого века.
К 1948 году вся музыкальная продукция была ограничена записью в одном государственном учреждении — театре Хагер Фикир. Это расстроило многих эфиопов, поскольку правительству по закону было разрешено изгонять любого, кто пытался записать свою собственную музыку. [3]
Этио-джаз
[ редактировать ]Эфиопский джаз представляет собой сплав традиционных эфиопских ритмов и гармоний с техниками и инструментами западного джаза. Одной из ключевых фигур в развитии эфиопского джаза был Мулату Астатке. Будучи подростком, Астатке смогла покинуть Аддис-Абебу в 1959 году, чтобы изучать музыку в Музыкальном колледже Тринити в Лондоне. [4] Там он прошел обучение использованию западных инструментов, таких как фортепиано и кларнет. После Лондона он переехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить свою страсть к джазу и латиноамериканской поп-музыке. Однако вскоре Мулату вернулся на родину в 1969 году и обнаружил расцвет Золотого века музыки в Аддис-Абебе. Использование пятинотной пентатоники и асимметричного ритма Тизиты Кенет и его технических навыков из Нью-Йорка позволило ему создать уникальный звук, который он назвал «Этио-джаз». [5] Хотя западная музыка не была новой для страны, Мулату встретил некоторую неудачу в отношении своего творения, поскольку в Эфиопии все еще существовало сильное традиционное мышление. Начиная с 1960 года, все большее число людей начало чувствовать, что западные традиции загрязняют национальную идентичность эфиопов. [6] Эти группы выступали против радикального музыкального стиля Мулату, в котором использовались его «фирменные вибрафоны» и конга , которые контрастировали с традиционными масенко и вашинтами Эфиопии. Тем не менее, с помощью Амхи Эшете Мулату смог завоевать популярность и выпустить множество пластинок своего нового звучания.
За 6 лет Amha Records записала более 103 синглов эфио-джазовых исполнителей под руководством Мулату в качестве ведущего продюсера. Эти пластинки известны как Éthiopiques — сборник дисков, позже обнаруженный и переизданный французским продюсером Фрэнсисом Фальчето в 1990-х годах. и многие Тилахун Гессессе , Алемайеху Эшете , Хайлу Мергия другие. Этио-джазовые клубы и коллективы стали очень популярны по всей стране. Группа Walias была основана в 1960 году и возглавлялась Хайлу Мергиа. Группа часто без перерыва выступала в отелях и клубах из-за высокого спроса на джазовые коллективы.
Этио-джаз в Америке
[ редактировать ]Первый эфио-джазовый альбом Мулату Afro-Latin Soul 1 & 2 был выпущен в 1966 году с его эфиопским квартетом. В его эфиопском квартете на самом деле преобладали пуэрториканцы из небольшого нью-йоркского лейбла Worthy. К 1972 году он выпустил еще один альбом Mulatu of Эфиопия, еще больше укрепив связь между Штатами и Эфиопией. После прихода к власти Хайле Селассие и возвышения Дерга в 1974 году в захватывающей городской жизни Аддис-Абебы был введен комендантский час, а большая часть музыки подверглась цензуре или ограничилась патриотическими песнями. Эфио-джазовым исполнителям стало труднее продолжать жить в Эфиопии, и им пришлось бежать в страну или прекратить заниматься музыкой.
Однако, поскольку этио-джаз в основном инструментальный, многие группы технически могли продолжать создавать музыку под управлением Дерга. Власти разрешили Мулату и его группе продолжать выступления на официальных церемониях, и The Walias выпустили свой первый альбом Tezeta в 1975 году. Хотя Мулату заявляет в интервью, что «[заниматься музыкой] было не так, как раньше» Derg. [7]
Пока Мулату оставался в Эфиопии, Валиа (вместе с Махмудом Ахмедом ) смогли поехать в США в 1981 году из-за их большой популярности. [8] Вместо того, чтобы вернуться к репрессивному режиму Эфиопии, Хайлу и трое других участников решили остаться в Вашингтоне, округ Колумбия, где продолжили выступать под названием The Zula Band. [9] Хайлу и его группа оставались практически незамеченными за пределами сообщества эфиопской диаспоры в Вашингтоне, пока Awesome Tapes From Africa , лейбл, выпускавший старые африканские кассеты, не выследил Хайлу и не начал впервые переиздавать его музыку для новой аудитории. С 2013 года музыка Хайлу Мергия получает международное признание.
