Гарольд Шаперо
Гарольд Сэмюэл Шаперо (29 апреля 1920 — 17 мая 2013) — американский композитор.
Ранние годы
[ редактировать ]Шаперо родился в Линне, штат Массачусетс , 29 апреля 1920 года. Позже он и его семья переехали в соседний Ньютон . В детстве он научился играть на фортепиано и несколько лет работал пианистом в танцевальных оркестрах. [1] Вместе с другом он основал Hal Kenny Orchestra, джаз-бэнд эпохи свинга.
Его больше интересовала классическая музыка. В подростковом возрасте среди его учителей были Николас Слонимский Бейкера (редактор Биографического словаря музыкантов ) в 1936 году и Эрнст Кренек в 1937 году. [2] В 18 лет он поступил в Гарвард , где подружился с Леонардом Бернштейном и изучал композицию у Уолтера Пистона в 1938 году. [2] Он также учился у Пола Хиндемита в Музыкальном центре Беркшира в 1940–41. [3]
Шаперо был одним из первых студентов Тэнглвуда после его основания в 1940-х годах. Когда Игорь Стравинский был профессором Нортона в Гарварде в 1940 году, Шаперо показал Стравинскому свою «Девятиминутную увертюру» . [ нужна ссылка ] Шаперо надеялся, что этим летом увертюру сыграют в Тэнглвуде, но Хиндемит распорядился, чтобы в этом сезоне не исполнялись студенческие сочинения. Аарон Копленд спешно собрал оркестр для исполнения студенческих сочинений, в том числе увертюры Шаперо. [ нужна ссылка ] Шаперо был удостоен Римской премии в 1941 году за свою «Девятиминутную увертюру» , которая включала премию в 1000 долларов. Вторая мировая война помешала ему воспользоваться резидентством в Италии . предоставленным призом [4]
В Гарварде он получил стипендии Наумберга и Пейна. После окончания учебы в 1941 г. [5] Шаперо продолжил обучение у Нади Буланже в Музыкальной школе Лонги в 1942–43. [3] Во время учебы у нее Шаперо также общался со Стравинским, который помогал ему с критикой музыки Шаперо.
Послевоенные годы
[ редактировать ]В 1940-е годы творчество Шаперо было плодотворным и включало три сонаты для фортепиано, Сонату для скрипки и фортепиано, а также множество песен и произведений для камерных ансамблей. Его основным произведением была Симфония для классического оркестра , 45-минутное произведение в четырех частях. [2] Десятилетия спустя он сказал интервьюеру New York Times , что, сочиняя его, он не осознавал, насколько длинным он стал, что он «совершенно просчитался с моими материалами. Когда я измерил медленное движение, я был шокирован. Это было 15 минут. Я прекратил работу на месяц. Потом я попытался разрезать эту вещь. Но она боролась со мной и победила. Постепенно я с ужасом осознал, что пишу: длинную и трудную симфонию, я думал, что никогда ее не получу. выполненный". [6] В 1946 году Шаперо получил премию Джозефа Х. Бернса в размере 1200 долларов США за симфонию для струнного оркестра. [5] Леонард Бернштейн «влюбился» [ Эта цитата нуждается в цитировании ] с Симфонией для классического оркестра и провел ее премьеру с Бостонским симфоническим оркестром в январе 1948 года. Джордж Селл , хотя и с гораздо меньшим энтузиазмом относился к этой работе, дал свое второе выступление с Кливлендским оркестром в марте. Отзывы были неоднозначными. [2] Он получил награду Фонда Кусевицкого . [6] Бернштейн записал эту работу в 1953 году, но о ней практически забыли, пока в 1986 году Андре Превен не возродил ее и получил положительные отзывы. Превин записал произведение и несколько раз играл его с другими оркестрами. [2]
В 1945 году Шаперо женился на художнице Эстер Геллер . В течение оставшейся части десятилетия они часто проживали в колонии Макдауэлл в Питерборо, штат Нью-Гэмпшир . [7] В 1946 году он выиграл второй ежегодный конкурс памяти Джорджа Гершвина за свою Серенаду ре мажор. [8] который включал исполнение одной части произведения в Карнеги-холле 13 февраля 1946 года. Премия также включала публикацию партитуры с гонорарами и 1000 долларов США. Это был первый раз, когда Шаперо опубликовал партитуру.
