Классическая музыка в Косово
Классическая музыка в Косово относится к художественной музыке, культивируемой в Косово . Корни классической музыки в Косово уходят в 1940-е годы и включают период времени со времен, когда Косово было частью Югославии , и по сей день. Можно сказать, что в Косово существует традиция классической музыки, однако по сравнению с другими балканскими странами и особенно европейскими странами эта традиция более молодая. Классическая музыка в Косово насчитывает около 70 лет. Несмотря на то, что за короткий период времени эта музыка развивалась, проходя через поколения композиторов и исполнителей. В своей книге «Албанский язык : Жвиллими и стиль не вепрат и композитореве шкиптаре тэ Косовес» Энгьелл Бериша комментирует:
Разнообразие стилей албанской музыки [Косова], ее национальные образцы со здоровой идейно-эстетической основой являются характеристикой европейской музыкальной действительности, поэтому многие произведения вызывают интерес и за рубежом, поскольку в этот относительно короткий период албанская классическая музыка в Косово компенсировала задержку в своем развитии.
— Анхель Бериша [1]
История
[ редактировать ]До какого-либо развития классической музыки в Косово предшествовала любительская деятельность, которая создала среду для дальнейшего развития, такая как деятельность духового оркестра «Башкими» в Скопье , духового оркестра Гьяковы под руководством Палока Курти, школы-интерната. «Косова» в Круме, фанфарный оркестр «Косова» в Кукесе и Албанская католическая церковь в Призрене . Первая радиостанция, открывшаяся в Призрене в 1945 году, также сыграла важную роль в зарождении профессиональной музыки в Косово, поскольку долгое время большая часть музыкальной жизни Косово была связана с этим учреждением. [2]
Основные фонды
[ редактировать ]Классическая музыка в Косово получила свое первое развитие в 1940-х годах, когда косовцы создали первые произведения классической музыки. Это также время создания хора и камерного оркестра культурно- художественного общества «Агими» в Призрене в 1944 году и открытия музыкальной школы в Призрене в 1948 году, которая была первой музыкальной школой в Косово. [3]
Первыми произведениями классической музыки в Косово были хоровые произведения а капелла, первоначально представлявшие собой стилизованные переложения народной музыки . Хотя некоторые из этих хоровых произведений были оригинальными произведениями, большинство из них основывалось на народной музыке. [4]
После первой музыкальной школы в Призрене в 1948 году в 1948 году последовала еще одна музыкальная школа в Приштине . [5]
Первая опера и балет
[ редактировать ]Первая опера косовского композитора — «Гоча э Качаникут» . Он был написан в конце 1970-х годов в двух действиях Рауфом Дхоми на либретто на итальянском языке Юсуфа Букхови и Аджмане Дхоми по роману албанского писателя Милтона С. Гурры. Оно было написано для шести солистов, хора и оркестра. [6]
Первый косовский балет – «Соколи и Мируша». Он был написан в 1976 году в двух действиях Акилом Марком Кочи на либретто Нуредина Лоджи. [7]
Симфонический оркестр и хор Радио и телевидения Приштины
[ редактировать ]И симфонический оркестр , и хор RTP ( Радио и телевидение Приштины ) имели большое значение для культурной жизни Косово. Симфонический оркестр РТП работал с начала 1950-х по 1990-е годы. Его программа состояла из классических, романтических и современных произведений, а также новых произведений косовских композиторов. В его состав входили как отечественные, так и зарубежные музыканты. Профессиональный хор РТП работал с 1980 по 1990 год. Его участники имели музыкальное образование, а также имели опыт работы в первых любительских хорах. Хор очень активно записывал музыку и выступал на фестивалях по всей Югославии. [8]
1990 по настоящее время
[ редактировать ]Вся деятельность музыкальных учреждений в Косово была остановлена в 1990–1991 годах, в эпоху Югославии. Около 10 лет все закрытые школы работали в частных домах, а концерты классической музыки проходили в албанских католических церквях. В 1999 году началась новая деятельность в области классической музыки, которую в основном координировали молодые артисты. [9] В 2000 году была основана Косовская филармония и Международный фестиваль камерной музыки. [10]
До 2004 года 17 косовских композиторов создавали классическую музыку, а выступления оставались проблемой из-за нехватки артистов-исполнителей. [11] К тому времени почти все косовские композиторы получили образование в Белграде , Сараево , Любляне , Скопье и специализировались в Европе, тогда как большинство артистов-исполнителей получили образование в Приштине. [10]
Основные композиторы и произведения
[ редактировать ]Полный список см. в Списке косовских композиторов.
