...взрывоопасный...
...explosante-fixe... ( фр . ...explosante-fixe... ) — музыкальное произведение, написанное Пьером Булезом . Первоначально задуманная в 1971 году как памятник Игорю Стравинскому , скончавшемуся в апреле того же года, в период с 1972 по 1993 год Булез сочинил несколько различных версий произведения, кульминацией которых стала пьеса для соло MIDI - флейты и камерного оркестра.
Заголовок
[ редактировать ]Название произведения взято из заключительной строки первой главы романа Андре Бретона « Безумная любовь» (1937): «La beauté convulsive sera érotique-voilée, Explosante-fixe, magique-circonstancielle, ou ne sera pas». (Судорога красоты будет эротически завуалированной, взрывно-фиксированной, магически-обстоятельственное, или его не будет вообще). [ 1 ]
История
[ редактировать ]Первая версия ...explosante-fixe... (1971–1972) представляет собой одностраничное алеаторическое произведение, состоящее из семи частей, озаглавленное, согласно одному отчету, Originel and Transitoires II–VII . [ 2 ] хотя в рукописной партитуре (опубликованной в виде двух страниц нот и двенадцати страниц инструкций) название написано рукой композитора [... Explosante-fixe ...] , а обозначения «Originel» и «Transitoires II – VII» являются названия групп, на которые разбито произведение. [ 3 ] Каждая из семи частей представляет собой один член семинотного ряда , найденного в разделе «Originel»: E ♭ , G, D, A ♭ , B ♭ , A, E, эмблема мемориала Стравинского, для которого она была написана ( нота E ♭, выдержанная в начале, произносится как Es на немецком языке, родственная букве S, обозначающей «Стравинский»). [ 4 ] [ 5 ] Звуки этого ряда позднее использовались и в «Ритуэле» . [ 6 ] В этом первоначальном виде инструменты не обозначались, [ 2 ] хотя предлагается возможная партитура для двух скрипок, двух флейт, двух кларнетов и арфы. [ 7 ] Как и большинство других произведений мемориала Стравинского, это отражает инструментовку двух кратких памятных произведений, написанных Стравинским в 1959 году: « Эпитафия» для флейты, кларнета и арфы и « Двойной канон» (памяти Дюфи) для струнного квартета. [ 8 ]
В последующие два года Булез превратил ...explosante-fixe... в произведение для флейты соло в сопровождении кларнета , трубы , арфы , вибрафона , скрипки , альта , виолончели и электроники. [ 2 ] В выступлениях этой версии использовалось недавно созданное устройство, известное как Галафон . [ 2 ] По словам изобретателя Ганса Петера Халлера , галафон способен «проецировать звуки в различных направлениях и с различной скоростью по желанию, проецировать звук из точки в точку, заставлять его двигаться по кругу по залу или заставлять его двигаться по диагонали через зал. " [ 9 ]
Булез, однако, в конечном итоге остался недоволен электроникой. [ 2 ] На самом деле существовало два основных варианта: «предварительная» версия, основанная на набросках партитуры и написанная для трио скрипки, кларнета и трубы, впервые исполненная Лондонской симфониеттой в Сент-Джонс, Смит-сквер в июне 1972 года. и более длинная, более сложная и, казалось бы, окончательная форма септета, премьера которой состоялась в Нью-Йорке 5 января 1973 года и впоследствии несколько раз пересматривалась для выступлений в Риме 1973 года. 13 мая 1973 года, на концертах Promenade Concerts в Лондоне в августе 1973 года, в Donaueschinger Musiktage 21 октября 1973 года (к этому времени он стал октетом) и в Театре Орсе в Париже в рамках Осеннего фестиваля 1974 года. , где это произвело фурор. [ 10 ] Эти изменения включали изменение порядка разделов и переписывание шести из восьми инструментальных партий. Всего существует четыре различных версии для флейты, по три версии для альта и виолончели, по две версии для трубы, скрипки и кларнета, но только по одной версии для вибрафона и арфы, которые различаются от одной версии к другой. следующие лишь по порядку их составных частей. [ 11 ] Булез отозвал материалы для обеих версий, в первую очередь из-за своего недовольства слишком заметным отказом электроники и, в частности, компьютерной ленты, которая предназначалась для управления беспроводной версией выпускного вечера 1973 года, но также и как признание того, что оценка действительно требовался симфонический оркестр. [ 12 ] [ 13 ]
Следующая версия ...explosante-fixe... для вибрафона и электроники была написана только в 1986 году. [ 2 ] За прошедшие годы части оригинального материала появились в других работах Булеза, в частности «Ритуэль» (1975) и «Мемориале» (1985). [ 14 ]
В период с 1991 по 1993 год, находясь в IRCAM , [ 2 ] Булез сочинил новую версию ...explosante-fixe... для соло MIDI-флейты с живой электроникой, двух «теневых» флейт и камерного оркестра. [ 14 ] [ 15 ] Премьера этой версии состоялась в Турине , Италия, на фестивале Settembre Musica 13 сентября 1993 года в исполнении ансамбля InterContemporain . [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анни Лабюссьер и Жан-Марк Шувель, «Пьер Булез: Mémoriale (...explosante-fixe...original) », Musurgia: Музыкальный анализ и практика 4, вып. 1 (1997): 42–66. Цитирование по 44, цитирование Андре Бретона, «L'Amour fou», Полное собрание сочинений (Париж, Галлимар, сборник Pléiade, 1992), 2:687.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хавьер Алехандро Гаравалья, «Повышение осведомленности о полной автоматизации активной электроники: историческая перспектива», в «Аудиодисплее: 6-й международный симпозиум», CMMR/ICAD 2009, Копенгаген, Дания, 18–22 мая 2009 г. , под редакцией Сёлви Истада, 443 –45, Конспекты лекций по информатике 5954; Подбиблиотека LNCS SL 3 (Берлин и Нью-Йорк: Springer, 2010). [ нужна страница ]
- ^ Пьер Булез, Эллиот Картер, Аарон Копленд, Александр Гёр, Элизабет Лютиенс, Дариус Мийо и Роджер Сешнс, [Приложение]: «Памяти: Игорь Стравинский. Каноны и эпитафии, набор 2». Темп , новая серия, нет. 98 (1972): [13–26 из 27 ненумерованных страниц (вставлены между страницами 22 и 23), цитата на 13].
