Третий поток
Третий поток | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Соединенные Штаты |
Типовые инструменты |
|
Третий поток — музыкальный жанр , представляющий собой сплав джаза и классической музыки . Термин был придуман в 1957 году композитором Гюнтером Шуллером на лекции в Университете Брандейса . Есть много способов определить музыку третьего потока. Это может относиться к группе джазовых музыкантов, играющих единолично, или к джазовому солисту, выступающему с симфоническим оркестром, при условии, что музыканты способны интерпретировать и играть джазовую музыку. [1] Импровизация обычно рассматривается как жизненно важный компонент третьего потока. [2] В музыке третьего направления композиторы включали в свои джазовые композиции элементы классической музыки, такие как использование джазовых инструментов и форм классической музыки. [3] Слияние джаза и классической музыки также рассматривается как «порожденное взаимным интересом: интересом классического сообщества к развитию джазовой музыки и интересом джазового сообщества к достижениям классической музыки». [4] Инновационная идея слияния джаза и классической музыки раздвинула границы традиционной классической музыки и представила новый жанр, который объединяет два стиля в уникальную гибридную форму.
Определение и критика
[ редактировать ]В 1961 году Шуллер определил третий поток как «новый жанр музыки, расположенный примерно на полпути между джазом и классической музыкой». [5] Он настаивал на том, что «по определению не существует такого понятия, как «джаз третьего потока»». [6] Он отметил, что, хотя критики по обе стороны третьего потока возражали против того, чтобы запятнать свою любимую музыку другой, более резкие возражения обычно выдвигались джазовыми музыкантами, которые считали такие усилия «посягательством на их традиции». Он написал, что «обозначив музыку как« отдельный, третий поток », два других основных направления смогут идти своим путем, не затронутые попытками слияния». [7] Музыка третьего направления возникла в то время, когда джаз искал признания в качестве законной формы искусства, а европейские музыкальные традиции все еще широко считались стандартом, по которому оценивалась вся музыка. [8] Слияние джаза и классической музыки, образующее новый музыкальный жанр, усугубило давнюю борьбу афроамериканских музыкантов за признание своего художественного стиля в рамках основной американской культуры. [9]
Критики утверждают, что третий поток, опираясь на два совершенно разных стиля, ослабляет силу каждого из них при их объединении. [10] Джазовую составляющую музыки критиковали за то, что она слишком серьезна и недостаточно « свингерьна ». [11] На протяжении всей истории музыкального стиля «третьего направления» объединение двух контрастирующих музыкальных стилей, образующих новый музыкальный жанр, не приветствовалось ни с одной стороны, что заставляло сторонников и практиков этого подхода сталкиваться с эстетическими битвами с обеих сторон. [12] Другие отвергают такие представления и считают третий поток интересным музыкальным развитием. [10] В 1981 году Шуллер предложил список того, «чем не является третий поток»: [6]
- Это не джаз со струнными.
- Это не джаз, исполняемый на «классических» инструментах.
- Это не классическая музыка, которую играют джазисты.
- Это не вставка немного Равеля или Шенберга между изменениями в бибопе — и не наоборот.
- Это не джаз в фугальной форме.
- Это не фуга, которую играют джазисты.
- Он не предназначен для того, чтобы покончить с джазом или классической музыкой; это всего лишь еще один вариант среди многих современных творческих музыкантов.
В 2011 году Гюнтер Шуллер опубликовал свою автобиографию « Жизнь в погоне за музыкой и красотой» . [13] В главе 4 он описывает открытие джазовой музыки в подростковом возрасте и полное увлечение музыкой Дюка Эллингтона , а также то, как он был очарован ее «свободным, непринужденным, более личным» музыкальным стилем, которого он не испытывал, изучая классику. Позже он рассказывает о том, как он хотел объединить классическую музыку и джаз, чтобы создать третий поток, и как он исследовал этот музыкальный стиль различными творческими способами. Он также делится своим опытом желания сделать Консерваторию Новой Англии более инклюзивной, добавив новые программы и курсы, связанные с джазом, когда он был президентом с 1967 по 1977 год.
