Jump to content

Юсеф Латиф

Юсеф Латиф
Латиф в спектакле 2007 года
Латиф в спектакле 2007 года
Справочная информация
Имя при рождении Уильям Эмануэль Хаддлстон
Также известен как Юсеф Латиф
Рожденный ( 1920-10-09 ) 9 октября 1920 г.
Чаттануга, Теннесси , США
Умер 23 декабря 2013 г. ( 93 года) ( 23 декабря 2013 г. )
Шутсбери, Массачусетс , США
Жанры Нью-эйдж , джаз , пост-боп , джаз-фьюжн , свинг , хард-боп , третий поток , музыка мира
Род занятий Музыкант, композитор, педагог, представитель, автор
Инструмент(ы) Тенор-саксофон , флейта , гобой , фагот , бамбуковая флейта , шенай , шофар , аргул , кото , фортепиано , вокал .
Годы активности 1955–2013
Этикетки Савой , Престиж , Верв , Риверсайд , Импульс , Атлантик , CTI , YAL
Ранее из Пушечное ядро ​​Эддерли
Веб-сайт Юсефлатиф

Юсеф Абдул Латиф (урожденный Уильям Эмануэль Хаддлстон ; 9 октября 1920 — 23 декабря 2013) — американский джазовый мультиинструменталист, композитор и видный деятель Ахмадийской общины в США.

Хотя основными инструментами Латифа были тенор-саксофон и флейта , он также играл на гобое и фаготе , редких в джазе, а также на незападных инструментах, таких как бамбуковая флейта , шанай , шофар , сюнь , аргул и кото . Он известен как новатор в сочетании джаза с « восточной » музыкой. [1] Питер Кипньюс в своем некрологе Латифа в New York Times написал, что музыкант «играл мировую музыку до того, как у мировой музыки появилось имя». [2]

Книги Латифа включали две новеллы под названием «Ночь в саду любви» и «Другая авеню» , сборники рассказов «Сферы и формы дождя » и его автобиографию «Нежный великан», написанную в сотрудничестве с Хербом Бойдом . [3] Вместе со своим лейблом YAL Records Латиф владел музыкальным издательством Fana Music. Он опубликовал свои собственные работы через Fana, в том числе «Книгу блюза для флейты» Юсефа Латифа и многие из своих оркестровых композиций.

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Лейтиф родился в Чаттануге , штат Теннесси, как Уильям Эмануэль Хаддлстон. Его семья переехала в 1923 году в Лорейн , штат Огайо, а затем снова в 1925 году в Детройт, штат Мичиган , где его отец изменил фамилию семьи на Эванс. [4]

На протяжении всей своей молодости Латиф контактировал со многими джазовыми музыкантами из Детройта, получившими известность, включая вибрафониста Милта Джексона , басиста Пола Чемберса , барабанщика Элвина Джонса и гитариста Кенни Баррелла . Латиф был опытным саксофонистом к моменту окончания средней школы в возрасте 18 лет, когда он начал свою профессиональную карьеру и начал гастролировать с рядом свинг- групп. Первым инструментом, который он купил, был альт-саксофон, но через год он переключился на тенор-саксофон под влиянием игры Лестера Янга . [5]

пригласил его В 1949 году Диззи Гиллеспи на гастроли со своим оркестром. В 1950 году Латиф вернулся в Детройт и начал обучение игре на флейте в Государственном университете Уэйна .

Именно в этот период он принял ислам как член Ахмадийской мусульманской общины. [6] и изменил свое имя. [7] Он дважды совершил паломничество в Мекку . [8]

известность

[ редактировать ]

Латиф начал записываться в качестве лидера в 1957 году для Savoy Records , неэксклюзивной ассоциации, которая просуществовала до 1959 года; Самый ранний из альбомов Латифа, выпущенный дочерней компанией Prestige New Jazz, совпадает с ними. такие музыканты, как Уилбур Харден (труба, флюгельгорн), басист Герман Райт , барабанщик Фрэнк Гант и пианист Хью Лоусон Среди его соавторов в этот период были . В 1960 году они отыграли расширенный концерт в Minor Key, безалкогольном клубе Декстера и Берлингейма в Детройте. [9] [10]

К 1961 году, с записью Into Something и Eastern Sounds , Латиф стал доминирующим в групповом контексте. Его «восточные» влияния отчетливо слышны во всех этих записях, с местами для таких инструментов, как рахаб, шанай , аргул , кото , а также коллекцией китайских деревянных флейт и колокольчиков , а также его тенора и флейты. [ нужна ссылка ] Даже использование им западного гобоя звучит в этом контексте экзотично; это не стандартный джазовый инструмент. Действительно, сами мелодии представляют собой смесь джазовых стандартов, блюза и музыки из фильмов, обычно исполняемой с ритм-секцией фортепиано/баса/ударных. Латиф внес большой вклад в альбомы других людей, в том числе во время своего пребывания в составе саксофониста Cannonball Adderley в 1962–64. квинтета [ нужна ссылка ]

