Адольф Мартин Шлезингер

Адольф Мартин Шлезингер (4 октября 1769 – 11 октября 1838) был немецким музыкальным издателем, чья фирма стала одной из самых влиятельных в Берлине в начале девятнадцатого века.
Карьера
[ редактировать ]Шлезингер был евреем и родился Аарон Мозес Шлезингер в Бялой , Силезия . Он начал заниматься книжным бизнесом в Берлине в 1795 году, работая из своего дома, и в 1810 году основал музыкальное издательство там Schlesinger'sche Buchhandlung , первоначально расположенное на Брайте-штрассе. В течение следующего десятилетия фирма расширилась, включив в нее таких композиторов, как Людвиг ван Бетховен , Феликс Мендельсон и Карл Мария фон Вебер . Он также издавал военную музыку для прусского государства.
Шлезингером Продолжающееся лоббирование вопроса авторских прав на музыку (вызванное нарушением авторских прав » Вебера на его публикацию «Вольного стрелка ) стало основным фактором принятия влиятельного прусского закона об авторском праве 1837 года. [ 1 ] Процветание бизнеса позволило фирме в 1823 году переехать в просторное помещение на ул. 34, Unter den Linden , где фурнитуру из красного дерева спроектировал архитектор Карл Фридрих Шинкель .
Современное описание Шлезингера представляет его как «невысокого, полного, дородного джентльмена, чья энергия, предприимчивость и деловое чутье сразу бросаются в глаза, когда он пристально смотрит на одного из них своим единственным глазом (левый отсутствовал)». [ 2 ]
В 1824 году Шлезингер основал музыкальный журнал Berliner allgemeine musikalische Zeitung , Адольф Бернхард Маркс редактором которого был . По совету Маркса он предпринял первую публикацию « И.С. Баха после Страстей по Матфею» новаторского возрождения этого произведения Мендельсоном (на основе рукописных источников) в 1829 году.
Еврейское происхождение Шлезингера привело к тому, что некоторые другие издатели и современные композиторы пренебрежительно отзывались о нем. В своей переписке Бетховен охарактеризовал Шлезингера как «торговца с пляжа и закоренелого еврея»; [ 3 ] а Бетховен жаловался в письме издателю Петерсу в 1826 году, что «Шлезингер [..] заплатил мне за грязный еврейский трюк». [ 4 ] Ранее Петерс просил Бетховена не предлагать Шлезингеру его Торжественную мессу , потому что « христианская месса, сочиненная Бетховеном, не может попасть в руки еврея, и тем более такого еврея». [ 5 ] Несмотря на эти комментарии, Бетховен был совершенно рад, что Шлезингер впоследствии опубликовал его поздние квартеты и сонаты .
также публиковал музыку Луиджи Керубини , Иоганна Непомука Хуммеля , Карла Лёве , Терезы Шеффер , Гаспаре Спонтини . Шлезингер и других
Смерть и правопреемство фирмы
[ редактировать ]Шлезингер умер в Берлине в 1838 году, оставив своей вдове значительное состояние.
Сын Шлезингера Мориц Адольф (Морис) Шлезингер позже открыл филиал фирмы в Париже , а другой сын, Генрих, взял на себя управление филиалом в Берлине и продал его Роберту Лиенау в 1864 году.
музыку Шопена , Листа и Мейербера Парижская фирма стала лидером музыкального вкуса, публикуя, среди прочего, . Он также издавал главный музыкальный журнал Парижа Revue et Gazette Musicale . Композитор Рихард Вагнер работал у Мориса Шлезингера в Париже в 1840-41 годах, создавая халтурные аранжировки отрывков из опер . В автобиографии Вагнера многозначительно упоминается еврейское происхождение Мориса Шлезингера. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фридеман Каволь: Авторские права на музыку в Пруссии: 1820–1840 (Тутцинг, 2002).
- ^ «Börsenblatt для немецкой книжной торговли», 1 апреля 1910 г. (перевод с немецкого)
- ^ Письмо Антону Диабелли , 1823. Андерсон, Письма Бетховена , 1961, с. 1047.
- ^ Андерсон, соч. цит., с. 952.
- ^ Теодор Альбрехт, Письма к Бетховену , 1996, том. 2, с. 212.
- ^ См., например, Вагнер, Моя жизнь , 1992, с. 208.