Мария Таллчиф
Мария Таллчиф 𐓏𐒰𐓐𐒿𐒷-𐓍𐓂͘𐓄𐒰 | |
---|---|
Рожденный | Элизабет Мари Талл Шеф 24 января 1925 г. Фэрфакс, Оклахома , США |
Умер | 11 апреля 2013 г. | (88 лет)
Занятие | Прима-балерина |
Годы активности | 1942–1966 |
Высота | 5 футов 9 дюймов (1,75 м) [1] |
Супруги | Эльмурза Натирбофф Генри Д. Пашен мл. |
Дети | Элиза Пашен |
Карьера | |
Бывшие группы | Русский балет Монте-Карло Нью-Йоркский городской балет |
Танцы |
|
Мария Таллчиф (урожденная Элизабет Мари Высокий Шеф ( 𐓏𐒰𐓐𐒿𐒷-𐓍𐓂͘𐓄𐒰 «Два стандарта»; осейджская фамилия: Ки Хе Ках Стах Ца , осейджский сценарий : 𐒼𐒱𐒹𐒻𐒼𐒰-𐓆𐓈 𐒷𐓊𐒷 ; 24 января 1925 — 11 апреля 2013) — равнинной Индии. балерина Америки Она была первой крупной прима-балериной и первым членом племени осейджей , удостоившимся этого звания. Вместе с хореографом Джорджем Баланчиным считается, что она произвела революцию в балете. [1] [2] [3] [4]
Ранняя жизнь [ править ]
Элизабет Мари Талл Чиф (имя при рождении) родилась в Фэрфаксе, Оклахома , 24 января 1925 года в семье Александра Джозефа Талла Чифа (1890–1959), члена Нации Осейджей , и его жены Рут (урожденной Портер). шотландско -ирландского происхождения. [5] [6] Портер познакомился с вдовцом Александром Таллом Чифом, когда навещал ее сестру, которая в то время была домработницей его матери. [5] Элизабет Мари была известна друзьям и семье как «Бетти Мари».
Прадед Элизабет Толл Чиф по отцовской линии, Питер Бигхарт, помогал осейджам в переговорах относительно доходов от нефти, которые обогатили нацию осейджей. В результате ее отец вырос богатым и ни разу не работал «ни дня в своей жизни». В своей автобиографии Таллчиф объяснила: «Когда я была молодой девушкой, выросшей в резервации осейджей в Фэрфаксе, штат Оклахома, я чувствовала, что город принадлежит моему отцу. У него была собственность повсюду. Местный кинотеатр на Мейн-стрит и бильярдный зал напротив принадлежали Наш 10-комнатный дом из терракотового кирпича стоял высоко на холме с видом на резервацию». Семья проводила лето в Колорадо-Спрингс, спасаясь от жары Оклахомы. Однако жизнь была далека от совершенства, поскольку ее отец был запоем , а ее родители часто ссорились из-за денег. [6]
Отец Талчифа ранее был женат на немецком иммигранте и имел от этого брака троих детей: Александра; Фрэнсис (1913–1999); и Томас (1919–1981). Томас играл в футбол за Университет Оклахомы и был выбран командой «Питтсбург Стилерс» . У Талчифа также был брат Джеральд (1922–1999), который в детстве получил травму от удара лошадью по голове и так и не восстановил нормальную когнитивную функцию. [6] [7] и сестра Марджори , опытная балерина, которая была вторым ребенком Рут и «лучшим другом» Толчифа. [6]
В детстве Рут Портер мечтала стать артисткой, но ее семья не могла позволить себе уроки танцев или музыки. [4] Она была полна решимости, чтобы ее дочерей не постигла та же участь. Бетти Мари была зачислена на летние уроки балета в Колорадо-Спрингс в возрасте 3 лет. Она и другие члены семьи выступали на родео и других местных мероприятиях. [4] Она училась игре на фортепиано и собиралась стать концертирующей пианисткой. [5]
В 1930 году учительница балета из Талсы г-жа Сабин посетила Фэрфакс в поисках учеников и взяла в качестве учениц Бетти Мари и Марджори. Вспоминая Сэбин много лет спустя, Таллчиф написал: «Она была ужасным инструктором, который никогда не преподавал основы, и это чудо, что мне не причинили необратимый вред». [6] Помимо проблем с техникой преподавания, Сабин поставила Бетти Мари на пуантах вскоре после того, как она поступила в школу (в 5 лет), когда она была слишком молода, чтобы танцевать на пуантах без травм. [ нужна ссылка ]
В пять лет Бетти Мари была зачислена в близлежащую католическую школу Святого Сердца. Впечатленные ее способностями к чтению, учителя разрешили ей пропустить первые два класса. Между игрой на фортепиано, балетом и школьными занятиями у нее было мало свободного времени, но она любила природу. В своей автобиографии она вспоминала время, проведенное «бродя по нашему большому двору перед домом» и «[бродя] по территории нашего летнего коттеджа в поисках наконечников стрел в траве». [6]
В 1933 году семья переехала в Лос-Анджелес с намерением привлечь детей к участию в голливудских мюзиклах. [4] В тот день, когда они приехали в Лос-Анджелес, ее мать спросила продавца в местной аптеке, знает ли он каких-нибудь хороших учителей танцев. Продавец порекомендовал Эрнеста Белчера, отца танцовщицы Мардж Чемпион . «Этими несколькими словами анонимный мужчина в незнакомом городе решил нашу судьбу», — вспоминал позже Толчиф. [5] Калифорнийская школа перевела Бетти Мари обратно в класс, соответствующий ее возрасту, но поместила ее в дополнительный класс для продвинутых учеников. «Класс возможностей или нет, я все еще была далеко впереди», - вспоминала она. «От нечего делать я часто бродил один по школьному двору». [6] В это время Бетти Мари сняли с пуантов , что, вероятно, спасло ее от серьезной травмы. [ нужна ссылка ]
