Рене Клер
Рене Клер | |
---|---|
![]() Рене Клер и Эрик Сати , 1924 год. | |
Рожденный | Рене-Люсьен Шометт 11 ноября 1898 г. Париж , Франция |
Умер | 15 марта 1981 г. | (82 года)
Занятия |
|
Годы активности | 1924–1976 |
Супруг | Броня Перлмуттер (м.1926) |
Дети | 1 |
Рене Клер (11 ноября 1898 — 15 марта 1981), урожденный Рене-Люсьен Шометт , был французским кинорежиссёром и писателем. Впервые он заработал свою репутацию в 1920-х годах как режиссер немого кино, в котором комедия часто смешивалась с фэнтези. Он продолжал снимать некоторые из самых инновационных ранних звуковых фильмов во Франции, а затем уехал за границу, чтобы работать в Великобритании и США более десяти лет. Вернувшись во Францию после Второй мировой войны, он продолжал снимать фильмы, отличавшиеся элегантностью и остроумием, часто представляющие ностальгический взгляд на французскую жизнь прежних лет. Он был избран членом Французской академии в 1960 году. Среди самых известных фильмов Клера - «Un chapeau de paille d'Italie» ( «Итальянская соломенная шляпа» , 1928), «Sous les toits de Paris» ( «Под крышами Парижа» , 1930), «Миллион» (1931 ). ), À nous la liberté (1931), «Я женился на ведьме» (1942) и «А потом» Их не было (1945).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рене Клер родился и вырос в Париже, в районе Ле-Аль, чей живой и колоритный характер произвел на него неизгладимое впечатление. [ 1 ] Его отец был торговцем мылом; у него был старший брат Анри Шометт (1896 г.р.). Он посещал лицей Монтеня и лицей Луи-ле-Гран. В 1914 году он изучал философию; среди его друзей в то время был Раймон Пайель, ставший актером и писателем Филиппом Эриа . [ 2 ] В 1917 году, в возрасте 18 лет, он служил водителем скорой помощи во время Первой мировой войны , прежде чем стал инвалидом из-за травмы позвоночника. Он был глубоко тронут ужасами войны, свидетелем которой он стал, и выразил это в написании сборника стихов под названием La Tête de l'homme (который так и остался неопубликованным). Вернувшись после войны в Париж, он начал карьеру журналиста в левой газете L'Intransigeant . [ 3 ]
Кинокарьера
[ редактировать ]Познакомившись с певицей мюзик-холла Дамией и написав для нее несколько песен, Клер уговорил ее посетить в 1920 году студию Gaumont, где снимался фильм, а затем согласился взять на себя главную роль в фильме « Le Lys de la vie», поставленном Лои Фуллер и Габриэль Сорер . Он принял сценический псевдоним Рене Клер, за ним последовало еще несколько актерских работ, в том числе Паризетт для Луи Фейяда . В 1922 году он расширил свою карьеру журналиста, став редактором нового приложения к ежемесячному журналу Théâtre et Comœdia illustrés . Он также посетил Бельгию и после представления своего брата Анри стал ассистентом режиссера Жака де Барончелли в нескольких фильмах. [ 4 ]
1924–1934
[ редактировать ]В 1924 году при поддержке продюсера Анри Диаман-Берже Клер получил возможность снять свой первый фильм «Paris qui dort» ( «Безумный луч» ), короткометражное комическое фэнтези. попросили Клера Однако перед тем, как его показали, Фрэнсис Пикабиа и Эрик Сати снять короткометражный фильм, который будет показан в рамках их дадаистского балета «Релаш» ; он создал «Антракт» (1924), благодаря которому Клер стал ведущим представителем парижского авангарда. [ 5 ] [ 6 ]
