Бетти Картер
Бетти Картер | |
---|---|
![]() Картер выступает в Pori Jazz в 1978 году. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Лилли Мэй Джонс |
Также известен как | Лорен Картер; Лоррейн Картер [1] |
Рожденный | Флинт, Мичиган , США | 16 мая 1929 г.
Умер | 26 сентября 1998 г. Бруклин , Нью-Йорк, США | ( 69 лет
Жанры | Джаз , пост-боп |
Род занятий | Певица и автор песен |
Инструмент(ы) | Вокал |
Годы активности | 1948–1998 |
Этикетки | Колумбия , Павлин , ABC , Atco , United Artists , Рулетка , Bet-Car , Verve |
Бетти Картер (урожденная Лилли Мэй Джонс ; 16 мая 1929 — 26 сентября 1998) — американская джазовая певица, известная своей техникой импровизации , скаттингом и другими сложными музыкальными способностями, которые демонстрировали ее вокальный талант и творческую интерпретацию текстов и мелодий. [1] Вокалистка Кармен Макрей однажды заметила: «На самом деле есть только одна джазовая певица — только одна: Бетти Картер». [2] : xiv [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Картер родилась во Флинте, штат Мичиган , и выросла в Детройте , где ее отец, Джеймс Джонс, был музыкальным руководителем детройтской церкви, а мать Бесси была домохозяйкой. В детстве Картер воспитывали чрезвычайно независимой и не ожидавшей заботы от семьи. Даже спустя 30 лет после ухода из дома Картер все еще очень хорошо осознавала семейную жизнь, в которой она выросла, и была под ее влиянием, и ее цитировали:
Я был далеко от своих ближайших родственников. Не было никаких реальных контактов или телефонных звонков домой каждую неделю, чтобы узнать, как дела… Что касается семьи, это был одинокий путь… Вероятно, это моя вина в такой же степени, как и их, и я не могу никого винить. для этого. Но не было… никакой настоящей близости, когда семья меня подгоняла или говорила… «Мы гордимся»… и все такое. Нет, нет… ничего этого не произошло. [2] : 7
Хотя отсутствие поддержки со стороны семьи Картер заставило ее чувствовать себя изолированной, это также, возможно, вселило в нее уверенность в своих силах и решимость добиться успеха. [2] : 7 Она изучала игру на фортепиано в Детройтской консерватории в возрасте 15 лет, но достигла лишь скромного уровня знаний. [4]
В 16 лет Картер начал петь. [1] Поскольку ее родители не были большими сторонниками ее певческой карьеры, она ускользала по ночам на прослушивания в любительские шоу. Заняв первое место на своем первом любительском конкурсе, Картер почувствовала, что ее приняли в мир музыки, и решила, что должна неустанно заниматься этим. [5] Когда она начала выступать вживую, она была слишком молода, чтобы ее допускали в бары, поэтому она получила поддельное свидетельство о рождении, чтобы получить доступ и выступить. [6]
Карьера
[ редактировать ]
Уже в юном возрасте Картер смог привнести в джаз новый вокальный стиль. Хриплость ее голоса была характерной чертой, которую редко можно было услышать до ее появления на музыкальной сцене. [7] Она также была хорошо известна своей страстью к скат-пению и своей твердой уверенностью в том, что одноразовый подход, с которым большинство джазовых музыкантов подходили к этому пению, был неуместным и расточительным. Известно, что ее скеттинги демонстрировали такую степень спонтанности и элементарной изобретательности, которую редко можно было увидеть где-либо еще. [8] [9]
Детройт, где вырос Картер, был рассадником джаза. После подписания контракта с агентом по поиску талантов после победы на любительском вечере Картер получила возможность выступить с известными джазовыми артистами, такими как Диззи Гиллеспи , который долгое время посещал Детройт. Гиллеспи часто считают ответственной за ее сильную страсть к скаттингу. В более ранних записях очевидно, что ее скаттинг имел сходство с качествами Гиллеспи. [10]
Во время визита Гиллеспи Чарли Паркер находилась на лечении в психиатрической больнице, что отложило ее встречу с ним. Однако Картер в итоге выступил с Паркером, а также со своей группой, состоящей из Томми Поттера , Макса Роуча и Майлза Дэвиса . Получив похвалу от Гиллеспи и Паркера за ее вокальное мастерство, Картер почувствовала прилив уверенности и поняла, что сможет добиться успеха в бизнесе, проявив настойчивость. [11]