Устав от школы, Бетти Мари посвятила себя танцам в студии Белчера. Помимо балета, который ей пришлось переучиваться с самого начала, она также занималась чечеткой, испанскими танцами и акробатикой. Ей было очень трудно кувыркаться, и в конце концов она бросила занятия, но в дальнейшем нашла этим навыкам хорошее применение. Семья переехала в Беверли-Хиллз , где в школах предлагались лучшие академические знания. В школе Беверли-Виста Бетти Мари испытала то, что она назвала «болезненной» дискриминацией, и начала писать свою фамилию одним словом — Таллчиф. [6] Она продолжала учиться игре на фортепиано, выступая в качестве приглашенной солистки в небольших симфонических оркестрах на протяжении всей средней школы. [3]
В 12 лет Таллчиф начала работать с Брониславой Нижинской , известным хореографом, недавно открывшей собственную студию в Лос-Анджелесе, и Дэвидом Лишиным , хореографом и бывшим танцором. [5] [8] Нижинская «была олицетворением балета», вспоминал Толчиф. «Я посмотрел на нее и понял, что это то, чем я хочу заниматься». [4] Нижинская привила сильное чувство дисциплины и убежденность в том, что быть балериной - это постоянная задача. «Мы не концентрировались всего на полтора часа в день», — вспоминал Толчиф. «Мы жили этим». [6] Именно при Нижинской Таллчиф решила, что балет — это то, чему она хочет посвятить свою жизнь. «До Нижинской я любила балет, но верила, что мне суждено стать концертирующей пианисткой», - вспоминала она. «Теперь моя цель была другой». Нижинская увидела, что Таллчиф настроен серьезно, и стала уделять ей большое внимание. [6]
Когда Таллчифу было 15, Нижинская решила поставить три балета в Hollywood Bowl . Таллчиф ожидал главную роль, но вместо этого был помещен в кордебалет . Она была опустошена: «Мне было больно и унижено. Я не могла понять, что происходит… Неужели она меня больше не любила?» [6] После воодушевляющей речи матери Таллчиф вновь посвятила себя делу и вскоре пробилась к ведущей партии в Концерте Шопена. [6] [9] Когда настал важный день, она поскользнулась во время репетиции и была обеспокоена, но Нижинская отмахнулась от этого, сказав, что «случается со всеми». [6] [9] Таллчиф также получал инструкции от различных выдающихся учителей во время своих визитов в Лос-Анджелес. [5] Для Ады Бродбент она станцевала свое первое па-де-де . Миа Славенска пришлась по душе Таллчифу и организовала для нее прослушивание у Сержа Денэма, директора Русского балета Монте-Карло . Он был впечатлен, но из этого ничего не вышло. [6]
Карьера [ править ]
карьера Ранняя
Талчиф окончил среднюю школу Беверли-Хиллз в 1942 году. [9] Она бросила играть на фортепиано и хотела поступить в колледж, но ее отец был против. «Я платил за твои уроки всю твою жизнь», — сказал он. «Теперь пришло время тебе найти работу». [6] Она выиграла небольшую роль в «Представляя Лили Марс » мюзикле MGM с Джуди Гарланд . Танцы в фильме «не доставляли удовольствия», и Таллчиф решил не делать на этом карьеру. [6] Тем летом подруга семьи Татьяна Рябучинская спросила, не хочет ли Талчиф поехать в Нью-Йорк . [9] Под руководством Рябучинской она отправилась в большой город в возрасте 17 лет в 1942 году. [5]
Оказавшись в Нью-Йорке, Талчиф разыскал Сержа Денэма. Секретарь сказал ей, что Русскому балету Монте-Карло больше не нужны танцоры, и она ушла, плача. Через несколько дней ей сказали, что место для нее все-таки есть. [10] Денэм на самом деле ее не помнил, но у нее было то, что ему было нужно – паспорт . Многие танцоры были русскими эмигрантами без паспортов. У труппы предстоял тур по Канаде. Ее взяли, но только в качестве ученицы. [9] [8] Ее выступление состоялось в Gaîté Parisienne . [10] После канадского турне труппу покинул один танцор. Марии Толчиф предложили место этой танцовщицы. В этом месте платили 40 долларов в неделю. [10]
В свой первый день в качестве полноправного члена труппы Таллчиф была удивлена, обнаружив, что Нижинская приехала в город, чтобы поставить Концерт Шопена с Русским балетом Монте-Карло. Вскоре она выбрала Таллчифа на роль первой балерины на Красовской Натали главную роль. [10] В Ballet Russe русские балерины часто враждовали с американскими балеринами, которых, как сообщается, они считали неполноценными. Когда Нижинская неожиданно повысила Таллчифа, она стала главной мишенью их враждебности. [10] [4]
В то же время труппа готовилась к постановке « Аньес де Милль , Родео, или Ухаживание на сожженном ранчо» раннего образца балетной Америки . [5] Однажды де Милль предложила Таллчиф сменить имя. Для Талчифа это была щекотливая тема; Ранее Денхэм предлагала Таллчиф сменить фамилию на русскоязычное имя, например, Таллчиева, что в то время было обычным явлением среди артистов балета. Она отказалась: «Мое имя было Таллчиф, и я этим гордилась». [10] Однако у де Милль была более приемлемая идея – использовать измененную версию своего второго имени. Таллчиф согласилась и до конца своей карьеры была известна как Мария Талчиф. [10]
