Jump to content

Полифония

Полифония X (1950–51) — трехчастное произведение Пьера Булеза для восемнадцати инструментов, разделенное на семь групп, продолжительностью примерно пятнадцать минут. [ 1 ] После премьеры произведения Булез отозвал партитуру, заявив, что она страдает «теоретическим преувеличением». [ 2 ] (В интервью 1974 года он назвал это «документом», а не «работой». [ 3 ] ) Несмотря на неудовлетворенность Булеза этим произведением, оно сыграло ключевую роль в его развитии: один писатель назвал его «стержнем, связывающим раннее мастерство Булеза в жестах и ​​контурах... с его более поздним интересом к крупным произведениям». ансамбли и великие формы», его «смелая «первая попытка» создать произведение, которое исчерпало бы конкретную музыкальную технику с помощью больших оркестровых сил, развивая обширную, аддитивную структуру на самых ранних стадиях композиции» и «одно из чистейших представлений Первый поворот Булеза к интегральному сериализму ». [ 4 ]

В 1948 и 1949 годах Булез работал над Livre pour quatuor для струнного квартета, в котором он начал исследовать идею расширения серийной техники, включив в нее ритмы и динамику, а также высоту звука. [ 5 ] За этим последовали дальнейшие усилия в направлении интегрального сериализма в виде первой книги « Структуры» для двух фортепиано, «Полифонии X» и «Двух этюдов» для кассеты, а также статьи под названием «Eventuellement». [ 6 ] содержащий подробные комментарии и размышления об опыте создания произведений. «Полифония X» берет свое начало в произведении, которое Булез в письме Джону Кейджу от 30 декабря 1950 года описал как произведение камерной музыки для 49 инструментов, «сборник из 14 или 21 полифонии (может быть, и больше), я не знаю, еще очень долго, но можно будет выбрать то, что нравится». [ 7 ] ( Пол Гриффитс отметил, что эта концепция представляет собой ранний пример того, что позже стало известно как «открытое» произведение, поскольку оно позволяло дирижеру свободно выбирать подмножество произведений. [ 8 ] ) В оставшейся части письма Булез изложил свои мысли относительно последовательной обработки высоты звука (включая четверти тона ), ритмических ячеек и инструментальных комбинаций (и, следовательно, тембра). [ 9 ] (Этот текст, наряду с материалами из другого письма Кейджу, позже появился в виде статьи под названием «Система разоблачена». [ 10 ] )

Зимой 1950–1951 годов Генрих Штробель посетил Булеза и нашел его завернутым в одеяло, окруженным диаграммами и страницами с партитурами, покрытыми крошечными пометками. [ 11 ] Штробель решил заказать произведение Булеза для фестиваля в Донауэшингене , который пройдет предстоящей осенью, на что Булез отреагировал переработкой материала «полифонии», описанного в письме Кейджу, в то, что впоследствии стало Polyphonie X , уменьшив количество инструментов до восемнадцать (при этом ансамбль разделен на семь групп) и преобразование четвертьтонового материала в стандартную настройку. [ 12 ] По словам Булеза, произведение, состоящее из трех частей, [ 13 ] было завершено летом 1951 года, после того как он написал «Структуры Iа». [ 14 ] но прежде чем он написал Структуры Ib и Ic. [ 15 ] Распределение семи групп выглядит следующим образом:

Что касается названия, Булез объяснил:

X — это просто X, а не буква алфавита, ни число, ни алгебраический символ. Это скорее графический символ. Я назвал эту работу Полифонией X, потому что она содержит определенные структуры, которые пересекаются в смысле увеличения и уменьшения, возникающие в результате их встречи, а также сходно задуманные подъемы и падения звука и, наконец, ряд ритмических ячеек, которые пересекаются аналогичным образом. Более того, именно эти клетки составляют основной ингредиент работы на структурном уровне. [ 13 ]

Гриффитс также предположил, что буква «X» отражает озабоченность своего рода «диагональным мышлением», означающим интеграцию мелодических и гармонических аспектов, которую Булез обнаружил во . Второй кантате Веберна [ 16 ] работа, которую Булез назвал «открывающей бесконечные перспективы и... одной из ключевых работ... из-за ее потенциала для будущего... стоит (стоят) у истоков новой концепции сама музыка». [ 17 ]

Премьера «Полифонии X» состоялась 6 октября 1951 года на фестивале в Донауэшингене под управлением Симфонического оркестра SWR под управлением Ханса Росбо . [ 18 ] [ 19 ] Антуан Голеа , присутствовавший на концерте, вспоминал: «Те, кто пережил эту премьеру в Донауэшингене, будут помнить этот скандал всю жизнь. топот и восторженные браво друг друга». [ 18 ] Штробель оставался позитивным, комментируя: « Полифония X была величайшим скандалом, который я пережил после войны. К сожалению, пресса, рассказывая о произведении сегодня, до сих пор использует некоторые уничижительные фразы, которые она использовала на премьере. вообще знали, что это совершенно особенная работа, которая и по структуре, и по цвету открывает совершенно новые пути». [ 11 ] Булез не смог присутствовать, но, прослушав запись концерта, решил снять произведение. [ 20 ] (Хотя Булез изначально намеревался пересмотреть работу, на момент его смерти она осталась неопубликованной.) [ 21 ] Несмотря на это, произведение получило три дополнительных исполнения: одно в Лос-Анджелесе 6 октября 1952 года под управлением Роберта Крафта ; один в Неаполе 11 мая 1953 года под управлением Бруно Мадерны ; и один в Барселоне 27 января 1954 года под управлением Жака Бодмера. [ 21 ] Запись премьерного выступления появилась на нескольких релизах лейблов Denon и Col Legno. [ 22 ] а запись первой части произведения, проведенная Мадерной, была включена в релиз лейбла Stradivarius . [ 23 ]