- ^ Сьюзан Брэдшоу, «Сравнение нот», Musical Times 137, вып. 1844 г. (октябрь 1996 г.): 5–12. Цитата 8.
- ^ Анни Лабюссьер и Жан-Марк Шувель, «Пьер Булез: Mémoriale (...explosante-fixe...original) », Musurgia: Музыкальный анализ и практика 4, вып. 1 (1997): 42–66. Цитата 44.
- ^ Эдвард Кэмпбелл, Булез, Музыка и философия , Музыка в двадцатом веке 27 (Кембридж и Нью-Йорк: Cambridge University Press, 2010): стр.206. ISBN 978-0-521-86242-4 .
- ^ Пьер Булез, Эллиот Картер, Аарон Копленд, Александр Гёр, Элизабет Лютиенс, Дариус Мийо и Роджер Сешнс, [Приложение]: «Памяти: Игорь Стравинский. Каноны и эпитафии, набор 2». Темп , новая серия, нет. 98 (1972): [13–26 из 27 ненумерованных страниц, цитата на 25–26].
- ^ Пьер Булез, Эллиот Картер, Аарон Копленд, Александр Гёр, Элизабет Лютиенс, Дариус Мийо и Роджер Сешнс, [Приложение]: «Памяти: Игорь Стравинский. Каноны и эпитафии, набор 2». Темп , новая серия, нет. 98 (1972): [27 ненумерованных страниц, редакционная заметка о 27].
- ↑ Нью-Йорк (20 января 1973 г.). «Новое немецкое изобретение меняет направление звука», Billboard , стр. 46. Том. 85, № 3. ISSN 0006-2510.
- ^ Анни Лабюссьер и Жан-Марк Шувель, «Пьер Булез: Mémoriale (...explosante-fixe...original) », Musurgia: Музыкальный анализ и практика 4, вып. 1 (1997): 42–66. Цитата 45.
- ^ Паоло Даль Молен, «Введение в семейство произведений ... взрывоопасных... Пьера Булеза: филологическое исследование», докторская дисс. (Ницца: Университет Ниццы – София Антиполис, 2007 г.): 17.
- ^ Сьюзен Брэдшоу, «Булез в 65 лет», Musical Times 131, вып. 1765 (март 1990): 127–28. Цитирование по 127.
- ^ Сьюзан Брэдшоу, «Сравнение нот», Musical Times 137, вып. 1844 г. (октябрь 1996 г.): 5–12. Цитаты по 8 и 11–12.
- ^ Jump up to: а б Томас Мэй. "...explosante-fixe..." Лос-Анджелесский филармонический оркестр . Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г. Проверено 27 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Пьер Булез – ...explosante-fixe...» Universal Edition . Проверено 27 августа 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Булез, Пьер, Мишель Фано и Томас Репенсек. 1980. «Разговор». 14 октября (осень): 101–20.
- Брэдшоу, Сьюзен. 1973. «Первые выступления: '...explosante-fixe...'». Темп , новая серия, нет. 106 (сентябрь): 58–59.
- Даль Молин, Паоло. 2009. « Мемориал Пьера Булеза : Что источники (делают) говорят нам (не)». Revue de Musicologie 95, вып. 2: 475–523.
- Голдман, Джонатан. 2006. «Взрыв/фиксация: форма как оппозиция в сочинениях и более поздних произведениях Пьера Булеза». Кандидатская дисс. Монреаль: Университет Монреаля. ISBN 978-0-494-24456-2 .
- Голдман, Джонатан. 2008. « Мемориальная Булеза диаграмма: парадигматический анализ и гармонические схемы в ... explosante-fixe ... ». Музыкальный анализ 27, вып. 2–3: 217–52.
- Киммиг, Рудольф. 1991. «Уроки Мастера: Взрывоопасный фрагмент Пьера Булеза ». Мотив: Музыка в компании других искусств , №№. 2-3:73-74.
- Мохинни, Саймон и Пьер Булез. 2001. «Композитор в интервью: Пьер Булез». Темп , новая серия, нет. 216 (апрель): 2–5.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мэй, Томас. [1996]. О пьесе: «...explosante-fixe...»: Пьер Булез ». Веб-сайт La Phil. По состоянию на 25 августа 2011 г.
- Сурлетти, Микеланджело. 1993. Звуковые пространства Пьера Булеза о туринской премьере La Repubblica (18 сентября), с веб-сайта. По состоянию на 28 сентября 2019 г.