За первые два месяца работы в Ballet Russe de Monte Carlo Таллчиф выступала в семи различных балетах в составе кордебалета. [10] Находясь в Нью-Йорке, она посещала занятия в Школе американского балета , но на гастролях официальных занятий не было. [10] [11] Вместо этого Таллчиф изучала усилия своих более опытных коллег. В частности, она восхищалась Александрой Даниловой , известной своим трудолюбием и профессионализмом. Талчиф тренировалась, когда могла, заработав репутацию трудолюбивого человека. «Я всегда делала barre , — писала она, — всегда выкладывалась на репетициях на полную». [10]
Красовска регулярно враждовала с руководством, что повышало вероятность внезапного повышения Талчифа. Красовская чуть не ушла из компании в конце 1942 года, и Талчифу сказали, что она продолжит работу на ее месте. Красовскую уговорили вернуться, но этот инцидент дал Таллчифу понять, что ей нужно быть готовой выполнить технически сложную роль Красовской в короткие сроки - к чему она еще не была готова. Весной 1943 года Красовская поссорилась с Денэмом и покинула компанию. «Неподготовленный, я оцепенел от ужаса», - вспоминал Толчиф. [10] Когда компания вернулась в Нью-Йорк, Таллчиф получил положительные отзывы. New York Times Танцевальный критик Джон Мартин писал: «Толчиф ошеломляюще описала себя в Концерте Шопена Нижинской … У нее легкий блеск, отдающий скорее авторитетом, чем бравурой», и предсказал, что в ближайшем будущем она станет большой звездой. будущее. Слава, однако, была недолгой: Таллчиф вернулся в корпус, когда постановка Концерта Шопена была завершена. [10]
Вернувшись в тур, Таллчиф увидела своих родителей в Лос-Анджелесе. Видя хрупкую внешность Талчиф (она сильно похудела из-за плохого питания и стресса) и ее второстепенную роль в «Снегурочке», ее мать, Рут, попыталась убедить Талчиф бросить балет и вернуться к игре на фортепиано. Рут передумала, когда Лишин показал ей колонку Мартина и объяснил, что он главный танцевальный критик Америки. [12] Второй год Талчифа в Ballet Russe принес ему более крупные роли. Она была солисткой в «Красивом Дунае» и получила главную роль в Древняя Русь» . еще одном нижинском балете « [10]
Эпоха Баланчина [ править ]
Весной 1944 года известный хореограф Джордж Баланчин был нанят Русским балетом Монте-Карло для работы над новой постановкой под названием « Песня Норвегии» . [10] Этот шаг станет поворотным моментом в карьере Талчифа и Баланчина. Ее с самого начала тянуло к Баланчину. Описывая один из своих первых опытов с ним, она написала: «Когда я увидела, что он сделал, я была поражена. Все казалось таким простым, но совершенным: перед моими глазами встал на свои места элегантный балет». [4] Сначала она не была уверена, уделяет ли он ей много внимания, но быстро поняла, что да. Баланчин назначил Талчиф соло в «Песне о Норвегии» , а накануне премьеры сообщил ей, что она будет дублером Даниловой. [11] Балет имел успех, и Баланчину предложили контракт на оставшуюся часть сезона. Он был рад вернуться в балет после многих лет на Бродвее и в Голливуде и принял предложение. [11] Почувствовав, что звезда Талчифа на подъеме, ее мать потребовала повышения для дочери. Таллчиф была «огорчена» этим переездом, но Денхэм уступила требованиям, увеличила ей зарплату до 50 долларов в неделю и повысила ее до «солистки». [11]
Баланчин продолжал назначать Таллчиф на важные роли, показывая ее в па-де-труа с Мэри Эллен Мойлан и Николасом Магалланесом в «Концертных танцах». Ступени были классическими по форме, но были представлены в уникальной манере. Таллчиф писал: «Акцент был резким, ритм плавным и современным» и «Выполнение шагов казалось больше упражнением для удовольствия и удовольствия, чем работой. Это было волшебно». В «Буржуа Джентильомме» она исполнила па-де-де с Юреком Лазовским. [11]
Незадолго до Ballet Imperial открытия Баланчин сообщил Талчифу, что она будет второй ведущей после Мойлан. «Я чуть не потеряла сознание», - вспоминала она. «Я не мог с этим справиться». [11] По ходу сезона Баланчин полюбил ее как профессионально ( The Washington Post назвала Талчифа своим «важнейшим художественным вдохновителем»), так и лично. [4] Таллчиф долгое время не подозревал о личном влечении, и их отношения оставались в основном на профессиональном уровне. [11] Постепенно они стали друзьями; затем однажды Баланчин, к ее большому удивлению, попросил Талчифа выйти за него замуж. После некоторых раздумий она согласилась, и 16 августа 1946 года пара поженилась. [5]