В конце 1960-х он начал включать в свою музыку современные соул- и госпел- фразировки (хотя и с сильной блюзовой подложкой) на таких альбомах, как Detroit и Hush 'N' Thunder , что предвещало появление джаз-фьюжн . Лейтиф выразил неприязнь к терминам «джаз» и «джазовый музыкант» как к музыкальным обобщениям. [11] Как это часто бывает с такими обобщениями, использование этих терминов преуменьшает широту его взглядов. В 1980-х годах Латиф экспериментировал с элементами нью-эйджа и духовности.

В 1960 году Латиф вернулся в школу, изучая игру на флейте в Манхэттенской музыкальной школе в Нью-Йорке. Он получил степень бакалавра музыки в 1969 году и степень магистра музыкального образования в 1970 году. Начиная с 1971 года он преподавал курсы «аутофизиопсихической музыки» в Манхэттенской музыкальной школе и стал доцентом в сообществе района Манхэттен. Колледж в 1972 году.

В 1975 году Латиф получил степень доктора философии. из Массачусетского университета в Амхерсте ; его диссертация представляла собой сравнительное исследование западного и исламского образования. После этого в начале 1980-х годов он работал старшим научным сотрудником в Центре нигерийских культурных исследований при Университете Ахмаду Белло . [12] Вернувшись в Соединенные Штаты в 1986 году, он поступил на совместную должность преподавателя Массачусетского университета в Амхерсте и Хэмпширского колледжа .

Более поздняя карьера

[ редактировать ]
Лейтиф выступает в 2007 году на Детройтском джазовом фестивале.

Его альбом 1987 года Yusef Lateef's Little Symphony получил премию Грэмми как лучшая запись в стиле нью-эйдж. [13] [7] Однако его основное влияние явно коренилось в джазе, и, по его собственным словам: «Моя музыка — это джаз». [14]

В 1992 году Латиф основал YAL Records. поручил ему В 1993 году оркестр WDR Radio Cologne написать «Афроамериканскую эпическую сюиту» , произведение из четырех частей для оркестра и квартета, основанное на темах рабства и лишения избирательных прав в Соединенных Штатах. [15] С тех пор пьесу исполняли Симфонический оркестр Атланты и Симфонический оркестр Детройта .

В 2005 году Николя Гумберт и Вернер Пензель, режиссеры фильма «Шаг через границу» , сняли Брата Юсефа в его деревянном доме посреди леса в Массачусетсе. В 2010 году он получил пожизненную стипендию мастера джаза от Национального фонда искусств (NEA), независимого федерального агентства. [7] [16] учрежденная в 1982 году, Премия Национального фонда искусств Jazz Masters, является высшей наградой, присуждаемой в области джаза. [17]

Манхэттенская музыкальная школа, где Латиф получил степени бакалавра и магистра, в 2012 году вручила ему премию «Выдающийся выпускник».

Его последние альбомы были записаны на Адама Рудольфа лейбле Meta Records . До конца своей жизни Латиф продолжал преподавать в Массачусетском университете в Амхерсте, Смит-колледже и Хэмпширском колледже в западном Массачусетсе. Латиф умер от рака простаты утром 23 декабря 2013 года в возрасте 93 лет, у него остались жена Аиша и сын Юсеф. [18] [19]

После его смерти семья Латифа продала с аукциона многие из его инструментов в надежде, что на них и дальше будут играть. Игрок на деревянных духовых инструментах Джефф Коффин купил основной тенор-саксофон Латифа. а также его басовая флейта . [20]

В октябре 2020 года Центр изящных искусств Массачусетского университета отпраздновал столетие со дня рождения Латифа, организовав «Юсеф Латиф: празднование столетия», крупную онлайн-выставку его работ, которую курируют Гленн Сигел и другие. К столетнему юбилею включена серия видеопосвящений «100 ответов Юсефу Латифу», снятых многими выдающимися артистами, бывшими сотрудниками и студентами Латифа. [21]

Дискография

[ редактировать ]

Публикации

[ редактировать ]
  • Репозиторий гамм и мелодических паттернов . Массачусетс : Фана Музыка. 1981.
  • Зики Кофоворола; Юсеф Латиф (1987). Исполнительское искусство и музыка хауса . Нигерия : Департамент культуры Федерального министерства информации и культуры.
  • Ночь в саду любви . Массачусетс : Альнур Музыка. 1988.
  • Юсеф Латиф; Херб Бойд (2005). Нежный великан: Автобиография Юсефа Латифа . Мортон Букс Инк.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Латиф сказал, что больше всего ему запомнилось из своего детства «Моя страсть к природе». [22]