Уверенность Картера была вполне обоснованной. попросил ее В 1948 году Лайонел Хэмптон присоединиться к его группе. Наконец-то у нее случился большой прорыв. Работа с группой Хэмптона дала ей возможность быть коллегой по группе с такими артистами, как Чарльз Мингус и Уэс Монтгомери , а также с Эрнестом Гарольдом «Бенни» Бэйли , который недавно покинул группу Гиллеспи, и Альбертом Торнтоном «Элом» Греем , который позже ушел собирается присоединиться к группе Гиллеспи. Хэмптон обладал талантом и любовью к бибопу. [12] Картер тоже имел глубокую любовь к бибопу и талант к нему. Жена Хэмптона Глэдис дала ей прозвище «Бетти Бибоп », прозвище, которое она, как сообщается, ненавидела. Несмотря на свой хороший слух и обаятельный характер, Картер была крайне независимой и имела тенденцию сопротивляться указаниям Хэмптона, в то время как Хэмптон обладал вспыльчивым характером и быстро впадал в гнев. [13] Хэмптон ожидал многого от своих игроков и не хотел, чтобы они забывали, что он был лидером группы. [14] Она открыто ненавидела его стиль свинга, отказывалась петь в стиле свинг и была слишком откровенной, на его вкус. [15] Картер оттачивала свои способности к скат-пению во время турне, что не было хорошо встречено Хэмптоном, поскольку ему не нравилась ее склонность к импровизации. [13] За два с половиной года Хэмптон увольнял Картера в общей сложности семь раз. [1]
Картер был частью оркестра Лайонела Хэмптона, который играл на знаменитой «Кавалькаде джаза» в Лос-Анджелесе на стадионе «Ригли Филд» , продюсером которой был Леон Хеффлин-старший 10 июля 1949 года. [16] Они дали второй концерт в Лейн Филд в Сан-Диего 3 сентября 1949 года. Они также выступили на шестом знаменитом концерте Cavalcade of Jazz 25 июня 1950 года. В тот же день также выступили Рой Милтон и его солидные отправители, Пи Ви. Crayton 's Orchestra, Дина Вашингтон , Tiny Davis & Her Hell Divers и другие артисты. Сообщается, что на концерте присутствовало около 16 000 человек, и концерт закончился досрочно из-за драки, произошедшей во время исполнения группы Хэмптона "Flying High". [17] [18]
Участие в группе Хэмптона дало «Малышке» (прозвище, данное Картер, которое закрепилось на всю оставшуюся жизнь) несколько вещей: связи и новый подход к музыке, сделавший так, что все будущие музыкальные взгляды, возникшие от Картера несло на себе печать руководства Хэмптона. Поскольку Хэмптон нанял Картер, она также вошла в историю как одна из последних джазовых певиц эпохи биг-бэнда . [19] Однако к 1951 году Картер покинул группу. После непродолжительного выздоровления дома Картер был в Нью-Йорке, работая по всему городу большую часть начала 1950-х годов, а также участвуя в обширном турне по югу, выступая на «лагерных шоу». Эта работа практически не приносила денег, но Картер считала, что это необходимо для развития как художника и является способом «отплатить долг». [20]
Очень скоро после того, как Картер прибыла в Нью-Йорк, ей разрешили записаться с King Pleasure и трио Рэя Брайанта , она стала более узнаваемой и известной, а впоследствии получила возможность петь в театре «Аполло» . Этот театр был известен тем, что давал начинающим артистам последний толчок к тому, чтобы их имена стали нарицательными. [21] Картер приобрел известность, записавшись на лейбле Epic к 1955 году, а к концу 1950-х стал известным артистом. [22] Ее первый сольный альбом Out There был выпущен на лейбле Peacock в 1958 году. [2] : 70
Майлзу Дэвису можно приписать рост популярности Картера, поскольку именно он рекомендовал Рэю Чарльзу взять Картера под свое крыло. [23] Картер начал гастролировать с Чарльзом в 1960 году, затем в 1961 году сделал запись дуэтов с ним ( Рэй Чарльз и Бетти Картер ), [1] в том числе ", занявшая первое место в R&B песня " Baby, It's Cold Outside -чартах , принесла ей известность. В 1963 году она гастролировала по Японии с Сонни Роллинзом . В этот период она записывалась для различных лейблов, включая ABC-Paramount , Atco и United Artists , но редко оставалась довольна полученным продуктом. После трех лет турне с Чарльзом и двух совместных записей, [24] Картер взял перерыв в записи, чтобы жениться. [1] У них с мужем было двое детей. Однако она продолжала выступать, не желая зависеть от финансовой поддержки мужа. [25]