Другие, такие как Махмуд Ахмед , выступавший в Карнеги-холле , и Гирма Бейене, принимавшая участие в аспирантуре CUNY. Многие музыканты связали свой релиз с Северной Америкой, например, такие крупные группы, как Ras Band, All Star Band, Zula Band, Venus Band, Wabe Shebele Band, Roha Band и Dahlak Band , а также Samuel Yirga , выпустивший свой дебютный альбом Guzo. Многие музыканты связали свой релиз с Северной Америкой, например такие крупные группы, как Ras Band, All Star Band, Zula Band, Venus Band, Wabe Shebele Band, Roha Band и Dahlak Band . [10] и Самуэль Йирга, выпустивший свой дебютный альбом Guzo. [11]
Падение Золотого Века
[ редактировать ]К середине 1970-х годов партия Дерг во главе с Менгисту Хайле Мариамом свергла монархию Эфиопии. При диктатуре музыка, которая не поднимала настроение Дергу, была запрещена, и был введен строгий обязательный комендантский час, что, как следствие, уменьшило ночную жизнь и музыкальную сцену в Эфиопии. [12] Помимо The Walias, которые смогли гастролировать, многие эфиопские артисты остались в стране, поскольку эмиграция стала очень трудной. [13] В течение следующего десятилетия граждане Эфиопии столкнулись со многими трудностями, такими как красный террор (Эфиопия) с 1975 по 1977 год и повсеместный голод с 1983 по 1985 год. Последовательные катастрофические события в стране заставили многих мечтать о диктатуре.
Гирум Мераша, житель площади Пьяцца в центре Аддис-Абебы, описал реакцию фанатов: «Я думаю, что закрытие музыкальных магазинов лишает Аддис-Абебу чего-то великого, а не только Пьяссы». Основной проблемой в этот период было закрытие звукозаписывающих компаний, что ослабило производство и распространение альбомов. За последние три десятилетия было выпущено 25 альбомов, сейчас это число составляет менее 10 в год. Менеджер по производству фильмов Sabisa Сьюмехон Йисмо рассказал EBR: «Вместо этого артисты предпочитают привлекать больше людей с меньшими затратами с помощью синглов. Так легче сделать карьеру, потому что выпускать альбом дорого и сложно в отсутствие музыкальных компаний. . Даже если артисту удалось выпустить свой собственный альбом, из-за проблем, связанных с авторскими правами, он не смог вернуть свои инвестиции». Сьюмехон добавил, что проблема музыкальной индустрии, когда распространение состоит из аналоговых форматов, таких как кассеты, и проблемы авторского права широко распространены. Даже появление компакт-дисков еще больше упростило нарушение авторских прав. [14]
Фрэнсис Фальчето , куратор Buda Musique, пожаловался, что нынешняя музыкальная сцена в «потерянном поколении» Эфиопии с большим объемом производства со временем уменьшается. [15] В 1998 году Ethiopiques возобновили свое существование, выведя на музыкальную сцену долгосрочное сотрудничество с такими музыкантами, как Махмуд Ахмед, Мулату Астатке и Тилахун Гессессе. [16]
Воск и золото
[ редактировать ]Эта тоска привела к концу Золотого века и началу новой эры искусства в Эфиопии. «Воск и золото», популяризированный в 1985 году Ньюэем Дебебе , — это традиционный эфиопский двусмысленный смысл. Это аналогия буквального воска и золота, где «воск» — это поверхностный слой, который покрывает скрытое под ним «золото». Благодаря этой форме художественного общения художники смогли избежать жесткой цензуры, установленной Менгисту. Таким образом, артисты могли иметь несколько значений в своей музыке. Тизита (также пишется Тезета) , самый популярный стиль музыки в Эфиопии, переводится как ностальгия или «Песня тоски». [17] Благодаря стратегии «Воск и золото» художники смогли связать свою тоску по любимому человеку с ностальгией по прошлому или культуре Эфиопии. [17]
Само звучание музыки не обязательно изменилось, поскольку артисты того времени находились под сильным влиянием ветеранов эфио-джаза. Популярными артистами, использовавшими «Wax and Gold», являются Астер Авеке , записавшая несколько версий «Tizita». А также Ньюэй Дебебе, Нетсанет Меллесс и Эфрам Тамру.
