Jump to content

Хэнк Мобли

Хэнк Мобли
Мобли, гр. 1956 год
Мобли, гр. 1956 год
Справочная информация
Имя при рождении Генри Мобли
Рожденный ( 1930-07-07 ) 7 июля 1930 г.
Истман, Джорджия , США
Умер 30 мая 1986 г. (30 мая 1986 г.) (55 лет)
Филадельфия, Пенсильвания , США
Жанры Джаз , хард-боп , соул-джаз
Род занятий Музыкант, композитор
Инструмент(ы) Тенор-саксофон
Годы активности 1949–1986
Этикетки Блю Нот , Престиж , Савой

Генри Мобли (7 июля 1930 — 30 мая 1986) — американский тенор-саксофонист и композитор. [1] описал Мобли Леонард Физер как «чемпиона по игре на тенор-саксофоне в среднем весе». [2] метафора, используемая для описания его тона, который не был ни таким агрессивным, как у Джона Колтрейна, ни таким мягким, как у Лестера Янга , а его стиль был непринужденным, тонким и мелодичным, особенно в отличие от таких игроков, как Колтрейн и Сонни Роллинз . Критик Стейша Профрок назвала его «одним из самых недооцененных музыкантов эпохи бопа». [3] Композиции Мобли включают «Double Exposure», «Soul Station» и «Dig Dis». [4]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Мобли родился в Истмане, штат Джорджия , но вырос в Элизабет, штат Нью-Джерси , недалеко от Ньюарка . [5] Он описал себя как выходца из музыкальной семьи и рассказал о своем дяде, игравшем в джаз-бэнде. [6] В детстве Мобли играл на фортепиано. [7]

Когда ему было 16, болезнь продержала его дома несколько месяцев. В ответ бабушка купила ему саксофон, чтобы помочь ему занять свое время. Он пытался поступить в музыкальную школу в Ньюарке, но его не приняли, поскольку он не был ее резидентом, поэтому он изучал теорию и гармонию по книгам, которые купила ему бабушка, а также учился игре на тенор-саксофоне.

1949–1956: Ранняя карьера и годы Jazz Messengers.

[ редактировать ]

В 19 лет он начал играть с местными группами, а спустя несколько месяцев впервые поработал с такими музыкантами, как Диззи Гиллеспи и Макс Роуч . [8] Роуч познакомил Мобли с джазовой сценой Нью-Йорка в 1951 году, и в течение следующих двух лет последний начал сочинять и записывать собственные мелодии. [2] В этот период он играл с несколькими R&B -группами и играл две недели в 1953 году с оркестром Дьюка Эллингтона , когда саксофонист Джимми Гамильтон восстанавливался после стоматологической работы. [2] Когда Чарли Паркер услышал игру Мобли, он посоветовал молодому музыканту больше влиять на блюзовую музыку. [9]

В апреле 1953 года Макс Роуч нанял его для записи альбома, выпущенного под названием The Max Roach Quartet с участием Хэнка Мобли . Позже он появился на двух сессиях Роуча, записанных в 1957 и 1958 годах для EmArcy Records.

Вскоре после работы с Роучем он начал регулярно работать с другим барабанщиком и руководителем группы, Артом Блейки . Он и Блейки приняли участие в одной из первых сессий хард-бопа вместе с пианистом Хорасом Сильвером , басистом Дугом Уоткинсом и трубачом Кенни Дорхэмом . Результаты этих сессий были опубликованы под названием «Гораций Сильвер и джазовые посланники» . На тот момент группа представляла собой коллектив, иногда выступавший и записывавшийся под именами Сильвер или Блейки. Мобли также участвовал в записи концертного альбома The Jazz Messengers At the Cafe Bohemia и появился на студийном альбоме The Jazz Messengers на студии Columbia Records . Мобли использовал ритм-секцию Jazz Messengers в качестве своей аккомпанирующей группы для своего дебютного альбома Hank Mobley Quartet в 1955 году на Blue Note Records . Когда в 1956 году версия The Jazz Messengers Сильвера/Уоткинса/Блейки распалась, Мобли некоторое время продолжал работать с Сильвером, появляясь в фильмах Silver's Blue , 6 Pieces of Silver и The Stylings of Silver . Несколько лет спустя Мобли некоторое время работал с Блейки, а весной и летом 1959 года снова присоединился к группе барабанщика (которая называлась Art Blakey and The Jazz Messengers и больше не была коллективом). из его сольных альбомов Blue Note, записанных в 1960 году.

