Хэнк Мобли
Хэнк Мобли | |
---|---|
![]() Мобли, гр. 1956 год | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Генри Мобли |
Рожденный | Истман, Джорджия , США | 7 июля 1930 г.
Умер | 30 мая 1986 г. Филадельфия, Пенсильвания , США | (55 лет)
Жанры | Джаз , хард-боп , соул-джаз |
Род занятий | Музыкант, композитор |
Инструмент(ы) | Тенор-саксофон |
Годы активности | 1949–1986 |
Этикетки | Блю Нот , Престиж , Савой |
Генри Мобли (7 июля 1930 — 30 мая 1986) — американский тенор-саксофонист и композитор. [1] описал Мобли Леонард Физер как «чемпиона по игре на тенор-саксофоне в среднем весе». [2] метафора, используемая для описания его тона, который не был ни таким агрессивным, как у Джона Колтрейна, ни таким мягким, как у Лестера Янга , а его стиль был непринужденным, тонким и мелодичным, особенно в отличие от таких игроков, как Колтрейн и Сонни Роллинз . Критик Стейша Профрок назвала его «одним из самых недооцененных музыкантов эпохи бопа». [3] Композиции Мобли включают «Double Exposure», «Soul Station» и «Dig Dis». [4]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Мобли родился в Истмане, штат Джорджия , но вырос в Элизабет, штат Нью-Джерси , недалеко от Ньюарка . [5] Он описал себя как выходца из музыкальной семьи и рассказал о своем дяде, игравшем в джаз-бэнде. [6] В детстве Мобли играл на фортепиано. [7]
Когда ему было 16, болезнь продержала его дома несколько месяцев. В ответ бабушка купила ему саксофон, чтобы помочь ему занять свое время. Он пытался поступить в музыкальную школу в Ньюарке, но его не приняли, поскольку он не был ее резидентом, поэтому он изучал теорию и гармонию по книгам, которые купила ему бабушка, а также учился игре на тенор-саксофоне.
Карьера
[ редактировать ]1949–1956: Ранняя карьера и годы Jazz Messengers.
[ редактировать ]В 19 лет он начал играть с местными группами, а спустя несколько месяцев впервые поработал с такими музыкантами, как Диззи Гиллеспи и Макс Роуч . [8] Роуч познакомил Мобли с джазовой сценой Нью-Йорка в 1951 году, и в течение следующих двух лет последний начал сочинять и записывать собственные мелодии. [2] В этот период он играл с несколькими R&B -группами и играл две недели в 1953 году с оркестром Дьюка Эллингтона , когда саксофонист Джимми Гамильтон восстанавливался после стоматологической работы. [2] Когда Чарли Паркер услышал игру Мобли, он посоветовал молодому музыканту больше влиять на блюзовую музыку. [9]
В апреле 1953 года Макс Роуч нанял его для записи альбома, выпущенного под названием The Max Roach Quartet с участием Хэнка Мобли . Позже он появился на двух сессиях Роуча, записанных в 1957 и 1958 годах для EmArcy Records.
Вскоре после работы с Роучем он начал регулярно работать с другим барабанщиком и руководителем группы, Артом Блейки . Он и Блейки приняли участие в одной из первых сессий хард-бопа вместе с пианистом Хорасом Сильвером , басистом Дугом Уоткинсом и трубачом Кенни Дорхэмом . Результаты этих сессий были опубликованы под названием «Гораций Сильвер и джазовые посланники» . На тот момент группа представляла собой коллектив, иногда выступавший и записывавшийся под именами Сильвер или Блейки. Мобли также участвовал в записи концертного альбома The Jazz Messengers At the Cafe Bohemia и появился на студийном альбоме The Jazz Messengers на студии Columbia Records . Мобли использовал ритм-секцию Jazz Messengers в качестве своей аккомпанирующей группы для своего дебютного альбома Hank Mobley Quartet в 1955 году на Blue Note Records . Когда в 1956 году версия The Jazz Messengers Сильвера/Уоткинса/Блейки распалась, Мобли некоторое время продолжал работать с Сильвером, появляясь в фильмах Silver's Blue , 6 Pieces of Silver и The Stylings of Silver . Несколько лет спустя Мобли некоторое время работал с Блейки, а весной и летом 1959 года снова присоединился к группе барабанщика (которая называлась Art Blakey and The Jazz Messengers и больше не была коллективом). из его сольных альбомов Blue Note, записанных в 1960 году.
