Эстейтс (Булез)
Домены | |
---|---|
Булез Пьер | |
Составленный | 1961–1968 |
Выполненный | 20 сентября 1968 г. (сольная версия); 20 декабря 1968 г. (ансамблевая версия) |
Опубликовано | 1968 |
Движения | 1 |
Подсчет очков | Кларнет соло или кларнет и камерный ансамбль |
Domaines — композиция Пьера Булеза . Написанный в 1961–1968 годах, он существует в двух версиях: одна для соло кларнета, другая для соло кларнета и шести инструментальных групп. Как и ряд других произведений Булеза этого периода, здесь используется подвижная форма .
Фон
[ редактировать ]Domaines начал свою жизнь в 1961 году как произведение для кларнета соло и постепенно в течение восьми лет был расширен до версии для кларнета и ансамбля, в которой солист перемещается по сцене, определяя порядок исполнения материала. [ 1 ] В интервью Булез описал причины принятия подвижных форм в произведениях того времени:
Во-первых, я чувствовал, что ход работы должен быть множественным, а не простым; во-вторых, я нашел, что типографское оформление нот можно обновить введением скобок, курсива и т. д.; и в-третьих, мне хотелось, чтобы исполнитель, столкнувшийся с произведением, имел возможность каждый раз, когда он берётся за него, оказаться в совершенно новой ситуации. [ 2 ]
Материал и форма
[ редактировать ]Работа состоит из «наружного» раздела с надписью «Оригинал» , за которым следует «возвратный» раздел с надписью «Мируар» ( «Зеркало» ), каждый продолжительностью около 15 минут. [ 3 ] Каждый раздел состоит из шести листов или касс (тетрадей), отмеченных буквами A–F. [ 4 ] В сольной версии кларнета исполнитель играет шесть оригинальных частей в выбранной им последовательности, после чего Мируара . исполняются шесть частей [ 4 ] Ансамблевая версия Domaines требует шести инструментальных групп, обозначенных буквами от A до F (соответствующих названиям шести листов кларнетиста), помимо солиста и дирижера:
- тромбонный квартет (один альт, два тенора, один бас)
- струнный секстет (две скрипки, два альта, две виолончели)
- дуэт маримба и контрабас
- смешанный квинтет (флейта, труба, саксофон, фагот, арфа)
- трио: гобой, валторна, гитара
- соло бас-кларнет
Партитура ансамбля построена аналогично солистской. В разделе «Оригинал» начинает солист, выбирая порядок листов и переходя к группе с той же буквой перед игрой, после чего группа отвечает своей музыкой, а солист переходит в другое подразделение. Так продолжается до тех пор, пока все шесть листов не будут исполнены солистом, чередуясь с инструментальными группами. В разделе «Мируар» процесс и музыка обратные: начинаются инструментальные группы, дирижер определяет порядок их игры, а солист следует за музыкой каждой группы соответствующим листом, снова проходя через все шесть листов. [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ]
Таким образом, хотя музыка и записана нотами, исполнителю предоставляется определенная свобода. По мнению Булеза, солист «проявляет свое присутствие в соответствии с шестью структурами, которые он должен играть. Нет другого способа сделать саму структуру более ясной, чем сделать ее видимой через движения инструменталиста: но это не более чем географическое представление того, что происходит в партитуре». [ 8 ]
Однако Булез также заявил, что намерен пересмотреть произведение, отметив, что он «совершенно не удовлетворен постоянным чередованием записей инструменталиста и записей группы, играющей либо до, либо после него», и предположив, что « слишком слышна симметричная организация посещения инструментальных групп». [ 9 ] Вместо этого, однако, Domaines оказался одной из последних мобильных работ Булеза. [ 10 ] и стал основой для дубля Dialogue de l'ombre для кларнета и электроники (1985). [ 11 ] По поводу этой композиции Булез заметил: «Это «сын Домейна» . Диалог — это «Кайер А» Доменов . Но то, что первоначально составляло 30 секунд, теперь составляет 20 минут». [ 12 ]
Автор Дэвид Шифф отметил, что Эллиота Картера , Концерт для кларнета заказанный и представленный Булезом, делит оркестр на шесть групп, среди которых может блуждать солист, и, таким образом, его можно услышать как дань уважения Домену . [ 13 ]
Премьеры и публикации
[ редактировать ]Версия для кларнета соло была впервые исполнена Гансом Дейнцером 20 сентября 1968 года в Ульме , Германия. Премьера версии для кларнета и ансамбля состоялась в Брюсселе 20 декабря 1968 года с солистом Вальтером Бойкенсом и симфоническим оркестром Radio Belgium под управлением Булеза. Переработанная версия ансамблевого издания впервые была исполнена в Париже 10 ноября 1970 года с солистом Мишелем Порталем и ансамблем Musique Vivante под управлением Булеза. [ 5 ] Обе версии публикуются Universal Edition . [ 14 ] [ 15 ]
