Рэй Брайант
Рэй Брайант | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Рафаэль Гомер Брайант |
Рожденный | 24 декабря 1931 г. Филадельфия , Пенсильвания , США |
Умер | 2 июня 2011 г. Нью-Йорк , США | (79 лет)
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант, композитор, аранжировщик |
Инструмент | Фортепиано |
Годы активности | 1940–2000-е годы |
Этикетки | Колумбия , Сью , Кадет , Пабло , ЭмАрси |
Рафаэль Гомер « Рэй » Брайант (24 декабря 1931 — 2 июня 2011) — американский джазовый пианист, композитор и аранжировщик.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Брайант родился в Филадельфии , штат Пенсильвания , 24 декабря 1931 года. [ 1 ] Его мать была рукоположенным священником и научилась играть на фортепиано; его отец также играл на фортепиано и пел. [ 2 ] Его братьями были басист Томми , барабанщик и певец Лен и Линвуд. [ 3 ] Рэй начал играть на фортепиано примерно в шесть или семь лет, следуя примеру своей матери и сестры Веры. [ 1 ] [ 3 ] Влияние Евангелия на его игру пришло из-за того, что на этом этапе его ранней жизни он был частью церкви. [ 4 ] В раннем подростковом возрасте он переключился с классической музыки на джаз и играл на контрабасе в средней школе. [ 3 ] Впервые ему заплатили за игру, когда ему было 12: «Я играл на танцах, и меня водили в бары. Я получал четыре или пять долларов за вечер, что по тем временам было хорошими деньгами». [ 2 ] Он стал профессионалом в 14 лет и сразу же присоединился к местной группе под руководством Микки Коллинза. [ 4 ]
Дальнейшая жизнь и карьера
[ редактировать ]1946–1958
[ редактировать ]После трех лет работы в группе Коллинза, [ 4 ] Брайант гастролировал с гитаристом Тайни Граймсом (1948–49). [ 5 ] был пианистом-солистом в Сиракузах, штат Нью-Йорк . Затем он в течение года [ 3 ] Вернувшись в Филадельфию, он около двух лет играл в диксиленде в клубе Билли Кретчмера. [ 4 ] Он привлек больше внимания после того, как в 1953 году стал домашним пианистом в клубе Blue Note в Филадельфии. [ 3 ] Он был там до 1956 года, аккомпанируя многим ведущим игрокам, таким как Лестер Янг , Чарли Паркер , Майлз Дэвис и Сонни Ститт . [ 5 ] Дэвису и Сонни Роллинзу игра Брайанта настолько понравилась, что они сделали запись с ним в Нью-Йорке в 1955 году: на Quintet/Sextet и Work Time соответственно. [ 2 ]
Эти альбомы были для Prestige Records . [ 2 ] для которого Брайант «начал период как случайный домашний пианист», также записывался с «Артом Тейлором (1957), Тайни Граймсом и Коулманом Хокинсом (оба 1958–9), [...] и в качестве лидера (1957–8) ." [ 1 ] В этот период он также был аккомпаниатором певицы Кармен Макрей (1956–57). [ 6 ] Брайант был участником малых и больших оркестров трубача Диззи Гиллеспи в течение четырех месяцев в 1957 году. [ 7 ] Брайант записал под руководством барабанщика Арта Блейки несколько студийных альбомов в 1957–58 годах. [ 8 ] Десятилетия спустя он прокомментировал: «Сессии, которые я записал с ним, помогли мне прославиться как музыканту». [ 9 ] Брайант также был частью барабанщика Джо Джонса в 1958 году. трио [ 6 ] Пианист смог поучиться у Джонса: «Он чувствовал, когда ты не расслаблен, и говорил: «Не торопись и дыши!» Он также научил меня ритму сета, и я до сих пор использую его формат», - прокомментировал Брайант примерно в 2004 году. [ 2 ]
