Книга для квартета
Книга для квартета | |
---|---|
Булез Пьер | |
Составленный | 1948–1949; пересмотрено в 2012 г. |
Выполненный | 15 октября 1955 г. |
Движения | 6 |
Подсчет очков | струнный квартет |
Livre pour quatuor ( Книга для квартета ) — сочинение для струнного квартета Пьера Булеза .
Фон
[ редактировать ]Основная часть Livre pour quatuor была написана в 1948–1949 годах, сразу после завершения Второй сонаты для фортепиано и одновременно с публикацией эссе «Предложения». [ 1 ] [ 2 ] Первая инструментальная пьеса Булеза без фортепиано, ее можно рассматривать как переход от гипервыразительности к традиционным формам, присущим более ранним произведениям, кульминацией которых стала Вторая соната с последующими последовательными экспериментами. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] В письме Джону Кейджу в 1950 году Булез признал влияние старшего композитора, заявив: «Встреча с вами заставила меня завершить «классический» период с моим квартетом». [ 6 ]
Эскизы для Livre pour quatuor раскрывают первоначальные эксперименты Булеза с применением серийных техник как к высоте, так и к ритму. [ 2 ] В интервью он вспоминал, что «начал с использования совершенно независимых схем, в которых сначала комбинировались высота, длительность и ритм, начиная с ячеек, но эти клетки стали настолько независимыми, что фактически превратились в ритмические серии». [ 7 ] Булез продолжил эти эксперименты в последующих работах, а именно в «Полифонии X» , «Двух этюдах» для записи и в первой книге «Структуры» . [ 8 ]
Livre pour quatuor также была первой композицией Булеза, отразившей влияние поэта Стефана Малларме . [ 9 ] [ 10 ] Булез отметил, что идея квартета пришла к нему во время чтения «Игитура» Малларме и «Un Coup de Dés» Малларме , во время которых он пришел к выводу, что поэзия образует «непрерывность, из которой можно было отделить отдельные части, поскольку они имели смысл и ценность, даже когда их удаляли». непрерывного контекста, в котором они были помещены». [ 11 ] Квартет Булеза изначально задумывался как группа из шести отдельных частей, или «feuillet» (листьев), из которых исполнители выбирали те, которые хотели сыграть. [ 12 ] [ 13 ] (Хотя название квартета предполагает дань уважения «Livre» Малларме , в котором страницы можно было читать в любом порядке, Булез вспоминал, что прочитал стихотворение только после его публикации в 1957 году. [ 11 ] ) Он продолжит исследовать такие идеи в более поздних работах, таких как « Третья фортепианная соната» . [ 10 ]
Квартет оставался в состоянии постоянного изменения в течение многих лет, пока Булез боролся с техническими и выразительными задачами. Хотя он завершил части 1 (в двух частях), 2, 3 (в трех частях) и 5 к середине 1949 года, часть 6 не была завершена до 1959 года, а часть 4 осталась незавершенной. [ 14 ] [ 15 ] Он переработал произведение в 1959 году с помощью участников Квартета Парренина , а в 2002–2012 годах продолжил работы над ним, работая с Квартетом Диотимы. [ 1 ] [ 16 ]
С годами, когда Булез посещал исполнения отдельных частей произведения, он становился им неудовлетворенным из-за многочисленных перформативных проблем, возникших из-за его неопытности на момент написания. [ 17 ] Он пришел к выводу, что это «создает большие проблемы интерпретации для квартета», и предположил, что «для их решения вам понадобится дирижер». [ 18 ] В конце 1960-х он исключил произведение из своего каталога, попросив, чтобы оно больше не исполнялось за исключением квартетов, которые уже репетировали и сыграли его, и начал переписывать его для струнного оркестра. Его переработка первой части, состоящей из двух частей, стала Livre pour cordes (1968), в то время как переписывание остальных частей навсегда осталось незавершенным. [ 17 ] [ 19 ]
Музыка
[ редактировать ]Музыковед Ричард Туп заметил, что по сравнению с предшествующими ему произведениями, Livre pour quatuor лишен «взрывного динамизма» Второй фортепианной сонаты, а также «соблазнительного лиризма» Le Soleil des Eaux . [ 20 ] Сам Булез прокомментировал: «Сам факт использования струнного квартета принес с собой определенную сдержанность, определенную сдержанность». [ 21 ] С другой стороны, для музыки характерны быстрые тембральные и динамические изменения в сочетании с использованием самых разнообразных струнных техник ( sul ponticello , pizzicato , col legno и др.), а также тенденция к четырем инструментальным инструментам. голоса пересекаются, размывая свою традиционную регистрационную идентичность. [ 5 ] [ 22 ] [ 23 ] Булез также отметил контраст между отрывками, которые он охарактеризовал как «строгие» и «жесткие», с другими, более «гибкими» и производящими «впечатление гибкости и импровизации». [ 24 ]
