Jump to content

Классическая музыка в Косово

Классическая музыка в Косово относится к художественной музыке, культивируемой в Косово . Корни классической музыки в Косово уходят в 1940-е годы и включают период времени со времен, когда Косово было частью Югославии , и по сей день. Можно сказать, что в Косово существует традиция классической музыки, однако по сравнению с другими балканскими странами и особенно европейскими странами эта традиция более молодая. Классическая музыка в Косово насчитывает около 70 лет. Несмотря на то, что за короткий период времени эта музыка развивалась, проходя через поколения композиторов и исполнителей. В своей книге «Албанский язык : Жвиллими и стиль не вепрат и композитореве шкиптаре тэ Косовес» Энгьелл Бериша [ кв .] комментирует:

Разнообразие стилей албанской музыки [Косова], ее национальные образцы со здоровой идейно-эстетической основой являются характеристикой европейской музыкальной действительности, поэтому многие произведения вызывают интерес и за рубежом, поскольку в этот относительно короткий период албанская классическая музыка в Косово компенсировала задержку в своем развитии.

Анхель Бериша [1]
Здание музыкальной школы в Призрене

До какого-либо развития классической музыки в Косово предшествовала любительская деятельность, которая создала среду для дальнейшего развития, такая как деятельность духового оркестра «Башкими» в Скопье , духового оркестра Гьяковы под руководством Палока Курти, школы-интерната. «Косова» в Круме, фанфарный оркестр «Косова» в Кукесе и Албанская католическая церковь в Призрене . Первая радиостанция, открывшаяся в Призрене в 1945 году, также сыграла важную роль в зарождении профессиональной музыки в Косово, поскольку долгое время большая часть музыкальной жизни Косово была связана с этим учреждением. [2]

Основные фонды

[ редактировать ]

Классическая музыка в Косово получила свое первое развитие в 1940-х годах, когда косовцы создали первые произведения классической музыки. Это также время создания хора и камерного оркестра культурно- художественного общества «Агими» в Призрене в 1944 году и открытия музыкальной школы в Призрене в 1948 году, которая была первой музыкальной школой в Косово. [3]

Первыми произведениями классической музыки в Косово были хоровые произведения а капелла, первоначально представлявшие собой стилизованные переложения народной музыки . Хотя некоторые из этих хоровых произведений были оригинальными произведениями, большинство из них основывалось на народной музыке. [4]

После первой музыкальной школы в Призрене в 1948 году в 1948 году последовала еще одна музыкальная школа в Приштине . [5]

Здание музыкальной школы в Приштине

Первая опера и балет

[ редактировать ]

Первая опера косовского композитора «Гоча э Качаникут» . Он был написан в конце 1970-х годов в двух действиях Рауфом Дхоми на либретто на итальянском языке Юсуфа Букхови и Аджмане Дхоми по роману албанского писателя Милтона С. Гурры. Оно было написано для шести солистов, хора и оркестра. [6]

Первый косовский балет – «Соколи и Мируша». Он был написан в 1976 году в двух действиях Акилом Марком Кочи на либретто Нуредина Лоджи. [7]

Симфонический оркестр и хор Радио и телевидения Приштины

[ редактировать ]

И симфонический оркестр , и хор RTP ( Радио и телевидение Приштины ) имели большое значение для культурной жизни Косово. Симфонический оркестр РТП работал с начала 1950-х по 1990-е годы. Его программа состояла из классических, романтических и современных произведений, а также новых произведений косовских композиторов. В его состав входили как отечественные, так и зарубежные музыканты. Профессиональный хор РТП работал с 1980 по 1990 год. Его участники имели музыкальное образование, а также имели опыт работы в первых любительских хорах. Хор очень активно записывал музыку и выступал на фестивалях по всей Югославии. [8]

1990 по настоящее время

[ редактировать ]

Вся деятельность музыкальных учреждений в Косово была остановлена ​​в 1990–1991 годах, в эпоху Югославии. Около 10 лет все закрытые школы работали в частных домах, а концерты классической музыки проходили в албанских католических церквях. В 1999 году началась новая деятельность в области классической музыки, которую в основном координировали молодые артисты. [9] В 2000 году была основана Косовская филармония и Международный фестиваль камерной музыки. [10]

До 2004 года 17 косовских композиторов создавали классическую музыку, а выступления оставались проблемой из-за нехватки артистов-исполнителей. [11] К тому времени почти все косовские композиторы получили образование в Белграде , Сараево , Любляне , Скопье и специализировались в Европе, тогда как большинство артистов-исполнителей получили образование в Приштине. [10]

Основные композиторы и произведения

[ редактировать ]

Полный список см. в Списке косовских композиторов.