Фантазии и сны также были компонентами его следующих двух фильмов, но в 1926 году Клер взял новое направление, когда он присоединился к компании Александра Каменки Films Albatros, чтобы снять драматический рассказ La Proie du vent ( «Добыча ветра »), который встретил коммерческий успех. успех. Он оставался в «Альбатросе» для своих последних двух немых фильмов, «Un chapeau de paille d'Italie» ( «Итальянская соломенная шляпа» ) и «Les Deux Timides» ( «Две робкие души» ) (оба 1928), в которых он стремился перевести по существу словесную комедию двух пьесы Лабиша в произведениях немого кино. [ 7 ] Находясь в «Альбатросе», Клер познакомился с дизайнером Лазаром Меерсоном и оператором Жоржем Периналем , которые оставались с ним важными сотрудниками в течение следующего десятилетия. К концу эпохи немого кино Клер прославился как одно из величайших имен в кино, наряду с Гриффитом , Чаплином , Пабстом и Эйзенштейном . Будучи автором всех собственных сценариев, который также уделял пристальное внимание каждому аспекту создания фильма, включая монтаж, Клер был одним из первых французских режиссеров, утвердивших для себя полную роль автора . [ 8 ]
Клер изначально скептически отнесся к появлению звука в фильмах и назвал его «неестественным творением». [ 9 ] Затем он осознал творческие возможности, которые это предлагало, особенно, по его мнению, если саундтрек не использовался реалистично; слова и изображения не должны, да и не должны быть связаны друг с другом в неуклюжем дублировании информации; диалог не всегда должен быть услышан. [ 10 ] Между 1930 и 1933 годами Клер исследовал эти идеи в своих первых четырех звуковых фильмах, начиная с Sous les toits de Paris ( «Под крышами Парижа »); за этим последовали Le Million (1931), À nous la liberté (1931) и Quatorze juillet ( День взятия Бастилии ) (1933). Все эти фильмы изображали нежный и идеализированный взгляд на жизнь рабочего класса и во многом способствовали созданию популярного романтического образа Парижа, который стал известен во всем мире. [ 5 ] Эти фильмы были сняты на студии Epinay Studios for Films Sonores Tobis, французской дочерней компании немецкой компании Tobis .
Когда Чаплин снимал «Новые времена» в 1936 году, было отмечено, что некоторые его части имеют заметное сходство со сценами из «Мы свободны» , и продюсерская компания «Тобис» подала иск о плагиате против United Artists , продюсеров фильма Чаплина. Клера это смутило, поскольку он признал свой долг перед духом Чаплина и отказался участвовать в акции. [ 11 ]
После огромного успеха этих ранних звуковых фильмов, Клер столкнулся с серьезной неудачей, когда его следующий фильм, Le Dernier Milliardaire ( Последний миллиардер / Последний миллионер ) (1934), потерпел критический и коммерческий провал. Во время визита в Лондон на британскую премьеру фильма он встретил Александра Корду , который предложил ему контракт на работу в Англии. Он согласился, и начался длительный период изгнания из кинопроизводства во Франции. [ 12 ] [ 13 ]
1935–1946
[ редактировать ]Контракт Клера с London Films Корды был рассчитан на два года и предусматривал три фильма. Из-за ограниченного владения английским языком он сотрудничал с американским драматургом Робертом Э. Шервудом в качестве сценариста своего первого фильма «Призрак идет на запад» (1935), комического фэнтези о столкновении трансатлантических культур. Клер и Шервуд стали близкими друзьями. В январе 1936 года Клер посетил Америку на две недели, проверяя возможности будущего трудоустройства, но все еще планируя остаться с Кордой. Однако Корда отклонил следующий сценарий Клэр, и они расстались. [ 14 ] Оставшееся время Клера в Англии привело к созданию еще одного законченного фильма, «Сообщите новости» (1938), музыкальной комедии с Джеком Бьюкененом и Морисом Шевалье .