Композиции и записи
[ редактировать ]Шуллер возглавил группу музыкантов при записи альбомов Music for Brass (1957) и Modern Jazz Concert (1958), позже собранных в один альбом The Birth of the Third Stream . Первый содержал композиции Шуллера, Джей Джей Джонсона , Джона Льюиса и Джимми Джуффра . Второй альбом объединил джазовых и классических музыкантов с композициями Шуллера, Джуффре, Джорджа Рассела , Чарльза Мингуса , Гарольда Шаперо и Милтона Бэббита . Эта музыка была впервые исполнена на Фестивале искусств Брандейса в 1957 году и вдохновила Шуллера на комментарий о «новом синтезе». [14] Композиторы, на которых повлияли комментарии Шуллера, включают Дона Эллиса , Эдди Сотера , Уильяма Руссо , Андре Ходейра , Лало Шифрина , Тео Масеро , Гэри МакФарланда и Фридриха Гульду . [14] Другие, на которых повлиял «Третий поток», включают Роберта Принса , Рона Картера , Эдди Дэниелса , Уильяма Каненгизера , Жака Лусье , Квартет современного джаза , Джеймса Ньютона , Ральфа Таунера , Квартет Черепашьего острова , Мэри Лу Уильямс , [15] Брэд Мелдау , [16] и Эберхард Вебер и несколько других ECM Records артистов ; в Италии, среди прочих, Бруно Томмазо , Джанлуиджи Тровеси , Андреа Пеллегрини , Джорджио Гаслини .
Работы, подпадающие под категорию третьего потока, включают «Зарисовки Испании» , Майлза Дэвиса « Оркестр Гэри МакФарланда» Гэри МакФарланда , «Фокус» , сюиту для саксофона и струнных Эдди Саутера; «Трансформация » Шуллера, «Образ человека» Уильяма Руссо, «Переосмысление оперы» Дарио Савино Доронцо | Пьетро Галло, Пьеса для кларнета и струнного оркестра Джуффре, Поэма для духовых духовых инструментов Дж. Дж. Джонсона, Все о Рози Джорджа Рассела, Семь песен для квартета и камерного оркестра Гэри Бертона , Симбиоз Клауса Огермана и Арбор Зена Кита Джарретта. [14]
Произведение «Рапсодия в стиле блюз», написанное Джорджем Гершвином, сыграло важную роль в расцвете музыки третьего направления. Его «Игривые риффы, украшения и продолжение центральной каденции в Рапсодии захватывают воображение слушателя». [17] Произведение сочетает в себе элементы джаза и классической музыки, что делает его звучание самобытным и неповторимым. Его успех ознаменовал значительный культурный сдвиг в американском обществе в эпоху джаза. [18] [19]
Композиторы и исполнители
[ редактировать ]Чикагский джазовый филармонический оркестр, исполняющий в основном композиции своего основателя и чикагского композитора, трубача и дирижера Орберта Дэвиса , является единственным профессиональным оркестром, посвященным исключительно исполнению музыки Третьего потока в Северной Америке. Оркестр состоит из исполнителей джаза и классической музыки из Чикаго.
Шуллер предположил, что Бела Барток соединил свою музыку с народной музыкой Восточной Европы. [20]
Пол Уайтмен использовал струнные секции в своих джаз-бэндах в 1920-х годах, как и Арти Шоу в 1940-х. Эти музыканты писали партии и поддерживали импровизаторов. Более драматичные попытки соединить джаз и классику были предприняты Чарли Паркером в 1949 году и в 1950-х годах Джей Джей Джонсоном , Джоном Льюисом и Уильямом Руссо . [15]
Джордж Гершвин соединил джаз и симфоническую музыку в «Рапсодии в стиле блюз» (1924). Французский композитор Дариус Мийо использовал элементы джаза, в том числе джазовую фугу, в «Создании мира» . Игорь Стравинский использовал джаз для регтайма , фортепианной рэг-музыки и Эбенового концерта , написанного для кларнетиста Вуди Хермана и его оркестра в 1945 году. Среди других композиторов, использовавших джаз, - Джордж Антейл , Леонард Бернстайн , Аарон Копленд , Мортон Гулд , Пауль Хиндемит , Эрнст Кренек , Богуслав Мартину , Морис Равель , Дмитрий Шостакович , Уильям Грант Стилл и Курт Вайль . Хотя немногие из этих примеров можно отнести к третьему потоку, они демонстрируют интерес и понимание джаза среди композиторов-классиков. Мэри Лу Уильямс Сюита «Зодиак» , сочетающая в себе классическую и джазовую музыку и исполненная симфоническим оркестром, считается предшественником музыки третьего направления. [21]
Реджинальд Форсайт был одним из первых музыкантов, объединивших два жанра, начиная с 1930-х годов. Он назвал свой стиль «Новая музыка». Критики хвалили «Сад травы», «Серенаду для богатой вдовы» и написанную под влиянием Баха «Уклонение от развода», но британская публика была сбита с толку. Музыка Форсайта нашла более теплый прием в Америке, что привело к сотрудничеству с Эллингтоном, Бенни Гудманом и Эрлом Хайнсом . Арти Шоу записал «Интерлюдию си-бемоль» в 1935 году с необычным ансамблем, состоящим из струнного квартета, джазовой ритм-секции и Шоу на кларнете и саксофоне. хотя и не являлся третьим направлением в своей концепции, Пианист Арт Татум, опирался на классическую технику и записал джазовые версии коротких произведений европейских композиторов Антонина Дворжака , Жюля Массне и Антона Рубинштейна .