Премьера и публикация
[ редактировать ]Премьера произведения состоялась фрагментарно, начиная с 15 октября 1955 года, когда квартет Маршнера исполнил части 1 и 2 на концерте в Донауэшингене , Германия. Части 5 и 6 были исполнены 9 сентября 1961 года в Дармштадте , Германия, квартетом Хамана, а квартет Парренина исполнил части 3 в Дармштадте 8 июля 1962 года. Части 1, 2, 3, 5 и 6 впервые были исполнены вместе на 31 марта 1985 года, квартет Ардитти . Партитура была опубликована Heugel . [ 25 ]
Реконструкция четвертой части
[ редактировать ]В 2018 году по приглашению скрипача Ирвина Ардитти композитор Филипп Манури и музыковед Жан-Луи Леле вместе работали над реконструкцией и завершением неполной четвертой части. [ 26 ] Премьера всего квартета, включая четвертую часть, состоялась 10 апреля 2018 года в исполнении Квартета Ардитти в берлинском зале Пьера Булеза и Квартета Диотимы в Парижской филармонии . [ 27 ] [ 28 ] Полное издание партитуры было опубликовано издательством Leduc . [ 29 ] [ 30 ]
Прием
[ редактировать ]Рецензируя запись произведения Квартета «Диотима», Эндрю Клементс писал: «Это музыка, которая, как говорил сам композитор, колеблется между «намеренно строгой наготой» и «наиболее разрастающимся изобилием»... Иногда она восхитительно красива, иногда пугающе красива. во многих отношениях это самое откровенно личное произведение, которое когда-либо сочинял Булез». [ 16 ] В обзоре живого выступления Ричард Фэйрман из Financial Times заявил, что произведение «без сомнения, тщательно организовано, хотя слушателю необходимо услышать, как это сделать», и отметил его «замысловатые, на первый взгляд случайные детали». [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Жамё 1991 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Салем 2016 , с. 226.
- ^ Гриффитс 1978 , с. 19.
- ^ Гриффитс 1983 , с. 218.
- ^ Перейти обратно: а б Брэдшоу 1986 , с. 155.
- ^ Наттиез 1993 , с. 45.
- ^ Булез 1976 , с. 49–50.
- ^ Гриффитс 1978 , с. 21.
- ^ Поттер 2024 , с. 162.
- ^ Перейти обратно: а б Стейси 1987 , с. 80–82.
- ^ Перейти обратно: а б Булез 1976 , с. 51.
- ^ Поттер 2024 , с. 162–163.
- ^ Стейси 1987 , с. 80.
- ^ Жаме 1991 , с. 38–39.
- ^ Поттер 2024 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б Клементс 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Жамё 1991 , с. 149.
- ^ Булез 1976 , с. 49.
- ^ «Пьер Булез (1925-2016): Книга для струнных (1968)» . ИРКАМ . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Туп 2014 , с. 320.
- ^ Булез 1976 , с. 53.
- ^ Жаме 1991 , с. 39.
- ^ Гриффитс 1978 , с. 20.
- ^ Булез 1976 , с. 53–54.
- ^ «Пьер Булез (1925-2016) / Книга для квартета (1948-1949)» . ИРКАМ . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Манури и.д.
- ^ «Континентальный квартет» . Питер Булез Холл Получено 30 апреля.
- ^ «Livre de Boulez / Quatuor Diotima» . Филармония Парижа . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ «Livre pour quatuor» . Нотенграфик Берлин . февраль 2018 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ «Livre Pour Quatuor (струнный квартет)» . Хэл Леонард . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Фэрман nd .
Источники
- Булез, Пьер (1976). Беседы с Селестеном Дельежем . Эрнст Эйленбург.
- Брэдшоу, Сьюзен (1986). «Инструментальная и вокальная музыка». В Глоке, Уильям (ред.). Пьер Булез: Симпозиум . Нью-Лондон: Книги Эйленберга.
- Клементс, Эндрю (11 мая 2016 г.). «Булез: Обзор компакт-диска Livre pour Quatuor 'Révisé' - восторженная красота из Диотимы» . Хранитель . Проверено 30 апреля 2024 г.
- Фэрман, Ричард (nd). «Лондонский симфонический оркестр, Барбакан, Лондон — обзор» . Файнэншл Таймс . Проверено 30 апреля 2024 г.
- Гриффитс, Пол (1978). Булез . Издательство Оксфордского университета.
- Гриффитс, Пол (1983). Струнный квартет . Темза и Гудзон.
- Жаме, Доминик (1991). Пьер Булез . Издательство Гарвардского университета.
- Манури, Филипп (nd). «Музыкальный детектив» . Карстен Витт Музыкальный менеджмент . Проверено 30 апреля 2024 г.
- Наттиез, Жан-Жак , изд. (1993). Переписка Булеза и Кейджа . Издательство Кембриджского университета.
- Поттер, Кэролайн (2024). Пьер Булез: Организованный бред . Бойделл Пресс.
- Салем, Джозеф (2016). «Серийные процессы, агентность и импровизация». В Кэмпбелле, Эдвард; О'Хаган, Питер (ред.). Исследования Пьера Булеза . Издательство Кембриджского университета.
- Стейси, Питер Ф. (1987). Булез и современная концепция . Издательство Университета Небраски.
- Туп, Ричард (2014). «Париж, Дармштадт, Нью-Йорк: Начало квартета «новой музыки». Обзор современной музыки . 33 (3): 318–335.