1959–1971
[ редактировать ]Брайант поселился в Нью-Йорке в 1959 году. [ 1 ] Там он играл как мейнстримовый джаз, так и более новый хард-боп . [ 1 ] Его ранний период работы в Blue Note в Филадельфии помог ему найти работу, поскольку он уже знал многих музыкантов, живших в Нью-Йорке. [ 4 ]
В течение трех месяцев в 1959 году Брайант был пианистом в певицы Эллы Фицджеральд . небольшом оркестре [ 10 ] Брайант записался с Хэлом Сингером , Арнеттом Коббом , Бенни Голсоном , Лемом Винчестером и Оливером Нельсоном в 1959 году. [ 1 ]
В течение примерно десяти лет с этого момента в его собственное трио входили басисты, включая его брата Томми Брайанта и Джимми Роузера , а также барабанщики, включая Уолтера Перкинса , Микки Рокера , Грэди Тейта и Фредди Уэйтса . [ 1 ] Он сформировал свое собственное трио и в 1960 году подписал контракт с продюсером и искателем талантов Джоном Хаммондом на Columbia Records . [ 2 ] Их первый альбом содержал хит-сингл «Little Susie», блюз, созданный, когда Брайант был с Джонсом. [ 2 ] Signature Records немедленно отреагировали, выпустив собственную версию Брайанта, играющего ту же мелодию. [ 11 ] Эта версия, продававшаяся как «Little Susie (Part 4)», достигла 12-го места в чарте Billboard Hot R&B . [ 12 ]
Хаммонд также объединил Брайанта с певицей Аретой Франклин для альбома Aretha: With The Ray Bryant Combo в 1960 году. [ 13 ] Брайант был в Балтиморе с Хаммондом, когда развивалось увлечение танцами в Мэдисоне , и по предложению продюсера адаптировал для танца более раннюю композицию - она была переименована в «Madison Time». [ 2 ] В 1960 году он достиг 30-го места в чарте Billboard Hot 100 . [ 14 ] [ 15 ] Еще один сингл Брайанта — «Sack o’ Woe» — появился в R&B чарте в 1961 году. [ 16 ]
В 1963 году Брайант перешёл на Sue Records и записал на этом лейбле первый из четырёх альбомов. [ 2 ] Три года спустя он работал с Cadet Records , «которая записывала его в самых разных контекстах, от трио до оркестра. Диапазон материала также был разнообразным, смешивая джазовые стандарты с поп-хитами того времени». [ 2 ] Несмотря на то, что Брайант формально не изучал аранжировку, он также выполнил эту роль в нескольких таблицах валторн и струнных для Cadet. [ 2 ]
В 1967 году он попал в топ-100 с кавер-версией » Бобби Джентри « Оды Билли Джо . [ 14 ] Успех кроссовера Брайанта разозлил некоторых джазовых пуристов, но пианист утверждал, что его это не волновало, и он годами играл такой материал в клубах, прежде чем записи стали коммерчески успешными. [ 2 ]
Томми и Рэй Брайант сформировали трио с Озом Перкинсом в качестве резервной группы для внебродвейского показа комедийного шоу Cambridge Circus на Square East в 1964 году. В шоу снимались Джон Клиз , Билл Одди , Тим Брук-Тейлор. , Дэвид Хэтч , Джо Кендалл , Грэм Чепмен Джин Джонатан Линн и Харт .
