Роберт Сиодмак
Роберт Сиодмак | |
---|---|
Рожденный | Дрезден , Германская империя (ныне Германия) | 8 августа 1900 г.
Умер | 10 марта 1973 г. | (72 года)
Занятие | Кинорежиссер |
Годы активности | 1927–1969 |
Супруг | Берта Оденхаймер (1933–1973; ее смерть) |
Семья | Курт Сиодмак (брат) |
Роберт Сиодмак ( / s i ˈ ɒ d . m æ k / ; 8 августа 1900 — 10 марта 1973) — немецкий кинорежиссер, также работавший в США. Его лучше всего помнят как по триллерам. специалиста [1] и для серии фильмов в стиле нуар, которые он снял в 1940-х годах, таких как «Убийцы» (1946).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сиодмак родился в Дрездене , Германия, в семье Розы Филиппинской (урожденной Блюм) и Игнаца Сиодмака и брата Курта , Вернера и Роланда. [2] Оба его родителя были из еврейских семей из Лейпцига (миф о его американском рождении в Мемфисе, штат Теннесси, был необходим ему для получения визы в Париже во время Второй мировой войны). Он работал режиссером и банкиром, прежде чем стать редактором и сценаристом Кертиса Бернхардта в 1925 году (Бернхардт снял фильм по рассказу Сиодмака « Конфликт» в 1945 году). В двадцать шесть лет он был нанят своим двоюродным братом, продюсером Сеймуром Небензалом , для сборки оригинальных немых фильмов из кадров старых фильмов. Сиодмак работал над этим два года, прежде чем убедил Небензаля профинансировать его первый полнометражный фильм, шедевр немого кино, Menschen am Sonntag (« Люди в воскресенье ») в 1929 году. Сценарий был написан в соавторстве с Билли Уайлдером и братом Сиодмака Куртом Сиодмаком , впоследствии сценаристом. « Человека -волка» (1941). Это было последнее немое немецкое кино, в нем также участвовали такие будущие голливудские артисты, как Фред Циннеманн , Эдгар Г. Ульмер и Ойген Шуффтан . Следующим его фильмом — первым в УФА, в котором использовался звук, — стала комедия 1930 года «Абшид» для писателей. Эмерик Прессбургер и Ирма фон Кубе , а затем «Der Mann, der seinen Mörder sucht» , еще одна комедия, но совершенно другая и необычная, вероятный продукт воображения Билли Уайлдера. Но в своем следующем фильме, криминальном триллере « Штурм Лейденшафта » с Эмилем Яннингсом и Анной Стен , Сиодмак нашел стиль, который стал его собственным.
С ростом нацизма и после нападок в прессе со стороны гитлеровского министра пропаганды Йозефа Геббельса в 1933 году после просмотра «Brennendes Geheimnis» ( «Жгучая тайна ») Сиодмак уехал из Германии в Париж. Его творческий потенциал процветал, поскольку следующие шесть лет он работал в самых разных киножанрах: от комедии ( «Сказочный секс» и «Парижская жизнь» ) до мюзикла ( «La crise est finie » с Даниэль Дарье ) и драмы ( «Мистер Флоу» , «Каргесон бланш»). , Молленар — сравните проницательную жену Габриэль Дорзиа с женой Розалинды Иван в «Подозреваемом» — и Пьежа с Морисом Шевалье и Эрихом фон Штрогеймом ). Находясь во Франции, он был на пути к тому, чтобы стать преемником Рене Клера , пока Гитлер снова не вытеснил его. Сиодмак прибыл в Калифорнию в 1939 году, где снял 23 фильма, многие из которых были широко популярными триллерами и криминальными мелодрамами, которые сегодня критики считают классикой нуара.
Голливудская карьера
[ редактировать ]Начиная с 1941 года, он сначала работал над несколькими фильмами категории B и работал программистами для различных студий, а затем в 1943 году заключил семилетний контракт с Universal Studios. Лучшими из этих ранних фильмов являются триллер « Полет ночью» 1942 года с Ричардом Карлсоном и Нэнси Келли , а в 1943 году «Кто-то, кого следует помнить » с Мейбл Пейдж в главной роли. Его услуги как директора дома часто использовались для спасения проблемных постановок студии. Например, в постановке Марка Хеллингера «Swell Guy» (1946) Сиодмак заменил Фрэнка Таттла всего через шесть дней после завершения работы над «Убийцами» . Сиодмак стабильно работал по контракту, в тени таких громких режиссеров, как Альфред Хичкок , с которым его часто сравнивала пресса.