Однажды вечером во время турне в 1945 году Таллчиф делала станок, когда Баланчин заметил: «Если бы вы только научились правильно делать батман-тенду, вам не пришлось бы учиться ничему больше». [11] Это был его способ сказать, что ей нужно начинать все сначала: батмент тенду — самое простое балетное упражнение, которое только существует. «Я хотела умереть», вспоминала она. «Но я увидел разницу между танцем Мэри Эллен [которая была ученицей Баланчина] и моим. Я знал, что он прав». [11] Под опекой Баланчина Таллчиф похудела на десять фунтов и удлинила ноги и шею. [9] [11] Она научилась держать грудь высоко, держать спину прямо и держать ноги согнутыми. [9] «Казалось, что мое тело переживало метаморфозу», - вспоминала она. Толлчиф заново выучила базовые упражнения так, как хотел Баланчин, и превратила свою самую большую слабость – явку – в силу. Данилова много времени посвящала обучению Таллчиф искусству балерины, помогая ей перевоплотиться из девочки-подростка в молодую женщину. [11]
Таллчиф поднялась до ранга «выдающейся солистки», поскольку Баланчин продолжал назначать ее на важные роли. [2] Она была первой, кто исполнил партию Кокетки в «Ночной тени» , самой технически сложной партии балета, после того, как Данилова выбрала себе вторую главную женскую роль. [3] [11]
Нью-Йорк Сити Балет [ править ]
В 1946 году Баланчин объединился с меценатом Линкольном Кирстейном, чтобы основать Балетное общество , прямое предшественнико Нью-Йоркского городского балета . [5] У Таллчиф оставалось шесть месяцев до окончания контракта с Ballet Russe de Monte Carlo, поэтому она оставалась в труппе до 1947 года. [3] [13] Когда ее контракт истек, она присоединилась к Баланчину, который был во Франции в качестве приглашенного хореографа в балете Парижской оперы . Его призвали «спасти» знаменитую труппу, но не все оценили его присутствие. Он проигнорировал иерархию труппы, что еще больше разозлило некоторых танцоров. [13] Группа сторонников Сержа Лифаря , находившегося в отпуске, пока расследовались обвинения в пособничестве нацистам во время Второй мировой войны, возглавила громкую кампанию по избавлению от Баланчина. Spectateur и Les Arts , опубликовавшие статьи с нападками лично на Баланчина. К ним присоединились [13]
По прибытии во Францию Таллчиф сразу же приступила к работе над ролями в «Поцелуе феи» и «Аполлон» . Другой танцор ушел из «Аполлона» незадолго до премьеры, что вынудило Талчифа в короткие сроки разучить более сложную роль. [13] Несмотря на все трудности, премьера прошла с огромным успехом. Французская пресса была очарована танцами Талчиф, а тем более ее прошлым. « Peau Rouge danse a l'Opera pour le Roi de Suede » [Краснокожие танцуют в Опере для короля Швеции], гласил заголовок на первой полосе. [13] « La Fille du grand шеф-повар Indien danse a l'Opera » [Дочь великого индийского вождя танцует в Опере], читайте другую. [13] Ее коллеги никогда не ценили присутствие Талчифа, но французская публика любила ее. [4] После шести месяцев в Париже Таллчиф и Баланчин вернулись в Нью-Йорк. [13] Во время своего пребывания в Париже Таллчиф стала первой американкой, выступившей с балетом Парижской оперы. [4]
Когда пара вернулась в Штаты, Таллчиф быстро стала одной из первых звезд и первой прима-балериной Нью-Йоркского балета, открывшегося в октябре 1948 года. [1] [5] Баланчин «совершил революцию в балете», создав роли, которые требовали атлетизма, скорости и агрессивного танца, как никогда раньше. Талчиф хорошо соответствовал видению Баланчина. «Я всегда думал, что Баланчин был скорее музыкантом, чем хореографом, и, возможно, именно поэтому мы с ним сблизились», — вспоминал Талчиф. [4] Специально для Талчифа он создал множество ролей, в том числе главную роль в « Жар-птице » в 1949 году. [5] О своем дебюте в «Жар-птице» Кирштейн написала: «Мария Толчиф выглядела потрясающе, став ближайшим приближением к прима-балерине, которая нам до сих пор нравилась». [14] Роль произвела фурор и вознесла ее на вершину балетного мира, присвоив ей звание примы-балерины. [1] [8] Отмечая большую техническую сложность роли, The New York Times критик Джон Мартин писал, что Таллчиф просили «сделать все, кроме вращения на голове, и она делает это с полным и несравненным блеском». [4]
Популярность Таллчиф помогла молодой танцевальной труппе вырасти, и ее стали приглашать выступать до восьми раз в неделю. [14] Хотя Баланчин и Талчиф расторгли брак в 1951 году, они продолжали работать вместе. В 1954 году Таллчиф получила роль Феи Сахарной Сливы в недавно переработанной версии Баланчина «Щелкунчик», тогда еще малоизвестного балета. Ее исполнение роли помогло превратить эту работу в ежегодную рождественскую классику и самый надежный кассовый сбор в отрасли. [4] Критик Уолтер Терри заметил: «Мария Таллчиф в роли Феи сахарной сливы сама является волшебным существом, танцующим, казалось бы, невозможное с легкостью и красотой движений, электризуя нас своим блеском, очаровывая нас своим сиянием бытия. Есть ли у нее равные? где-нибудь, внутри или за пределами сказочной страны? Глядя на нее в «Щелкунчике», испытываешь искушение усомниться в этом». [14]