Вернувшись во Францию, Клер в 1939 году попытался снять там еще один фильм, «Air Pur» , который должен был стать праздником молодости и детства, но начало войны прервало съемки, и от них отказались. [ 15 ] В мае 1940 года Жан Жироду , тогдашний министр информации, предложил Клеру, что кинопрофессия должна сосредоточить свои ресурсы на юге страны, в Ницце и Марселе, а при необходимости основать французский продюсерский центр в Соединенных Штатах. Именно с этим последним планом Клер и его семья вместе с Жюльеном Дювивье уехали в Америку, но к тому времени, когда он добрался до Нью-Йорка, проект уже провалился, и он отправился прямиком в Голливуд, где им заинтересовались несколько студий. нанимая его. [ 16 ] [ 17 ] Он снял свой первый американский фильм для Universal Studios «Пламя Нового Орлеана» (1941), но это был настолько коммерческий провал, что какое-то время карьера Клера как режиссера оказалась на волоске. [ 16 ] После более чем годичной задержки его следующим фильмом был «Я женился на ведьме» (1942), за ним последовал «Это случилось завтра» (1944), оба из которых имели неплохой успех, а затем « И тогда никого не было» (1945), который оказался иметь исключительный коммерческий успех, несмотря на то, что он, пожалуй, наименее личный из его голливудских проектов. [ 18 ] Каждый из американских фильмов Клера снимался для разных студий.
В 1941 году правительство Виши лишило Клера французского гражданства, однако позже это решение было отменено. [ 19 ] Также в 1941 году он узнал о смерти своего брата Анри Шомета во Франции от полиомиелита. [ 20 ] В 1943 году он планировал поехать в Алжир, чтобы организовать Кинематографическую службу армии, но финансирование проекта было прекращено, когда он уже был на исходе. [ 21 ] В июле 1945 года он вернулся во Францию с коротким визитом, а затем наконец вернулся в июле 1946 года, подписав контракт с RKO на съемку своего следующего фильма во Франции. [ 16 ]
Американское изгнание Клера позволило ему развить характерную для него жилку иронической фантазии в нескольких коммерчески успешных фильмах, но было некоторое ощущение, что это произошло за счет личного контроля и что его результаты там не соответствовали качеству его более ранних работ в Франция. [ 3 ] [ 22 ] Сам Клер признавал, что работа в высокоорганизованных американских студиях позволила ему работать в идеальных условиях: «Несмотря на ограничения американской системы, при желании можно взять на себя ответственность. В своих четырех голливудских фильмах я удалось сделать то, что я хотел». [ 23 ]
1947–1965
[ редактировать ]Первым фильмом Клера по его возвращению во Францию была романтическая комедия Le Silence est d'or ( Молчание - золото ) (1947), действие которого происходило в 1906 году и ностальгически напоминало мир раннего французского кинопроизводства; Мольера его сюжет также создал вариации на тему «Школы женщин» . [ 24 ] Клер считал его одним из лучших своих послевоенных фильмов. [ 25 ] Литературное вдохновение легло в основу и других фильмов: «Фауст» для La Beauté du diable ( «Красавица и дьявол ») (1950); и Дон Жуан для «Больших маневров» (1955). В этих двух фильмах и промежуточном фильме Красавицы ночи « » (1952) главным актером был Жерар Филип, который стал для Клера другом и любимым исполнителем. [ 26 ] «Порт де Лила» (1957) был мрачным фильмом, действие которого снова происходило в популярном районе Парижа с его живописными жителями, для которого певца Жоржа Брассенса уговорили дать свой единственный фильм. [ 27 ]
В 1950-е годы, когда появилось новое поколение французских критиков и кинематографистов, которым не нравились преобладающие способы кинопроизводства, Клера все чаще критиковали как представителя cinéma de qualité , «кино стариков». [ 28 ] преобладала ностальгия по молодости. [ 8 ] Его статус как деятеля «истеблишмента» был дополнительно подтвержден его избранием во Французскую академию в 1960 году. Хотя он продолжал снимать еще несколько фильмов в комедийном ключе, таких как Tout l'or du monde ( «Все золото мира»). ) (1961), они не были хорошо приняты, и он снял свой последний фильм Les Fêtes galantes ( «Кружевные войны» ) в 1965 году. [ 13 ] [ 29 ]
Написание и последующая работа
[ редактировать ]Клер начал свою карьеру в качестве журналиста, и писательство оставалось для него важным интересом, к которому он все чаще обращался в последние годы своей жизни. В 1926 году он опубликовал роман « Адамс» (переведенный на английский как «Star Turn ») о голливудской звезде, для которой грань между реальным и нереальным становится размытой. [ 30 ] Время от времени он возвращался к написанию художественной литературы ( «Принцесса Китая» и «Игры Азара» ), но многие его публикации были посвящены кинематографу, включая размышления о его собственных фильмах. Помимо множества журнальных статей, его основными публикациями были:
- Адамс . (Париж: Грассе, 1926). Английский перевод, Star Turn (Лондон: Chatto & Windus, 1936).