1956–1970: Blue Note годы
[ редактировать ]Мобли стабильно записывался во второй половине 1950-х годов для Blue Note Records, серии альбомов, в которых он участвовал вместе с Ли Морганом , Дональдом Бердом , Артом Фармером , Кенни Дорэмом , Джеки Маклином , Пеппер Адамс , Милтом Джексоном , Сонни Кларком , Бобби Тиммонсом , Херби Хэнкок , Уинтон Келли , Пол Чемберс и Филли Джо Джонс , среди других. Бывшая ритм-секция Мобли «Посланники» в составе Сильвера, Уоткинса и Блейки поддержала его в «Hank Mobley and His All Stars» и «Hank Mobley Quintet» .В 1958 году Мобли был участником альбома Макса Роуча The Max Roach 4 Plays Charlie Parker , сыграв на трёх треках. Дорэм, саксофонист Джордж Коулман и басисты Джордж Морроу и Нельсон Бойд также записали свои записи на альбоме, полностью состоящем из композиций Паркера. [10] В марте 1959 года Мобли снова присоединился к Jazz Messengers. В этом выпуске The Jazz Messengers он записал At the Jazz Corner of the World и студийный альбом, впервые выпущенный в 2020 году под названием Just Coolin' . В тот же период Мобли и Блейки вместе появились на записи Сонни Кларка , которая впервые была выпущена в 1979 году под названием My Conception . Тем летом Мобли был с Jazz Messengers во время джазового фестиваля в Ньюпорте , но вскоре после этого покинул группу и был заменен Уэйном Шортером . [11]
В 1960-е годы он работал в основном лидером и продолжал записываться для Blue Note Records до 1970 года. Среди известных записей этого периода - Soul Station (1960), который обычно считается его лучшей записью, [12] и перекличка (1960). На обоих этих альбомах Блейки играл на барабанах, и это были последние записи, которые Мобли сделал с барабанщиком. В обзоре Soul Station назвал Академии звукозаписи за 2020 год сайт премии «Грэмми» альбом Мобли «самым полезным для прослушивания, несмотря на то, что он не сломал шаблон». [13] Грэмми также назвал альбом «непринужденно элегантным». [14] The Guardian дал четырем «классическим» альбомам Мобли ( «Peckin' Time» , «Soul Station» , «Roll Call» и «Workout ») пять звезд, отметив, что «[f] или однажды слово «классика» оправдано». В статье в качестве обоснования этой оценки упоминались его «бесконечная тонкость» и способности «гениального композитора». [15]
В этот период своей карьеры он выступал с музыкантами в стиле боп и хард-боп, включая Гранта Грина , Фредди Хаббарда , Сонни Кларка , Уинтона Келли и Филли Джо Джонса , а также сформировал особенно продуктивное партнёрство с трубачом Ли Морганом , появившись на альбомах друг друга и Джонни Гриффина «Взрывная сессия» . [16] Мобли некоторое время был участником группы Майлза Дэвиса в 1961 году. [1] в тот период, когда Дэвис искал тенор-саксофониста, который навсегда заменит Джона Колтрейна . Мобли можно услышать на альбоме Someday My Prince Will Come (на двух треках, играемых вместе с Колтрейном), а также на концертных записях In Person: Live at the Blackhawk и At Carnegie Hall . JazzTimes отметил, что примерно в то время, когда он играл с Дэвисом, Мобли «изменил свое звучание» с более легкого на более резкое. [17]

