Мордехай Ситер

Мордехай Сетер ( иврит : מרדכי סתר , 26 февраля 1916 — 8 августа 1994) — израильский композитор русского происхождения.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сетер родился Марк Староминский в Новороссийске , Россия , в 1916 году и эмигрировал с семьей в подмандатную Палестину в 1926 году. [1]
Сетер научился играть на фортепиано с семи лет в России и продолжил уроки и обучение в Тель-Авиве . В 1932 году он отправился в Париж , Франция , где изучал композицию в Нормальной школе музыки у Поля Дюка и Нади Буланже . [1] У него также было несколько уроков у Стравинского . Вместе с Буланже Сетер освоила эпохи Возрождения полифонию и современный французский стиль, но в 1937 году, разочарованный степенью ее преданности неоклассицизму Стравинского , вернулся в Палестину. [2] Там он развивал музыкальный язык, основанный на его собственном уникальном синтезе последнего и других европейских влияний с более местными.
Стиль
[ редактировать ]По возвращении в Палестину в 1937 году Сетер заинтересовался разработкой стиля, вдохновленного еврейскими музыкальными традициями Ближнего Востока. В Париже он был очарован техниками, основанными на cantus Firmus, которые можно найти в западной музыке Средневековья и Возрождения, которая произошла от католического простого песнопения . Поэтому, когда в 1938 году он наткнулся на тома « Авраама Цви Идельсона » Тезауруса еврейских восточных мелодий , которые содержали традиционные сефардские и мизрахи литургические мелодии, он сознательно воспринял их как оказавшие большое влияние не только сами по себе, но и в конечном итоге как источники интервального характера его собственных новых ладов . Тот факт, что этот мелос имел местный акцент разговорного иврита , еще больше привлекал Сетера, особенно потому, что в то время он занимался хоровой музыкой. [3]
В некотором смысле использование и усвоение традиционного материала Сетером напоминало использование Бартоком , и, как и Барток (хотя и в меньшей степени), он сам сделал много транскрипций . Эту близость к Бартоку он разделил с двумя своими друзьями и коллегами, Александром Урьей Босковичем и Оэдоэном Партосом , которые вместе с Сетером были известны в 1950-х и 1960-х годах как «Тройка». [4] Однако в большинстве деталей методы Сетера были совершенно самобытны и поразительно оригинальны. В 1940-х и 50-х годах, когда его творчество было в основном хоровым, он в основном использовал традиционные мелодии в резко заряженных полифонических текстурах. Но поздняя часть этого периода была для Сетера переходной: его Соната для двух скрипок (1951) построена на основе западных церковных ладов, а его Дуэты для двух скрипок (1951–54) основаны на сборниках из четырех-десяти звуков. Была подготовлена почва для его выдающегося произведения, оратории «Полуночное бдение» , созданной по заказу Сары Леви-Танаи и Театра танца «Инбаль» , которая вышла в финал из пяти версий в 1961 году. Здесь мелодии Мизрахи занимают видное место, но также имеют основополагающее значение для звучания произведения. а структура представляет собой синтетическую шкалу из двенадцати нот, состоящую из чередующихся минорных и увеличенных секунд. Эта гамма органично взаимодействует с заимствованными мелодиями и управляет гармоническим языком кантаты, обеспечивая ее замечательную целостность за счет общих черт музыкальных элементов. [3]
После «Полуночного бдения» Сетер последовательно использовал лады и гаммы не менее двенадцати нот, вобравшие в себя заимствованные материалы, но сохранившие их суть. Поначалу, как и в балете «Юдит» (1962–63), поставленном по заказу Марты Грэм (как и в более позднем балете « Часть реальная, часть мечты» [1964]), его лады приняли форму двенадцатитоновых рядов и их трактовку в виде серийной техники. , хотя и без транспозиции и с акцентом на определенные высоты, чтобы временами создать ощущение тонального центра. Тогда и позже Сетер чувствовал, что его методы больше похожи на тему и вариации, чем на сериализм. [3] К 1970-м годам его стиль получил дальнейшее развитие: лады теперь диатонически разворачивают совокупность на целых две октавы (до 25 тонов), что приводит в таких случаях к повторению классов высоты звука и способствует заветному чувству Сетера о центрированности высоты звука. . Соседние интервалы режимов всегда составляют секунды, будь то второстепенные, основные, увеличенные или дважды увеличенные.
Произведения Сетера, начиная с 1970 года, все для камерных комбинаций или фортепиано, носят чрезвычайно интроспективный характер и, возможно, отражают чувства того времени, когда их написал человек. Как пишет один учёный:
[О]около 1970 года, когда он почувствовал, что известность, полученная им после Премии Израиля (1965), была скорее бременем, чем радостью, он постепенно отошел от общественной деятельности, в том числе от контактов с исполнителями, вплоть до того, что отказался писать. по заказу и продолжал сочинять только по вдохновению. [3]
Тем не менее, «его музыка обладала духовностью, которую ощущали как критики, так и зрители». [3]
Преподавательская карьера
[ редактировать ]С 1946 года Сетер преподавал в музыкальном педагогическом училище. С 1951 года и до выхода на пенсию в 1985 году Сетер был одним из самых влиятельных преподавателей Академии Рубина Тель-Авивского университета (ранее Израильской консерватории). Среди его учеников были композиторы Цви Авни , Арье Шапира , Нурит Хирш и дирижер Гэри Бертини .