Лоренц Антони
[ редактировать ]Лоренц Антони (1909–1991) — первый албанский композитор в Косово и основатель первой музыкальной школы в Косово. [12]
Он изучал музыку в Скопье, но, к сожалению, не окончил ни одного высшего музыкального учреждения и был композитором-самоучкой, обучаясь анализу произведений зарубежных композиторов. Он родился в Скопье, десять лет жил в Призрене и переехал в Приштину в 1956 году. [13] [12] Живя в месте, где не было никаких музыкальных традиций, кроме народной музыки, он творчески использовал богатое албанское народное музыкальное наследие и опирался на лучшие практики создания художественной музыки, которые использовались другими балканскими народами. [14]
Большинство его произведений представляли собой композиции для хоров а капелла, и большинство из них основано на народной музыке. Некоторые из песен, которые он переработал: «Na ka dalë nusja e mirë», «Ani moj Hatixhe», «Ani mori nuse» и «Kur më del në derë». Это типичные старые городские песни, которые поют на свадьбах и других общественных мероприятиях. [15]
Важная песня, которую переработал Лоренц Антони, - «Kënga e Rexhës». Это народная баллада и одна из самых известных албанских песен. Песня была переработана Константином Трако и использована Рексо Муллики в "Simfonia e dytë kosovare", но Лоренц Антони был первым, кто значительно переработал эту песню. [16]
Рексо Мулличи
[ редактировать ]Рексо Муллики (1923–1982) родился в Гусии, современная Черногория . Он учился в школе в Скопье (ныне Скопье) и Приштине, а затем изучал композицию в Музыкальной академии в Белграде. Его наиболее известными произведениями являются его вторая симфония «Косоварья и Бареша» для сопрано и оркестра в исполнении Некшмие Пагаруши . Его сочинения представляют собой переложения сольных произведений и произведений для хора и оркестра. [17] [1]
Рафет Руди
[ редактировать ]Рафет Руди родился в 1949 году в Митровице. Он учился в музыкальной школе в Приштине и изучал композицию и дирижирование в Музыкальной академии в Белграде. Он получил степень магистра в Сараево, а затем отправился во Францию для дальнейшего обучения. Его самые известные произведения — «Симфония в двух частях» и «Фантазия ин си» для скрипки и фортепиано. [18] [19] Он композитор, дирижер, педагог и публицист-эссеист, автор учебных пособий, статей, очерков и критических статей о музыке. Он работал с профессиональным хором Приштинского радио и телевидения. [20]
Зекирья Баллата
[ редактировать ]Зекирья Баллата родился в Гьякове в 1943 году. Он закончил учебу в Призрене и учился композиции в Любляне, где получил степень магистра. Затем он продолжил специализироваться на композиции в Италии . После учебы работал педагогом на музыкальном факультете в Приштине. В 1991 году он переехал в Марибор, Словения, где и остается. Он писал о музыкальных вопросах в таких книгах, как Veglat muzikore и Gjurmëve të muzikës . [19]
Его самые известные произведения — «Пассакалия» для оркестра и Симфония '83. Зекирья Баллата - один из первых композиторов в Косово, использовавших в сочинении серийный додекафонический стиль. Его произведения исполняются по всей Словении, Косово, Албании, Австрии, Франции, Голландии и США. [21] [22]
Менди Менджици
[ редактировать ]Менди Менгджики родился в Лупке, Косово, в 1958 году. В 1987 году он окончил Академию искусств в Приштине по специальности «теоретическое обучение». Затем он продолжил изучать композицию в Академии искусств в Кракове, Польша, где получил степень магистра искусств. Класс Кшиштофа Пендерецкого. Его самая известная работа — Homagium Matri Teresiae , премьера которой состоялась к 600-летию Краковской консерватории. С 2006 года преподает композицию на музыкальном факультете в Приштине. [23] [24]
Косовская филармония, опера и балет
[ редактировать ]Опера и балет и филармония Косово базируются в Приштине и финансируются из бюджета Косово. [25]
Опера
[ редактировать ]По состоянию на 2002 год в Косово не было ни одной полноценной постановки оперы. Однако имели место исполнения оркестровых произведений из опер сначала хором Культурно- художественного общества «Агими» в Призрене в 1952 году, а затем и другими музыкальными образованиями. [26]
