Полифония
Полифония X (1950–51) — трехчастное произведение Пьера Булеза для восемнадцати инструментов, разделенное на семь групп, продолжительностью примерно пятнадцать минут. [ 1 ] После премьеры произведения Булез отозвал партитуру, заявив, что она страдает «теоретическим преувеличением». [ 2 ] (В интервью 1974 года он назвал это «документом», а не «работой». [ 3 ] ) Несмотря на неудовлетворенность Булеза этим произведением, оно сыграло ключевую роль в его развитии: один писатель назвал его «стержнем, связывающим раннее мастерство Булеза в жестах и контурах... с его более поздним интересом к крупным произведениям». ансамбли и великие формы», его «смелая «первая попытка» создать произведение, которое исчерпало бы конкретную музыкальную технику с помощью больших оркестровых сил, развивая обширную, аддитивную структуру на самых ранних стадиях композиции» и «одно из чистейших представлений Первый поворот Булеза к интегральному сериализму ». [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]В 1948 и 1949 годах Булез работал над Livre pour quatuor для струнного квартета, в котором он начал исследовать идею расширения серийной техники, включив в нее ритмы и динамику, а также высоту звука. [ 5 ] За этим последовали дальнейшие усилия в направлении интегрального сериализма в виде первой книги « Структуры» для двух фортепиано, «Полифонии X» и «Двух этюдов» для кассеты, а также статьи под названием «Eventuellement». [ 6 ] содержащий подробные комментарии и размышления об опыте создания произведений. «Полифония X» берет свое начало в произведении, которое Булез в письме Джону Кейджу от 30 декабря 1950 года описал как произведение камерной музыки для 49 инструментов, «сборник из 14 или 21 полифонии (может быть, и больше), я не знаю, еще очень долго, но можно будет выбрать то, что нравится». [ 7 ] ( Пол Гриффитс отметил, что эта концепция представляет собой ранний пример того, что позже стало известно как «открытое» произведение, поскольку оно позволяло дирижеру свободно выбирать подмножество произведений. [ 8 ] ) В оставшейся части письма Булез изложил свои мысли относительно последовательной обработки высоты звука (включая четверти тона ), ритмических ячеек и инструментальных комбинаций (и, следовательно, тембра). [ 9 ] (Этот текст, наряду с материалами из другого письма Кейджу, позже появился в виде статьи под названием «Система разоблачена». [ 10 ] )
Состав
[ редактировать ]Зимой 1950–1951 годов Генрих Штробель посетил Булеза и нашел его завернутым в одеяло, окруженным диаграммами и страницами с партитурами, покрытыми крошечными пометками. [ 11 ] Штробель решил заказать произведение Булеза для фестиваля в Донауэшингене , который пройдет предстоящей осенью, на что Булез отреагировал переработкой материала «полифонии», описанного в письме Кейджу, в то, что впоследствии стало Polyphonie X , уменьшив количество инструментов до восемнадцать (при этом ансамбль разделен на семь групп) и преобразование четвертьтонового материала в стандартную настройку. [ 12 ] По словам Булеза, произведение, состоящее из трех частей, [ 13 ] было завершено летом 1951 года, после того как он написал «Структуры Iа». [ 14 ] но прежде чем он написал Структуры Ib и Ic. [ 15 ] Распределение семи групп выглядит следующим образом:
- малая труба , E ♭ кларнет , английский хор
- гобой , бас-кларнет
- флейта , фагот
- труба пикколо, альт-саксофон , валторна , тромбон
- скрипка 1, виолончель 1
- скрипка 2, виолончель 2
- альт 1, альт 2, контрабас [ 1 ]
Что касается названия, Булез объяснил:
X — это просто X, а не буква алфавита, ни число, ни алгебраический символ. Это скорее графический символ. Я назвал эту работу Полифонией X, потому что она содержит определенные структуры, которые пересекаются в смысле увеличения и уменьшения, возникающие в результате их встречи, а также сходно задуманные подъемы и падения звука и, наконец, ряд ритмических ячеек, которые пересекаются аналогичным образом. Более того, именно эти клетки составляют основной ингредиент работы на структурном уровне. [ 13 ]
Гриффитс также предположил, что буква «X» отражает озабоченность своего рода «диагональным мышлением», означающим интеграцию мелодических и гармонических аспектов, которую Булез обнаружил во . Второй кантате Веберна [ 16 ] работа, которую Булез назвал «открывающей бесконечные перспективы и... одной из ключевых работ... из-за ее потенциала для будущего... стоит (стоят) у истоков новой концепции сама музыка». [ 17 ]