Среди других заметных ролей, созданных Таллчифом при Баланчине, - Королева-Лебедь в версии Баланчина « Лебединое озеро» и Эвридика в «Орфее». [5] Она исполнила главные роли в операх «Блудный сын», «Джонс Бич», « Французский язык » и бессюжетных произведений, таких как « Сильвия па де де », « Блестящее аллегро » , « Па де Дикс » и «Симфония до мажор». ." [3] Ее зажигательные спортивные выступления помогли Баланчину стать самым выдающимся и влиятельным хореографом той эпохи. [4]
Таллчиф оставался в New York City Ballet до февраля 1960 года, но также брал отпуск, чтобы работать с другими труппами. [3] Она выступала в качестве гостя в балете Чикагской оперы , балете Сан-Франциско , Королевском датском балете , Гамбургском балете и других. Работая в Русском балете Монте-Карло в 1954–55 годах, ей платили 2000 долларов в неделю, что, как сообщается, было самой высокой зарплатой, когда-либо выплачивавшейся танцору в то время. [5] Баланчина, В 1958 году она исполнила главную роль в Симфонии Гуно прежде чем взять отпуск, чтобы родить первого ребенка. [14]
карьера Более поздняя
После ухода из New York City Ballet Таллчиф присоединилась к Американскому театру балета сначала в качестве приглашенной танцовщицы, затем в качестве прима-балерины. [3] Тем летом она появилась вместе с датским танцовщиком Эриком Брюном в России, где ее признали за «апломб, блеск и достоинство американского стиля». [3] [4] При этом она стала первой американской танцовщицей, выступившей в Москвы знаменитом Большом театре . [4] С 1960 по 1962 год Таллчиф расширила свой репертуар, включив в него драматические, а не абстрактные роли, такие как заглавные роли в Биргит Каллберг и «Мисс Джули» « Морская дама» , а также меланхоличная героиня в Антония Тюдора . «Саде в aux» Лилас. [3] [5]
Танец Талчифа не ограничивался сценой. Она появлялась в нескольких телешоу, в том числе в «Шоу Эда Салливана» . [4] Она сыграла Анну Павлову в мюзикле « Русалка на миллион долларов» 1952 года . [5] В 1962 году Таллчиф был Рудольфа Нуриева во время его американского дебюта, который транслировался по национальному телевидению. партнером [14] » на телевидении Ее последнее выступление в Америке состоялось в программе « Bell Telephone Hour в 1966 году. [9]
По настоянию Баланчина (за которым она больше не была замужем) она переехала в Германию, ненадолго став солисткой Гамбургского балета . [9] Одним из ее последних выступлений была главная роль в 1966 году в «Золушке» Питера ван Дайка , прежде чем она ушла из танцев. [5] не желая танцевать после расцвета сил. [9] [14] За свою карьеру она танцевала по всей Европе и Южной Америке, Японии и России. [9] Она выступала в качестве гостя с несколькими симфоническими оркестрами. [3]
Преподавание и администрирование [ править ]
После ухода из танцев Таллчиф переехала в Чикаго, где проживал ее муж Базз Пашен. [9] она работала руководителем балета Лирической оперы Чикаго . С 1973 по 1979 год [2] В 1974 году она основала балетную школу «Лирическая опера», где преподавала технику Баланчина. [5] [4] Объясняя свою философию преподавания, она написала: «Новые идеи необходимы, но мы должны сохранять уважение к балетному искусству - а это означает, что и к артисту - иначе это больше не будет формой искусства». [14]
Вместе со своей сестрой Марджори Таллчиф основала Chicago City Ballet в 1981 году. [8] Она была сохудожественным руководителем до его закрытия в 1987 году. [9] Несмотря на провал компании, газета Chicago Tribune назвала ее «силой в истории танца Чикаго» и заявила, что она, возможно, увеличила популярность танцев в городе. [9]
Таллчиф снялась в документальном фильме «Танцы для мистера Би» фон Хайдеке в 1989 году. С 1990 года и до самой смерти она была художественным консультантом Чикагского фестивального балета . [8]
Танцевальный стиль [ править ]
Таллчиф была известна тем, что «поражала публику своей скоростью, энергией и огнем». [5] Говорят, что она демонстрировала как «возбуждающую страсть», так и отличные технические способности. [4] Она сочетала точную работу ног с атлетизмом. [4] Эшли Уитер, художественный руководитель балета Джоффри , отметила: «Когда вы смотрите Толлчиф на видео, вы видите, что помимо технического блеска, она привнесла в свой танец жгучую страсть. В своей интерпретации «Жар-птицы» Баланчина она была поглощенная как внутри, так и снаружи, она была не просто великой танцовщицей, но настоящей художницей, настоящей интерпретаторшей, которая привнесла свою индивидуальность в танец». [2] По данным Time , она также была «мастером идеальной паузы, момента тишины, позволяющего публике и повествованию идти в ногу с хореографией». [1]
Уильям Мейсон, почетный директор Лирической оперы Чикаго, охарактеризовал Таллчиф как «непревзойденного профессионала… Она понимала, кем и чем она была, но не выставляла это напоказ. Она была неприхотлива». [9] Коллега-танцовщица Аллегра Кент заметила: «Казалось, она не боялась сцены, как некоторые другие. Внутри у нее была железная воля… Она формировала свои кудри и удлинения так же деликатно или так же сильно, как сама музыка». [1]