Аарон Копленд высоко ценил технические навыки Шаперо и спонтанность музыкального вдохновения. Однажды, впечатленный «Квинтетом деревянных духовых инструментов» Шаперо, он подразнил Леонарда Бернштейна, который на два года опередил Шаперо в Гарварде, замечанием: «Надейтесь на свои лавры! Возможно, в вашем районе есть еще один композитор!» [6] Но в статье в «Нью-Йорк Таймс» 1948 года он написал: «Стилистически Шаперо, кажется, чувствует потребность создавать свою музыку по какому-то великому образцу. Таким образом, его… Серенада… основана на неоклассических принципах Стравинского, его трёх любительских Фортепианные сонаты основаны на принципах Гайднеска, а его недавняя длинная Симфония [для классического оркестра] создана по образцу Бетховена... Кажется, [он] страдает комплексом поклонения героям - или, возможно, это причудливый приступ ложной скромности». . [9]
В 1940-х годах Шаперо был тесно связан с однокурсниками «Пистона» Артуром Бергером и Ирвингом Файном в «школе Стравинского» американских композиторов - фраза, впервые придуманная Коплендом. [3] Он также был членом « Бостонской школы » вместе с Артуром Бергером, Лукасом Фоссом , Ирвингом Файном , Алексеем Хайевым и Клаудио Спайсом . [10]
В 1946 году он выиграл стипендию Гуггенхайма . [11] Он выиграл первую из двух своих стипендий Фулбрайта в 1948 году.
К 1960-м годам его творчество упало, поскольку его неоклассический стиль встречал растущее сопротивление, особенно в академических музыкальных кругах. В 1986 году он сказал в интервью: «Комфортная университетская жизнь — это катастрофа, особенно если у вас есть университет, который не заставляет вас производить или погибать. И у меня был маленький ребенок. Мне нравятся домашние поделки и хобби. Мне нравится садоводство. Мне нравится фотография, поэтому было слишком легко отложить некоторые из таких сложных дел, как написание музыки». [2]
В 1951 году он был членом Американской академии в Риме . [12] В том же году Университет Брандейса нанял Шаперо, и позже он стал председателем факультета и основателем студии электронной музыки с самыми совершенными на тот момент синтезаторами. Он преподавал в Брандейсе 37 лет. [2] Среди его известных учеников Джон Адамс , Густав Чиамага , Скотт Уилер и Ричард Верник .
Его дочь Ханна Шаперо родилась в 1953 году. Она стала коммерческим артистом и электронным музыкантом. [2]
Шаперо Когда Бернштейн и Нью-Йоркский филармонический оркестр сыграли в 1958 году местную премьеру «Кредо» , произведения, заказанного Луисвиллским оркестром, Гарольд Шенберг написал: «Новое произведение Шаперо состоит из одной части, длится около восьми с половиной минут... тихая и чувствительная пьеса, гармонически довольно консервативная (консерватизм типа Копленда, с сильными отголосками « Нашего города »), но несомненно принадлежащая этому поколению, г-н Шаперо прекрасно оркеструет, некоторые из его комбинаций очень эффективны». [13]
Спустя годы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении : более подробно, чтобы достичь лучшего баланса с предыдущим разделом. (Учитывая, что этот короткий раздел охватывает более 50 лет.). Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2021 г. ) |
Получив свою вторую стипендию Фулбрайта в 1961 году, Шаперо воспользовался возможностью поехать в Европу со своей семьей на год. В 1971 году он вернулся в Европу, чтобы стать композитором-резидентом Американской академии в Риме. [14]
В 1988 году Шаперо был вынужден уйти из Университета Брандейса. Воодушевленный интересом Андре Превена к его творчеству в конце 1980-х, Шаперо вернулся к композиции. Среди его поздних работ — «Три еврейские песни для тенора, фортепиано и струнного оркестра» (1989) и, незадолго до его смерти, «24 багатели для фортепиано» . [2]
Шаперо умер в доме престарелых в Кембридже, штат Массачусетс, 17 мая 2013 года от осложнений, вызванных пневмонией. [15] [7] [2]
Анализы
[ редактировать ]Симфония для классического оркестра . Инструментарий в основном классический с некоторыми современными дополнениями: парные деревянные духовые инструменты, а также пикколо и контрафагот, пары валторн и труб, три тромбона, три литавры и стандартный набор струнных. Алан Рич назвал ее «величайшей американской симфонией». [6] Энтони Томмазини описал это:
Образцами для г-на Шаперо в этом произведении и вообще были Стравинский, переживавший тогда затяжной неоклассический период, и Бетховен, который остается героем г-на Шаперо. Действительно, Симфония для классического оркестра в некотором смысле является родственной душой Седьмой симфонии Бетховена, которую она лукаво цитирует.