Мобли стабильно записывался во второй половине 1950-х годов для Blue Note Records, серии альбомов, в которых он участвовал вместе с Ли Морганом , Дональдом Бердом , Артом Фармером , Кенни Дорэмом , Джеки Маклином , Пеппер Адамс , Милтом Джексоном , Сонни Кларком , Бобби Тиммонсом , Херби Хэнкок , Уинтон Келли , Пол Чемберс и Филли Джо Джонс , среди других. Бывшая ритм-секция Мобли «Посланники» в составе Сильвера, Уоткинса и Блейки поддержала его в «Hank Mobley and His All Stars» и «Hank Mobley Quintet» .В 1958 году Мобли был участником альбома Макса Роуча The Max Roach 4 Plays Charlie Parker , сыграв на трёх треках. Дорэм, саксофонист Джордж Коулман и басисты Джордж Морроу и Нельсон Бойд также записали свои записи на альбоме, полностью состоящем из композиций Паркера. [10] В марте 1959 года Мобли снова присоединился к Jazz Messengers. В этом выпуске The Jazz Messengers он записал At the Jazz Corner of the World и студийный альбом, впервые выпущенный в 2020 году под названием Just Coolin' . В тот же период Мобли и Блейки вместе появились на записи Сонни Кларка , которая впервые была выпущена в 1979 году под названием My Conception . Тем летом Мобли был с Jazz Messengers во время джазового фестиваля в Ньюпорте , но вскоре после этого покинул группу и был заменен Уэйном Шортером . [11]

В 1960-е годы он работал в основном лидером и продолжал записываться для Blue Note Records до 1970 года. Среди известных записей этого периода - Soul Station (1960), который обычно считается его лучшей записью, [12] и перекличка (1960). На обоих этих альбомах Блейки играл на барабанах, и это были последние записи, которые Мобли сделал с барабанщиком. В обзоре Soul Station назвал Академии звукозаписи за 2020 год сайт премии «Грэмми» альбом Мобли «самым полезным для прослушивания, несмотря на то, что он не сломал шаблон». [13] Грэмми также назвал альбом «непринужденно элегантным». [14] The Guardian дал четырем «классическим» альбомам Мобли ( «Peckin' Time» , «Soul Station» , «Roll Call» и «Workout ») пять звезд, отметив, что «[f] или однажды слово «классика» оправдано». В статье в качестве обоснования этой оценки упоминались его «бесконечная тонкость» и способности «гениального композитора». [15]

В этот период своей карьеры он выступал с музыкантами в стиле боп и хард-боп, включая Гранта Грина , Фредди Хаббарда , Сонни Кларка , Уинтона Келли и Филли Джо Джонса , а также сформировал особенно продуктивное партнёрство с трубачом Ли Морганом , появившись на альбомах друг друга и Джонни Гриффина «Взрывная сессия» . [16] Мобли некоторое время был участником группы Майлза Дэвиса в 1961 году. [1] в тот период, когда Дэвис искал тенор-саксофониста, который навсегда заменит Джона Колтрейна . Мобли можно услышать на альбоме Someday My Prince Will Come (на двух треках, играемых вместе с Колтрейном), а также на концертных записях In Person: Live at the Blackhawk и At Carnegie Hall . JazzTimes отметил, что примерно в то время, когда он играл с Дэвисом, Мобли «изменил свое звучание» с более легкого на более резкое. [17]

Мобли и Альфред Лайон

В 1961 году Мобли записал два своих собственных альбома, Workout и Another Workout , хотя «Another Workout» не выпускался до 1985 года. Оба включали ритм-секцию Уинтона Келли, Пола Чемберса и Филли Джо Джонса, все из которых были в группах Дэвиса в то время. конец 1950-х годов. Задержка выпуска последнего альбома позже была названа продюсером Майклом Кускуной «непонятной» и, по словам Боба Блюменталя, «поразительной». [18] В состав Workout входили гитарист Грант Грин , Уинтон Келли, Пол Чемберс и Филли Джо Джонс. [19] в то время как в «Другой тренировке» участвовал тот же персонал, за исключением Грина. [18] Мобли много репетировал перед своими записями Blue Note 1960-х годов, обычно дважды в течение недели, предшествующей субботней студийной сессии, при этом Blue Note оплачивала репетиции и записи. [9] Альфред Лайон, сопродюсер лейбла, часто руководил темпом группы или критиковал студийные подходы, пока они не оставались им довольны. [9]