Первая опера албанского композитора из Косово «Гока и Качаникут » Рауфа Дхоми была исполнена в Призрене албанскими солистами, оркестром Приштинского радио и телевидения, хором Приштинского радио и телевидения и ансамблем Collegium Cantorum. Опера не была поставлена, а исполнена лишь как вокально-инструментальный концерт. [26]
В 2004 году Министерство культуры Косово основало Оперу Косово. [27]
Балет
[ редактировать ]В 1972 году был сформирован первый коллектив Балета Косово, состоявший из танцоров, получивших образование в Скопье. К этой команде присоединились новые танцоры, но танцовщиц по-прежнему не хватало, поэтому балету Косово пришлось пригласить иностранных танцоров. Косовский балет был создан на базе Национального театра Косово, а его директором был назначен Абдуррахман Нокшики. [28] Одним из спектаклей первого поколения Балета Косово стала премьера «Соколи и Мируша» — первого балета албанского композитора. [28] Среди других представлений: «Легенда о восхищении» , «Королевская песня» и «Дон Кихот» . [28]
Коллектив также выступал за пределами Косово, на таких фестивалях, как Международный фестиваль балета в Любляне и Летние игры в Дубровнике. [28] Вся деятельность балета Косово была прервана в 1991 году и продолжена лишь в 2001 году. [28]
С тех пор у балета Косово было много сотрудников, таких как албанский хореограф Гьердж Превази, болгарская прима-балерина Сильвия Томова, российско-болгарский хореограф Сергей Сергеев, российский хореограф Константин Уральский, албанский хореограф Артан Ибершими, голландский хореограф Артур Куггегейн , турецкий хореограф Мехмет Балкан , албанский хореограф Илир Керни и американский хореограф Александр Трессор. [28]
Косовская филармония
[ редактировать ]Косовский филармонический оркестр был основан в 2000 году сначала как струнный ансамбль, а затем как камерный оркестр. [27] Сразу после создания он столкнулся с финансовыми проблемами. Из-за нехватки исполнителей из Косово часто приходится приглашать гастролеров из Македонии и Албании. [2] [27]
Косовская филармония также выступала за пределами Косово, в таких странах, как Япония и Турция, и получила приглашения выступить в Албании и Болгарии, а также сотрудничала со Словенской филармонией. По состоянию на 2013 год директором Косовской филармонии является Баки Яшари. Косовская филармония насчитывает 120 членов. [29]
Оперный театр
[ редактировать ]По состоянию на 2013 год в Косово нет оперного театра, хотя планы его строительства планировались еще с югославских времен. [30] Такие места, как Красный зал (албанский: Salla e kuqe ) [31] [32] и католическая церковь «Шен Ндоу» вместо этого используются для представлений. [33]
Ардита Статовци
[ редактировать ]Ардита Статовци родилась в 1982 году в Приштине, где она впервые начала учиться игре на фортепиано. С 15 лет она училась в знаменитом университете Моцартеум в Зальцбурге в Австрии, а затем в Университете Индианы в США и Пианистической академии в Имоле в Италии. Она неоднократно была награждена национальными и международными премиями и стипендиями. [34] Как концертирующая пианистка она уже гастролировала в Германии, Косово, Швейцарии, Австрии, Боснии, Венгрии, Македонии, Италии, Испании, Англии, Хорватии, Франции, Словении, США, Китае и т. д., давая сольные концерты и в качестве солистки с такими оркестрами, как Оркестр Моцарта в Болонье, Камерный оркестр Густава Малера, Оркестр Гайдна, Венская симфониетта, Филармония Бад-Райхенхаллер и др. [35] [36]
Бахри Села
[ редактировать ]Бахри Чела родился в 1941 году в Албании и учился в музыкальной школе в Призрене. Затем он изучал дирижирование в Музыкальной академии в Белграде, а затем в течение года продолжил обучение в Санкт-Петербурге. После окончания учебы он продолжил преподавать в музыкальной школе в Приштине, где также дирижировал школьным хором и стал продюсером Приштинского радио и телевидения. Хор, которым он руководил в музыкальной школе, завоевал первую премию на конкурсе в Македонии в 1977 году и вторую премию в Словении в 1979 году. Затем он начал преподавать в музыкальной академии в Приштине в 1978 году, а с 2006 года работал хореографом. профессор музыкального факультета. [37]
