Лазар Меерсон
Лазар Меерсон | |
---|---|
Рожденный | Варшава , Российская империя (ныне Польша) | 8 июля 1900 г.
Умер | 28 июня 1938 г. Лондон , Англия | ( 37 лет
Национальность | Французский |
Занятие | Арт-директор |
Годы активности | 1925-1938 |
Супруг | Мэри Меерсон |
Родственники | Гарри Меерсон (брат) |
Лазар Меерсон (1900–1938) — французский художник-постановщик кино . После эмиграции из Советской России в начале 1920-х годов он работал над французскими фильмами позднего немого кино и начала 1930-х годов, особенно над фильмами Рене Клера и Жака Фейдера . Последние два года своей жизни он работал в Англии. Он оказал большое влияние на дизайн декораций во Франции в годы перед Второй мировой войной.
Карьера
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Лазар Меерсон родился в Варшаве, которая в 1900 году входила в состав Российской империи . [ 1 ] Возможно, он начал изучать живопись и архитектуру в России, но после революции 1917 года он переехал в Германию и к 1919 году зарегистрировался в качестве студента-художника в Берлине. Находясь в Берлине, он приобрел некоторый опыт работы в театре, прежде чем уехать в Париж в 1923 или 1924 году. [ 2 ] [ 3 ]
Во Франции
[ редактировать ]Его первая работа во Франции в 1924 году была в компании Films Albatros в Монтрёе (компании, основанной русскими эмигрантами во Франции), где он работал сначала художником-декоратором, а затем помощником некоторых более опытных дизайнеров: Бориса Билинского (для L'Affiche ), Альберто Кавальканти (для Feu Mathias Pascal ) и Пьера Кефера (для Le Double Amour ). К 1926 году Меерсон был назначен главой отдела дизайна в «Альбатросе» и в течение следующих трех лет отвечал за художественное оформление десяти фильмов. Особенно плодотворное сотрудничество он сформировал с Жаком Фейдером (в «Грибиш» , «Кармен» и «Новые господа» ) и с Рене Клером (в «La Proie du vent» , «Un chapeau de paille d'Italie » и «Les Deux Timides »). [ 2 ]
В нескольких своих декорациях 1920-х годов Меерсон использовал «сдержанный модернизм», как, например, в просторном доме в стиле ар-деко богатой мадам Маране в Грибише или в архитектурном интерьере квартиры танцовщицы с ее большими белыми поверхностями и редкими орнаменты в «Господах нуво » или роскошные помещения банкира Саккара в «Аржане» , где большие открытые пространства способствовали длительным движениям камеры и сложной игре света и тени. [ 4 ] Меерсон в 1927 году сказал о своей работе: «Это искусство самоотречения. Художник должен постоянно скрывать себя перед другими элементами постановки. Рамка никогда не должна посягать на саму работу. Декорации гармонируют с фильмом». Из него высвобождается та атмосфера, которая так важна и для режиссера, и для исполнителей». [ 5 ]
С окончанием эпохи немого кино Лазар Меерсон вместе с Рене Клером перешел в компанию Films Sonores Tobis в Эпине-сюр-Сен, где он был назначен шеф-декоратором (руководителем отдела дизайна). Вместе Клер и Меерсон работали над четырьмя самыми влиятельными ранними звуковыми фильмами французского кино, начиная с «Sous les toits de Paris» (1930). Эти фильмы создали образ Парижа, который стал восприниматься миром как квинтэссенция, наполненный живописными городскими кварталами и легко узнаваемыми «типами» персонажей, стилизованными в подаче и уже анахроничными. [ 6 ] В проектах Меерсона отошли от монументальных архитектурных декораций, характерных для некоторых постановок 1920-х годов, в пользу более интимного и живописного стиля, в котором использовались реалистичные детали и игра света для создания атмосферы. [ 7 ] [ 2 ] Марсель Карне высоко оценил влияние этих искусственных съемочных площадок, созданных талантливыми кинематографистами: «Если это правда, что мы могли бы поклясться, что встречали на улице, в ходе нашей повседневной жизни, разнообразных персонажей Sous les toits de Парижа или «14 июля» , не менее верно и то, что мы также могли бы поклясться, что однажды, счастливо бродя по пригородам города, мы внезапно оказались лицом к лицу с одной из популярных улиц, изобретенных Меерсоном, «Тупиком». уличные певцы, темный переулок, идущий рядом с железной дорогой Petite Ceinture, маленькая площадка для танцев в 14 июля , хотя мы знаем, что они полностью построены, они трогают нас своей безудержной аутентичностью, возможно, даже больше, чем если бы Клер и его команда фактически привела нас в реальные места этой истории». [ 8 ]
