Jump to content

Слой за слоем

Слой за слоем
Портрет Малларме
Композиция для голоса с оркестром Пьера Булеза
Композитор в 1968 году
Английский Сложить за сгибом
Текст Сонеты Стефана Малларме
Язык Французский
Выполненный 1960 ( 1960 ) : Баден-Баден
Движения 5
Подсчет очков

Pli selon pli («Сложить за складкой») — произведение классической музыки французского композитора Пьера Булеза . Он имеет подзаголовок «Портрет Малларме» («Портрет Малларме»). Он написан для сопрано соло и оркестра и использует тексты трех сонетов французского -символиста поэта Стефана Малларме и отдельные строки из двух других его стихотворений. Это самая длинная работа Булеза, продолжающаяся более часа.

Движения и стихи

[ редактировать ]

Композиция состоит из пяти частей: в первой и последней используются строки из стихотворения Малларме, в трех средних частях используется весь текст сонета Малларме. [ 1 ] Движения и связанные с ними стихи:

  1. Подарок – «Подарок стихотворения»
  2. Импровизация I на тему Малларме – «Девственна, жива и прекрасна сегодня»
  3. Импровизация II по Малларме – «Кружева упразднены»
  4. Импровизация III на тему Малларме – «A la nue capturee tu»
  5. Томбо – одноименное стихотворение

Название взято из еще одного стихотворения Малларме, Remémoration d'amis belges , в котором поэт описывает, как туман, окутывающий город Брюгге, постепенно рассеивается: [ 2 ]

Булез сказал: «Итак, складка за складкой, по мере развития пяти частей, раскрывается портрет Малларме». [ 3 ]

Булез использует пять стихотворений Малларме в хронологическом порядке, начиная с раннего «Дон дю поэма» 1865 года в первой части и заканчивая поздним «Томбо» 1897 года в последней. Таким образом, произведение представляет жизнь Малларме и завершается словом «mort» (смерть), единственным ясно понятным словом последней части. В первой части используется только первая строка «Дон поэзии», а в последней части - только последняя строка «Томбо». Описывая обстановку этих текстов, критик писал, что в первой и последней частях «голос почти не присутствует, хотя и значителен, когда он есть», и что голос «функционирует как инструментальный тембр сам по себе». О произведении в целом писал: «Идея «постановки» текста, однако, в общепринятом понимании здесь не принята. Скорее, сопрано является неотъемлемой частью инструментальной ткани и лишь изредка встречаются отдельные слова или фразы. «проиллюстрировано» музыкально в традиционной манере». [ 1 ]

Концепция и композиция

[ редактировать ]

Булез сочинил Импровизации I и II для сопрано и ансамбля ударных в 1957 году. [ 4 ] В 1959 году он написал «Импровизацию III» для сопрано, инструментального ансамбля и большой группы ударных, а также «Томбо» для сопрано и большого оркестра. [ 4 ] В 1960 году он завершил «Дона» в версии для сопрано и фортепиано. [ 4 ] В 1962 году он переписал эту часть для сопрано и оркестра, а также переписал «Импровизацию I» , завершив произведение в первоначальном виде.

Как и многие другие свои сочинения, Булез вернулся к работе и отредактировал ее. В 1980-х он переписал «Дона» и переработал «Импровизацию III» . В обоих случаях Булез лишил исполнителей некоторой гибкости, которую он ранее предоставлял исполнителям в определении порядка исполнения частей этих движений.

Импровизация II противопоставляет «три разных типа звуков: фиксированную высоту, частичную высоту и отсутствие высоты («шум»)». [ 5 ]

Произведение имеет относительно простую масштабную динамическую форму: внешние части написаны для больших ансамблей, вторая и четвертая части — для небольших групп, а центральная третья часть использует всего десять инструменталистов и сопрано. Общая динамика наиболее выражена в начале и в конце произведения и наиболее тиха в середине. Первая часть начинается громким звуком, который тут же становится тихим, а последняя завершается быстрым крещендо . Фактически, последняя часть «поглощена обширным и монолитным крещендо, которое медленно и неуклонно набирает фактурную и контрапунктическую сложность по мере своего развертывания, а затем прерывается примерно через пятнадцать минут: это монолитная неумолимость его развертывания на таком огромном пространстве времени». это делает опыт Томбо таким захватывающим». [ 7 ]

Симметричная структура произведения отчетливо проявляется не только в его динамике, но и в использовании фрагментов во вступительной и заключительной частях, расположении инструментов. Произведение открывается и завершается одним и тем же аккордом. [ 8 ]

Композиция также включает в себя примеры тональной живописи , как, например, в первой части, где «туман и характерное для него зависание намекаются на длинное мягкое перекатывание подвешенных тарелок, которое лежит в основе большей части движения, внезапное движение более густых зарослей тумана в порыв ветра, добавляя другие барабаны к подвешенному барабану тарелок». [ 9 ]