- Мысль сделана . (Париж: Галлимар, 1951). Английский перевод, Размышления о кино . (Лондон: Уильям Кимбер, 1953).
- «Принцесса Китая», а затем «Одно ведет к другому» . (Париж: Грассе, 1951).
- Комедии и комментарии . (Париж: Gallimard, 1959) [включает 5 сценариев Клера]. Английский перевод, частично, «Четыре сценария» . (Нью-Йорк: Орион Пресс, 1970).
- Приемная речь во Французской академии . (Париж: Галлимар, 1962).
- Всё золото мира . (Париж: Галлимар, 1962).
- Кино вчерашнего дня, кино сегодняшнего дня . (Париж: Галлимар, 1970). Английский перевод, Кино вчера и сегодня . (Нью-Йорк: Дувр, 1972).
- «Странное дело небес» по роману Джона Марстона «Голландская куртизанка» . (Париж: Галлимар, 1972).
- Азартные игры: истории и новости . (Париж: Галлимар, 1976).
Клер также рискнула работать в других средствах массовой информации. В 1951 году он поставил свою первую радиопостановку « Une larme du diable» . В 1959 году он поставил постановку Мюссе « On ne badine pas avec l'amour» , в которой Жерар Филип дал одно из своих последних представлений перед смертью. В 1972 году он поставил «Орфею» Глюка в Парижской опере.
Личная жизнь
[ редактировать ]В конце 1924 года, когда Клер работал над сине-эскизом для театра вместе с Франсом Пикабиа, он впервые встретил молодую актрису Бронью Перлмуттер, которая впоследствии появилась в его фильме «Воображаемое путешествие» (1926), премьера которого состоялась в только что открывшейся Студии де Урсулинки . Они поженились в 1926 году, а в 1927 году у них родился сын Жан-Франсуа. [ 31 ] [ 32 ]
Рене Клер умер дома 15 марта 1981 года и был похоронен в частном порядке в Сен-Жермен-л'Осерруа. [ 33 ]
Репутация
[ редактировать ]Репутация Клера как кинорежиссера претерпела значительную переоценку в течение его жизни: в 1930-х годах он широко считался одним из величайших режиссеров Франции, наряду с Ренуаром и Карне , но после этого его работы стали искусственными и оторванными от реалий жизни. все больше терял популярность. [ 34 ] Авангардизм его первых фильмов, особенно «Антракта» , принес ему временную известность, а основы сюрреализма продолжали лежать в основе большей части его комедийных работ. Однако именно творческая манера, с помощью которой он преодолел свой первоначальный скептицизм по поводу появления звука, установила его оригинальность, а его первые четыре звуковых фильма принесли ему международную известность. [ 10 ]
Годы работы Клера в Великобритании и США сделали его еще более широко известным, но не показали какого-либо заметного развития в его стиле или тематических взглядах. Именно в послевоенных фильмах, которые он снял по возвращении во Францию, некоторые критики заметили новую зрелость и эмоциональную глубину, сопровождаемые преобладающим чувством меланхолии, но все же обрамленные элегантностью и остроумием, которые характеризовали его ранние работы. [ 13 ] [ 34 ]
Однако в 1950-х годах критики, провозгласившие приход французской новой волны , особенно те, кто был связан с Cahiers du Cinéma , сочли работы Клера старомодными и академичными. Франсуа Трюффо резко написал о нем после просмотра «Пламя Нового Орлеана» : «Мы не следуем нашим старшим в отдании одинаковой дани Ренуару и Клеру. Нет ни одного фильма Клера, который мог бы сравниться по изобретательности и остроумию с « Тиром во фланке» Ренуара . ... Клер снимает фильмы для пожилых дам, которые ходят в кино два раза в год». [ 35 ]