В 1980 году Латиф заявил, что больше не будет выступать ни в одном месте, где подают алкоголь. В 1999 году он сказал: «Слишком много крови, пота и слез было пролито при создании этой музыки, чтобы играть ее там, где люди курят, пьют и разговаривают». [2]

Первая жена Латифа, Тахира, умерла раньше его, как и сын и дочь. [2]

  1. ^ Фарберман, Брэд, «Латиф, Юсеф Абдул (Уильям Эванс)» , Энциклопедия джазовых музыкантов - Архивировано 23 декабря 2012 года, в Wayback Machine . Проверено 6 апреля 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Keepnews, Питер (24 декабря 2013 г.). «Юсеф Латиф, джазовый саксофонист и флейтист-новатор, умер в возрасте 93 лет» . Нью-Йорк Таймс .
  3. ^ Смит, Э. «Док» (22 октября 2010 г.). «Юсеф Латиф приходит в собор Благодати» . BeyondChron . Проверено 11 ноября 2010 г.
  4. Аткинс, Рональд (30 декабря 2013 г.), «Некролог Юсефа Латифа» , The Guardian .
  5. Марквард, Брайан (27 декабря 2013 г.), «Доктор Юсеф Латиф, 93 года; профессор Массачусетского университета увлекся мировой музыкой» , The Boston Globe .
  6. ^ «О Юсефе Латифе» . Yuseflateef.com . ФАНА Музыка/YAL Records. Архивировано из оригинала 1 сентября 2012 года . Проверено 5 декабря 2012 г.
  7. ^ Jump up to: а б с «О Юсефе Латифе» . Официальный сайт . 2013 . Проверено 11 июня 2013 г.
  8. ^ «Юсеф Латиф – некролог» , The Telegraph , 27 декабря 2013 г.
  9. The Concert Database , база данных концертов», 1959. Проверено 31 января 2022 года.
  10. ^ Дуанте Беддингфилд. «У Кенни Бэррона, который должен присутствовать на джазовом фестивале в субботу, остались воспоминания о Motor City, уходящие вглубь десятилетий» , Detroit Free Press , 21 сентября 2021 г. Проверено 31 января 2022 г.
  11. ^ Хекман, Дон (24 декабря 2013 г.), «Юсеф Латиф умирает в 93 года; обладатель Грэмми смешал джаз и мировую музыку» , Los Angeles Times .
  12. ^ «Празднование столетия Юсефа Латифа» . fac.umass.edu . Проверено 1 сентября 2022 г.
  13. ^ «Юсеф Латиф» . Академия звукозаписи . Проверено 24 июня 2022 г.
  14. ^ Юнг, Фред, «Беседа у камина с Юсефом Латифом» , Jazz Weekly .
  15. ^ «Афроамериканская эпическая сюита» . Юсеф Латиф . Проверено 30 июня 2022 г.
  16. ^ «Пожизненные награды: Мастер джаза NEA 2010 - Юсеф Латиф» . Национальный фонд мастеров джаза. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 10 ноября 2010 г.
  17. ^ «Пожизненные награды: мастера джаза NEA 1982–2011» . Национальный фонд мастеров джаза. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 10 ноября 2010 г.
  18. ^ «Юсеф Латиф, обладатель Грэмми, музыкант и композитор, умер в возрасте 93 лет» , Gazettenet.com, 23 декабря 2013 г.
  19. ^ Анхель Ромеро (25 декабря 2013 г.). «Провидец джаза и мировой музыки Юсеф Латиф умер в возрасте 93 лет» . Всемирный музыкальный центр . Проверено 24 июня 2022 г.
  20. ^ «ЮСЕФ ЛАТИФ» . JazzMusicArchives.com . Проверено 1 сентября 2022 г.
  21. ^ Пфаррер, Стив (6 октября 2020 г.). «К столетнему юбилею выдающегося художника: программа виртуального Массачусетского университета чествует Юсефа Латифа» . Ежедневная газета Хэмпшира . Проверено 15 января 2021 г.
  22. ^ Майерс, Марк (6 февраля 2008 г.). «Интервью: Юсеф Латиф (Часть 1) – JazzWax» . Jazzwax.com . Проверено 23 ноября 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0e9164d5ceffd3a2f91e6e17e6a3b4b__1722390360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/4b/f0e9164d5ceffd3a2f91e6e17e6a3b4b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yusef Lateef - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)