Когда Жак Фейдер вернулся во Францию в 1933 году, проведя несколько лет в Голливуде, он возобновил свои рабочие отношения с Меерсоном над тремя звуковыми фильмами во Франции. Их партнерство достигло своего апогея в «Героической Кермесе» в 1935 году, для которой Меерсон создал в пригородной парижской студии фламандский город Бум XVI века с его улицами, каналами, общественными зданиями и интерьерами домов, отсылающими к картинам Брейгеля. Хальс и де Хуг. [ 9 ] Даже в этом историческом контексте он стремился объединить реализм со стилизацией: «Здесь Меерсон подверг испытанию все свои эксперименты с использованием железа, стекла и масляной краски в больших масштабах и нашел изобретательные способы адаптировать части фабрики-студии к дать его фантазиям балласт. Здесь он достиг того баланса между подлинностью и воображаемым, который был его целью и торговой маркой и который задал тон работе его многочисленных учеников». [ 10 ] В дополнение к своей работе в кино в этот период Меерсон также реализовал другие дизайнерские проекты, такие как реконструкция парижского дома Жака Фейдера и Франсуазы Розэ, [ 2 ] и создание фресок для казино в Монте-Карло. [ 11 ]
В Англии
[ редактировать ]В 1936 году Меерсон переехал в Англию, сначала по приглашению Пола Чиннера для работы над фильмом « Как вам это понравится» , а затем присоединился к Александру Корде в London Films для еще шести фильмов, начиная с «Огня над Англией» . Большинство из них было сделано на недавно построенной Кордой киностудии Denham Film Studios , огромные ресурсы которой поначалу впечатлили Меерсона; Однако впоследствии у него появились сомнения по поводу работы в такой большой студии с ее методами в голливудском стиле, и ему не хватало более интимного масштаба и личных отношений в его французских постановках. [ 12 ] Работая на съемках фильма «Цитадель» в 1938 году, Меерсон заболел менингитом и внезапно умер, незадолго до своего 38-летия. Среди присутствовавших на его похоронах были Рене Клер и Жак Фейдер.
Репутация и влияние
[ редактировать ]Вскоре после его смерти режиссер Альберто Кавальканти написал дань памяти Меерсону, в которой подчеркнул его личные качества как лояльного и легко адаптируемого сотрудника. Его описывали как «тихого, даже молчаливого; надежного, блестящего, когда требовался блеск, но лишенного той нестабильности, которая так часто сопутствует блеску». [ 13 ]
Среди ассистентов или стажеров, которые работали с Меерсоном над его французскими фильмами в 1930-е годы, были Александр Траунер , Жан д'Обонн и Жорж Вахевич ; они впитали многие из его идей, и их последующая работа в кино стала свидетелем расцвета стиля, получившего название поэтического реализма . [ 11 ]
Влияние Меерсона на развитие декораций фильма было значительным. Его личный стиль, отмеченный его русским происхождением и опытом в Берлине, способствовал развитию нескольких тенденций в кино, включая поэтический реализм. Его использование натуральных материалов при создании декораций, тщательное исследование сценических воссозданий и изобретательное использование ложных перспектив, всегда лично контролируемых на каждом этапе работы, установили новые стандарты в искусстве кинодизайна. [ 14 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Меерсон был женат на балерине и модели Мэри Меерсон , которая тоже была из России. (После его смерти она стала партнером Анри Ланглуа , основателя Французской синематеки .) [ 11 ]
Фильмография
[ редактировать ]В следующих фильмах Меерсон выступал в качестве художника-постановщика или арт-директора.