Андре Базен , редактор-основатель Cahiers , дал более взвешенную оценку: «Рене Клер остался в некотором смысле режиссером немого кино. Каким бы ни было качество и важность его последних фильмов, выражение через изображение всегда преобладает над этим». слова, и почти никогда не упускаешь сути, если лишь смутно слышишь диалог». [ 36 ] Именно в специальном выпуске Cahiers du Cinéma , посвященном нынешнему состоянию французского кино в 1957 году, Клер получил одну из своих самых положительных оценок: «Полноценный автор фильмов, который, начиная с эпохи немого кино, привнес во французское кино интеллект. , утонченность, юмор, интеллектуальные качества, слегка суховатые, но улыбающиеся и с хорошим вкусом.... Что бы ни случилось в его богатой карьере, он создал свой собственный кинематографический мир, полный строгости и не лишенный воображения, Спасибо и поэтому он остается одним из наших величайших режиссеров». [ 37 ]
Подобные оценки впоследствии были редкостью, а самостоятельная искусственность фильмов Клера, его настойчивость в тщательной подготовке часто литературного сценария и его предпочтение съемкам в студии, а не на натуре, все больше отличали его от современных тенденций в кино. -изготовление. [ 8 ] [ 10 ] [ 34 ] Парадокс репутации Клера еще больше усилился теми комментаторами, которые считали Франсуа Трюффо истинным преемником Клера во французском кино, несмотря на случаи их взаимного пренебрежения. [ 38 ] [ 39 ]
Фильмография
[ редактировать ]Художественные фильмы
[ редактировать ]
|
|
Короткометражные фильмы
[ редактировать ]- Антракт (1924)
- Ла Тур (1928) (документальный)
- Навсегда и один день (1943) (отрывок «1897»)
- Француженка и любовь (1960) (отрывок «Женитьба»)
- Любовь и француженка
- Четыре истины (1962) (отрывок «Два голубя»)
- Три басни о любви
Телевидение
[ редактировать ]- Басни Лафонтена (1964) (эпизоды "?")
Награды и почести
[ редактировать ]Рене Клер был удостоен национальных наград: кавалера Почетного легиона , кавалера искусств и литературы и Большого креста Национального ордена за заслуги . В 1953 году он получил Гран-при французского кино.
В 1956 году ему была присвоена степень почётного доктора Кембриджского университета .
В 1960 году он был избран членом Французской академии ; он не был первым режиссером, удостоенным такой чести (ему предшествовали Марсель Паньоль (1946), Жан Кокто (1955) и Марсель Ашар (1959)), но он был первым, кого избрали главным образом как режиссер. В 1994 году Академия учредила премию Рене-Клера как ежегодную премию, присуждаемую выдающемуся кинорежиссеру. [ 40 ]
В 1967 году он получил степень почётного доктора Королевского колледжа искусств в Лондоне.
Помимо множества наград за отдельные фильмы, Клер получил почетный приз на 11-м Московском международном кинофестивале в 1979 году за вклад в кинематограф. [ 41 ]
Площадь Рене Клера в Булони-Бийанкуре , на окраине Парижа, недалеко от места бывших киностудий в этом районе, названа в его честь.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь французского кино : под руководством Жана-Лу Пассека. (Париж: Ларусс, 1987). стр.80.