Слияние джаза с современной классической музыкой вышло из-под пера Пита Руголо , главного архитектора Оркестра прогрессивного джаза Стэна Кентона с 1947 по 1948 год и Оркестра инноваций в современной музыке 1950 и 1951 годов. Ученик Мийо, Руголо изучал партитуры. Дебюсси, Равеля и Стравинского. Исследовательские работы Роберта Греттингера для Кентона с 1947 по 1952 год сочетают в себе современные классические методы. Его использование красочных графиков и диаграмм. [22] Биг-бэнд перенес его музыку в гармоническую и ритмичную сферу, неизвестную в джазе. Музыку Дюка Эллингтона сравнивали с музыкой классических композиторов Дебюсси, Равеля и Фредерика Делиуса в импрессионистических произведениях, таких как « Настроение индиго », «Сумерки» и «Отражения в ре», а также в более расширенных сочинениях, таких как как «Креольская рапсодия», «Воспоминания в темпе» и «Татуированная невеста». Эти тенденции разделял и его соратник, композитор Билли Стрейхорн . Николай Капустин пишет нотную музыку в джазовом стиле, сочетающем русскую фортепианную традицию с виртуозными стилями Арта Татума и Оскара Петерсона .
Композитор Кшиштоф Пендерецкий экспериментировал с композиционной импровизацией в стиле фри-джаз в своих «Действиях для оркестра свободного джаза». Ганс Вернер Хенце привнес фри-джаз в свои композиции в «Долгом путешествии к квартире Наташи Унгехойер» .
Американский классический и джазовый пианист и композитор Ури Кейн выпустил свой альбом Uri Caine Ensemble Plays Mozart в 2006 году. Этот альбом представляет собой сплав классической музыки и джаза, в котором его ансамбль переосмысливает отрывки из произведений Моцарта с помощью джазового подхода.
Музыкальная консерватория Новой Англии
[ редактировать ]
Во время своего пребывания на посту президента Музыкальной консерватории Новой Англии (NEC) в Бостоне Гюнтер Шуллер основал отделение «Третьего потока» с соответствующими программами на получение степени, назначив в 1973 году пианиста-композитора Рэна Блейка заведующим отделением. Блейк продолжал возглавлять этот уникальный отдел. (в конечном итоге переименованный в «Современную импровизацию», теперь «Современное музыкальное искусство») до выхода на пенсию в 2005 году, одновременно расширяя концепцию, сосредоточив внимание на «примате слуха», развитии личного стиля и импровизации, черпая вдохновение из всей музыки мира. Среди преподавателей был ряд очень влиятельных исполнителей-композиторов, в том числе Яки Байард , Джордж Рассел и Ханкус Нетски (который позже стал председателем). Среди известных выпускников — исполнители и этномузыкологи , в том числе Дон Байрон , Кристин Корреа , Доминик Ид , Мэтт Даррио и многие другие.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бэнкс, Дон (1970). «Музыка третьего потока» . Труды Королевской музыкальной ассоциации . 97 : 59–67. дои : 10.1093/jrma/97.1.59 . ISSN 0080-4452 .
- ^ ( Британская энциклопедия )
- ^ Джойнер, Дэвид (1 января 2000 г.). «Анализ третьего потока» . Обзор современной музыки . 19 (1): 63–87. дои : 10.1080/07494460000640141 . ISSN 0749-4467 . S2CID 191584186 .