Лоренц Антони

[ редактировать ]

Лоренц Антони (1909–1991) — первый албанский композитор в Косово и основатель первой музыкальной школы в Косово. [12]

Он изучал музыку в Скопье, но, к сожалению, не окончил ни одного высшего музыкального учреждения и был композитором-самоучкой, обучаясь анализу произведений зарубежных композиторов. Он родился в Скопье, десять лет жил в Призрене и переехал в Приштину в 1956 году. [13] [12] Живя в месте, где не было никаких музыкальных традиций, кроме народной музыки, он творчески использовал богатое албанское народное музыкальное наследие и опирался на лучшие практики создания художественной музыки, которые использовались другими балканскими народами. [14]

Продолжительность: 10 секунд.
Тема из «Албанской рапсодии» Лоренца Антони

Большинство его произведений представляли собой композиции для хоров а капелла, и большинство из них основано на народной музыке. Некоторые из песен, которые он переработал: «Na ka dalë nusja e mirë», «Ani moj Hatixhe», «Ani mori nuse» и «Kur më del në derë». Это типичные старые городские песни, которые поют на свадьбах и других общественных мероприятиях. [15]

Важная песня, которую переработал Лоренц Антони, - «Kënga e Rexhës». Это народная баллада и одна из самых известных албанских песен. Песня была переработана Константином Трако и использована Рексо Муллики в "Simfonia e dytë kosovare", но Лоренц Антони был первым, кто значительно переработал эту песню. [16]

Рексо Мулличи

[ редактировать ]
Продолжительность: 11 секунд.
Тема из Косово, №1. 2 Рексо Мулличи

Рексо Муллики (1923–1982) родился в Гусии, современная Черногория . Он учился в школе в Скопье (ныне Скопье) и Приштине, а затем изучал композицию в Музыкальной академии в Белграде. Его наиболее известными произведениями являются его вторая симфония «Косоварья и Бареша» для сопрано и оркестра в исполнении Некшмие Пагаруши . Его сочинения представляют собой переложения сольных произведений и произведений для хора и оркестра. [17] [1]

Рафет Руди

[ редактировать ]
Продолжительность: 10 секунд.
Симфония в двух частях Рафета Руди

Рафет Руди родился в 1949 году в Митровице. Он учился в музыкальной школе в Приштине и изучал композицию и дирижирование в Музыкальной академии в Белграде. Он получил степень магистра в Сараево, а затем отправился во Францию ​​для дальнейшего обучения. Его самые известные произведения — «Симфония в двух частях» и «Фантазия ин си» для скрипки и фортепиано. [18] [19] Он композитор, дирижер, педагог и публицист-эссеист, автор учебных пособий, статей, очерков и критических статей о музыке. Он работал с профессиональным хором Приштинского радио и телевидения. [20]

Зекирья Баллата

[ редактировать ]

Зекирья Баллата родился в Гьякове в 1943 году. Он закончил учебу в Призрене и учился композиции в Любляне, где получил степень магистра. Затем он продолжил специализироваться на композиции в Италии . После учебы работал педагогом на музыкальном факультете в Приштине. В 1991 году он переехал в Марибор, Словения, где и остается. Он писал о музыкальных вопросах в таких книгах, как Veglat muzikore и Gjurmëve të muzikës . [19]

Продолжительность: 10 секунд.
Отрывок из «Паскальи» для оркестра Зекирьи Баллаты

Его самые известные произведения — «Пассакалия» для оркестра и Симфония '83. Зекирья Баллата - один из первых композиторов в Косово, использовавших в сочинении серийный додекафонический стиль. Его произведения исполняются по всей Словении, Косово, Албании, Австрии, Франции, Голландии и США. [21] [22]

Менди Менджици

[ редактировать ]
Продолжительность: 21 секунда.
Отрывок из государственного гимна Косово Менди Мегджики