1972–2011
[ редактировать ]«Обычно Брайант предпочитал выступать и записываться в составе трио, дуэта или соло до конца своей карьеры». [ 3 ] Выступление на джазовом фестивале в Монтрё в 1972 году привело к тому, что Брайант также получил больше работы в качестве пианиста-солиста. [ 1 ] Это была его первая поездка в Европу, и Брайант нервничал по поводу выступления перед многотысячной аудиторией, но выступление имело успех и было выпущено на лейбле альбом Alone at Montreux как Atlantic Records . [ 2 ] Он также часто гастролировал по Европе с 1970-х годов. [ 1 ] Он также играл на электрическом пианино в 1970-х годах. [ 6 ]
В 1982 году он был гостем Мэриан Макпартленд « Piano Jazz» . радиопрограммы [ 17 ] В следующем году он играл в Нью-Йорке в составе трио под руководством саксофониста Бадди Тейта . [ 18 ]
В период с 1976 по 1980 год Брайант записал пять альбомов для Pablo Records . [ 2 ] В течение следующих семи лет он не записывался как лидер: «Звукозаписывающие компании не беспокоили меня, и я не беспокоил их», - прокомментировал он позже. [ 2 ] Это закончилось, когда восхищенный продюсер японской Polygram нанял его: Брайант записал для них 10 альбомов (также выпущенных на EmArcy) в период с 1987 по 1995 год. [ 2 ] Его альбом 1989 года All Mine and Yours содержал только его собственные композиции и был записан во время турне по Японии. [ 1 ]
В середине 1990-х он записывался с Рэем Брауном и Льюисом Нэшем в составе трио, гастролировал по всему миру как солист без сопровождения, а также посетил Японию и Европу в составе группы 100 Golden Fingers». [ 1 ] Он играл с Бенни Голсоном в Нью-Йорке в 1997 году. [ 19 ]
В 2000-е годы большая часть его выступлений приходилась на Европу и Японию, и он сократил свой график. [ 2 ] Сольные фортепианные записи с выступлений в Университете Рутгерса в 2004 и 2008 годах были выпущены на компакт-диске In the Back Room . [ 20 ]
Брайант умер 2 июня 2011 года в возрасте 79 лет в Квинсе, штат Нью-Йорк , после продолжительной болезни. [ 6 ] [ 14 ]
Семья
[ редактировать ]С 1975 по 1982 год он был женат на ведущей новостной телеведущей из Филадельфии Эди Хаггинс . Музыканты Кевин Юбэнкс , Дуэйн Юбэнкс и Робин Юбэнкс — сыновья сестры Брайанта Веры. [ 3 ]
Стиль игры и сочинения
[ редактировать ]Первоначально на стиль Брайанта повлияли пианисты Арт Татум и Тедди Уилсон , но вскоре в его игре стали сильнее проявляться элементы блюза и госпела. [ 3 ] Брайант не был известен как новатор, но имел собственный легко узнаваемый стиль. [ 2 ] Брайант сказал, что ему нравится переносить Каунта Бэйси . на фортепиано элементы оркестра [ 2 ] Писатель заметил, что «сольные произведения Брайанта часто похожи на тщательно написанные сонаты с резкими изменениями настроения, темпа и динамики». [ 2 ]
«У Брайанта было твердое прикосновение и непоколебимое чувство времени, особенно в его левой руке, которую он часто использовал, чтобы построить вамп. Даже в обстановке бибопа он предпочитал звонкие тональности евангельской церкви». [ 14 ] «В своей сольной игре [...] он часто исполнял блюзовые фигуры правой рукой, а в левой – шаг или буги-вуги. На его записях в качестве аккомпаниатора влияние блюза и буги-вуги менее сильное, и он играет в разных стилях». [ 1 ]