В 1961 году Мобли записал два своих собственных альбома, Workout и Another Workout , хотя «Another Workout» не выпускался до 1985 года. Оба включали ритм-секцию Уинтона Келли, Пола Чемберса и Филли Джо Джонса, все из которых были в группах Дэвиса в то время. конец 1950-х годов. Задержка выпуска последнего альбома позже была названа продюсером Майклом Кускуной «непонятной» и, по словам Боба Блюменталя, «поразительной». [18] В состав Workout входили гитарист Грант Грин , Уинтон Келли, Пол Чемберс и Филли Джо Джонс. [19] в то время как в «Другой тренировке» участвовал тот же персонал, за исключением Грина. [18] Мобли много репетировал перед своими записями Blue Note 1960-х годов, обычно дважды в течение недели, предшествующей субботней студийной сессии, при этом Blue Note оплачивала репетиции и записи. [9] Альфред Лайон, сопродюсер лейбла, часто руководил темпом группы или критиковал студийные подходы, пока они не оставались им довольны. [9]
Мобли записал No Room for Squares в 1964 году с участием трубачей Дональда Берда и Ли Моргана, при этом DownBeat отметил, что на альбоме Мобли «передавал тихий авторитет», а год спустя последовал альбом A Caddy for Daddy . [2] Мобли, Ли Морган и пианист соул-джаза Гарольд Маберн записали еще один альбом середины 60-х, Dippin' . за один день [2] [20] По словам Сэмюэля Челла, No Room for Squares была «первой сессией, на которой [Мобли] начал жертвовать лирическим вдохновением и тонкостью фразировки в пользу более жесткого звука и более жесткого ритмического подхода». [18]
В 1964 году, отбывая тюремное заключение за хранение наркотиков , Мобли написал песни, которые позже были записаны для альбома A Slice of the Top . Альбом был записан в 1966 году, но выпущен только в 1979 году. [9] Популярность альбомов Мобли снизилась в середине 1960-х, хотя в этот период он продолжал регулярно записываться. Три альбома, получившие признание критиков, записанные в середине-конце 60-х, включают A Caddy for Daddy , Hi Voltance и The Flip . [17] Помимо его альбома Reach Out! , также записанный в конце 60-х, Мобли избегал прогрессивного джаза и электрического звучания, популярного в тот период среди джазовых музыкантов. [21]
1970–1986: выход на пенсию.
[ редактировать ]Один из последних альбомов Мобли под названием Breakthrough! , был записан в 1972 году с баритон-саксофонистом Чарльзом Дэвисом , пианистом Сидаром Уолтоном , басистом Сэмом Джонсом и барабанщиком Билли Хиггинсом . [22] Скотт Яноу отметил, что после этой рекордной даты карьера Мобли вот-вот «затмится». [23]
В 1973 году, незадолго до окончания карьеры, он начал музыкальное сотрудничество с Мухалом Ричардом Абрамсом , хотя они никогда не записывались вместе. [2] После полуотставки Мобли пианистка Тете Монтолиу и Мобли вместе записали один трек для альбома 1980 года I Wanna Talk About You , джазового стандарта « Осенние листья ». [22] [24]
В 1979 году в интервью Джону Литвейлеру Мобли отметил: «Мне трудно думать о том, что могло бы быть и что должно было быть». [9]
Мобли выступил с речью на концерте Blue Note Town Hall в 1985 году. [2]
Личная жизнь
[ редактировать ]Мобли пристрастился к героину в конце 1950-х годов и в 1958 году был заключен в тюрьму. [9] [25] Он продолжал бороться со своей наркозависимостью в 1960-е годы. [2]
Давний курильщик, Мобли был вынужден уйти на пенсию в середине 1970-х годов из-за проблем с легкими. [1] В последние годы жизни у него также были проблемы с бездомностью , и он изо всех сил пытался поддерживать связь со своими коллегами-музыкантами. [25] он дважды выступал в Angry Squire в Нью-Йорке - 22 и 23 ноября 1985 года и 11 января 1986 года - в квартете с герцогом Джорданом За несколько месяцев до своей смерти и приглашенной певицей Лоди Карр.