В Universal Сиодмак снял еще один фильм категории B, «Сын Дракулы» (1943), третий в серии студийных фильмов о Дракуле (основанных на его брата Курта оригинальном рассказе ). Его второй работой стал Марии Монтес / Джона Холла автомобиль «Женщина-кобра» (1944), выполненный в цвете Technicolor .
Его первым полноценным нуаром стал «Призрачная леди» (1944) для штатного продюсера Джоан Харрисон , первой женщины-руководителя Universal и Альфреда Хичкока бывшего секретаря и помощника сценариста . Он продемонстрировал мастерство Сиодмака в работе с камерой и монтаже с потрясающим эффектом, но не в большей степени, чем в культовом эпизоде джем-сейшна с Элишой Куком-младшим, корчившимся за барабанами. После критического успеха « Призрачной леди » Сиодмак поставил «Рождественские каникулы» (1944) с Диной Дурбин и Джином Келли ( Ханс Дж. Солтер получил номинацию на «Оскар» за лучшую музыку). Начиная с этого фильма, его работы в Голливуде приобрели стилистические и тематические характеристики, которые проявляются в его более поздних нуарах. «Рождественские каникулы» , адаптированные из У. Сомерсета Моэма одноименного романа Германа Дж. Манкевича , были самым успешным полнометражным фильмом Дурбина. Использование Сиодмаком черно-белой кинематографии и городских пейзажей вместе с его дизайном света и тени соответствовало базовой структуре классических фильмов в стиле нуар. Фактически, он сотрудничал с рядом кинематографистов, таких как Николаса Мусураки , Элвуда Бределла и Франца Планера , в которых он достиг экспрессионистского образа, который он культивировал в первые годы своего пребывания в УФА. За время работы Сиодмака Universal максимально использовала стиль нуар в фильмах «Подозреваемый» , «Странное дело дяди Гарри» и «Тёмное зеркало» , но краеугольным камнем стали «Убийцы» . Выпущенный в 1946 году, это был Берта Ланкастера кинодебют Авы Гарднер и первая драматическая главная роль . Критический и финансовый успех принес Сиодмаку единственную номинацию на Оскар за режиссуру в Голливуде. Его немецкая постановка Nachts, wenn der Teufel kam , основана на вымышленной истории Бруно Людке , которого нацисты ложно обвинили в том, что он серийный убийца. [3] был номинирован на лучший фильм на иностранном языке в 1957 году. [4]
Еще находясь по контракту с Universal, Сиодмак работал в аренде RKO для продюсера Дора Шари в триллере «Винтовая лестница» , мастерском сочетании напряжения и ужаса, который, по словам Сиодмака, он монтировал по своему усмотрению из-за забастовки в Голливуде в 1945 году. Этот фильм принес Этель Бэрримор номинацию на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана. Для компании 20th Century Fox и продюсера Дэррила Ф. Занука он снял, частично на натуре в Нью-Йорке, криминальный нуар « Плач большого города» в 1948 году, а в 1949 году для MGM он занялся роскошной постановкой «Великий грешник» , но с многословным сценарием. оказалось неуправляемым для Сиодмака, который уступил руководство надежному и вежливому Мервину Лерою . Отданный в аренду компании «Парамаунт» в 1949 году, он снял для продюсера Хэла Б. Уоллиса свой предпоследний американский нуар « Досье о Тельме Джордон» с Барбарой Стэнвик в ее самой роковой и вызывающей сочувствие форме. Сиодмак видел в этом фильме тематическую связь с «Подозреваемым» и «Странным делом дяди Гарри» , с несостоявшимися любителями этих фильмов и, что немаловажно, их трагическими выводами (десять лет спустя он обратился к той же теме в Грубое и гладкое ). Возможно, его лучший американский нуар (хотя и не последний) — это «Крисс Кросс» , который воссоединил его не только с Ланкастером, но и с «Убийц» продюсером Марком Хеллингером , который внезапно умер до начала производства в 1949 году. Работал без непосредственного контроля Хеллингера. Опять же, Сиодмак смог сделать этот фильм своим, в отличие от предыдущего фильма. Роковая женщина из рабочего класса Ивонны Де Карло (высокая оценка в ее карьере) завершает смертельный треугольник вместе с Ланкастером и Дэном Дьюри : архетип обреченного влечения, центральный для всех нуаров Сиодмака, но тот, который он мог полностью выразить до нигилистического завершения. .