Как и в Бетховене, первая из четырех частей открывается Адажио, переливающимся мерцающими красками и устойчивыми гармониями, ведущими к длинному, шумному, контрапунктическому Аллегро. Вторая часть — задумчиво-лиричное, но ритмически беспокойное Адажиетто; затем следует безобразное скерцо, которое стремительно приближается к впечатляюще структурированному, но энергичному финалу.
Однако г-н Шаперо разрушает классические модели, отдавая дань уважения. Произведение по существу тональное, с внешними движениями, близкими к си-бемоль; но гармонический язык содержит элементы политональности, а музыка полна диссонансов, ритмически изменчива и совершенно свежа. Фразы наполнены удивительной асимметрией. В дани г-на Шаперо есть юношеский вызов, как будто он говорит: «Возьмите это, Бетховен!» Это то же самое качество, которое можно услышать у раннего Бетховена: «Я покажу тебе, мой уважаемый учитель Гайдн, как написать фортепианную сонату». Или то, что вы видите у раннего Пикассо: «Возьмите это, Сезанн!» [6]
В Los Angeles Times Мартин Бернхаймер написал об исполнении Симфонии в 1986 году, что «Шаперо раскрывает себя здесь как превосходный мастер, артист, полностью контролирующий грандиозные переменные». Он назвал сочинение «умным, тонким, элегантным» и добавил, что симфония «впечатляет не вопреки присущим анахронизмам, а благодаря им». [16]
Хотя Шаперо использует в своих партитурах некоторые современные обозначения, он использует только процедуры, которые уже были установлены другими современными композиторами или заимствованы из традиционных обозначений. [ нужна ссылка ]
Композиции
[ редактировать ]- Струнное трио (1937)
- Пять стихотворений Э.Э. Каммингса для баритона и фортепиано (1938)
- Соната для трубы (1940)
- Девятиминутная увертюра (1940)
- Струнный квартет (1941)
- Соната для фортепиано в четыре руки (1941)
- Соната для скрипки (1942)
- Три любительские сонаты (1944)
- Серенада ре мажор для струнного оркестра (1945)
- Вариации до минор для фортепиано (1947)
- Симфония для классического оркестра (1947)
- Увертюра к опере "Путешественник" ред. как Симфония (1948)
- Соната для фортепиано фа минор (1948)
- Кредо для оркестра (1955)
- «На зеленой горе» для джазового ансамбля (1957).
- "Вудро Вильсон" Музыка к документальному телефильму (1959).
- Партита до мажор для фортепиано и малого оркестра (1960)
- Кантата на иврите для смешанного хора, сопрано, альта, тенора и баритона солистов и флейты, трубы, альта, арфы и органа (1965?)
- Три еврейские песни для тенора, фортепиано и струнных (1988)
- «В семье» для тромбона и флейты (1991)
- «Шесть на пять» для духового квинтета (1995)
- Концерт для трубы (1995)
- Серенада ре мажор для струнного квинтета, аранжировка Серенады ре мажор для струнного оркестра (1998)
- Песни Уиттьера для сопрано, тенора, флейты, виолончели и фортепиано (2005–07)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеннеди, Майкл (2006). Оксфордский музыкальный словарь . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-861459-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Томмазини, Энтони (21 мая 2013 г.). «Гарольд Шаперо, американский композитор-неоклассик, умер в возрасте 93 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Поллак, Ховард (2001). «Шаперо, Гарольд (Сэмюэл)». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан.