Он умер от пневмонии в 1986 году, а также страдал от рака легких. [26]
Наследие
[ редактировать ]Ведущий джазового радио Боб Перкинс охарактеризовал стиль Мобли как «круглый, хриплый и самобытный», отметив, что, несмотря на «вялые оценки его артистизма со стороны критиков, Хэнк Мобли преодолел некоторые серьезные камни преткновения, чтобы занять место в истории джазовой музыки». [27]
Mosaic Records выпустила два многодисковых сборника записей Mobley's Blue Note. The Complete Blue Note Hank Mobley Fifties Sessions был выпущен лейблом в 1998 году, а The Complete Hank Mobley Blue Note Sessions 1963-70 — в 2019 году. [28] GQ отметил, что семь из двенадцати альбомов Мобли Blue Note, записанных в период 1963–1970 годов, были быстро намечены к выпуску, а остальные «разобраны, смешаны и сопоставлены», что лишило Мобли его подобающего места в музыке того времени и оставило его в глубокой депрессии. расстроенный." [29] Сам Мобли был встревожен склонностью звукозаписывающей компании принуждать его к студийным сессиям только для того, чтобы решить не выпускать записанную музыку. [29] Например, альбом Мобли Poppin ' был записан в 1957 году и выпущен 23 года спустя. [30]
The Spectator посетовал, что «неприятным побочным эффектом модернизма 20-го века является то, что [удобство слушаемости] не помещает вас в учебники истории», ссылаясь на стиль Мобли и недостаточное внимание, уделяемое его работам по сравнению с Джоном Колтрейном и Сонни Роллинзом. . По словам коллеги-саксофониста Гэри Барца , тот факт, что его композиции не были выпущены в одном издательстве, затруднял получение от них прибыли. [21]
В ноябре 2020 года первое видео прямой трансляции Van Gelder Studio было посвящено Мобли. [31] В 2022 году саксофонист Арт Темен приобрел саксофон, который ранее принадлежал Ронни Скотту , а до него - Мобли. [32] В статье Грэмми «Let Me Play The Answers: 8 джазовых исполнителей, почитающих черных гениев» Мобли упоминается как оказавший влияние на джазового трубача Брюса Харриса, а вклад Арта Блейки в Soul Station , метафорически, как «самая горячая часть пламени», по мнению бывшего джазового музыканта. Барабанщик Messengers Ральф Петерсон-младший. [33]
Дискография
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Колин Ларкин , изд. (1997). Энциклопедия популярной музыки Virgin (Краткое издание). Девственные книги . п. 858. ИСБН 1-85227-745-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Коэн, Аарон (28 ноября 2019 г.). «Хэнк Мобли, мастер контрастов» . сайт downbeat.com . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Профрок, Стейша. «Хэнк Мобли: Станция души» . Вся музыка . Вся медиасеть . Проверено 14 января 2015 г.
- ^ «Список лучших песен Хэнка Мобли: лучшие, новые и старые» . Вся музыка . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Стив Хьюи, «Биография исполнителя» , AllMusic .
- ^ Бырчек, Ян (1970). «Интервью с Хэнком Мобли». Журнал «Польский джазовый форум» : 83–85.
- ^ Мэтисон, Кенни (25 июля 2013 г.). «Мобли, Хэнк» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.A2242286 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ Квартет Хэнка Мобли (примечания). Отчеты Blue Note . 1955. БЛП 5066.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гилбрит, Аарон. «Что есть и что могло бы быть: Хэнк Мобли» . Союзы . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ «Макс Роуч 4 играет Чарли Паркера - Макс Роуч | Песни, обзоры, авторы | AllMusic» . Вся музыка . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ «Отложенный альбом Арта Блейки и The Jazz Messengers наконец увидит свет» . ВБГО . 20 марта 2020 г. Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Блюменталь, Боб (1999) [1960]. «НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАНЦИЮ ДУША». Soul Station (издание Руди Ван Гелдера) (примечания для СМИ). Хэнк Мобли. Blue Note Records / Capitol Records .