Прием
[ редактировать ]Премьера «Полифонии X» состоялась 6 октября 1951 года на фестивале в Донауэшингене под управлением Симфонического оркестра SWR под управлением Ханса Росбо . [ 18 ] [ 19 ] Антуан Голеа , присутствовавший на концерте, вспоминал: «Те, кто пережил эту премьеру в Донауэшингене, будут помнить этот скандал всю жизнь. топот и восторженные браво друг друга». [ 18 ] Штробель оставался позитивным, комментируя: « Полифония X была величайшим скандалом, который я пережил после войны. К сожалению, пресса, рассказывая о произведении сегодня, до сих пор использует некоторые уничижительные фразы, которые она использовала на премьере. вообще знали, что это совершенно особенная работа, которая и по структуре, и по цвету открывает совершенно новые пути». [ 11 ] Булез не смог присутствовать, но, прослушав запись концерта, решил снять произведение. [ 20 ] (Хотя Булез изначально намеревался пересмотреть работу, на момент его смерти она осталась неопубликованной.) [ 21 ] Несмотря на это, произведение получило три дополнительных исполнения: одно в Лос-Анджелесе 6 октября 1952 года под управлением Роберта Крафта ; один в Неаполе 11 мая 1953 года под управлением Бруно Мадерны ; и один в Барселоне 27 января 1954 года под управлением Жака Бодмера. [ 21 ] Запись премьерного выступления появилась на нескольких релизах лейблов Denon и Col Legno. [ 22 ] а запись первой части произведения, проведенная Мадерной, была включена в релиз лейбла Stradivarius . [ 23 ]
Влияние
[ редактировать ]Вскоре после премьеры «Полифонии X » Штробель проиграл запись этого произведения Игорю Стравинскому, пока композитор был в Баден-Бадене. По словам Роберта Крафта, Стравинский был впечатлен «потрясающей силой произведения» и, возможно, вспомнил первое исполнение « Весны священной» из-за сильной реакции публики. [ 24 ] Осенью 1952 года, перед выступлением Крафта, Стравинский ассистировал на нескольких репетициях и сделал анализ произведения. [ 24 ] Он посетил концерт, и в конце концов Стравинский и Булез встретились и сформировали отношения, которые были «горячими и холодными» до самой смерти старшего композитора. [ 25 ]
Размышляя о своем опыте работы с «Полифонией X» , Булез написал следующее в письме Анри Пуссеру, датированном концом 1952 года: «Боюсь, что в настоящее время я позволяю себе слишком многого в плане виртуозности пуантилистской техники, не ссылаясь, строго говоря, на Другими словами, детали не полностью интегрированы в воспринимаемое целое... ограничиваясь анализом и вариациями, я впадаю в серость и автоматические процессы». [ 26 ] В более позднем интервью он снова был критически настроен, заявив, что работа «просто показывает недостаточное образование, которое я имел в то время». [ 2 ] и назвав это «очень неуклюжим и жестким», [ 27 ] «абстрактный план: инструменты существуют только для того, чтобы играть ноты в зависимости от того, принадлежат ли они к тому или иному регистру... нет ничего... что учитывало бы инструментальные возможности и потенциал как таковой». [ 28 ]
Булез охарактеризовал период начала 1950-х годов как время исследований, в ходе которых он пытался «очистить свое наследие и начать все заново, с нуля». [ 29 ] Он также напомнил, что некоторые концерты тех лет, на которых звучали его собственные произведения, а также концерты коллег, находившихся под влиянием его идей, "носили совершенно безумный бесплодие и академизм, а главное, становились совершенно неинтересными". [ 30 ] В 1954 году он опубликовал эссе («Recherches maintenant»), одновременно самокритическое и дальновидное, в котором он сетовал на однообразие недавних серийных работ и в котором начал выражать озабоченность восприятием, предполагая, что его путь в будущее лежит через поиск баланса между строгостью и свободой воли. [ 31 ] В своей следующей работе, «Марто без метра» , Булез использовал более гибкие и гибкие композиционные приемы, включающие то, что он назвал «локальной недисциплинированностью», и в то же время отражающие уроки, извлеченные во время создания предыдущих работ. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Жаме, 1991 , стр. 46.