Сиодмак погрузился в творческий процесс и искренне любил работать с актерами, приобретя репутацию актерского режиссера за работу со многими будущими звездами, среди которых Берт Ланкастер, Эрнест Боргнин , Тони Кертис , Дебра Пейджет , Мария Шелл , Марио Адорф , Ава Гарднер. , Оливия де Хэвилленд , Дороти Макгуайр , Ивонн де Карло , Барбара Стэнвик , Джеральдин Фицджеральд и Элла Рейнс . [1]
Он руководил Чарльзом Лотоном (близким другом) и Джорджем Сандерсом , и оба сыграли, возможно, самые невероятные, самые естественные и недостаточно сыгранные в их карьере. От Лона Чейни-младшего он позаимствовал нехарактерно сдержанную и хладнокровно-грозную игру для «Сына Дракулы» . Ему вместе с Ланкастером удалось передать юношескую уязвимость в «Убийцах» , несмотря на возраст актера (ему было 33). Ему удалось добиться от Джина Келли правдоподобной, драматической игры. Он также помог поднять общественный авторитет Авы Гарднер.
Вернуться в Европу
[ редактировать ]Перед отъездом в Европу в 1952 году, после проблемной постановки «Багровый пират» для Norma Productions (распространяемой через Warner Bros. ) и продюсера Гарольда Хекта , его третьего и последнего фильма с Бертом Ланкастером (Сиодмак окрестил этот хаотический опыт «Безумствами Хекта»), Сиодмак снял одни из лучших нуаров той эпохи (всего двенадцать), больше, чем любой другой режиссер, работавший в этом стиле. Однако его отождествление с фильмом нуар, обычно непопулярным среди американской публики, возможно, было скорее проклятием, чем благословением.
Он часто выражал желание сделать картины «иного типа и фона», чем те, которые он делал в течение десяти лет. Тем не менее, он разорвал свой контракт с Universal последним нуаром, разочаровывающим фильмом «Депортированные» (1951), который он снимал частично за границей (Сьодмак был одним из первых режиссеров-беженцев, вернувшихся в Европу после съемок американских фильмов). История основана на депортации гангстера Чарльза «Счастливчика» Лучано . Сиодмак надеялся, что главную роль сыграет Лоретта Янг , но остановился на шведской актрисе Марте Торен .
Те «другие типы» фильмов, которые он снял — «Великий грешник» (1949) для MGM , «Time Out of Mind» (1947) для Universal (который также продюсировал Сиодмак), «Свисток в Итон-Фолс» (1951) для Columbia Pictures (фильм Эрнеста Боргнина ) дебют и возвращение Дороти Гиш на экран) — все это оказалось плохо подходящим для его чувств к нуару (хотя в 1952 году «Багровый пират» , несмотря на сложную постановку, стал неожиданным и приятным исходом — на самом деле Ланкастер считал, что он послужил источником вдохновения для насмешливый стиль фильмов о Джеймсе Бонде ).
Пять месяцев, в течение которых он сотрудничал с Баддом Шульбергом над сценарием под предварительным названием «Камень в реке Гудзон» , ранней версией « На набережной» , также стали для Сиодмака большим разочарованием. В 1954 году он подал в суд на продюсера Сэма Шпигеля за нарушение авторских прав. Сиодмак получил 100 000 долларов, но не получил экранного признания. Его вклад в оригинальный сценарий так и не был признан.