- ^ Энос, Морган (6 октября 2020 г.). «« Станция души » Хэнка Мобли в 60 лет: как мягкий шедевр тенор-саксофониста вдохновляет джазовых музыкантов в 2020 году» . Грэмми.com . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Энос, Морган (13 апреля 2022 г.). «Нет аккредитации? Нет проблем! 10 потенциальных путей, как начать заниматься джазом» . Грэмми.com . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Гелли, Дэйв (28 мая 2017 г.). «Хэнк Мобли: обзор четырех классических альбомов – полный остроумия и изобретательности» . Хранитель . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Джонсон, Дэвид (9 августа 2023 г.). «Моб-Ли: Ли Морган и Хэнк Мобли» . Ночные огни Классический джаз . Общественные СМИ Индианы . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Флеминг, Колин. «Хэнк Мобли: Полное собрание сессий синих нот Хэнка Мобли 1963–70 (Мозаика)» . ДжазТаймс . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Джаз, все о нем (23 августа 2006 г.). «Хэнк Мобли: Хэнк Мобли: Еще один обзор альбома Workout @ All About Jazz» . Все о джазе . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ «Тренировка — Хэнк Мобли» . Вся музыка . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ "Dippin' - Хэнк Мобли | Песни, обзоры, авторы | AllMusic" . Вся музыка . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Ши, Эндрю Л. (7 сентября 2018 г.). «Хэнк Мобли, величайший саксофонист, которого вы никогда не слышали» . spectator.co.uk . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Дискография Хэнка Мобли» . сайт джаздиско.орг . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ «Прорыв! - Квинтет Сидара Уолтона и Хэнка Мобли, Сидара Уолтона, Хэнка Мобли» . AllMusic.com . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ «Я хочу поговорить о тебе — Тете Монтолиу» . Вся музыка . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Броуди, Ричард. «Призрачный джаз Хэнка Мобли» . Житель Нью-Йорка . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ Нельсон, Нельс (4 июня 1986 г.). «Хэнк Мобли, международный джазовый деятель» . Филадельфийский исследователь .
- ^ Перкинс, Боб (8 мая 2014 г.). «Джазовая библиотека Боба Перкинса: воспоминания о саксофонисте Хэнке Мобли» . ВРТИ . Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ Джаз, все о. «Джазовый альбом: Полное собрание сессий Хэнка Мобли Blue Note 1963-70 годов» . Все о джазовых музыкантах . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Броуди, Ричард (31 марта 2020 г.). «Призрачный джаз Хэнка Мобли» . Британский журнал GQ . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Уоринг, Чарльз (20 октября 2021 г.). « 'Poppin ' ': недооцененный альбом Хэнка Мобли по-прежнему звучит свежо из коробки» . uОткройте для себя музыку . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Люстиг, Джей (9 ноября 2020 г.). «Студия Van Gelder запустит серию прямых трансляций с данью уважения Хэнку Мобли» . NJArts.net . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ «Музыкант покупает саксофон, принадлежавший герою джаза» . henleystandard.co.uk . 12 февраля 2022 г. . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Энос, Морган (1 июля 2021 г.). «Позвольте мне сыграть ответы: 8 джазовых исполнителей, прославляющих черных гениев» . Грэмми.com . Проверено 28 апреля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анселл, Дерек (2008). Тренировка: Музыка Хэнка Мобли . Лондон: Публикации Northway . ISBN 978-0-9550908-8-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хэнка Мобли Дискография на Discogs
- Стив Хьюи, «Биография артиста» , AllMusic.
- 1930 рождений
- 1986 смертей
- Афро-американские джазовые музыканты
- Американские джазовые тенор-саксофонисты
- Американские саксофонисты-мужчины
- Музыканты хард-бопа
- Саксофонисты хард-бопа
- Участники группы Jazz Messengers
- Артисты Savoy Records
- Исполнители Blue Note Records
- Исполнители Muse Records
- Артисты Prestige Records
- Люди из Элизабет, Нью-Джерси
- Люди из Истмана, Джорджия
- Музыканты из Джорджии (штат США)
- Американские саксофонисты 20-го века
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Американские музыканты-мужчины 20-го века