Ран Блейк
Ран Блейк | |
---|---|
![]() Ран Блейк в Обществе танцев и динамита Баха , Хаф-Мун-Бэй, Калифорния, 14 июня 1987 года. | |
Справочная информация | |
Рожденный | Спрингфилд, Массачусетс , США | 20 апреля 1935 г.
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант, композитор |
Инструмент(ы) | Фортепиано |
Годы активности | 1950-е годы – настоящее время |
Веб-сайт | Ранблэйк |
Ран Блейк (родился 20 апреля 1935 г.) - американский пианист, композитор и педагог. Он известен своим уникальным стилем, который сочетает в себе влияние блюза, госпела , классики и нуара в новаторское звучание темного джаза. Его карьера включает более 40 записей джазовых альбомов, а также более 40 лет преподавания джаза в Музыкальной консерватории Новой Англии основал отделение « Третьего потока» (теперь называемое отделением современной импровизации) , где он вместе с Гюнтером Шуллером .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Блейк родился в Спрингфилде, штат Массачусетс , 20 апреля 1935 года. [1] Он вырос в Саффилде, штат Коннектикут , и увлекся нуаром после того, как Сиодмака » Роберта увидел «Винтовую лестницу в двенадцатилетнем возрасте . Он начал играть на фортепиано еще ребенком, а подростком учился у Рэя Кассарино. В подростковом возрасте он полюбил госпел и изучал композиции Белы Бартока и Клода Дебюсси . [2] После школы он поступил в Бард-колледж в Нью-Йорке, который окончил в 1960 году со степенью бакалавра гуманитарных наук. [1] по джазу, специальности, которой раньше в школе не было. В «Барде» он познакомился с Жанной Ли , с которой выступал много лет. Он также учился у Джона Льюиса , Оскара Петерсона и Гюнтера Шуллера. [1] в Школе джаза в Леноксе, Массачусетс .
Выступаем и учимся
[ редактировать ]Начиная с конца 1950-х годов Блейк был в составе дуэта с вокалисткой Джин Ли . [1] Вместе они записали его первый альбом The Newest Sound About , который вышел на RCA в 1962 году, а в следующем году вместе гастролировали по Европе. [3] Альбом показывает, что фирменный стиль Блейка начинает развиваться, поскольку они отдали дань уважения ранним влияниям Блейка, отдав дань уважения песне Дэвида Раксина " Laura " и переработав стандарт госпела "The Church on Russell Street". Ли и Блейк продолжали играть вместе на протяжении всей своей карьеры и в 1989 году выпустили еще один альбом под названием You Stepped out of a Cloud .
Блейк встретил Гюнтера Шуллера во время случайной встречи на Atlantic Records в 1959 году. [3] Признав талант Блейка, Шуллер предложил ему учиться в Школе джаза в Леноксе, штат Массачусетс. Это была летняя программа, существовавшая с 1957 по 1960 год. Она была уникальна тем, что собрала вместе многих выдающихся джазовых музыкантов мира того времени, в том числе Диззи Гиллеспи и Уильяма Руссо , для интенсивного трехнедельного обучения студентов джазу. [4] Блейк посещал школу в 1959 и 1960 годах. Летом в Леноксе Блейк начал развивать свой фирменный стиль. Шуллер стал большим другом и наставником Блейка на протяжении всей его карьеры. Шуллер организовал запись The Newest Sound Round для Блейка и Ли, и именно он привел Блейка на Atlantic Records, а позже в Консерваторию Новой Англии.
Блейк познакомился с джазовой пианисткой, композитором и аранжировщиком Мэри Лу Уильямс во время выступления в нью-йоркском ночном клубе The Composer. Позже она стала наставником и оказала значительное влияние на его творчество. Во время учебы в Барде Блейк часто ездил посмотреть выступление Уильямс и брать у нее уроки. Позже Уильямс и Блейк работали вместе, пока она была приглашенным преподавателем в Школе джаза.
В 1966 году Блейк выпустил свою первую сольную пластинку « Ran Blake Plays Solo Piano» на нью-йоркском лейбле ESP Disk .