- ^ «Старший Гарвард выигрывает Римскую музыкальную премию: Гарольд Шаперо получает 1000 долларов за то, что война мешает учебе в Академии» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 9 июня 1941 года . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Гарольд Шаперо выигрывает музыкальную премию в размере 1200 долларов» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 17 мая 1946 года . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Томмазини, Энтони (21 февраля 1999 г.). «Работа, дважды потерянная, теперь дважды найденная?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Нг, Дэвид (23 мая 2013 г.). «Гарольд Шаперо, неоклассический композитор из Брандейса, умер в возрасте 93 лет» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ «Выигрывает музыкальную премию в размере 1000 долларов; «Серената в ре» Гарольда Шаперо превосходит конкурс Гершвина». Нью-Йорк Таймс . 13 февраля 1946 года.
- ^ Копленд, Аарон (14 марта 1948 г.). «Новая «школа» американских композиторов: взрослеющие молодые люди, - говорит Аарон Копленд, - вносят поразительный вклад в нашу музыку» . Журнал «Нью-Йорк Таймс» . п. СМ18фф . Проверено 25 мая 2013 г. Перепечатано в Copland on Music , Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, 1960 (неизмененное переиздание Нью-Йорк: Da Capo Press, 1976): 164–175.
- ^ Тарускин, Ричард (1997). Определяя Россию в музыкальном плане: Историко-герменевтические очерки . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 457. ИСБН 9780691011561 .
- ^ «Гарольд Сэмюэл Шаперо, 1946 — Конкурс США и Канады/Творческое искусство — Музыкальная композиция» . Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма. Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ «Стипендиаты — аффилированные сотрудники — резиденты 1950–1969» . Американская академия в Риме . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Шенберг, Гарольд К. (27 января 1958 г.). «Филармония играет «Кредо» Шаперо » . Нью-Йорк Таймс . п. 22 . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ «Стипендиаты — аффилированные сотрудники — резиденты 1970–1989» . Американская академия в Риме . Архивировано из оригинала 18 января 2017 года . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Боулз, Джерри (18 мая 2013 г.). «Гарольд Шаперо, умер в 93 года» . Sequenza21.com . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Бернхаймер, Мартин (6 декабря 1986 г.). «Запоздалая премьера Шаперо». Часть VI. Лос-Анджелес Таймс . п. Н1-4.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Борец, Бенджамин . 2013. «Гарольд Шаперо в Брандейсе: памяти (1920–2013)». Перспективы новой музыки 51, вып. 2 (лето): 242–244.
- Фоллингстад, Карен Джой. 1989. «Три сонаты Гарольда Шаперо: исторический, стилистический и исполнительский анализ». ДМА дисс. Остин: Техасский университет в Остине.
- Ким, Йе-Ри. 2006. «Влияние серийного обращения Стравинского на композиторов« американской школы Стравинского »: исследование избранных произведений для фортепиано». ДМА дисс. Нью-Йорк: Городской университет Нью-Йорка.
- Поллак, Ховард . 1992. «Шедевр середины века, Симфония Гарольда Шаперо для классического оркестра». Глава 8 в книге Говарда Поллака, Гарвардские композиторы: Уолтер Пистон и его ученики . [ нужна полная цитата ] Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press.
- Шаперо, Гарольд. 1946. «Музыкальный разум». Современная музыка 23:31–35. Перепечатано в «Творческом процессе: симпозиум » под редакцией Брюстера Гизелина , 41–45 . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1952. (По состоянию на 24 мая 2013 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гарольд Шаперо на IMDb
- Семейное заявление
- Интервью с Гарольдом Шаперо , 31 августа 1988 г.
- 1920 рождений
- смертей в 2013 г.
- Композиторы-классики XX века
- Американские композиторы 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Композиторы-классики XXI века
- Американские композиторы XXI века
- Американские музыканты-мужчины XXI века
- Американские композиторы-классики
- Американские композиторы-мужчины-классики
- Классические музыканты из Массачусетса
- Выпускники Гарвардского университета
- Американские еврейские композиторы-классики
- Музыканты из Ньютона, Массачусетс
- Музыканты из Линна, Массачусетс
- Ученики Пауля Хиндемита
- Ученики Уолтера Пистона
- Американские евреи XXI века
- Смертность от пневмонии в Массачусетсе