Личная жизнь [ править ]
В течение своего первого года в Ballet Russe de Monte Carlo Таллчиф встречалась с российским танцовщиком Александром «Сашей» Гудевичем, любимцем труппы. «Для нас обоих это была первая любовь», — вспоминал Толчиф. «Мы виделись каждый день, и я был убежден, что это настоящая любовь». [10] Гудевич подрабатывал, чтобы подзаработать, и купил Талчифу обручальное кольцо. Однако весной 1944 года он внезапно изменил свое мнение, когда его начала преследовать другая молодая женщина. Как позже вспоминал Талчиф: «Мое сердце было разбито». [10]
После того, как американский хореограф грузинского происхождения Джордж Баланчин был принят на работу в Ballet Russe, Таллчиф привлек его как профессионально, так и лично. Она не знала, что он чувствует себя так: «Мне никогда не приходило в голову, что у него на уме было что-то большее, чем танец… Было бы нелепо думать, что здесь было что-то личное». [11] Хотя их отношения стали более близкими, для Талчифа стало шоком, когда Баланчин предложил ей выйти за него замуж. Летом 1945 года он пригласил ее встретиться с ним после выступления в Лос-Анджелесе. Баланчин открыл ей дверь машины, и когда она села, он некоторое время сидел молча, прежде чем сказать: «Мария, я бы хотел, чтобы ты стала моей женой». [11] «Я чуть не упала со своего места и не смогла ответить», - вспоминает она. [11] В конце концов она ответила: «Но, Джордж, я не уверена, что люблю тебя. Мне кажется, что я почти тебя не знаю». [11] Он ответил, что это не имеет значения, и если брак продлится всего несколько лет, его это устраивает. После дня размышлений Талчиф принял его предложение. [11]
Когда она рассказала родителям о помолвке, мать пришла в ярость: «Я никогда не слышала ни о чем более… идиотском [...] Что с тобой?» [11] Баланчина не поколебали ее возражения, заявив, что в конце концов она придет в себя. Пока они были помолвлены, Баланчин делал экстравагантные романтические жесты и с большой любовью относился к Талчифу. «Очевидно, он пытался убедить меня [в том, что наш брак] неизбежен», - написала она. «Меня не нужно было убеждать. Я влюбился». [11]
Талчиф и Баланчин поженились 16 августа 1946 года, когда ей был 21 год, а ему 42. [5] [4] Ее родители продолжали выступать против брака и не присутствовали на церемонии. [13] у пары не было Традиционного медового месяца : «Для нас обоих работа была важнее». [13]
По словам Талчифа, «страсть и романтика не играли большой роли в нашей семейной жизни. Мы приберегали свои эмоции для занятий». Тем не менее, она описала Баланчина как «теплого, ласкового, любящего мужа». [5] Их брак был аннулирован в 1952 году, когда обе стороны увлеклись другими людьми. [4]
В 1952 году Таллчиф женился на Эльмурзе Натирбофф, пилоте частной чартерной авиакомпании . Через два года пара развелась. [5] [4] В 1955 году она познакомилась с чикагским бизнесменом Генри Д. («Базз») Пашеном-младшим. [4] «Он был очень счастливым, общительным и ничего не знал о балете — это очень освежало», — вспоминала она. [9] Пара поженилась в июне следующего года и провела медовый месяц, отправившись в балетное турне по Европе. [9] От Пашена у Таллчиф родился единственный ребенок, Элиза Мария Пашен (1959 г.р.), которая стала отмеченной наградами поэтессой и исполнительным директором Американского поэтического общества . В этом браке у Талчифа также появилась падчерица Маргарет Райт. [15] Пара оставалась вместе, даже несмотря на краткое заключение Пашена за уклонение от уплаты налогов, до его смерти в 2004 году. [9]
Талчиф, как правило, выражала свое мнение прямо, никогда не смягчая слов. «Это создавало у нее иллюзию того, что она дива», - сказал протеже Tallchief Кеннет фон Хайдеке , - «но на самом деле это было острое чувство честности». [9]
Смерть и наследие [ править ]
В декабре 2012 года Талчиф сломала бедро. Она умерла 11 апреля 2013 года от осложнений, вызванных травмой. [4]
Таллчиф считалась первой крупной прима-балериной Америки и была первым коренным американцем, получившим это звание. [2] [5] Она оставалась тесно связанной со своей историей осейджей до самой смерти, неоднократно выступая против стереотипов и заблуждений о коренных американцах. [5] Таллчиф участвовал в программе America for Indian Opportunity и был директором Премии Индийского совета за достижения в области пожарной безопасности. [8] Она и ее сестра Марджори были двумя из пяти танцоров балета коренных американцев из Оклахомы, родившихся в 1920-х годах. Однако она хотела, чтобы ее оценивали только по достоинствам ее танца. «Прежде всего, я хотела, чтобы меня ценили как прима-балерину, которая была коренной американкой, а не как балерину американских индейцев», - написала она. [4]