Мобли записал No Room for Squares в 1964 году с участием трубачей Дональда Берда и Ли Моргана, при этом DownBeat отметил, что на альбоме Мобли «передавал тихий авторитет», а год спустя последовал альбом A Caddy for Daddy . [2] Мобли, Ли Морган и пианист соул-джаза Гарольд Маберн записали еще один альбом середины 60-х, Dippin' . за один день [2] [20] По словам Сэмюэля Челла, No Room for Squares была «первой сессией, на которой [Мобли] начал жертвовать лирическим вдохновением и тонкостью фразировки в пользу более жесткого звука и более жесткого ритмического подхода». [18]

В 1964 году, отбывая тюремное заключение за хранение наркотиков , Мобли написал песни, которые позже были записаны для альбома A Slice of the Top . Альбом был записан в 1966 году, но выпущен только в 1979 году. [9] Популярность альбомов Мобли снизилась в середине 1960-х, хотя в этот период он продолжал регулярно записываться. Три альбома, получившие признание критиков, записанные в середине-конце 60-х, включают A Caddy for Daddy , Hi Voltance и The Flip . [17] Помимо его альбома Reach Out! , также записанный в конце 60-х, Мобли избегал прогрессивного джаза и электрического звучания, популярного в тот период среди джазовых музыкантов. [21]

1970–1986: выход на пенсию.

[ редактировать ]

Один из последних альбомов Мобли под названием Breakthrough! , был записан в 1972 году с баритон-саксофонистом Чарльзом Дэвисом , пианистом Сидаром Уолтоном , басистом Сэмом Джонсом и барабанщиком Билли Хиггинсом . [22] Скотт Яноу отметил, что после этой рекордной даты карьера Мобли вот-вот «затмится». [23]

В 1973 году, незадолго до окончания карьеры, он начал музыкальное сотрудничество с Мухалом Ричардом Абрамсом , хотя они никогда не записывались вместе. [2] После полуотставки Мобли пианистка Тете Монтолиу и Мобли вместе записали один трек для альбома 1980 года I Wanna Talk About You , джазового стандарта « Осенние листья ». [22] [24]

В 1979 году в интервью Джону Литвейлеру Мобли отметил: «Мне трудно думать о том, что могло бы быть и что должно было быть». [9]

Мобли выступил с речью на концерте Blue Note Town Hall в 1985 году. [2]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Мобли пристрастился к героину в конце 1950-х годов и в 1958 году был заключен в тюрьму. [9] [25] Он продолжал бороться со своей наркозависимостью в 1960-е годы. [2]

Давний курильщик, Мобли был вынужден уйти на пенсию в середине 1970-х годов из-за проблем с легкими. [1] В последние годы жизни у него также были проблемы с бездомностью , и он изо всех сил пытался поддерживать связь со своими коллегами-музыкантами. [25] он дважды выступал в Angry Squire в Нью-Йорке - 22 и 23 ноября 1985 года и 11 января 1986 года - в квартете с герцогом Джорданом За несколько месяцев до своей смерти и приглашенной певицей Лоди Карр.