Год | Оригинальное название | Английское название | Директор | Примечания |
---|---|---|---|---|
1924 | Плакат | Плакат | Жан Эпштейн | LM помогает Борису Билинскому |
1924 | Феу Матиас Паскаль | Марсель Л'Эрбье | LM помогает Альберто Кавальканти | |
1925 | Двойная любовь | Жан Эпштейн | ||
1925 | Белый негр | Николя Римски , Генри Вульшлегер | ||
1925 | Париж за пять дней | Париж за пять дней | Николя Римский , Пьер Коломбье | |
1925 | Приключения Роберта Макэра | Приключения Роберта Макэра | Жан Эпштейн | |
1926 | Грибиче | Грибиче ; Моя мать | Жак Фейдер | |
1926 | Кармен | Кармен | Жак Фейдер | |
1927 | Ноктюрн | Марсель Сильвер | Короткометражный фильм | |
1927 | Добыча ветра | Добыча ветра | Рене Клер | |
1927 | Охотник из Максима | Портер от Максима | Николя Римски , Роджер Лайон | |
1928 | Графиня Мэри | Бенито Перохо | ||
1928 | Итальянская соломенная шляпа. | Итальянская соломенная шляпа | Рене Клер | |
1928 | гостиничная мышь | Адельки Мильяр | ||
1928 | Два робких | Две робкие души | Рене Клер | |
1928 | Деньги | Марсель Л'Эрбье | LM с Андре Барсаком | |
1929 | Новые джентльмены | Новые джентльмены | Жак Фейдер | |
1929 | Калиостро | Ричард Освальд | LM с Александром Ференци | |
1930 | Акула | Акула | Анри Шометт | |
1930 | Под крышами Парижа | Под крышами Парижа | Рене Клер | LM при содействии Александра Траунера |
1930 | Тайна желтой комнаты | Тайна желтой комнаты | Марсель Л'Эрбье | LM с Андре Барсаком и Люсьеном Жакелюксом |
1930 | Сентиментальный роман | Сентиментальный романс | Sergei Eisenstein , Grigori Aleksandrov | Короткометражный фильм |
1931 | Дэвид Голдер | Дэвид Голдер | Жюльен Дювивье | |
1931 | Незнакомец | Иностранец | Гастон Равель | Также итальянская версия La straniera (1930) и немецкая версия Die Fremde (1931). |
1931 | Конец света | Конец света | Абель Ганс | LM с Сезаром Лакка, Жаном Перье, Вальтером Рутманном |
1931 | Прекрасный Комбинат | Андре Шоте | Короткометражный фильм. | |
1931 | Миллион | Миллион ; Миллион | Рене Клер | LM при содействии Александра Траунера |
1931 | Свобода наша | Свобода принадлежит нам ; Свобода для нас | Рене Клер | LM ассистирует Александр Траунер. Номинация на премию Оскар за лучшую художественную постановку. |
1931 | Полуночный г-н. | Человек в полночь | Гарри Лахман | |
1931 | Джон Луны | Жан Шу | LM при содействии Александра Траунера | |
1931 | Мяч | Вильгельм Тиле | LM при содействии Александра Траунера | |
1931 | Пять проклятых джентльменов | Пять проклятых джентльменов ; Луна над Марокко | Жюльен Дювивье | LM при содействии Александра Траунера |
1932 | Телефонный звонок | Телефонный звонок | Жорж Лакомб | LM с Эженом Лурье |
1932 | Узник моего сердца | Жан Таррид | ||
1932 | Женщина как мужчина | Женщина, одетая как мужчина | Аугусто Дженина | |
1932 | Ведите меня, мадам | Антуанетта | Герберт Селпин | |
1932 | Обнаженная женщина | Обнаженная женщина | Жан-Поль Полен | |
1932 | Невеста потерялась | Лео Джоаннон | ||
1933 | четырнадцатое июля | День взятия Бастилии | Рене Клер | LM при содействии Александра Траунера |
1933 | Шнитт-лук | Шнитт-лук | Клод Отан-Лара | LM при содействии Александра Траунера |
1933 | Невидимая женщина | Невидимая женщина | Жорж Лакомб | |
1934 | Первый | Рене Гиссар | ||
1934 | Ангел-хранитель | Жан Шу | ||
1934 | Дамское озеро | Озеро дам | Марк Аллегре | LM при содействии Александра Траунера |
1934 | Большая игра | Жак Фейдер | LM при содействии Александра Траунера | |
1934 | Poliche | Абель Ганс | ||
1934 | Амок | Федор Оцеп | LM при содействии Александра Траунера | |
1934 | Немо Банк | Банк Немо | Маргарита Мач | |
1934 | Фри Трейд Отель | Бесплатный обмен в отеле | Марк Аллегре | LM при содействии Александра Траунера |
1934 | Зузу | Марк Аллегре | LM при содействии Александра Траунера | |
1935 | Жюстин Марсельский | Морис Турнер | LM при содействии Александра Траунера | |
1935 | Пансионат Мимоза | Жак Фейдер | LM при содействии Александра Траунера | |
1935 | Принцесса Там-Там | Принцесса Там Там | Эдмон Т. Гревиль | LM при содействии Александра Траунера |
1935 | Прекрасные дни | Прекрасные дни | Марк Аллегре | LM при содействии Жана д'Обона |
1935 | Героическая ярмарка | Карнавал во Фландрии | Жак Фейдер | LM при поддержке Александра Траунера и Жоржа Вахевича (в титрах не указан) |
1936 | Как вам это понравится | Как вам это понравится | Пол Чиннер | LM при содействии Александра Траунера |
1937 | Огонь над Англией | Огонь над Англией | Уильям К. Ховард | |
1937 | Рыцарь без доспехов | Рыцарь без доспехов | Жак Фейдер | |
1937 | Возвращение Алого Пимпернеля | Возвращение Алого Пимпернеля | Ханнс Шварц | |
1938 | Южный райдинг | Южный райдинг | Виктор Сэвилл | |
1938 | Сообщите новости | Сообщите новости | Рене Клер | |
1938 | Развод леди Икс | Развод леди Икс | Тим Уилан | LM помогают Пол Шериф и Алек Во. |
1938 | Цитадель | Цитадель | Кинг Видор | Художественное руководство завершил Альфред Юнге после смерти LM. |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ В большинстве источников (например, Ciné-Ressources ) местом рождения Меерсона считается Варшава. Ричард Руд , однако, записал, что он родился в Карелии , которая в 1900 году была частью царской России, граничащей с Финляндией (в «Страсти к кино: Анри Ланглуа и французская синематека» . Лондон: Secker & Warburg, 1983, стр. 42).