Мисбах Какамаку
[ редактировать ]Мисбах Качамаку родился в 1968 году в Митровице, Косово, и учился игре на фортепиано на музыкальном факультете в Приштине. Будучи студентом, он имел много успешных выступлений. Он выиграл конкурс молодых пианистов в Югославии. Он продолжил обучение в Педагогическом институте в России. Сегодня он концертмейстер музыкального факультета и пианист ансамбля Vivendi в Приштине. [38]
Венера Мехметагай Кайтази
[ редактировать ]Венера Мехметагай Кайтази родилась в 1960 году в Призрене, Косово. Она начала учиться игре на флейте в Академии художеств, где получила звание профессора. Позже она продолжила образование во Франции у профессора Пьера-Ива Арто . Сегодня она профессор музыкального факультета в Приштине, а также член Косовской филармонии.
Мерита Джунику
[ редактировать ]Мерита Юнику родилась в 1960 году в Приштине и училась там же в музыкальной школе, а позже продолжила обучение на музыкальном факультете. После растущего интереса к опере она продолжила обучение в музыкальной академии в Загребе, которую окончила в 1990 году. Ее первым спектаклем были «Трубадуры» Верди. Некоторые примеры опер, которые она пела: «Норма» Беллини, «Аида» Верди и «Самсон» и «Далила» Сен-Сента. С 2006 года она преподает в Приштинском университете и является постоянным участником оперы Любляны.
Сихана Бадивуку
[ редактировать ]Сихана Бадивуку родилась в 1967 году в Приштине. Она поступила в консерваторию имени П.И.Чайковского в Москве. Она сдала магистерский экзамен у профессора Е. Чугаевой, а затем продолжила обучение в Высшей школе музыки в Детмольде, Германия, а затем в Италии. Она участвовала в музыкальных конкурсах и фестивалях как в Косово, так и за рубежом, в Австрии, Албании, Венгрии, Болгарии, Германии, Финляндии, России и США. Сегодня она профессор музыкального факультета в Приштине и первая скрипачка Приштинской филармонии. Она является участницей ансамбля Vivendi. [39]
Петрит Чеку
[ редактировать ]Петрит Чеку родился в 1985 году в Призрене. Первые инструкции он получил от Луана Сапунсхиу в музыкальной школе в Призрене. В 2002 году он переехал в Загреб, чтобы продолжить там музыкальное образование. Он выиграл первый приз на Всехорватском конкурсе в Дубровнике в 2003 году. Он также завоевал другие награды на конкурсах в Германии и Италии. В 2004 году он выиграл первый приз Европейской музыкальной премии для молодежи в Дубровнике, где представлял Хорватию. Он также стал учеником Дарко Петриньяка в Музыкальной академии в Загребе. Зарекомендовал себя как один из ведущих гитаристов молодого поколения, выиграв Международный конкурс классической гитары имени Микеле Питталуги в Италии в 2007 году. Принимал участие в мастер-классах Мануэля Барруэко, Лео Брауэра, Зорана Дукича, Карло Маркионе, Эхата Мусы. , Скотт Теннант и Ана Видович. По состоянию на 2008 год проживает в Загребе. [40]
Классическое музыкальное образование
[ редактировать ]Первое поколение учеников музыкальной школы в Призрене окончило школу в 1953 году, и большинство из них продолжило изучать музыку в Белграде, Загребе и других местах. [41] В 1949 году в Приштине последовала еще одна музыкальная школа, а в 1950 году обе школы начали обучать учащихся в возрасте от 8 до 20 лет, тогда как раньше в них обучались только ученики в возрасте от 8 до 15 лет. [5] В 2004 году в Косово было 8 музыкальных школ: шесть для учащихся от 7 до 19 лет и две для учащихся от 7 до 15 лет. [42]
С 1962 года в Высшей профессиональной школе Приштины проводится двухлетняя музыкальная программа. В 1975 году в Приштине открылась Академия искусств (ныне факультет искусств). До этого большинство студентов-музыкантов обучались в основном в Белграде, Любляне, Сараево и Загребе, и число выпускников было очень низким. [5] С момента создания по 2000 год факультет искусств окончили 209 студентов. [43]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бериша 1997 , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б Руди 2002 , стр. 149, 150.