Возвращение Сиодмака в Европу в 1954 году с номинацией на Гран-при Каннского кинофестиваля за ремейк фильма Жака Фейдера « Великая игра » было ошибкой, несмотря на то, что в нем снимались звезды Джина Лоллобриджида (две из них) и Арлетти в роли Франсуазы . Розай , жена Фейдера. В 1955 году Сиодмак вернулся в Федеративную Республику Германия чтобы снять фильм «Крысы» , вместе с Марией Шелл и Курдом Юргенсом , выиграв « Золотого берлинского медведя» на Берлинском кинофестивале 1955 года . [5] Это был первый из серии фильмов, критикующих его родину во время и после Гитлера, в которую входили «Нахтс», «Венн дер Тойфель кам» , одновременно триллер и социальный артефакт Германии под властью нацистов, снятый в документальном стиле, напоминающем « Меншен ам Зоннтаг» и «Свисток». в Итон-Фолс , а в 1960 году — «Майн Шульфройнд» , абсурдистскую комедию, мрачную и странную, с Хайнцем Рюманном в роли почтового работника, пытающегося воссоединиться с другом детства Германом Герингом . В апреле 1958 года Сиодмак был назначен руководителем Кирка Дугласа кинокомпании Bryna Productions в качестве европейского представителя. [6]
Между этими фильмами и фильмом «Mein Vater, der Schauspieler» в 1956 году с О. У. Фишером (западногерманский Рок Хадсон ) он отправился на территорию Дугласа Сирка с отвратительной мелодрамой «Доротея Ангерманн» в 1959 году с участием немецкой звезды Рут Лойверик . Позже в том же году он уехал из Германии в Великобританию, чтобы снимать фильм «Грубый и гладкий» с Надей Тиллер и Тони Бриттоном , еще один нуар, но гораздо более жестокий и мрачный, чем все, что он снимал в Америке (сравните его мрачный финал с финалом « The Файл о Тельме Джордан ). Он последовал за «Катией» также в 1959 году, рассказом о царской России, с 21-летней Роми Шнайдер , ошибочно названной в Америке «Великолепной грешницей» , напомнив — в неблагоприятном свете — другую костюмированную мелодраму Сиодмака. В 1961 году фильм «Дело Нины Б» с Пьером Брассером и Надей Тиллер (снова) вернул Сиодмака на знакомую почву в блестящем черно-белом триллере о наемном охотнике за нацистами, который, как можно утверждать, был Начало многих фильмов на шпионскую тематику, столь популярных в 1960-х годах. В 1962 году развлекательная программа «Побег из Восточного Берлина» с Доном Мюрреем и Кристиной Кауфман имел характерный стиль триллера Сиодмака, но позже он отверг его как нечто, что он сделал для «маленьких детей в Америке». Его работа в Германии вернулась к программистам, подобным тем, которые начали свою карьеру в Голливуде 23 года назад. С 1964 по 1965 год он снял серию фильмов с бывшим Тарзаном Лексом Баркером : «Стрельба» , «Сокровища ацтеков » и «Пирамида Бога Солнца» , все они взяты из вестернов-приключенческих романов Карла Мэя .
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Возвращение Сиодмака в голливудское кинопроизводство в 1967 году с широкоэкранным вестерном « Кастер Запада» стало еще одним разочарованием, получив в основном негативные отзывы критиков и не сумев добиться кассовых сборов. Сиодмак завершил свою карьеру шестичасовым двухчастным эпосом о тогах и колесницах «Кампф ум Ром» (1968), более манерным произведением (возможно, намеренно), чем «Женщина-кобра» . Был краткий и прибыльный набег на телевидение Великобритании с сериалом OSS (1957–58). В последний раз Сиодмака видели публично в интервью швейцарскому телевидению в его доме в Асконе в 1971 году. Он умер один в 1973 году в Локарно от сердечного приступа . [7] через семь недель после смерти жены.