Прием
[ редактировать ]Рецензируя выступление 1976 года, Донал Хенахан из The New York Times заявил, что он «нашёл сольное произведение увлекательным, но общая партитура довольно механически разработана и надумана». [ 16 ] В обзоре концерта 2005 года Сесилия Портер из The Washington Post отметила , что партитура требовала от солиста «отважиться... пройти через бесконечные колебания звуковых эффектов, часто отражающих электронно-акустический музыкальный язык», и признала «тонкое эхо». мотивы чередуются с молниеносными трелями и едва различимыми изменениями высоты звука». [ 17 ]
Пианист Святослав Рихтер писал: « Domaines — произведение одновременно очень простое (для меня) и очень приятное». Однако он предупредил: «Я не могу решить, имеет ли эта музыка какое-то реальное содержание или она совершенно пустая». [ 18 ] Кларнетист Роджер Хитон, записавший пьесу в 2013 году, [ 19 ] прокомментировал: «Сочинение для кларнета увлекательное, удивительно красочное и детальное в нотной записи... Это произведение должен знать каждый кларнетист». [ 20 ]
В статье для «Лондонского обзора книг » Пол Драйвер заметил: «Стремление композитора к подвижности формы... и его равное стремление к расширению во времени привели его в заблуждение, заставив его разработать просто слишком длинное и нетипично повторяющееся музыкальное повествование, которое совершенно ему не хватает двусмысленности и внутренней жизни, хотя поверхностные жесты сами по себе прекрасны». [ 21 ] Игорь Торониилалик из The Arts Desk охарактеризовал выступление 2011 года как «довольно пригородное» и заявил, что солист «наносит два вежливых визита к каждой из шести очаровательно хорошо ведущих себя камерных групп, которые предлагают вступительные фанфары духовых инструментов, пасторальный вихрь и пружинистую музыку. к жизни в нескольких благородных танцах». В заключение он сказал: «Во всем, кроме названия, мы были в выигрышной компании изысканного люкса в стиле барокко». [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Салем 2016 , с. 241–242.
- ^ Булез 1976 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Жамё 1991 , с. 344.
- ^ Перейти обратно: а б Брэдшоу 1986 , с. 199.
- ^ Перейти обратно: а б Жамё 1991 , с. 343.
- ^ Жаме 1991 , с. 146–147.
- ^ Брэдшоу 1986 , с. 198–199.
- ^ Булез 1976 , с. 87.
- ^ Булез 1976 , с. 87–88.
- ^ Голдман 2011 , с. 14.
- ^ Салем 2016 , с. 242.
- ^ МакКаллум и Булез 1989 , с. 10.
- ^ Шифф 2018 , с. 190.
- ^ «Пьер Булез: Домены для кларнета» . Универсальное издание . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ «Пьер Булез: Домены для кларнета с оркестром» . Универсальное издание . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Хенахан 1976 .
- ^ Портер 2005 .
- ^ Монсенжон 2002 , с. 180.
- ^ Хитон .
- ^ Хитон 1995 , с. 167.
- ^ Водитель 1987 .
- ^ Торониилалик 2011 .
Источники
- Булез, Пьер (1976). Беседы с Селестеном Дельежем . Эрнст Эйленбург.
- Брэдшоу, Сьюзен (1986). «Инструментальная и вокальная музыка». В Глоке, Уильям (ред.). Пьер Булез: Симпозиум . Нью-Лондон: Книги Эйленберга.
- Драйвер, Пол (25 июня 1987 г.). «Булез в процессе» . Лондонское обозрение книг . Проверено 9 мая 2023 г.
- Голдман, Джонатан (2011). Музыкальный язык Пьера Булеза: сочинения и композиции . Издательство Кембриджского университета.
- Хитон, Роджер (1995). «Современный кларнет». В Лоусоне, Колин Джеймс (ред.). Кембриджский компаньон кларнета . Издательство Кембриджского университета.
- Хитон, Роджер. «Булез: Домены» . RogerHeaton.uk . Проверено 9 мая 2023 г.
- Хенахан, Донал (23 марта 1976 г.). «Музыка: Композитор Булез» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 мая 2023 г.
- Жаме, Доминик (1991). Пьер Булез . Издательство Гарвардского университета.
- МакКаллум, Питер; Булез, Пьер (январь 1989 г.). «Интервью с Пьером Булезом». Музыкальные времена . 130 (1751): 8–10.
- Монсенжон, Бруно (2002). Святослав Рихтер: Записные книжки и беседы . Издательство Принстонского университета.
- Портер, Сесилия (12 декабря 2005 г.). «Странствующее выступление кларнетиста Бальдейру» . Вашингтон Пост . Проверено 9 мая 2023 г.
- Салем, Джозеф (2016). «Серийные процессы, агентность и импровизация». В Кэмпбелле, Эдвард; О'Хаган, Питер (ред.). Исследования Пьера Булеза . Издательство Кембриджского университета.
- Шифф, Дэвид (2018). Картер . Издательство Оксфордского университета.
- Торониилалик, Игорь (3 октября 2011 г.). «Выходные Пьера Булеза, Центр Саутбэнк» . Отдел искусств . Проверено 9 мая 2023 г.