Педагог
[ редактировать ]В 1967 году Шуллер, президент Консерватории Новой Англии , нанял Блейка на должность директора общественных служб консерватории. [3] На этой должности Блейк отвечал за организацию концертов в тюрьмах, домах престарелых и общественных центрах. Блейк оставался на этой должности до 1973 года, когда он стал председателем нового отдела «Третьего потока» (ныне «Современная импровизация») в Консерватории Новой Англии. Эту инициативу он начал вместе с Шуллером. [5]
Шуллер придумал фразу « Третий поток ». [3] в 1957 году во время выступления в Брандейском университете . По словам Шуллера, «Третий поток» — это «новый жанр музыки, расположенный примерно на полпути между джазом и классической музыкой». Этот новый жанр был создан, по мнению Шуллера, для борьбы с пуристами как в мире джаза, так и в мире классики: чтобы играть музыку «Третьего потока», нужно было владеть обоими. [ нужна ссылка ]
Когда Шуллер встретил Блейка, через два года после создания «Третьего потока», ему понравилась смесь влияний Блейка, от фри-джаза и госпела до классической композиции и саундтреков к фильмам-нуар. Когда они вдвоем создали отдел в NEC, было естественно, что его председателем станет Блейк. Он оставался на этой должности до 2005 года. Он является преподавателем Консерватории Новой Англии. [ нужна ссылка ]
Музыканты Дон Байрон , Мэтью Шипп , Джон Медески , Фрэнк Лондон , Грейсон Хью и Ицхак Йедид учились у Блейка в NEC. Он был награжден стипендией Гуггенхайма за композицию в 1982 году и грантом Макартура для гениев шесть лет спустя. [1]
Записывающая карьера
[ редактировать ]Блейк продолжал записываться на протяжении всей своей карьеры педагога и накопил более сорока записей на джазовых альбомах. Его первый альбом с Джинн Ли получил первый приз RCA Album First Prize в Германии, Prix Billie Holiday 1980 года и является частью Академии джаза. [6]
После этого альбома он записывался в основном как сольный пианист, хотя многие из его совместных альбомов получили признание критиков. В 1981 году Блейк записал альбом песен Дюка Эллингтона или связанных с ним под названием Duke Dreams , который был удостоен 4,5 звезд по версии AllMusic и пятизвездочного рейтинга в журналах Down Beat и All Music Guide to Jazz. [ нужна ссылка ]
В 1986 году он записал Short Life of Barbara Monk с саксофонистом Рики Фордом , который был выбран Penguin Guide to Jazz в качестве части их основной коллекции. Он сотрудничал с рядом других музыкантов, включая Джаки Байарда , Хьюстона Персона , Стива Лейси , Клиффорда Джордана и Кристин Корреа . [ нужна ссылка ]
Философия образования
[ редактировать ]Философия преподавания Блейка отличается от философии многих музыкальных педагогов, даже в мире джаза. Он называет свой подход «приматом уха». [7] В 1977 году он написал для журнала Music Educator's Journal статью о своей карьере «поп/рок/джазового инструменталиста». [8] Блейк также написал книгу «Третий поток и важность уха» (1981), которая послужила руководством к его образовательному стилю, а также объяснением и расширением концепции « Третьего потока» . [9]
В статье он подчеркнул, что «ухо имеет и должно иметь первостепенное значение». Он обсудил более практические аспекты музыкальной карьеры и подчеркнул важность удачи и зрелищности над образованием и опытом. Сосредоточение Блейка на импровизации и тренировке слуха в сочетании с его разнообразными влияниями сделали его одним из наиболее новаторских музыкальных педагогов в мире джаза. Он предлагает читателю рассматривать композицию «Третьего потока» как любую композицию, соединяющую две разные музыкальные культуры, а не просто фьюжн классического джаза. Он также подчеркивает важность импровизации и называет необходимость импровизационного образования одной из причин, по которой он и Шуллер основали Отдел третьего потока в NEC. Блейк утверждает, что музыка - это слуховое искусство, и поэтому ее следует преподавать, не «зацикливаясь на игре прелюдий Шопена на фортепиано или последней копии « Настоящей книги» (популярной джазовой фальшивой книги) на валторне или гитаре». [9] но путем внимательного слушания, подражания и импровизации. Он призывает учащихся слушать и подпевать мелодиям, записанным на пленку, до тех пор, пока они не смогут воспроизвести мелодию без кассеты. По мнению Блейка, очень важно, чтобы ученик делал это перед тем, как прикоснуться к инструменту, поскольку само по себе имитация механики исполнения не развивает слух.
В 2010 году Рэн Блейк вместе с Джейсоном Роджерсом опубликовал книгу под названием «Примат уха» . В 144-страничной работе Блейк подробно описывает свои взгляды на художественный процесс и раскрывает свой подход как к преподаванию, так и к игре. Он исследует взаимосвязь между ухом и разумом, музыкальную память, упражнения для тренировки слуха и подход к развитию личного стиля. [7]
Дискография
[ редактировать ]Звездочка (*) после года указывает на то, что это год выпуска.