Брайант также был композитором, на его счету такие известные темы, как «Кубинское пение», «Мэдисонское время», «Обезьянье дело» и «Маленькая Сьюзи». Он сказал, что сознательно не стремился сочинять музыку: «Идея просто приходит ко мне, пока я занимаюсь чем-то другим, и если она приживается, я развиваю ее в мелодию». [ 2 ] Эд Бергер написал в JazzTimes , что его композиции «обладают многими привлекательными мелодическими и ритмическими качествами, которые делают его игру настолько широко доступной», и варьируются по стилю от латиноамериканских, основанных на блюзе, до более лирических баллад, вальсов и калипсо. [ 2 ]
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]Год записи | Заголовок | Этикетка | Персонал/Примечания |
---|---|---|---|
1955 | Знакомьтесь, Бетти Картер и Рэй Брайант | Колумбия | Трио некоторых треков с Венделлом Маршаллом (бас), Филли Джо Джонсом (ударные); несколько треков квартета с добавлением Бетти Картер (вокал); некоторые треки квинтета с добавлением Джерома Ричардсона (флейта) |
1956 | Рэй Брайант Трио | Эпический | Трио большинства треков с Уяттом Рутером (бас), Кенни Кларком , Оси Джонсон и Джо Джонсом (ударные; отдельно); некоторые треки квартета с добавлением Кандидо (ударные) |
1957 | Рэй Брайант Трио | Престиж | Трио с Айком Айзексом (бас) и Спексом Райтом (ударные) |
1958 | Наедине с блюзом | Нью Джаз | Только медленно |
1959 | Рэй Брайант играет | Подпись | Трио с Томми Брайантом (бас), Оливером Джексоном (ударные) |
1959–60 | Маленькая Сьюзи | Колумбия | Трио с Томми Брайантом (бас), Оливером Джексоном и Эдди Локком (ударные; отдельно) |
1960 | Мэдисон Время | Колумбия | Секстет с Гарри Эдисоном (труба), Элом Греем , Урби Грином и Бенни Мортоном (тромбон; отдельно), Бадди Тейтом (тенор-саксофон), Томми Брайантом (бас), Билли Инглиш, Джимми Гриффином и Дэйвом Пошоне (ударные; отдельно) |
1960–61 | С душой | Колумбия | Однодорожечное соло на фортепиано; трио большинства треков с Артуром Харпером и Биллом Ли (бас; отдельно), Микки Рокером (ударные) |
1960–61 | Танец большого твиста | Колумбия | Большинство треков с Пэтом Дженкинсом и Джо Ньюманом (труба), Мэтью Джи (тромбон), Бадди Тейтом (тенор-саксофон), Джимми Роузером (бас), Микки Рокером (ударные); добавлен один трек с Доном Ковэем (вокал); один трек с Гарри Эдисоном (труба), Беном Ричардсоном (баритон-саксофон), Биллом Ли (бас), Гасом Джонсоном (ударные), Рэем Барретто (конги) |
1962 | Голливудский джаз-бит | Колумбия | С оркестром |
1963 | Грув Хаус | Сью | Трио большинства треков с Томми Брайантом (бас), Бобби Дональдсоном и Панамой Фрэнсисом (ударные; отдельно); некоторые треки квартета с добавлением Уолли Ричардсона (гитара) |
1964 | В прямом эфире на Basin Street East | Сью | Трио с Джимми Роузером (бас), Беном Райли (ударные); на концерте |
1964 | Холодная Турция | Сью | Трио с Джимми Роузером (бас), Беном Райли (ударные) |
1964 | Душа | Сью | Трио большинства треков с Томми Брайантом (бас), Сонни Брауном и Уолтером Перкинсом (ударные; отдельно); некоторые треки квартета с добавлением Уолли Ричардсона (гитара) |
1966 | Надо путешествовать дальше | Кадет | Квинтет с Кларком Терри (флюгельгорн), Снуки Янгом (труба), Уолтером Букером (бас), Фредди Уэйтсом (ударные) |
1966 | Одинокий путешественник | Кадет | Квинтет с Кларком Терри (флюгельгорн, труба), Снуки Янгом (труба), Джимми Роузером (бас), Фредди Уэйтсом (ударные) |
1966 | Медленные перевозки | Кадет | Квинтет с Артом Фармером и Снуки Янгом (труба, флюгельгорн), Ричардом Дэвисом (бас), Фредди Уэйтсом (ударные) |