Менди Менгджики родился в Лупке, Косово, в 1958 году. В 1987 году он окончил Академию искусств в Приштине по специальности «теоретическое обучение». Затем он продолжил изучать композицию в Академии искусств в Кракове, Польша, где получил степень магистра искусств. Класс Кшиштофа Пендерецкого. Его самая известная работа — Homagium Matri Teresiae , премьера которой состоялась к 600-летию Краковской консерватории. С 2006 года преподает композицию на музыкальном факультете в Приштине. [23] [24]

Косовская филармония, опера и балет

[ редактировать ]

Опера и балет и филармония Косово базируются в Приштине и финансируются из бюджета Косово. [25]

По состоянию на 2002 год в Косово не было ни одной полноценной постановки оперы. Однако имели место исполнения оркестровых произведений из опер сначала хором Культурно- художественного общества «Агими» в Призрене в 1952 году, а затем и другими музыкальными образованиями. [26]

Первая опера албанского композитора из Косово «Гока и Качаникут » Рауфа Дхоми была исполнена в Призрене албанскими солистами, оркестром Приштинского радио и телевидения, хором Приштинского радио и телевидения и ансамблем Collegium Cantorum. Опера не была поставлена, а исполнена лишь как вокально-инструментальный концерт. [26]

В 2004 году Министерство культуры Косово основало Оперу Косово. [27]

В 1972 году был сформирован первый коллектив Балета Косово, состоявший из танцоров, получивших образование в Скопье. К этой команде присоединились новые танцоры, но танцовщиц по-прежнему не хватало, поэтому балету Косово пришлось пригласить иностранных танцоров. Косовский балет был создан на базе Национального театра Косово, а его директором был назначен Абдуррахман Нокшики. [28] Одним из спектаклей первого поколения Балета Косово стала премьера «Соколи и Мируша» — первого балета албанского композитора. [28] Среди других представлений: «Легенда о восхищении» , «Королевская песня» и «Дон Кихот» . [28]

Коллектив также выступал за пределами Косово, на таких фестивалях, как Международный фестиваль балета в Любляне и Летние игры в Дубровнике. [28] Вся деятельность балета Косово была прервана в 1991 году и продолжена лишь в 2001 году. [28]

С тех пор у балета Косово было много сотрудников, таких как албанский хореограф Гьердж Превази, болгарская прима-балерина Сильвия Томова, российско-болгарский хореограф Сергей Сергеев, российский хореограф Константин Уральский, албанский хореограф Артан Ибершими, голландский хореограф Артур Куггегейн [ де ] , турецкий хореограф Мехмет Балкан , албанский хореограф Илир Керни и американский хореограф Александр Трессор. [28]

Косовская филармония

[ редактировать ]
Филармонический оркестр Косово выступает в Красном зале.

Косовский филармонический оркестр был основан в 2000 году сначала как струнный ансамбль, а затем как камерный оркестр. [27] Сразу после создания он столкнулся с финансовыми проблемами. Из-за нехватки исполнителей из Косово часто приходится приглашать гастролеров из Македонии и Албании. [2] [27]

Косовская филармония также выступала за пределами Косово, в таких странах, как Япония и Турция, и получила приглашения выступить в Албании и Болгарии, а также сотрудничала со Словенской филармонией. По состоянию на 2013 год директором Косовской филармонии является Баки Яшари. Косовская филармония насчитывает 120 членов. [29]

Оперный театр

[ редактировать ]

По состоянию на 2013 год в Косово нет оперного театра, хотя планы его строительства планировались еще с югославских времен. [30] Такие места, как Красный зал (албанский: Salla e kuqe ) [31] [32] и католическая церковь «Шен Ндоу» вместо этого используются для представлений. [33]

Ардита Статовци

[ редактировать ]

Ардита Статовци родилась в 1982 году в Приштине, где она впервые начала учиться игре на фортепиано. С 15 лет она училась в знаменитом университете Моцартеум в Зальцбурге в Австрии, а затем в Университете Индианы в США и Пианистической академии в Имоле в Италии. Она неоднократно была награждена национальными и международными премиями и стипендиями. [34] Как концертирующая пианистка она уже гастролировала в Германии, Косово, Швейцарии, Австрии, Боснии, Венгрии, Македонии, Италии, Испании, Англии, Хорватии, Франции, Словении, США, Китае и т. д., давая сольные концерты и в качестве солистки с такими оркестрами, как Оркестр Моцарта в Болонье, Камерный оркестр Густава Малера, Оркестр Гайдна, Венская симфониетта, Филармония Бад-Райхенхаллер и др. [35] [36]

