Хирагаси
Хирагаси | |
---|---|
Выступление Хирагаси возле Ампефи, Мадагаскар, июль 2008 года. | |
Середина | Музыка, танцы и кабарское ораторское искусство |
Зародившаяся культура | Мерина люди |
Начальная эпоха | 18 век – настоящее время |
Хирагаси, исполнительское искусство Центрального нагорья Мадагаскара. | |
---|---|
Страна | Мадагаскар |
Ссылка | 01740 |
Область | Африка |
История надписи | |
Надпись | 2023 г. (18-я сессия) |
Список | Представитель |
Хирагаси или хира гаси ( hira : песня; gasy : малагасийский) — музыкальная традиция на Мадагаскаре , особенно среди этнической группы Мерина в горных регионах вокруг столицы Антананариву . Это продолжающееся целый день зрелище музыки, танцев и ораторского искусства кабари , исполняемое труппой (обычно связанной по крови или браку и имеющей сельское происхождение) или как соревнование между двумя труппами.
Происхождение и история
[ редактировать ]Традиция в ее современной форме зародилась в конце 18 века, когда принц Мерины Андрианампоинимерина впервые использовал музыкантов, чтобы привлечь толпу для своих политических речей ( кабари ); эти труппы стали независимыми и начали включать в свои выступления политические комментарии и критику. Зрители играют активную роль на мероприятиях хирагасы, выражая свое удовлетворение талантом членов труппы и посланием, которое они провозглашают, аплодисментами, возгласами или звуками неодобрения. [1] Труппы хирагаси использовались во времена французской колониальной администрации для передачи указов и другой информации сельскому населению Хайленда, и поэтому члены труппы были освобождены от требований принудительного труда, налагаемых на всех остальных малагасийцев. [2]
После обретения независимости от Франции в 1960 году труппа хирагаси считалась символом традиционной малагасийской культуры и стала набирать большую популярность на побережье, хотя выступления по-прежнему сосредоточены в основном в горной местности. Честолюбивые политики регулярно нанимают труппы хирагаси, чтобы привлечь толпу для своих политических выступлений во время предвыборной кампании. Хотя большинство трупп остаются аполитичными, некоторые решили оказать поддержку конкретным кандидатам, что привело к впечатляющему эффекту, как, например, когда бывший участник хирагаси и поп-звезда Росси написал в 1995 году свою песню "Lera". Песня критиковала режим Зафи и была подхвачена труппами хирагаси, которые исполняли ее по всему острову; Популярность этой песни сыграла ключевую роль в мобилизации народной поддержки импичмента Зафи. [1] Самая известная труппа — Рамилисон Феноариву , бывшая труппа Росси и убежденный сторонник экс-президента Дидье Рацираки .
Структура и производительность
[ редактировать ]Выступление хирагаси следует ряду условностей, так что между более чем 80 труппами, выступающими в настоящее время на Мадагаскаре, есть определенное сходство. Среди них порядок исполнения песен, танцев и ораторского искусства; как называются труппы (по фамилии члена-основателя и города его происхождения); какие костюмы носят (мужчины обычно носят соломенные шляпы, красные пальто и брюки, вдохновленные французской военной одеждой XIX века, и соответствующие пояса из ткани ламба ; женщины носят идентичные платья, созданные в стиле, популярном среди придворных дам в имперский период ); и какие инструменты используются. Традиционные инструменты не распространены в выступлениях хирагасы из-за того, что это исполнение зародилось при королевском дворе, где царило европейское влияние. Вместо этого наиболее распространенными инструментами являются скрипки , трубы , малый барабан и большой барабан ; содина кабоси , аккордеон , Иногда или кларнет могут появиться .

Хирагасы следуют определенной структуре под руководством руководителя труппы, который часто является самым старшим участником и отвечает за представление кабари .
1. Саситехака : в течение примерно десяти минут мужчины-члены труппы располагаются посреди толпы зрителей, а малый и основной барабанщики отбивают сопровождающий милитаристский ритм. Женщины часто находятся в стороне, дополняя свой гардероб и макияж.
2. Мпикабари (Создание кабари) : один из артистов, часто руководитель труппы или самый старший член группы, обычно снимает соломенную шляпу и официально объявляет о начале спектакля. Он пригласит женщин-участниц труппы выйти на сцену, а затем, после короткого инструментального исполнения, артистке потребуется около пяти минут, чтобы представить тему ( индрай мидитра ) спектакля через кабары — традиционный вид формализованного и поэтическая речь, включающая охаболану (пословицы).
3. Ренихира (Песня королевы) : певцы группы образуют круг лицом наружу и гармонично поют выбранную тему, в то время как музыканты, сидящие сбоку, аккомпанируют им. Эта тема исследуется и развивается подробно, часто более часа, и певцы подчеркивают свое послание выразительными жестами рук и мимикой.
4. Дихи (Танец): певцы садятся на землю, а музыканты играют позади одного, двух или нескольких танцоров, которые будут выступать примерно 15 минут. Кабари кабариндихи ( ) подается на тему исполняемого танца и объявляет название сопровождающей его песни. Есть две типичные формы танца, которые можно исполнять. Настоящий Дихи обычно исполняется двумя танцорами, и стиль часто акробатический или черпает вдохновение из боевых искусств. Цикандихи обычно исполняется одним танцором - или Дихи Ирери мужчиной, иногда в сопровождении танцовщицы. Танцевальный фрагмент завершается еще одним коротким кабари, вновь затрагивающим тему спектакля и вступающим в заключительную часть.
5. Занакира или Вакодразана : короткое представление продолжительностью около 20 минут, завершающее спектакль. [3]
Когда соревнуются две или более труппы, каждая труппа по очереди на каждом этапе, прежде чем все переходят к следующему этапу спектакля. Все труппы могут завершить весь цикл (этот первый раунд называется Вакишехатра), прежде чем повторить весь процесс во втором раунде с новым набором тем (второй раунд известен как Ади-Киха), прежде чем все завершатся Вакодразаной. . В этих конкурсных выступлениях труппы могут исследовать до трех или более тем, и конкурс может длиться с раннего утра до наступления темноты.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мауро, Дидье (2001). Мадагаскар, народная опера: антропология тотального социального факта: искусство Хира Гаси между традицией и бунтом (на французском языке). Париж: KARTHALA Editions. ISBN 978-2-84586-019-3 .
- ^ Эдквист, Ингела (1997). Традиционное представление: этнография популярного театра Хира Гаси на Мадагаскаре . Уппсала: Уппсальский университет. ISBN 978-91-554-4070-1 .
- ^ Резон-Журд, Франсуаза (1991). Библия и власть на Мадагаскаре в XIX веке (на французском языке). Париж: KARTHALA Editions. стр. 714–732. ISBN 978-2-86537-317-8 . Проверено 27 марта 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аудиоклип (60 минут): BBC Radio 3 — «Хира Гаси и придворная музыка».
- Видео: выступление Хиры Гаси. Dailymotion.com, по состоянию на 28 ноября 2010 г.