- ^ Jump up to: а б Булез 1976 , стр. 58.
- ^ Булез 1986 , стр. 201.
- ^ Салем, 2017 , стр. 340.
- ^ Булез 1976 , стр. 49–50.
- ^ Булез 1968 , стр. 146–181.
- ^ Булез 1995 , стр. 80.
- ^ Гриффитс 2010 , стр. 45.
- ^ Булез 1995 , стр. 80–85.
- ^ Булез 1986 , стр. 129–142.
- ^ Jump up to: а б Пейзер 2008 , стр. 149.
- ^ Стринц 2016 , стр. 158.
- ^ Jump up to: а б Жаме, 1991 , стр. 47.
- ^ Хейворт 1973 , с. 14.
- ^ Булез 1986 , стр. 200.
- ^ Гриффитс 1978 , стр. 45.
- ^ Булез 1968 , стр. 367.
- ^ Jump up to: а б Jameux 1991 , стр. 47–48.
- ^ Пейзер 2008 , стр. 149–150.
- ^ Jameux 1991 , стр. 48.
- ^ Jump up to: а б Пенчиковский 2016 , стр. 97.
- ^ Харли .
- ^ Анон. 1990 .
- ^ Jump up to: а б Пейзер 2008 , стр. 172.
- ^ Крафт 1982 .
- ^ Кэмпбелл 2010 , стр. 79.
- ^ Булез 1976 , стр. 59.
- ^ Булез 1976 , стр. 58–59.
- ^ Булез 1976 , стр. 56.
- ^ Булез 1976 , стр. 64.
- ^ Булез 1968 , стр. 21–26.
- ^ Булез 1976 , стр. 66–67.
Источники
- Анон. (1990) Булез, Евангелисты: Новая музыка - Том 10 на Discogs
- Булез, Пьер (1968), Заметки об ученичестве , перевод Вайнстока, Герберта , Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф
- Булез, Пьер (1976), Беседы с Селестеном Дельежом , Лондон: Эрнст Эйленбург
- Булез, Пьер (1986), Наттиез, Жан-Жак (редактор), Ориентации: Сборник сочинений , перевод Купера, Мартина, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета
- Булез, Пьер (1995), Наттиез, Жан-Жак (редактор), Переписка Булеза-Кейджа , перевод Сэмюэлса, Роберта, Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- Кэмпбелл, Эдвард (2010), Булез, Музыка и философия , Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- Крафт, Роберт (июнь 1982 г.), «Стравинский: Письма Пьеру Булезу», The Musical Times , 123 (1672): 396–402, doi : 10.2307/964114 , JSTOR 964114
- Гриффитс, Пол (1978), Булез , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета
- Гриффитс, Пол (2010), Современная музыка и после , Нью-Йорк: Oxford University Press
- Харли, Джеймс. Пьер Булез: Полифония X, для 18 инструментов (снято композитором) на AllMusic
- Хейворт , Питер (1973), «Первые пятьдесят лет», в Уильяме Глоке (редактор), Пьер Булез: Симпозиум , Лондон: Eulenburg Books (опубликовано в 1986 году), ISBN 0-903873-12-5
- Жаме, Доминик (1991), Пьер Булез , перевод Сьюзан Брэдшоу , Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, ISBN 0-674-66740-9
- Пейзер, Джоан (2008), To Boulez and Beyond (переработанная редакция), Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press
- Пенчиковски, Роберт (2016), «Фрагментарные размышления о булезианском «non finito» », у Эдварда Кэмпбелла; Питер О'Хаган (ред.), Исследования Пьера Булеза , Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- Салем, Джозеф (2017), «Целостность интегрального сериализма Булеза: Полифония X и музыкальный провал как композиционный успех», Contemporary Music Review , 36 (5): 337–361, doi : 10.1080/07494467.2017.1401366 , S2CID 194776243
- Стринц, Вернер (2016), «Кварталтоновые композиции Пьера Булеза», в Эдварде Кэмпбелле; Питер О'Хаган (ред.), Исследования Пьера Булеза , Кембридж: Издательство Кембриджского университета
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оригинальная запись 1953 года на YouTube , Симфонический оркестр SWR под управлением Ханса Росбауда.