- ^ Жан Митри, Рене Клер . (Париж: Университетские издания, 1960). стр.5.
- ^ Перейти обратно: а б Эфраим Кац, Международная киноэнциклопедия . (Лондон: Макмиллан, 1980). стр.241.
- ^ Жан Митри, Рене Клер . (Париж: Университетские издания, 1960). стр.7-9.
- ^ Перейти обратно: а б Словарь французского кино : под руководством Жана-Лу Пассека. (Париж: Ларусс, 1987). стр.81.
- ↑ Рене Клер был одним из художников, представленных на ретроспективной групповой выставке «Дада — это дада» в Bildmuseet , Университет Умео, Швеция, которая проходила с 17 ноября 2017 года по 20 мая 2018 года. «Дада — это дада» . [Проверено 25 января 2021 г.]
- ^ «Рене Клер и Альбатрос» , в «Русском кино в изгнании: приключения Albatros Films» . Французская синематека. Проверено 30 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Словарь французского популярного кино ; под руководством Кристиана-Марка Боссено и Янника Деэ. (Париж: Нуво Монд, 2004). стр.204.
- ^ Пьер Бийяр, Тайна Рене Клера . (Париж: Плон, 1998). с.154: "...говорящее кино, грозное чудовище, противоестественное создание, благодаря которому экран стал бы театром бедным, театром бедных".
- ^ Перейти обратно: а б с Международный словарь кино и кинематографистов – 2: Режиссеры ; 4-е изд.; редакторы Том Пендергаст, Сара Пендергаст. (Детройт, Лондон и т. д.: St James Press, 2000). стр.193.
- ^ Селия МакГерр, Рене Клер . (Бостон: Туэйн, 1980). стр. 104.
- ^ Жан Митри, Рене Клер . (Париж: Университетские издания, 1960). стр.94.
- ^ Перейти обратно: а б с Международный словарь кино и кинематографистов – 2: Режиссеры ; 4-е изд.; редакторы Том Пендергаст, Сара Пендергаст. (Детройт, Лондон и т. д.: St James Press, 2000). стр.194.
- ^ Селия МакГерр, Рене Клер . (Бостон: Туэйн, 1980). стр. 123, 130-131.
- ^ Жан Митри, Рене Клер . (Париж: Университетские издания, 1960). стр.102.
- ^ Перейти обратно: а б с Жан Митри, Рене Клер . (Париж: Университетские издания, 1960). стр.11.
- ^ Селия МакГерр, Рене Клер . (Бостон: Туэйн, 1980). стр. 138.
- ^ Жорж Шарансоль и Роже Режан, 50 лет кино с Рене Клером . (Париж: Éditions de la Table Ronde. 1979). стр.149.
- ^ Оливье Барро, Рене Клер, или Измеренное время . (Ренан: FOMA/5 континентов, 1985). стр.54.
- ^ Селия МакГерр, Рене Клер . (Бостон: Туэйн, 1980). стр.150.
- ^ Селия МакГерр, Рене Клер . (Бостон: Туэйн, 1980). стр. 15-17.
- ^ Жорж Садуль, Французское кино (1890-1962) . (Париж: Фламмарион, 1962). стр.106.
- ^ Жорж Шарансоль и Роже Режан, 50 лет кино с Рене Клером . (Париж: Éditions de la Table Ronde. 1979). с.136: "Несмотря на узость американской системы, можно, если захотеть, взять на себя ответственность. В своих четырех фильмах в Голливуде мне удалось сделать то, что я хотел".
- ^ Рене Клер, Четыре сценария ; пер. Пьерджузеппе Боццетти. (Нью-Йорк: Орион Пресс, 1970). стр.107.
- ^ Селия МакГерр, Рене Клер . (Бостон: Туэйн, 1980). стр.199.
- ^ Словарь французского популярного кино ; под руководством Кристиана-Марка Боссено и Янника Деэ. (Париж: Нуво Монд, 2004). стр.609.