Список выдающихся деятелей
[ редактировать ]Музыканты
[ редактировать ]- Махмуд Ахмед
- Время Гессе
- Алемайеху Эшете
- Бизунеш Бекеле
- Хирут Бекеле
- Мулату Астатке
- Гирма Бейене
- Гетачев Мекурья
- Тешоме Митику
- Теодрос Митику
- Менелик Воссеначев
- Гетачев Хайлу
- Ньюэй Дебебе
- Мулукен Мелессе
Группы
[ редактировать ]Лейблы звукозаписи
[ редактировать ]- Филипс Рекордс
- Кайфа Рекордс
- Рекорды Эфиопии
Сборники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кебеде, Ашенафи (1976). «Музыка Земенави: современные тенденции в традиционной светской музыке Эфиопии » Черная перспектива в музыке . 4 (3): 289–301. дои : 10.2307/1214537 . ISSN 0090-7790 .
- ^ Меконнен, Зверь (2013). Культурные изменения в Эфиопии: евангелическая перспектива . 1517 СМИ. ISBN 978-1-5064-7550-9 .
- ^ emmab1833 (3 мая 2014 г.). «Éthiopiques и золотой век эфиопской музыки» . Музыка звучит как . Проверено 11 апреля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Уильямс, Ричард (5 сентября 2014 г.). «Мулату Астатке: человек, создавший «Этио-джаз» » . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ Сеть, Мировая музыка. «Музыка Эфиопии: Земля воска и золота» . Всемирная музыкальная сеть . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ Молленхауэр, Шон Майкл (2011). Миллионы на полях: музыка, этническая принадлежность и цензура (тезис). Калифорнийский университет Риверсайд.
- ^ «Идеальный звук навсегда: Мулату Астатке, история» . www.furious.com . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ Игрок в гольф, Адам (13 января 2022 г.), ЭТО ДУША: Портрет Хайлу Мергиа , получено 11 апреля 2023 г.
- ^ Швейцер, Элли (21 июня 2013 г.). «Awesome Tapes From Africa переиздает песни Хайлу Мергиа, местного таксиста» . Вашингтонская городская газета . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ «Золотой век эфиопской музыки» . Независимый . 1 мая 2008 года . Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ «Самуэль Йирга открывает золотой век эфиопской музыки» . NPR.org . Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ Стейнбергер, Джереми (9 февраля 2022 г.). «Новый документальный фильм пионера эфиопского джаза Хайлу Мергиа » Журнал документов . Получено 30 апреля.
- ^ Сеть, Мировая музыка. «Музыка Эфиопии: Земля воска и золота» . Всемирная музыкальная сеть . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ «Завершение Золотого века музыки» . Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ emmab1833 (3 мая 2014 г.). «Éthiopiques и золотой век эфиопской музыки» . Музыка звучит как . Проверено 2 июля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Изучите музыку Эфиопии с помощью Songlines» . Линии песен . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вебстер-Коген, Илана (1 июня 2013 г.). «Порождение родины: миграция, диаспора и феминизм в эфиопской музыке» . Журнал африканских культурных исследований . 25 (2): 183–196. дои : 10.1080/13696815.2013.793160 . ISSN 1369-6815 .