Jump to content

Гетерофония

В музыке характеризующийся гетерофония — это тип фактуры, одновременным изменением одной мелодической линии. Такую фактуру можно рассматривать как своего рода сложную монофонию , в которой имеется только одна основная мелодия, но реализованная одновременно множеством голосов , каждый из которых исполняет мелодию по-разному, либо в разном ритме или темпе , либо с различным украшения и разработки. [1] Первоначально этот термин был введен в систематическое музыковедение для обозначения подкатегории полифонической музыки, но теперь рассматривается как отдельная фактурная категория.

Характеристики

[ редактировать ]

Гетерофония часто является характерной чертой незападной традиционной музыки — например, османской классической музыки , арабской классической музыки , японской гагаку , музыки гамелана Индонезии Таиланда , кулинтанга ансамблей Филиппин и традиционной музыки . В европейских традициях также имеются примеры гетерофонии. Одним из таких примеров является диссонансная гетерофония традиций динарской Ганги или «Ойкавицы» из южной Боснии , Хорватии и Черногории , которую приписывают древней иллирийской традиции. Существует еще одна удивительно энергичная европейская традиция гетерофонной музыки в форме псалмодий Внешних Гебрид гэльских . [2]

Дэвид Мортон описывает текстуру тайской музыки :

Тайская музыка негармонична , мелодична или линейна, и, как и во всех музыкальных произведениях этого жанра, ее основная организация горизонтальна ...

Тайская музыка в ее горизонтальном комплексе состоит из основной мелодии, исполняемой одновременно с ее вариантами, развивающимися в относительно более медленных и быстрых ритмических единицах. Отдельные линии мелодии и варианты звучат в унисон или октавах только в определенных структурных точках, а одновременность различных тонов не соответствует западной системе организованных последовательностей аккордов . Между структурными точками, где высоты звука совпадают (унисон или октавы), каждая отдельная линия соответствует идиоматике стиля инструмента, играющего на ней. Вертикальный комплекс в любой данной промежуточной точке не следует определенной прогрессии; регламентирует линейное следование стилю. Таким образом, в любой точке между структурными шагами могут возникнуть несколько шагов, которые часто создают очень сложную одновременную структуру. Музыка «дышит», сжимаясь до одной высоты, затем расширяясь до самых разных нот, затем снова сжимаясь до другой структурной высоты, и так далее. Хотя эти комплексы тонов между структурными точками могут показаться западному слушателю произвольными и несущественными, отдельные строки весьма последовательны и логичны. линейно . Паттерн высоты звука, возникающий в этих структурных точках, является основой модального аспекта тайской музыки. [3]

Далее он предлагает термин полифоническая стратификация , а не гетерофония :

Прием одновременного соединения одной основной мелодии и ее вариантов часто ошибочно называют гетерофонией: полифоническая стратификация кажется более точным описанием, поскольку каждый из «слоев» не просто является близким приближением к основной мелодии, но также обладает отчетливыми характеристиками и свой собственный стиль [4]

Гетерофония довольно редко встречается в западной классической музыке до двадцатого века. Примеры можно найти в некоторых произведениях И.С. Баха :

Duration: 27 seconds.
И.С.Бах из кантаты BWV80 «Крепкий замок – Бог наш», Ария для сопрано с гобоем облигато
И. С. Бах из Кантаты BWV 80 Крепкий замок - Бог наш , Ария для сопрано с гобоем облигато.

а также Моцарт :

Duration: 11 seconds.
Моцарт К491 первая часть, такты 211-14
Моцарт , Концерт до минор для фортепиано с оркестром, K491 , первая часть, такты 211-214.

и Малер :

Duration: 11 seconds.
Малер, Симфония № 4, четвертая часть, такты 25–6.
Малер , Симфония № 4 , четвертая часть, 25–6 такты.

В 20 веке Бенджамин Бриттен с большим эффектом использовал гетерофонию во многих произведениях, включая части « Военного реквиема» и особенно в инструментальных интерлюдиях трех своих церковных притч : «Река Керлью» , «Горящая огненная печь» и «Блудный сын» . Питер Эванс объясняет это следующим образом: «Настолько неожиданно резкими были звуки, которые Бриттен извлек из этой группы, и, в частности, настолько мало зависевшие от его знакомого гармонического движения, что слушатели были готовы проследить прямое экзотическое влияние во многих особенностях партитуры » . [5] Другие примеры включают Пьера Булеза Rituel , Répons и …explosante-fixe… . [6]

Гетерофония — ключевой элемент в музыке канадского композитора Хосе Евангелисты . [7]

  1. ^ «Гетерофония | музыка | Британика» . www.britanica.com . Проверено 26 марта 2023 г.
  2. ^ «Салм 22 (Псалом 22 на гэльском языке) в исполнении прихожан Back Free Church» . Ютуб .
  3. ^ Мортон, Дэвид (1976). Традиционная музыка Таиланда , стр.21. Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-01876-1 .
  4. ^ Мортон (1964), стр.39.
  5. ^ Эванс, Питер (1979), Музыка Бенджамина Бриттена. Лондон , Дент, с. 469.
  6. ^ Кэмпбелл, Эдвард (2010). Булез, Музыка и философия , стр. 211 и 213. ISBN   978-0-521-86242-4 .
  7. ^ Тан, Цзихуа (16 января 2018 г.). «Композиции на основе монодии: Clos de vie и Alap & Gat Хосе Евангелисты» . Журнал «Цепь» . 27 (выпуск 3): 67–83. дои : 10.7202/1042841ar . Проверено 12 июля 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b175c998097ec75fa9b6c10fb84c8904__1691565000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/04/b175c998097ec75fa9b6c10fb84c8904.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Heterophony - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)