Гетерофония
В музыке характеризующийся гетерофония — это тип фактуры, одновременным изменением одной мелодической линии. Такую фактуру можно рассматривать как своего рода сложную монофонию , в которой имеется только одна основная мелодия, но реализованная одновременно множеством голосов , каждый из которых исполняет мелодию по-разному, либо в разном ритме или темпе , либо с различным украшения и разработки. [1] Первоначально этот термин был введен в систематическое музыковедение для обозначения подкатегории полифонической музыки, но теперь рассматривается как отдельная фактурная категория.
Характеристики
[ редактировать ]Гетерофония часто является характерной чертой незападной традиционной музыки — например, османской классической музыки , арабской классической музыки , японской гагаку , музыки гамелана Индонезии Таиланда , кулинтанга ансамблей Филиппин и традиционной музыки . В европейских традициях также имеются примеры гетерофонии. Одним из таких примеров является диссонансная гетерофония традиций динарской Ганги или «Ойкавицы» из южной Боснии , Хорватии и Черногории , которую приписывают древней иллирийской традиции. Существует еще одна удивительно энергичная европейская традиция гетерофонной музыки в форме псалмодий Внешних Гебрид гэльских . [2]
Дэвид Мортон описывает текстуру тайской музыки :
Тайская музыка негармонична , мелодична или линейна, и, как и во всех музыкальных произведениях этого жанра, ее основная организация горизонтальна ...
Тайская музыка в ее горизонтальном комплексе состоит из основной мелодии, исполняемой одновременно с ее вариантами, развивающимися в относительно более медленных и быстрых ритмических единицах. Отдельные линии мелодии и варианты звучат в унисон или октавах только в определенных структурных точках, а одновременность различных тонов не соответствует западной системе организованных последовательностей аккордов . Между структурными точками, где высоты звука совпадают (унисон или октавы), каждая отдельная линия соответствует идиоматике стиля инструмента, играющего на ней. Вертикальный комплекс в любой данной промежуточной точке не следует определенной прогрессии; регламентирует линейное следование стилю. Таким образом, в любой точке между структурными шагами могут возникнуть несколько шагов, которые часто создают очень сложную одновременную структуру. Музыка «дышит», сжимаясь до одной высоты, затем расширяясь до самых разных нот, затем снова сжимаясь до другой структурной высоты, и так далее. Хотя эти комплексы тонов между структурными точками могут показаться западному слушателю произвольными и несущественными, отдельные строки весьма последовательны и логичны. линейно . Паттерн высоты звука, возникающий в этих структурных точках, является основой модального аспекта тайской музыки. [3]
Далее он предлагает термин полифоническая стратификация , а не гетерофония :
Прием одновременного соединения одной основной мелодии и ее вариантов часто ошибочно называют гетерофонией: полифоническая стратификация кажется более точным описанием, поскольку каждый из «слоев» не просто является близким приближением к основной мелодии, но также обладает отчетливыми характеристиками и свой собственный стиль [4]
Примеры
[ редактировать ]Гетерофония довольно редко встречается в западной классической музыке до двадцатого века. Примеры можно найти в некоторых произведениях И.С. Баха :

а также Моцарт :

и Малер :

В 20 веке Бенджамин Бриттен с большим эффектом использовал гетерофонию во многих произведениях, включая части « Военного реквиема» и особенно в инструментальных интерлюдиях трех своих церковных притч : «Река Керлью» , «Горящая огненная печь» и «Блудный сын» . Питер Эванс объясняет это следующим образом: «Настолько неожиданно резкими были звуки, которые Бриттен извлек из этой группы, и, в частности, настолько мало зависевшие от его знакомого гармонического движения, что слушатели были готовы проследить прямое экзотическое влияние во многих особенностях партитуры » . [5] Другие примеры включают Пьера Булеза Rituel , Répons и …explosante-fixe… . [6]
Гетерофония — ключевой элемент в музыке канадского композитора Хосе Евангелисты . [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гетерофония | музыка | Британика» . www.britanica.com . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ «Салм 22 (Псалом 22 на гэльском языке) в исполнении прихожан Back Free Church» . Ютуб .
- ^ Мортон, Дэвид (1976). Традиционная музыка Таиланда , стр.21. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-01876-1 .
- ^ Мортон (1964), стр.39.
- ^ Эванс, Питер (1979), Музыка Бенджамина Бриттена. Лондон , Дент, с. 469.
- ^ Кэмпбелл, Эдвард (2010). Булез, Музыка и философия , стр. 211 и 213. ISBN 978-0-521-86242-4 .
- ^ Тан, Цзихуа (16 января 2018 г.). «Композиции на основе монодии: Clos de vie и Alap & Gat Хосе Евангелисты» . Журнал «Цепь» . 27 (выпуск 3): 67–83. дои : 10.7202/1042841ar . Проверено 12 июля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение гетерофонии в Викисловаре