1967 | Прикосновение Рэя Брайанта | Кадет | Трио с Джимми Роузером (бас), Руди Коллинзом (ударные) |
1967 | Сделайте шаг Брайанта | Кадет | С оркестром |
1968 | Вверху над скалой | Кадет | Квинтет с Добби Хайксом (труба), Снуки Янгом и Дэнни Муром (труба; отдельно), Роном Картером (бас), Грэди Тейтом (ударные) |
1969 | Звуковой луч | Кадет | Трио с Джимми Роузером (бас), Гарольдом Уайтом (ударные) |
1970 | MCMLXX | Атлантический | Трио некоторых треков с Чаком Рейни (электрический бас), Джимми Джонсоном (ударные); некоторые треки с другими - Джо Ньюман (труба), Гарнетт Браун (тромбон), Джордж Дорси (альт-саксофон), Кинг Кертис и Джо Джентл (тенор-саксофон; отдельно), Леон Коэн (бас-кларнет), Пеппер Адамс (баритон-саксофон), Чарльз Маккракен (виолончель), Рон Картер (акустический бас), Эмануэль Грин, Джин Орлофф, Джозеф Малиньяджи, Жюльен Барбер, Мэтью Раймонди, Ноэль Дакоста, Пол Гершман, Селварт Кларк и Уинстон Коллимор (скрипка) |
1972 | Один в Монтрё | Атлантический | Только фортепиано; на концерте |
1974 | В разрезе | Кадет | С оркестром: Марвин Стамм и Джо Уайлдер (труба), Джордж Мардж (флейта, тенор-саксофон, гобой), Альфред Браун, Пол Гершман, Гарри Гилкман, Эмануэль Грин и Макс Полякофф (скрипка), Джулиан Барбер, Селварт Кларк и Теодор Исраэль ( альт), Маргарет Росс (арфа), Джон Тропеа (гитара), Ричард Дэвис (бас), Джимми Джонсон (ударные), Монтего Джо (конги), Чарльз Степни (синтезатор) |
1975 | Горячая Турция | Черный и синий | 4 трека соло на фортепиано; Трио из 3 треков с Мэйджором Холли (бас) и Панамой Фрэнсисом (ударные) |
1976 | Вот Рэй Брайант | Пабло | Трио с Джорджем Дювивье (бас) и Грэди Тейтом (ударные) |
1976 | Одиночный полет | Пабло | Только медленно |
1977 | Монтрё '77 | Пабло | Только медленно |
1978 | Весь блюз | Пабло | Трио с Сэмом Джонсом (бас), Грэди Тейтом (ударные) |
1980 | Попурри | Пабло | Трио с Джимми Роузером (бас), Микки Рокером (ударные) |
1987 | Трио Рэя Брайанта сегодня | ЭмАрси | Трио с Руфусом Ридом (бас) и Фредди Уэйтсом (ударные) |
1987 | Играет Бэйси и Эллингтона | ЭмАрси | Трио с Руфусом Ридом (бас) и Фредди Уэйтсом (ударные) |
1987–88 | Синие настроения | ЭмАрси | Некоторые треки соло на фортепиано; трио большинства треков с Руфусом Ридом (бас), Фредди Уэйтсом (ударные) |
1988 | Золотые серьги | ЭмАрси | Трио с Руфусом Ридом (бас) и Фредди Уэйтсом (ударные) |
1989 | Все мое и твое | ЭмАрси | Трио с Руфусом Ридом (бас), Винардом Харпером (ударные) |
1991 | Рэй Брайант играет блюз и баллады | Знаток джаза | Только медленно |
1992 | Сквозь годы, Том. 1 | ЭмАрси | Однодорожечное соло на фортепиано; трио большинства треков с Руфусом Ридом (бас), Грэди Тейтом (ударные) |
1992 | Сквозь годы, Том. 2 | ЭмАрси | Трио с Руфусом Ридом (бас), Грэди Тейтом (ударные) |
1993 | Где-то во Франции | Этикетка М | Только фортепиано; на концерте |
1994 | Без проблем | ЭмАрси | Квартет с Кенни Барреллом (гитара), Питером Вашингтоном (бас), Кенни Вашингтоном (ударные) |
1994 | Неподражаемый | Знаток джаза | Только медленно |
1994 | Рэй Брайант встречается с Рэем Брауном + 1: двойной RB | ЭмАрси | Трио с Рэем Брауном (бас), Льюисом Нэшем (ударные) |
1995 | Сольный концерт в Токио - играет блюз и буги | ЭмАрси | Только фортепиано; на концерте |
1997 | К северу от границы | Этикетка М | Трио с Гарри Андерсоном (бас), Винардом Харпером (ударные) |