- ^ МакКинни, Элизабет (1 января 2008 г.). «Дельтаплан Марии Шнайдер: двойной анализ гибридного музыкального стиля» . Электронные диссертации и диссертации .
- ^ ( Шуллер , стр. 114)
- ^ Перейти обратно: а б ( Шуллер , стр. 120)
- ^ ( Шуллер , стр. 115)
- ^ Джойнер, Дэвид (1 января 2000 г.). «Анализ третьего потока» . Обзор современной музыки . 19 (1): 63–87. дои : 10.1080/07494460000640141 . ISSN 0749-4467 . S2CID 191584186 .
- ^ Джойнер, Дэвид (1 января 2000 г.). «Анализ третьего потока» . Обзор современной музыки . 19 (1): 63–87. дои : 10.1080/07494460000640141 . ISSN 0749-4467 . S2CID 191584186 .
- ^ Перейти обратно: а б ( Шуллер , стр. 1986)
- ^ Джойнер, Дэвид (1 января 2000 г.). «Анализ третьего потока» . Обзор современной музыки . 19 (1): 63–87. дои : 10.1080/07494460000640141 . ISSN 0749-4467 . S2CID 191584186 .
- ^ Джойнер, Дэвид (1 января 2000 г.). «Анализ третьего потока» . Обзор современной музыки . 19 (1): 63–87. дои : 10.1080/07494460000640141 . ISSN 0749-4467 . S2CID 191584186 .
- ^ Шуллер, Гюнтер (15 октября 2011 г.). Гюнтер Шуллер . Бойделл и Брюэр Лимитед. дои : 10.1017/9781580467834 . ISBN 978-1-58046-783-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Тичаут, Терри (2000). «Джаз и классическая музыка: к третьему потоку и далее». В Киршнер, Билл (ред.). Оксфордский спутник джаза . Издательство Оксфордского университета. стр. 353 –. ISBN 978-0-19-518359-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Яноу, Скотт. «Обзор музыкальных жанров третьего потока» . Вся музыка . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ «Брэд Мелдау: Ларго» .
- ^ Книр, Джозеф (2019). «Момент Гершвина: Рапсодия в блюзе и Концерт фа мажор, Симфонический оркестр Сент-Луиса; Кирилл Герштейн, фортепиано; Сторм Лардж, вокал; Гэри Бертон, вибрафон; Дэвид Робертсон, дирижер. S Myrios Classics, B0794SPYLJ, 2018, CD и MP3» . Журнал Общества американской музыки . 13 : 137–139. дои : 10.1017/s1752196318000639 . ISSN 1752-1963 . S2CID 194232665 .
- ^ Уотерс, Эдвард Н. (1947). «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина » . Ежеквартальный журнал текущих поступлений . 4 (3): 65–66. ISSN 0090-0095 . JSTOR 29780466 .
- ^ Оджа, Кэрол Дж. (1994). «Гершвин и американские модернисты 1920-х годов» . Музыкальный ежеквартальный журнал . 78 (4): 646–668. дои : 10.1093/mq/78.4.646 . ISSN 0027-4631 . JSTOR 742505 .
- ^ Шуллер, Гюнтер (3 августа 1989 г.). Размышления: Музыкальные миры Гюнтера Шуллера . Издательство Оксфордского университета. п. 118. ИСБН 978-0-19-972363-8 . Проверено 27 февраля 2019 г.
Музыка Бартока, изначально составленная из элементов Дебюссиана и Штрауса, достигла величайших высот после того, как он смог соединить свой ранний стиль с идиоматическими оттенками восточноевропейской народной музыки.
- ^ Харбисон, Патрик Льюис; Мур, Грегори Кель (1997). «Джазвумен сочиняют» . В Пендле, Карин (ред.). Американские женщины-композиторы . Психология Пресс. п. 117. ИСБН 978-90-5702-145-9 .
- ^ «Все, Кентон – Изображения: Боб Грэттингер» . allthingskenton.com . Проверено 5 октября 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Статья в Британской энциклопедии.
- Гюнтер Шуллер: Размышления: Музыкальные миры Гюнтера Шуллера ; Издательство Оксфордского университета, 1986; 0195037456.
- Янноу, Скотт. Allmusic.com .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гюнтер Шуллер (5 мая 2009 г.). «Несколько потоков» . NewMusicBox (видео включено). Беседовал Фрэнк Дж. Отери (опубликовано 1 июля 2009 г.).