Как лидер/соруководитель
[ редактировать ]Год записи | Заголовок | Этикетка | Примечания |
---|---|---|---|
1961 | Новейший звук вокруг | RCA Виктор | Дуэт с Жанной Ли (вокал); некоторые треки с Джорджем Дювивье (бас) |
1965 | Ран Блейк играет соло на фортепиано | ESP-Диск | Только медленно |
1966/1967 | Новейший звук, который вы никогда не слышали | А-сайд отчеты | Дуэт с Жанной Ли (вокал). Выпущен в 2019 году. |
1969 | Голубая картошка и другие безобразия... | Веха | Только медленно |
1975 | Прорыв | Художники-импровизаторы | Только медленно |
1976 | повернуть | Сова | Только медленно |
1977* | Открытый город | Наказание | Только медленно |
1977 | Кристальное путешествие | Наказание | Только медленно |
1977 | Рекомпозиции третьего потока | Сова | Только медленно |
1978 | Отчет | Новус | Некоторые треки соло на фортепиано; дуэт некоторых треков с Рики Фордом (тенор-саксофон); одно трековое трио с добавлением Руфуса Рида (бас); один трек-дуэт с Энтони Брэкстоном (альт-саксофон); один трек-дуэт с Элени Одони (вокал); квартет из одного трека с Джеромом Томасом (гитара), Ридом (бас), Крисом Коннором (вокал) |
1978* | Реализация мечты | Сова | Только медленно |
1978* | Возьми 1 | Золотой Крест | Только медленно |
1978* | Возьми 2 | Золотой Крест | Только медленно |
1979* | Третий поток сегодня | Золотой Крест | С различными, в том числе Рикки Фордом (тенор-саксофон), Марти Эрлихом (альт-саксофон), Хьюбертом Пауэллом (орган), Кливом Позаром (тимбалы). |
1980* | Фильм Нуар | Новус | С различными, в том числе Тедом Керсоном, Спенсером Маклишом, Фрэнком Лондоном, Крисом Пейзином, Ингрид Монсон (труба) |
1981 | Импровизации | Душевная нота | Дуэт с Яки Байардом (фортепиано) |
1981 | Герцог Мечты | Душевная нота | Только медленно |
1982* | Портфолио доктора Мабузе | Сова | С оркестром NEC |
1983 | Саффилдская готика | Душевная нота | Большинство треков соло на фортепиано; дуэт некоторых треков с Хьюстоном Персоном (тенор-саксофон) |
1985* | Головокружение | Сова | Только медленно |
1985 | Нарисованные ритмы: Совершенный Ран Блейк, Том 1 | ГМ | Только медленно |
1985 | Нарисованные ритмы: Совершенный Ран Блейк, Том 2 | ГМ | Только медленно |
1986 | Короткая жизнь Барбары Монк | Душевная нота | Квартет с Рикки Фордом (тенор-саксофон), Эдом Фелсоном (бас), Джоном Хазиллой (ударные) |
1988 | Память о Вене | шляпология | С Энтони Брэкстоном (альт-саксофон); выпущен в 1997 году |
1989 | Вы вышли из облака | Сова | Дуэт большинства треков с Джин Ли (вокал); трио некоторых треков с добавлением Джорджа Дювивье (бас) |
1989 | Мастера из разных миров | Кленовая тень | Однодорожечное соло на фортепиано; дуэт из двух треков с Клиффордом Джорданом (тенор-саксофон, сопрано-саксофон); большинство других треков с Джорданом и некоторыми участниками Джулиана Пристера (тромбон), Квартета саксофонистов Windmill, Стива Уильямса (ударные), Альфредо Мохики (конга), Клаудии Полли (вокал) |
1990 | Это определенное чувство | шесть АРТ | Со Стивом Лейси (сопрано-саксофон), Рикки Фордом (тенор-саксофон) |
1991 | Эпистрофия | Душевная нота | Только медленно |
1994* | Вокруг | С Кристиной Корреа (вокал) | |
1994 | Фургон без опознавательных знаков: дань уважения Саре Вон | Душевная нота | Большинство треков соло на фортепиано; дуэт некоторых треков с Тициано Тонони (ударные) |
1998 | Ради чего стоит жить | шляпология | Дуэт большинства треков с Гильермо Грегорио (кларнет) или Дэвидом Фабрисом (гитара). |
1999* | Дуэт в черном | Между строк | С Энрико Равой |
2000 | Гораций синий | шляпология | Дэвид Фабрис, Джеймс Меренда |
2001 | Звуковые храмы | ГМ | С Николь Кампген Шуллер (альт-саксофон), Эдом Шуллером (бас), Джорджем Шуллером (ударные, перкуссия) |
2005* | Индийская зима | Душевная нота | С Дэвидом «Нож» Фабрисом (гитара) |
2005 | Все, что связано | Томпкинс-сквер | Только медленно |
2006 | Кинотеатр Шатле | Без шума | Фортепиано соло; рекламный альбом |
2008 | Коряги | Томпкинс-сквер | Только медленно |