Вскоре после премьеры «Полифонии X » Штробель проиграл запись этого произведения Игорю Стравинскому, пока композитор был в Баден-Бадене. По словам Роберта Крафта, Стравинский был впечатлен «потрясающей силой произведения» и, возможно, вспомнил первое исполнение « Весны священной» из-за сильной реакции публики. [ 24 ] Осенью 1952 года, перед выступлением Крафта, Стравинский ассистировал на нескольких репетициях и сделал анализ произведения. [ 24 ] Он посетил концерт, и в конце концов Стравинский и Булез встретились и сформировали отношения, которые были «горячими и холодными» до самой смерти старшего композитора. [ 25 ]

Размышляя о своем опыте работы с «Полифонией X» , Булез написал следующее в письме Анри Пуссеру, датированном концом 1952 года: «Боюсь, что в настоящее время я позволяю себе слишком многого в плане виртуозности пуантилистской техники, не ссылаясь, строго говоря, на Другими словами, детали не полностью интегрированы в воспринимаемое целое... ограничиваясь анализом и вариациями, я впадаю в серость и автоматические процессы». [ 26 ] В более позднем интервью он снова был критически настроен, заявив, что работа «просто показывает недостаточное образование, которое я имел в то время». [ 2 ] и назвав это «очень неуклюжим и жестким», [ 27 ] «абстрактный план: инструменты существуют только для того, чтобы играть ноты в зависимости от того, принадлежат ли они к тому или иному регистру... нет ничего... что учитывало бы инструментальные возможности и потенциал как таковой». [ 28 ]

Булез охарактеризовал период начала 1950-х годов как время исследований, в ходе которых он пытался «очистить свое наследие и начать все заново, с нуля». [ 29 ] Он также напомнил, что некоторые концерты тех лет, на которых звучали его собственные произведения, а также концерты коллег, находившихся под влиянием его идей, "носили совершенно безумный бесплодие и академизм, а главное, становились совершенно неинтересными". [ 30 ] В 1954 году он опубликовал эссе («Recherches maintenant»), одновременно самокритическое и дальновидное, в котором он сетовал на однообразие недавних серийных работ и в котором начал выражать озабоченность восприятием, предполагая, что его путь в будущее лежит через поиск баланса между строгостью и свободой воли. [ 31 ] В своей следующей работе, «Марто без метра» , Булез использовал более гибкие и гибкие композиционные приемы, включающие то, что он назвал «локальной недисциплинированностью», и в то же время отражающие уроки, извлеченные во время создания предыдущих работ. [ 32 ]

Источники

  • Анон. (1990) Булез, Евангелисты: Новая музыка - Том 10 на Discogs
  • Булез, Пьер (1968), Заметки об ученичестве , перевод Вайнстока, Герберта , Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф
  • Булез, Пьер (1976), Беседы с Селестеном Дельежом [ фр ] , Лондон: Эрнст Эйленбург
  • Булез, Пьер (1986), Наттиез, Жан-Жак (редактор), Ориентации: Сборник сочинений , перевод Купера, Мартина, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета
  • Булез, Пьер (1995), Наттиез, Жан-Жак (редактор), Переписка Булеза-Кейджа , перевод Сэмюэлса, Роберта, Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  • Кэмпбелл, Эдвард (2010), Булез, Музыка и философия , Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  • Крафт, Роберт (июнь 1982 г.), «Стравинский: Письма Пьеру Булезу», The Musical Times , 123 (1672): 396–402, doi : 10.2307/964114 , JSTOR   964114
  • Гриффитс, Пол (1978), Булез , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета
  • Гриффитс, Пол (2010), Современная музыка и после , Нью-Йорк: Oxford University Press
  • Харли, Джеймс. Пьер Булез: Полифония X, для 18 инструментов (снято композитором) на AllMusic
  • Хейворт , Питер (1973), «Первые пятьдесят лет», в Уильяме Глоке (редактор), Пьер Булез: Симпозиум , Лондон: Eulenburg Books (опубликовано в 1986 году), ISBN  0-903873-12-5
  • Жаме, Доминик (1991), Пьер Булез , перевод Сьюзан Брэдшоу , Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, ISBN  0-674-66740-9
  • Пейзер, Джоан (2008), To Boulez and Beyond (переработанная редакция), Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press
  • Пенчиковски, Роберт (2016), «Фрагментарные размышления о булезианском «non finito» », у Эдварда Кэмпбелла; Питер О'Хаган (ред.), Исследования Пьера Булеза , Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  • Салем, Джозеф (2017), «Целостность интегрального сериализма Булеза: Полифония X и музыкальный провал как композиционный успех», Contemporary Music Review , 36 (5): 337–361, doi : 10.1080/07494467.2017.1401366 , S2CID   194776243
  • Стринц, Вернер (2016), «Кварталтоновые композиции Пьера Булеза», в Эдварде Кэмпбелле; Питер О'Хаган (ред.), Исследования Пьера Булеза , Кембридж: Издательство Кембриджского университета
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b39daacac0f4251b922bd7cc7cfa81a__1714574460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/1a/8b39daacac0f4251b922bd7cc7cfa81a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polyphonie X - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)