Британский институт кино провел ретроспективу его карьеры в апреле и мае 2015 года. [8]
Фильмография
[ редактировать ]- Люди в воскресенье (немецкий немой фильм, 1930)
- Бой с драконом, или: Трагедия квартиранта (1930, короткометражка)
- Прощание (немецкий язык, 1930)
- Человек в поисках своего убийцы (немецкий язык, 1931)
- Дознание (немецкий язык, 1931)
- О дознании (французский язык, 1931)
- Бури страсти (немецкий язык, 1932)
- Беспорядки (французский язык, 1932)
- Быстрый (немецкий язык, 1932)
- Быстрый (французский язык, 1932)
- Жгучая тайна (немецкий язык, 1933)
- Слабый пол (французский язык, 1933)
- Кризис окончен (французский язык, 1934)
- Парижская жизнь (французский язык, 1936)
- Парижская жизнь (англоязычный, 1936)
- «Великий рефрен» (сорежиссер: Ив Миранд , 1936)
- Комплименты мистера Флоу (1936)
- Белый груз (1937)
- Молленар (1938)
- Ультиматум (1938, совместно с Робертом Вином , в титрах не указан)
- Корсиканские братья (1939, режиссер-супервайзер)
- Личная колонка (1939)
- Вдова Вест-Пойнта (1941)
- Ночной полет (1942)
- Мое сердце принадлежит папе (1942)
- Ночь перед разводом (1942)
- Кто-то, кого следует помнить (1943)
- Сын Дракулы (1943)
- Призрачная леди (1944)
- Женщина-кобра (1944)
- Рождественские каникулы (1944)
- Подозреваемый (1944)
- Странное дело дяди Гарри (1945)
- Винтовая лестница (1945)
- Убийцы (1946)
- Темное зеркало (1946)
- Время вне разума (1947)
- Крик города (1948)
- Крисс Кросс (1948)
- Великий грешник (1949)
- Дело о Тельме Джордон (1949)
- Депортирован (1950)
- Свисток в Итон-Фолс (1951)
- Багровый пират (1952)
- Плоть и женщина (1954)
- Крысы (1955)
- Мой отец, актер (1956)
- Дьявол наносит удар ночью (1957)
- ОСС (1957–1958, сериал, 4 серии)
- Доротея Ангерманн (1959)
- Грубое и гладкое (1959)
- Великолепный грешник (1959)
- Мой школьный друг (1960)
- Дело Нины Б. (1961)
- Побег из Восточного Берлина (1962)
- Стрельба (1964)
- Сокровище ацтеков (1965)
- Пирамида Бога Солнца (1965)
- Кастер Запада (1967)
- Битва за Рим I (1968)
- Битва за Рим II (1969)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Веттбеверб/На конкурсе». Движущиеся картинки , Берлинале Экстра . Берлин. 11–22 февраля 1998 г., стр. 84–85.
- ^ Якобсен, В.; Принцлер, Х.Х. (1998). Братья Сиодмак . Аргон. ISBN 9783870244699 . Проверено 1 августа 2015 г.
- ^ Глейзер, Эмели (3 сентября 2021 г.). «Выдуманный серийный убийца» . Ежедневная газета . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ «Номинанты и победители 30-й церемонии вручения премии Оскар (1958)» . oscars.org . Проверено 25 октября 2011 г.
- ^ «5-й Берлинский международный кинофестиваль: лауреаты» . berlinale.de . Проверено 24 декабря 2009 г.
- ^ Эстрада (1958). Эстрада (апрель 1958 г.) . Цифровая библиотека истории СМИ. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательская компания Variety.
- ^ «Роберт Сиодмак, кинорежиссер, 72 года» . Нью-Йорк Таймс . 12 марта 1973 года.
- ^ «Добро пожаловать в BFI Southbank онлайн» . Whatson.bfi.org.uk. Архивировано из оригинала 16 марта 2015 года . Проверено 1 августа 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Роберт Сиодмак на IMDb
- Чувства кино: критическая база данных великих режиссеров
- Регелексикон
- Литература о Роберте Сиодмаке
- Досье о Роберте Сиодмаке в Голливуде: 1941–1951 гг.
- 1900 рождений
- 1973 смерти
- Сотрудники Bryna Productions
- Кинолюди из Дрездена
- Люди из Королевства Саксония
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в США
- Режиссеры из Лос-Анджелеса
- немецкие режиссеры
- Лауреаты премии немецкого кино за лучшую режиссуру
- Директора победителей «Золотого медведя»
- Еврейские кинематографисты