Бахри Села

[ редактировать ]

Бахри Чела родился в 1941 году в Албании и учился в музыкальной школе в Призрене. Затем он изучал дирижирование в Музыкальной академии в Белграде, а затем в течение года продолжил обучение в Санкт-Петербурге. После окончания учебы он продолжил преподавать в музыкальной школе в Приштине, где также дирижировал школьным хором и стал продюсером Приштинского радио и телевидения. Хор, которым он руководил в музыкальной школе, завоевал первую премию на конкурсе в Македонии в 1977 году и вторую премию в Словении в 1979 году. Затем он начал преподавать в музыкальной академии в Приштине в 1978 году, а с 2006 года работал хореографом. профессор музыкального факультета. [37]

Мисбах Какамаку

[ редактировать ]

Мисбах Качамаку родился в 1968 году в Митровице, Косово, и учился игре на фортепиано на музыкальном факультете в Приштине. Будучи студентом, он имел много успешных выступлений. Он выиграл конкурс молодых пианистов в Югославии. Он продолжил обучение в Педагогическом институте в России. Сегодня он концертмейстер музыкального факультета и пианист ансамбля Vivendi в Приштине. [38]

Венера Мехметагай Кайтази

[ редактировать ]

Венера Мехметагай Кайтази родилась в 1960 году в Призрене, Косово. Она начала учиться игре на флейте в Академии художеств, где получила звание профессора. Позже она продолжила образование во Франции у профессора Пьера-Ива Арто . Сегодня она профессор музыкального факультета в Приштине, а также член Косовской филармонии.

Мерита Джунику

[ редактировать ]

Мерита Юнику родилась в 1960 году в Приштине и училась там же в музыкальной школе, а позже продолжила обучение на музыкальном факультете. После растущего интереса к опере она продолжила обучение в музыкальной академии в Загребе, которую окончила в 1990 году. Ее первым спектаклем были «Трубадуры» Верди. Некоторые примеры опер, которые она пела: «Норма» Беллини, «Аида» Верди и «Самсон» и «Далила» Сен-Сента. С 2006 года она преподает в Приштинском университете и является постоянным участником оперы Любляны.

Сихана Бадивуку

[ редактировать ]

Сихана Бадивуку родилась в 1967 году в Приштине. Она поступила в консерваторию имени П.И.Чайковского в Москве. Она сдала магистерский экзамен у профессора Е. Чугаевой, а затем продолжила обучение в Высшей школе музыки в Детмольде, Германия, а затем в Италии. Она участвовала в музыкальных конкурсах и фестивалях как в Косово, так и за рубежом, в Австрии, Албании, Венгрии, Болгарии, Германии, Финляндии, России и США. Сегодня она профессор музыкального факультета в Приштине и первая скрипачка Приштинской филармонии. Она является участницей ансамбля Vivendi. [39]

Петрит Чеку

[ редактировать ]
Здание музыкального факультета факультета искусств в Приштине

Петрит Чеку родился в 1985 году в Призрене. Первые инструкции он получил от Луана Сапунсхиу в музыкальной школе в Призрене. В 2002 году он переехал в Загреб, чтобы продолжить там музыкальное образование. Он выиграл первый приз на Всехорватском конкурсе в Дубровнике в 2003 году. Он также завоевал другие награды на конкурсах в Германии и Италии. В 2004 году он выиграл первый приз Европейской музыкальной премии для молодежи в Дубровнике, где представлял Хорватию. Он также стал учеником Дарко Петриньяка в Музыкальной академии в Загребе. Зарекомендовал себя как один из ведущих гитаристов молодого поколения, выиграв Международный конкурс классической гитары имени Микеле Питталуги в Италии в 2007 году. Принимал участие в мастер-классах Мануэля Барруэко, Лео Брауэра, Зорана Дукича, Карло Маркионе, Эхата Мусы. , Скотт Теннант и Ана Видович. По состоянию на 2008 год проживает в Загребе. [40]

Классическое музыкальное образование

[ редактировать ]

Первое поколение учеников музыкальной школы в Призрене окончило школу в 1953 году, и большинство из них продолжило изучать музыку в Белграде, Загребе и других местах. [41] В 1949 году в Приштине последовала еще одна музыкальная школа, а в 1950 году обе школы начали обучать учащихся в возрасте от 8 до 20 лет, тогда как раньше в них обучались только ученики в возрасте от 8 до 15 лет. [5] В 2004 году в Косово было 8 музыкальных школ: шесть для учащихся от 7 до 19 лет и две для учащихся от 7 до 15 лет. [42]