Он умер от пневмонии в 1986 году, а также страдал от рака легких. [26]

Наследие

[ редактировать ]

Ведущий джазового радио Боб Перкинс охарактеризовал стиль Мобли как «круглый, хриплый и самобытный», отметив, что, несмотря на «вялые оценки его артистизма со стороны критиков, Хэнк Мобли преодолел некоторые серьезные камни преткновения, чтобы занять место в истории джазовой музыки». [27]

Mosaic Records выпустила два многодисковых сборника записей Mobley's Blue Note. The Complete Blue Note Hank Mobley Fifties Sessions был выпущен лейблом в 1998 году, а The Complete Hank Mobley Blue Note Sessions 1963-70 — в 2019 году. [28] GQ отметил, что семь из двенадцати альбомов Мобли Blue Note, записанных в период 1963–1970 годов, были быстро намечены к выпуску, а остальные «разобраны, смешаны и сопоставлены», что лишило Мобли его подобающего места в музыке того времени и оставило его в глубокой депрессии. расстроенный." [29] Сам Мобли был встревожен склонностью звукозаписывающей компании принуждать его к студийным сессиям только для того, чтобы решить не выпускать записанную музыку. [29] Например, альбом Мобли Poppin ' был записан в 1957 году и выпущен 23 года спустя. [30]

The Spectator посетовал, что «неприятным побочным эффектом модернизма 20-го века является то, что [удобство слушаемости] не помещает вас в учебники истории», ссылаясь на стиль Мобли и недостаточное внимание, уделяемое его работам по сравнению с Джоном Колтрейном и Сонни Роллинзом. . По словам коллеги-саксофониста Гэри Барца , тот факт, что его композиции не были выпущены в одном издательстве, затруднял получение от них прибыли. [21]

В ноябре 2020 года первое видео прямой трансляции Van Gelder Studio было посвящено Мобли. [31] В 2022 году саксофонист Арт Темен приобрел саксофон, который ранее принадлежал Ронни Скотту , а до него - Мобли. [32] В статье Грэмми «Let Me Play The Answers: 8 джазовых исполнителей, почитающих черных гениев» Мобли упоминается как оказавший влияние на джазового трубача Брюса Харриса, а вклад Арта Блейки в Soul Station , метафорически, как «самая горячая часть пламени», по мнению бывшего джазового музыканта. Барабанщик Messengers Ральф Петерсон-младший. [33]