Прием
[ редактировать ]Оратория Сетера «Полуночное бдение» считалась выдающимся шедевром израильской музыки с момента ее премьеры в 1963 году. [5] Более ранняя радиофоническая версия была представлена Управлением радиовещания Израиля на международный радиоконкурс Prix Italia 1962 года и получила первый приз в категории «стереофоническое музыкальное произведение». [6] Окончательная концертная версия, премьера которой состоялась в 1963 году, впоследствии была исполнена в паре с Бетховена Девятой симфонией в программе Фестиваля тысячелетия Израильского филармонического оркестра 1 января 2000 года. Однако его более поздняя музыка часто рассматривалась как замкнутая, сдержанная и даже герметическая. , точка зрения, которая, по мнению музыковедов Ури Голомба и Ронита Сетера, «преуменьшает ощутимые чувственные и драматические аспекты его музыки, отрицая существенный аспект произведений Сетера». [7]
Награды
[ редактировать ]Среди многочисленных наград Сетера можно назвать следующие:
- В 1965 году Сетер был удостоен Премии Израиля в области музыки. [8]
- В 1983 году он получил премию ACUM за достижения в жизни.
Избранные работы
[ редактировать ]- Субботняя кантата для соло, хора и струнного оркестра (1940)
- Мотеты для хора АТБ (1939–40, ред. 1951)
- Моттети для мужского хора с дополнительным духовым октетом (1940–51, ред. 1985)
- Четыре праздничные песни для хора без сопровождения (1943–9).
- Соната для двух скрипок (1951–2)
- Симфониетта для оркестра (1953–7, переработка 1966–70)
- Ричеркар для струнного трио и струнного ансамбля (1953–6).
- Элегия для кларнета или альта с фортепиано или струнным квартетом (1954)
- Чакона и скерцо для фортепиано (1956)
- Йеменский диван для оркестра или камерного оркестра (1957)
- Доблестная женщина , балет (1957)
- Полуночное бдение для соло, трех хоров и оркестра (1957–61)
- Легенда о Юдифи , балет (1962)
- Частично настоящее, частично мечта , балет (1964)
- Концертная фантазия для оркестра (1964; редакция Part Real, Part Dream )
- «Дочь Иефтаха» , балет (1965)
- «Иерусалим» для 8-частного хора с медными духовыми и струнными (или без аккомпанемента) (1966)
- Хагут [Медитация] для оркестра (1967)
- Маагалим [Раунды] для струнного оркестра (1967–8)
- Эспрессиво для струнного оркестра (1971)
- Янус для фортепиано (1971)
- Фортепианное трио (1973)
- Трио для кларнета, виолончели и фортепиано (1973)
- Струнный квартет № 1 (1975)
- Симфонический квартет (Струнный квартет № 2) (1976)
- Струнный квартет № 3 (1976)
- Струнный квартет № 4 (1977)
- Монодрама для альта и фортепиано (1977)
- Мирвахим [Интервалы] для фортепиано (1977)
- Каприсы для фортепиано (1977)
- Sine Nomine для фортепиано (1981)
- Соната для фортепиано (1982)
- Музыка для фортепиано (1982)
- Фортепианный цикл для фортепиано (1982)
- Диалоги для фортепиано (1983)
- Импровизация для фортепиано (1983)
- Триптих для фортепиано (1985)
- Постскриптум для струнного квартета (1986)
- Присутствие для фортепиано (1986)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Энциклопедия иудаики, том 14 (1972)
- ↑ Ронит Сетер, «Мордекай Сетер», в Oxford Music Online, по состоянию на 15 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ронит Сетер, «Национализм в еврейско-израильской художественной музыке, 1940–2000», доктор философии. диссертация, 2004 г.
- ^ Сетер, Ронит (лето 2014 г.). «Израильизм: национализм, ориентализм и израильская пятерка». Музыкальный ежеквартальный журнал . 97 (2): 269–271. doi : 10.1093/musqtl/gdu010 – через Oxford Academic.
- ^ Сетер, Ронит (2014). «Израильизм: национализм, ориентализм и израильская пятерка». Музыкальный ежеквартальный журнал . 97 (2): 276. doi : 10.1093/musqtl/gdu010 – через Oxford Academic.
- ^ Голомб, Ури; Сетер, Ронит (2019). «Полночное бдение Мордехая Сетера (Тиккун Хацот, 1961): деконструкция израильизма, национальных и биографических мифов». Журнал музыковедческих исследований . 38 (3–4): 340. doi : 10.1080/01411896.2019.1649543 – через Taylor & Francisco Online.
- ^ Голомб, Ури; Сетер, Ронит (2019). «Полночное бдение Мордехая Сетера (Тиккун Хацот, 1961): деконструкция израильизма, национальных и биографических мифов». Журнал музыковедческих исследований . 38 (3–4): 333. doi : 10.1080/01411896.2019.1649543 – через Taylor & Francisco Online.
- ^ «Лауреаты Премии Израиля 1965 года (на иврите)» . Официальный сайт Премии Израиля. Архивировано из оригинала 11 мая 2011 года . Проверено 6 июня 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Национальная библиотека Израиля - Мордехай Сетер
- «Мордекай Сетер» в книге «Ронит Сетер», «Израильская художественная музыка», в Oxford Bibliographies (по состоянию на 16 марта 2024 г.)
- Ури Голомб и Ронит Сетер. « Столетие Мордехая Сетера », в «В музе: блог исполнительского искусства», Библиотека Конгресса, 26 февраля 2016 г.
- 1916 рождений
- 1994 смертей
- Люди из Новороссийска.
- Люди из Черноморской губернии
- Русские евреи
- Советские евреи
- Советские эмигранты в Подмандатную Палестину
- Евреи из Подмандатной Палестины
- Израильские евреи 20-го века
- Израильтяне русско-еврейского происхождения
- Израильские композиторы
- Израильские классические композиторы
- Композиторы из Подмандатной Палестины
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы балета
- Лауреаты премии Израиля в области музыки
- Академический состав Тель-Авивского университета
- Израильские композиторы-мужчины-классики
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Похороны на Ярконском кладбище