- ^ Бериша 1999 , стр. 206, 207.
- ^ Бериша 1997 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с Бериша 1999 , с. 207.
- ^ Бериша 1997 , с. 134.
- ^ Бериша 1997 , с. 138.
- ^ Руди 2002 , с. 151
- ^ Руди 2002 , с. 154
- ^ Перейти обратно: а б Бериша 2004 , с. 29.
- ^ Бериша 2004 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Бериша 1997 , с. 151.
- ^ Бериша 2004 , с. 127.
- ^ Бериша 1997 , с. 28.
- ^ Бериша 2004 , с. 215.
- ^ Бериша 2004 , с. 219.
- ^ Белла 2006 , с. 42.
- ^ Бериша 1999 , с. 236.
- ^ Перейти обратно: а б Бериша 2004 , с. 339.
- ^ Белла 2006 , с. 98.
- ^ Бериша 2004 , с. 71.
- ^ Бериша 1999 , стр. 206, 234.
- ^ Белла 2006 , с. 149.
- ^ Бериша 2004 , с. 341.
- ^ «Закон о филармонии, опере и балете Косово» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2007 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бериша 2004 , с. 292.
- ^ Перейти обратно: а б с Анон. 2012 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Анон. 2013 .
- ^ Журнал «Для тебя» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 года.
- ^ Бериша 2004 , с. 291.
- ^ "Интернет-журнал Косово Two Point Zero" . Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 года.
- ^ «Косовский гид» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 года.
- ^ «Европа и лира» .
- ^ «ОРФ Культура» .
- ^ «Ардита Статовци - Официальный веб-сайт» .
- ^ «Ардита Статовци с «Аллой Туркой» сегодня перед австрийским общественным сайтом» .
- ^ Белла 2006 , с. 194.
- ^ Белла 2006 , с. 202.
- ^ Белла 2006 , с. 200.
- ^ Каталог 3-го фестиваля Dam Festival. [ нужна полная цитата ]
- ^ Бериша 2004 , с. 25.
- ^ Бериша 2004 , с. 7.
- ^ Бериша 2004 , с. 287.
Источники
[ редактировать ]- Анон. (май – июнь 2012 г.). «Каталог фестиваля ReMusica» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 ноября 2013 года.
- Анон. (2013). «История Косовского балета» . Национальный балет Косово. Архивировано из оригинала 28 июля 2013 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
- Белла, Ахмет (2006). Дождь тонов . Коллегиум Музыкум.
- Бериша, Ангел [на албанском языке] (1997). Рауф Дхоми (ред.). творчестве албанских композиторов Стилистическое развитие в . Организация учебников и учебных пособий Косово.
- — (1999). Музыкальная культура для средней школы [ Музыкальная культура для средней школы ]. Учебник.
- — (2004). Исследования и наблюдения о музыке [ Исследования и наблюдения о музыке ]. Приштина: Академия наук и искусств Косово. ISBN 9951-413-13-7 .
- Руди, Рафет (2002). Эстетический тест [ Эстетический тест ]. Дукаджини.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Филармония Опера Косово» , архив от 9 марта 2014 г.
- «Национальный балет Косово»