2009 | Калейдоскоп | Симпор | С Джоном Хазиллой (ударные), Карой Д. Раш (клавишные, тарелки) |
2010* | Из тени | Красное пианино | Дуэт с Кристин Корреа (вокал) |
2010* | Камера-обскура | Музыка внутреннего круга | С Сарой Серпа (вокал) |
2010 | Призрачные тона | Сторона А | Некоторые треки соло на фортепиано; ансамбль некоторых треков; на концерте; выпущен в 2015 году |
2011* | Серый декабрь: Концерт в Риме | Томпкинс-сквер | Только фортепиано; на концерте |
2011* | джакузи | Джазовый проект | С Домиником Идом (вокал) |
2011* | Вильнюс Нуар | НетБизнес | Некоторые треки соло на фортепиано; дуэт некоторых треков с Дэвидом «Нож» Фабрисом (гитара); один трек Фабрис (гитара) соло |
2012* | Аврора | Чистый корм | С Сарой Серпа (вокал) |
2012* | Дань уважения аббатству Линкольну, том первый | Красное пианино | Дуэт с Кристин Корреа (вокал) |
2013* | Здесь, внизу | Красный рояль | С Кристиной Корреа (вокал) |
2014* | Коктейли в сумерках – дань уважения Крису Коннору в стиле нуар | Импульс! | Большинство треков соло на фортепиано; несколько треков дуэта с Лайкой Фатьен (вокал); некоторые треки дуэта с Рикки Фордом (тенор-саксофон) |
2013–14 | Китано Нуар | Саннисайд | С Сарой Серпа (вокал); на концерте |
2015* | Черный Шаброль | Импульс! | Большинство треков соло на фортепиано; несколько треков дуэта с Рикки Фордом (тенор-саксофон); дуэт из одного трека с Домиником Идом (вокал) |
2015* | Дорога продолжает извиваться: дань уважения аббатству Линкольну, том второй | Красный рояль | С Кристиной Корреа (вокал) |
2017* | Город и Страна | Саннисайд | Дуэт с Домиником Идом (вокал) |
2017* | Люкс «Дороти Уоллес» | ИЛК Музыкальные отчеты | Дуэт с Крестеном Осгудом (ударные) |
2020* | Северный Нуар | Стипл Чейз Рекордс | Дуэт с Эндрю Рэтбаном (тенор-саксофон) |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Перо, Леонард; Гитлер, Ира (1999) «Биографическая энциклопедия джаза». Издательство Оксфордского университета.
- ^ Лайонс, Л. (1983) Великие джазовые пианисты, говорящие о своей жизни и музыке . Нью-Йорк, с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б с д Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 50. ISBN 0-85112-580-8 .
- ↑ Фицджеральд, Майкл (1 ноября 1993 г.) «Джазовая школа Ленокса». Архивировано 29 октября 2013 г. в Wayback Machine . Jazzdiscography.com
- ^ Музыкальный симпозиум колледжа, Том. 21, № 2, осень 1981 г., стр. 192–194.
- ^ «Ран Блейк» . necmusic.edu . Архивировано из оригинала 10 сентября 2018 года . Проверено 10 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Блейк, Ран (2010). Приоритет слуха: слушание, память и развитие музыкального стиля . Джейсон, тромбонист Роджерс, Пэт Донахер, Гардинер Хартманн, Дэвид Фабрис (1-е изд.). [Бруклин, Массачусетс]: Third Stream Associates. ISBN 978-0-557-60912-3 . OCLC 696146185 .
- ^ Журнал музыкальных педагогов, Том. 63, № 7, март 1977 г., стр. 76–78.
- ^ Перейти обратно: а б Блейк, Ран (1981) Третий поток и важность уха .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ран Блейк - официальный сайт
- Рана Блейка Дискография на Discogs
- Ран Блейк в NPR Music
- 'Эп. 87: Ран Блейк, пианист/композитор/педагог. Интервью Тиграна Аракеляна
- Пианисты третьего потока
- Пианисты пост-бопа
- Американские джазовые пианисты
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Музыканты из Спрингфилда, Массачусетс
- Выпускники Бард-колледжа
- Макартур Феллоуз
- 1935 рождений
- Живые люди
- Факультет консерватории Новой Англии
- Исполнители Novus Records
- Артисты Milestone Records
- Джазовые пианисты-авангардисты
- Исполнители ESP-Диска
- Американские пианисты 20-го века
- Джазовые музыканты из Массачусетса
- Исполнители Ilk Records
- Импровизирующие артисты. Исполнители пластинок.
- Исполнители музыки и искусства
- Исполнители Sunnyside Records
- Исполнители Black Saint / Soul Note
- Импульс! Записывает исполнителей
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Исполнители NoBusiness Records