- ^ Перейти обратно: а б с д Тим Бергфелдер, Сью Харрис, Сара Стрит. Киноархитектура и транснациональное воображение: сценография в европейском кино 1930-х годов . Амстердам: Издательство Амстердамского университета, 2007. стр. 62–63.
- ^ Сара Стрит, «Декорации воображения: Лазар Меерсон, сценография и спектакль в «Рыцаре без доспехов» (1937)», в Журнале британского кино и телевидения , том. 2, нет. 1 (2005), с. 34.
- ^ «Лазар Меерсон» в Словаре кино двадцатых годов , 1895 г. , т. 33 (2001).
- ^ Цитируется в Словаре французского кино ; под руководством Жана-Лу Пассека. Париж: Ларусс, 1987. с. 293: «Это искусство самопожертвования. Декоратор должен постоянно отходить в сторону перед остальными элементами постановки. Рама никогда не должна посягать на само произведение. Декор гармонирует с фильмом. Именно от него возникает атмосфера, столь дорогая режиссеру и исполнителям».
- ^ Словарь французского популярного кино ; под руководством Кристиана-Марка Буссено и Янника Деэ. Париж: Нуво Монд, 2004. с. 720.
- ^ Дадли Эндрюс. Туман сожаления: культура и чувствительность в классическом французском кино . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1995. стр. 179–182.
- ^ Марсель Карне, «Когда кино выйдет на улицы?», в Cinémagazine , vol. 13 (11), ноябрь 1933 г., с. 12-14: «Если верно, что мы могли бы поклясться, что в ходе нашей повседневной жизни встречали на улице различных персонажей из « Под крышами Парижа» или из «14 июля» , то не менее верно и то, что мы могли бы поклясться, что в точно так же, как мы внезапно оказались однажды счастливо прогуливающимися по пригороду, лицом к лицу с одной из популярных улиц, воображаемых Меерсоном, L'impasse aux chanters, темным переулком, окаймленным железной дорогой Petite Ceinture в « Под крышами Париж ; лестничная улица, маленький бальный зал в 14 Июле , хотя мы знаем, что они сфабрикованы с нуля, волнуют нас своей блуждающей аутентичностью, возможно, больше, чем если бы Клер и его труппа действительно были перенесены на самое место действия».
- ^ Жорж Садуль. Словарь фильмов . Париж: Сеуиль, 1983. с. 165.
- ^ Дадли Эндрюс. Туман сожаления: культура и чувствительность в классическом французском кино . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1995. с. 184.
- ^ Перейти обратно: а б с «Лазар Меерсон» в Ciné-Ressources . [На французском языке] Проверено 20 января 2017 г.
- ^ Сара Стрит, «Декорации воображения: Лазар Меерсон, сценография и спектакль в «Рыцаре без доспехов» (1937)», в Журнале британского кино и телевидения , том. 2, нет. 1 (2005), с. 23.
- ^ Альберто Кавальканти, «Лазар Меерсон», в Sight & Sound , vol. 7, нет. 26 (лето 1938 г.), стр. 64–65.
- ^ РФ Казинс, «Лазар Меерсон», в Международном словаре фильмов и кинематографистов, том 4: Писатели и художники-постановщики ; 4-е изд. (Детройт и др.: St James Press, 2000). стр.580-582.