Дискография

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Колин Ларкин , изд. (1997). Энциклопедия популярной музыки Virgin (Краткое издание). Девственные книги . п. 858. ИСБН  1-85227-745-9 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Коэн, Аарон (28 ноября 2019 г.). «Хэнк Мобли, мастер контрастов» . сайт downbeat.com . Проверено 13 апреля 2022 г.
  3. ^ Профрок, Стейша. «Хэнк Мобли: Станция души» . Вся музыка . Вся медиасеть . Проверено 14 января 2015 г.
  4. ^ «Список лучших песен Хэнка Мобли: лучшие, новые и старые» . Вся музыка . Проверено 13 апреля 2022 г.
  5. ^ Стив Хьюи, «Биография исполнителя» , AllMusic .
  6. ^ Бырчек, Ян (1970). «Интервью с Хэнком Мобли». Журнал «Польский джазовый форум» : 83–85.
  7. ^ Мэтисон, Кенни (25 июля 2013 г.). «Мобли, Хэнк» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.A2242286 . ISBN  978-1-56159-263-0 . Проверено 16 сентября 2021 г.
  8. ^ Квартет Хэнка Мобли (примечания). Отчеты Blue Note . 1955. БЛП 5066.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Гилбрит, Аарон. «Что есть и что могло бы быть: Хэнк Мобли» . Союзы . Проверено 24 апреля 2022 г.
  10. ^ «Макс Роуч 4 играет Чарли Паркера - Макс Роуч | Песни, обзоры, авторы | AllMusic» . Вся музыка . Проверено 24 апреля 2022 г.
  11. ^ «Отложенный альбом Арта Блейки и The Jazz Messengers наконец увидит свет» . ВБГО . 20 марта 2020 г. Проверено 24 апреля 2022 г.
  12. ^ Блюменталь, Боб (1999) [1960]. «НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАНЦИЮ ДУША». Soul Station (издание Руди Ван Гелдера) (примечания для СМИ). Хэнк Мобли. Blue Note Records / Capitol Records .
  13. ^ Энос, Морган (6 октября 2020 г.). «« Станция души » Хэнка Мобли в 60 лет: как мягкий шедевр тенор-саксофониста вдохновляет джазовых музыкантов в 2020 году» . Грэмми.com . Проверено 23 апреля 2022 г.
  14. ^ Энос, Морган (13 апреля 2022 г.). «Нет аккредитации? Нет проблем! 10 потенциальных путей, как начать заниматься джазом» . Грэмми.com . Проверено 24 апреля 2022 г.
  15. ^ Гелли, Дэйв (28 мая 2017 г.). «Хэнк Мобли: обзор четырех классических альбомов – полный остроумия и изобретательности» . Хранитель . Проверено 23 апреля 2022 г.
  16. ^ Джонсон, Дэвид (9 августа 2023 г.). «Моб-Ли: Ли Морган и Хэнк Мобли» . Ночные огни Классический джаз . Общественные СМИ Индианы . Проверено 24 апреля 2022 г.
  17. ^ Jump up to: а б Флеминг, Колин. «Хэнк Мобли: Полное собрание сессий синих нот Хэнка Мобли 1963–70 (Мозаика)» . ДжазТаймс . Проверено 23 апреля 2022 г.
  18. ^ Jump up to: а б с Джаз, все о нем (23 августа 2006 г.). «Хэнк Мобли: Хэнк Мобли: Еще один обзор альбома Workout @ All About Jazz» . Все о джазе . Проверено 24 апреля 2022 г.
  19. ^ «Тренировка — Хэнк Мобли» . Вся музыка . Проверено 24 апреля 2022 г.
  20. ^ "Dippin' - Хэнк Мобли | Песни, обзоры, авторы | AllMusic" . Вся музыка . Проверено 13 апреля 2022 г.
  21. ^ Jump up to: а б Ши, Эндрю Л. (7 сентября 2018 г.). «Хэнк Мобли, величайший саксофонист, которого вы никогда не слышали» . spectator.co.uk . Проверено 24 апреля 2022 г.
  22. ^ Jump up to: а б «Дискография Хэнка Мобли» . сайт джаздиско.орг . Проверено 23 апреля 2022 г.
  23. ^ «Прорыв! - Квинтет Сидара Уолтона и Хэнка Мобли, Сидара Уолтона, Хэнка Мобли» . AllMusic.com . Проверено 23 апреля 2022 г.
  24. ^ «Я хочу поговорить о тебе — Тете Монтолиу» . Вся музыка . Проверено 23 апреля 2022 г.
  25. ^ Jump up to: а б Броуди, Ричард. «Призрачный джаз Хэнка Мобли» . Житель Нью-Йорка . Проверено 11 мая 2021 г.
  26. ^ Нельсон, Нельс (4 июня 1986 г.). «Хэнк Мобли, международный джазовый деятель» . Филадельфийский исследователь .
  27. ^ Перкинс, Боб (8 мая 2014 г.). «Джазовая библиотека Боба Перкинса: воспоминания о саксофонисте Хэнке Мобли» . ВРТИ . Проверено 28 апреля 2022 г.
  28. ^ Джаз, все о. «Джазовый альбом: Полное собрание сессий Хэнка Мобли Blue Note 1963-70 годов» . Все о джазовых музыкантах . Проверено 24 апреля 2022 г.
  29. ^ Jump up to: а б Броуди, Ричард (31 марта 2020 г.). «Призрачный джаз Хэнка Мобли» . Британский журнал GQ . Проверено 24 апреля 2022 г.
  30. ^ Уоринг, Чарльз (20 октября 2021 г.). « 'Poppin ' ': недооцененный альбом Хэнка Мобли по-прежнему звучит свежо из коробки» . uОткройте для себя музыку . Проверено 24 апреля 2022 г.
  31. ^ Люстиг, Джей (9 ноября 2020 г.). «Студия Van Gelder запустит серию прямых трансляций с данью уважения Хэнку Мобли» . NJArts.net . Проверено 24 апреля 2022 г.
  32. ^ «Музыкант покупает саксофон, принадлежавший герою джаза» . henleystandard.co.uk . 12 февраля 2022 г. . Проверено 24 апреля 2022 г.
  33. ^ Энос, Морган (1 июля 2021 г.). «Позвольте мне сыграть ответы: 8 джазовых исполнителей, прославляющих черных гениев» . Грэмми.com . Проверено 28 апреля 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 507f30cc8a0bb2d4707d4d6eac9ba062__1720338720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/62/507f30cc8a0bb2d4707d4d6eac9ba062.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hank Mobley - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)