1960-е годы стали для Картер все более трудным временем, поскольку она начала обретать славу, отказываясь петь современную поп-музыку, а ее молодость угасала. Картеру было почти сорок лет, что в то время не способствовало карьере на публике. [26] Рок-н-ролл , как и поп-музыка, неуклонно становился все более популярным и обеспечивал приток денег лейблам и звукозаписывающим компаниям. Картеру приходилось очень много работать, чтобы продолжать заказывать концерты из-за упадка джаза. [23] Ее брак также начал рушиться. К 1971 году Картер был одинок. [27] и в основном выступали вживую с небольшой группой, состоящей только из фортепиано, барабанов и баса. [1] Трио Бетти Картер было одной из немногих джазовых групп, которые продолжали давать концерты в конце 1960-х - начале 1970-х годов. [23]
В 1969 году Картер создала свой лейбл Bet-Car Records , который стал единственным источником записи музыки Картера на следующие восемнадцать лет:
....на самом деле, я думаю, что я был, наверное, первым независимым лейблом в 1969 году. Люди думали, что я сошел с ума, когда я это сделал. «Как вы собираетесь добиться распространения?» Я имею в виду: «Как ты собираешься заниматься бизнесом и делать это самостоятельно?» — Тебе не нужен кто-нибудь еще? Я сказал: «Послушай. Никто сюда не приходил, а мне хотелось, чтобы пластинки были там, и я понял, что могу сделать это сам». Итак, вот что я сделал. Это лучшее, что когда-либо случалось со мной. Ты знаешь. Мы говорим о 69-м!
— Бетти Картер, [23]
Некоторые из ее самых известных записей изначально были выпущены на Bet-Car, в том числе двойной альбом The Audience с Бетти Картер (1980). В 1980 году она стала героиней документального фильма Мишель Паркерсон « Но тогда она Бетти Картер» . Подход Картер к музыке касался не только ее метода записи и распространения, но и выбора места проведения. Картер начал выступать в колледжах и университетах. [1] начиная с 1972 года в Годдард-колледже в Вермонте. Картер был воодушевлен этой возможностью, поскольку еще с середины 1960-х годов Картер хотел посещать школы и давать ученикам какое-то образование. Наряду со своими музыкальными выступлениями она начала читать лекции, знакомя студентов с историей джаза и его корнями. [28]
К 1975 году перспективы жизни и работы Картер начали улучшаться, и Картер снова начала иметь возможность выбирать себе работу. [29] гастролирует по Европе, Южной Америке и США. [23] В 1976 году Картер была приглашенной живой исполнительницей в первом сезоне шоу «Saturday Night Live », а также выступала на джазовом фестивале в Ньюпорте в 1977 и 1978 годах, обеспечив себе постоянное место в музыкальном бизнесе, а также в мире джаза. [23]
В 1977 году Картер пережила новый пик критической и популярной оценки и провела мастер-класс со своим бывшим наставником Диззи Гиллеспи в Гарварде . [30] В последнее десятилетие своей жизни Картер стала получать еще более широкую известность и признание. В 1987 году она подписала контракт с Verve Records , которая переиздала впервые большинство ее альбомов Bet-Car на компакт-дисках, сделав их доступными для более широкой аудитории. В 1988 году она получила премию «Грэмми» за свой альбом «Look What I Got!». и пел в качестве гостя на Шоу Косби (эпизод «Как вы доберетесь до Карнеги-холла?»). В 1994 году она выступала в Белом доме и была хедлайнером на праздновании 50-летия Verve в Карнеги-холле . Она была героем короткометражного фильма Дика Фонтейна 1994 года «Бетти Картер: Новинки все время» . [31]
наградил ее Национальной медалью искусств В 1997 году президент Билл Клинтон . Эта награда была одной из тысяч, но Картер считала эту медаль самой важной, которую она получала за свою жизнь. [23]
Смерть