1997 | Посвящение Рэя его друзьям, играющим на джазовом фортепиано | JMI Джаз / JVC | Трио с Рэем Драммондом (бас), Винардом Харпером (ударные) |
1999 | Играет блюз | М&И (Япония) | Трио с Рэем Драммондом (бас), Кенни Вашингтоном (ударные) |
2004–08 | В задней комнате | Вечерняя звезда | Только фортепиано; на концерте |
Как помощник
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Ларсон, Стив; Кернфельд, Барри (2003). Брайант, Рэй [Рафаэль Гомер] . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.J064900 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 17 февраля 2018 г. - через Grove Music Online .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Бергер, Эд (1 января 2005 г.). «Рэй Брайант: Сквозь годы» . ДжазТаймс . Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Вашер, Питер (8 июня 2011 г.). «Некролог Рэя Брайанта» . Хранитель . Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хентофф, Нат (март – апрель 1960 г.). «Представляем Рэя Брайанта». Джазовый обзор . Том. 3, нет. 3. С. 18–19.
- ^ Перейти обратно: а б Физер, Леонард и Ира Гитлер (2007). Биографическая энциклопедия джаза . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с д Яноу, Скотт , биография Рэя Брайанта , AllMusic.
- ^ Шиптон, Алин (2001). Высокий уровень . Издательство Оксфордского университета. стр. 271–272.
- ^ «Каталог Арта Блейки» . сайт джаздиско.орг . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Уотрус, Питер (24 октября 1990 г.). «Памятный сервиз Арту Блейки с шутками, воспоминаниями и джазом» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Николсон, Стюарт (2014). Элла Фицджеральд: Биография первой леди джаза (обновленное издание). Тейлор и Фрэнсис. п. 186.
- ^ «Хаммонд вкладывает заряд в полковника Диска». Рекламный щит . 25 января 1960 г. с. 4.
- ^ "Горячие стороны R&B Billboard". Рекламный щит . 18 апреля 1960 г. с. 48.
- ^ Коэн, Аарон (июнь 2011 г.). «Полномочия королевы». ДаунБит . п. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чинен, Нейт (3 июня 2011 г.). «Рэй Брайант, джазовый пианист, умер в возрасте 79 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 ноября 2015 г.
- ^ «Горячая сотня Billboard». Рекламный щит . 23 мая 1960 г. с. 34.
- ^ «Горячие стороны R&B Недели Billboard Music Week». Рекламный щит . 3 апреля 1961 г. с. 36.
- ^ Джексон, Грант (5 августа 2011 г.). «Рэй Брайант о фортепианном джазе» . npr.org . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Парелес, Джон (28 июля 1983 г.). «Джазовое трио: Тейт, Брайант и Дювивье» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Уотрус, Питер (3 апреля 1997 г.). «Мышцы через мелодии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Джойс, Майк (1 апреля 2009 г.). «Рэй Брайант: В задней комнате» . ДжазТаймс . Проверено 18 февраля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1931 рождений
- смертей в 2011 г.
- Американские джазовые пианисты
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Бибоп-пианисты
- Джаз-блюзовые пианисты
- Основные джазовые пианисты
- Музыканты из Филадельфии
- Пианисты соул-джаза
- Исполнители Sue Records
- Артисты Prestige Records
- Американские пианисты 20-го века
- Афро-американские джазовые пианисты
- Джазовые музыканты из Пенсильвании
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Исполнители Black & Blue Records
- Афроамериканские музыканты ХХ века
- Афроамериканские музыканты XXI века
- Артисты EmArcy Records