назвала Таллчифа «одной из самых блестящих американских балерин 20-го века» Газета The New York Times . [5] По словам Уитера, она «проложила путь танцорам, которые не принадлежали к традиционным представлениям о балете… она сыграла решающую роль в преодолении стигмы». [2] После смерти Талчифа Жак д'Амбуаз заметил: «Когда вы думали о русском балете, это была Уланова . В английском балете это была Фонтейн . Для американского балета это был Таллчиф. Она была великой во всех смыслах». [5] Время отметило, что «из всех балерин прошлого века лишь немногие достигли артистизма Марии Толчиф, своего рода сознательного мечтания, мечтательности с характером». [1]
Ей приписывают «[разрушение] этнических барьеров», и она была одной из первых американцев, добившихся процветания в области, в которой долгое время доминировали русские и европейцы. [4] Размышляя о своей карьере, Таллчиф написала: «Я была в центре волшебства, в присутствии гения. И, слава Богу, я знала это». [4]
Почести [ править ]
В Оклахоме губернатор удостоил Таллчиф чести как за ее балетные достижения, так и за гордость за свое индейское наследие. Законодательное собрание объявило 29 июня 1953 года «Днем Марии Таллчиф». [8] Она стоит среди четырех других индийских балерин, изображенных на фреске «Полет духа» в здании Капитолия Оклахомы . [8] Талчиф является предметом одной из бронзовых статуй в натуральную величину под названием « Пять лун» , расположенных в Историческом обществе Талсы. Нация осейджей удостоила ее титула «Принцесса Ва-Ксте-Томба » ( осейдж : 𐓏𐓘𐓸𐓧𐓟-𐓵𐓪͘𐓬𐓘 , латинизировано: Wahle-ðǫpa , «Женщина двух миров» или «Два стандарта»). [16] [8] В 1996 году Таллчиф получил награду Центра Кеннеди за достижения в жизни. В ее биографии Центра Кеннеди говорится, что Таллчиф была «одновременно источником вдохновения и живым выражением всего лучшего, что [Соединенные Штаты] дали миру. Ее индивидуализм и ее гений объединились, чтобы создать одну из самых жизненно важных и красивых глав в истории Американский танец». [14]
Таллчиф является членом Национального зала женской славы и дважды была названа Вашингтонским пресс-клубом «Женщиной года». [5] [8] Она дважды была в Dance Magazine . журнала ежегодном списке наград [8] Журнал объяснил признание 1960 года так: «[Толлчиф —] звезда с истинно американским колоритом, чьи качества элегантности, блеска и скромности… [внесли] выдающийся вклад в недавнюю культурную миссию Американского театра балета в Европе и Европе. Россия." [3] В 1999 году Таллчиф был награжден Американской национальной медалью искусств Национальным фондом искусств ; в 2011 году она получила премию Чикагского исторического музея «Создание истории» за выдающиеся достижения в исполнительском искусстве. [17]
В 2006 году Метрополитен-музей представил специальную дань уважения Марии Таллчиф под названием «Дань балету Великой Марии Таллчиф», во время которой Таллчиф официально назвал Кеннета фон Хайдеке своим протеже . [18]
В 2018 году Таллчиф стал одним из призывников на первой церемонии введения в должность, проведенной Национальным залом славы коренных американцев. [19]
13 ноября 2020 года дудл Google . в ее честь был создан [20]
В настоящее время Таллчифа чествуют в квартале американских женщин . [21] Четверть, спроектированная Бенджамином Совардсом и созданная Джозефом Менной, изображает ее на обратной стороне напротив изображения Джорджа Вашингтона, созданного Лорой Гардин Фрейзер . [16] Она также появляется на долларе Сакагавеа 2023 года . [22] [23]
Биографии и документальные фильмы [ править ]
Талчиф был героем множества биографий. Ее автобиография « Мария Таллчиф: Прима-балерина Америки » была написана в соавторстве с Ларри Капланом и выпущена в 1997 году. [8]
Сэнди и Ясу Осава из Upstream Productions в Сиэтле, штат Вашингтон , в ноябре 2007 года сняли документальный фильм под названием «Мария Талчиф» , который транслировался на канале PBS в период с 2007 по 2010 год.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Ховард Чуа-Эоан (12 апреля 2013 г.). «Безмолвная песня Марии Таллчиф: прима-балерина Америки (1925–2013)» . Время .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Хеди Вайс (12 апреля 2013 г.). «Американская прима-балерина Мария Талчиф умирает в 88 лет» . Чикаго Сан Таймс . Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 года . Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Обладатели премии журнала Dance Magazine 1960 года: Мария Таллчиф». Журнал Dance (апрель 1961 г.).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Халзак, Сара (12 апреля 2013 г.). «Мария Таллчиф, звезда балета, вдохновившая Баланчина, умерла в возрасте 88 лет» . Вашингтон Пост . Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Андерсон, Джек (12 апреля 2013 г.). «Мария Таллчиф, блистательная балерина и муза Баланчина, умерла в возрасте 88 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Мария Талчиф; Ларри Каплан (1998). «1» . Мария Талчиф: прима-балерина Америки . Холт. ISBN 0-8050-3302-5 .