С 1962 года в Высшей профессиональной школе Приштины проводится двухлетняя музыкальная программа. В 1975 году в Приштине открылась Академия искусств (ныне факультет искусств). До этого большинство студентов-музыкантов обучались в основном в Белграде, Любляне, Сараево и Загребе, и число выпускников было очень низким. [5] С момента создания по 2000 год факультет искусств окончили 209 студентов. [43]

  1. ^ Перейти обратно: а б Бериша 1997 , с. 150.
  2. ^ Перейти обратно: а б Руди 2002 , стр. 149, 150.
  3. ^ Бериша 1999 , стр. 206, 207.
  4. ^ Бериша 1997 , с. 27.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Бериша 1999 , с. 207.
  6. ^ Бериша 1997 , с. 134.
  7. ^ Бериша 1997 , с. 138.
  8. ^ Руди 2002 , с. 151
  9. ^ Руди 2002 , с. 154
  10. ^ Перейти обратно: а б Бериша 2004 , с. 29.
  11. ^ Бериша 2004 , с. 6.
  12. ^ Перейти обратно: а б Бериша 1997 , с. 151.
  13. ^ Бериша 2004 , с. 127.
  14. ^ Бериша 1997 , с. 28.
  15. ^ Бериша 2004 , с. 215.
  16. ^ Бериша 2004 , с. 219.
  17. ^ Белла 2006 , с. 42.
  18. ^ Бериша 1999 , с. 236.
  19. ^ Перейти обратно: а б Бериша 2004 , с. 339.
  20. ^ Белла 2006 , с. 98.
  21. ^ Бериша 2004 , с. 71.
  22. ^ Бериша 1999 , стр. 206, 234.
  23. ^ Белла 2006 , с. 149.
  24. ^ Бериша 2004 , с. 341.
  25. ^ «Закон о филармонии, опере и балете Косово» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2007 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Бериша 2004 , с. 292.
  27. ^ Перейти обратно: а б с Анон. 2012 , с. [ нужна страница ] .
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Анон. 2013 .
  29. ^ Журнал «Для тебя» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 года.
  30. ^ Бериша 2004 , с. 291.
  31. ^ "Интернет-журнал Косово Two Point Zero" . Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 года.
  32. ^ «Косовский гид» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 года.
  33. ^ «Европа и лира» .
  34. ^ «ОРФ Культура» .
  35. ^ «Ардита Статовци - Официальный веб-сайт» .
  36. ^ «Ардита Статовци с «Аллой Туркой» сегодня перед австрийским общественным сайтом» .
  37. ^ Белла 2006 , с. 194.
  38. ^ Белла 2006 , с. 202.
  39. ^ Белла 2006 , с. 200.
  40. ^ Каталог 3-го фестиваля Dam Festival. [ нужна полная цитата ]
  41. ^ Бериша 2004 , с. 25.
  42. ^ Бериша 2004 , с. 7.
  43. ^ Бериша 2004 , с. 287.

Источники

[ редактировать ]
  • Анон. (май – июнь 2012 г.). «Каталог фестиваля ReMusica» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 ноября 2013 года.
  • Анон. (2013). «История Косовского балета» . Национальный балет Косово. Архивировано из оригинала 28 июля 2013 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
  • Белла, Ахмет (2006). Дождь тонов . Коллегиум Музыкум.
  • Бериша, Ангел [на албанском языке] (1997). Рауф Дхоми (ред.). творчестве албанских композиторов Стилистическое развитие в . Организация учебников и учебных пособий Косово.
  • — (1999). Музыкальная культура для средней школы [ Музыкальная культура для средней школы ]. Учебник.
  • — (2004). Исследования и наблюдения о музыке [ Исследования и наблюдения о музыке ]. Приштина: Академия наук и искусств Косово. ISBN  9951-413-13-7 .
  • Руди, Рафет (2002). Эстетический тест [ Эстетический тест ]. Дукаджини.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 41c28b4b41e3c4c0eca72d8287469308__1720411140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/08/41c28b4b41e3c4c0eca72d8287469308.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Classical music in Kosovo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)