- ^ Жорж Шарансоль и Роже Режан, 50 лет кино с Рене Клером . (Париж: Éditions de la Table Ronde. 1979). стр.183-187.
- ^ Жан-Пьер Жанколя, Le Cinéma des Français: la V и Республика (1958-1978) . (Париж: Editions Stock, 1979). с.97: "кинотеатр для стариков".
- ^ Дэвид Томсон, Новый биографический словарь кино . (Лондон: Литтл, Браун, 2002). стр.161.
- ^ Селия МакГерр, Рене Клер . (Бостон: Туэйн, 1980). стр. 48.
- ^ Жан Митри, Рене Клер . (Париж: Университетские издания, 1960). стр.10.
- ^ Селия МакГерр, Рене Клер . (Бостон: Туэйн, 1980). стр.60.
- ^ Пьер Бийяр, Тайна Рене Клера . ([Париж]: Плон, 1998). стр.443.
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвид Томсон, Новый биографический словарь кино . (Лондон: Литтл, Браун, 2002). стр.160.
- ^ В Cahiers du Cinéma , № 37 (июль 1954 г.): цитируется в Оливье Барро, Рене Клер, или Le Tempsmeasured . (Ренан: FOMA/5 континентов, 1985). стр.53-54.
- ^ Андре Базен на лекции в Варшаве в 1957 году; цитируется Оливье Барро, Рене Клером или «Измеренное время» . (Ренан: FOMA/5 континентов, 1985). с.94: «Рене Клер остался в известном смысле режиссером немого кино. Каким бы ни было качество и значение его последних фильмов, специфическая экспрессия образа всегда преобладает над экспрессией слова и фразы «Мы почти никогда не теряем сути, если мы слышим диалог лишь приблизительно».
- ^ Цитируется в Оливье Барро, Рене Клер или Измеренное время . (Ренан: FOMA/5 континентов, 1985). с.95: «Полноценный автор кино, который из немого кино привнес во французское кино интеллект, утонченность, юмор, несколько сухой, но улыбчивый и хороший вкус интеллектуализма.... Что угодно. Вслед за своей богатой карьерой он создал кинематографическую вселенную свой, полный строгости и не лишенный фантазии, благодаря чему он остается одним из величайших наших режиссеров».
- ^ Оливье Барро, Рене Клер или Le Temps meuré . (Ренан: FOMA/5 континентов, 1985). стр.90-91,95.
- ^ Словарь французского популярного кино ; под руководством Кристиана-Марка Боссено и Янника Деэ. (Париж: Нуво Монд, 2004). с.202: "Во всем мире Рене Клер долгое время занимал роль, которую взял на себя Франсуа Трюффо: роль духа французского кино...."
- ↑ Рене Клер. Архивировано 12 декабря 2010 года в Wayback Machine Французской академии. По состоянию на 20 мая 2012 г.
- ^ «11-й Московский международный кинофестиваль (1979)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 3 апреля 2014 года . Проверено 20 января 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рене Клер на IMDb
- Библиография книг и статей о Рене Клер через центр медиа-ресурсов Калифорнийского университета в Беркли.
- 1898 рождений
- 1981 смертей
- Актеры-мужчины из Парижа
- Французские сценаристы-мужчины
- Французские сценаристы XX века
- французские кинорежиссеры
- Французские кинопродюсеры
- Французские киноактеры-мужчины
- Французские актеры немого кино мужского пола
- Члены Французской академии
- Выпускники Лицея Монтень (Париж)
- Выпускники лицея Луи-ле-Гран
- Грудь
- Французские режиссеры-экспериментаторы
- Французские художники-сюрреалисты
- Режиссеры-сюрреалисты
- Французские актеры-мужчины 20-го века
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Похороны на общественном кладбище Нейи-сюр-Сен.
- Французские журналисты XX века
- Французские писатели-мужчины XX века