- ^ «Томми Талчиф» . Справочник по студенческому футболу . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Старлинн Раэнэ Нэйс. «Толлчиф, Элизабет Мария» . Энциклопедия истории и культуры Оклахомы . Историческое общество Оклахомы. Архивировано из оригинала 17 апреля 2013 года . Проверено 27 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Джон Андерсон; Сид Смит (12 апреля 2013 г.). «Мария Толчиф умерла в 88 лет» . Чикаго Трибьюн . Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Мария Талчиф; Ларри Каплан (1998). «Глава 2» . Мария Талчиф: прима-балерина Америки . Холт. ISBN 0-8050-3302-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Мария Талчиф; Ларри Каплан (1998). «3» . Мария Талчиф: прима-балерина Америки . Холт. ISBN 0-8050-3302-5 .
- ^ Ливингстон, Лили Кокериль, 1945- (1997). Американские индейские балерины . Норман, Оклахома: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0585145695 . OCLC 44965168 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мария Талчиф; Ларри Каплан (1998). «Глава 4» . Мария Талчиф: прима-балерина Америки . Холт. ISBN 0-8050-3302-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час «Биография Марии Толчиф» . Центр Кеннеди. Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ Шерлок, Барбара (5 июня 2004 г.). «Генри Д. Пашен-младший, 77 лет» . Чикаго Трибьюн . Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Американские женские кварталы: квартал Марии Таллчиф» . Монетный двор США . 18 октября 2022 г. . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ «Объявлены лауреаты премии «За историю создания 2011 года»» . Americantowns.com . 7 февраля 2011 года . Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ Рассвет, Аулет. «Вокруг города: высокая честь» Joliet Herald News , 19 ноября 2006 г. Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ «Национальный зал славы коренных американцев назвал первые двенадцать исторических призывников - IndianCountryToday.com» . Newsmaven.io . Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ Брэдшоу, Кайл (13 ноября 2020 г.). «Дудл Google посвящен Марии Таллчиф, прима-балерине коренных американцев» . 9to5Google . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ «Объявлены лауреаты программы American Women Quarters™ 2023» . Монетный двор США . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ «Монета 1 доллар коренных американцев 2023 года | Монетный двор США» . Монетный двор США . Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ «Монета 1 доллар, четверть в честь легендарной осейджской балерины» . КОСУ . 20 февраля 2023 г. . Проверено 21 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бриттан, Шони; Чамплин, Джоанна; Бингэм, Дрейк (2000). На пуантах: жизнь и наследие коренных американцев балета . ©2000. OCLC 45185967 .
- Ливингстон, Лили Кокериль (1997). Американские индейские балерины . Норман, Оклахома: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0806128968 . ОСЛК 35121742 .
Внешние ссылки [ править ]
- Архивные кадры выступления Марии Таллчиф и Майкла Моула в «Жар-птице» в 1951 году в «Jacob's Pillow».
- Архивные кадры, на которых Мария Таллчиф исполняет Сильвии (Лео Делиб, Джордж Баланчин) па-де-де 1951 года в «Подушке Джейкоба».
- Биография Марии Таллчиф в базе данных Internet Movie
- Мария Таллчиф из Upstream Video Productions
- Интервью Марии Талчиф Брюса Даффи
- Мария Талчиф танцует на телевидении, Рождество 1952 года.
- Норвуд, Арлиша. «Мария Талчиф» . Национальный музей женской истории. 2017.
- Отчеты Chicago City Ballet в библиотеке Ньюберри
- 1925 рождений
- смертей в 2013 г.
- Американцы шотландско-ирландского происхождения
- Артисты Русского балета Монте-Карло
- Американские преподаватели балета
- Пять лун
- Лауреаты Центра Кеннеди
- Солисты Нью-Йоркского балета
- Осейджи
- Люди из Фэрфакса, Оклахома
- Американские примы-балерины
- Выпускники Школы американского балета
- Обладатели Национальной медали искусств США
- Звезды балета Парижской оперы
- Танцоры коренных американцев
- Американские артисты балета 20-го века
- Американские преподаватели 20-го века
- Американские женщины-педагоги XX века
- Женщины коренных американцев 20-го века
- Коренные американцы 20-го века