[ редактировать ]Картер продолжала выступать, гастролировать и записываться, а также искать новые таланты, пока у нее не диагностировали рак поджелудочной железы летом 1998 года . Она умерла 26 сентября 1998 года в возрасте 69 лет и была кремирована. У нее остались двое сыновей. [32]
Наследие
[ редактировать ]Картер часто нанимала молодых концертмейстеров для выступлений и записей, настаивая на том, что она «многому научилась у этих молодых музыкантов, потому что они еще неопытные и придумывают такие вещи, о которых я бы никогда не подумал». [33]
1993 год стал годом крупнейших инноваций Картера: он создал программу под названием Jazz Ahead, в которой приняли участие 20 студентов, которым была предоставлена возможность провести целую неделю, тренируясь и сочиняя музыку с Картером, программа, которая существует до сих пор и проводится в Центре Кеннеди . [34]
Бетти Картер считается ответственной за открытие великих джазовых талантов, в том числе Джона Хикса , Кертиса Ланди , Малгрю Миллера , Сайруса Честната , Дэйва Холланда , Стивена Скотта , Кенни Вашингтона , Бенни Грина , Тарика Шаха , Грегори Хатчинсона и Аарона Голдберга . [35]
Дискография
[ редактировать ]Дата | Название альбома | Этикетка | Примечания |
---|---|---|---|
1955 | Знакомьтесь, Бетти Картер и Рэй Брайант | Колумбия | с Рэем Брайантом Трио , Картер на 6 из 12 треков; переиздан с бонусным материалом |
1956 | Социальный звонок | Колумбия | с биг-бэндом под руководством Джиджи Грайса над 5 ранее не издававшимися треками; этот материал впервые был выпущен в 1980 году вместе с шестью Meet Betty Carter треками . |
1958 | Там с Бетти Картер | Павлин | с биг-бэндом под руководством Джиджи Грайс |
1960 | Современное звучание Бетти Картер | ABC-Парамаунт | |
1961 | Рэй Чарльз и Бетти Картер | ABC-Парамаунт | с Рэем Чарльзом |
1963 | 'Круглая полночь | Атко | |
1964 | Внутри Бетти Картер | Объединенные художники | переиздан в 1993 году на Capitol с семью ранее не издававшимися треками из сессии 1965 года с Кенни Барреллом. |
1970 | В деревне Авангард | Бет-Кар ; Воодушевление | (МК 1001) живой ; первоначальное название Бетти Картер |
1975 | Наконец, Бетти Картер | Рулетка | жить; материал записан в 1969 году |
1975 | Круглая полночь | Рулетка | жить; еще материал, записанный с того же концерта 1969 года |
1976 | Теперь моя очередь | Рулетка | |
1976 | Что может сделать немного лунного света [36] | ABC Импульс! | 2ЛП; переиздает Out There и The Modern Sound альбомы |
1976 | Альбом Бетти Картер | Бет-Кар; Воодушевление | (МК 1002) |
1979 | Аудиенция с Бетти Картер | Бет-Кар; Воодушевление | (МК 1003) живой; 2LP |
1982 | Что случилось с любовью? | Бет-Кар; Воодушевление | (МК 1004) живой; Номинация на Грэмми за лучшее джазовое вокальное исполнение, женское исполнение |
1987 | Кармен Макрей – Дуэты Бетти Картер | Бет-Кар / Воодушевление | концерт, дуэт с Кармен Макрей (вокал и фортепиано); первоначально выпущен на Great American Music Hall / Fantasy |
1988 | Посмотрите, что я получил! | Бет-Кар / Воодушевление | Премия Грэмми за лучшее джазовое вокальное исполнение, женское |
1989 | Концерт в De Werf, Брюгге, 1989 г. | Карьяут Продакшнс | жить; выпущен в 2020 году |
1990 | Бросаю вещи | Бет-Кар / Воодушевление | жить; Номинация на Грэмми за лучшее джазовое вокальное исполнение, женское исполнение |
1992 | Музыка никогда не останавливается | Синий двигатель | жить; выпущен в 2019 году |
1992 | Дело не в мелодии | Бет-Кар / Воодушевление | |
1993 | Накорми огонь | Бет-Кар / Воодушевление | жить |
1996 | Я твой, ты мой | Бет-Кар / Воодушевление |
- Компиляции компакт-дисков
- 1990: Компактный джаз - ( PolyGram ) - записи Bet-Car и Verve с 1976 по 1987 год.
- 1992: I Can't Help It - ( Impulse! / GRP ) - альбомы Out There и The Modern Sound на одном компакт-диске.
- 1999: Бесценный джаз - (GRP) - записи Peacock и ABC-Paramount 1958 и 1960 годов.
- 2003: Звездный час Бетти Картер - (Verve) - записи с 1958 по 1992 год [37]
- О сборниках нескольких исполнителей
- 1988: «Я желаю» в сериале « Не спите: различные интерпретации музыки из старинных фильмов Диснея».