По словам одного критика, «работы [Булеза] населяют свой особый звуковой мир». В «Пли селон Пли» он группирует инструменты нетипичным образом. Например: «Обычная струнная секция используется не для лирических, кантабильных мелодий, а скорее для таких звуков, как тремоло, «щелкнувшее» пиццикати, и других квазиударных эффектов». Иногда «к двум фортепиано добавляются три арфы, мандолина и гитара, образуя группу щипковых/ударных струн». Колокола используются, чтобы избежать какой-либо ассоциации с религиозной церемонией. Вместо этого «их сочетание с другими металлическими перкуссиями создает уникальную звучность, весьма своеобразную». Он описал оркестровку как «чрезвычайно изобретательную, иногда с совершенно разным тембром между одной фразой – или даже нотой – и следующей». [ 1 ] Джон Роквелл признал как новаторство произведения, так и его источники: «Столь же очевидным, как новизна этих произведений, является их долг перед другими композиторами и другими культурами - экспрессионистская напряженность Шенберга, буйный грохот китайской перкуссии, прежде всего пронзительный вольер Мессиана. .. Это не значит, что г-ну Булезу не лишают столь желанной оригинальности, а просто помещает ее в контекст». [ 10 ]

Опубликованная партитура оригинальной версии была напечатана с некоторыми разделами черного, зеленого, синего, фиолетового и красного цветов, чтобы проиллюстрировать, согласно каталогу выставки библиотеки Пирпонта Моргана , «различную степень строгости, с которой различные ее части должны быть реализованы в производительность". Цвета не появились в более поздних версиях. [ 11 ]

История выступлений

[ редактировать ]

Булез дирижировал Симфоническим оркестром Юго-Западного немецкого радио (Баден-Баден) на мировой премьере оперы «Пли селон Пли» в 1960 году. [ 12 ] По словам Джудит Криспин, сложные ритмы Pli selon Pli , которые «якобы» необходимы для композиционных задач, были созданы для того, чтобы «продемонстрировать дирижерские способности композитора», его «виртуозное проявление». [ 13 ]

Морис Бежар поставил балет, используя три части: «Дон», «Импровизация III» и «Томбо». [ 14 ]

Первое исполнение всех пяти частей в Нью-Йорке произошло в 1978 году в Карнеги-холле Современным камерным ансамблем под руководством Артура Вайсберга . [ 15 ]

Булез иногда проводил частичные выступления. Например, он руководил Нью-Йоркской филармонией в исполнении первых двух «Импровизаций» в 1974 году. [ 16 ] и из трех «Импровизаций» 1986 года. [ 10 ]

В 1970 году критик, рецензирующий первую запись произведения, написал, что Пли селон Пли в течение многих лет выполнял «миссию» служить «образцом «продвинутой» идиомы», и пришел к выводу, что «почва, которую оно покрывает и даже ломает, квалифицирует его хорошо». ... в качестве такого эмиссара». Он написал:

Никому, кто смирился с Мессианом, эта музыка не покажется трудной: по большей части она продумана в великих брукнеровских инструментальных пластах, а вместо тематической обработки — рифмы, ритмические каламбуры и несколько простых, хотя и немаллармеевских жестов. . Прежде всего, это роскошь в высшей степени требовательного оркестрового слуха. [ 17 ]

В 1974 году, когда Булез дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром в первых двух «Импровизациях» на одном из серии «Ковровых концертов», привлекавших особенно молодую аудиторию, публика «стояла и аплодировала» и возвращала дирижера и солиста на четыре концерта. дополнительные банты. [ 16 ]

В 1984 году Пол Гриффитс написал, что это произведение «теперь прочно зарекомендовало себя как главный памятник этому странному движению, известному как «авангард»: написанное между 1957 и 1962 годами, оно действительно является свидетельством расцвета этого движения». [ 18 ] Эндрю Портер сказал, что работа заслуживает того, чтобы ее ежегодно представляли в Нью-Йорке. [ 19 ] Эдвард Ротштейн назвал его «пробным камнем послевоенной композиции». [ 20 ]

В 1986 году New York Times критик Джон Роквелл воздержался от суждения: «Еще неизвестно, как потомки оценят эти оценки, такие красочные, но в то же время такие настойчивые, самодовольно загадочные». [ 10 ] хотя однажды он написал, что композиция продемонстрировала «удивительно острое чувство звукового цвета» Булеза. [ 21 ] В 1991 году его коллега Донал Хенахан , долгое время враждебно относившийся к работе, [ 15 ] [ а ] использовал Pli selon Pli как пример неспособности современной музыки задействовать эмоции слушателя:

Что значит сказать, что такое масштабное произведение, как «Pli Selon Pli» 29-летнего господина Булеза, сжимается до незначительности по сравнению почти с любой песней Шуберта или прелюдией Шопена? Ничего, правда. Во второй половине ХХ века мы требуем от наших гениев иного рода гениальности. Произведения г-на Булеза приносят большую пользу его слушателям, на мгновение изолируя их от человеческих чувств, которые «Erlkönig», не говоря уже о «Winterreise», могут вывести на поверхность. Отрывки из «Pli Selon Pli», которые г-н Булез дирижировал в Карнеги-холле, не вызывали у слушателя такого смущения: они обращались с текстами Малларме антисептически, как зубной техник в резиновых перчатках. Такого рода выразительно незагрязненное искусство является вещью своего времени и поэтому в некотором смысле законно. Ее можно охарактеризовать как «великую» музыку века, находящегося в агонии. [ 22 ]

В обзоре Gramophone единственной записи окончательной версии, которую он назвал «окончательной концепцией композитора произведения как улучшенной камерной музыки», говорилось, что «не может быть такой вещи, как очищенный, пышно успокаивающий Pli selon Pli. Музыка остается наиболее обширным взаимодействием Булеза с модернистской эстетикой, особенно в заключительном «Томбо», которое так решительно сопротивляется той самой непрерывности и последовательной кумуляции, которой он кажется, стремится». Композиция описывалась как «произведение, которое суммирует видение композитором искусства и жизни за годы до того, как он нашел свой путь к жизнеспособной электроакустической технике и более стабильному взгляду на музыкальную структуру». [ 23 ] Другая оценка, сделанная в начале 21 века, назвала Плиселона Пли Булеза «возможно, величайшей партитурой», которая «вырезала особый звук, дух и способ измерения музыкального времени, которым с тех пор не последовало ни одно произведение - Булеза или кого-либо еще». не говоря уже о том, чтобы сравняться». [ 24 ]

Обсуждая произведение 2013 года, композитор и дирижер Маттиас Пинчер сказал:

В Pli selon pli звучность изысканна, и она действительно повлияла на мое собственное творчество. Благодаря удивительным металлическим звукам, которые использует Булез – арфы, перкуссия, челеста, самому чрезмерному написанию трубчатых колоколов, когда-либо слышанному в истории музыки – он создает иллюзию сустейновых, состенуто звуков. Резонанс всех этих металлических инструментов заинтриговал меня с самого детства. Слова Малларме... позволяют нашему воображению создавать наши собственные переживания и ассоциации... Булез берет нас за руку и ведет в этот удивительно красивый сад, и мы вольны гулять по нему в любом направлении, которое захотим... И эта работа эмоционально очень сильная, потому что это отличная музыка! Это похоже на Равель, в том, что он передает такую ​​сильную и мощную эмоцию под всеми этими слоями мысли и первозданной конструкции... Он оставляет вас полностью эмоционально разрываемым, задавая вопросы – в каком мы состоянии? Как нам идти вперед? Мы так потрясены этим, и теперь наша очередь двигаться дальше или попытаться это сделать. Это ошеломляет. [ 25 ]

Композитор и пианист Энтони Чунг сказал: «Использование перкуссии в Pli selon pli , «Импровизациях сюр Малларме» , экзотическом, повышенном резонансе этого мира, оказало на меня особое влияние». [ 26 ]

Произведение записывалось трижды: в 1969 году с сопрано Галиной Лукомской и Симфоническим оркестром BBC ; в 1981 году с сопрано Филлис Брин-Джулсон и тем же оркестром; а в 2000 году с сопрано Кристиной Шефер и ансамблем InterContemporain . Булез дирижировал всеми тремя записями. Лишь третья запись представляет произведение в окончательном виде. В 1983 году, сравнивая первые две записи, Пол Гриффитс отметил заметно более продолжительное время воспроизведения последней и написал: «В 1969 году Булез, похоже, был в восторге от работы, которая была еще новой; в 1981 году он, конечно, вспоминал ее с любовью. , но, возможно, тоже со слабым чувством сожаления». [ 27 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "своего рода классическое дистанцирование от явного проявления эмоций... холодные миры звука... при всем богатстве, которое предлагает эта звуковая палитра, Pli selon Pli все же умудряется быть монотонным... эта партитура выходит даже за рамки нормы в его способности заставлять ум блуждать».

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Альбера, Филипп (редактор) (2003). Складывание по сгибу Пьера Булеза: Интервью и исследования . Женева: Contrechamps Editions.
  • Харрисон, Макс (1969). «Требовательный Булез». The Times , выпуск 57658 (6 сентября): Субботний обзор III, колонка. Д.
  • Пенчиковски, Роберт (редактор) (2010). Пьер Булез: Томбо, факсимиле черновика партитуры и первая чистая копия полной партитуры . Публикация Фонда Пауля Захера. Вена: Универсальное издание.
  • Сэди, Стэнли (1969). «Булез: Берлиоз нашего времени?». The Times , выпуск 57554 (8 мая): 12, колонка. А.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac28f02ce026f0d21e06efa8beedf0fa__1717959660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/fa/ac28f02ce026f0d21e06efa8beedf0fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pli selon pli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)