- 1997: "Одинокий дом" из сентябрьских песен - Музыка Курта Вайля
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Бетти Картер» . Британская онлайн-энциклопедия . 2012.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бауэр, Уильям Р. (2002). Откройте дверь: жизнь и музыка Бетти Картер . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета . ISBN 978-0472067916 .
- ^ «Сегодняшний день в истории джаза» . Национальный музей американской истории . 27 марта 2015 года . Проверено 13 мая 2019 г.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 17.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 21.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 22.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 28.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 29.
- ^ Дэвис, Фрэнсис (1990). Изгои . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 164. ИСБН 978-0195055870 .
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 33.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 35.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Бауэр, «Открой дверь» , с. 43.
- ^ Гитлер, Ира (1985). Swing to Bop: устная история перехода к джазу в 1940-е годы . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 87–88. ISBN 978-0195036640 .
- ^ Кроу, Билл (1990). Джазовые анекдоты . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 294 , 296. ISBN. 978-0195187953 .
- ^ «Лайонел Хэмптон на стадионе Ригли Филд в воскресенье, 10 июля». Статья в Los Angeles Sentinel , 23 июля 1949 года.
- ^ Рид, Том (1992). История черной музыки Лос-Анджелеса, ее корни: 50 лет в черной музыке: классическая иллюстрированная история Лос-Анджелеса Черная музыка 20-х, 30-х, 40-х, 50-х и 60-х годов: фотоэссе, которые определяют людей, артистизм и их вклад в чудесный мир развлечений (1-е ограниченное изд.). Лос-Анджелес: Черный акцент на LA Press. ISBN 096329086X . ОСЛК 28801394 .
- ^ «Кавалькада джаза, которую посетило 16 000 человек» . Обзор в Los Angeles Sentinel , 29 июня 1950 года.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 51.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 57.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , стр. 59, 60.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , стр. 61, 67.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Биография Бетти Картер», Urban Venture Core, Inc, Bet-Car Production. Архивировано 9 января 2008 г., на Wayback Machine , bettycarter.org. Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 78.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 105.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 107.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 121.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 123.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 129.
- ^ Бауэр, Откройте дверь , с. 143.
- ^ "Бетти Картер - Новинка всех времен - ФИЛЬМ" на YouTube
- ^ Уотрус, Питер (28 сентября 1998 г.). «Бетти Картер, джазовая вокалистка-новатор, умерла в 69 лет» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Сет Роговой (14 ноября 1997 г.). «Бетти Картер: все еще рискует» . Беркширский орел . Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
- ^ "Джаз Бетти Картер впереди" . Центр Кеннеди. Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ «Аарон Голдберг» . Стейнвей и сыновья . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ «Бетти Картер - Что может сделать немного лунного света» , Discogs.
- ^ Юрек, Том. «Обзор звездного часа Бетти Картер » . Вся музыка . Все медиа-гид .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сет Роговой, «Бетти Картер: все еще рискует» , интервью, Berkshire Eagle , 14 ноября 1997 г., через The BerkshireWeb.
- Бетти Картер Профиль на MTV
- Мартин Вейл, Бетти Картер. Архивировано 26 января 2021 г. в некрологе Wayback Machine , 1998 г.
- Бетти Картер Профиль на сайте All About Jazz
- «Бетти Картер: Яростная индивидуальность» из , NPR серии «Профили джаза» 14 августа 2008 г.
- 1929 рождений
- 1998 смертей
- Артисты ABC Records
- Афро-американские женщины-композиторы
- Американские джазовые композиторы
- Женщины-джазовые композиторы
- Афро-американские джазовые композиторы
- Американские женщины-джазовые певицы
- Американские джазовые певцы
- Афроамериканские женщины-певицы и авторы песен
- Американские женщины-певицы и авторы песен
- Американские контральто
- Бибоп-исполнители
- Смертность от рака поджелудочной железы в Нью-Йорке (штат)
- Лауреаты премии Грэмми
- Музыканты из Флинта, Мичиган
- Скат-певцы
- Обладатели Национальной медали искусств США
- Американские певцы и авторы песен XX века
- Певцы из Детройта
- Американские певицы 20-го века
- Американские певцы 20-го века
- Джазовые музыканты из Мичигана
- Джазовые композиторы 20 века
- Американские женщины-композиторы 20-го века
- Американские композиторы 20-го века
- Афроамериканские певицы XX века
- Авторы-исполнители из Мичигана